«Боже, если Ты слышишь, откройся»

Путь англиканского пастора в Православие. Часть I

Отец Джефф Харви, священник Антиохийской Православной Церкви в Австралии, в течение 17 лет служит в храме Православной Миссии Доброго Пастыря в Клейтоне (Мельбурн). Приход Доброго Пастыря стал духовным домом для многих австралийцев и людей с разными этническими корнями. В богослужении используется английский язык, так что все прихожане имеют возможность соединиться со Христом через таинства Его Церкви, открытой для всех.

Священник Джефф Харви Священник Джефф Харви

Сколько себя помню, у меня всегда было сознание существования Бога, несмотря на то, что Он не всегда занимал центральную часть в моей жизни. Он всегда присутствовал в воздухе, которым я дышал. И хотя я постоянно посещал церковные службы, прошло немало времени, прежде чем я открыл для себя Божию Церковь.

Я принадлежу к послевоенному поколению бэби-бумеров[1], рожденному в дни увядания Британской Империи, и, как множество семей военных, мы часто переезжали. Города и улицы менялись, дома менялись, школы менялись, друзья менялись – единственной постоянной величиной моей жизни была литургия в Англиканской церкви. Каждое воскресенье, не важно, в какой части земного шара мы находились, я мог быть уверен, что богослужение Англиканской церкви будет тем же. Связующей церкви была литургия, и, оглядываясь назад, я осознаю, что она давала мне фокусировку в моих скитаниях по свету.

Джефф с мамой Джефф с мамой
Когда мне было 11, мои родители постоянно проживали за границей, согласно армейскому распределению отца. Как большинство детей военных, я и две моих сестры посещали школу-интернат. Когда я был оторван от родителей и сестер, это явилось настоящим шоком для моей психики. Единственным, что мне помогало держаться, было ежедневное и еженедельное посещение церковных служб в школе-интернате.

С 13-ти лет для меня стало возможным причащаться рано по утрам в субботу, для чего мне приходилось очень рано незаметно покидать общую спальню. Несмотря на то, что утренняя служба в 11 была обязательной для всех учащихся, я изо всех сил стремился попасть в церковь к 8-и, чтобы принять Причастие. Я очень старался бесшумно пробраться через спальню, чтобы не разбудить никого из мальчиков, но до сих пор помню, как в меня летели тапки тех, кому не нравилось, что их будят в единственный день, когда можно было поспать подольше.

Мне до сих пор непонятно, откуда у меня появилась эта тяга к посещению церковных служб. Хотя мои родители являли образец дисциплины в еженедельном посещении церкви, мои сестры не восприняли подобного стремления. Я могу заключить, что Бог вложил это желание в мое сердце.

У меня всегда было желание служить Богу и помогать другим найти Его

Также мне хотелось помочь другим обрести веру. У меня всегда было желание служить Богу и помогать другим найти Его, даже в таком юном возрасте. Одним из порывов юности была идея стать миссионером. Уж не знаю, откуда это могло прийти ко мне, если не от Самого Бога.

Я читал Библию в переводе короля Иакова каждый день, также я читал издания Союза Священных Писаний[2], – это делало Библию более интересной и понятной. Потом я узнал, что опубликован новый перевод, Новая Английская Библия. Я обнаружил ее в местном книжном магазине и очень хотел купить, я стал откладывать карманные деньги – неделя за неделей. И когда я смог ее купить, я очень полюбил ее читать. Язык нового перевода был более понятным, и Библия все больше открывалась мне.

Уелбек Колледж

К концу подросткового возраста я вышел из интерната и поступил в Уелбек Колледж. Это армейский колледж, где обучаются два последних класса школы, его задача – подготовка молодых людей для технической службы в Британской армии. Мои успехи в учебе были блестящими. Даже, пожалуй, чересчур блестящими: я стал излишне самоуверенным. Военнослужащему уверенность в себе необходима, и наставники стараются изо всех сил, чтобы развить это качество в юношах. И мне ударило в голову. Когда приблизилось время сдачи последних экзаменов, я считал, что прямо лечу к триумфу на крейсерской скорости. И когда я провалился на одном из решающих экзаменов, мое эго рухнуло с небес на землю. Так Бог снова стал центром моего внимания.

Королевская военная академия, Сендхерст

Обучение офицеров в Сендхерсте было суровым. Действительно суровым.

