О физическом труде

Если бы у Адама был документ, подобный паспорту, в графе «семейное положение» было бы написано «женат», в графе «место прописки» стояло бы слово «Рай», а в графе «род занятий» мы смогли бы прочесть слово «садовник». Это первая профессия первого человека. Бог не создавал лентяя, обреченного на сплошные удовольствия, но создал труженика, который после грехопадения «в поте лица», а до грехопадения, возможно, без всякого пота, должен был трудиться с самого начала. И это яркая черта сущности человека – необходимость трудиться.

Бог не создавал лентяя, обреченного на сплошные удовольствия, но создал труженика

Трудиться не только для того, чтобы пропитаться и согреться. Как раз до грехопадения воздушные перемены ничем не угрожали Адаму, а природа без особых усилий с его стороны давала растительную пищу. Трудиться, чтобы быть человеком, то есть существом полезно занятым и ответственным. Адаму предстояло вступить в диалог с природой посредством ее возделывания.

С тех пор с точки зрения сущностных требований к человеку ничего не изменилось. Человек обязан трудиться. Только теперь уже не в видах чистого наслаждения деятельностью, но и для покаяния. Отсюда уже помянутый пот и хоть не помянутые, но неизбежные мозоли.

Первую профессию мы назвали. Это садовник. Именно садовник, а не землепашец. То есть не тот, кто сеет семя в разрытую ниву, а тот, кто живет среди цветов и фруктового сада. Какая вторая? Исторически это антагонистическая пара из скотоводства и землепашества. Антагонистическая не только потому, что пахарь (Каин) пастуха (Авеля) убил. А также потому, что в последующей истории человечества пахари создавали оседлую цивилизацию, а скотоводы – подвижную, кочующую. И они часто жестоко сталкивались в противостоянии. Наш конфликт Орды и Руси – это отечественный пример столкновения пастухов с землепашцами. И, словно в отместку за кровь Авеля, кочующие народы были всегда страшны более цивилизованным и оседлым земледельцам.

Но все же святость – на стороне первых.

Пастухом до избрания на царство был Давид. Пастырем называет Себя Господь Иисус Христос. Пастухам (а не бухгалтерам или военачальникам) в ночь Рождества ангелы возвестили о Рождении Мессии. Пастухи видели в столпе огненном Божию Матерь на горе Почаевской. Пастухи нашли в лесу Жировицкую икону Богородицы. И эти, уже христианские, примеры можно множить и множить. Отметим для себя этот род деятельности, странным образом связанный с пророческим служением и откровением тайн Божиих.

Своим мнимым родителем на земле, в глазах людей – отцом и воспитателем, Иисус Христос имел Иосифа, по профессии – плотника. Это же ремесло унаследовал Сам. Отцы всюду и всегда имели обязанность научить ребенка какому-либо ремеслу. И легче всего, удобнее всего было передать навыки своего собственного занятия. Итак, Христос был плотником. Его руки держали пилу, стамеску, топор, рубанок. Его плечи и спина знали, что такое нытье наутро после тяжелой работы вчера. До Креста его плечи болели от работы, а руки носили мозоли прежде, чем были пробиты гвоздями.

«Плотник, сын пастуха» – так звучит имя Господа в переводе на язык земных занятий

«Христос, сын Давидов» – так говорят об Иисусе, имея в виду, что в Нем исполняются мессианские пророчества. «Плотник, сын пастуха» – так звучит имя Господа в переводе на язык земных занятий. Этого достаточно, чтобы все плотники чуть приосанились, а все пастухи почувствовали свою историческую значимость.

Да, возлюбленные. Мы приучены думать, что государственные менеджеры высокого звена, банкиры, подиумные красавицы, актеры и олимпийские чемпионы достойны всеобщего внимания. Что это они – творцы истории и ее главные действующие лица. Но вот мы называем с вами имена садовника, пастуха и плотника, и – чудо! – вписанные в контекст Божественных событий, эти профессии предстают в новом свете и обретают неожиданную красоту. Добавим к этому списку Павла. Он был делателем палаток (совершенно необходимой вещи для всякого кочевого семейства). Наличие ремесла у этого апостола было данью раввинистическим традициям, согласно которым знаток Писаний обязан зарабатывать не словами Торы, а руками. «Не делай, – говорили они, – из слов Торы ни золотого венца (повода для гордости), ни лопаты (средства к заработку)». То есть – хочешь иметь духовную мудрость и знание? Приобрети также и профессию.

