О христианстве и йоге от бывшего адепта последней

Чтобы убедиться, что йога ныне – весьма модное и широко распространенное явление, достаточно прогуляться по улице где-нибудь в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Калуге или любом другом крупном городе. Вам обязательно попадутся на глаза если не сами вывески йога-центров, то их реклама. Можно выйти не на улицу, а в интернет. «Яндекс» по запросу «йога» выдаст вам более 850 млн. результатов, а по запросу «Православие» – 474 млн. – почти вдвое меньше.

После того как был разрушен Советский Союз с его безбожной идеологией, ей на смену не пришла никакая иная. Наоборот: государство объявило, что отныне не станет поддерживать никакую идеологию. Но так не бывает. Отсутствие идеологии – это тоже определенная идеологическая установка, и она способствовала невиданному размножению всего того, что десятилетиями подавлялось и сдерживалось государственным прессингом. Из подполья вышла и Церковь. Но умы и сердца большой части бывших советских граждан пленили иные явления и учения, представители которых также выбрались на поверхность и сразу начали заявлять и рассказывать о себе на телевидении, в интернете, печатных и иных СМИ: экстрасенсы, маги, астрологи, гадалки, приверженцы нетрадиционной медицины и, конечно, йоги…

Что общего между йогой и материализмом

Что приводит людей в йогу? В моем случае это была тяга к чему-то таинственному, к учению, показывающему путь к овладению сверхспособностями: телепатией, задержкой дыхания и т.п. Первое знакомство с йогой у меня состоялось еще в начальной школе благодаря старшему двоюродному брату. Уже тогда, в начале 1980-х, я сидел на занятиях в позе лотоса, а учительница делала мне замечания и просила сесть «по-человечески». Последним моим наставником был инструктор фитнес-йоги, с которым еще в 2008–2009 годах мы интенсивно восстанавливали порядком забытые за время моей офисной деятельности азы аштанга-йоги. Между этими двумя «учителями» было множество книг, групп, семинаров и преподавателей.

После тридцати мне стало интересно докопаться до сути йоги, а место физических упражнений – асан – стали всё больше занимать медитативные практики. Дело в том, что если человек занялся йогой и не бросил, то рано или поздно он обнаружит, что сидеть в одних и тех же позах изо дня в день, выполнять одни и те же упражнения – скучно. Однажды перед ним неизбежно встанет вопрос: а зачем всё это нужно? Так было и со мной: я стал искать смысл. И однажды узнал, что в индуизме есть такое понятие – пралайя, которое означает (несколько упрощая) циклическое разрушение всего мироздания. Неважно, чем ты занимался (йогой или чем-то другим), к чему стремился, сколько раз рождался и к какому сословию или касте принадлежал, – в конце концов все души, хотят они того или нет, соединятся в некоем «золотом яйце», в которое свернется всё мироздание, когда в очередной раз «день Брамы» сменится «ночью Брамы». Произойдет конец вселенной, и всё исчезнет. С точки зрения йога, бессмертия индивидуальной души не существует – с началом нового «дня Брамы» души вновь возникнут, но уже совсем другие, не те, которые были уничтожены. Бессмертен только безличный абсолют – Брахман.

С точки зрения йоги, человека в любом случае ожидает смерть, причем и физическая, и смерть души

Всё это имеет очень много схожих черт с материалистической картиной мира, «теорией пульсирующей вселенной» и т.п. Хотя в индуизме, частью которого является и йога, много направлений – от почти атеистических и агностических до пантеистических, признающих множество богов и близких к язычеству.

Тогда какую цель преследует йог? Он стремится достигнуть состояния самадхи и мокши – «освобождения». Это освобождение от существования, от самого бытия, которое йог понимает как сплошное страдание. Йог верит в реинкарнацию, в многочисленные перерождения, но он вовсе не стремится к ним, а, напротив, всячески старается избежать, потому что всё это для него – лишь умножение страданий.

Когда я осознал, что, с точки зрения йоги, человека в любом случае ожидает смерть, причем не только физическая, но и смерть души (прекращение ее перерождений и слияние с индифферентным абсолютом), – мне это перестало быть интересным. Еще несколько позже, летом 2010 года, я впервые «случайно» попал в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, и с тех пор моя жизнь начала изменяться.

Почему йога не может быть внерелигиозной

Почему бы не заниматься йогой просто как гимнастикой, не погружаясь в ее мистические и оккультные глубины? Я глубоко убежден, что это невозможно (разве что кому-то «повезет» и увлечение йогой окажется мимолетным). Йога – это часть религии индуизма, и никуда от этого не денешься. Само слово yoga происходит от санскритского yuj, что значит «сопрягать, связывать». А «религия» – от латинского religare: «связывать, соединять». В обоих случаях имеется в виду, что человек устанавливает связь с Богом – или с какими-то иными силами, невидимыми, но способными взаимодействовать с ним. Таким образом, говорить, что йога внерелигиозна, по меньшей мере нелогично: «йога» и «религия» – практически синонимы. Другое дело, что люди редко вникают в смысл слов.

На сайтах, посвященных йоге, можно встретить цитаты из Евангелия, утверждения о том, что будто бы Сам Христос был йогом, и тому подобное. Это говорится в расчете на тех «православных», но не воцерковленных людей, которых в России подавляющее большинство. Статистика тут известная: православными себя официально считают 70–80% россиян. Однако тех, кто причащается хотя бы один раз в год, – менее 30%. А истинных чад Церкви, знающих Символ веры, ведущих активную церковную жизнь и регулярно причащающихся, – менее 5%. И, конечно, йоги используют определенные элементы схожести своего учения с христианским, чтобы привлечь в свой стан этих «либеральных верующих», которые признают себя христианами и, может быть, даже искренне хотят ими быть, носят крестики, но практически ничего не знают ни о Христе, ни о Его Церкви.

Вопрос о том, в чем принципиальная разница между Православием и йогой, начал волновать меня после посещения Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Я всё спрашивал тогда у духовных наставников: «А можно йогой заниматься? А почему нельзя?» И если на первый вопрос мне уверенно отвечали, то от ответа на второй как-то уклонялись. Мне захотелось во всём этом разобраться, прежде всего – для самого себя. Со временем это превратилось в тему семинарской работы, а теперь и в книгу под названием «Йога. Православный взгляд», которую совсем недавно выпустило издательство «Символик» (гриф Издательского совета Русской Православной Церкви Р18-812-0445 предоставлен 9 августа 2018 года).

