Главной добродетелью Светлана справедливо считала смирение и очень ответственно подходила к его формированию и воспитанию. Чаще всего у других, правда. Себя она видела смирительным орудием, подавляющим всякие страсти и устраняющим недостатки ближних – особенно гнева, гордыни, богословской необразованности и недисциплинированности.
Характер ее был сложноват. Начать хотя бы с того, что никакой Светланой она не была: кто осмеливался так ее назвать, получал (бесплатно) небольшой урок греческого и – еще бесплатнее – упражнение в безгневии, которое длилось чуть подольше.
Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения
Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения и желания добра ближнему. От уроков был освобожден только настоятель, которому она присвоила чин «мой батюшка». Тот радовался возможности прогуливать уроки: зачетов у благочинного и контрольных у митрополита вполне хватало для постоянного взращивания семян наиважнейшей добродетели. Но, однажды столкнувшись с слезным ропотом молодых прихожанок, которых, вместе с малышами, Фотиния считала главным объектом своей миссии, не смог сдержаться и назвал ее «Молотом ведьм». Хотя смущенно и попросил, во-первых, сильно об этом не распространяться, а во-вторых, иметь все-таки снисхождение и носить Фотиньины тяготы: «Ну, некого мне больше за ящик поставить и в трапезную тоже! Она ж почти даром работает!» Молодые прихожанки и их дети по такому случаю даже вытерли слезы и улыбнулись. Но ненадолго, конечно: им предстоял курс правильной лексики и рукоскладывания.
Под тотальный запрет на всей территории смирительного прихода попали мирские гадкие слова и словосочетания: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «разрешите», «будьте добры» и т.п. Фотиния очень тщательно наблюдала за избавлением от них у своих подопечных и просто-напросто не реагировала на просьбы, пожелания, нейтральные информативные сообщения, высказанные при помощи неправильной, а то и прямо еретической лексики. То есть ни свечу купить, ни чаю выпить: говори правильно, во славу Божию, тогда, Бог (и Фотиния) даст, чего и получишь.
Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно
Рукоскладывание тоже дело важное. Так просто, без правильного угла, под которым надо сложить ладони, брать благословение у Фотиньиного батюшки нельзя. Градус рукоскладывания определял сам Молот, подводя прихожанок и их детишек к священнику. Тут было все на ее усмотрение: кому-то доставался угол ладоней в 90 градусов, кому-то в 45, а кому и вовсе «ковшичек». Истинное Православие, брат ты мой, хитрая наука! Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно.
Конец педагогической деятельности Фотинии был положен пятилетним дитятей, которое, несмотря на увещания и даже запрет непрошеного учителя, упрямо желало пойти на исповедь после всенощной. Она использовала, кажется, весь свой запретный арсенал: и грудью вставала на пути исповедного дитяти, которое до семи лет вроде как безгрешно и потому в исповеди не нуждается, и шепотом, способным вернуть в сознание роту обморочных глухонемых, взывала к совести родителей-незнаек, в общем, мешала сильно. Пока взрослые боролись со страстями, безгрешное дитя с невесть откуда взявшейся силой отодвинуло туловище Фотинии с пути к исповеди, где стоял грустный настоятель, и, глядя ей в глаза, улыбаясь, прошепелявило: «Тетя Фотя! Заткнись во славу Божию, а?» Пока Светлана хватала рывками воздух, дитя прошло к священнику, изрядно повеселевшему. О чем они там говорили, не наше дело, но исповедь ребенка, помимо отпущения грехов, сильно способствовала водворению тишины на службах и полному прекращению смирительных порывов не в свой адрес. Да и Света как-то подобрела после этого случая: детям конфеты раздает, бывает. И из Молота ведьм она стала Светой-конфетой. Чему, кажется, очень рада. А мы-то как рады – не пересказать.
А мальчику на Руси давно бы розгами наподдавали за неучтивость.
А рассуждать о том, каким вырастет дитятя, так это дело Господа Бога и семьи, а не наше. Целесообразней заниматься собой.
Рассказ, более чем правдив. Увы.
Евгении 7 июля 2018, 21:38: НИЧТО не может нас разлучить от Любви Божией. Так поют на богослужениях, это же пишет Апостол Павел. Как пишут святые отцы, между человеком и Богом может быть только одна преграда- страсти и грехи самого человека, никто другой между ними встать не может. Ощущение, что такое Церковь как сообщество людей, все обычно перенимают из житий святых, из паломничеств по монастырям, от встреч с опытными священниками, монахами, монахинями
А мы бабушакам простить не можем
Это попущение Господне к нашей духовной пользе.
"Дай мне с душевным спокойствием встретить все что даст мне сей день"
Входя в Храм Господь моментально предоставляет нам возможность через окружающих нас людей проверить себя, готовы ли мы сами исполнить просимое - смириться.
И выясняется, что не готовы.
Наверное, от настоятеля много зависит...
И размышление не на религиозную тему: почему все так боятся, что ребёнок станет хамом? Дать отпор настоящему хаму это так ужасно? Смирение не в том, чтобы допускать любые выходки со стороны других, тем более из фальшивых "правил приличия", которые не есть любовь к ближним. В некоторых случаях гораздо правильное и честнее сказать в лицо, что поведение другого недопустимо. Жаль, что так часто путают смирение с забитостью и человекоугодием.
Такие горе-праведницы, стоят нерушимой стеной между людьми и Богом. Они присвоили себе право приватизировать Бога, веру, церковь. Человек, столкнувшись с ними, начинает укореняться в мысли, что это является духом и сутью церкви и веры. Подобная казарма, у людей вызывает смущение и отпугивает. Хотя, если присмотреться, то такие дамы являются образчиком хамства, невежества, жестокости, высокомерия.
Пожалуйста, пишите об этой беде почаще.
Может, даст Бог, хоть что-то изменится.
Задело, что священник не вразумляет бабулю, а просит других смиряься.
В знакомом храме священник не давал петь приезжим проф певцам, так как его тетеньки обидятся и петь не будут, когда певцы уедут. Уж лучше бы он Литургию читал, чем слушать, как поют эти тетушки.
Разве не задача священника вразумить, научить, подсказать