Этот Крестный ход-2018, состоявшийся во времена больших испытаний для Украинской Православной Церкви, войдет в историю как наиболее многочисленный и жизнеутверждающий. 250-тысячная людская река растянулась на три с половиной километра ‒ от подножия памятника святому князю Владимиру до святых врат Киево-Печерской лавры. Паломники уже заполняли площадь пред возрожденным древним Успенским собором (XII в.), а с парковых аллей Владимирской горки, умытых грозовыми ливнями, в молитвенном пении продолжали идти ликующие крестоходцы, прибывшие в стольный Киев-град со всей Украины и из многих стран мира.
«Лучшее место на земле»
Именно так называл Владимирскую горку в своих произведениях писатель Михаил Булгаков, хранивший любовь к родному Киеву, где прошли его детство и юность. Лирические строки посвятили ей и Анна Ахматова, и Александр Вертинский, и Константин Паустовский, и украинские классики ‒ Тарас Шевченко и Иван Нечуй-Левицкий. Владимирская горка – одно из любимейших мест киевлян, а памятник святому князю Владимиру по праву называют духовным символом города. По преданию, именно с этих киевских гор наблюдал Великий князь массовое крещение киевлян в водах Днепра и Почайны.
Может, поэтому Промыслом Божиим атеистическое лихолетье не коснулось этого святого места, и оно сохранилось нетронутым, в облике ХІХ века, а его благодатная сила по-прежнему влечет сюда киевлян. Помнит Владимирская горка, как встречали на ней рассветы выпускники учебных заведений царской России, а затем и советских школ, как полыхали костры революций начала ХХ века и Великой Отечественной войны, и как четыре года назад у подножия Владимирской горки разыгралась кровавая драма Майдана…
Атеистическое лихолетье не коснулось этого святого места, и его благодатная сила по-прежнему влечет сюда киевлян
Об этом как-то непроизвольно думалось на подходе к святой горе со стороны Крещатика, где по случаю праздника было перекрыто автомобильное движения и установлены ограждения, у которых полицейские с металлоискателями пропускали паломников. Было несколько тревожно. Накануне Крестного хода с разных регионов Украины поступали неспокойные вести – местные власти блокируют дороги, отказывают в выделении транспорта для паломников, в Конотопе Черниговской области разъяренные «свободовцы» разгромили редакцию районной газеты и избили ее редактора лишь за то, что тот посмел опубликовать репортаж из детского православного лагеря УПЦ… Сыпались угрозы в Интернет-сетях от боевиков-радикалов. Не побоятся ли люди, сумеют ли добраться, прийти?.. А тут еще огульная истерия светских СМИ по поводу инициатив властей предержащих о предоставлении некоего Томоса раскольникам. Органы управления на местах получали указания организовывать массовость другого «хода» ‒ во главе с раскольником Филаретом. В общем, поводов для волнений было предостаточно.
Какова же была наша радость, когда увидели, как с Крещатика и с Владимирского спуска, с улицы Грушевского и от Софиевской площади стекаются людские потоки, заполняя парковые аллеи, прилегающие склоны, улицы и площадки горного парка! Духовенство, монашество, мужчины и женщины, пожилые и юные, многие с маленькими детьми – радостные лица, улыбки, церковные песнопения…
Десятки тысяч людей внимали словам молитвы, и она возносилась над Днепром
А у подножия памятника Крестителю Руси уже разворачивалось великолепное зрелище праздничного молебна. Десятки тысяч людей внимали словам молитвы, и она возносилась над Днепром…
«Призри на Церковь Твою и на люди Твоя, восприявшия веру православную от купели Крещения в водах Днепровских, и ныне приносящих тебе, яко прекрасный плод спасительного сеяния слова Твоего в лике святых сохраняющих Твое стадо святое…».
У подножия памятника князю Владимиру с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием молились архиереи двенадцати Православных Церквей мира, весь украинский епископат и многочисленное духовенство. Здесь же были выставлены святыни, доставленные сюда по случаю Владимирских торжеств.
