15 лет назад, 29 августа 2003 года, на второй день празднования Успения Пресвятой Богородицы, почил о Господе любимый православным Киевом батюшка – протоиерей Михаил Бойко – и 1 сентября был погребен на Лесном кладбище киевского левобережья. Ушедший 17-летним добровольцем на фронт по благословению своего отца священника Павла Бойко в 1943 году, дошедший до Берлина минометчик Михаил Бойко известен читателям «Православие. Ru» по публикации «Я воевал за Русь Православную».
В памяти многочисленных духовных чад отец Михаил живет как мудрый пастырь, многолетний духовник киевского духовенства, молитвенник и любвеобильный старец.
Батюшка Михаил более трех десятилетий служил в Покровском монастыре и, будучи уже тяжело больным, не прекращал исповеди в Николаевском соборе обители, где выстраивалась всегда огромная очередь богомольцев.
В своем духовном завещании отец Михаил изложил главные вехи своего жизненного пути и духовное назидание всем духовным чадам, фрагменты из которого предлагаем читателям уважаемого портала.
Первые испытания
Дорогие мои детки!
Прежде чем уйти из этого материального мира в мир небесный, я хочу вам оставить наследство, которое заключается не в золоте и не в серебре, а в жизненном опыте, что дороже серебра и золота! Я услышал евангельские слова, что мудрый человек строит дом свой на камне, которым является учение Христово.
Мысль, что для примирения с Богом и обретения спасения необходимо всего лишь уверовать в Иисуса Христа и признать Его своим личным Спасителем и Господом, кажется кому-то примитивной. Люди склонны заслуживать Божие расположение своими делами, забывая о том, что Иисус учил детской простоте и доверчивости, без которых нельзя считать себя Его последователем (см.: Мф. 18: 3). Спасение по благодати, а не по делам, спасение, даваемое даром, не нравится людям, которые гордятся тем, что они совершили. Вот почему апостол Павел сказал, что среди христиан «не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1: 26). Люди, которые гордятся своей мудростью, не склонны становиться христианами. Они не могут смириться настолько, чтобы поверить, что смысл жизни может быть столь прост.
Моего отца арестовали и посадили в тюрьму на семь лет. За что? За то, что он был человек верующий
«Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4: 15). Я поверил этим словам и свою жизнь строил по Евангелию. Взял свой крест и последовал за Христом.
Крест мой начался с самого раннего детства, с шестилетнего возраста, когда моего отца арестовали и посадили в тюрьму на семь лет. За что? За то, что он был человек верующий.
Отец мой родом из кролевецких мещан Сумской губернии. Женился он на девушке из Черниговской губернии, г. Городня, родители ее были простые мещане. Отец, глубоко верующий человек, с самого детства полюбил Бога, любовь к Церкви ему привила его мама. Он окончил блестяще церковно-приходскую школу. И уже в 16 лет работал писарем в городской управе…
Мне пришлось вкусить «сладость» детдомовской жизни. О ней написал много педагог Макаренко. Но, мне кажется, приукрасил. Не напрасно же он носил с собой пистолет! Наши мальчишки ночью совершали рейды на магазины, грабили их. Поэтому городское начальство из города Полтавы отправило наш детдом в село Горбы Гловинского района. Для села это было «татарское нашествие». Много претерпели крестьяне от наших мальчишек. Доставалось и нашим воспитателям. Был случай, когда мальчишка кнутом стегал воспитательницу по ногам, заставляя ее танцевать. Один раз избили директора настолько, что он был весь в синяках, и потребовали от него улучшить питание. После этого появились у нас яйца, сливочное масло, мясо и прочее. Но через неделю приехала в детдом милиция во главе с прокурором, который заявил нам: «Вы проели свой бюджет на месяц вперед, теперь будете есть одну “шрапнель” (перловую кашу)».
