14 мая 2019 г скончался Александр Николаевич Боханов, советский и российский историк и историограф, специалист по истории России XIX — начала XX веков. Доктор исторических наук, автор школьных учебников по истории, более 30 монографий и около 200 статей.
Этот разговор перед телекамерой с Александром Николаевичем Бохановым я запомнила навсегда. Без него не состоялся бы мой документальный фильм «Государь Император Николай II: Возвращение». Для меня было сенсацией всё то, что я услышала от Боханова. Он опрокинул исторические представления, вложенные в мою голову советской школой и Московским университетом.
Шел 1999 год. По храмам Москвы возили «странную» тогда для всех икону: Царь Николай II в одеянии русских царей, со скипетром и державой. Она мироточила, благоухала. А моя группа из программы «Русский дом» снимала это чудо, к которому мы никак не могли привыкнуть. От иконы происходили исцеления, и люди перед нашей камерой свидетельствовали об этом. Мне казалось, что этот особый, свежий благоуханный запах от иконы меня сопровождает везде, даже когда я далеко от нее и нахожусь дома или в останкинской аппаратной, где нет окон, а только стены и холодный металл телеаппаратуры. Однажды, когда мы монтировали сюжет о новой мироточивой иконе Царя, этот запах ясно почувствовали и другие люди. Мне оставалось только рассказывать обо всем этом своему духовнику, иеросхимонаху Иоанну (Казанцеву), так как я, начитавшись святых отцов, остерегалась чудес и боялась впасть в прелесть. А он, перебирая четки, лишь улыбался в свою белую бороду. Однажды икона замироточила прямо в момент съемки, на наших глазах… И здесь было больше вопросов, чем ответов. Почему она мироточит? Почему на ней изображен последний Царь? Неужели он и вправду свят? Тот самый, о котором нам все говорили, что он «Кровавый»?! И что Небо хотело сказать этим «явлением» образа, привезенного к нам в виде литографической копии из-за границы?
Конечно, мы снимали московских священников – тех, кто решился принять икону в свой храм (протоиереи Александр Шаргунов, Владислав Свешников, Артемий Владимиров, Василий Голованов). Они нам многое обьясняли с духовной точки зрения. Но было ясно и другое: эта мироточивая икона, этот образ Царя с ясным светлым взглядом словно умолял нас повернуться к родной истории, к трагическим годам революции, к этому рубежу, где не зарубцован кровавый шрам разрыва между исторической Россией и страной Советов… И мы стали искать ответы на вопросы, которых рождалось все больше и больше. Именно от образа шел этот посыл – искать ответы. Словно Царь обращался к нам: «Да, да, русские люди, я свят, не верьте тому, что обо мне написано и что обо мне говорят, не верьте также, что о моем царствовании говорят, ищите правду обо мне и России, о ее пути, это важно, от этого зависит ваше будущее! И ничего не бойтесь, я с вами, с любимой Родиной, мы теперь тоже – ваши заступники!»
Но где же ее было найти, эту историческую правду? Не было книг, монографий, Царь не был прославлен, шли только разговоры об этом. И мы стали стучаться в двери «исторической науки».
Кадр из фильма «Государь Император Николай II: Возвращение»
Но где же ее было найти, эту историческую правду?
И решающая встреча произошла. Тогда еще кандидат наук, научный сотрудник Института истории РАН Александр Боханов уже несколько лет работал в открывшихся архивах. Он начинал свой путь советского историка со статьи «Сумерки монархии», но, окунувшись с головой в архивный материал, с которого был снят гриф «секретно», перебирая и вглядываясь в фотографии Царской семьи, которые тоже были еще недавно засекречены, он медленно и верно двигался в направлении той самой исторической правды. Он с удивлением открывал, работая с новым документальным материалом, что «все было не так», как нам говорили, как нас учили, иногда «совсем не так, когда идешь к самому материалу!» Он так и сказал мне об этом, этими словами. Он стал неравнодушным исследователем этой темы, он горел и жил ею! Это было видно. Он, безусловно, полюбил Государя, он считал его последним христианским правителем в истории, полюбил Царскую семью… Возможно, он первый из нас (граждан новейшей истории) понял смысл их жертвы, увидел их венцы, не имея пред собой святых образов с их ликами. Но прежде – он уверовал. Он, советский человек, советский историк (не знаю – был ли он в партии или нет), стал глубоко верующим человеком, православным христианином. Его просветили Царственные мученики, через них он был приобщен ко Христу и духовному христианскому миру. Именно это историческое исследование, связанное с личностью Николая II, его семьей и его эпохой, привело его к православной вере и Церкви. Он так и скажет: «К вере меня привёл Государь». Конечно, это его признание осталось за кадром, ведь фильм мы снимали не о нем… А в фильм мы взяли его потрясающие открытия, связанные с личностью Царя Николая и его временем. Если вы посмотрите фильм, то увидите, как ёмко и просто, как ярко он сказал о сложнейших вещах, которые требовали разъяснения: Распутин, Ходынка, Кровавое Воскресенье, Первая мировая война и, наконец, отречение…
Прошло 20 лет, но разговор об этих «узлах» истории так же актуален, как и тогда. Но сейчас есть новые авторы, написано много книг и песен на эту тему, сняты фильмы – художественные и документальные. А вот тогда еще ничего не было, ничего! даже книги, написанные белыми эмигрантами, можно было достать с большим трудом! Боханов был первым. Из историков, из советских историков.
