Когда старца Клеопу спрашивали: «Почему Господь допускает зло?», он отвечал на этот вопрос следующей историей.
Давным-давно в Египетской пустыне жил один монах – отшельник. Иногда он ходил в Александрию, чтобы продать корзины, которые делал. Почти все полученные за корзины деньги отшельник раздавал бедным, а себе покупал только самое необходимое.
Однажды, идя в город, он задался вопросом: «Почему Господь допускает зло в жизни людей, если Он – Добрый, Справедливый и Всемогущий?» Его ум возмущался от того, что он видел так много несчастья и скорби, когда в последний раз был в городе.
По дороге ему встретился другой монах, тоже идущий в Александрию. Они разговорились, и он рассказал попутчику о своих терзаниях. Видя, как взволнован отшельник, монах утешил его и сказал, что Господь откроет ему истину, когда они придут в город, но сам он должен будет непрестанно молиться и ни о чем не спрашивать, что бы ни случилось с ними.
Отшельник обещал исполнить то, о чем просил монах, и они продолжили путь. На ночлег они остановились в одном доме. Хозяева любезно приняли и щедро угостили их. На столе стоял красивый серебряный сосуд. И вот перед тем, как отправиться спать, монах потихоньку взял этот сосуд и положил в свою котомку. Отшельник хотел было упрекнуть своего спутника, но вспомнил об обещании и ничего не сказал.
Утром они пришли к реке. Монах вынул из котомки сосуд, осенил его крестным знамением и опустил в воду.
К обеду путники добрались до другого селения. Их пригласили на трапезу в один из домов. Когда они уходили, во дворе залаяла собака. Монах убил ее. Тут из дома выбежал мальчик и принялся кричать. Спутник отшельника схватил его за правую руку, дернул и сломал, а затем спокойно продолжил свой путь. Возмущенный отшельник хотел было высказать ему все, что думает, но вспомнил о своем обещании и снова промолчал.
Когда стемнело, монах и отшельник решили заночевать в полуразрушенном доме, но в нем, как оказалось, жили дети. Их родители умерли, и некому было о них позаботиться. Путники провели тут ночь, а утром, прежде чем уйти, монах взял горящее полено из печи и поджег этот дом. И вновь отшельник возмутился, но опять ему пришлось промолчать.
Они пришли в третье селение. Там стоял разрушающийся храм, но все-таки в него еще можно было зайти, чтобы помолиться. Монах взял камень и бросил его в окно церкви – оно разбилось. Затем повел своего удивленного собрата в харчевню. Зайдя, монах сделал три земных поклона. Отшельник уже смирился со странными поступками своего спутника и только молился.
В последнюю ночь путников пригласили переночевать в дом на опушке леса. Тут жила молодая семья, у которой не было детей. Утром хозяева отправились работать в поле, а путники продолжили свой путь. Но вдруг монах вернулся и поджег и этот дом.
Наконец-то они добрались до Александрии. Отшельнику не терпелось понять суть того, что случилось с ними по пути в город. И он спросил своего спутника:
– Скажи мне наконец, кто ты такой?
– Я Ангел! – ответил тот ему.
– Какой же ты Ангел?! – возмущенно произнес отшельник. – Ты сущий диавол! Только демон может совершать все те мерзости, которые ты делал. Все время на гостеприимство этих добрых людей ты отвечал черной неблагодарностью. Ты был вором, поджигателем, убийцей, святотатцем. А еще носишь монашеские одежды!
Я – Ангел, и послан дать ответ на мучающий тебя вопрос, почему Господь совершает зло
– Ты заблуждаешься, – спокойно отвечал попутчик. – Я действительно Ангел. И послан к тебе потому, что Господь увидел твои терзания и захотел ответить на мучающие тебя вопросы. Я знаю, ты хочешь узнать, почему я все это сделал. Начну с самого начала.
Почему стащил сосуд? Я отвечу тебе: его украл дед хозяина из одного монастырского храма, и из-за этого святотатства три поколения этого рода были наказаны болезнями и другими недугами. В знак благодарности за гостеприимство я решил избавить их от этого наказания. Осенил сосуд крестным знамением и опустил в реку. Туда придут монахи стирать свои вещи, найдут его и возвратят в свою обитель.
