Священнические ноу-хау и его границы

«Электроподсвечник» в одном из итальянских храмов «Электроподсвечник» в одном из итальянских храмов

У любого священнослужителя всегда есть определенный соблазн – ввести в храме что-нибудь новое, чтобы привлечь новых прихожан, расширить Христово благовестие. Хорошо, если такое миссионерское стремление выливается в более-менее традиционные формы: молодежные клубы, центры социальной помощи, кружки по интересам и т.д. Хуже бывает, когда священнослужитель поступает точно по евангельскому слову: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23, 15).

В этом плане меня всегда удивляла энергичность и изобретательность католических священнослужителей. В начале своего церковного пути я все поражался: почему мы, православные, не лезем так нахально со своей верой к другим конфессиям, как это делают инославные. Потом уже пришло понимание, почему им, и, в частности, католикам, все неймется. Просто они, бедняжки, ежедневно мучаются, видя православных братьев в «схизме», и из последних сил пытаются нас «спасти». К тому же учение о заслугах не дает им покоя. Спаси всю Православную Церковь – это ж сколько грехов простится! А мы вот такие упорные в своих убеждениях…

Наши западные братья по вере готовы на многое, лишь бы привести нас под власть папы

Поэтому наши западные братья по вере готовы на многое, лишь бы привести нас под власть папы. Готовы даже на совершенно нехристианские поступки. Даже на аморальные. Для подтверждения этого тезиса не нужно сильно углубляться в толщу веков, достаточно коснуться прошлого века, двадцатого.

Как известно, до 1905 года в Российской Империи было запрещено христианам переходить в нехристианскую веру, а православным – выходить из Православия. Уголовным преступлением считался прозелитизм и совращение из Православия. Однако после массового присоединения униатов к Православной Церкви в XIX веке осталась часть «упорствующих», не желающих пребывать в лоне Православия. Чтобы разрешить эту проблему и насильно не заставлять «упорствующих» оставаться в Православии, был разработан проект известного Указа 1905 года «Об устранении стеснений в области религии и укреплении начал веротерпимости».

Как у нас часто бывает – вроде бы хорошая идея, но не до конца продуманная в плане реализации, приводит к совсем неожиданным результатам. Так получилось и с Указом «о веротерпимости». Указ дозволял всем желающим свободно переходить в любую религию. Однако никто не предполагал, что переходить будут не только желающие.

Церковь в честь Холмской иконы Божией Матери при подворье Радочницкого Свято-Антониева монастыря Холмской епархии Церковь в честь Холмской иконы Божией Матери при подворье Радочницкого Свято-Антониева монастыря Холмской епархии

17 апреля 1905 года был издан Указ, и эффект его издания был подобен взрыву бомбы. На землях, которые теперь являются территориями Беларуси и Украины, началось небывалое давление на православных. Ксендзы, доселе сдерживаемые законом, начали вести агрессивную пропаганду, особенно в смешанных семьях. Вот что пишет игумения Афанасия (Громеко), настоятельница Радочницкого Свято-Антониева монастыря Холмской епархии, в своем обращении к министру МВД Александру Григорьевичу Булыгину:

«Великий акт дарования религиозной свободы – без надлежащей подготовки, без должного разъяснения темной массе неграмотного народа – привел здесь, в нашем краю Холмская Русь, к целому ряду прискорбных явлений.

«Во имя свободы совершаются самые вопиющие насилия»

Во имя свободы совершаются самые вопиющие насилия. Я знаю случаи, когда от матерей силой отнимали детей, чтобы отнести их в костёл. Кольями и палками не пускали православных идти в церковь. Ломали плуги у православных, которые осмеливались работать в польский праздник. Раздирающую душу картину представляли многие православные церкви в последнее воскресение. Православные, оставшиеся в меньшинстве, пришли проститься со своей родной церковью. ...Кто защитит нас? Ксендзы проклинают, соседи-поляки грозят поджечь, паны гонят со службы – мы погибли, Царь бросил нас»[1].

