Как же не хочется думать о нем. И все же оно придет. Его хочется избежать, но бежать-то, собственно, некуда. Оно как маятник – чем сильней оттолкнешь, тем больнее вернется. Чем тяжелее нагрузишь, тем мощнее ударит. Оно и сейчас проявляет себя. Ибо никто не сокрушил свою совесть полностью. Но во всей полноте проявит себя несколько позже. – Воздаяние!
Вот какая удивительная история случилась с Юлией. Она прошла через клиническую смерть. И напрасно говорят, что «оттуда еще никто не возвращался». Возвращались! И еще как возвращались, помнили потом всю оставшуюся жизнь.
В свое время Юлия родила двух сестренок-близняшек. Девочки оказались с характером – не принимали мамино молоко. Но мама упорно пыталась их накормить, они отказывались, а она всё ждала и старалась обходиться без искусственного кормления. Вовремя не отследила, как у нее появился мастит, а затем образовались кисты, которые доставили немало беспокойств и переживаний.
15 лет наблюдалась она у специалиста, делала ежегодные снимки, всё это время отрицательной динамики не замечалось. Но вот в 2001-м году случилась трагедия – погиб в автокатастрофе муж. Стресс и переживания подломили здоровье Юлии. В том же году анализ показал злокачественное образование в груди, рядом с сердцем.
Сама она этим известием была окончательно выбита из колеи. Врачи говорили об операции. Юлия же настолько растерялась, что ничего не могла предпринять, и на операцию ее положили родственники.
Во время этой-то достаточно непростой операции Юлия и пережила клиническую смерть. То есть сердце ее остановилось, дыхание прекратилось – тело перестало жить. А душа покинула телесную храмину.
Смерть – событие далеко не новое для смертных людей. Уникальным событие становится, когда Промыслом Божиим дается кому-то вернуться обратно. Видимо, чтобы поделиться с нами, маловерными. Юлия вернулась. Причем с весьма светлым чувством, и, как и следовало ожидать, жизнь свою поменяла решительно – в центре всего стали храм и таинства. Для себя же лично сделала она три новых открытия.
Открытие первое – тот мир нематериален, невеществен, и мы не можем привести адекватных сравнений, ибо наш мир слишком груб. Вряд ли получится представить яркую красочную картину того, что же там. В основном рассказываются аллегории, символы мира духовного. А для всех нас служит обнадеживающим откровение Божие: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Открытие второе – по расставании с телом ты чувствуешь себя той же самой личностью. И мысль, и чувство, и ощущение себя – всё сохраняется. На тело же смотришь как на сложенное одеяние, изношенное за время скорбного земного пути.
В том мире невозможно утаить свое подлинное содержание, спрятать то, чем наполнена твоя душа
Третье же, самое главное открытие – в том мире невозможно схитрить и утаить свое подлинное содержание, невозможно спрятать то, чем наполнена твоя душа. Каков ты есть, таким и проявляешь себя. Ни притвориться, ни слукавить, ни надеть на себя личину праведности! Как же горько было осознать, что душа вся испорчена, покрыта грязью грехов. Юлия приводила сравнение: душа – словно заплеванное зеркало, мерзко и томно было это ощущать.
И всё же после увиденного, по возвращении, царила в душе отрада. Ведь теперь-то Юлия точно знала, чему посвящать свою жизнь. Теперь своих дочерей она учила, что нет иной задачи в жизни, как постоянно очищать свою душу, подобно тому как мы чистим зеркало.
Какое прекрасное сравнение: душа – словно зеркало.
Зеркалу в доме всегда отводится приличное место. Еще бы, ведь в зеркале ты сам отражаешься. Зеркало отражает твой лик, поэтому его всегда аккуратно хранят и чистят до блеска. Задача зеркала – отражать в себе чисто. И какой смысл в зеркале, если оно грязью залито, а еще хуже – треснуло?
Вот так и душа – как зеркало. В чистом сердце отражается Бог, как отражается Солнце в зеркале тихой, прозрачной воды. В чистом сердце сияет добро, истина, любовь – как лучи от Бога Добра, Истины и Любви. Чистота души – это свежесть, мир, вдохновение, радость. Ибо не может не радоваться тот, кто отражает в себе что-то Божие.