Можно ли забыть, что Петр, приходящий на память сразу вместе с Павлом, тоже был работником физического труда? Его руки тянули сети и гребли веслами. Праздник апостолов Петра и Павла, с точки зрения их бытовых занятий, есть праздник «Рыбака и Швеца». Чем не повод иными глазами взглянуть на тех, кто сидит за швейной машинкой или глядит на поплавок?

Все они, эти святые пастухи и рыбаки, садовники и плотники, вовсе не были несчастны оттого, что не жили на банковский процент, не брали кредиты, не ставили подписи на важных бумагах. В том, что они буквально потели среди трудов, то есть ели хлеб в том самом поте лица, было не наказание, а благословение. Наказание как раз таится во всяком роде занятий, которые обеспечивают человеку гарантированный хлеб с маслом без всякого потовыделения. «Ключ от счастья не золотой, а гаечный», – говаривал Генри Форд. Думается, что и те чудные Двери, которые открывает Петр полученными от Господа ключами, удобнее открываются перед тружениками гаечного ключа, а не вечными искателями золотого.

Труд развивает человека, если он не рабский

В труде есть радость, неведомая лентяю и непонятная капиталисту с его конвейерами и прибавочной стоимостью. Труд развивает человека, если он не рабский. И обычный крестьянин, умеющий коня запрячь, корову подоить, нивку вспахать и избу срубить, – это гениальное существо. Это почти исчезнувший тип двужильного хозяина и хитроватого мудреца, который с такой яростью и последовательностью уничтожал демон большевизма. Равно и хорошая хозяйка, не имеющая отдыха среди домашних забот, – это в одном лице и швея, и дизайнер интерьера, и прачка, и повар, и семейный психолог, и детский парикмахер. Список далеко, кстати, не полный.

Надо трудиться. Даже если ты богат и не имеешь нужды. И тогда, как дореволюционный фабрикант Абрикосов, хотя бы раз в неделю можно становиться рядом с рабочими в цеху и весь день от звонка до звонка отрабатывать рядом с ними.

Потому что трудиться нужно всем.

Потому что в труде есть благословение и радость.

Потому что ленивых Бог не любит, и благодать лентяю не дастся.

Потому что нам сегодня этого простого знания очень не хватает.