В своей агитации ксендзы не гнушались открытой ложью, что якобы в католичество уже перешли и сам Царь, и даже святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Назвать это беззаконие «миссионерством» не поворачивается язык

Но и это еще не предел низости. Католические священнослужители настраивали своих прихожан – неженатых парней, чтобы они соблазняли православных девушек, а когда те забеременеют – никуда уже не денутся, придут в костел и примут католичество, чтобы выйти замуж. Вот уж поистине наигнуснейшее ноу-хау в миссионерстве. Хотя назвать это беззаконие «миссионерством» не поворачивается язык.

Растерянное православное духовенство беспомощно взирало на эту молниеносную атаку. Люблинский епископ Евлогий (Георгиевский) уже 2 мая, через две недели после публикации Указа, в телеграмме обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву пишет:

«Гибнет православное русское дело. Многие тысячи православных обманом и насилием увлечены в костёл»[2].

Епископ Евлогий (Георгиевский) Епископ Евлогий (Георгиевский)
Пока ответные меры вызревали и принимались, проходя бюрократические лабиринты согласований, уходило время. По официальной статистике, к 1 января 1907 года более 170 тысяч человек перешло в католическую веру. Уже позже Победоносцев обескураженно признал, что такой реакции католического духовенства на Указ ни обер-прокурор, ни Синод «не предусмотрели»[3].

Однако не все «ноу-хау» в костеле настолько трагичные. Некоторые просто комичные. Кое-что касается не сферы миссионерства, а просто внешней обрядности. Вот, например, свеча. С древнейших пор свеча и лампада служили не просто для освещения храма – они несли в себе, как и все в храме, некий символ. Огонь свечи напоминал о свете Евангельской благодати, который явился в мир, о пламенности веры и нравственной чистоте. Об этом говорят многие древние проповедники и святые отцы. Тертуллиан пишет так:

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Или свт. Софроний, Патриарх Иерусалимский:

«Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники».

Бросаешь монетку – на подсвечнике загорается лампочка

На глубинном уровне восприятия свеча – это и символ нашей жизни. Человек загорается огнем веры и горит молитвой и добрыми делами, принося всю свою жизнь в жертву Богу и служа светильником для окружающих.

Даже в других вероисповеданиях (буддизме, например) свечи используются при обрядах, хотя бы потому, что пламя свечи настраивает человека на молитву и умиротворяет одним своим видом. Может быть, поэтому нововведение Римско-католической церкви использовать вместо свечей лампы кажется особенно диким.

Уже во многих костелах Италии, Испании и других странах Европы можно обнаружить «электроподсвечник». Бросаешь монетку – и на подсвечнике на определенное время загорается лампочка. Логика западного человека очевидна: нет копоти и чада, не нужно тратить деньги на постоянное обновление потолка и стен. Наконец, это удобно, современно и гигиенично.

Типичная рекламная книжечка для сбора акционных стикеров Типичная рекламная книжечка для сбора акционных стикеров
Мне кажется, одно только использование вместо свечей электрических ламп прекрасно очерчивает разницу между католической и православной духовностью. Все ведь очень просто: свеча – это еще и жертва. Жертва принесена? Принесена. Доброе дело зачтено – прекрасно! Что там таинственный полумрак и аллегории! Все должно быть однозначно и конкретно, как этого требует мозг, воспитанный в юридических категориях.

Если раньше священнослужители пытались создать в храме иную атмосферу, вырывающую молитвенника из плоскости быта, то теперь, наоборот, храм становится продолжением улицы, только с другими смысловыми акцентами.

Это подчеркивает еще одна история, которую я хочу вам рассказать. Это опять же из сферы католического миссионерского «ноу-хау» – сегодня эта почва оказалась как-то особо плодородной.

Все знают о многочисленных акциях, которые проводятся почти во всех значительных торговых сетях. Уже привычным делом стало, когда на кассе тебе дают вместе со сдачей несколько стикеров и книжечку для наклеек.

Каждая наклейка выдается за определенную сумму, потраченную в магазине. Собрав несколько наклеек, можно со скидкой купить или получить бесплатно акционный товар: игрушку, предмет посуды и т.д. Такой маркетинговый ход обычно стимулирует продажи.

И вот что придумали в одном из костелов в нашем районном центре (хотя, может быть, это вовсе и не эксклюзив). Видимо, вдохновившись маркетинговой идеей в магазине, ксендзы решили оригинальным образом простимулировать явку прихожан на мессы. Теперь каждый ребенок, который ходит в костел и причащается, получает вот такую книжечку для наклеек.

