Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня праздник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Когда мы вспоминаем о Божией Матери, мы говорим о Ней с упованием как о Помощнице и Заступнице обидимых, Надеянии ненадеющихся, Утешении печальных, Кормительнице алчущих, Одеянии нагих, Исцелении больных, Спасении грешных, Поможении и Заступлении всех христиан; мы называем Ее спасительным Прибежищем верных, скорой Утешительницей в бедах наших, непрестанным Радованием всех благочестивых, Предстательницей к Богу, избавляющей мир от бед, теплой, усердной Ходатаицей всех христиан.
На каждой службе мы слышим слова: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Для чего мы вспоминаем Пресвятую Богородицу со всеми святыми? – Для того, чтобы нам тверже и решительнее предать себя Господу, как прежде предали себя Господу они.
И в этот день святого Праздника вспомним также и о том, чему учит нас Божия Матерь примером Своей жизни.
Евангелист Лука обращает внимание на то, что укрепляло, поддерживало Божию Матерь в Ее предании Себя Господу. Это – сердечное внимание к глаголам (словам) Божиим и к делам Промысла Божия. Так, евангелист говорит: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2: 19).
Каким образом? Слова Божии, обращенные к Ней, были живыми словами для сердца Пресвятой Богородицы.
Божия Матерь слышала пророческие слова о Сыне Своем как Спасителе мира, видела исполнение слов о славе Его в чудесных событиях. И Она сохраняла эти слова в сердце Своем.
Уже в родительском доме Богородица была научена слышанию слов Божиих и доверию им
Пресвятая Богородица, еще будучи трехлетним младенцем, смогла пережить расставание с родителями при введении Ее для воспитания в Храм Господень, потому что уже в родительском доме Она была научена слышанию слов Божиих и доверию им.
А как могла Она без недоверия и превозношения принять высочайшее благовещение о рождении от Нее Сына Божия? Могла потому, что уже тогда сохраняла в сердце пророческие глаголы о Христе.
Как прошла Она сквозь трудности, бедствия, страхи, окружавшие рождение и младенчество Сына Ее? Без сомнения, с непоколебимою твердостью и упованием, потому что сохраняла в сердце глаголы обетований о Нем.
Как перенесла Она удаление Своего Сына, когда Он вышел на проповедь спасения людей, связанную с немалыми для Него опасностями? Без сомнения, с преданностию, потому что сохраняла в сердце глагол Его.
В самом деле, если спросить, что делала Матерь Божия, когда Господь Иисус проповедовал, чудодействовал, страдал, умер, воскрес, вознесся на небо? На всё это можно дать один ответ: «Она сохраняла эти слова». И сохраняя их, Она во всем возлагала упование на Бога.
Как не убило Ее оружие скорби, прошедшее в душу Ее в часы страданий и смерти Сына Ее и Бога? Не убило, потому что Она еще прежде испытала это орудие, вышедшее из уст Симеона Богоприимца, и приготовила Свое сердце принять рану глагола смертного и уврачевать ее словом воскресения.
Как осталась Она жить, когда с вознесением Господним на небо сокрылось от земли то, чем Она единственно жила? В сердце Ее продолжал жить Христос и Его глаголы, и Она жила жизнию веры, любви и надежды.
И если люди сохраняют в своем сердце «глаголы Божии», они вместе с апостолом могут утверждать: кто и что нас разлучит от Господа? (ср.: Рим. 8: 35) – Никто и ничто. Чувствовали и апостолы скорбь, когда бывали в скорбных обстоятельствах; но они терпели скорби, а упованием радовались.
Трудно было и им быть твердыми и непоколебимыми в жизни по вере; но они побеждали все трудности, по упованию, что верный в малом над многим поставится (Мф. 25: 21), что ради Кого терпят, с Тем и прославятся (ср.: 2 Тим. 2: 12).
Так вот где ключ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем! В живом уповании! И нужно, чтобы такое упование стало твердою опорою для души.
Но нередко и на слово об уповании из сердца отзовется, по словам святых, недоуменный вопрос: что такое упование, и к чему оно в жизни? – Это будет значить, что слово упования и уму непонятно, и для сердца невместимо.
Нужно признать, что если встречающиеся неприятности расслабляют дух и рождают ропот, если труд по исполнению обязанностей убивает ревность к ним, то это явный знак, что упование не входило в круг нашей жизни духовной, что этот небесный гость не посещал души нашей. Поскольку, когда он посетит, все перестраивает по-своему и явным делает свое присутствие. Так, когда дом души нашей освещен бывает упованием, свет этот не может укрыться, а тотчас обнаруживает себя в благодушии и мире душевном, несмотря ни на какие внешние препятствия, в постоянной неослабевающей ревности работать Господу в том кругу, в каком поставлен, несмотря ни на какие труды.