«Я знаю о легком способе доставать воду из колодца, – говорил один китайский мудрец. – Но мой тяжелый способ тоже хорош. Потому что вслед за нетрудностью следует леность. А вслед за леностью – все пороки» (См. Бибихин В. Мир).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей 1 июля 2020, 18:37
> Атеист - окончательно, абсолютно антропоцентричен в своём мировидении, у него нет ничего и никого, кроме человека. Это гуманист. Атеист это и есть "безбожник", только по-гречески. Не надо подменять определения.
Дарья13 августа 2019, 20:10
Согласна с Вячеславом. Только хотела поделиться статьёй с близкими и друзьями, но прочла про "демонов большевизма" и теперь делиться не буду. Зачем мешать всё в одну кучу и зачем опять эта предвзятость и клише 20-летней давности? Да столько уважения к труду, сколько было в СССР, не было никогда и нигде!
Катерина 11 августа 2019, 02:04
НН 5 августа 2019, 23:13 - Вы так сыплете именами, но Вы сами действительно читали Маяковского? Что-то я сомневаюсь. Дунаев М.М. "Вера в горниле сомнений", цитата "Маяковский — безбожник, но не атеист. Недаром ещё Достоевский разделял эти понятия. Атеист - окончательно, абсолютно антропоцентричен в своём мировидении, у него нет ничего и никого, кроме
человека. У неверия, безбожия — сознание пустоты в центре мира, пустоты, пока не занятой;" и далее приводит финальные кощунственные строчки из поэмы Облака в штанах (копировать их сюда разумеется не буду). Гойя же творил свои ужастики с монстрами в период разгула инквизиции, сравните их с иконами Андрея Рублева периода разгула моноло-татар.
Катерина 10 августа 2019, 00:42
Татьяна 7 августа 2019, 09:05 - если та или иная идея отвергает нашего Спасителя, то какого ж духа эта идея могут быть? Прям христианского? И приводят такие отвергающие Спасителя идеи людей разными путанными тропами к одному и тому же антихристу. Просто Господь Сам говорит нам через Евангелие, что желает любую заблудшую овечку спасти. Поэтому Он и выпрямляет эти извилистые дорожки, направляя каждую овечку в свои пречистые спасающие Руки. Ну сто раз же писали пастыри о том, что Господь любое зло применяет для нашего спасения,и коммунизм в том числе.Вы же приписываете дела Его по нашему спасению в качестве заслуги самим богоборческим идеологиям, за которыми стоит явно враг рода человеческого.
Татьяна 7 августа 2019, 09:05
Катерина, должна же быть элементарная объективность. Я про Ваше утв., что советский человек и всякие "нетрадиционалисты" - одного поля ягода. В советское время на весь этот содом и гоморру была статья уголовного кодекса. Поэтому они сидели тихо и не выставляли себя напоказ. Тем более не лезли с агитацией. Сейчас же этой "модностью" легко могут промыть мозги молодым. И если не противодействовать,то и законы будут написаны, какие их "завихрениям в голове" надо. А вот по светским законам уже ОБЯЗАНЫ жить все,и верующие,и неверующие,понимаете?! Не захотите- тогда детьми займутся ювенальщики. Скажете,что у нас такого никогда не может быть? Если не противодействовать-то будет. Господи, спаси!
НН 5 августа 2019, 23:13
Катерина:/ Любое начинание безбожника тут же превращается в нечто уродливое. Все, до чего он притрагивается./- Смелое утверждение! Докажите, что именно ВСЕ, а иначе это демагогия, манипулирование и пропаганда. Вы считаете себя вправе вот так вот безапелляционно, в "космическом масштабе" обобщать?! Что уродливого создал, например, покойный Жорес Алфёров? Все произвеения Маяковского, Шолохова, Хемингуея, Мечникова, Тимирязева. Мичурина, Гойи, Паганини и многих других - уродливые? Все-все? А эти люди были атеистами, и/или по-крайней мере, очень сильно сомневающимися. Просветите, пожалуйста, а то некоторые из нас так и помрут в неведении.
Катерина 5 августа 2019, 00:29
Татьяна 3 августа 2019, 20:53 - Вы почему-то противопоставляете коммунизм, находя в нем даже что-то христианское (хотя там ровно ничего христианского нет) и те явления, которые Вы упомянули. А они одного поля ягоды. Любое начинание безбожника тут же превращается в нечто уродливое. Все, до чего он притрагивается. Ну что плохого в защите детей от раздолбайства и жестокости родителей? Ничего.Это более чем нормально.Но поскольку люди, берущие на себя эту тяжелую обязанность, нравственно ничем не отличаются от тех, от кого они должны защищать их же детей, то и получается то, что получается - бесмысленная жестокость там, где нужны деловитые проявления евангельской любви.
Анна 4 августа 2019, 23:34
Поддержу Вячеслава. Хватит во всем винить коммунистов. Рабочие специальности в советское время были в почете, а сейчас? Ликинская фабрика, первое национализированное предприятие, пережило и революцию, и гражданскую и Великую Отечественную войну, но успешно обанкрочена, разграблена демократами 90-х и сейчас представляет из себя руины. И сколько таких комбинатов, фабрик,заводов по всей стране, ставших нерентабельными, ненужными? Хорошо если их корпуса используются как торговые центры, часто они просто разрушаются, спрятанные за рекламными баннерами. Давно ли модернизировали предприятия в вашем городе? Работаем на наследии социалистическ времён и его же пинаем.
Наталия Ростова 4 августа 2019, 09:22
Знала я одну женщину, очень пожилую. Она в Великую Отечественную была милиционером. В оккупации - партизанила. После войны работала также в милиции. Коллеги её уважали. А наши местные бандюки побаивались. Жизнь она прожила долгую и интересную. В 2000-х пришла к Богу, стала ходить в храм и...напросилась мыть туалет во дворе церкви.
Я любила с ней разговаривать. Мысли её, преобразованные в фразы, были коротки и мудры. Однажды она мне сказала:" Мыть туалеты никто не любит и не хочет, но если б люди знали, что ЭТА работа в глазах Бога гораздо ценнее всех других работ вместе взятых и очищает душу, то...в очередь бы выстраивались, чтоб отдраить эти ка....шки." Вот так бывает...

