Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
30 лет назад, 18 ноября 1988 года, автомобильная катастрофа оборвала жизнь иеромонаха Рафаила (Огородникова). Все, кто знали и любили его, были потрясены этой трагедией. Почему в расцвете сил наш любимый, столь нужный нам священник отнят от нас? Многие устремились в Печоры к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), духовнику отца Рафаила. Тот ответил на наше смятение просто и ясно: «Путь странствия отца Рафаила кончился. Но у Господа нет мертвых, у Господа все живы. И Он один знает, когда и кого позвать из жизни сей».
Сегодня, по прошествии тридцати лет, мы видим, как исполняются слова архимандрита Иоанна о том, что у Господа все живы: дело, которое отец Рафаил полагал главным для себя, – открытие людям Царствия Небесного, соединение людей со Христом – продолжается отцом Рафаилом и по смерти. И по кончине своей он продолжает свое священническое служение так же, как делал это в земной жизни. Поразительно, но множество и тех, кто не знал его и лишь слышал о нем, приходят через него к вере.
Я получаю отклики и письма, где люди благодарят отца Рафаила, узнав о нем понаслышке или из книги, или из каких-то воспоминаний, или из рассказов – даже не тех, кто лично его знал, а тех, кому кто-то рассказывал о нем.
Отец Рафаил был и остается истинным иереем Божиим, священником, батюшкой, духовником. Мы, кому посчастливилось знать его, видели, как он жил. Это был настоящий высокий аскет! Но в то же время очень доступный и простой, удивительно светлый, всегда несущий в себе радость о Господе человек.
Отец Рафаил был исключительнейший проповедник Царствия Небесного. Хотя в храме, скажем честно, и мы помним, он двух слов связать не мог. Выходит, что-то пробурчит: «Братья, сестры, поздравляю вас, до свидания. Попьем чайку, расходимся, всё». Но проповедь самой его жизнью была настолько сильной, настолько неотразимой и, по-видимому, настолько угодной Богу, что сотни, если не тысячи людей приводились им к вере и навсегда утверждались в ней. Никогда не бывало, что бы кто-то приехал к нему, и он не нашел времени для такого человека. Даже если перед этим он несколько дней в своей порховской лачуге или в деревенском домике в Лосицах принимал людей, общался с ними дни и ночи напролет, укреплял их, утешал.
Мы порой забываем, что такое настоящее утешение. Это не какое-то богословское прикрытие, благочестивое отвлечение от нашей суровой и зачастую трагической действительности, не психотерапия. Истинное утешение пастыря – это когда священник дает человеку силы от Бога. Силы победить вызовы и трагедии этого мира, преодолеть трудности, победить самого себя. Такой истинный пастырь-утешитель утверждает в вере и Божией правде, в несокрушимом уповании на Господа. Это и было в отце Рафаиле самым главным. Это и был его выдающийся духовный талант. Именно такие силы давал людям и его учитель и духовник, старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
30 лет прошло, а все равно отец Рафаил – в наших сердцах. Он все равно рядом с нами, укрепляя, направляя, поправляя нас на нашем христианском пути.
Отец Рафаил жил на какой-то своей, лишь ему ведомой духовной волне. В нем не было даже намека на отвратительное фарисейство, на назойливую нравоучительность, не было ни йоты напыщенности. В любых обстоятельствах он всегда с радостью оставался необычайно смиренным, легким и абсолютно бесстрашным. Говорил всегда то, что считал правильным, необходимым, а главное – спасительным. И в то же время он весь светился духовным светлым веселием радости о Боге – Спасителе и Промыслителе человеческой жизни. И это состояние сразу и щедро передавалось всякому, кто общался с ним. Всего несколько минут беседы с отцом Рафаилом за чаем – и напрочь расточалось всякое уныние, маловерие, слабость. Нам всегда радостно и весело было рядом с ним.
Отец Рафаил был человеком чуда. Пусть к этому скептически относится кто угодно и сколько угодно! Но мы всю жизнь будем помнить те поразительные явления силы Божией, которые связаны с его молитвой и его верой, свидетелями которых нам довелось стать. Да, он был именно такой – вот и все!
А еще, как мы помним, отец Рафаил был человеком совершенно непредсказуемым. Для меня он и до сих пор остается таковым. Так уж совпадает, не знаю почему, но 18 ноября – осенний день, когда произошла та автомобильная катастрофа, – из года в год то и дело с завидным постоянством преподносит самые разные сюрпризы, напоминает о себе тем или иным: то важным, то причудливым, но всегда неординарным событием. Вот и сегодня, в тридцатилетие со дня его кончины, в алтаре перед началом воскресной литургии мне сообщают, что из Патриархии пришло особое указание: на сегодняшнем богослужении во всех храмах Русской Православной Церкви совершить отдельную молитву о погибших в автокатастрофах. Оказывается, именно сегодня, 18 ноября, в третье воскресенье этого месяца, – международный день жертв дорожно-транспортных происшествий. В шутку (хотя, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки) можно только и сказать: «Ну, отец Рафаил!.. Вот снова подгадал! Узнаём нашего батюшку!»
Возблагодарим Господа за то, что на нашем жизненном пути Он поставил такого удивительного священника Божиего. Спаси Господи, дорогие отцы, братья и сестры, за то, что сегодня, ветреным и темным осенним вечером, мы собрались здесь у дорогой нам могилы, чтобы всем теплом наших сердец светло помянуть отца Рафаила. Храни вас Господь!
Духовное окормление через Ваши
книги, проповеди, службы...
Как важно знать, что ты в этом
мире не случаен...
Многая и благая лета Вам, молимся о Вас, скучаем, любим...
Храни Вас, Бог!!!
Отцу Рафаилу вечная память!!!
Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба твоего отца Рафаила и даруй ему царствие небесное!!!
Вам, владыка Тихон, низкий поклон за память, за то, что открыли православным такого молитвенника.
О. Рафаилу вечная память!