В то время еще сохранялась традиция, согласно которой сыновья следуют стопами отцов. Я тоже где-то позаимствовал эту мысль. Так что было практически решено, что я буду обучаться в Сендхерсте и пойду служить в те же войска: Королевские Электрические и Механические инженеры. Но я поступил без квалификации, необходимой для поступления в эти войска.

При поступлении в Академию я подслушал, как одного молодого кадета спросили: «Ваша религия?»

Я удивился его ответу: «Я не принадлежу ни к какой религии».

Сержант на это воскликнул: «Что? Атеист?! В Британской Армии у вас должно быть вероисповедание. Вы будете в Англиканской церкви».

И его записали как принадлежащего к Англиканской церкви. Это была моя первая встреча с человеком, не имевшим веры. Я понял, что хотя в моей жизни Бог всепроникающе присутствует, многие люди не замечают Его.

Это может показаться странным: в то время как Бог «всегда был в воздухе, которым я дышу», говорить об обращении. Но в первое, невероятно напряженное время в Сендхерсте для меня память о Боге как-то поблекла. В то время у нас все так же проходили церковные шествия, и я никогда совершенно не терял связи с церковью. Но потом произошло нечто, что изменило мои взгляды на мир. Как-то я стоял перед доской объявлений, пробегая их глазами в поисках важной информации, и какой-то кадет, явно волнуясь, нерешительно пригласил меня на встречу Офицерского Христианского Союза в Академическую часовню. Мне показалось, что он расплачется, если я откажусь, и поэтому я поспешно согласился.

Сидя там, в часовне в Королевской Военной Академии Сендхерста, с небольшой группой кадетов, я слушал проповедь одного из армейских священников. Я даже не могу сейчас вспомнить, о чем он говорил, но это как-то согрело мое сердце и увлекло. Этот священник был поразительным человеком. Он играл в регби за Англию, и было совсем непохоже, что это человек, которому в жизни нужны дополнительные «костыли». Его речь произвела на меня большое впечатление, и потом я продолжил посещать эти встречи.

Отчетливо помню, что по пути на лекции в то утро я подумал: «Что-то изменилось»

Немного позже наша небольшая группа была приглашена посетить семинар в Эмпорт Хаус в Хемпшире на выходных. Одним из выступавших был генерал сэр Роберт Эубанк – инженер, построивший первый мост через Рейн, когда Британская армия продвигалась вглубь Германии в заключительные дни Второй мировой войны. Его личность также произвела на меня сильное впечатление, и мне было очень интересно. Одно из мероприятий этих выходных заключалось в просмотре фильма о Мартине Лютере. Его история вдохновила меня молиться перед сном: «Боже, если Ты слышишь, откройся».

Утро понедельника застало нас снова в Сендхерсте. Отчетливо помню, что по пути на лекции в то утро я подумал: «Что-то изменилось».

Почему-то звуки казались более живыми. Я подумал: «Я и не знал, что птицы поют в Сендхерсте!» и еще – «Какое прекрасное утро!» И тут я осознал, что все мое понимание мира изменилось. Внезапно я почувствовал себя новой тварью (ср. 2 Кор. 5, 17).

И в следующее воскресенье, когда на нашем обязательном церковном шествии я, как и каждое воскресенье на протяжении всей моей жизни, читал Книгу общих молитв [3], ее слова вдруг почему-то показались мне живыми, как никогда. Я повернулся к кадету, стоящему за мной, и сказал: «Боже, это, должно быть, написал христианин».

Он посмотрел на меня очень странно! Внезапно мои духовные очи открылись перед богатством литургии Англиканской церкви. Я всегда просто следил за службой механически. Теперь же, практически впервые, до меня стал доходить ее смысл. Когда я обратился, не только произошло изменение мира, но и Библия, и Книга общих молитв, которая содержит много цитат из Писания, ожили для меня тоже.

В Сендхерсте я приобрел ужасную привычку сквернословить. Это обычное дело в армии. И вот после этих переживаний, когда я снова неосознанно произнес имя Господа всуе перед всеми кадетами-христианами, я был ошарашен. Я внезапно понял, что я сделал. И это был последний раз, когда я выругался.

Молодой армейский офицер

Молодой офицер Молодой офицер
За время моей интенсивной армейской учебы я стал слишком эгоистичным. Теперь же меня стало больше заботить мое окружение, я сделался более отзывчивым.

