Про это письмо великого русского святого у нас почти никто не знает. Получено письмо в мае 1937 года. А через полтора года, 24 сентября 1938 года, старец Силуан Афонский преставился. Письмо адресовано Вере Алексеевне Лавровой. Она попросила отца Силуана молиться о ней и о Вере Васильевне Кипарисовой. Старец ответил ей по почте. Снятая вручную копия этого письма оказалась в свое время у архимандрита Сергия (Шевича)[1], который весьма почитал старца Силуана. Текст этой копии мы приводим полностью, текст письма набран курсивом.
Начинает старец Силуан пасхальным приветствием и молитвой к Богу о Вере Алексеевне и Вере Васильевне:
«Христос воскресе! Вера и Вера!
Дай Бог вам Духом Святым познать, что душа человеческая – невеста Христова, а Христос ей Жених. Если вы все это познали Духом Святым, то души ваши <так>[2] возлюбят Христа, что день и ночь будете думать о любви и сладости Духа Христова и никогда не будете мыслить мирское, хотя и нужное: купить или продать, но душа так пленена Женихом, что день и ночь думает о Нем».
Прервем пока чтение письма. Простой и безыскусный слог старца Силуана, такой узнаваемый... Чудесное сочетание простоты и мудрости.
Весеннее письмо с Афона от старца Силуана начинается победной новозаветной вестью: Христос воскресе! Пасха в 1937-м году приходилась на 2 мая по новому стилю. Какая радость была для Веры Алексеевны получить письмо от старца в светлые пасхальные дни.
Старец обращается к Вере Алексеевне и Вере Васильевне, называя их по имени, и сразу же молитвенно взывает к Богу: «Дай Бог вам познать, что душа человеческая – невеста Христова». Вера Алексеевна просила у старца молитв, и он охотно откликается – молится в келье и храме, даже письмо начинает молитвенным ходатайством к Богу.
Старец просит у Бога для двух женщин важную вещь – благодатное познание, что Христос нам родной. Не просто понять своим умом, а познать Духом Святым, что Христос близок настолько, насколько это бывает только с самыми близкими родственниками. Всякая христианская душа – это невеста Христова. Вся Церковь Православная есть невеста Христова (ср. 2 Кор. 11, 2).
Еще одна особенность слов отца Силуана – монашеская. Письмо отправил монах будущим монахиням – невестам Христовым. Вера Алексеевна примет постриг с именем Геновефа (Женевьева) в Сент-Женевьев-де-Буа от архимандрита Софрония – ученика старца Силуана. Вера Васильевна примет постриг с именем Анна, вероятно, от рук архимандрита Сергия (Шевича), которого на монашество благословил старец Силуан. Такие вот нити связывали их со старцем…
Уже в 1938-м году преподобный Силуан видит, что Вере Алексеевне и Вере Васильевне открывается монашеский путь, в стороне от нескончаемых мирских помышлений: «Не будете мыслить мирское, хотя и нужное – что-то купить или продать, но душа будет пленена Женихом день и ночь». Множество русских людей после революции 1917 года оказались в вынужденной эмиграции, их обеспеченная жизнь на Родине кончилась, они погрузились в хлопоты, днем и ночью думали, что можно еще продать из уцелевших фамильных ценностей, дабы купить продукты, где найти работу в чужой стране. Эти заботы о бытовых нуждах вполне понятны, но они не вправе заслонять Христа, отрывать нас от Христа.
Когда с помощью Божией христианская душа поднимается от знакомой всем веры в Бога на ступень познания Бога Духом Святым, она получает основополагающий личный религиозный опыт. Появляется прочное основание, на котором может строиться вся дальнейшая духовная жизнь в самых неблагоприятных внешних обстоятельствах. Душа не просто услышала убедительные слова о Боге от кого-то и теперь верит в Бога, – нет, она лично знакома с Богом, сама знает Бога. Душа любит Бога, ей сладостно думать о Боге, легко и желанно молиться Христу. Такая душа не знает усталости в своем стремлении к Христу. Она убедилась, что Христос любит ее, несмотря на мирские мысли и грехи.
Кажется, что такая картина духовной жизни выглядит несколько идеализированно, с избытком романтизма? Нет, старец Силуан хорошо представляет себе реальную жизнь христиан. Описанный им опыт личного знакомства с Христом, благодатной помощи от Него, непрестанной духовной жизни, любви – человек получает на первом этапе своего духовного пути. За ним следует второй этап – время духовных испытаний, про него тоже не забывает отец Силуан.
Продолжим читать письмо:
«Вот Какой наш Господь, и Он хочет в наших душах жить, но Его можно и потерять по неопытности, но душа будет по Нем скучать день и ночь: ‟Где Ты, Господь мой, скрылся от души моей! Ты видишь, Господи, душа моя скучает по Тебе. Как мне Тебя не искать! Твой тихий и кроткий взор привлек душу мою, и мое сердце и душа возлюбила Тебя. И я потерял благодать и ищу ее 44 года и не обретаю. Но душа, ища день и ночь, и хочет найти”.
Я мню, вы помните слова Господни: ‟Я с вами до скончания века”. Кто любит Господа, тот молится охотно день и ночь ненасытно, ибо помнит душа Господа, с Ним хочет жить. Господь не помянет нам грехов, но по милосердию и любви Своей простит. Ах! Как бы люди знали, Какой наш Господь, то все бы люди на земле обратились бы к Нему.
Святая Гора Афон».