Книжка для «храмовых» наклеек. Надпись на белорусском языке: «Тетрадь для сокровищ» Книжка для «храмовых» наклеек. Надпись на белорусском языке: «Тетрадь для сокровищ»
Каждое воскресенье после Причащения, ребенку дают тематическую наклейку, которую он помещает в свою «тетрадь сокровищ». На наклейке может быть цитата из Священного Писания или творений святых отцов. Или, как в этом случае, – схема молитвы.

Самое интересное – впереди. На Рождество Христово детки будут показывать свои книжечки, и по результатам «забега» тот, у кого будет больше наклеек, получит и подарок побольше, а уж у кого меньше – не обессудь.

Получается, что все заинтересованы в посещении мессы. Правда, не только «ради Иисуса», но еще и «ради хлеба куса». Девочка-католичка, с которой я разговаривал по этому поводу, очень переживала, что в прошлое воскресенье ей не удалось побывать на мессе, ведь наклейка не получена. А поскольку мы живем в сельской местности и добраться до города общественным транспортом не всегда возможно, то родители уже готовы просить друзей, чтобы свозили их на мессу на машине, чтобы девочка не расстраивалась в очередной раз.

По-моему, это гениальный ход настоятеля для повышения посещаемости храма. Только вот проблема заключается в том, что в этой иезуитской конструкции человек приходит в храм не ради Бога. И не Христос, и вовсе не Божественная благодать и богообщение являются вожделенным предметом в храме.

Наклейка со схемой молитвы по четкам Наклейка со схемой молитвы по четкам

Главное – «святые» наклеечки

Какое там – «страхом приступи да не опалишися»! Не ради Тебя, Господи, мы сюда пришли. Ну, конечно, пусть и благодать сойдет на нас… как бонус. Но главное – «святые» наклеечки.

В магазин мы приходим за товаром, и любая акция нас стимулирует в главной цели нашего визита – покупке. В церковь мы приходим ради таинственного соединения с Божеством, и описанное католическое ноу-хау стимулирует это только внешне, в видимом участии в мессе, на самом деле развивая низменные инстинкты в ребенке, вырабатывая потребительское отношение к храму и богослужению.

Конечно, сейчас все мы дружно ужаснемся и скажем, что у нас-то, у православных, такого не было и нет. В такой форме, может, и нет. Пока.

Только все изложенное – предупреждение, что слова ап. Павла «Для всех я сделался всем» (1 Кор. 9, 22) имеют определенную границу. И эта граница очерчена на обороте иерейского креста: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12).

Священник Сергий Бегиян

30 октября 2018 г.

[1] Бендин А.Ю. Практика применения российского указа 17 апреля 1905 г. о веротерпимости в Холмской Руси // Доклад на конференции «Исторические судьбы Карпатской и Западной Руси в отражении славянских литератур». 2016.

[2] Там же.

