Франсуа Мориак о Законе Божием

Франсуа Мориак Франсуа Мориак

У Франсуа Мориака есть маленькая книжечка «Во что я верю». Нобелевский лауреат на склоне лет – в свои 77 – написал и посвятил ее двум своим внукам, когда им исполнится по 16 лет.

В ней автор простым языком (насколько может быть простым язык профессионального писателя) говорит о христианской вере, которую исповедовал с детства и от которой не отрекся до конца дней.

А Франция, друзья-товарищи, это такая страна, в которой вокруг имени Христова много столетий подряд постоянно трещат и ломаются копья жаркой полемики. Крайние индивидуалисты, анархисты, троцкисты и социалисты, агностики и скептики, гуманисты с одной стороны и непременно присутствующие в интеллектуальной жизни Франции писатели-христиане – с другой воздвигают целые мысленные баррикады, из-за которых ведут плотный огонь по противнику. Иногда сходятся в рукопашной. Темы сражений вековечны: есть ли Бог? если Он есть, то что значит свобода человека? Христос – Господь или просто учитель? в чем причина людских несчастий?

Мориак всегда осознавал себя человеком, ведущим войну. Менее всего это был тот случай, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает». Макать перо – и в сердце тоже, а не только в чернильницу; выводить на чистую воду духовного шулера; возвысить голос за оскорбляемого вновь и вновь распинаемого Иисуса – это и есть невидимая брань христианского писателя.

В упомянутой книжице он пишет своим внукам о том, как нужна и как трудно дается телесная чистота (глава «Необходимость чистоты»). Не скрывает того, что люди, соединенные одной верой в жизни, почему-то совершенно не способны явить братскую любовь (глава «Братья-враги»). Описывает человеческую жизнь как страшное приключение, подобное приключениям Мальчика-с-пальчик, то убегающего от людоеда, то теряющегося в лесу (глава «Мальчик-с-пальчик). Отдельную главу посвящает сатане и особым почтительным поклоном благодарит Паскаля. Все это вы найдете и прочтете сами, если Бог даст и вам это интересно будет. Как пример актуальности поднятых в книге тем я хотел бы привести несколько мыслей автора, касающихся религиозного воспитания детей.

Франция – страна с некогда огромными колониями в арабском мире. Своеобразная месть за колониальное прошлое – это тот непривычный избыток африканского и арабского населения на улицах французских городов, который шокирует каждого неподготовленного зрителя. И не только белый цвет кожи растворяется в доминантных темных тонах. Дело имеет отношение и к вере.

Россия в данном вопросе весьма похожа на Францию. У нас много своих мусульман, которые ни откуда не приехали, но родились в России. Они наши сограждане. У них своя вера и свое отношение к Богу, если, конечно, они Его сознательно исповедуют. Назвать их чужими мы не вправе, смотреть как на врагов – тем более. Они тоже не знают, что Иисус есть Христос, но верят в то, что над всеми есть Бог, управляющий миром. Я лично не дерзну сказать, что мусульмане знают Бога как Отца, поскольку это сыновство даруется только Сыном, то есть Христом. Тот, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, тот и Бога чтит как Творца, но не Отца.

Любой чернокожий житель Парижа или Лиона может быть вполне чужд Франции Жанны Д’Арк, Франции Паскаля или святой Женевьевы. Он не чувствует с ними родства, не знает их, да и не хочет знать. Но он вполне лоялен французскому флагу и законам Пятой Республики. Аналогии с Россией провести несложно. Как масло и вода, не смешиваясь, внутри одного политического сосуда сосуществуют две культуры (вообще-то их больше), два мировоззрения и тайно борются, как Фарес и Зара во чреве Фамари (см.: Быт. 38: 27–30).

Мориак пишет:

«В Африке ислам легко одерживает победу над христианством, так как его познание единого Бога и вытекающий из него закон показывает неотесанным умам Бога, не навязывая при этом богословия».

Вот мысль, достойная внимания! Верить по-мусульмански гораздо легче. Если бы мы выбирали себе веру по вкусу, по доступности понимания, все так бы и было. Есть Единый, Который свят, вечен, все знает и все может. О Нем нужно помнить и повергаться перед Ним ниц как можно чаще. Больше, кроме прописанных правил быта и этикета, кажется, ничего и не нужно.

И тут христианская сложность! Она сразу, с Пасхального зачала, с пролога Евангелия от Иоанна погружает нас в невыразимое.

Христианство сложно! Оно сразу, с Пасхального зачала, с пролога Евангелия от Иоанна погружает нас в невыразимое

Есть Слово, Оно – у Бога и Оно – Бог. Потом такие же тайны прозвучат о Духе, об ином Утешителе. 3=1, как говорит Василий Великий. И христианство окружает нас богословием сразу, оно требует богословия, а это, боюсь, как музыкальный слух: не всем дано. Наш Крест, который нужно нести, – это не только житейские тяжести. Это еще и исповедание непостижимых Тайн: Троичность Лиц в Божестве, Девство и Материнство Марии, две природы во Христе и проч. Это – крест для ума.

Мориак продолжает:

«Я всегда придерживался мнения, что распространение Евангелия тормозится уже в своем исходном пункте… из-за того, что даже самый краткий катехизис требует от ребенка знакомства с такими понятиями, постигнуть которые он не способен».