Татьяна 3 августа 2019, 20:53
Катерина 2 августа 2019, 23:23
Уважаемая Катерина, я ведь о том, что больше надо уделять внимание сегодняшним вызовам христианским ценностям,а не клеймить только лишь советское прошлое. Мы в своем пылу обличать советский период не увидим, что беда в виде всей этой толерастии и ювенальщины вовсю начнет бушевать и у нас. Нельзя уже сейчас это недооценивать. Я лишь за то, чтобы из прошлого несомненно извлекались уроки, чтобы не допустить подобное, но и все положительное тоже находило объективную оценку. Просто как бы потом поздно не стало спасать наших детей и внуков от сомнит. "ценностей", пока мы с таким усердием боремся с советским прошлым. "Не замечать" угрозы скоро уже не получится.
НН 3 августа 2019, 20:44
Светлана Николаева:/И что споры о политическом строе-какой лучше,какой хуже-никак не относятся к теме личного спасения. Поэтому и странно видеть подобные диспуты на православном сайте/-Православным ничего человеческое не чуждо.Мы живём в социуме и являемся членами общества и гражданами.И всех нас касается и затрагивает происходящее в стране.Кому-то есть с чем сравнивать(с СССР и социализмом,колич и качеством верующих и тд); молодым впаривают,что СССР-"империя зла",революция 1917г-только плохо,одни репрессии,а 1991г-только хорошо и тд. Многие жалеют о том,что разрушили их Родину СССР,кто-то радуется.Это оч больная и животрепещущая тема, поэтому практически ВСЕ темы сводятся к спору,что лучше.
Татьяна 3 августа 2019, 10:10
НН 2 августа 2019, 23:29
Насильно никого не спасёшь. Можно подавать пример окружающим - и только, а следовать или нет вашему примеру - каждый решит только сам.