В чистом сердце отражается Бог, как отражается Солнце в зеркале тихой, прозрачной воды
Если, подойдя к зеркалу, ты вдруг увидел бы вместо своего лица облик зверя, как бы ты ужаснулся! Хищный как волк, хитрый как лиса, ядовитый словно змея – теряет в себе человеческое. И как же вступит в Рай волчье, лисье, змеиное? Как ощутит оно себя в Божием Царстве любви, смирения, правды? Телесная оболочка скрывает от других зверообразие нашей души. И только глаза, названные опять-таки зеркалом, порой приоткрывают наш подлинный лик.
Итак, воздаяние! Оно наступит, потому что невозможно скрыть – а кто же ты есть на самом деле, кто ты в сердцевине твоей души.
Дело не только в том, что Бог видит всё. Не в том вовсе дело, что Бог увидит и накажет за то, что мы носим в себе. «Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их» (Притч. 11, 3). То есть губит нас не Бог наказующий, а губит нас наше же собственное лукавство. Свое осуждение мы сами в себе несем. Всякий нераскаянный грех влечет за собой разоблачение. Безобразие наше пред всеми откроется.
И вот какая удивительная истина. Любой грех, в который мы впали, заведомо таит в себе муку. Ненавидящий мучается от своей ненависти, ревнивый терзается ревностью, завистливый съеживается от зависти. Всякий грех изъедает душу как червь, жжет как огонь, раздирает сердце, словно когтями железными.
Горделивый мучается от гордости, непомерно распирающей его изнутри. Обманщик – от своего обмана, теряя свою же цельность и подлинность. Блудник – от собственного нецеломудрия. Так, человеку, изменившему семье, тяжело находиться с теми, кого он предал. Предатель испытывает внутренний дискомфорт, ему хочется сбежать, грех внутренне угнетает его. Даже если какой-то грех вроде бы не проявляет своей мучительности, одурманивает наслаждением, все равно наступит момент, когда душа испытает муку пустоты и отчаяния.
Разве же это не очевидно? Пошлость делает тебя пошлым, наглость – наглым, блудные помыслы – блудным. Злоба, скрываемая внутри, делает тебя злым. И каков ты в сердце, внутри себя, таков и есть на самом деле. Как сказано в Писании, «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2, 9). От злого настроя всегда в душе тесно. «Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2, 10).
То есть человек наказывается не за грех, а наказывается самим грехом. Потому и бегать надо не наказания за грехи, а очищать себя от самих грехов и «больше всего хранимого хранить сердце свое» (Притч. 4, 23).
Человек наказывается не за грех, а наказывается самим грехом
Если ты предан какому-то греху, неудержимо влечешься к нему, то он точно не даст тебе покоя. Вот почему в Псалтири есть такие слова: «Любяй же неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10), то есть любящий неправду ненавидит самого себя. Бесчестный и порочный становится сам для себя врагом, носит в самом себе наказание, мучается и терзается сердцем, тогда как добродетельный имеет благо в самой добродетели.
Говоря о воздаянии, мы почему-то сразу подразумеваем наказание. Но это не так. Воздаяние – не обязательно возмездие. Это может быть и вознаграждение. Конечно, слишком земное, приземленное слово – вознаграждение. Но мы имеем в виду воздаяние благое и доброе. Именно в этом смысле апостол Павел дерзновенно писал: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8). Кто возлюбил Бога, Который есть Любовь, тот свой для Бога.
Или вот как Вооз сказал милосердной и чистосердечной Руфи: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (Руфь, 2, 12).
Или как несчастный царь Саул пророчески произнес великодушному Давиду: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей» (Цар. 24, 18–21).
Итак, воздаяние – вовсе не обязательно наказание.
Представим зеркало, обращенное к сияющему солнцу. Такое зеркало отражает в себе солнечный свет, способно осветить темную комнату этим заимствованным от солнца светом. А если зеркало повернуть к солнцу оборотной стороной, направить к земле, то в нем отразится грязь. Но если в нашей душе – грязь, разве будет нам хорошо?