Прошло 20 лет, но разговор об этих «узлах» истории так же актуален, как и тогда
Помню, мы говорили о том, как необходима историческая реставрация образа Царя Николая, как он оболган, как терпеливо нужно снимать слой за слоем ту клевету, коросту и грязь, что возникли на портрете Царя еще при его жизни и были усилены в советский период!
Все мы знаем выражение: «роль личности в истории». Но чтобы ее определить, эту роль, нужно изучить саму личность. Только так можно понять, почему исторически значимый человек действовал, поступал, принимал решения в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Вот именно это сделал Александр Боханов. Все о личности православного Царя Николая II – это его вклад в российскую историю. Благодаря трудам Боханова больше нет этого «белого пятна» в исторической науке, и поэтому все сложнее и сложнее придумывать новую клевету об убиенном Царе и его семье или повторять старую. Потому что есть книги и монографии Боханова с неопровержимой доказательной базой. Помню, как на мой вопрос: «Верно ли, что многие действия Царя Николая может понять только православный, верующий человек?» – он ответил, что да, безусловно, «или хотя бы находящийся в этой системе координат».
Помню, какой бум произвел выход нашего фильма (увы, только на видеокассетах, показать его в телевизионном эфире тогда не представлялось возможным). Уверена, что произошло это во многом благодаря участию в нем Александра Боханова. В фильме духовная линия – явление святого мироточащего образа Царя Николая в современной России – переплелась с исторической линией, которую «держал» в фильме Александр Боханов. Для многих моих зрителей, так же как и для меня, тогда стало сенсацией многое из того, что поведал Боханов. И все его суждения были строго основаны на фактах и документах. Появление такого ученого-историка было просто необходимо: шла острая дискуссия в Церкви о том, а достоин ли Царь прославления (будто бы от этой дискуссии что-то зависело)? Уверена, что первые монографии и статьи историка Боханова на царскую тему, его участие в фильме были как нельзя кстати. Неслучайно перед прославлением Царской Семьи в лике святых прошла серия исторических конференций, организованных РПЦ, и на них активно выступал Боханов.
Потом Боханов понесет свое новое знание о Царе дальше, напишет потрясающие книги, открывшись нам еще и как человек с литературным дарованием! Многие современные историки считают его книгу «Николай II» лучшей книгой о последнем нашем Царе.
Покаяние – это изменение ума. И Боханов участвовал в этом процессе. Его исследование личности Николая II и его эпохи переворачивало в корне сознание о происшедшем – как у отдельного человека, так и у общества в целом. Что может быть важнее? Своими работами и книгами он двигал этот важнейший процесс – покаяние за содеянное в 1917–18 годах прошлого века на уровне общественного сознания.
Многое из того, что открыл Боханов, еще не нашло места в школьных учебниках
Мне очень жаль, что имя Боханова (а оно стало мировым, за границей его знали и к нему обращались как к специалисту по русским Царям) так и не узнала широкая общественность в нашей стране. Именно он, Боханов, должен был блистать вместо Радзинского в прямых эфирах, не «уходить» с экранов телевизоров, писать сценарии для фильмов… Но видно, время еще не пришло. Многое из того, что открыл Боханов, еще не вошло в разряд общеизвестных истин, не нашло места в школьных учебниках. Стало очевидно, что предстоит сражение, Куликово поле XXI века. И видится мне Пересвет от истории (как собирательный образ), готовый сразиться, чтобы сбросить ненавистное иго, – это Александр Боханов и все те исследователи, которым он своими трудами указал направление. Они есть и продолжают его дело. Наверное, он сам счел бы такое сравнение слишком высокопарным и незаслуженным. Но что делать: каждому из нас выпадает свой жребий от Бога, и нам, грешным людям, приходится соответствовать и подчиняться этому Промыслу Божию о каждом из нас.
Да, он прошёл путь от советского человека до православного, от советского историка до ученого – как представителя русской православной цивилизации. И это самое главное. Думаю, что примерно такой же путь должна проделать и вся страна. Для этого он нам оставил свои труды и книги. И только тогда мы можем ещё на что-то рассчитывать.
Помолимся о нем, братья и сестры! Святые Царственные мученики, помолитесь Там, на Небе, о рабе Божьем Александре, примите его под свой молитвенный покров, да простит Господь все его согрешения – вольные и невольные – и упокоит его душу в селениях праведных!
Елена Козенкова
вОТ ТАКЖЕ ССЫЛКА НА ФИЛЬМ "ВОЗВРАЩЕНИЕ" - https://youtu.be/OmON9J38E54 С уважением, автор статьи Елена
Козенкова
Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии.Исторический очерк.–Кострома:Типо-литография С.П. Федотова, 1898-http://bibl-kostroma.ru/книги-сборники-альманахи/и/илинский-п-луховская-тихонова-пустын/
Путь мироточивой иконы Святого Царя Страстотерпца в 1999г.в фильме заканчивается 29 мая на Троицу и 11-16 июня Крестным ходом над Россией.Но чуть позже был ещё один пятидневн Крестный ход с тем же образом,17 июля пришедший в Кострому из монастыря в Ивановск области с невиданным ранее мироточением в Костроме(очерк"Хранитель"в книге В.Григоряна,Е.Муравлева"Умереть и воскреснуть.О прославлении Императора Николая II",М,2018,с.111,112)
Спаси, Господи, Елена