[3] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Непреходящая страсть к переменам Непреходящая страсть к переменам
Игумен Нектарий (Морозов)
Непреходящая страсть к переменам Непреходящая страсть к переменам
Игумен Нектарий (Морозов)
Поводом для этих мыслей стала недавняя дискуссия на тему, кажущуюся мне совершенно надуманной: надо ли целовать руку священника.
Слово о постмодернистской экклезиологии Слово о постмодернистской экклезиологии
Андрей Яхнин
Слово о постмодернистской экклезиологии Слово о постмодернистской экклезиологии
Андрей Яхнин
Многим кажется, что гораздо проще и правильней попытаться соединить в своей жизни Церковь и «дорогие сердцу» плоды современной культуры. Однако такая духовная дихотомия мучительна и невозможна для истинной религиозной жизни.
«Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО) «Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО)
Беседа с иереем Сергием Лабунским, бывшим католиком
«Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО) «Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО)
Беседа с иереем Сергием Лабунским, бывшим католиком
А после мессы начиналась т.н. рекреация: лавочки в костеле сдвигались в сторону, включалась попсовенькая музыка, батюшки с паломниками начинали пританцовывать… Особенно невыносимо стало, когда эти «танцы» пошли в храме XII века.
Комментарии
Елена 4 ноября 2018, 11:08
Благодарю за статью. Побольше пишите таких, обличающих дух мира сего, проникающий в храмы. Ересь породила секуляризацию, чем больше, тем меньше верующих.
Катерина 3 ноября 2018, 11:06
На youtube есть фильм, посвященный воде как единственному в своем роде элементу.Так вот этот фильм, снятый немцами, одна из лучших проповедей Православия. Большая часть фильма заполненна русским священством начиная с нашего Патриарха, где они просто,без надрыва рассказывают о Великой Агиасме. И там есть очень интересный эксперимент: простой русский священник в очень скромной церкви в провинции освящает водопроводную воду на Праздник Создатели фильма берут эту воду до и после Великого Освящения под микроскоп. До освящения вода под микроскопом хаотична. После освящения её структура изображает византийский равноконечной крест. Создатели фильма сдержанны и НЕ насмехаются над "купанием" в Святыне
Свящ. Сергий 2 ноября 2018, 21:56
Екатерина, вы пишите с таким негодованием о осквернении гробницы св. Георгия, как будто это священство ввело этот кошмар. То же самое касаемо ныряния в прорубь. Что священство заставляет впадать в язычество? Я писал в статье не про языческие обряды католиков-прихожан, а исключительно про линию священства. И могу сказать, что у нас я не вижу такой дезориентации духовенства, как в католичестве. Про восковые свечи вообще странно читать (Инна написала). Мало что ли храмов, где только восковые свечи? Я знаю такие даже среди сельских.
Но больше всего удивляет, с какой охотой православные готовы плюнуть в свою веру, чтобы выгородить чужую. Простите, если кого обидел.
Инна 2 ноября 2018, 13:14
А повсеместно проводимые у нас масленницы,спасы,ныряние в проруби на Святое Крещение... по-моему такого же рода "миссионерство"
Игорь 1 ноября 2018, 17:15
"наши западные братья по вере" - вообще то католичество это ересь, а не братья по вере.
Катерина 1 ноября 2018, 12:04
Свящ. Сергий30 октября 2018, 18:15 - в храме Св. Георгия на Св. Земле (там, где раньше находились его святые мощи) над его каменным надгробием вообще в лампадках ничего не горит, потому что православные паломники имели обычай залезать сапожищами на его надгробие, чтоб значит до лампадки дотянуться и маслицем "волшебным" вымазаться "для здоровья". Хотя и маслице это вполне доступно продается в этом арабско-христианском храме. Но даже если и не было б доступно?.. Это во-первых полное надругательство над памятью святого, во-вторых язычество. Вот такое отношение к святым, к своей Православной Вере. Сравнимо ли с наклейками, лампочками?
Инна31 октября 2018, 15:02
Если бы у нас свечи были восковыми, а не из продуктов нефтепереработки, которые просто вредны для здоровья. В качестве жертвы на храм лампочки даже лучше подходят. Затраты на ликвидацию последствий от использования химических свечей превосходят доходы от их реализации.Лучше в кружку деньги опустить. Аналогичная ситуация с родительскими:у нас от молитвы очень отвлекают "пляски" вокруг стола с продуктами, причем не всегда хорошего качества.Помогаем не храму, а сфере торговли. Зачем покупать продукты чтобы отнести их в храм-не лучше эти деньги отдать храму- он сам купит что ему нужно. У нас сейчас не натуральное хозяйство.Почившим родственникам нужна молитва, а не продукты
Катерина 31 октября 2018, 10:17
Сколько людей, считающих себя православными, приходят в храмы исключительно для того, чтоб поставить свечи "на удачу в бизнесе" и причащают детей "для здоровья"? Чем этот отдичается от наклеек? Подход тот же.