О сверхспособностях и смирении

На первый взгляд, этические принципы йоги очень похожи на библейские заповеди. Принцип Ахимса (ненасилие), кажется, эквивалентен заповеди «Не убий». Брахмачарья (половое воздержание) – почти то же самое, что «Не прелюбодействуй». Астея (неприсвоение чужого) – всё равно что «Не укради». Но вот что говорил о подобной схожести святитель Григорий Палама: «Ложь, недалеко отстоящая от истины, создает двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по ее близкому соседству с ложью, – за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины». Эти слова точно описывают и ситуацию с христианством и йогой: разница становится заметна, когда начинаешь всё «раскладывать по полочкам».

В йоге нет заповеди о смирении, а гордыня воспринимается как хорошая мотивация для «духовного восхождения»

На это не сразу обращаешь внимание, но в йоге нет заповеди о смирении. Нет вообще. Может быть, сами йоги начнут с этим спорить, но есть факт: в ключевом источнике по йоге – «Йога-сутрах», в их этическом разделе, – о смирении не сказано ни слова. А в христианстве заповедь о смирении – основополагающая. Блаженны нищие духом (Мф. 5: 3) – с этих слов начинается Нагорная проповедь Спасителя. И без смирения ни одна добродетель не имеет ценности.

Из личного общения с некоторыми уважаемыми мной адептами йоги я вынес такую мысль, что для них отсутствие гордыни – это, конечно, здорово, но оно нужно уже на самой вершине «духовного восхождения». А пока ты в пути, чтобы твой прогресс был более быстрым, нужна мотивация, которую задает в том числе и гордыня. Эго становится «двигателем прогресса». А смирение вроде бы и нужно, но – не сейчас: сначала мы пройдем все остальные этапы пути к «святости», а напоследок и от гордыни избавимся. Только вот удастся ли?

Поэтому христиане со смирения начинают – с самого начала полагаются на волю Божию, а не на свою.

Кто-то возразит: гордыня мотивирует человека добиваться всё большего и большего, а йог (по крайней мере, в классическом варианте) стремится к прекращению существования – цель, с гордыней вроде бы не согласующаяся. Тут надо ответить, во-первых, что сейчас «классической» йоги как таковой не существует не только в Европе, но даже на ее родине, в Индии. Допускаю (хотя не очень в это верю), что где-нибудь в Гималаях сохранились два-три гуру, которые практикуют «истинную» йогу. Но вообще йога – это довольно пестрый набор разных школ и направлений. У некоторых из них есть понимание, что овладение сверхспособностями питает гордыню и не помогает, а скорее даже мешает в духовном продвижении. Правда, тогда рождается вопрос: зачем те же «Йога-сутры» уделяют этим сверхспособностям такое внимание, целый раздел?

И не только «Йога-сутры»

Грехопадение Адама и Евы Грехопадение Адама и Евы

В 1960-е годы на экраны нашей страны вышел фильм «Индийские йоги: кто они?». Йога преподносилась его авторами как философия, нравственное учение и оздоровительная гимнастика. Этот фильм внес свой вклад в популяризацию йоги в советском обществе – как и вдохновенные публикации о йоге в советских научно-популярных журналах, роман «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова и некоторые другие события советской культуры и искусства. Но вот что интересно: в современном продолжении этого фильма, вышедшем под названием «Индийские йоги: кто они? 40 лет спустя», говорится уже напрямик: йога – это инструмент «пробуждения энергии и обретения сверхспособностей». Раньше эта сторона йоги так не акцентировалась. А сегодня, очевидно, именно такая реклама йоги и работает.

Человек хочет уподобиться Богу, и это нормально. Вопрос только в том, каким путем он идет. Адам, исполняя заповедь Божию, мог оставаться бессмертным и со временем стать подобным Богу, возделывая вверенный ему Богом мир и совершенствуясь в любви. Но он предпочел легкий путь – стать «как боги», вкусив плод с древа познания добра и зла. Совершив нечто «магическое», не благословленное Богом, то, что «помимо Бога». И йогу многие воспринимают так же – как вход в духовный мир «с заднего двора». В христианстве я должен нравственные заповеди исполнять, соблюдать пост, ходить в храм – а зачем? Пойду-ка я лучше в йога-центр, поделаю асаны и пранаямы, помедитирую и получу всё, чего мне не хватает!

Тем не менее, я надеюсь, что тех йогов, которые искренне ищут Бога, Господь так или иначе всё же приведет в Свою Церковь – единственный «корабль спасения». Я верю, что даже убежденные адепты йоги просто сбились с пути в поисках истинного Бога. Мне кажется, среди них может оказаться большое число будущих преданных чад Церкви. Они ведь ищут, а не являются «теплохладными» (см.: Откр. 3: 15–16).

Главное поле расхождений между христианством и йогой – это догматы. Что такое догма с точки зрения большинства? Это что-то, во что меня Церковь призывает верить, ничего не доказывая и не обосновывая. Но и у йогов есть свои догматы, то, во что они верят безусловно. И вот эти-то основополагающие установки у йогов – совсем иные, чем у христиан.

Христиане верят в Личного Бога

Это довольно сложно для восприятия: христиане исповедают веру в единого по существу, но троичного в Лицах Бога: Отца, Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную. В Триипостасного и притом Единого Личного Бога. Это трудно даже для христианского рассуждения, а с точки зрения большинства йогов и индуистов высшее начало в принципе не является личностью. Индуисты признают существование разумных духовных существ, некоторых из них они даже называют богами, но высшее начало – Брахман – они мыслят как нечто безличное.

Христиане исходят из того, что жизнь – одна

Лоно Авраамово Лоно Авраамово

Широко распространенная в йогической среде идея реинкарнации противоречит всем христологическим догматам и находится в оппозиции христианским представлениям о том, что жизнь дается человеку только один раз, а потом смерть, последующее воскресение и суд (см.: Евр. 9: 27).

Это важнейшая мысль, которую Церковь даже не утверждала в качестве догмата – просто потому, что никому из христиан никогда не приходило в голову в этом сомневаться. Среди первых аргументов, которые традиционно приводят защитники учения о перевоплощении душ, – его якобы широчайшая распространенность и мнимая древность. Христианство, мол, возникло «всего» 2000 лет назад, а в переселение душ люди верили еще за тысячи лет до рождества Иисуса Христа.

Но ни древние греки, ни тем более латиняне, насколько можно судить по сохранившимся памятникам, не имели таких представлений в своей исконной традиции. Каковы были их реальные взгляды на посмертное существование, видно из мифологии, наиболее древние образцы которой восходят к Гомеру и Гесиоду: по смерти человека его душа сходит в мрачное подземное царство (Аид, Эреб, Тартар), где влачит безрадостное полупризрачное существование. Идеи метемпсихоза (греч. «переселение душ») возникли только во времена Пифагора и Платона (то есть в VI–IV вв. до н.э.), и разделяли их лишь приверженцы отдельных философских школ.