Я знал, что та собака уже бешеная. Она искусала бы своих хозяев, и потому я убил ее. А их сыну сломал руку, потому что предвидел: повзрослев, он стал бы разбойником. А с такой больной рукой не очень-то поразбойничаешь.
Почему я поджег дом детей? Эти дети без заботы о них вскоре бы умерли, а теперь на пожарище они найдут спрятанное их родителями серебро и смогут поехать в Александрию к своему дяде-епископу – он позаботится о них. Когда вырастут, мальчики станут священниками, а девочки выйдут замуж.
Люди дела Божии воспринимают как скорби, а Господь так поступает только ради добра и их исправления
Знаю, что ты недоумеваешь, почему я бросил камень в церковь и поклонился в харчевне. Я увидел, что демоны пляшут у церковного окна, и этим камнем прогнал их. Тот храм скоро отремонтируют. Как раз в харчевне один богатый купец обещал священнику, что оплатит все расходы по ремонту храма. Поэтому я поклонился ему.
И наконец, о последнем доме. Я поджег его, чтобы избавить молодую семью от проклятия бездетности. Ранее супруг заключил нечестную сделку и на вырученные деньги построил свой дом. Поэтому у них и нет детей. Я вижу, что он кается в своем поступке и не знает, как избавиться от своего жилья. Теперь он построит более скромный дом, но на честно заработанные деньги. И Господь благословит их детьми.
Ты понял? Во всем проявляется Божие милосердие к людям, но они этого не видят и не могут уразуметь. Господь никогда не совершает зла. Но люди Его дела воспринимают как несчастья и скорби, а Господь так поступает только ради добра и их исправления. Поэтому не смотри на внешнюю сторону, а постарайся во всем видеть Божию всесправедливость.
Ольга, есть книга Виктора Франкла "Психолог в концлагере". Автор сам прошёл через это страшное испытание и сделал интересные наблюдения: некоторые полицаи иногда вели себя более человечно, чем некоторые заключённые по отношению к своим же. Есть о чём задуматься.
Вспоминается молитва пр. Серафима Вырицкого " От Меня это было"
Конечно, Дарья, именно так и было бы. Вам же виднее чем Богу.
Удивляюсь я людям, им нравоучительную притчу рассказали, а они все равно своим мудрствованием занимаются, так как глубоко уверенны в том, что человек значительно мудрее Бога.
Миллионы погибших на войне так же можно объяснить. Они погибли не просто так - это была борьба со со злом - фашизмом. Погибнув, они спасли целые поколения людей, и опять-таки погибло тело, но не душа.
А по п.1? Вот отдали мерзавцы ребенка в бордель - вышла духовно изуродованная, обозленная, не способная на человеческую жизнь женщина. Прожила корявую жизнь, умерла.
Где здесь наказание? За что? За грехи предков? Этого не допускает даже грубое людское правосудие. БОльшая слава? Вы серьезно? Где она будет после смерти? Умерев обозленной, неужели в раю?
Господи помилуй нас грешных, и не разумных.
1. Есть огромное число случаев, когда несчатья, поругания, зло ломали людей, превращая их в озлобившихся человеконенавистников. Автор хочет сказать, что в противном случае вышло бы еще хуже? Может и так, но это совершенно бездоказательно.
2. Т.е. если видишь зло, не противься ему? Избивают старика отморозки - проходи мимо, не противься Провидению. Может и старику, и отморозкам это к добру? Странная мысль
3. В последнем абзаце сначала говорится о милосердии Божием, и почти сразу об этом же как о всесправедливости Божией. Но милосердие как правило противно справдливости. Может погрешности перевода?
Но скорее не точный перевод "постарайся во всем видеть Божию всесправедливость". Святые отцы говорят, что если бы Бог был справедлив, нас бы уже никого не было...
Бог - всемилостивый и любящий к нам грешным и немощным людям...