Свящ. Сергий30 октября 2018, 18:15
Лампочки в лампадках - это тоже неправильно. Наклейки с образами на пасхальные яйца, "рушники" и проч. атрибутика чаще всего распространяется нецерковными торговыми организациями, их можно купить в любом магазине перед Пасхой. Очень многие священники предупреждают о возможном кощунстве и на проповедях запрещают использовать, например, такие наклейки.
А примеры в статье - о сознательном изменении религиозного вектора, когда обрядовая жизнь не символически в каждой детали быта рисует образ Царствия, а отодвигает Христа на задний план.
Михаил30 октября 2018, 17:45
Если ребенок будет видеть, что его родитель которого он уважает и любит ходит в церковь, интересуется благочестием, молится Богу - он сам будет проситься. Если только родитель не подавляющий, если его авторитет мать не ставит под сомнение, если так, то не нужны будут никакие наклейки.
Галина30 октября 2018, 14:34
Была в Европе в католических храмах, всегда смущали электрические свечи. Все ненастоящее - муляжи свеч, муляжи святых, Богородицы и Христа. Наклейки за причастие - мирские методы, причем возбуждающие самые греховные помыслы (зависть, жадность, мшелоимство). Разве можно таким путем привести к Богу?
Электрические лампочки в лампадках используются там, где физически сложно лампадки зажигать, в паникадилах тоже. Но у икон всегда живой огонь, слава Богу!
30 октября 2018, 12:57
а в нашем храме - в лампадках электрические лампочки, вот так....если интересно, могу сказать где именно, совсем недалеко от Москвы, в Подмосковье, в небольшом городке...так что электричество вместо свечей - не обязательно признак другой веры. Оксана.
катто30 октября 2018, 10:30
natalja30 октября 2018, 01:37 ну, это все-таки немного другое..у меня тоже ест ь такое полотенце-накрываю им кулчи на Пасху,скатерть-то же самое,а скорлупу не надо выбрасывать,мы собираем и потом сжигаем всю,если нет возможности сжечь-можно закопать..а,вот,"соревнование" в количестве собранных наклеек-это перебор, я считаю..если бы просто давали наклейки, с поучениями, например, советами - это то, что ребенок может собирать и потом лишний раз пересмотреть, перечитать
р.Б. Сергий30 октября 2018, 08:59
Валентине 29 октября 2018,09:34
Согласен с вами,что,зачастую " дети действительно приходят не ради встречи со Христом." Но в вашем комментарии есть важные слова:"Пока ещё" Так,кто,как не мы-родители,взрослые должны помочь им сменить вектор посещения храма с "ради хлеба куса" на "ради Иисуса".Понятно,что конкретных инструкций тут быть не может.В каждом случае надо действовать индивидуально,предварительно помолившись,подумав,как сделать лучше,чтобы у рёбенка не воспитать эффект по типу рефлекса собачек Павлова,что за посещением храма непременно последует какое-то поощрение в виде "вкусняшки",а постепенно подводить детей к пониманию,что "Царство Божие внутри вас есть" (Лк17:21)Как-то так.
Дионисий30 октября 2018, 08:00
Добрый лень. Живу в прибалтике и с католиками знаком не по наслышке. Могу сказать что всё они делают нормально. Детей наклейками в храм завлекают? Пускай. У ребёнка выробатывается привычка ходить в храм на службу. Поко он мал и не понимает истинного слысла, но пройдёт время и он осознает истинный смысл посещения храма.Да и все современные вещи которые пугают некоторых людей, ответьте мне на вопрос, а вы не пользуетесь совпеменными благами? В ваших церквях нет электричества, охранной сигнализации, дорогу г храму вы факелами освещаете?
natalja30 октября 2018, 01:37
Как же нет, конечно уже давно есть пакетики с изображением храмов, полотенца с изображением Пресвятой Богородицы, кружки с изображением святых , скатерти и.т.д. А наклейки на яйца с изображением Христа. Потом с ужасом думаеш , что почистив яйцо выбрасываеш в помойку. Печей давно в городах нет и в церкви тоже. На елках уже горят лампочки, так что все еще впереди.
Анна29 октября 2018, 09:48
Батюшка, спаси Вас Господи! Спасибо, что рассказали, мне раньше почему-то казалось, что Вы из Молдавии. Как же страшно, как горько за порушенные судьбы людей. И не знала ведь про указ такой и про последствия.. Ведь в школе на истории это не рассказывают, а самому - не так просто и найти. Обязательно просвещайте нас, пожалуйста. Господи, помоги нам не отступить от веры Православной.
Валентина29 октября 2018, 09:34
Но ведь дети действительно приходят не ради встречи со Христом. Пока еще. И их трудно иногда стимулировать пойти. Им понятнее когда их ждет что то радостное. А это уже радостное и понятное для них как раз может вместе ассоциироваться с Великим Таинством. Мы после Причастия покупаем подарки, потому что у нас Праздник. Или готовим что то вкусное.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×