Тут ключевое - пример окружающим. Сами будем соблюдать все Христовы заповеди - вот и пример для окружающих. Дорога к Богу у каждого своя. По времени, по обстоятельствам. Господь ведь никому двери не закрывает.
Светлана Николаева 3 августа 2019, 09:25
Для НН 2 августа 2019, 23:29
Так и я вроде о том же - что насильно никого спасти нельзя. И что споры о политическом строе - какой лучше, какой хуже - никак не относятся к теме личного спасения. Поэтому и странно видеть подобные диспуты на православном сайте. А что касается "спаси себя и вокруг тебя тысячи спасутся"...Могут сказать, что поверила в возможность достигнуть святости, когда увидела отца Николая Гурьянова (о.Залит). Это была такая любовь, такой свет Божественный, озарявший лик совершенно реального, живого человека...Когда удается увидеть, просто увидеть человека, достигшего столь высокой меры Любви, вот тогда сразу поймешь и поверишь, что с Богом самое невозможное - возможно.
Иоанна_ 3 августа 2019, 09:06
Согласна со Светланой Николаевой: пренебрежение к умственному труду непонятно, мягко говоря. Не профессия и не семейное положение являются определяющими для спасения, не внешнее вообще, а душевное устроение. И хороший менеджер очень важная фигура, между прочим, как и любой труженик НА СВОЁМ МЕСТЕ.
НН 2 августа 2019, 23:29
Светлана Николаева 2 августа 2019, 14:27, "Спаси себя - и хватит с тебя". Насильно никого не спасёшь. Можно подавать пример окружающим - и только, а следовать или нет вашему примеру - каждый решит только сам. Господь избирает нас, а не мы Его. ВЕРА - это дар Божий! Как говорила моя бабушка: "У Бога силой ничего не возьмёшь, можно только вымолить". Никакой общественно-политический строй не мешает ни вере, ни спасению! Он может усложнить жизнь и прибавить неудобств, но только каждый человек сам решает, что ему важнее: работа, карьера, комфорт и др,- или быть со Христом. Для спасения души нелюбимая или трудная работа - не помеха, а наообот- "Чем хуже - тем лучше". Это в теории, а на практике?
Катерина 2 августа 2019, 23:23
Татьяна 2 августа 2019, 16:45 --Кого же или что поставили во главе своей коммунисты и кому поклонялись они? Разве Богу? Нет. А любая самая распрекрасная безбожная идеология обречена на гибель. "Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже". Поэтому возлюбить ближнего как самого себя исключительно по классовому принципу не прошло. Это ОЧЕНЬ сильно урезанная вторая заповедь, а первую как раз коммунисты и возненавидели от всей души. Ну и получили по заслугам. Странно, что приходится напоминать вообще-то базовые знания крещеному человеку, да еще считающему себя православным христианином.
Татьяна 2 августа 2019, 16:45
Не коммунистов надо бояться, тем более, что в коммунистической идее во многом заложены поистине христианские ценности - "человек человеку - друг, товарищ и брат", нестяжательство, общинность. Выращивание "квалифицированных потребителей", "не укради" - не грех, раз не попался, ценность понтов как смысла жизни, секспросвет в сторону ЛГБТ, карающая ювенальная юстиция, когда у нормальной семьи по надуманному поводу могут отобрать детей - вот истинная опасность. Когда под флагом толерантности исподволь ведется пропаганда новых «западных ценностей» с одновременным с тихушным замещением традиционных ценностей – вот это беда для Православия. А мы так и будем обличать "совков".
Светлана Николаева 2 августа 2019, 14:42
Трудиться развивает человека, если он не рабский - вернее не скажешь. Но разве только физически трудящиеся пришли ко Христу? Пастухам Ангел Господень сообщил о рождении Спасителя, но ведь были и волсви, ученые, книжники, которые пошли за таинственной звездой и пришли к Богомладенцу, и принесли ему дары.
Апостол Павел, умеющий делать шатры, все же прежде всего был книжник и его знание Ветхого Завета многих убедило, что Христос и есть долгожданный Мессия. Первый язычник, обращенный ап.Петром - сотник полка Италийского. Ап.Филипп крестил вельможу Кандакии, хранителя сокровищ царицы Ефиопской.
Труд и знание одинаково важны для спасения. И спастись можно в любой должности, если честно трудиться
Светлана Николаева 2 августа 2019, 14:27
Для НН 2 августа 2019, 01:07
Спасение души - сугубо личное дело, Вы считаете? То есть: хочешь - спасай, не хочешь - погибай, тем более, что насильно в рай не тянут?
А как же всем известные слова батюшки Серафима: спаси себя и вокруг тебя тысячи спасутся? Если от личного спасения ОДНОГО человека может зависить спасение ТЫСЯЧ, получается, что личное спасение не такое уж сугубо личное дело спасающегося. Оно гораздо больше даст для спасения всего мира, чем ожесточенные споры на тему "какой общественный строй лучше". Когда человек берется "спасать мир", он скорее всего погубит и себя, и тех, кого вознамерился спасать. И как раз большевики этот постулат блестяще доказали.
Светлана 2 августа 2019, 11:51
Браво, Светлана Николаевна! Спасибо! Именно это только и стоит обсуждать! Вот, простите, не сдержалась.
Наталия 2 августа 2019, 11:46
Я -бухгалтер, и читая Евангелие, я всегда радуюсь, когда дохожу до момента раздачи хлеба и рыбы Христом. После окончания трапезы Христос говорит апостолам, чтоб собрали все оставшиеся куски, дабы ничего не пропало! И все остатки еды нужно посчитать. Это самое настоящее бухгалтерское дело! Все посчитать и обеспечить сохранность. Я всегда думаю, что Христос таким образом научает народ главным основам бухгалтерского учета и даже благословляет такой труд.
Александр 2 августа 2019, 08:33
р.Б. Сергию

