В каком виде являлись ангелы праведникам Ветхого и Нового Заветов? Как правильно изображать ангелов и относиться к ним? Безобидны ли изображения «ангелочков» в виде младенцев с крылышками? Об этом размышляет в своем слове схиархимандрит Авраам, духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря (г. Екатеринбург).
Белый ангел. Монастырь Милешева, Сербия
Сегодня, братья и сестры, мы поговорим об ангелах. Хотя нам открыто о них немного, но все же, опираясь на Священное Писание, мы можем составить правильное представление о природе этих существ и иметь к ним правильное, благоговейное отношение.
Для начала приведем отрывок из Евангелия от Матфея. Когда жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, им явился ангел и возвестил о воскресении Христовом. Вот каково было это явление: «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). Такой облик имеют ангелы, когда являются в своей славе. Иногда, применяясь к человеческой немощи и желая доставить пользу людям, ангелы скрывают от них свою славу. Так, архангел Рафаил явился Товии под видом юноши и сопутствовал ему в качестве слуги. Но когда ангелы являются человеческому взору в той Божественной славе, которой наделена их природа, то вид их представляет собой необычайное зрелище. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). В Иудее снег выпадает крайне редко и очень быстро тает, поэтому он не успевает потемнеть и бывает ослепительно белым, сияющим белизной. И под словами «бела как снег» евангелист подразумевает белизну необыкновенную, неземную. Какова реакция обыкновенных грешных людей на такое явление ангела? «Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Ангел же, обратившись к женщинам, сказал: «Не бойтесь» (Мф. 28, 5). Как видно, испугались и мироносицы, хотя они были праведными, святыми, искренне любящими Господа. А тех, кто был настроен к Господу враждебно, объял такой ужас, что они упали замертво. На иконах, передающих это событие, стражники так и изображаются: упавшими на землю и оцепеневшими от страха. Вот как воспринимает явление ангелов немощный человек, в особенности человек грешный.
В Евангелии от Марка повествуется, что жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, и «увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись» (Мк. 16, 5). Ангел явился в виде юноши и, вероятно, не имел крыльев, с которыми обычно изображают ангелов на иконах, но все-таки в его облике, в окружавшей его атмосфере было нечто такое, что привело жен в трепет.
На иконах, передающих это событие, стражники изображаются упавшими на землю и оцепеневшими от страха
А сейчас прочтем из Ветхого Завета о явлении ангелов пророку Иезекиилю. Все эти отрывки из Священного Писания вам известны, но, собранные вместе, они производят особо сильное впечатление. Они показывают, каково должно быть наше благоговение перед ангелами. Я приведу большой фрагмент, но, думаю, Священное Писание настолько интересно, что всякому подлинному христианину чтение его доставляет удовольствие, духовное наслаждение, а не скуку.
«И я видел, – говорит пророк Иезекииль, – вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был как у человека. И у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» (Иез. 1, 4–14).
Непостижимо для нас, что же испытывал в тот момент пророк Иезекииль. Какой благоговейный ужас должен был охватить этого человека, узревшего непостижимое, страшное видение ангелов, видевшего их такими, какие они есть!
Приходится наблюдать, что ангелов изображают в недостойном, по сути, в кощунственном виде
Между тем сейчас приходится наблюдать, что ангелов, этих святых, небесных существ, изображают в недостойном, по сути, в кощунственном виде. Я говорю о традиции изображения ангелов как младенцев с крылышками. Глядя на них, даже верующие люди умиляются: «Какой миленький ангел!» На самом деле ангел – это не какой-то «миленький ангелочек». Ангел – это тот, кто являлся в таинственном видении пророку Иезекиилю. Ангел – это тот, чей лик сверкает, как молния, по описанию апостола Матфея. Представьте себе человека, у которого лицо сверкает, как молния. Наверное, вы в обморок упали бы, если бы такое увидели. Этих возвышенных, святых существ мы изображаем в виде каких-то миловидных младенцев с крылышками, умиляемся этому и считаем это вполне христианскими чувствами. Получают широкое распространение всевозможные поздравительные открытки с такими изображениями, сувенирчики подобного рода. И нам самим это нравится, и детям мы это дарим, чем внушаем им неправильное, кощунственное представление об ангелах.
Откуда появились такие изображения? Они пришли к нам с Запада. Когда благодать Божия оставила западных христиан, тогда постепенно началось разложение бывшего христианского общества. Люди стали искать другие идеалы, вне христианского предания. Западные художники стали изображать Спасителя, Божию Матерь и святых в таком духе, что эти изображения не возбуждают подлинных христианских чувств: благоговения, молитвы, страха Божия, истинного умиления. Напротив, они приводят к ложному, чувственному восторгу. Так, распятого Христа западные художники, не умея изобразить Его как Сына Божия, искупающего грехи мира, изображали как страдающего человека, который в муках умирает на Кресте. Божию Матерь изображали как обыкновенную красивую женщину. Часто писали Пречистую Деву с какой-нибудь красивой блудницы, что является верхом кощунства и низости человеческой. Ангелов изображали не как страшных, величественных, неземных существ, а в виде детей.