Во время летней страды под командованием атамана детдомовцы совершали рейды по селу, заходили в каждый двор (замки в домах были примитивные), открывали хаты, съедали все, что было вкусное, из сараев животных выпускали. А в это время все крестьяне были на полях. Когда они узнавали о набеге, то с вилами, граблями, косами прибегали защищать свое имущество. Тогда детдомовцы прятались в болото среди камышей.
За два года моего пребывания в детдоме поменялось три атамана. Когда атаман своим поведением восстанавливал против себя большинство мальчишек, тогда мальчишки устраивали «темную» (набрасывали на голову одеяло и били до потери сознания), такая же участь ожидала и следующего атамана.
Годы, проведенные в детдоме, вспоминаются как постоянная ожесточенная борьба с окружающими, с воспитателями, с крестьянами, чьи домишки были в округе и попадали под разграбление отчаянных детдомовских разбойников. И сейчас, столько лет спустя, я с содроганием в сердце вспоминаю «татарские набеги» мальчишек, озверевших крестьян с вилами и кольями, сидение до позднего вечера в камышах и высокой траве, суровые разбирательства милиционеров, прокуроров и иных облеченных властью взрослых, лютой ненавистью ненавидящих несчастных «мерзавцев». Вся беда их заключалась в том, что не было рядом человека, который рассказал бы этим маленьким заблудшим душам о светлом Царстве Небесном, о великой любви и великом прощении… Голодные и озлобленные, они даже не представляли себе, что Отец Небесный напитает их, если только они обратятся к Нему с горячей молитвой о прощении.
О своем отце – священнике Павле Бойко († 1980)
Сила человека в духе. Получая от Бога поддержку в духе, человек способен на великие дела
У меня был другой пример: мой отец, с подорванным здоровьем, беззубый от цинги, но крепкий духом. Ибо сила человека в духе. Получая от Бога поддержку в духе, человек способен на великие дела. Когда я однажды сказал своему отцу, что восхищен его мужеством, ведь вся его молодость прошла в тюрьме и он не потерял радости жизни, то отец удивил меня своим ответом. Он сказал: «Какое мужество?! Я никакого мужества не проявлял. Я был как у Бога за пазухой. Заботиться мне было не о чем, спал крепко, знал, что утром разбудят, накормят какой-то баландой, погонят на работу, да еще и охраняют, чтоб меня никто не украл. У кого было мужество, так это у вашей мамы, потому что она почти не спала, а думала, чем вас накормить, во что одеть и обуть».
Много приходится скорбей терпеть человеку в жизни. И он изнемогает под этими скорбями. Ибо сил у него очень мало. Поэтому такой человек ищет посторонней помощи. Бежит к людям более опытным, более пожилым за советом, за помощью. Иногда бегут к чародеям, колдунам и прочим бесовским служителям. А некоторые прибегают в храм Божий за помощью. И в большинстве случаев такие люди просят помощи в том, чтобы избавиться от скорбей и неприятностей. Избавиться от неприязни своих соседей, от неприятности на работе, от болезней телесных. Но никто из них не говорит о своем духовном состоянии. Никто даже не подумает о том, каково его духовное состояние, насколько он беден духовно, насколько несчастен.
А ведь только в храме Божием этот человек может услышать настоящие слова помощи. От Самого Господа нашего Иисуса Христа. Он говорит нам: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28).
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28). О чем здесь говорит Господь наш Иисус Христос? О том, что мы с вами очень боимся тех, кто может убить наше тело. Боимся земных неприятностей. Боимся любых неприятностей. Боимся, что нас выгонят с работы, боимся, что нас оскорбят, что на нас скажут какое-то нехорошее слово. Боимся, что у нас отнимут что-нибудь. Одним словом, боимся того, чего не нужно бояться. А вот чего надо бояться, мы того не боимся. Мы не боимся оскорблять Господа нашего Иисуса Христа. И даже не задумываемся над теми словами, которые читаем в Евангелии, что Господь наш после убиения нашего тела душу нашу может ввергнуть в геенну огненную, где будет плач и скрежет зубов…
В 1940 году, когда вернулся отец, я уже перешел на третий курс училища. Семья только-только стала становиться на ноги, как грянула страшная война. Мои старшие братья за один день сдали все экзамены и ушли добровольцами на фронт: один – по технической части, другой – по медицинской. Я по возрасту еще не подлежал призыву, потому остался возле родителей.
