В связи с ситуацией, которая сложилась в селе Шандровец Турковского района Львовской области с захватом православного храма раскольниками, вспомнился эпизод 2014 года, когда одна из девушек Донецка, приехавшая в Киев из зоны боевых действий, удивлялась: «Как вы можете устраивать шоу-концерты на Майдане, когда на востоке Украины гибнут люди?!» Схожая ситуация сегодня в украинском политикуме: сплошные торжества по поводу победы на выборах в Верховну Раду, и ни слова о повсеместном беспределе раскольников ПЦУ вкупе с чиновниками на местах – с захватами храмов и реальным гонением, с побоями, преследованиями и травлей православных христиан канонической Украинской Православной Церкви, её духовенства, паствы и даже детей.
В пресс-службу Киевской митрополии УПЦ дозвонились верующие этого села с просьбой защитить протоиерея Илью Уруского, настоятеля их старинного храма Архистратига Божьего Михаила, в котором он прослужил 12 лет. Они рассказали, как в январе этого года он был изгнан из дома на мороз, как оголтелая толпа из бойцов «Правого сектора» и местных «активистов» издевалась над батюшкой и прихожанами, как срезали замки с храма и захватили его. Священнику, оставшемуся без крыши над головой, пришлось ехать за сто километров в Дрогобычский район, в село Улично, где остался дом от покойных родителей. Раз в неделю и под праздники он гоняет свою легковушку обратно в Шандровец, чтобы совершать богослужение в одном из домов своих прихожан. Благо из храма удалось забрать антиминс, без которого невозможно совершать таинство Евхаристии.
Захваченный храм Архистратига Божьего Михаила в с. Шандровец Львовской области
Так, скрываясь, как в первые века христианства или в эпоху безбожных гонений прошлого века, о. Илия с верными прихожанами тайно собираются по различным домам, чтоб не попасть под расправу раскольников и их покровителей, не брезгующих никакими средствами, дабы замарать доброе имя священника. Так, в ночь захвата его дома рейдеры пьянствовали всю ночь, а потом один из них выставил в соцсетях фотографию пустых бутылок из-под спиртного, подписав фото циничной лживой репликой: мол, вот как «причащается» священник Московского Патриархата.
Скрываясь, как в первые века христианства, о. Илия с верными прихожанами тайно собираются по домам
Но и на этом гонители не успокоились. Кто-то из их числа «доброжелателей» сообщил в сельсовет села Улично, куда вернулся для жительства о. Илия, будто бы тот собрался открывать в родном селе новый «москальский» приход. На самом деле о. Илия в одном из помещений родительского хозяйства оборудовал молитвенную комнату, где в одиночестве совершал службы, читал псалтирь и акафисты. Администрация сельсовета стала требовать, чтобы священник немедленно покинул село, иначе к нему будут «применены соответствующие меры». О «соответствующих мерах» о. Илия знал не только на практике, но и из сообщений, то и дело приходящих из разных приходов Западной Украины и других регионов, где бесчинствуют приверженцы ПЦУ, а ранее – УПЦ-КП Филарета, боевики «Правого сектора» и других ультра-националистических группировок, при покровительстве местных чиновников и при полном бездействии органов полиции.
Педагог Галина Петровна Козанчин много лет работает в Шандровецкой средней школе, преподает физику, пользуется неукоснительным авторитетом. При этом является многолетней прихожанкой родного Свято-Михайловского храма, в числе первых стала на защиту настоятеля о. Илии. Ненависть противников канонической Церкви выразилась в том, что директору школы была подана петиция раскольников, среди которых и некоторые сотрудники школы, с требованием уволить преподавателя физики Г.П.Козанчин «за антиукраїнські політичні погляди і приналежність до російської антидержавної Церкви». Директор школы отказалась рассматривать сфабрикованную депешу, назвав ее требования противоречащими закону и Конституции Украины.
Попутно заметим, что религиозные права на Украине не просто нарушаются – в различных местах страны царит настоящий геноцид по отношению к законной, исторической и канонической Православной Церкви и её верующим. И события в селе Шандровец – одна из многочисленных иллюстраций этого узаконенного беззакония.
Последний всплеск антиправославных кампаний, как известно, был инициирован экс-президентом страны Петром Порошенко и парламентским корпусом ультранационалистического большинства парламента, где на протяжении пяти последних лет культивировалась антироссийская истерия, выдвигались «законы» об упразднении Украинской Православной Церкви как таковой.
Несмотря на то, что порошенко-варфоломеевский «томосный» проект с созданием ПЦУ потерпел фиаско, волна антицерковной ненависти продолжает катиться по городам и весям Украины, где «добросовестные» чиновники на местах продолжают бои с православными приходами УПЦ, а в сознание людей по-прежнему вколачиваются политические штампы о «москальской Церкви». Михайловская община УПЦ с. Шандровец, а это более 100 человек, несет тяжелый крест гонений.