В «Ригведе» (1700–1100 до н.э.) никаких следов учения о перерождении (реинкарнации) нет

Древние египтяне мумифицировали тела умерших в надежде на будущее соединение их душ с плотью. Вера в грядущее воскресение тел имелась и у древних евреев, о чем свидетельствуют знаменитые пророчества Иезекииля о воссоединении и оживлении сухих костей (см.: Иез. 37: 1–14), Исаии – о восстании мертвых тел (см.: Ис. 26: 19), книги Иова – о возрождении из праха в последний день (см.: Иов 19: 25–27). Никаких упоминаний о переселении душ нет ни в египетских, ни в ветхозаветных книгах.

Об отношении христианства к теории перевоплощения можно судить уже по евангельской притче о богаче и Лазаре: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк. 16: 22–23). Рассказчик этой притчи – Господь Иисус Христос – ясно свидетельствует, что после смерти человеческие души не переселяются из тела в тело, но, как замечает святитель Николай Сербский, «переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами».

Интересно, что идеи переселения душ изначально не были свойственны и предкам ариев. По крайней мере в «Ригведе» (1700–1100 до н.э.) никаких следов учения о перерождении еще нет.

Христиане стремятся к вечной жизни в Царствии Небесном

Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

И вновь вернемся к представлениям о цели жизни человека. Индуисты стремятся перестать страдать, а христиане – к тому, чтобы жить счастливо вместе с Богом и чтобы эта счастливая жизнь была бесконечной. Важнейшая христианская идея обожения – единения человека с Богом – основывается на осознании того, что и человек, и Бог – личности. А раз так, то, соединяясь с Богом, мы не становимся какой-то частью Его тела или клеткой в Его организме, совсем нет. Мы получаем потенциальную возможность созерцать Бога и вступать с Ним в общение.

Йога «без заморочек»

Практика йоги подразумевает обязательную медитацию

И все-таки обязательно найдется кто-нибудь, кто воскликнет: «Да нет мне никакого дела ни до философии, ни до религиозных представлений, ни до прочих премудростей и заморочек! Йога интересует меня исключительно как комплекс физических упражнений, дающих практический результат. Как эффективная система тренировок. Что, разве нельзя заниматься йогой “просто так”?»

Но в том-то и дело, что к физическим упражнениям йога никак не сводится. Если вы пришли заниматься в йога-студию, то будьте готовы к тому, что вам предстоит не только тренировать тело, осваивая различные позы, но и выполнять различные упражнения на «расширение сознания», практикуя специальную дыхательную гимнастику и медитируя. Практика йоги подразумевает обязательную медитацию!

Неужели совсем не бывает йоги без всей этой «духовности»? Бывает, только это уже не йога. Существует множество похожих систем упражнений, направленных на повышение гибкости, силы, устойчивости организма к возбудителям заболеваний – словом, на оздоровление. Пилатес, стретчинг и так далее. И если вас интересуют сугубо физические тренировки, то лучше среди этих направлений и искать. А не соблазняться йогой с ее «духовностью», от которой пахнет серой.

Дмитрий Дружинин

17 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Плен многоликой Индии Плен многоликой Индии
Прот. Олег Корытко об индуизме и индусах
Плен многоликой Индии Плен многоликой Индии
Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко об индуизме и особенностях проповеди Христа среди индуистов
Во что верят в Индии, как индуизм связан с кастовым делением общества, что такое Веды и йога, есть ли в Индии христиане и что нужно помнить миссионеру, говорящему о Христе индусам.
Скрытое пламя: православный взгляд на йогу Скрытое пламя: православный взгляд на йогу
Джозеф Магнус Фрэнгипэни
Скрытое пламя: православный взгляд на йогу Скрытое пламя: православный взгляд на йогу
Джозеф Магнус Фрэнгипэни
Что же такое йога на самом деле? Как связана она с индуизмом, с мистическими практиками? Насколько безопасен этот «комплекс упражнений» для души и тела?
О йоге и прочих восточных практиках О йоге и прочих восточных практиках
Валерий Духанин
О йоге и прочих восточных практиках О йоге и прочих восточных практиках
Валерий Духанин
В индуизме многих привлекала мысль о том, что в человеке заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен.
Комментарии
Надежда 5 ноября 2019, 21:07
Йога - это демоническая практика. В йоге все упражнения, так называемые асаны очень опасны. Выполняя эти упражнения в качестве физического оздоровления, сами того не ведая исполняют настоящий ритуал, поклонение зверям, предметам,дереву, примеряя их образ на себя, чтобы пустить в себя демонов. Кто думает, что йога дает здоровья, сильно ошибаются, их умы находятся в обольщении ( влияние беса на человеческий ум ). Йога загрязняет ум, душу и тело. ЭТО ПРАВДА.
р.Б. Ирина11 мая 2019, 10:26
Согласна с уже оставленным отзывом: все асаны - ритульные. Кто-то будет благодарен за предупреждение, кто-то предпочтет наступить на грабли. У меня тоже все радужно начиналось: мол, какой вред, сплошная польза для здоровья. Как вернуться к нормальной жизни теперь, даже воцерковиться уже почти два года не получается. И покаяться искренне, глубоко...потому что душа после йоги каменеет.
AB 7 марта 2019, 06:09
Знаком с бывшим прихожанином нашего храма, который начал с асан хатхи-йоги, чтобы поправить больную спину. Сейчас в храм не ходит, посещает йоговские ретриты и поздравляет всех с индуистскими праздниками. А начиналось всё с, казалось, “безобидных” упражнений. Спаси его, Господи, и помилуй нас, грешных!