«Мы, как преемники св. кн. Владимира, должны стараться быть подобными ему, ‒ завершил молебен словами проповеди Предстоятель Украинской Церкви ‒ Блаженнейший Митрополит Онуфрий. ‒ Мы должны искоренять в себе злобу, ненависть, вражду, приучать себя любить Бога, уважать, терпеть и любить ближнего. На этом зиждется все человечество. Пусть Бог молитвами святого равноапостольного князя Владимира хранит всех, кто прибыл сегодня в Киев, чтобы быть участником праздника!»
Крестный ход и неразрывная связь истории
Золотые кресты и хоругви, украшенные цветами чудотворные иконы, другие святыни возглавили шествие, за ними ‒ стройные ряды монашествующих, духовенства и архиереев во главе с Предстоятелем направились вниз, в сторону Киево-Печерской лавры. С Европейской площади особенно хорошо видно, как блестящая золотом людская река движется вниз.
Мой фотообъектив выхватывает знакомые и незнакомые лица. Вот на спуске движение приостановилось, и я успеваю кратко пообщаться с игуменией Одесского Свято-Михайловского монастыря Серафимой (Шевчик). «Слава Богу, что Господь благословил всем нам сегодня молиться у памятника князю Владимиру! – сказала она. ‒ Это великий праздник для всей Украины, праздник единства и любви! И какие бы козни ни чинили нам, в испытаниях лишь укрепляется наша вера, становится более сознательной и крепкой». Другая игумения, Михаила (Заец), настоятельница Городокского Николаевского монастыря Ровенской епархии, шла в сопровождении двух симпатичных смуглых девчат ‒ Анисии и Катерины. По ходу выяснилось, что приехали девушки из далеких Филиппин, где три года назад приняли Крещение в одной из православных общин Русской Православной Церкви, и поддерживают духовную связь с митрополитом Тернопольским Сергием (Генсицким), который и пригласил их для паломничества на Украину.
Вот и Европейская площадь позади. Казалось, что вместе с верующими шла сама история города, свидетельствующая о единстве украинского и русского народов, которое так усиленно сегодня стремятся разорвать отдельные политические силы. Слева остался Владимирский спуск, старинная филармония, не менее старинный Городской сад, некогда созданный по проекту архитектора Растрелли, до революции 1917 года – Царский, в советское время – Первомайский.
У входа на стадион «Динамо» на крестоходцев взирал бронзовый постамент легендарного футбольного тренера Валерия Лобановского, чуть выше, за помпезным зданием Кабмина, с барельефа старинного особняка генерала Н. Раевского поглядывал Александр Сергеевич Пушкин, некогда гостивший здесь.
А еще выше, за Верховной Радой Украины, многие верующие поклонились могиле с постаментом легендарного генерала Н.В. Ватутина, командующего 1-м Украинским фронтом, войска которого в кровопролитных боях освобождали Киев осенью 1943 года…
Вот позади и Мариинский царский дворец Растрелли, и стены старинного завода «Арсенал», фасадные стены которого сохранили следы пуль Гражданской войны. Далее – Парк Вечной Славы. Здесь, у аллеи перед Вечным огнем Неизвестному солдату, покоятся воины Великой Отечественной войны, отдавшие жизнь за освобождение Киева, среди них 12 Героев Советского Союза.
Наконец, у лаврского вала белый крест – место убиения в январе 1918 г. священномученика митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), нетленные мощи которого ныне покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Это к нему во времена революции приходили националисты-раскольники с требованием провозглашения самочинной автокефалии. Времена повторяются…
Наконец под звон лаврской колокольни людская река Крестного хода влилась на площадь перед Великим Успенским собором, построенным, как свидетельствует предание, по велению Пресвятой Богородицы основателем русского монашества ‒ преподобным Феодосием Печерским.
Это он в своем завещании потомкам, а значит, и всем нам, наказывал: «Берегитесь, чада, кривоверов и всех беседих, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная».
СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН, УКРЕПИ НАС В ВЕРЕ СВОЕЙ. СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕХ ДЕТЕЙ СВОИХ, ВРАЗУМИ, ОЖЕСТОЧЕННЫХ СЕРДЦА УМЯГЧИ И К СВОЕМУ ПОЗНАНИЮ ОБРАТИ. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
Наша Вера Православна !