Исцеление слепого. Художник: Карл Генрих Блох
Если всегда будешь делать, как хочешь, перед тобой будут вставать непреодолимые стены и ты разочаруешься, твои желания окажутся неисполнимыми, ты будешь мучиться, нервничать и чувствовать себя раздавленным. А если будешь говорить: «Хорошо!» — тогда другое дело…
Я видел одного парня, который расстался со своей девушкой. Она от него ушла, но он воспринял это так спокойно. Меня поразило, что он ее очень любил, но, тем не менее, сказал:
– Я ей больше не нужен, что поделаешь. Ладно! – улыбнулся и добавил: – Бог всё знает!
Как хорошо! И другой случай: парень бросил девушку, и она от этого заболела. Шесть месяцев слала ему сообщения, а он ничего не отвечал. Я сказал ей:
– Ну разве ты не видишь, что это довело тебя до болезни? Разве не видишь, что это болезнь – добиваться своего насильно, злиться, хотеть, чтобы всё стало так, как ты хочешь? Оставь его: человек не может полюбить тебя через силу. Ты заболеешь, если будешь упорствовать.
К любви не предъявляют требований, ее вдохновляют, и другой, если захочет, полюбит тебя. Вот, например, вы хотели прийти на эту беседу и пришли. И это очень важно. А если бы не хотели, тогда от этого и мне не было бы приятно, и вам тоже. А разве это не важно в жизни вообще? Только так мы сможем жить хорошо. Поэтому давайте жить мирно, как Бог устроит. У нас, конечно же, будут какие-то желания, цели, вожделения, мечты, но мы будем вежливо стучаться в дверь. Откроется ли она? Я войду. Не откроется? Пойду куда-нибудь в другое место. Потому что если мы взломаем дверь, то, конечно же, войдем, но только счастья нам от этого не будет, потому что, пока будем туда прорываться, уже станем больными.
Всегда говорите: «Слава Богу!» Разве это затруднит вас?
Всегда говорите: «Слава Богу!» Разве это так трудно?
– Ты пришел сюда и нас просто замучил, от тебя уже голова идет кругом!
– Ну и ладно, слава Богу!
Если какой-нибудь другой проповедник хорошо выступает, я говорю: слава Богу! Ведь на всё можно посмотреть с хорошей стороны и получить пользу. Это говорит старец Паисий:
– Вы можете сесть? Тогда прославляйте Бога. Я понял это, когда заболел раком толстой кишки и не смог сидеть, как раньше. И понял, что это было даром от Бога – то, что я всю жизнь нормально сидел на пнях.
Благодарю Тебя, Боже мой, что со мной всё в порядке! Благодарю! Найдите, за что и вы можете сказать 5–10 раз благодарю.
В школе у меня был один ребенок, у которого был рак лимфатических узлов. В конце концов он вылечился. Но однажды пришел в школу после химиотерапии и говорит:
– Скажи детям, чтобы они говорили: слава Богу! За то, что глотают воду, и молоко, и свои слюнки.
– Но почему ты говоришь это, Марк?
– Потому что не могу глотать! Мне очень больно! А я столько лет, когда мог глотать, не говорил: слава Богу! Думал, что это само собой разумеется. Но сейчас, когда стало больно, понял это.
Благодари, что у тебя есть зубы, что ты ешь. Одна госпожа на днях говорила мне:
– Отче, не связывайся с зубными врачами! Это такие мучения!
Она меняла протез и говорит:
– Иду, и опять эти винты и всё прочее. Такие расходы – выкладываешь тысячи евро, а тебе больно, ты мучаешься и боишься: как бы не сделали какой-нибудь ошибки. Сейчас я поняла, что, когда у меня были зубы, я даже не думала, что это дар, и не говорила: «Слава Богу за то, что у меня есть зубы!»
Или «благодарю за то, что я вижу». Это я услышал от одного человека, который описывал один эксперимент, и я его повторил. Он говорил:
– Закрой на минуту глаза и попробуй походить по дому!
И я не смог ходить, даже по собственному дому.
Так что говори: «Благодарю Тебя, Боже, что я вижу, что у меня есть руки, есть ноги, есть здоровье – сколько его у меня есть. Сколько же у меня даров!»