Замечательно, что мы сошлись во мнении. Всё, что я хотел сказать, что нерабочие профессии - это не всегда менеджеры, шоу-бизнес и планктон, это ещё и люди интеллектуального (в подлинном смысле слова) труда. Трудно представить общество без сантехников и токарей, но без учителей, учёных и врачей оно тоже не будет функционировать. Эти люди тоже делают мир лучше, пусть и по другому, и не нужно мешать их с менеджерами. p.s. Я работаю преподавателем и переводчиком с английского языка, ещё преподаю историю. Был опыт проведения экскурсий на английском по родному городу. Работаю пять лет и ОООЧЕНЬ люблю свою профессию!!! Надеюсь, вы не отправите меня на костёр, за то, что я не сантехник?
НН 2 августа 2019, 01:07
Иулиания:/Только вчера думала об этом:труд развивает человека./ -На мой взгляд, это вовсе не бесспорное утверждение. А делать надо то, к чему Вас Господь приставил. Зарабатывать на пропитание "в поте лица", а развиваться духовно можно и в другом месте. Далеко не всем удаётся сочетать приятное с полезным, кто-то должен выполнять и нелюбимую работу, ЗА ПОСЛУШАНИЕ. Светлана Николаева, спасение души-сугубо личное дело,чаще всего обсуждается со священником на исповеди или в сокровеных разговорах с близкими людьми.Я понимаю Вячеслава и др, потому что демагогия,оголтелость и попирание принципа историзма-"Это больше,чем преступление:это ошибка".Украинских граблей захотелось или наших"святых 90-х"?
Антоний 1 августа 2019, 23:59
Благодарю тебя, моя Священная Советская Родина, за то, что с школьной скамьи помогла мне овладеть профессией автослесаря, что стало мне важным жизненным уроком и полезным подспорьем в те благие годы, когда для Советского ученого автомобиль был не невиданной роскошью, как ныне для российского, а вполне обычным средством передвижнния! Благодарю за безвозмездно данное тобою качественное образование и возможность честно потрудиться на благо отечественной авиационной науки и высшего образования! Благодарю и обещаю как и ранее до конца дней моих служить со всем усердием и тщательностью Богу, Отчизне, Церкви и ближним.
Виктория 1 августа 2019, 23:49
Я всю жизнь была ленивой и только оставив позади юность познала радость труда. И сейчас, с растущим количеством детей, я рада, что вынуждена постоянно трудиться по дому. А когда (очень редко) выдаётся возможность построчить немного на швейной машинке, то это вообще счастье!
Светлана Николаева 1 августа 2019, 21:51
Как обидно, когда обсуждение статьи на православном сайте сводится к спорам на историко-политические темы. А самые главные вопросы в жизни каждого человека - спасения души, нашего личного спасения - совсем не обсуждаются.
Вячеслав 1 августа 2019, 21:21
Иоанна_ 1 августа 2019, 18:40
"Значит, только те, кто думает так же, как и вы, Вячеслав, знают "настоящую" историю, а
остальные изучают её "по пропагандистским книжечкам"?.."
Мало знать факты, надо их уметь обработать. И отделить правду от лжи. И не верить тому что "ужасает" или "сильно умиляет" сразу. Давайте без лишних возмущений, ваше обобщение натянуто .
" Удивительно, но если раньше, в 90-е гг., коммунисты приходили с Церковь с покаянием, то теперь они идут сюда в полном своём идеологическом облачении, нисколько не смущаясь."
В 90 был мрак и растерянность.
"Вот реальная опасность для нашей Церкви, гораздо большая." Опасность в другом, поверить новой лжи и жить в придуманном мире.
Вячеслав 1 августа 2019, 20:34
Светлана 1 августа 2019, 12:09
"И на начальном этапе становления большевизма, как всегда после революций, мы можем наблюдать это в полной мере."
Вековой порядок на Руси сломали не большевики. Они лишь взяли власть у тех кто сломал этот порядок. Взяли власть у казнакрадов и олигархов, у предателей-генералов, у развратившийся элиты. И потомки этих и духовные последователи до сих пор простить не могут этого.
" О чем можно говорить, если весь строй был построен на крови, особенно Царственных Страстотерпцев - помазанника Божия." Какой строй построен на крови? Вам известно к примеру о карательных экспедициях семеновского полка? Или о Ленском расстреле? Без суда и следствия.
Иоанна_ 1 августа 2019, 18:40
Значит, только те, кто думает так же, как и вы, Вячеслав, знают "настоящую" историю, а остальные изучают её "по пропагандистским книжечкам"?.. Удивительно, но если раньше, в 90-е гг., коммунисты приходили с Церковь с покаянием, то теперь они идут сюда в полном своём идеологическом облачении, нисколько не смущаясь. Вот реальная опасность для нашей Церкви, гораздо большая, чем трансгендеры, и гораздо более актуальная, чем споры о том, кого считать воцерковлённым, а кого нет.