Вот что поведала нам Галина Петровна Козанчин о ситуации с захватом храма:
– Я здесь родилась, здесь живу, здесь работаю в школе преподавателем. С этой церковью связана жизнь нашего села и моей семьи. В церковь меня маленькой водила бабушка. И церковь всегда была действующей, открытой, никто ее не закрывал. В соседних селах закрывали храмы, а у нас нет, у нас служил такой старенький священник отец Александр, он был монах. И у нас не было никогда никаких противостояний на религиозной почве. И если бы мне кто-то сказал, что случится то, что произошло 13 января этого года, я бы никогда не поверила. Наш уважаемый в селе батюшка Илия верой и правдой служил 12 лет, и то, что его будут зимой выгонять из дома на мороз, – представить этого не могла. Но это случилось. И это сделали люди, которые до этого ему руку целовали, за которых он молился. Он крестил детей, венчал, отпевал умерших. А эти люди особо в храме не бывали, их больше интересовали вопросы – сколько денег получает священник, куда они идут. Мы собирали по 10 гривен на зарплату батюшке, а эти люди никогда не давали. Но вот когда начались политические потрясения в стране, они все в один голос заговорили – мол, Церковь наша «москальская», деньги уходят на вооружение сепаратистов и т.д.
Наш отец Илия молился и молится о мире, молится о нем на каждой службе, о нашей стране, о властях и воинстве, но разве они слышат эти молитвы?! Они думали об одном: как захватить храм, как изгнать из него нашего батюшку Илию… И, вот, в воскресенье 13 января с.г. они провели собрание сельсовета по инициативе председателя Попиля Дмитра. На собрание прибыл заместитель главы районной администрации Юрий Лило. Сколько там было людей – мы не знаем. Говорят, что проголосовали единогласно о передаче нашего храма раскольникам «ПЦУ». Но ведь ни батюшку Илию и никого из нашей многочисленной общины на собрание не пригласили! Они потом говорили, что проголосовало 520 человек, но эту цифру они явно придумали, так как показать нам протокол отказались. Главным аргументом их претензий явился якобы русский язык, на котором у нас проходят богослужения. У этих людей нет ни малейшего понятия о церковно-славянском языке, на котором наша Церковь уже молится тысячу лет, и в Украине, и в Беларуси, и в Молдове, в России, Сербии, Чехии, и по всему миру. Эти люди вообще далеки от Церкви, они не верят в Бога, и движут ими не христианские чувства, а ненависть и агрессия.
Эти люди далеки от Церкви, они не верят в Бога, и движут ими не христианские чувства, а ненависть и агрессия
Через два дня в село приехал заместитель главы Турковской райадминистрации со своими «титушками» и провел новое собрание. После собрания разъяренная толпа, где-то около 100 человек, пошла к дому священника, который находится рядом с храмом, выломала монтировкой двери, ворвалась, выволокла на мороз раздетого батюшку Илию, не разрешив взять даже теплые вещи… Все это происходило на глазах полиции, которая пальцем не пошевелила, чтобы прекратить беззаконие. После были срезаны замки и в храме…
Настоятель гонимой Михайловской православной общины УПЦ протоиерей Илия Уруский с паствой после богослужения в одном из домов села Шандровец
Православная община обратилась в прокуратуру, было подано около 10 заявлений в правовые и административные органы, но по сей день нет никакой реакции. Верующие по-прежнему молятся в частных домах, помощи ждать неоткуда. Люди устали, но духом не падают, зная, что с ними Господь.
По мнению правозащитницы, юриста правовой группы «Доминанта» Леси Александриди, занимающейся изучением религиозной ситуации в селе Шандровец, как и в целом по региону, пренебрегается конституционный принцип верховенства права:
«Должностные лица государственной власти и местного самоуправления при поддержке представителей радикального формирования ‟Правый сектор”, при полном бездействии правоохранительных органов организовали и осуществили ряд противозаконных действий, направленных на прекращение гражданской правоспособности религиозной общины УПЦ, как юридического лица, завладели ее имуществом, способствовали разжиганию религиозной вражды и ненависти, унижению чувств верующих УПЦ в связи с их религиозными убеждениями».
Деятельность участников рейдерской компании по захвату храма и дома священника подпадает под ряд статей Уголовного Кодекса Украины. В подготовленном в высшие правовые инстанции аналитико-юридическом заключении Леся Александриди констатирует:
«Легитимированное властью под предлогом национальных интересов насилие, направленное на ограничение прав и полную ликвидацию отдельной религиозной общины, приобрело признаки идеологического террора, как со стороны представителей государственных органов, так и отдельного сегмента местного населения, позиционирующего себя сторонниками ‟правильной, национально ориентированной” религиозной структуры».
Действительно, на фоне тотального произвола раскольников и их покровителей в лице чиновников и политиков разного уровня несколько неуклюже выглядел призыв нового Президента Украины Владимира Зеленского 28 июля с.г., в день 1031-й годовщины Крещения Руси, к межконфессиональному диалогу, «чтобы вера объединяла, а не разделяла украинцев».
Откликаясь на этот доброжелательный призыв нового украинского лидера, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) справедливо заметил:
«Это важные и необходимые слова, поскольку вот уже несколько лет религиозная сфера Украины пребывает в состоянии огромной турбулентности. …Если прекратится попрание прав нашей паствы, если будет положен конец рейдерству, если нашей Церкви возвратят все захваченные у нее храмы, предпосылки для осуществления диалога обязательно появятся. Если же этого не произойдет, то любые хорошие слова о примирении так и останутся, к сожалению, всего лишь словами. Ведь, как сказал преподобный Нил Синайский, ‟никогда волк не беседовал дружески с овцою, а также немилосердый и ненасытный помысл не может быть в приязни с доброжелательством”».
>>Из РФ перечислить деньги на карту Приватбанка практически невозможно. Во всяком случае я таких >>способов не знаю.((
Онлайн перевод с карты на карту, выпущенную в Украине (в т.ч. Привата), проходит без проблем.