А знаете, за сколько всего вы сможете сказать благодарю и порадоваться? Только не говорите о том, чего вам не хватает, вы смотрите на то, что у вас есть. У тебя есть ребенок, ты хочешь еще одного, а у тебя только один – и слава Богу! У кого-то их вообще нет, а он говорит: благодарю! Почему? Потому что думает: «У меня есть хотя бы жена. Детей у нас нет, зато есть любовь».
Поищи что-нибудь, за что можешь сказать благодарю, даже если живешь в самом кромешном аду. Найди, за что сказать благодарю. «Благодарю Тебя, Боже, что у меня есть это страдание, зато есть и вот это хорошее в жизни. Есть у меня работа или нет ее, зато есть мама, которая меня поддерживает и помогает». Скажи хоть раз благодарю! Это – огромное ободрение для твоей души и тела. Помогает исключительно сильно.
Церковь говорит о настоящем: днесь. Так живите настоящим, а не прошлым!
Попробуйте, если хотите, то, о чем Церковь постоянно говорит нам: чтобы мы жили настоящим. Церковь выражается в настоящем времени, то есть говорит про сегодня, днесь: «Дева днесь Пресущественнаго раждает», «Днесь вод освящается естество и разделяется Иордан», «Днесь Христос…» Днесь, сегодня происходит всё, и это словно говорит тебе: «Живи святостью, живи Богом, живи всем здесь, не отходи никуда, оставь всё старое. Живи днесь!»
Если будешь думать о старом, ты заболеешь, а в днесь нет ничего, из-за чего ты мог бы заболеть. И если сейчас, в этот миг, вы начнете думать о том, что же будет через час, вас может охватить паника. То есть ты идешь домой и трясешься: «Ой, что я там найду? Что сейчас будет?» – и приходит в голову то одно, то другое. А если вы живете сегодняшним моментом, то спрашиваете себя: «Сейчас я в порядке? Слава Богу!» – и не думаете даже о вчерашнем.
Это болезнь – думать о том, что было год назад. Один знакомый сказал мне:
– Воспоминания о прошлом ни к чему не приводят.
Что было, то прошло. Особенно пенсионеры думают об этом, потому что особо не видят перед собой чего-то нового, что им под силу было бы сделать, и поэтому живут прошлым: «Ах, что было тогда, как было тогда на селе!» – и давай говорить о 1940-х годах, о каких-то исторических датах, и это тогда они переживают сейчас. Прошлое неплохо переживать как некую хорошую историю, а не так, чтобы разболеться от переживаний. Что было, то было. Важно то, что мы делаем сейчас, и надо постепенно двигаться вперед в том, что дарует нам Бог.
Огромную душевную и телесную помощь доставляет доверие Богу, когда ты можешь положиться на Бога и вверить Ему свои проблемы, – но только в уверенности, что Бог сделает то, чего ты у Него просишь. В это надо верить. Вера в Церкви имеет огромное значение и для души, и для тела. Что говорит Христос? Вера твоя спасла тебя (Лк. 7: 50; 8: 48; 17: 19; 18: 42). А что значит вера? Вера значит, что в тебе оживет цветок, который заставит тебя сказать: «Боже мой, я предаю себя Тебе! И не просто предаю себя, но и будет то, что Ты мне обещал!»
Это задействует все твои силы, душевные и телесные. Если хочешь выздороветь, но не веришь в это, тогда ничего не выйдет, ты не выздоровеешь. Ничего не получится. Все твои органы опять оказываются больны, как раньше, и ты не выздоравливаешь.
Христос спрашивал: веришь ли ты (Мф. 9: 28; Ин. 9: 35)?
Слепой просил Его:
– Господи, верни мне зрение!
– А ты веришь, что Я могу дать тебе зрение?
Так что же значит веришь ли ты? Это значит, что ты должен живо видеть это в себе еще до того, как прозреешь. Итак, видишь ли ты это?
Точно так же мне сказала одна девочка, но только не с тем настроем. Она сказала:
– Отче, я в третий раз иду на аттестацию по английскому языку. Помолитесь, чтобы я прошла! – а потом добавила: – Чтобы то, чего я не вижу, сбылось.