Дмитрий11 января 2019, 13:06
Понимаю опасность йоги, которой занимаются во всей ее полноте. Знаю, к чему приводят медитации.
Но считаю, что все определяется целью наших усилий. Если делать пару асан чисто ради здоровья, и при этом не думать, что тем самым я продаю душу дьяволу - никакого вреда не будет, только польза.
Думать, что в самих по себе упражнениях сидит бес, - такая же ересь, как искать беса в паспортах и банковских картах.
Более 20 лет православный, столько же времени выполняю пару асан для здоровья. Когда запускаю, духовное состояние не улучшается, а физическое падает )
Иоанна_28 сентября 2018, 15:26
Александр, для этого существуют различные виды мануальной терапии. Даже если мануальный терапевт или врач лечебной физкультуры использует отдельные элементы из йоги, то здесь они выдернуты из системы и ритуально "обезличены". А вот сознательно обращаясь к йоге, человек тем самым добровольно принимает "в нагрузку" и духовную составляющую.
Катерина 28 сентября 2018, 09:47
И еще, Александр, почему бы верному дитю Православной Церкви, вместо в принципе бессмысленной дискуссии, просто не найти и прочесть упомянутые мною нравоучения опытного пастыря? :) они в открытом доступе, пастырь явно специально занимался этим вопросом.
Катерина 28 сентября 2018, 08:25
Александр27 сентября 2018, 11:57 - лрешила всё-таки ответить:) такой как Ваша беда со спиной занимается класический массаж. Хватило б и одного раза. Мне лично помогла смиренная молитва. Неделю не могла повернуться вообще. Как есть бревно. Собиралась сдаваться врачам и сокрушалась о потере времени. Сную по квартире и по Евангелию мысленно к Господу взываю, как два слепца, все грехи перебрала. И начала уже планировать визит к терапевту на следующий день. Вдруг чувствую, что доктора-то мне и не нужны вовсе. Спина как новенькая. Два года потом не болела вообще ни при каких обстоятельствах. Сайкидо после этого завязала по обещанию
Александр27 сентября 2018, 11:57
Тогда и в шахматы не надо играть. А то начали изучать, в школах преподают. Игру древней Индии.
Давайте будем рационалистами и не будем прятаться.
Как то несколько годков назад в зиму, неудачно упал. Целый год ходил с больной спиной. Кто прочувствовал тот поймет о чем я. Ни сидеть, ни лежать , ни стоять или ходить долго невозможно. Боль. Пошел случайно, знакомый инструктор по йоге посоветовал, бесплатно 3 занятия. Что то щелк в позвоночнике, и видать встало на место. Вот такая моя история.
Футбол или баскетбол тоже не русское название.
Так можно до абсурда дойти с такой логикой.
Сергий25 сентября 2018, 14:46
Любителям "исключительно для здоровья"-
уж сколько раз писалось и говорилось знающими и опытными людьми, что все эти позы/асаны, движения и т п. - ритуальные, независимо от того, вникаете ли вы в их глубинный смысл или нет.
Александр25 сентября 2018, 14:31
Чтож теперь каждого куста бояться? Айкидо не заниматься, йогой не заниматься. Я так понимаю, идет взаимопроникновение культур, ну наполните занятия теми мыслями которые необходимы и желанны.
А так получается, ничего не хочу знать, видеть и слышать.
Катерина 23 сентября 2018, 19:47
Макаров23 сентября 2018, 07:49 - оставим шиманзе дышать воздухом тропиков:) речь о людях. сайт Саратовской митрополии. Митрополит Маратовский и Волынский Лонгин. Его ответы на отдельные вопросы прихожан на тему занятий йогой или упражнениями, черпающими оттуда свои техники. Отдельные ответы. А также подробныое нравоучение. Но можно и самочинно. В конце концов каждый из нас свободен во Христе. Всех благ)
Олег23 сентября 2018, 11:21
Макаров, "дыхательные упражнения". "Упражнения" уже подразумевают, что они взяты, именно взяты (инородное тело) из каких-то "верований". В учении Православной Церкви негде не написано, что нужно или можно использовать какие-то "упражнения"(телесные), особенно заимствовать из других религий и сект. У нас вообще в Церкви нет такого понятия - упражнение (телесное). Хотите развивать легкие - бегайте, занимайтесь спортом, но без фанатизма. А вот все восточные единоборства, непосредственно связаны с восточными религиями. И не надо людей вводить в заблуждение, это тяжкий грех.
Макаров23 сентября 2018, 07:49
Катерина 22 сентября 2018, 10:57
ВСЕ техники дыхания родом с Востока и будь то буддизм или японские верования, йога или боевые искусства, переплетены и имеют один и тот же исходный источник.

Все приматы дышат одинаково. А у шимпанзе религий нет. Источник у дыхания один -- это наши лёгкие. Дыхательные упражнения развивают лёгкие, укрепляют диафрагму и т.п.
А если человек при этом думает о каких-то "верованиях" , то это проблема этого конкретного человека.
В боевых искусствах особенно -- там дыхание имеет очень конкретное применение, и это никаким боком не связано с религией. Если только тренер не шарлатан.
Вам не повезло, Вы попали на "религиозника". И теперь видите зло там, где его нет.
Анна22 сентября 2018, 17:32
Автор раскладывает по полочкам свой опыт, что важно, и, видимо, делает, каждый пришедший из восточных практик в Православие. Дай Бог, думающим учиться на чужих ошибках!!! Воцерковляться и обретать Христа!!!
Михаил22 сентября 2018, 13:52
Думаю, из йоги можно выдернуть полезные упражнения, это будет лечебная гимнастика и ничего страшного в этом нет. Страшно - грех: пьянство, блуд и другое. Изучив тему, думаю, что долгое нахождение в неудобных позах не есть лптимальное лекарство для нашего народа, живущего в северной стране. Лучше китайские системы. Повторюсь, что, на мой взгляд, осознанно с правильным христианским взглядом взять из йоги лучшее для оздоровления допустимо.
Катерина 22 сентября 2018, 10:57
Макаров22 сентября 2018, 03:45 - конкретнее? но сначала Вы написали, что дышат все дескать одинаково;) ВСЕ техники дыхания родом с Востока и будь то буддизм или японские верования, йога или боевые искусства, переплетены и имеют один и тот же исходный источник. Про источник же Вам написал брат по Вере (ранние посты) и хорошо написал. О йоге и реклаксации есть хорошо написанное нравоучение Митрополита Саратрвского Лонгина (совершенно случайно наткнулась вчера, ища абсолютно другую тему, невероятно даже!), поэтому не буду повторять его. Не знаю, как расслабляются праведники (если вообще), я убедилась-лучший отдых лично для меня это смена деятельности.Отвечала Вам ради пользы сомневающихся)
Макаров22 сентября 2018, 03:45
Катерина21 сентября 2018, 14:56
восточные - бог такой-то через энергию такую-то входит на такой-то уровень, в результате чего включаются какие-то физиологические процессы. Рассалбление и отдых не одно и то же.

Не "восточные" , а индуистские или буддистские -- надо быть конкретнее. Не само дыхание, а религия, использующая дыхательные упражнения в своих "корыстных" целях. Поэтому все рассказы про "бога такого-то" и "энергию такую-то" имеют смысл только для тех "товарищей" , которые СОЗНАТЕЛЬНО выбрали для себя конкретную РЕЛИГИЮ. Если человек хочет завести себе личного беса, он найдёт "бога такого-то" и в прогулках по утрам, и в чистке зубов.