После семинара Офицерского Христианского Союза я вступил в общение с церковной группой, называвшейся «Навигаторы», которая проводила обширную деятельность в Американской армии и теперь собиралась начать служение в Британской армии. Меня привлекала их увлеченность, их внимание к изучению Библии и стремление вести благочестивую жизнь. Я стал помощником молодого викария Англиканской церкви, работавшего с «Навигаторами». Он был бывшим парашютистом, высаживавшемся в Египте в дни Суэцкого кризиса. Позже он изучал богословие в Кембриджском университете и был рукоположен. Он взял меня под свою опеку и стал моим духовным отцом. Я ему многим обязан.

Мой опыт обращения был настолько сильным, что все, что я хотел теперь, – оставить военную карьеру и служить Богу. Но это было невозможно, поскольку я подписал контракт и должен был выполнить свои обязательства перед Ее Величеством. Но я никогда не терял это чувство призвания за все время моей службы в Британской армии.

Все, что я хотел теперь, – оставить военную карьеру и служить Богу

К счастью, я пересдал ранее проваленный экзамен и поступил в ряды Королевских Электрических и Механических инженеров. За время службы в Британской армии я побывал в Малайзии, Германии и Северной Ирландии.

Внутренний мир

Это произошло, когда я служил в Северной Ирландии, – именно тогда Бог необъяснимо прикоснулся к моей жизни.

Одним из моих приятелей был офицер-минер. Я помню, как мы вместе завтракали. Я до сих пор вижу эту картинку. Он заказал яичницу с помидорами. Он был как-то особенно молчалив, возможно, думал о своей жене и двух маленьких детях в Англии. Он приехал выполнять свой долг, что и делал ежедневно.

Его вызвали разминировать бомбу. И во время разминирования она взорвалась, и он был убит. Она взорвалась не из-за его неподготовленности или недостаточной осторожности. Она взорвалась потому, что была так сделана, – чтобы взорваться при попытке разминирования. Это была первая бомба такого типа, взорвавшаяся в этом конфликте.

И хотя я не подавал вида, я был в состоянии шока, когда сел обедать. Мы все старались по-британски сохранять крепость духа. Но посреди этой ночи я проснулся в ужасе, ожидая, что следующая бомба или следующая пуля будет моей. Я был вне себя, весь в холодном поту.

И вот на память мне пришла эта цитата из Писания: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10, 29–31).

Внезапно я почувствовал себя будто бы погруженным в прохладную купель: сначала ноги и далее, пока прохлада не покрыла меня с ног до головы. И как только прохлада покрыла меня, я почувствовал, как мир разлился внутри меня. Возможно, впервые я испытал реальность англиканского благословения:

«и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 7).

Бог коснулся моей жизни и даровал этот мир, превосходящий всякое разумение

В другой раз я был дежурным офицером в штабе командования Северной Ирландии, и одной из моих обязанностей было с группой солдат проверить посреди ночи безопасность командующего армией, жившего в пригороде с небольшим отделением вооруженной охраны. Мы ехали на тентованном Лендровере. На пути к дому командующего мы подъехали к баррикаде: дорога была перегорожена бревнами. Мы все выпрыгнули из нашей машины с оружием наизготовку, вскоре с другой стороны подошел бронетранспортер и разрушил баррикаду. Когда бронетранспортер закончил работу, он остановился, и некто изнутри сказал, что их обстреляли из-за бревен. Я не видел лица того, кто говорил, но мы все слышали, что он сказал. Позже я разговаривал с водителем нашей машины, и тот сказал, что обычно мы подъезжали с той стороны, откуда прибыл бронетранспортер, но он решил поехать другим маршрутом в эту ночь. На нас устроили засаду!

Я изложил все подробности в докладе дежурного офицера и забыл об этом до следующего дня, когда адъютант позвонил мне, чтобы я описал этот бронетранспортер и подробно все рассказал. Потом он сказал, что у них нет записей о том, что какой-либо бронетранспортер находился в этом районе в это время, и он не может объяснить случившееся.

Потом я осознал интуитивно, что нас спасла не земная помощь. Я также читал о подобных случаях божественного вмешательства в других военных конфликтах. И вот, второй раз в этой командировке, я почувствовал, что благодать Божия была со мной. Мир окутал меня. И я пребывал в мире во время двух моих поездок в Северную Ирландию и на протяжении всей моей жизни. И по сей день я не могу понять, почему я выжил, а мой друг – нет. Я знаю только, что Бог коснулся моей жизни и даровал этот мир, превосходящий всякое разумение. И я постоянно вспоминаю эти события, когда мне плохо, чтобы напомнить самому себе, что Бог со мной, и у моей жизни есть цель.

