«Архиерейская хиротония» «епископа» Епифания (Димитриу)
Досточтимые отцы, возлюбленные братия, кому была дана автокефалия?
Мы имеем дело не только с неуважением к церковному преданию и порядку, не только со значительными каноническими нарушениями. Ситуация оказывается гораздо более серьезной, если мы рассмотрим, кому предоставлена автокефалия!
В данном случае мы имеем дело с неуважением к сокровенному ядру христианского священства, к самому таинству передачи Божественной благодати через непрерываемое апостольское преемство православного архиерейства.
Своим беспрецедентным и неслыханным деянием Вселенский Патриархат признал и восстановил в архиерейском сане:
а) Филарета Денисенко, низложенного и анафематствованного бывшего епископа Русской Православной Церкви. Низложение и анафематствование Филарета были признаны и принимались без возражений на протяжении 26 лет всеправославным церковным сознанием, в том числе и Константинопольским патриархом. При этом Филарет сразу после своего низложения в июне 1992 года обратился во Вселенский Патриархат, использовав механизм апелляции. Патриархат отправил делегацию в Москву для изучения обстоятельств низложения и в августе 1992 года отклонил апелляцию, а в своем послании Московскому патриарху признал каноничность низложения Филарета.
б) Макария Малетича, который никогда не был низложен, потому что никогда не был канонически хиротонисан во епископа! По сути Макарий является совершенно не рукоположенным, потому что те, кто его рукоположил, сами были хиротонисаны низложенным и невосстановленным епископом, а также Виктором Чекалиным – бывшим диаконом, шарлатаном и мошенником, согласно общему уголовному праву, который не был рукоположен даже во священника.
Новая автокефальная Церковь Украины насчитывает порядка 50 епископов. К сожалению, сегодня 2/3 ее иерархов рукоположены низложенными раскольниками, тогда как 1/3 (примерно 15 епископов) возведены в сан священства мошенником и псевдоепископом Чекалиным!
Однако для восстановления низложенных, отлученных и саморукоположенных Вселенский Патриархат не последовал церковной традиции, в соответствии с которой успешно действовали [в подобных случаях] архиереи и предстоятели многих Поместных Церквей:
а) со стороны раскольников не было раскаяния. Следовательно, вполне естественно, что Филарет вновь может делать то же самое;
б) раскольники не вернулись (и не имели такого намерения) в общение с Церковью, от которой они отделились. Таким образом, проявляется неуважение к Поместной Церкви и нарушается основной фундаментальный принцип церковной традиции, согласно которому общение с соборной Церковью происходит через Поместную Церковь и судебное решение по церковным преступлениям, вынесенное Поместной Церковью, действует на всем пространстве Вселенской Церкви (Апостольские правила: 12, 32; Антиохийский Собор: правило 6; Карфагенский Собор: правило 9);
Не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию в расколе, от анафематствованных и саморукоположенных
в) не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию в расколе;
г) не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию от низложенных и анафематствованных;
д) не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию от саморукоположенных и нерукоположенных;
как было определено решением I Вселенского Собора по мелитианскому расколу и как недавно поступил Вселенский Патриархат, когда дела двух «епископов»-старостильников были переданы в юрисдикцию Соединенных Штатов Америки. Их рукоположили как нерукоположенных!
е) бывшие раскольнические «епископы» не подчинились каноническим епископам, как предусматривает 8-е правило I Вселенского Собора, рассмотревшего вопрос возвращения в церковное общение раскольнических священников (кафаров), в котором сказано:
«Епископ Православныя Церкви будет имети епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых пресвитерскую честь имети будет; разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. …да не будет двух епископов во граде».
Напротив, они остаются епископами «параллельно» с каноническими епископами в той же епископии. При этом мы имеем не только параллельное сосуществование двух епископов в нарушение 8-го правила I Вселенского Собора, предписывающего, чтобы не было «двух епископов во граде», но и создание параллельной Церкви и параллельного Синода на территории другой автокефальной Церкви…
Нет исторического и канонического прецедента для того, чтобы сброд низложенных, отлученных, саморукоположенных и раскольников одним актом был бы «восстановлен», а также был созван «объединительный собор» и одновременно предоставлена автокефалия – завидная скорость даже для экспресс-процедуры! И все это с неуважением к апостольскому и каноническому предписанию, согласно которому «новообращенного» или «от порочного образа жизни обратившегося, несть праведно вдруг производить во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других» (см. 80-е Апостольское правило, 2-е правило I Вселенского Собора, 3-е правило Лаодикийского Собора, 4-е правило св. Кирилла)! В данном же случае [Константинопольский патриарх] незамедлительно предоставил высшую церковную степень – автокефалию – людям, которые духовно родились и возмужали в 25-летнем расколе, и теперь он пожинает плоды своих решений, позоря при этом Церковь.