Кстати, Вы умеете отдыхать без расслабления ? :-)
Анна С.В.21 сентября 2018, 15:37
У меня близкий родственник занимается йогой, и никакие доводы не помогают... Результат занятий таков, человеку стало наплевать на всё кроме себя,от такой "хорошей" жизни его жена заболела диабетом первого типа и впала в диабетическую кому,потому что муж занят только собой и оказать помощь ближнему выше его сил...чудом ели спасли жену, но осложнения на ноги пошли.Сейчас жена не хочет больше разговаривать со своим мужем,надеясь что он исправиться, но ему естественно всё равно...Наверное это действительно нервана......Прочитала статью здесь же Отца Валерия Духанина про йогов, теперь ясно почему человек стал таким.
Катерина21 сентября 2018, 14:56
Макаров, в статье речь идет не о свойственном всем нам бессознательном дыхании, которую мы и не осознаем даже в здоровом сосотянии,а о разработанных человеком системах, одни из которых, европейские (в истоках все-таки христианские) - основаны на простом понимании физиологиии (глубокий/мелкий вдох давит/освобождет мембрану/мышцу/связку/кровеносный сосуд, который открывает/закрывает допуск того или иного вещества и в дейстзвие идет принцип домино, изменение состояния даного элемента приводит в действие другое, восточные - бог такой-то через энергию такую-то входит на такой-то уровень, в результате чего включаются какие-то физиологические процессы. Рассалбление и отдых не одно и то же.
Сергей21 сентября 2018, 11:39
А что можно сказать приверженцам учения о реинкарнации, когда они ссылаются на случай исцеления Христом слепорожденного (Иоанн гл.9 ст.1,2? Дескать, раз упоминается о грехах слепорожденного до его рождения, стало быть, он в своей прошлой жизни очевидно согрешил.
Макаров21 сентября 2018, 08:48
Катерина 20 сентября 2018, 20:30
Понятие глубокого расслабления Вы также не найдете у святых отцов. Ем не до расслаблений.
...
Система дыхания, о которой идет речь в статье, именно восточная. Основанная не на европейской,базирующейся на физиологической системе,а на вполне себе религиозных восточных понятиях.


Насчёт расслабления -- даже Бог один день отдыхал. Афонские монахи тоже расслабляются, по крайней мере во сне -- такова уж человеческая физиология. То же самое относится и к дыханию -- не существует отдельного восточного и европейского. Все люди дышат одинаково. Вопрос в том, что человек при этом ДУМАЕТ.
Катерина 20 сентября 2018, 20:30
Макаров20 сентября 2018, 07:55 - на уже упомянутой мною Азбуке есть и про падших духов. Мне кажется, православному христианину, даже новоначальному, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с этой темой, чтоб и вправду концентрацию внимания (какую именно и на чем) с трезвлением и отгонянием духов злобы. Понятие глубокого расслабления Вы также не найдете у святых отцов. Ем не до расслаблений. Был, правда, один расслабленный, но именно ему и посчастливилось быть лично излеченным Врачом. Система дыхания, о которой идет речь в статье, именно восточная. Основанная не на европейской,базирующейся на физиологической системе,а на вполне себе религиозных восточных понятиях.
Алексей20 сентября 2018, 15:56
> Пойдут те, кто ищет
Смотря что ищут.
В случае с йогой - точно не Бога.
Достаточно увидеть рекламу.
Ищут "САМОразвития", "САМОсовершенствования", ... - того, что поможет достижению земных целей: успешности бизнеса, влияния на людей, - того же, чем привлекает магия.
Кстати, даже здоровье тут на последнем месте.
Макаров20 сентября 2018, 07:55
Катерина 19 сентября 2018, 08:06
неосознанное общение с падшим миром духов даже и хуже, чем осознанное - нет осознания, нет и покаяния. христианин сохраняет спокойствие духа исключительно благодаря твердому глубокому осознанию, что на всё Воля Божья.
...
Айкидо я бросила именно по причине ощущения, что там что-то другое..


А что мешает осознанию Воли Божьей при выполнении дыхательных упражнений или глубокого расслабления ? С Божьей помощью и само-оздоровляйтесь. Концентрация внимания не допустит падших духов к нам внутрь -- это ли не трезвение ?

А айкидо -- такая же секта, как и йога. Надо быть бдительным при выборе дисциплины, и не искать в тренере по борьбе учителя жизни.
Макаров20 сентября 2018, 07:46
Иоанна_19 сентября 2018, 10:42
Макаров, есть у святых отцов где-набудь про "управление своей психикой", "выстраивание правильной структуры тела", "производства правильной силы"? У них - про обретение мира душевного через стяжание благодати, борьбу со своими страстями, молитву. Всё вами перечисленное - это СЕТИ БЕСОВСКИЕ, слегка разбавленный оккультизм, адаптированный под современного гордого человека.


Иоанна, у святых и про мобильные телефоны ни слова. И про компьютеры тоже. У нас есть выбор, чем заполнять свой компьютер -- оккультизмом или атлетизмом.
Слово "медитация" означает "размышление" . То, что индуисты с буддистами придали ему свой смысл, не заставляет нас делать то же самое.
Олег20 сентября 2018, 07:09
Сергей,1)"это всё общие слова", т.е. для вас они ничего не значат, пустые?
2)"Но главное не мешает второст.", т.е. главное - быть с Богом, Богообщения вам недостаточно? «Истинный христианин жаждет Богообщения, как своей заветной цели»(патриарх Сергий). Вот этим второстепенным лукавый и уводит человека от Бога и ввергает в пучину адскую, навсегда.
3)"гимнастика,закал." - это одно, а йога - это совсем другое. Ваша проблема непонимания заключается в том, что вы не можете отличить "белое от черного", доброе от злого. Для этого вам поможет книга новопр. архим. Лазаря (Абашидзе)-"Грех и покаяние последних времен /О тайных недугах души". Там все прекрасно изложено. От незнания все беды, спасайтесь.
раб Божий Михаил19 сентября 2018, 19:49
Благодарю за статью, Дмитрий!
Самое интересное в большинстве лжеучений то, что их создатели, а также их куратор(дьявол) всегда обещают своим приверженцам и адептам свободу. И по этому поводу есть очень точное и красивое изречение:
"Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб."
(Второе соборное послание святого апостола Петра 2:18,19)
Сергей19 сентября 2018, 19:10
цитата:"Сергей, послушайте! В наших руках (православных христиан) находится чаша с кристально-чистой водой (Истина, Истинная вера)! Дана Самим Господом, чтобы хранили этот дар! И вы предлагаете добавить в эту чашу капельку грязной воды?"

Олег, это всё общие слова, хоть и красивые. А когда человек болеет, он просто без высокопарных слов идёт к доктору и лечится. Так вот, что бы поменьше ходить к докторам и нужна гимнастика, закаливание и т.п.