Война
Уже в сентябре 1941 года немцы вошли в Полтаву. «Освободители», у которых на пряжках форменных ремней красовалась кощунственная надпись «С нами Бог», разоряли нашу родную землю…
Многие храмы были открыты, и мой отец стал отправлять службу в церкви Нерукотворного Спаса. Храм этот знаменит тем, что в нем накануне битвы со шведами молился царь Петр Первый.
Отец Павел стал служить священником, а я помогал ему, подавал кадило, свечу, светил лампадки, учился читать на клиросе, потом петь и даже стал псаломщиком в одном из сел, а затем иподиаконом. Не только для верующих, но и для большинства полтавчан храм в те годы стал единственным духовным утешением. Тут можно было произнести горячую молитву и попросить у Господа Бога здоровья для воина (а воины были в каждой семье), оплакать погибшего, наполнить душу надеждой…
Накануне освобождения Полтавы немцы ворвались в наш двор, собрали всех стариков, детей и женщин, погрузили в машину, свезли и закрыли в бане, облили бензином и сожгли. Моего отца и меня они не нашли, потому что соседка успела нас спрятать в кухонном погребе, закрыла крышку и надвинула столик, чтобы ее не было видно. Немцы ходили у нас над головами, кованые сапоги стучали по доскам; волосы на голове стояли дыбом от ужаса, но мы с отцом вручили свои души Всевышнему, ибо все в руце Божией, без Его ведома ни одна волосинка не могла упасть с головы.
Если мы с вами внимательно пересмотрим многосерийную документальную эпопею «Великая Отечественная», то в хронике освобождения Украины есть кадры, снятые тогда, после освобождения Полтавы: священник и молодой псаломщик отпевают заживо сожженных женщин, стариков, детей. Фронтовой оператор увековечил моего отца священника Павла Бойко и его сына, то есть меня.
«Радуйтесь, радуйтесь, когда попадаете в различные испытания» – так обращается к нам святой апостол Иаков. Почему он так говорит? Да потому, что мы с вами являемся учениками Христовыми…
Став иподиаконом, я имел полное право не идти на фронт, так как служители Церкви, по приказу Сталина, освобождались от фронта по так называемой брони. Но я, глядя, как мои ровесники ушли на фронт, не мог сидеть в тылу. Моему решению родители не противились, благословили меня, и я вслед за старшими братьями отправился воевать.
Именно на фронте я стал истинно верующим. В октябре 1944 года наша 117-я мотострелковая дивизия долго стояла в обороне на Висле. Времени для размышлений было предостаточно. В тот момент я уже окончательно уразумел, что есть высшая созидающая премудрая сила, которая создала меня, весь окружающий мир, и я могу бесконечно черпать из нее энергию, силу, мужество, уверенность, только надо безоговорочно ей доверять.
«Дай мне, Господи, быть с Тобой и здесь, на земле, и там, на Небе», – молился я
«Боже, не прошу у Тебя, чтобы меня не ранило, не прошу Тебя, чтобы меня не убило, я прошу Тебя единственное – дай мне, Господи, быть с Тобой и здесь, на земле, и там, на Небе».
Я уверен, что моя молитва была услышана Богом. Таким образом, тело свое я отдал на усмотрение Бога, а сам стремился только к тому, чтобы душа не стала подлой, потому что отчетливо понял, что умирающие в вере и надежде на Господа Иисуса Христа через смерть переходят от жизни суетной, скорбной и временной в жизнь светлую, нетленную и вечно блаженную…
Однажды вызывают меня в штаб полка и говорят:
– Мы хотим вас отправить на двухгодичные курсы лейтенантов.