А ты научись это видеть! Видеть его еще до того, как пройдешь, чтобы пройти, когда туда явишься. Потому что если ты идешь на экзамен, заранее видя перед собой неудачу, то провалишься. Ибо Христос скажет тебе:
– Да будет по вере твоей! Ты, дитя Мое, верила в неудачу!
Если думать о неудаче, верить, что ничего не получится, будет тебе по вере твоей: ничего и не получится
– Отче, сегодня я иду на собеседование с тем-то для приема на работу. Раньше я получала даже по десять баллов, а меня всё равно не брали. Хоть бы сейчас получилось. Но боюсь. Конечно же, этот тоже не захочет меня взять!
Ну, если это конечно и он не захочет тебя взять, тогда, конечно же, не захочет! А почему? Потому что в то, что ты говоришь, в то, что чувствуешь, ты в конце концов начинаешь так сильно верить, что оно сбывается. Происходит то, о чем говорит Евангелие, когда Христос пошел в один город и – не совершил там многих чудес по неверию их (Мф. 13: 58). Христос был рядом, и больные могли выздороветь, но никто не выздоровел, потому что они не верили, что это может произойти.
И еще один удивительный момент, который мне очень нравится в Евангелии, – это то, как Он послал прокаженных, чтобы они пошли и показались священникам – врачам той эпохи, и сказал им:
– Идите, покажите свои тела священникам, что вы здоровы (ср.: Лк: 17: 14).
Я, если бы жил тогда, не пошел бы или сказал бы Ему:
– Господи, я-то пойду, но у меня, извини, проказа. Ты меня исцели, и тогда я пойду к ним, покажусь. А сейчас зачем мне идти и что показывать, как Ты велишь?
И Господь говорит:
– Нет, вы идите так, какие есть, прокаженные.
– Но, извини, Ты исцели нас, чтобы мы пошли!
– Вы пойдете с верой вашей. Идите!
Что-то невероятное! И в Евангелии говорится – кто это помнит? – они пошли, и, когда они шли, очистились (Лк. 17: 14). Пока шли, они очистились, проказа исчезла, и тело их стало чисто. Это что-то страшное! То есть Христос говорит:
– Поверьте Мне, доверьтесь Мне, увидьте свое здоровье до того, как оно придет!
Ты хочешь собороваться? Или отслужить водосвятный молебен, или еще какое-нибудь последование для получения благословения и совершения чуда? Тогда, когда пригласишь священника, чтобы он его совершил, ты должен ждать этого чуда. Чувствовать, что близкий тебе человек идет на поправку, которую дарует Христос.
Однажды меня пригласили на соборование, и половина родственников стояла на соборовании, а половина звонила в похоронное бюро. И они оправдывались передо мной:
– Ну, мы не уверены, что он выздоровеет.
Так сделай и ты что-нибудь, чтобы это свершилось!
– Но…
А если но, тогда и не жди такого чуда.
Поверь в чудо – и оно произойдет. А если говоришь: «Но…» – тогда и не будет чуда
Одна молодая женщина на Кипре прочувствовала это очень сильно. Она была замужем лет 7–8, а ребенка всё не было. Однажды, когда я ездил туда для проведения беседы, я сказал ей:
– Ты родишь ребенка! Я в это верю!
Не скрываю: как священник, я и должен говорить так, но в молитве своей я сказал: «Боже мой, молю Тебя! Помоги поверить и мне, говорящему это! Чтобы я не только говорил это по долгу, но и поверил в этом». И затем я говорил в молитве, чтобы она родила дитя, и почувствовал, что Бог даст ей ребенка. Немного спустя она послала мне по электронной почте письмо, в котором писала: «Отче, я верю, что рожу ребенка! У меня есть эта сила молиться так, как вы мне сказали».
Однажды она написала: «Когда молюсь, я чувствую, как будто в утробе моей есть младенец». Я сразу написал ей: «То есть ты беременна?» – «Нет, но верю в это!» Я написал ей: «Ты молодец. Молись, прежде чем забеременеть, и чувствуй себя так, как будто беременна».
Через месяц она написала: «Отче, мы с мужем идем покупать одежду для новорожденного». – «Ты беременна?» – «Нет, отче, но, как вы мне сказали, верю, прежде чем забеременеть!» «Пресвятая Богородице! – подумал я. – Соверши Твое чудо, ведь они обгоняют нас!»