Христос - это главное. Но главное не мешает второстепенному.
В общем, вряд ли мы с вами придём тут к единому мнению, потому лучше не продолжать. Мира Вам и любви!

Спаси Христос.
Миша19 сентября 2018, 16:48
Спасибо за статью!
"Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. ..Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь." (1-е Соб.послание св. Ап. Иоанна Богослова 4:1,8)
"Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника."(Ев. от Луки 6:43,44)
Наш враг дьявол очень умён, хотя и не умнее Бога, поэтому, скрывая истину, он во всех лжеучениях всем нам рассказывает, что его самого нет и Бога тоже нет, а есть только безликий абсолют.
Михаил19 сентября 2018, 16:36
"Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога." (1-е Посл. к Коринф. Св.Ап. Павла 15:33,34)
Никакая сила, никакая слава, никакая власть, никакие деньги и никакие суперспособности не могут заменить простого счастья и любви. Все лжеучения, в том числе и йога, одинаковы в одном: они не приводят к спокойствию души(!)
Иисус правильно сказал: "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?"
Алексей KZN19 сентября 2018, 13:50
Сложная тема. Пути Господни неисповедимы. Простые люди просто так на йогу тоже не пойдут. Пойдут те, кто ищет. Многие ищущие пришли в Православие через восточные дороги. В тот момент они не задавались вопросом как на это смотрят святые отцы. Ну а если для православных есть много альтернатив. Просто грамотно выбрать спорт. Чем упражнение "планка", например, хуже асаны? Тоже лечит хорошо. Всем мира!
Олег19 сентября 2018, 12:03
Сергей, послушайте! В наших руках (православных христиан) находится чаша с кристально-чистой водой (Истина, Истинная вера)! Дана Самим Господом, чтобы хранили этот дар! И вы предлагаете добавить в эту чашу капельку грязной воды? Вы хоть понимаете, что вы делаете!!! Да, давайте изменять-рушить устои и основы веры, ведь с этих мелочей все начинается, ведь "Церковь уже давно отошла от такого чёрно-белого мышления". И разукрасим, нашим вольным, грешным умом, как вздумается. А потом в облака полетим, в позе берёзки, как католики. Церковь никуда не отошла, как стояла, так и будет стоять до конца мира. Или что я опять выдумываю?! "Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!"
Ксения19 сентября 2018, 11:26
По поводу йоги много всегда споров, но каждому - свое, у каждого свой путь. Автору через определенный опыт, полученный в йоге, была дана другая ценность - православие. А ведь многие люди далеки и от йоги и от православия. На разных этапах развития мы получаем свой опыт и у каждого он свой. И да, люди боятся старости,болезни, смерти.И по психологии на базе страхов возникают многие вещи. Будьте здоровы,дорогие читатели православия,многие всем лета!
Иоанна_19 сентября 2018, 10:42
Макаров, есть у святых отцов где-набудь про "управление своей психикой", "выстраивание правильной структуры тела", "производства правильной силы"? У них - про обретение мира душевного через стяжание благодати, борьбу со своими страстями, молитву. Всё вами перечисленное - это СЕТИ БЕСОВСКИЕ, слегка разбавленный оккультизм, адаптированный под современного гордого человека.
Катерина 19 сентября 2018, 08:06
Макаров18 сентября 2018, 17:49 - неосознанное общение с падшим миром духов даже и хуже, чем осознанное - нет осознания, нет и покаяния. христианин (и не только православный, кстати) сохраняет спокойствие духа исключительно благодаря твердому глубокому осознанию, что на всё Воля Божья. Лично мне в этом осознании помогла книга "Отец Арсений" (есть в электронном виде на сайте Азбука Православия среди прочего книжного богатства). Одно дело знать теоретически, а совсем другое - почувствовать всеми клетками. Айкидо я бросила именно по причине ощущения, что там что-то другое.. начала воцерковляться, и пришло это странное ощущение.
максим19 сентября 2018, 05:04
Автор плохо изучал свою йогу))) ведь есть писания ясно говорящие что "душа неуничтожима неделима неизменяема и вечна" (в индуизма она называется джива). как же она может быть уничтожена после пралайи?
Что любительская йога ведет к индуизму - факт, однако существует масса так наз йогов которые по сути дают уроки физкультуры и релаксации под этническую музыку. в музыке часто используют экзотические словечки, однако по сути она является обычной атеистической попсой, достаточно порыться в сети чтобы убедиться в этом. Они используют этнические инструменты, песнопения, но по сути это просто бизнес. тоже касается и релаксации, которую ошибочно называют медитацией
А вот если вы захотите углубиться..
Сергей18 сентября 2018, 21:59
цитата: "Той веры, которая была например у пророка Моисея, Апостолов уже нет, оттого и таблетки и тр. сборы."

Олег, Апостол Лука был врачом и были у него и травяные сборы наверняка и много чего. Да и сам Спаситель лечил не только души, но и тела. И ничего бесовского в позе берёзки нет. Не выдумывайте.
Церковь уже давно отошла от такого чёрно-белого мышления, когда и электричество считалось бесовством, а сейчас и в храмах лампочки и мы с вами говорим по компьютеру.
Олег18 сентября 2018, 21:09
Евгения П., ваше решение проблемы сравни походу к гадалке-экстрасенсу, которая сняла с вас "порчу". Вы принесли жертву идолам, можно еще и так сказать. А почему сработало? Потому что дали пищу бесам, обратились к ним (через посредников-заблудшие души), они и сделали. Вы у них в долгах теперь. Принести покаяние нужно Богу за такое дело, за неверный шаг. Ну неужели вы думаете Бог не видит, что у вас происходит или вы сомневаетесь в Его всемогуществе? Он ждет от вас обращения, молитвы, терпения, а вы в стан врага бежите за помощью. «Без терпения нет спасения»(прп. Серафим Саровский). «Терпением вашим, спасайте души ваши»(Лк.21:19). Конечно может вы и не знали, но где ваша вера ?!!!
Олег18 сентября 2018, 18:34
Сергей, йога - это полностью бесовский "продукт", гибельное, прелестное состояние! Травяной сбор - это уже совсем другое, природное-физическое, то что сотворено Богом. Тр. сбор, таблетки, лекарства и т.п., все это для чего дано Богом человеку? В помощь. Из-за немощи нашей, скудной веры! Вера, упование на Бога с каждым столетием слабеет! лукавый отдаляет человека (по беспечности и маловерию человека) все дальше и дальше от Бога, "продуктов" у него очень много. А в наше последнее время и подавно. Той веры, которая была например у пророка Моисея, Апостолов уже нет, оттого и таблетки и тр. сборы.
P.S. И до язычества, человек знал и помнил, что над ним Бог, т.е. язычество это не начальная точка.
Макаров18 сентября 2018, 17:49
Иоанна_18 сентября 2018, 14:00
Макаров, медитация полезна?