Для человека, который хотел сохранить свою жизнь, это самый лучший вариант избавиться от фронта. И числишься солдатом-фронтовиком, и в то же время подальше от пуль, от осколков. Конечно, я поблагодарил за доверие, но сам думал, как бы избежать этого. Когда стали оформлять документы, спрашивает начальник:
– Вы партийный?
– Нет!
– Комсомолец?
– Нет!
– Почему?
– Потому что я человек верующий…
– Да?
– Да! – отвечаю. – Вот и крестик у меня на шее.
– Ну хорошо, мы вас вызовем!
Таким образом я благородно отказался от лейтенантов, потому что знал, что теперь меня уже больше не вызовут и оформлять документы не станут…
«Если для вас Бога нет, то для меня – есть!»
Через какое-то время после начала учебы в семинарии вызвали меня в военкомат и предложили явиться на беседу по адресу Короленко, 15 (то есть в киевское управление КГБ).
Мне сразу сделалось неприятно, вспомнилась судьба моего отца, которому довелось сидеть в тюрьме; теперь эта участь, думал я, не минует меня. Всю ночь накануне провел в пономарке возле церкви, молился и представлял: о чем будут спрашивать, что буду отвечать. К утру после молитвы открыл Евангелие наугад и прочитал: «И поведут вас к правителям и царям за Меня… Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10: 18–20). Я воспрял духом, ибо понял, что не оставит меня Господь Бог, и уже смело пошел на прием.
Встретили меня спокойно, с улыбкой:
– Садитесь, пожалуйста. Мы знаем, что вы воевали, защищали Родину от врагов, кровь пролили. Значит, вы человек советский и сознательный. Не так ли?
– Так, я этого не отрицаю.
А про себя думаю: «Что же дальше-то будет?»
– Войну мы выиграли, но враг остался недобитым, и прячется он тут, между нами. И потому мы просим помочь нам его найти и разоблачить. Поможете?
– Конечно, помогу, – отвечаю. – Как только найду, так сразу за шиворот к вам его и притащу!
– Нет, так не надо!..
– А как надо? – спрашиваю.
– Да вот вы учитесь в семинарии, прислушивайтесь к тому, что говорят слушатели, запоминайте, а потом нам расскажете…
– Это как? Доносчиком, сексотом стать, что ли?
– Ну зачем вы так некрасиво говорите! Мы вам доверие оказываем…
– Я ведь воспитанник детдома, а там за доносительство били до смерти, и к такой деятельности у меня стойкое отвращение. С минометом и винтовкой Родину защищать я хоть сию минуту готов, а этим заниматься не буду! – честно ответил.
Смотрю, у моего собеседника лицо меняется, исчезла улыбка, в голосе зазвучала злость:
– Вы, что же, свою семью не любите?
– Люблю, но это не меняет положения вещей…
– Думаете, ваш ректор глупее вас? (Мол, он доносит, а ты не хочешь.)
«Врешь, наш ректор не может этим заниматься, не такой это человек. А во-вторых, ты сам подл, если смеешь выдавать подобные тайны, да и права не имеешь их выдавать. То есть лжешь вдвойне», – думал я про себя, но вслух ответил:
– Это личное дело ректора, он сам за себя отвечает, а я – за себя.
Много разных слов услышал я тогда, но это был пустой и бесполезный разговор, и чтобы положить этому конец, я сказал словами Святого Писания: «Нельзя служить Богу и маммоне».
– Вы не Богу служите, а Церкви. Бога нет!
– У вас – нет, а у меня есть!