ТаняСем 1 августа 2019, 14:28
Очень актуальная статья-можно сказать "злободневная",т к сколько раз обращала внимание,что во всех чисто рабочих профессиях-(сапожники,ремонтники,мастера,дворники и тд)большинство "южных"рабочих ,а наших ребят практически нет...Дело-то не в нации,просто у нас действительно мега развиты "белые воротнички",а работяги так от случая к случаю,вот и парадокс-ремесло передать некому,хотя я очень уважаю людей,которые действительно берутся за любой труд,а не лежат на диване мечтая,кем бы мне, любимому быть? И та работа не эта,и та не та и незаметно все вокруг виноваты ,что не состоялся в жизни и денег нет...
Иулиания 1 августа 2019, 14:10
Только вчера думала об этом: труд развивает человека. То есть, трудовая деятельность подразумевает РАЗВИТИЕ. А если каждый день одно и то же, ненавистные бумажки и прочая рутина, от которой деградируешь морально? Да и физически. Сидячая работа омертвляет. Какую интересную работу сегодня может предложить рынок женщине? Если посмотреть кругом - один скучный мрак. Что делать?
Руслан, Украина 1 августа 2019, 13:21
Ирина, друг с завода ушёл оттуда и собирается получить хоть какую-то вышку. Работа тяжёлая, платят мало, условия плохие, зарплату бывает задерживают, нынешние молодые девушки воротят носы от бедных рабочих. Неудивительно почему никто не хочет работать руками. С таким-то отношением.
Светлана 1 августа 2019, 12:09
В человеческой истории не было рая и идеального режима не могло быть. Все эти утопии, всегда приводили к кровавым жертвам. Одного Кампанеллы достаточно почитать, чтоб вздрогнуть. И на начальном этапе становления большевизма, как всегда после революций, мы можем наблюдать это в полной мере. О чем можно говорить, если весь строй был построен на крови, особенно Царственных Страстотерпцев - помазанника Божия. Но если говорить о старшем поколении, привыкших к труду, к тому, что надо работать на благо общества, это, да - удивительные люди. Низкий поклон им! Сколько в них милосердия! Так и статья про то, чтобы мы не забывали о труде, уходили от общества потребления.
Светлана 1 августа 2019, 11:49
Вячеслав, мир Вам! Я не принадлежу ни к какой партии вообще. Историю учила 5 лет, не по пропагандистским книжкам, как вы тут изволите выражаться,и уж, тем более, не в википедии. 16 год, продразверстка, говорите. Ну, ну. Вы ещё сравните тюрьмы при царской России и при сталинском режиме. Нет, право, диспут этот бесполезен, раз у вас большевики в ореоле святости. Каждый выбирает с кем ему быть.
р.Б. Сергий 1 августа 2019, 08:57
Уважаемый Александр (31 июля 2019 г,07:47),Вы,вероятно не очень внимательно читали мой пост,который Вы прокомментировали.Иначе бы обратили внимание на слова,относящиеся к людям "нерабочих" специальностей :" Их работа,зачастую,нужна. Но не должна заслонять собою человека,чьим трудом создаются материальные ценности" Сожалею,что не сумел правильно высказать свою мысль,введя тем самым Вас (а может быть и не только Вас) в смущение.Никого не хотел обидеть своими строчками (возможно неправильными) о приоритетности профессий.
Татьяна 1 августа 2019, 08:35
Соглашусь с Вячеславом - может действительно хватит уже пинать Советский Союз. При всем негативе и перегибах, свойственных тому периоду истории нашей страны почему-то игнорируются успехи. Хотя бы в том,что человек труда заслуженно восхвалялся - в книгах, фильмах, телепередачах. Помните: "У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?" А что можно увидеть в нынешних сериалах-телепередачах? Чему-кому подражать нашим детям и внукам? И разве в дореволюционные годы не умирали от голода? Я имею в виду крестьянство и рабочий люд. А как быть с постсоветской политикой о "не вписавшихся в рынок"? Разве по-христиански, когда по сути стало "человек человеку - волк?"
Александр О. 31 июля 2019, 21:41
К сожалению в нашей стране миллионы людей работают зачастую тяжелым физическим трудом, в поте лица и при этом получают мизерную зарплату, сродни рабской. Какое уж тут развитие...
Вячеслав31 июля 2019, 20:19
Светлана31 июля 2019, 16:10
Давайте историю учить не по пропагандистским книжечкам.Давайте быть рассудительными. К примеру: вам известно, что продразвертку хотели ввестиещё в 16 ? Да,при царе. Но не ввели, не сумели организоваться. Голодоморы говорите. А статистику голодоморов конца 19 посмотрите, удивитесь. А засухи не было в 20-30 совсем? А индустриализация не требовала рабочих рук? А за счёт чего Россия 5 лет воевала? Откуда хлеб брала? Мои любимые большевички уничтожили ростоввщика на деревне, а не крепкого хозяина. а ещё самолеты делали, станки, медицину бесплатную и образование. Чего ваши любимые демократики с 90 успешно уничтожают. Читаем не только этих, которых в 90-х начали печатать