Таки да. Аутогенная тренировка -- тоже медитация. Никакого "осознанного вступления в общение с духовным миром" там и в помине нет, там установка на спокойствие и управление своей психикой. Очень полезная штука в наше нелёгкое время.

Статика в восточных боевых искусствах -- тоже медитация, но там, уж поверьте, просто нет времени ни на какое "общение с духовным миром" , всё внимание уходит на расслабление, выстраивание правильной структуры тела, производства правильной силы и т.д. Чистая приклаДУХА :-)

А если кому хочется "осознанного вступления в общение с духовным миром" , то он(а) сделает это безо всякой медитации.
Евгения П.18 сентября 2018, 17:33
Иулиания (18 сентября 2018, 16:24), хорошо бы, если так! Лично я столкнулась с проблемой диастаза белой линии живота. Оказалось, что даже не все хирурги в курсе, что это вообще такое! Зато у одного йогатерапевта нашла программу восстановления (никаких медитаций, только физические упражнения). Если Вы сможете порекомендовать конкретно кого-то не "чужеродного", кто занимается решением данной проблемы не хирургическим путем, - буду очень признательна. Признаюсь, для меня самой слово "йога" в этой программе первое время отталкивало. Но не "чужеродных" альтернатив не нашла, а здоровье восстанавливать как-то надо.
Евгения П.18 сентября 2018, 17:26
Я вот все пытаюсь понять, суть в названиях, что ли? Почти у всех упражнений привычной нам ЛФК есть аналоги в йоге. И в чем принципиальная разница, чем можно заниматься, а чем нет? Недавно узнала, что это совпадение неслучайно, т.к. у "разработчиков" ЛФК в советское время был интерес к йоге, т.е. упражнения могли быть непосредственно позаимствованы. Так что же теперь, ЛФК тоже нельзя заниматься? Мне кажется, надо отделять мух от котлет. Все подобные статьи написаны людьми, которые увлеклись йогой до воцерковления и пошли гораздо дальше упражнений. Бесспорно, это зло. Но если воцерковленный человек "предупрежден и вооружен", то почему нельзя делать упражнения, которые И ТАК есть в ЛФК?!
Александр В18 сентября 2018, 17:08
Согласен с первым комментатором, Викторией.

Знаю православных, воцерковлённых людей, которые, увлёкшись йогой и не находя ничего в ней опасного для души, всё реже и реже стали появляться в храме Божием. Всё у них вроде нормально. Но, видимо, зайти в церковь, больше желания не возникает. Помоги, Господи!
Иулиания18 сентября 2018, 16:24
Добрый день. Йога - это как с гороскопами... Массовое увлечение.

Как спортсмен в прошлом, скажу, что есть различные виды физкультуры для разных проблемных зон: шеи, спины и т.д. Любой невролог сможет подобрать подходящий вам комплекс упражнений и не нужно никаких йог. Какая-то мода на все чужеродное.
Сергей18 сентября 2018, 15:05
Олег, вера не мягкая, но с разумением. С тем разумением ценность которого всё время подчеркивают старцы. Например, многие целительные рецепты основанные на травяных сборах взяты еще из язычества.
И всякие ведуны их использовали. И что теперь? Не применять их? Всё дело в том, что чистотел обладал целебными свойствами еще до христианства, и люди заметили это и применили во благо. Так же и в разных физических техниках.

Спаси Христос.
Иоанна_18 сентября 2018, 14:00
Макаров, медитация полезна? Вам действительно стоит разобраться с тем, что такое "духовная практика". Духовная практика - это ни что иное, как осознанное вступление в общение с духовным миром, то есть миром духов. А духи бывают только двух видов: Дух Святой и духи злобы поднебесной.
Дмитрий Дружинин18 сентября 2018, 12:55
Дорогие читатели! Если Вам интересна поднятая в статье тема, буду рад знакомству и продолжению общения в социальных сетях. Добавляйте в друзья:
https://www.facebook.com/dimitriy.druzhinin
https://vk.com/dimitriy.druzhinin
Пользуясь случаем напоминаю, что совсем недавно в свет вышла моя книга "Йога. Православный взгляд", где тема статьи разобрана более подробно:
https://www.facebook.com/dimitriy.druzhinin/posts/1262947757179757
https://vk.com/wall478276898_127
Олег18 сентября 2018, 09:01
Жалко, что не получается у нас прямо говорить об истинном положении дел. Всегда как-то обтекающе, мягко. И из-за этой мягкости и вера такая же "мягкая": я конечно за Крест держусь, одной рукой, а второй отщипну, возьму из йоги , ну что такого? Да?!!! А вы хоть знаете у кого берете? кто стоит за этими "проектами" (йога, буддизм, ислам и т.д.)? Вы берете у тех, кто больше всего ненавидит человека, враг рода человеческого - это бесы, те кто каждый день подбрасывает дурные мысли,
осуждения (помыслы). Ну почему об этом прямо нельзя сказать, написать? Ведь с какой яростью они будут требовать на мытарствах, то что вы сами, добровольно, взяли у них! А раз сам взял, отдавай и забирают душу ...
Катерина 18 сентября 2018, 07:55
Т.М.17 сентября 2018, 11:11 - "Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!" - с радостью воскликается ликующе раз в год в сердце каждого правомлавного. А Вы говорите, что поощряется страх смерти. Видимо, Вам нужно руководство опытного духовника.
Макаров18 сентября 2018, 06:02
Иоанна_17 сентября 2018, 18:20
Если же речь идёт о привнесении в свою жизнь элементов чужих духовных практик - здесь должно быть однозначное НЕТ.