Откуда же взялось именно такое изображение ангелов? У древних язычников почиталось божество по имени Купидон, которое изображали в виде мальчика с крыльями. Это существо было сыном богини любви, правильнее сказать, блуда, Афродиты, или Венеры, как ее называли древние римляне. По представлению древних язычников, Купидон в виде пухлого крылатого младенца – «ангелочка», как бы мы сейчас сказали, – летал с золотым луком и стрелами, пуская их в людей, чем воспламенял в них блудную страсть, или любовь, как говорят некоторые, желая прикрыть это низменное чувство приличным словом. И вот художники эпохи Возрождения стали изображать купидонов вместо ангелов.
Такое извращенное отношение к духовным предметам возникло в связи с отступлением от христианских идеалов. Люди хотели заменить потерянные, уже забытые ими истинно христианские чувства хотя бы какими-то чувствами, например, чувством сострадания к распятому Христу как к простому человеку, сентиментальным, чувственным умилением ангелами. Постепенно все это стало переходить к нам, когда Россия подверглась влиянию Запада. С конца XVII века Император Петр I стал насильственно насаждать западные принципы, как в государственном устройстве, так и в культуре и религии. И под напором государственной власти западный дух стал проникать в Церковь. Так у нас появились вот такие «купидонообразные» ангелы.
Чтобы очиститься от той скверны, которую нам принес лишенный христианских идеалов Запад, мы должны изгнать из своей души симпатию ко всему чувственному. Мы должны ориентироваться на Священное Писание, на православную древнерусскую, византийскую иконопись, для того чтобы воспитать в себе подлинно христианские чувства, и в данном случае для того, чтобы во время молитвы у нас не возникала совершенно неуместная сентиментальность по отношению к ангелам. Когда мы молимся Ангелу Хранителю, когда взираем на иконы ангелов, мы должны испытывать страх Божий, благоговение, смирение перед этими существами, которые, хотя и посланы нам в услужение, но неизмеримо превосходят нас по своей природе и в особенности по своей святости.
Если же говорить об ангелах падших – демонах, то мы не должны представлять себе их наподобие забавных козликов с рогами, копытами и хвостом. Когда демон нападает на человека, искушает его, это совсем не смешно, и тот, кто смеется над демонами, бывает сам посмешищем для них. Борьба с демонами – это страшно. Они являются в чудовищном, уродливом виде, иногда и в образе козлов, но если бы мы увидели такого козла, то, наверное, упали бы от страха в обморок, а не смеялись бы. В Апокалипсисе, например, диавол изображается в виде дракона, то есть гигантского змея. А апостол Петр говорит: «Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Как лев, а не как козлик с рожками и с хвостиком.
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Тот, кто смеется над демонами, бывает сам посмешищем для них
На этот счет мне хотелось бы привести один пример из малоизвестной книги «Возле заката». В ней повествуется о подвижниках благочестия, подвизавшихся на Кавказе в конце XIX – начале X веков. Был некий монах Иордан, обратившийся из старообрядцев, бывший офицер, который стал отшельником и строгим постником: ничего не ел, кроме кукурузной муки – ни хлеба, ни ягод. Но при том, что этот подвижник ел одну муку, он испытывал сильнейшую блудную страсть. Однажды, находясь под действием блудных помыслов, творя против них молитвы, он вышел из келлии, и вдруг видит перед собой обнаженную женщину огромного роста, в несколько метров, от которой исходил нестерпимый смрад. «Подойди ко мне, – говорит женщина монаху, – насладимся». От ужаса отец Иордан упал в обморок. Не молодая девушка упала в обморок, а упал в обморок взрослый мужчина, бывший офицер, да еще постник и молитвенник. Чудовищное, омерзительное явление, но из этого примера мы можем сделать вывод, как страшно видение бесов.
Очень опасно, с одной стороны, умиляться ангелами в виде младенцев с крылышками, с другой – смеяться над демонами в виде чертиков с рожками и с хвостиками наподобие козлиных. Будем относиться с благоговением и со страхом Божиим к ангелам; будем относиться с осторожностью к искушающим нас демонам, совершая свое спасение со страхом. Не будем их бояться, ведь нас защищает Господь, и наш Ангел Хранитель оберегает нас, но не будем и переоценивать свои силы и делать вид, что мы герои. Таково правильное, истинно православное отношение к миру духовных существ. Духовный мир неотделим от нас. Как телом мы соприкасаемся с миром земным, так душой – с миром духовным. Как верующий человек, хотя бы и не хотел, вынужден жить телесной жизнью, так и неверующий человек, хотя бы и не хотел, живет духовной жизнью, то есть его душа, сознает он это или нет, состоит в общении с духовными существами. Поэтому будем относиться к делу своего спасения со страхом Божиим и вниманием, следуя православному преданию, а не тому, что привнесло время в виде изображений и, самое главное, в виде неправильного отношения к духовным предметам. Аминь.
отрока, который со слезами воскликнул "Господи, помоги моему неверию!". Даже мытарь, который каясь,
бил себя в грудь. И после таких искренних и чувственных молитв они получали от Господа помощь.
А без эмоций только фарисей молился - у него все правильно, все по списку...
А нужна ли Богу такая молитва? Которая не от сердца, а просто слова из книги? А как может быть любовь без чувств и эмоций? Любовь - ведь это радость, счастье, иногда до слез даже. Ничего не понимаю...
Для меня познавательным и полезным было чтение святителя Игнатия Брянчанинова "Слово о чувственном и о духовном видении духов".Спаси Господи,за публикацию! С праздником собора св.Архангела Гавриила!