После этого она написала мне: «И даже детская одежда у нас синего цвета!» Ой, это не только чудо – они уже решили, что будет мальчик, и приготовили для него комнату.
Через год она снова написала: «Отче, в понедельник я иду к врачу, чтобы он окончательно подтвердил мне, что я беременна!» И она действительно оказалась беременной и родила мальчика! И действительно всё прошло очень хорошо. Но эта юная женщина пережила всё это до того, как оно совершилось.
А мы опустили руки и разочаровались еще до того, как чудо произойдет. Нам трудно к нему идти, и мы в него не верим. Отчаявшиеся люди, унылые души приходят в церковь, и это меня тревожит. Плохо не то, что ты завял, а то, что не хочешь воспрянуть. Тебе нравится хныкать.
Хочешь внушить надежду какой-нибудь женщине, а она отвечает:
– Не-е-ет, отче, я нехороша!
– Ты хороша, он тебя любит!
– О-о, меня?..
Ну извини, если ты хочешь утонуть, тони! Только я не могу играть в эти игры. Я тебе подаю надежду, свет, отвагу, если же тебе так по душе самобичевание – бичуй себя! Но только не примешивай Христа, чтобы Он служил этому твоему недовольству. Это не по-христиански, и это худшая реклама христианству. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, если бы мы были живыми, как Христос, уже исцеленными Им и душевно, и телесно, это было бы наилучшим доказательством и «рекламой», то есть слава Христа распространилась бы повсюду. А на нас сейчас посмотрит кто-нибудь и подумает: «Они недовольные люди, постоянно хнычут, жалуются, им всегда плохо. Что мне там делать? Чему поревновать?»
Люди должны воодушевляться, глядя на христиан. Наша радость – послание этому миру
Это та ревность, которой люди должны воодушевляться, когда будут смотреть на здоровье наших души и тела. Радостны ли вы – одно это уже становится посланием христиан окружающим. Живете ли счастливо? (Я не имею в виду, чтобы ты смеялся безо всякой причины, а чтобы был человеком с надеждой и светом в глазах.) Это великое дело, как говорится в акафисте Пресвятой Богородице: Радуйся, Еюже радость возсияет.
А где у нас это всё? Этого ждут люди, этого ждет твой ребенок, этого ждет твой любимый человек. А больше всего он хочет, чтобы ты увидела его, обрадовалась и была этим счастлива.
Архимандрит Андрей (Конанос) родился в Германии, в городе Мюнхене. В 1977 вместе с родителями переехал в столицу Греции – Афины.В 1999 принял диаконский сан, а в 2000 Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом (Параскеваидисом, +2008) был рукоположен во священника. В том же году удостоен сана архимандрита. С 2006 по 2013 на радио Пирейской митрополии, к слову, крупнейшем церковном радио в стране, вел авторскую программу «Невидимые переходы». На основании радиобесед были изданы две книги на греческом языке, а позже – осуществлен их перевод на английский и болгарский языки.
Ну, и не джин же Господь, в конце концов.
На мой взгляд, необходимо различать понятия мечтания и медитации от молитвы и веры,хотя внешне они,на первый взгляд схожи. Мечтание по Далю,это-игра мысли,пустая несбыточная выдумка.Вера же в существование Бога никак не может быть выдумкой,а только реальностью.
Медитация,это- умственное действие,направленное на самого себя, но не на Бога.
"Вера же есть осуществление ожидаемого и УВЕРЕННОСТЬ в невидимом" (Евр.11:1).Почувствуйте (поймите) разницу.
"Или в православном мировоззрении намечается некий новый, прогрессивный курс?"
---------------------------------------------------------------------------------------
На мой личный взгляд, это- последователи позитивной психологии использовали известное христианское изречение " По вере вашей да будет вам" (Мф.9:29), примерно так-же, как и Декарт, в свое время, использовал известное изречение свт.Августина, которое тот опубликовал за 7 веков ранее Декарта, но которое сейчас приписывают Декарту.
Лукавый пытается смутить нас,используя полуправду.Не зря существует поговорка :"дьявол,это-обезьяна Господа Бога".
Он знает, что пойдет мне на пользу. Я должен просить, веря, что Он легко может это исполнить, но, понимая, что Он не обязан этого делать только по моему запросу.
Спаси Вас, Господи, батюшка!