Надо определиться, что такое "духовная практика". Напр. один мой коллега занялся йогой, очень скоро у него на раб.столе появился какой-то цветочек, который он ОБЯЗАН был поливать, и открытка какой-то многорукой богини с синим лицом рядом с цветочком -- словом, алтарик на столе. И что-то он там мурлыкал, когда тот цветочек поливал. А раньше был нормальный чел.
Так вот мне кажется, что сами по себе упражнения и медитация полезны -- надо просто следить, чтобы тренер не начинал залезать нам в мозги, не подменял нашу духовность своей.
Евгения17 сентября 2018, 22:56
Комментарий к последнему абзацу статьи: сейчас появилась еще такая тема, как йогатерапия. Использование упражнений йоги с сугубо оздоровительными целями. Не просто вся йога ради йоги, а конкретные упражнения, подходящие для решений той или иной конкретной проблемы со здоровьем. Никакими медитациями там и не пахнет, проверяла (может, сами йогатерапевты и практикуют их, но это их личное дело, мы же не спрашиваем у врача, чем он занимается в свободное от работы время). Название не голословное, известная мне йогатерапевт - действительно врач, с соответствующим первым образованием. Йогу как духовную практику я, конечно, не принимаю.
Евгения17 сентября 2018, 22:15
Еще хочу добавить. Уже только для женщин. Если отвлечься от духовной и философской темы, а взять только упражнения. Посмотрите, кто у нас чаще всего идет заниматься йогой? Девушки и женщины. А вы видели в Индии хотя-бы одну женщину-йога? Данные "упражнения" не только не помогают женскому здоровью, а просто разрушают его! Вся система дыхания в йоге по мужскому типу, и женщинам КАТЕГОРИЧЕСКИ противопоказана. Не буду дальше разъяснять, какие изменения происходят в организме женщины, которая пытается (пусть даже неосознанно) "переродиться" в мужчину. Дорогие сестры, если вас не смущает "запах серы", то хотя бы действительно задумайтесь о своем здоровье!
Алексей17 сентября 2018, 21:44
Ответ для Т.М. Дорогая сестра во Христе, здравствуйте! По моему скромному мнению, Вы не вполне правильно сформулировали: "...сильный страх смерти, который в Православии поощряется". Страх смерти в Православии отнюдь не поощряется. Во всех аскетических наставлениях рекомендуется помнить о смертном часе как моменте перехода и конечного ответа перед Богом. Отсюда необходимость в покаянии, молитве, доброделании и вообще делах любви к Богу и ближнему. Страх физической смерти вообще чужд христианству. А "совершенная любовь изгоняет страх". Упование на Бога помогает преодолеть отчаяние и страх смерти. Изречение Св.Отцов: "Держи ум свой во аде и не отчаивайся". Молюсь о Вашем здравии.
Сергей17 сентября 2018, 21:39
Тело это машина, и если она где-то начинает ломаться, то её надо чинить. Если храм души где-то осыпался, то не грех его и подштукатурить.
Для этого есть несколько неплохих упражнений в том числе в йоге, которые медицина взяла на вооружение.
Уничтожать своё тело специально, вряд ли христианский путь. Великомученик Пантелеймон целитель на иконе изображен с ларцом со снадобьями для починки тела.
Сергей17 сентября 2018, 19:56
Иоанна_, да каких там духовных. Физкультура. И очень хорошая физкультура. Гимнастика. Я же не призываю сводить глаза к носу и гудеть ооооммммм. :)

Спаси Христос.
17 сентября 2018, 19:52
Хочется ответить на предпоследний комментарий. Что лучше, быть здоровым внешне и иметь больную душу? Или иметь недомогания, болезни и очишаться душой? Увы, третьего не дано.Православие не гарантия безболезненной жизни. И в Православии поощряется страх смерти души, и нам дали надежду не бояться умирать, если с Богом умираешь, с верой, с покаянием. Очень задешево продают свои души те кто не верит в ее бессмертие. «улучшение самочувствия»....почти за бесценок.
Елена17 сентября 2018, 18:53
Спаси Господи за статью. Бедные люди, они готовы бесам кланяться ради "здоровья", а здоровье от Бога, йога самообман обольстительный.
Иоанна_17 сентября 2018, 18:20
Сергей: /В общем, я всё же считаю, что надо быть как можно более за Христа, а не против буддизма, йоги, мусульманства и т.д.// "Не против" значит не быть ненавистником буддистов, йогов, мусульман и всех остальных. Если же речь идёт о привнесении в свою жизнь элементов чужих духовных практик - здесь должно быть однозначное НЕТ. "Широким путём" следовать за Христом не получится.
Natalia17 сентября 2018, 17:28
Спасибо огромное за статью, как вовремя! Думала походить на занятия йоги как на гимнастику для оздоровления, сейчас ни за что не пойду, прямо напугали этой статьей!:) Полно всяких других направлений для развития гибкости, только не йога теперь! Слава Богу! И автору статьи что все разложил четко и ясно, еще раз благодарю.
Сергей17 сентября 2018, 14:02
А я хочу от себя сказать, что ассаны не опасны. И упражнения йоги в качестве физкультуры никак не мешают идти к Христу. Вот делаю два-три упражнения и вполне помогают в слабых местах моего тела. И дыхательная техника тоже хорошая вещь, любой спортсмен исповедующий христианство ей владеет.
В общем, я всё же считаю, что надо быть как можно более за Христа, а не против буддизма, йоги, мусульманства и т.д. А то охота на ведьм получится.

Спаси Христос.

Людмила17 сентября 2018, 12:55
Спасибо за нужную статью! Сама занималась йогой, пока не пришла в Православие. С пониманием дела совершенно уверена, что нельзя заниматься йогой только физически. У меня хатка-йога потянула за собой агни-йогу со всеми вытекающими последствиями... Но переубедить своего ребенка, запавшего на модную йогу, которую ведет "православный инструктор" очень сложно...
Галина17 сентября 2018, 12:50
Вот смотрю на фотографии, видио йогов - и они мне не нравятся. Чисто внешне, чисто физически, чисто интуитивно. Ну не то что-то, не то, ну обман какой-то злой. И дальше вникать не хочется. Это как бы если смотреть на блюдо, например, с яблоками: ну кто гнилое возьмет?
Т.М.17 сентября 2018, 11:11
Я тоже пришла в Православие от восточных практик. Но факт остается фактом: медитация и йога помогли мне значительно укрепить здоровье, а особенно я страдала от разных заболеваний на нервной почве. Постепенно таблетки стали мне не нужны. Теперь же, когда я перестала практиковать, а стала православной, старые болячки снова возвращаются. Мне пришлось вернуться к прежним лекарствам, прежде всего, сильным успокаивающим. Голова то болит, то сильно кружится, давление скачет, пульс повышается иногда в спокойном состоянии до ста и выше ударов, панические атаки. Часто снятся кошмары. К тому же теперь у меня еще появился сильный страх смерти, который в Православии поощряется. Не знаю, что делать.
Виктория17 сентября 2018, 09:13
Хочу добавить основываясь на собственном опыте - даже ассаны опасны. Через 7 лет такой практики (я не практиковала медитацию) моя душа была совершенно мёртвой. Мне страшно вспоминать себя в последние года практики ассан. Спасение было чудом от Бога - любовь. А через год я все 50 дней большого поста провела в церкви исповедуясь и причащаясь. Там я нашла все ответы на свои вопросы
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×