После этого сует он мне бумагу и ручку и говорит:
Диктует: «Ввиду того, что я пошел работать Церкви…» Я пишу: «…Богу…» Он вырвал лист, разорвал на клочки
– Пиши: «Ввиду того, что я пошел работать Церкви…»
Я пишу: «…Богу…» Он вырывает бумагу, рвет ее на кусочки, дает чистый лист, и все повторяется. Разъяренный, он стучит пистолетом по столу и кричит:
– Ты нам первый враг, ты у меня на мушке, так что смотри…
Молча я выслушивал угрозы, призывая в молитве дать мне терпение и мужество. «Бог не выдаст, свинья не съест», – пришло тогда мне на ум.
– Мы не дадим тебе стать священником!.. – продолжал утомившую меня торговлю сотрудник КГБ.
И тут произошло маленькое чудо. В кабинет зашел генерал и, не глядя на меня, спросил:
– Ну что, не соглашается?
– Нет!
– Тогда возьмите с него подписку о неразглашении…
Я молча подписал бумагу о неразглашении государственной тайны, поднялся и пошел к выходу. Меня сопровождал молодой лейтенант и на выходе тихо попросил:
– Помолись за меня!..
Я был поражен, но так же тихо спросил:
– Как зовут тебя?
– Анатолием!
– Хорошо, помолюсь. Храни тебя Господь!
И только после того, как сменилось руководство КГБ, меня рукоположили во священники (в 50 летнем возрасте. – С.Г.).
В сане
Я служил в Демеевском храме, и много было вокруг разных людей и недоброжелателей, даже среди священнослужителей. Горячая моя вера и молитва сотворила со мною чудо: митрополит направил меня в Покровский монастырь, вначале на месяц – на время отпуска диакона. Но сестры монастыря вылечили меня от желудочной болезни, восстановили мое здоровье, и я уже 34 года служу в обители. И надеюсь служить в ней до последнего моего вздоха. Где я только не бывал, какие монастыри не посещал, и даже за границею, но такого чудного, как наш Покровский, – нигде не встречал.
Уже в 1974 году, когда умер один из священников в Покровском монастыре, игумения попросила у митрополита:
– Владыко, дайте нам священника!
– Нет у нас священника, но почему бы вашего диакона не рукоположить?
– А мы с радостью, иного и не хотели, – отвечала настоятельница.
– Ну вот, диакон, и приходите завтра с прошением…
Целую ночь я не спал, приносил Богу молитвы, переживал и спрашивал себя: как я буду людей окормлять, если сам грешен? справлюсь ли я с этой многотрудной службой, достоин ли? Много еще было и формальных сложностей, пока не сменился уполномоченный по делам религии. Ведь я был неудобным человеком, никогда не шел ни на какие компромиссы с совестью и заповедями Христовыми, особенно если касалось это вопросов морали.
И вот уже 26 лет я служу священником и благодарю Бога за все великие Его благодеяния, которые Он посылал мне всю жизнь. Я люблю трудиться во славу Божию, для меня отрадно общаться с людьми. О каждом нужна молитва. Ибо великое чудо воскресить мертвеца духовного, ибо, покаявшись, возлюбив Господа, воскреснет он для жизни вечной. И на этом пути у священника – великая и добрая миссия.
На евангельской ниве может вырасти и бурьян. Но это не должно смущать истинных учеников Христовых. Им нужно оставаться трезвыми и бдительными. Только суд Божий произведет окончательный отсев и отделит доброе от злого, тьму от света. Ибо грань между светом и тьмой чаще всего проходит через сердце одного и того же человека. Возможно ли, посильно ли для человека то, к чему зовет Евангелие? Даже полюбив идеал, люди часто не находят сил к нему подняться. Другое, могучее притяжение владеет человеком, пригибая к земле, носит он камень забот на шее, проводит отпущенное ему драгоценное время, погрязая в мелочах и суете…
К Богу человек приходит с сердцем, полным корысти и себялюбия, не слыша слова Господа нашего Иисуса Христа: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения… Душа больше пищи, и тело – одежды» (Лк. 12: 15, 23).
«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1 Тим. 6: 8–12).