По духовной неопытности христианская душа может потерять общение с Ним
Господь нас любит и хочет в наших душах жить, хочет общаться с нами постоянно. Но по духовной неопытности христианская душа может потерять общение с Ним, потерять Божию благодать. Как это бывает? Душа получает благодать от Бога, но не прилагает всех усилий, чтобы хранить благодать. Иногда это происходит, если душа с духовного делания переключается на мирские помышления, о которых упоминает старец. Либо душа пленяется тщеславными помыслами и теряет благодать. Иногда это происходит и без вины со стороны человека, по особому смотрению Божию. Господь давал душе благодать, укреплял ее, и пришло время духовных испытаний. Господь попускает душе вступить на второй этап духовного пути.
На этом этапе сладость постоянного общения с Господом сменяется горечью продолжительной разлуки. Эти наблюдения старца Силуана описывают «негативный опыт», знакомый многим православным христианам: душа томится, ища Господа днем и ночью, хочет Его найти и не может. И вдруг святой Силуан начинает говорить о своем личном опыте жизни во Христе. Он приоткрывает сокровенную свою жизнь, очень лаконично, деликатно и скромно. После всего, что мы за последние 70 лет узнали о преподобном Силуане, мы можем видеть, как в его безыскусном письме проступает уникальный подвижнический опыт и данное ему от Христа откровение.
Итак, на путях человеческой жизни по неопытности Господа можно и потерять, как это было со старцем Силуаном. Тихий и кроткий взор Христа привлек отца Силуана, он возлюбил Христа всем сердцем. Он общался со Спасителем в умно-сердечной молитве Иисусовой. Христос Живой явился отцу Силуану, а потом разлука: «Ты, Господь мой, скрылся от души моей! Душа скучает по Тебе». Христос дал откровение и скрылся, душа Силуана ищет Его день и ночь в молитвах и монашеских подвигах. Насколько было величественно явление Христа Силуану, настолько же велика была и разлука с Христом, вплоть до богооставленности. Отец Силуан ревностно искал Бога, как искал Его византийский святой Симеон Новый Богослов. Кто читал гимны преподобного Симеона, тот знает, как тяжко было ему переживать время испытаний: Господь просветил Своим Светом душу и вскоре скрылся, вокруг всё – тьма. Лишь изредка, по временам, Господь вновь приближается к подвижнику и подкрепляет его Своей благодатью, но потом снова отдаляется. И опять душа день и ночь хочет найти Господа.
Для старца Силуана искание благодатного общения с Богом продолжается 44 года. Какой точной величиной обозначено время ожидания, время испытания! Отец Силуан 44 года не поддается унынию, не теряет веры, не помышляет о «профессиональном выгорании» афонских монахов. Не помышляет о том, что «после этапа воцерковления наступил этап расцерковления». Старец помнит, что Христос любит его, явился ему, облагодатствовал, пребывал с ним в общении. Схимонах Силуан десятилетиями сражается, подвизается в надежде, что благодать вернется, что наступит третий этап духовного пути.
Если мы потеряли благодать, это не значит, что Христос о нас забыл и ушел навсегда
И снова старец Силуан переходит от описания собственного опыта к тому, что касается всех православных. Он напоминает обещание Христово, данное Его ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Если мы потеряли благодать, это не значит, что Христос о нас забыл и от нас ушел навсегда. Он с нами каждый день, до конца. Даже если Его присутствие мы не чувствуем рядом.
Мы хотим с Ним жить и помним о том, что Он дал нам благодать, когда мы были новообращенные христиане, только начинали ходить в храм. Хотим быть с Христом? Не надо ослаблять молитву. Полюбившая Христа душа ищет Его, пока не обретет, молится ненасытно, без такого чувства, что «хватит, я этой церковной жизни уже наелась, бессмысленно всё это ‟молись-постись-кайся-смиряйся” дальше продолжать».
Старей Силуан пишет: «Господь не помянет нам грехов, но по любви Своей простит», – речь его снова меняется, усиливается. Старец говорит «нам», а не «мне и вам». Отец Силуан не желает отделять свою судьбу от судеб Веры Алексеевны и Веры Васильевны. Сердце преподобного Силуана расширяется (ср. 2 Кор. 6, 11), он одновременно ходатайствует о прощении грехов для трех человек: себя, Веры Алексеевны и Веры Васильевны. Старец не отстраняется от своих собеседниц. Он не надеется, что давно «искупил грехи» своими афонскими подвигами. Он надеется на Христа, на Его милосердие.
Та душа, которая в беспросветный час обратится к кроткому, негневливому Спасителю, ищет спасения у Господа покаянием и молитвой. Такой душе Господь благословит познать Его Духом Святым. Тем самым душа окажется у цели человеческой жизни, Господь явственно даст видеть душе эту цель. И душа будет двигаться по пути к заветной цели, несмотря на испытания, несмотря на то, что по временам цель может исчезать из виду. Душа уже сориентирована в духовном пространстве, уже набралась решимости, получила нужный опыт и способна двигаться к цели – годами. Бог на этом пути будет укреплять душу и поправлять, когда нужно.
Последняя строка в письме старца Силуана – самая сильная. Сердце преподобного снова расширяется, оно каким-то непостижимым образом вмещает судьбы всех людей, всего Адама. Старец молитвенно воздыхает ко Господу: если бы люди знали, Какой наш Господь, то все люди на земле обратились бы к Нему и упорно продвигались ко Господу, и Господь с любовью принял бы их.