Если бы у Адама был документ, подобный паспорту, в графе «семейное положение» было бы написано «женат», в графе «место прописки» стояло бы слово «Рай», а в графе «род занятий» мы смогли бы прочесть слово «садовник». Это первая профессия первого человека. Бог не создавал лентяя, обреченного на сплошные удовольствия, но создал труженика, который после грехопадения «в поте лица», а до грехопадения, возможно, без всякого пота, должен был трудиться с самого начала. И это яркая черта сущности человека – необходимость трудиться.
Бог не создавал лентяя, обреченного на сплошные удовольствия, но создал труженика
Трудиться не только для того, чтобы пропитаться и согреться. Как раз до грехопадения воздушные перемены ничем не угрожали Адаму, а природа без особых усилий с его стороны давала растительную пищу. Трудиться, чтобы быть человеком, то есть существом полезно занятым и ответственным. Адаму предстояло вступить в диалог с природой посредством ее возделывания.
С тех пор с точки зрения сущностных требований к человеку ничего не изменилось. Человек обязан трудиться. Только теперь уже не в видах чистого наслаждения деятельностью, но и для покаяния. Отсюда уже помянутый пот и хоть не помянутые, но неизбежные мозоли.
Первую профессию мы назвали. Это садовник. Именно садовник, а не землепашец. То есть не тот, кто сеет семя в разрытую ниву, а тот, кто живет среди цветов и фруктового сада. Какая вторая? Исторически это антагонистическая пара из скотоводства и землепашества. Антагонистическая не только потому, что пахарь (Каин) пастуха (Авеля) убил. А также потому, что в последующей истории человечества пахари создавали оседлую цивилизацию, а скотоводы – подвижную, кочующую. И они часто жестоко сталкивались в противостоянии. Наш конфликт Орды и Руси – это отечественный пример столкновения пастухов с землепашцами. И, словно в отместку за кровь Авеля, кочующие народы были всегда страшны более цивилизованным и оседлым земледельцам.
Но все же святость – на стороне первых.
Пастухом до избрания на царство был Давид. Пастырем называет Себя Господь Иисус Христос. Пастухам (а не бухгалтерам или военачальникам) в ночь Рождества ангелы возвестили о Рождении Мессии. Пастухи видели в столпе огненном Божию Матерь на горе Почаевской. Пастухи нашли в лесу Жировицкую икону Богородицы. И эти, уже христианские, примеры можно множить и множить. Отметим для себя этот род деятельности, странным образом связанный с пророческим служением и откровением тайн Божиих.
Своим мнимым родителем на земле, в глазах людей – отцом и воспитателем, Иисус Христос имел Иосифа, по профессии – плотника. Это же ремесло унаследовал Сам. Отцы всюду и всегда имели обязанность научить ребенка какому-либо ремеслу. И легче всего, удобнее всего было передать навыки своего собственного занятия. Итак, Христос был плотником. Его руки держали пилу, стамеску, топор, рубанок. Его плечи и спина знали, что такое нытье наутро после тяжелой работы вчера. До Креста его плечи болели от работы, а руки носили мозоли прежде, чем были пробиты гвоздями.
«Плотник, сын пастуха» – так звучит имя Господа в переводе на язык земных занятий
«Христос, сын Давидов» – так говорят об Иисусе, имея в виду, что в Нем исполняются мессианские пророчества. «Плотник, сын пастуха» – так звучит имя Господа в переводе на язык земных занятий. Этого достаточно, чтобы все плотники чуть приосанились, а все пастухи почувствовали свою историческую значимость.
Да, возлюбленные. Мы приучены думать, что государственные менеджеры высокого звена, банкиры, подиумные красавицы, актеры и олимпийские чемпионы достойны всеобщего внимания. Что это они – творцы истории и ее главные действующие лица. Но вот мы называем с вами имена садовника, пастуха и плотника, и – чудо! – вписанные в контекст Божественных событий, эти профессии предстают в новом свете и обретают неожиданную красоту. Добавим к этому списку Павла. Он был делателем палаток (совершенно необходимой вещи для всякого кочевого семейства). Наличие ремесла у этого апостола было данью раввинистическим традициям, согласно которым знаток Писаний обязан зарабатывать не словами Торы, а руками. «Не делай, – говорили они, – из слов Торы ни золотого венца (повода для гордости), ни лопаты (средства к заработку)». То есть – хочешь иметь духовную мудрость и знание? Приобрети также и профессию.