Священник Джефф Харви
Перевёл с английского Василий Томачинский

Journey To Orthodoxy

25 октября 2018 г.

[1] Беби-бум (англ. babyboom) – значительное и устойчивое увеличение рождаемости, имевшее место в середине XX века во многих странах мира, главным образом в развитых странах Запада. В большинстве стран, испытавших его, беби-бум начался во время Второй мировой войны либо в конце 1930-х годов. Беби-бум имел наибольшую интенсивность в Новой Зеландии, Австралии, Исландии, Канаде, Норвегии и США. В странах Южной Европы беби-бум отсутствовал либо был крайне слабо выражен. В части стран беби-бум состоял из двух волн: сначала пик был достигнут непосредственно после войны, затем был спад рождаемости, за которым снова следовал рост и новый пик в 1960-х годах.

[2] Союз Священных Писаний (SU) является международным межконфессиональным евангельским христианским движением. Был основан в 1867-м году, работает в партнерстве с отдельными людьми и церквями по всему миру. Цель движения – с помощью Библии приводить детей, молодых людей и взрослых к познанию Бога.

[3] Книга общественного богослужения, или Книга общих молитв (англ. The Book of Common Prayer) – краткое название нескольких взаимосвязанных теологических документов церквей Англиканского сообщества. Книга содержит в себе последование литургии, а также собрание молитв при других богослужебных обрядах.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Европу не вернешь христианству совместными резолюциями» «Европу не вернешь христианству совместными резолюциями»
Священник Грегори Хэллэм
«Европу не вернешь христианству совместными резолюциями» «Европу не вернешь христианству совместными резолюциями»
Священник-англичанин о Великобритании, англиканстве и Православии
Священник Грегори Хэллэм
«Нам, православным – священникам и мирянам, – следует стать более миссионерски ориентированными и отказаться от диаспоровой ментальности», – считает отец Грегори Хэллэм.
Мусор Мусор
Сергей Бедненко
Мусор Все ценности, которым мы поклоняемся в Европе и Америке, – мусор
Исповедь английского протестанта, принявшего Православие
Сергей Бедненко
«Тем, кто еще может что-то менять в своей жизни, мой совет: переходите в Православие, не бойтесь – в этом нет никакой измены».
«Для меня Россия – это Святая Русь» «Для меня Россия – это Святая Русь»
Беседа с православным англичанином Джеймсом Эвансом
«Для меня Россия – это Святая Русь» «Для меня Россия – это Святая Русь»
Беседа с православным англичанином Джеймсом Эвансом
Священник Георгий Максимов
О том, почему он предпочитает жить в России, а не в Англии, что дает ему пение в православном храме, с чего началось его приобщение к Православию, рассказывает гость программы «Мой путь к Богу» Джеймс Эванс, православный англичанин.
Комментарии
Катерина 26 октября 2018, 00:23
Не будем торопиться с заключением. Это пока еще начало рассказа, первая часть. Рассказывается через призму восприятия мира и христианства абсолютного англиканина, без оценки его самим собой с точки зрения его позднего православного Я. Возможно, при написании этой части использовался личный дневник того времени.
р.Б. Сергий25 октября 2018, 19:39
Согласен с Ириной,25 октября 2018 г.Материал производит впечатление незаконченности,т.к. из него неясно,когда Джефф Харви пришел к православию и что явилось причиной перехода из англиканской церкви в православную.Но он,в любом случае,счастливый человек,раз Бог,так явно открыл ему Себя."Не вы Меня избрали, а Я вас избрал..." (Ин.15:16)
Максим М.25 октября 2018, 17:32
Спаси Господи! Хорошо написано про сквернословие. Сам это пережил. Когда учился в институте, сам для себя не замечая, погружался в эту молодежную среду, наполненную сквернословием и богохульством. Потом летом вырвался на отдых, съездил к Серафиму в Дивеево, долго молился. Когда вернулся, я ужаснулся, как мне была отвратительна брань. Дух Божий не переносит сквернословия, богохульства, сразу удаляется.
Станислав25 октября 2018, 16:11
Вроде написано о Бое, а дух протестантский (на мой взгляд) Только о личных переживаниях, чувствах, но никакой работы в приобретении христианских добродетелей. А короче - верую, значит спасен!
Ирина25 октября 2018, 14:19
Так и непонятно,когда же священник пришёл к православию?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×