Пока признанный всеми Православными Церквями канонический митрополит Киевский Онуфрий и другие канонические епископы не отошли в мир иной, не сняли с себя полномочия, не покинули без уважительных причин свою епархию на срок более 6 месяцев, не были осуждены за каноническое нарушение, как мог быть избран в качестве «митрополита Киевского» какой-то другой епископ? Разве это не запрещено 16-м правилом Двукратного Собора, которое гласит:
«По причине случающихся в Церкви Божией распрей и смятений необходимо и сие определить: отнюдь да не поставляется епископ в той Церкви, предстоятель которой жив еще и пребывает в своем достоинстве, разве если сам добровольно отречется от епископства, ибо надлежит прежде привести к концу законное исследование вины, за которую он может быть удален от епископства, и тогда уже, по его низложению, возвести на епископство другого вместо него».
Совершенно антиканоническим образом Вселенский патриарх требует от всеправославно признанного канонического митрополита Киевского прекратить применять к себе свой канонический титул, который признают все Православные Церкви.
Противоречащим священным правилам является решение Вселенского патриарха принять архиереев другой Церкви без увольнительной грамоты и разрешения их правящего канонического патриарха; 14-е и 15-е Апостольские правила, 16-е правило I Вселенского Собора, 15-е правило Сардикийского Собора, 63-е (54-е) правило Карфагенского Собора это категорически запрещают.
На основании какого церковного правила автономная Церковь с активной церковной жизнью (тысячи приходов, тысячи монахов и миллионы верующих), которая до сегодняшнего дня признавалась всеми Православными Церквями как единственная выразительница всей совокупности православных Украины, «стирается» с церковной карты, чтобы освободить место для установления «новой» Церкви?
С каких это пор саморукоположенные имеют апостольское преемство?!
И, в конце концов, возможно ли, чтобы Православные Церкви признали, что действия и деяния шарлатана, нерукоположенного псевдоепископа являются проводником Божественной благодати в Таинстве священства? Возможно ли, чтобы нерукоположенный рукополагал канонических епископов? С каких пор саморукоположенные имеют апостольское преемство?
Украинский вопрос: от канонической проблемы к экклезиологической?
К сожалению, украинская церковная проблема изначально канонического характера превращается в обширную экклезиологическую проблему непредсказуемых на данный момент масштабов и последствий.
В новейшей церковной истории мы впервые встречаемся с тем, как Вселенский патриарх добавляет к «первенству чести» – которое без сомнения признает за ним православная традиция – смысл первенства власти папского типа.
Первенство чести:
- координационная роль во всеправославных отношениях;
- выражение и исполнение решений, принимаемых соборно Православными Церквями.
Папское первенство власти:
- папа действует сверхгранично, не только в пределах Римского Патриархата, но во всей Церкви;
- папа принимает решения доминирующим и независимым образом, порой вопреки мнению Поместных Церквей;
- остальные епископы обязаны принять папское решение;
- папское решение не требует одобрения, не оспаривается и не отменяется.
Пожалуйста, скажите мне, что вам напоминают действия Вселенского патриарха по украинскому вопросу? Православное первенство чести или папское первенство власти?
И более того: невиданным для Православной Церкви является требование Вселенского патриарха, чтобы он занимался серьезными проблемами Поместных Православных Церквей и имел возможность вмешиваться, нарушая границы всех Церквей Вселенского Православия, в том числе «по собственной воле и по обязанности», в решение «не только догматических вопросов и вопросов священного Предания, или канонических церковных предписаний, или общих вопросов, которые касаются всего церковного тела, но и всех важных местных вопросов, интересующих ту или иную Поместную Церковь», что наводит на мысль о «Диктате папы», изданном в 1075 году при папе Григории VII. В «Dictatus Papae» содержится требование передавать папе на решение все значительные проблемы («cause majores») Церквей по всему миру!
Можно установить и другие совпадения, если вспомнить выражения теоретика папской григорианской реформы кардинала Сильва-Кандидского (1053–1054) в его труде «De sancta romana ecclesia» о том, что Римская Церковь является «Матерью всех Церквей» («mater omnium ecclesiarum»), их осью, источником и началом («cardo, fons et origo»), вершиной и фундаментом («vertex et fundamentum»).
Почтенные и возлюбленные отцы, мы понимаем, куда направляют нашу православную экклезиологию…
Следовательно, ответственность всех тех, кто будет содействовать или своим молчанием обеспечит возможность утверждения этих папских идей и практик в Православной Церкви, будет велика. Любое попустительство будет вменяться как соучастие.
Наши епископы, которые дали клятву соблюдать священные правила, церковный порядок и сохранять незапятнанной православную экклезиологию, разумеется, полностью понимают свою величайшую ответственность перед Богом и Его народом и будут соборно «верно преподавать слово истины».
Желаем этого, молимся об этом и трепещем при мысли об их возможном обратном и противобожественном выборе.
Но у меня есть конкретные вопросы.
Зачем так лукаво ходить вокруг да около?
Если еретики - значит собирать свой собор и конкретных еретиков анафематствовать. И раскольников и константинопольских еретиков. И, не забыть - папу римского, раз это ересь.
А если на лица зрите, лукавите и пресмыкаетесь перем папой римским - так что же здесь изворачиваетесь?