Можно ли забыть, что Петр, приходящий на память сразу вместе с Павлом, тоже был работником физического труда? Его руки тянули сети и гребли веслами. Праздник апостолов Петра и Павла, с точки зрения их бытовых занятий, есть праздник «Рыбака и Швеца». Чем не повод иными глазами взглянуть на тех, кто сидит за швейной машинкой или глядит на поплавок?
Все они, эти святые пастухи и рыбаки, садовники и плотники, вовсе не были несчастны оттого, что не жили на банковский процент, не брали кредиты, не ставили подписи на важных бумагах. В том, что они буквально потели среди трудов, то есть ели хлеб в том самом поте лица, было не наказание, а благословение. Наказание как раз таится во всяком роде занятий, которые обеспечивают человеку гарантированный хлеб с маслом без всякого потовыделения. «Ключ от счастья не золотой, а гаечный», – говаривал Генри Форд. Думается, что и те чудные Двери, которые открывает Петр полученными от Господа ключами, удобнее открываются перед тружениками гаечного ключа, а не вечными искателями золотого.
Труд развивает человека, если он не рабский
В труде есть радость, неведомая лентяю и непонятная капиталисту с его конвейерами и прибавочной стоимостью. Труд развивает человека, если он не рабский. И обычный крестьянин, умеющий коня запрячь, корову подоить, нивку вспахать и избу срубить, – это гениальное существо. Это почти исчезнувший тип двужильного хозяина и хитроватого мудреца, который с такой яростью и последовательностью уничтожал демон большевизма. Равно и хорошая хозяйка, не имеющая отдыха среди домашних забот, – это в одном лице и швея, и дизайнер интерьера, и прачка, и повар, и семейный психолог, и детский парикмахер. Список далеко, кстати, не полный.
Надо трудиться. Даже если ты богат и не имеешь нужды. И тогда, как дореволюционный фабрикант Абрикосов, хотя бы раз в неделю можно становиться рядом с рабочими в цеху и весь день от звонка до звонка отрабатывать рядом с ними.
Потому что трудиться нужно всем.
Потому что в труде есть благословение и радость.
Потому что ленивых Бог не любит, и благодать лентяю не дастся.
Потому что нам сегодня этого простого знания очень не хватает.
«Я знаю о легком способе доставать воду из колодца, – говорил один китайский мудрец. – Но мой тяжелый способ тоже хорош. Потому что вслед за нетрудностью следует леность. А вслед за леностью – все пороки» (См. Бибихин В. Мир).
человека. У неверия, безбожия — сознание пустоты в центре мира, пустоты, пока не занятой;" и далее приводит финальные кощунственные строчки из поэмы Облака в штанах (копировать их сюда разумеется не буду). Гойя же творил свои ужастики с монстрами в период разгула инквизиции, сравните их с иконами Андрея Рублева периода разгула моноло-татар.
Я любила с ней разговаривать. Мысли её, преобразованные в фразы, были коротки и мудры. Однажды она мне сказала:" Мыть туалеты никто не любит и не хочет, но если б люди знали, что ЭТА работа в глазах Бога гораздо ценнее всех других работ вместе взятых и очищает душу, то...в очередь бы выстраивались, чтоб отдраить эти ка....шки." Вот так бывает...
Уважаемая Катерина, я ведь о том, что больше надо уделять внимание сегодняшним вызовам христианским ценностям,а не клеймить только лишь советское прошлое. Мы в своем пылу обличать советский период не увидим, что беда в виде всей этой толерастии и ювенальщины вовсю начнет бушевать и у нас. Нельзя уже сейчас это недооценивать. Я лишь за то, чтобы из прошлого несомненно извлекались уроки, чтобы не допустить подобное, но и все положительное тоже находило объективную оценку. Просто как бы потом поздно не стало спасать наших детей и внуков от сомнит. "ценностей", пока мы с таким усердием боремся с советским прошлым. "Не замечать" угрозы скоро уже не получится.
Насильно никого не спасёшь. Можно подавать пример окружающим - и только, а следовать или нет вашему примеру - каждый решит только сам.
Тут ключевое - пример окружающим. Сами будем соблюдать все Христовы заповеди - вот и пример для окружающих. Дорога к Богу у каждого своя. По времени, по обстоятельствам. Господь ведь никому двери не закрывает.
