В издательстве «Вольный Странник» вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. «Святые сербские жены» — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из недавно прославленных на общецерковном уровне святых стала святая мученица Босилька, скромная и верная Христу девушка из косовского села, несогласившаяся изменить своей вере и терять свою чистоту. Два столетия она была особо почиталай сербами на Косово в родном селе Пасьяне. Память святой празднуется 13 /26 октября.
***
В XVIII веке в старинном сербском селе Пасьяне на окраине Гнилане жила благочестивая семья Райичич. В скромном родительском доме с братьями и сестрами росла набожная и прекрасная девушка Босилька, отличавшаяся кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями она работала в поле и саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму.
По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами, древним образом Божией Матери и покровительницы семьи святой Параскевы, хранившимися в отчем доме. Особо ее сердце согревалось верой в период рождественских и пасхальных праздников, когда она вместе с родными и детьми односельчан причащалась Святых Христовых Таин.
Когда ей исполнилось семнадцать лет, родители повели ее первый раз в сосед-
нее село Гнилане на Иваньдан — праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Однажды она побывала и в монастыре Драганац на празднике Собора святых Архангелов.
Девушка была наделена особой красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей-безбожников. Демонская похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем. Он стал ждать удобного момента, чтобы ее похитить. Подобные случаи в те времена были обычным делом, и сербам приходилось все время следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей от похищения и насилия.
Вместе со своими сподручными долго следил арнаут за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Удачный момент для осуществления этого преступного замысла выпал осенью, когда девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами, словно звери, напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а несчастную пленницу уволокли в сторону Карадака.
Несколько дней родственники вместе со священником из Пасьяне добивались
от турецких властей помощи и признания самого факта, что молодую сербку похитили и увели в албанский дом. Колеблющиеся и терпимые к арнаутам турки затягивали с расследованием происшествия и судом.
Они надеялись, что это дело решится само собой, как бывало уже не раз, будучи уверенными в том, что из-за позора перед родными девушка сама смирится со своей участью.
Арнаутские злодеи и турецкие угнетатели не учли только твердую веру молодой сербки. Все это время Босилька в чуждом иноплеменном окружении претерпевала сильные искушения, оскорбления, унижения и угрозы, опасаясь того, что придется принять ислам и выйти замуж за насильника. Решительно и непоколебимо она отвергала все нападения, надеясь на милосердие Божие и не теряя надежду на спасение. Ее морили жаждой и бессонницей, избивали и оскорбляли, пытались уговорить сдаться.
С Господом в сердце и молитвой на устах девушка преодолевала все испытания. Теряя терпение, похититель-арнаут с дьявольской жестокостью мучил Босильку, выдирая ей волосы, прижигая ступни раскаленным железом и ударяя по лицу.
Чтобы сломить девушку, арнауты привели к ней взрослую сербку-потурченку с мусульманским именем, которая тоже убеждала ее принять «турецкую веру», дабы спасти себя и пощадить своих родителей. Но Босилька оставалась непоколебима. «У меня своя вера, — твердо отвечала она. — Лучшей мне не надо, потому что лучше ее нет. А что касается замужества, то я уже обручена, — тихо с неземным светом в очах отвечала она. — У меня есть жених…»
На упорное требование сказать, кто ее избранник, она отвечала потурченке: «Христос — мой избранник. Я принадлежу только Ему и никому другому. Я не отрекусь от моего Бога и моей святой веры, как это сделала ты, которую мне жаль».
— Не превозносись, несчастная, спасай душу, — убеждала потурченка.
— Так душа не спасается, — ответила молодая христианка, — а теряется.
— Ты еще раскаешься, — едко напоследок сказала ей потурченка, посоветовав: — Возьми хотя бы еду и воду, посмотри, на что ты похожа, — остались кожа да кости…
— Меня Бог кормит и поит, — тихо ответила ей Босилька и предалась молитве.
Изображение святой в храме в Пасьяне. Последовали новые и еще более жестокие мучения. На девушку пытались надеть костюм местных женщин-мусульманок, но она рвала эти одежды и сопротивлялась.
«Убейте меня, убейте! — кричала она. — Не дамся, я — православная христианка! Не дам мою веру, мои сербские одежды… не дам девственность! Только мертвой меня возьмете!» — останавливала она мучителей. Так, хранимая своей смелостью и силою свыше, Босилька осталась чистой, неоскверненной и непоколебимой в вере.
Разгневанный, оскорбленный и разочарованный арнаут в бессильной ярости решил убить непокорную христианку. Для этого черного дела он позвал на помощь двух родственников. Связанную, изнемогшую Босильку оттащили на коне через реку Лапушницу, и на поляне у дороги злодеи закололи девушку ножами, яростно выкрикивая при этом: «Смерть шкинье***, смерть шкинье!» В этот момент мученица ощутила прилив сил и, не обращая внимания на удары, тихо помолившись Богу, воскликнула: «Это не смерть для меня, но жизнь, вы в руках смерти навсегда, поганое ваше племя!»
Разъяренные еще больше такими смелыми и пророческими словами злодеи начали кромсать ее тело ножами. Мужественная Босилька предала свою душу в руки Творцу и переселилась в райские обители Господни.
Только после ее кончины турки позволили родственникам и жителям Пасьяне собрать останки святой мученицы и с почестями похоронить около старой церквушки. Позднее во время обновления храма они были погребены в его стенах.
Предание о христианском подвиге и мученической кончине святой девушки Босильки и сегодня живет в Пасьяне и всем Косовском Поморавье, о чем сви-детельствуют рассказы местных старожилов Василия-Васы Стояновича и Божидара Джорджевича, путевые заметки духовников и хронистов, писателей и путешественников, среди которых патриарх Сербский Павел, Тома Попович, Григорий Божович и другие. О ее почитании говорят также замечательные фрески неизвестных мастеров с изображением святой на стенах церкви в Пасьяне.
В мае 2018 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил к лику святых троих мучеников Христовых, пострадавших в период турецкого ига в Косово и Метохии: Григория Печского, Василия Пекаря, Босильку из Пасьяне. Торжественное прославление новых святых состоялось в храме святого Саввы 10 мая 2018 года за Божественной литургией в День сожжения мощей святого Саввы.
Святая новомученица Босилька, моли Богс о земле Сербской!