Этим обращением святого апостола Павла я бы хотел закончить рассказ о своем крестоношении. На длительном, тернистом и узком пути, несмотря на то, что шел за Господом, я, как все несовершенные люди, спотыкался, падал, но с Божией помощью поднимался и следовал за Господом, надеясь на Его милость, ибо, как сказал апостол Павел: «Между грешниками я первый».
Будем же дорожить, дорогие мои дети, телесные и духовные, Крестом Христовым, который носим на своей груди. И будем помнить, что Крест Христов – это Сила Божия для нас, спасаемых по дороге на Голгофу, но после смерти на Голгофе наступает Воскресение! Помоги нам всем Господь!
Итак, дорогие детки мои, да не усомнится сердце ваше в словах Господа нашего Иисуса Христа!
О семье и христианском воспитании
(Из проповеди отца Михаила)
Вот Ефрем Сирин и просит Бога, и нас учит, чтобы мы просили: «Дух праздности… уныния не даждь ми». Дальше преподобный отец заметил, что в каждом человеке преобладает эгоизм, каждый старается покорить себе своих близких, каждый старается настоять на своем, то есть предпочитает быть начальником, командовать всеми. Это очень серьезная болезнь духа человеческого, которая называется любоначалие, то есть любовь к начальствованию, любовь к повелеванию.
Сам Бог повелел: начальником быть в семье отцу, он глава семьи, он должен задавать тон
И мы видим, что в семьях, где начинает жена повелевать, командовать, забывая, что она в подчинении мужа находится, в такой семье уже не будет порядка. Почему? Да потому что Сам Бог повелел: начальником быть в семье отцу, он глава семьи, он должен задавать тон, он должен говорить, что и как делать, и все ему должны подчиняться: и дети, и внуки, и жена. Но если дети будут видеть, что жена не подчиняется мужу, то, естественно, они будут брать с нее пример – пример неподчинения. И тогда эта несчастная жена, которая старалась настоять на своем, в конце концов приходит в храм Божий к священнику и жалуется, что нет порядка в семье: и муж не слушает, и дети не слушают. И когда начинаешь выяснять, то оказывается, что в семье командует мать, она взяла власть в свои руки и начальствует. И вот эта болезнь и приводит к разрухе семьи, потому что получается анархия в семье.
Как много зависит от нашего воздержания! Вот один пример расскажу вам.
Одна женщина пришла к старцу и жалуется на своего мужа, что он, дескать, и в церковь ее не пускает, и ругает ее.
– Ну а ты ему что, отвечаешь?
– Ну, конечно, и я отвечаю.
Тогда сказал старец:
– В воскресенье поднимись раненько, приготовь завтрак, убери в доме, чтобы было кругом чисто, а когда муж проснется, набери в рот воды и не выливай и не глотай, а держи во рту воду, пока не накормишь своего мужа.
Она так и сделала. Приготовила все, потом набрала воды в рот и стала своего мужа обхаживать, кормить его. Муж видит в доме полный порядок и то, что жена молчит, не возражает ничего на его слова, не раздражается, не огрызается, грубо говоря.
Когда он насытился, довольный тишиной и покоем, и сам говорит:
– Почему ты в церковь не идешь? Сегодня ведь воскресенье.
И отпустил ее в храм Божий.
Вот почему есть такая поговорка: «Набери в рот воды», то есть постарайся удержать свой язык, чтобы он ничего не просил, вот как человек держит во рту воду и не может произносить ничего. А в тишине мысли свои приведи в порядок. Прочитай молитву. И таким образом тот пожар, который начинает возгораться от слов наших ближних, мы потушим.
Запомним это, и тогда исполнятся на нас слова апостола Иакова: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3: 2).