Человек создан по образу Божию, призван к богоподобию. Подлинное счастье, блаженство человека как образа – лишь в связи с Первообразом. Чем больше он уклонится от Первообраза, тем ему будет хуже. Мучение греха – это мука несоответствия человека Богу, как подлинной Красоте, неизреченному Добру, чистой Истине. Уклонение от Бога есть безобразие, зло, ложь и, как следствие, мучение.
Премудрость Божия нам прямо говорит: «Кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч. 8, 32). Если уклоняться от Бога как Жизни, то что унаследовать, как не вечную смерть?
Напротив, всякая добродетель есть созвучие с Богом.
Бог есть Любовь, и потому бескорыстно и чисто любящий созвучен Богу, испытывает в сердце радость и мир.
Бог милосерден, и потому милостивый человек подобен Богу. Сказано: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). Сердце милостивое и отзывчивое непременно несет в себе радость и мир.
Бог терпелив и смирен. Неужели не так? Разве Богу свойственна гордость? Бог смиреннее всех нас. Смирение – не малодушие, не уступчивость злу, а сияние добра и стремление привести к добру злодеев. Мы по гордости не терпим и малейшего оскорбления, а Бог терпит выходки своих падших созданий, ожидая раскаяния нашей души. И потому человек терпеливый, смиренный созвучен Богу.
Добродетельная душа есть душа здоровая, свободная от раздирающих нас недугов греха. Кротость, смирение, терпение, любовь, милосердие – это то, что несет радость, гармонию и мир нашей душе. Не имея этого, счастья не обрести.
Повторим, мучение греха – это мука несоответствия человека чему-то Божьему – подлинной Красоте, неизреченному Добру, чистой Истине. От самих себя мы только мучаемся. Будучи предоставлены самим себе, мы и терзаем сами себя. Лишь в общности с Богом душа приходит в гармонию. В Боге и обретает душа покой, радость, блаженство.
И как же не быть блаженными тем, кто нищ духом, то есть смирен, кто плачет о грехах, кто милостив, кроток, кто Бога зрит чистым сердцем? Блаженство, как причастие Благу, – в их собственных душах. В добродетельных – та самая мудрость, пути которой – «пути приятные, и все стези ее – мирные» (Притч. 3, 17).
Мы появились здесь, в мире земном, ненадолго – чтобы успеть послужить добру
В духовной жизни действует закон: нет ничего сокровенного, что не стало бы явным. И выйдем мы из тела своего, и увидим, на какие глупости израсходовали себя, во что превратили свои бессмертные души. И что осталось внутри? Мы появились здесь, в мире земном, ненадолго – чтобы успеть послужить добру. Мы вскоре уйдем в другой мир. Как же будет стыдно увидеть, что на земле для добра мы ничего не сделали.
Упомянутая нами Юлия, к слову, жизнь свою поменяла полностью. Прикосновение Божьей руки всегда меняет человека. О пережитом сама Юлия особо нигде не рассказывает, стараясь тихо созидать спасение своей души. Спасение всегда созидается тихо. Главный же вывод очевиден.
Душа человека – как зеркало. Но что отражаем в себе, пусть каждому подскажет совесть. Что бы мы ни делали за спиной у людей, мы делаем это пред взором Божиим. Всем нашим грехам предстоит быть открытыми. В каком-то смысле нам дается выбор: либо открыть свои грехи на таинстве Покаяния здесь, освободиться от них через Исповедь, либо они откроются там – и останутся с нами в вечности с нескончаемым для нас позором. Еще дана нам возможность очиститься. Боже, очисти нас грешных!
Душевнобольные – одержимые, «схваченные» падшими ангелами – по премудрости, воле Божией, - для их же спасения, чтобы меньше «от себя» нагрешили. А то что от дьявола в их плохих поступках, - им не вменится на Суде в их грех. Так объяснял Св. Игнатий Брянченинов.
"Прикосновение Божьей руки всегда меняет человека." Давно возник вопрос: если через такие случаи люди меняют себя в лучшую сторону и становятся на путь спасения - почему Бог так касается не всех - ведь сколько бы людей спаслось, намного больше.Я несколько лет молюсь о крещении своего отца, но бесполезно.