Так и я вроде о том же - что насильно никого спасти нельзя. И что споры о политическом строе - какой лучше, какой хуже - никак не относятся к теме личного спасения. Поэтому и странно видеть подобные диспуты на православном сайте. А что касается "спаси себя и вокруг тебя тысячи спасутся"...Могут сказать, что поверила в возможность достигнуть святости, когда увидела отца Николая Гурьянова (о.Залит). Это была такая любовь, такой свет Божественный, озарявший лик совершенно реального, живого человека...Когда удается увидеть, просто увидеть человека, достигшего столь высокой меры Любви, вот тогда сразу поймешь и поверишь, что с Богом самое невозможное - возможно.
Апостол Павел, умеющий делать шатры, все же прежде всего был книжник и его знание Ветхого Завета многих убедило, что Христос и есть долгожданный Мессия. Первый язычник, обращенный ап.Петром - сотник полка Италийского. Ап.Филипп крестил вельможу Кандакии, хранителя сокровищ царицы Ефиопской.
Труд и знание одинаково важны для спасения. И спастись можно в любой должности, если честно трудиться
Спасение души - сугубо личное дело, Вы считаете? То есть: хочешь - спасай, не хочешь - погибай, тем более, что насильно в рай не тянут?
А как же всем известные слова батюшки Серафима: спаси себя и вокруг тебя тысячи спасутся? Если от личного спасения ОДНОГО человека может зависить спасение ТЫСЯЧ, получается, что личное спасение не такое уж сугубо личное дело спасающегося. Оно гораздо больше даст для спасения всего мира, чем ожесточенные споры на тему "какой общественный строй лучше". Когда человек берется "спасать мир", он скорее всего погубит и себя, и тех, кого вознамерился спасать. И как раз большевики этот постулат блестяще доказали.
Замечательно, что мы сошлись во мнении. Всё, что я хотел сказать, что нерабочие профессии - это не всегда менеджеры, шоу-бизнес и планктон, это ещё и люди интеллектуального (в подлинном смысле слова) труда. Трудно представить общество без сантехников и токарей, но без учителей, учёных и врачей оно тоже не будет функционировать. Эти люди тоже делают мир лучше, пусть и по другому, и не нужно мешать их с менеджерами. p.s. Я работаю преподавателем и переводчиком с английского языка, ещё преподаю историю. Был опыт проведения экскурсий на английском по родному городу. Работаю пять лет и ОООЧЕНЬ люблю свою профессию!!! Надеюсь, вы не отправите меня на костёр, за то, что я не сантехник?
"Значит, только те, кто думает так же, как и вы, Вячеслав, знают "настоящую" историю, а
остальные изучают её "по пропагандистским книжечкам"?.."
Мало знать факты, надо их уметь обработать. И отделить правду от лжи. И не верить тому что "ужасает" или "сильно умиляет" сразу. Давайте без лишних возмущений, ваше обобщение натянуто .
" Удивительно, но если раньше, в 90-е гг., коммунисты приходили с Церковь с покаянием, то теперь они идут сюда в полном своём идеологическом облачении, нисколько не смущаясь."
В 90 был мрак и растерянность.
"Вот реальная опасность для нашей Церкви, гораздо большая." Опасность в другом, поверить новой лжи и жить в придуманном мире.
"И на начальном этапе становления большевизма, как всегда после революций, мы можем наблюдать это в полной мере."
Вековой порядок на Руси сломали не большевики. Они лишь взяли власть у тех кто сломал этот порядок. Взяли власть у казнакрадов и олигархов, у предателей-генералов, у развратившийся элиты. И потомки этих и духовные последователи до сих пор простить не могут этого.
" О чем можно говорить, если весь строй был построен на крови, особенно Царственных Страстотерпцев - помазанника Божия." Какой строй построен на крови? Вам известно к примеру о карательных экспедициях семеновского полка? Или о Ленском расстреле? Без суда и следствия.
Давайте историю учить не по пропагандистским книжечкам.Давайте быть рассудительными. К примеру: вам известно, что продразвертку хотели ввестиещё в 16 ? Да,при царе. Но не ввели, не сумели организоваться. Голодоморы говорите. А статистику голодоморов конца 19 посмотрите, удивитесь. А засухи не было в 20-30 совсем? А индустриализация не требовала рабочих рук? А за счёт чего Россия 5 лет воевала? Откуда хлеб брала? Мои любимые большевички уничтожили ростоввщика на деревне, а не крепкого хозяина. а ещё самолеты делали, станки, медицину бесплатную и образование. Чего ваши любимые демократики с 90 успешно уничтожают. Читаем не только этих, которых в 90-х начали печатать