Там, где все командуют, там порядка не будет. Вот почему Святая Церковь напоминает нам бороться с любоначалием…
Как я уже говорил, Бог дал мне хорошую спутницу жизни, которая любила, как и я, деток и с радостью, хоть и очень большими трудами подарила мне семерых детей – как символ полноты и гармонии. Мы знаем, что Бог сотворил мир в семь дней – семь дней в неделе, музыкальный лад состоит из семи нот, световой спектр состоит из семи цветов, Церковь стоит на семи столпах Вселенских Соборов, за Престолом горит семь светильников, символизирующих семь даров Святого Духа.
Таким образом, Господь дал нам полную гармонию. Детки все воспитанные, хотя выросли в бедности и материальных лишениях. Но все научились жить дружно, делиться между собой всем. Даже конфетку, которой угощал в школе именинник, несли домой, чтобы поделиться.
Сейчас, к сожалению, очень часто приходится слышать, как люди оправдывают свое нежелание иметь детей «тяжелыми временами», плохими жилищными условиями, тем, что кормить нечем. Все это диавольские нашептывания. Я строил свою семью в тяжелое время, была еще карточная система, жили все в одной комнате, в подвале, а комната была вся сырая до самого потолка, и тем не менее мы создавали семью.
Так образовалась у нас своя домашняя Церковь. И когда мы на Пасху или Рождество собираемся все вместе в моем доме, у нас проходит торжественный молебен и все мы поем. И каждые именины у нас проходят очень торжественно, всей семьей. Представляете, какие руки нужно иметь имениннику, чтобы взять все подарки? Так что, молодые люди, не бойтесь иметь детей.
Вот сейчас я остался один, супруга моя отошла в иной мир. И я хожу в гости к своим детям. В понедельник к одному, во вторник к другому. Внуки кричат: «Ура! Дедушка пришел». Сын рад, невестка рада. На следующий день в другую семью, и там рады. И все обижаются, почему редко хожу. Но ведь детей-то семеро, только раз в неделю и получается.
Знаете, когда детей много, их легче воспитывать. И тут не нужно ничего делать специально: «Вот, садитесь, я сейчас вас буду воспитывать». Сама обстановка жизни, она воспитывает человека. Отец занят трудом, ему некогда пьянствовать; мать трудится, ей некогда сплетничать с соседками. Дети это видят и тоже привыкают к труду, помогают родителям. Старшие помогают воспитывать младших.
Иногда думают, что христианское воспитание – это научить креститься, молиться, поклоны класть. И бывает так, что человек знает все – и Псалтырь, и молитвы на память, – а жить с ним невозможно. Потому что он – эгоист. В большой семье эгоистом стать сложнее, чем в маленькой.
Сначала себя успокой молитвой, а когда почувствуешь, что ребенка любишь, тогда можешь его наказать
Мальчишек своих приходилось мне наказывать, иногда и ремнем. У апостола Павла сказано: «Наказывайте своих детей, но не раздражайте». Вдумайтесь в это. Наказание – это слово с положительным смыслом. Наказать, подсказать, рассказать, то есть научить. Наказание – это не кара. К сожалению, родители часто превращают его именно в кару. Во-первых, никогда нельзя наказывать во время гнева. Вообще ничего нельзя делать, когда ты рассержен. Священное Писание говорит ясно: «Во гневе человек правды Божией не соделывает». Поэтому, если ребенок сделал что-то не так, расстроил тебя, ты сначала себя успокой молитвой. И когда успокоишься, почувствуешь, что ребенка любишь, хочешь ему добра, только тогда можешь его наказать. Может быть, поэтому в нашей семье никогда не было крика, повышенного голоса.
Так что миссия должна начинаться в собственной семье.
Любите ближних своих, и тогда будете любить всех. Приучали мы детей и к труду. Каждый по мере своих силенок выполнял по дому какую-нибудь работу. Все вместе мы строили наш дом. Конечно, это была «избушка на курьих ножках», из всяких отходов, но мы в ней находили любовь и понимание, поддержку и отдохновение. По весне, когда все оживало в природе, мы выходили во двор и приводили все вокруг в порядок, а заодно проверяли, что осело в наших душах…