Потому отец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Ведь вера-то не только в выстаивании на молитве и в хождении в церковь проявляется – вера истинная свидетельствуется в благонадежии на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути… И благодарите Бога за всё, без страха идя по жизни в землю обетованную».
Начни работать Господу исполнением Его заповедей – и будешь возрастать в живом уповании
Хочешь украситься упованием, начни работать Господу исполнением Его заповедей – и будешь возрастать в живом уповании. Упование, в свою очередь, разжигает еще более ревность к Богоугождению. Усердное Богоугождение снова укрепляет нас в уповании. И таким образом они друг друга поддерживают, укрепляют и взращивают. И, напротив, и у живших свято, когда они сознательно нарушают явную заповедь Божию, упование угасает.
Научившись всё предавать в руки Божии, человек «всегда идет вперед с великой надеждой на Бога». «Доверием Богу и смирением, – по словам старца Паисия, – решаются все проблемы. Делай то, что можешь сделать… а далее предоставляй себя Божественному Промыслу и воле Божией. Надежда [упование] на Бога – это для человека самая надежная гарантия». «Начинай прямо с сегодняшнего дня делать всё, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам». «Надо давать действовать Богу. Не надо делать что-то, не доверившись Богу», «надо с доверием возлагать всё на Бога».
«Насколько же человек уцепился за свое “я”, настолько он остается позади. Он не преуспевает духовно, потому что препятствует Божией милости. Для того чтобы преуспеть, требуется многое доверие Богу».
Сегодня праздник Казанской иконы Божией Матери: сколько чудес от нее засвидетельствовано, как часто в тяжелых событиях нашей истории Пресвятая Богородица являлась скорой Заступницей всей Русской земли, сколько раз через этот образ и другие Свои иконы являла Богородица помощь и в личных просьбах обращающихся к Ней людей. Так, некоему человеку, не видевшему света, Богородица даровала прозреть: припал он к Ее чудотворному Казанскому образу с искренней верою – и получил исцеление; одна женщина, ноги которой были совершенно недвижимы, велела отнести себя к чудотворной Казанской иконе Пречистой Богородицы; и, отслужив молебен, просила милости со слезами и с великою верою, и также была исцелена. Никого не оставляла Божия Матерь Своей помощью. Слагая в сердце своем память о таких явленных чудесах Ее помощи и заступления, обращаясь к Пресвятой Богородице в наших нуждах, вместе с Ней переживая эти трудные события нашей жизни, мы возрастаем в уповании на Божию Матерь.
Все мы призываемся к живому упованию и к живому обращению к Божией Матери, ведь Она видит все наши нужды.
Святитель Феофан Затворник: «Все расскажите Матери Божией»
Святитель Феофан Затворник писал одной из своих чад: «Теперь все расскажите Матери Божией и попросите извинения немощи своей и укрепления на будущее». Этот совет святого: «Все расскажите Матери Божией» – и должен быть нашим живым общением к Пресвятой Богородице во всех наших трудностях и радостях, во всех заботах. Словами такого общения наполнены акафисты и каноны, обращенные к Ней.
«К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным?» – так учат обращаться нас к Пресвятой Богородице слова молитвы.
Как поется в каноне одного из Богородичных праздников: поскольку Ты, Богородица Всепетая и Неискусобрачная, стала Матерью всех Творца, Христа Бога, мы в молитве обращаемся к Тебе: не переставай молить Его о нас, по Богу на Тебя положившихся в уповании и возложивших надежду.
Святитель Макарий (Невский) своей духовной дочери – трудившейся на Алтае игумении Чемальской женской общины при храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», – которая, переживая многие трудности, унывала, также напоминал об уповании на Божию Матерь: «Вспомни, что было у вас и что стало теперь. Кто послал вам этих людей, оказывающих помощь? Кто собирает для вас средства? Кто строит жилища для вас, для детей, для школ? Не Она ли [Божия Матерь], не Она ли состоит Попечительницей вашей, не Та ли Самая, Которую видели Грядущею на освящение вашей церкви? Не Она ли [вложила прежде в сердце одному] дать вам землю [для общины], не Она ли внушила [и другому] положить свое имение [средства] к ногам еще недостойнейших служителей Христовых? Кто врач болящих, утеха скорбящих? Не Она ли, Радость всех скорбящих? Грех будет большой, если мы, имея очи видети, не увидим благостной руки Божией над вашим уголком». «Действительно виден Покров Царицы Небесной и Ее Божественного Сына и Бога нашего, дорогого, благого нашего Господа над вашим уголком. Правду ты говоришь: на каждом шагу чудеса, видные особенно тем, кто внимает путям Божиим».
Да дарует Господь и нам возрастать в уповании на Бога и Пресвятую Богородицу, чтобы, «крепко держась упования на милость Божию и возлагая надежду на помощь Пречистой Богоматери», мы преодолевали решительно все испытания и трудности на пути спасения в этой земной жизни. Аминь.
Низкий поклон святый отче спасибо за теплую проповедь