Светлана31 июля 2019, 16:10
Вячеслав, это уж чересчур. Большевики? 1918 - 1920-е продразверстка. Результат: голодоморы 20-30-х. Это кстати, на тему, что это не русские украинцам устроили, а это была гос.политика военного коммунизма на территории всего СССР! Раскулачивание - уничтожение крепких крестьянских хозяйств. Отток населения из сёл в города, тоже не просто. При Хрущеве налог на сады-огороды, скот. Тут читала книгу Стоянова, так он вспоминает, как выли недоенные запертые коровы, отобранные у крестьян (Одесса), а те, "хвалили" вождя. Палочки/трудодни, отсутствие паспортов. Да, ваши любимые большевики сделали всё, чтобы крестьянство, хозяйское отношение к земле погибло на корню. А 90-е, пуще 00-е закончили.
Ирина31 июля 2019, 09:31
Очень своевременная и важная статья. Не секрет, что в России родители озабочены получением для отпрысков,любого диплома, зачастую в виде бумажки. А то, что нужно дать профессию, даже в голову не приходит. И рабочие люди не встречают к себе уважения почти нигде- так, неудачники. Кстати, в Европе,уж, на что не люблю ничего западного, совсем не так.
Вячеслав31 июля 2019, 08:21
Статья хорошая... Но! (вот прямо так, с восклицательным знаком, мы за истину или за нынешние политические воззрения стоим) Не пора ли избавиться от "демонов большевизма"? Хватит пинать нашу историю. Большевики трудились, создали мировую державу и ставили труд во "главу угла". Не уничтожали двужильного рукастого крестьянина, а открывали множество курсов, кружков, где учили всему: судомодельный,авиамодельный,радио,вождения и т.д. Было бы желание. Другое дело, что я за восемь часов работы при нынешнем разделении труда сделаю больше чем крестьянская дореволюционная семья за сутки. И это тоже сделали большевики.
Александр31 июля 2019, 07:47
Уважаемый р.Б. Сергий! Не забывайте, что среди людей нерабочих специальностей есть не только офисный планктон, бесконечные менеджеры и "звёзды" шоу-бизнеса, но также врачи, преподаватели, действительно талантливые писатели, хужожники, певцы, хорошие качественные юристы, переводчики, учёные (настоящие, не мнимые, чьи разработки идут людям на пользу). Да даже парикмахеры. Их исчезновение будет, быть может, менее заметным, чем людей рабочих специальностей, но всё равно рано или поздно "всплывёт" снижением общего уровня образованности населения. То, что нефизическая работа - не работа вообще, это - советский стереотип, к христианству мало относящийся. Извините.
Светлана Николаева30 июля 2019, 21:21
Не бухгалтерам возвестили Ангелы о Рождестве Христовом, однако, и мытари были среди спасающихся. Так что и для современных "мытарей" есть возможность спасения, лишь бы вера была. А труд, любой, умственный или физический, может быть либо во Славу Божию и на пользу ближним, либо прежде всего ради обогащения себя, любимого. Вектор направленности трудов человека определяет во спасение его труды или на гибель. А что в руках - гаечный ключ или же компьютерная мышка - не суть важно, потому что на сердце зрит Господь, а не на инструмент в руках трудящегося.
евгений30 июля 2019, 14:00
Полезная статья. Спасибо,отец Андрей+++++++++++++
Николай30 июля 2019, 12:34
"Кто не учит сына ремеслу - тот учит его воровству" (древнееврейская пословица)
р.Б. Сергий30 июля 2019, 11:35
Спасибо,о.Андрей .Очень актуально, в наш век,засилья "офисного планктона".И их работа,зачастую, нужна.Но не должна заслонять собой человека,чьим трудом создаются материальные ценности.Рискну предположить:если исчезнут часть того-же "офисного планктона","звезд" шоу-бизнеса и т.п.-особо никто и не заметит.Но,если исчезнут люди,выращивающие хлеб,добывающие полезные ископаемые,строящие дома, производящие и подающие в эти дома тепло,свет и воду- то, это заметят все.
Анастасия У.30 июля 2019, 10:59
Недавно была в гостях у родителей подруги, которые из деревни. Как у них дома и во дворе все красиво. Руками дедушки сделана беседка с разной резьбой, бабушкой в доме вышиты салфетки и картины. Молчу про огород, где полно всякой вкуснятины. Они все время чем то заняты, хотя пенсионеры . Просто не привыкли сидеть сложа руки. Таких людей с такой закалкой и выносливостью все меньше...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×