Действительно, трудно до изнеможения говорить с детьми (да и со взрослыми) языком Паламы, Григория Нисского или Василия Великого. Ведь не зря же святоотеческую высоту не взяли очень многие. Вокруг Каппадокийской вершины лежат Арий, Македоний, Саввелий, Аполлинарий и прочие еретики, не сумевшие перемолоть зерно Нового Завета. Одни были злонамеренны и нераскаянны. Допускаю. Другим не хватило смирения. Но были и те, кто сломался под тяжестью груза, который был не по силам. А мы сегодня легко заучиваем огненные слова, рождавшиеся Церковью в муках. И можно заучить на память православные формулировки. Нужно заучить, но можно ли быть уверенным, что эти кровью и потом давшиеся Церкви откровения усвоятся адекватно? Можно ли без озарения от Духа понять то, что Дух внушил отцам? И способен ли к духовному озарению юный, неокрепший ум? Вопросы очень тяжелы и справедливы.

Автор пишет далее, что ребенок до времени не способен постичь ряд понятий, требуемых катехизисом. Далее он пишет:

«Большинство не постигнет их в течение всей своей жизни, также не постигнет их и ни один человек примитивного склада ума».

Обижайтесь – не обижайтесь, но это правда. Так что же делать?

«Все должно сводиться к тому, чтобы дети знали, что Иисус, распятый при Понтии Пилате, воскрес и живет поныне. Что по-прежнему живы все слова, сказанные Им».

Два слова Мориак выделяет особо и говорит:

«Надо, чтобы дети сами испытали их действенность».

Это слова об отпущении грехов и о Преломлении Хлеба: «То, что развяжете на земле, будет развязано на небе» и «Примите, ядите. Сие есть Тело Мое».

«Воскресший живой Христос уже не покинет нас, и присутствие Его проявляется в трех основных формах. В Хлебе Жизни, к которому мы приобщаемся, приступая к Причастию; в состоянии благодати, если мы имеем счастье обладать Им. И, наконец, Христос обещал, что пребудет среди нас всегда, всякий раз, когда мы соберемся вдвоем или втроем, чтобы молиться Ему. Ребенок, убедившийся в существовании этих трех видов присутствия Христова, уже не нуждается в проникновении в другие тайны веры, пока не достигнет такого возраста, когда сам захочет этого».

Таким образом, Мориак предлагает, чтобы преподавание веры детям было молитвенно-практичным, евхаристичным и Христоцентричным.

Цель – познавать Христа через молитву и Евхаристию

Проще говоря, цель – познавать Христа через молитву и Евхаристию, насколько это доступно душевным и телесным силам молодого человека.

«Детям, – говорит он, – не надо ничего преподавать в доктринальной форме. Их надо учить тому, что Сам Христос открыл необразованным и бедным людям».

Как любое намеренное опрощенство, эта позиция может иметь свои слабые стороны. Иначе и быть не может. Но она, эта позиция, громко заявляет о соответствии твердой пищи и детских желудков. О чем пишет и Павел к Евреям (см.: 5: 12–14). Упрощение рождено двумя намерениями. Первое: перевести христианство из умозрительного и головного изучения в сферу жизни, любви и практики. А второе: искать соответствие между высотой материала и воспринимающими способностями души.

Пожалуй, только христианство, причем Апостольское, подлинное, церковное, знает такие сложности. У всех остальных все гораздо проще. И мудрый, заметив это, сделает выводы.

Протоиерей Андрей Ткачев

23 сентября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Стать распахнутым объятием Стать распахнутым объятием
Архимандрит Андрей (Конанос)
Стать распахнутым объятием Стать распахнутым объятием
Христос – это свобода! Часть 2
Архимандрит Андрей (Конанос)
Блудный сын возвращается потому, что знает: его ждет добрый отец, его ждет одно лишь распахнутое объятие, безо всякого принуждения, без строгости, без бича. А ты вернулся бы так? А если бы он знал, что дома его ждут ругань и проклятия, он вернулся бы?
«Я не выношу, когда на меня давят» «Я не выношу, когда на меня давят»
Архимандрит Андрей (Конанос)
«Я не выношу, когда на меня давят» «Я не выношу, когда на меня давят»
Христос – это свобода! Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Слова «нажим» и «Христос» несовместимы. Если ходишь в церковь под давлением, Христос опечаливается. Мы, взрослые, показали детям Бога правильно? Так, чтобы они Его полюбили?
55 принципов христианской жизни 55 принципов христианской жизни
Протопресвитер Фома Хопко
55 принципов христианской жизни 55 принципов христианской жизни
Протопресвитер Фома Хопко
Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, каково было наше призвание.
Когда начинать учить детей Закону Божию? Когда начинать учить детей Закону Божию?
Анна Сапрыкина
Когда начинать учить детей Закону Божию? Когда начинать учить детей Закону Божию?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Вершина обучения Закону Божию – жизнь в Церкви, участие в таинствах, жизнь в ритме церковного года. Здесь теория как раз превращается в практику.
Неверие и «двухэтажная» вселенная Неверие и «двухэтажная» вселенная
Иерей Стивен Фриман
Неверие и «двухэтажная» вселенная Неверие и «двухэтажная» вселенная
Иерей Стивен Фриман
Большинство современных христиан видят мир «двухэтажным»: на «первом этаже» – наш естественный мир, на «втором» – Бог. Нынешний духовный кризис обусловлен отсутствием связи между этими двумя «этажами».
Комментарии
Олег29 сентября 2020, 19:26
Отец Андрей! Прошу у Вас прощения за комментарий от 24.09.19 г.
Станислав29 ноября 2019, 12:21
Добрый день всем. Уважаемому Александру хочу сказать, что Игнатий Брянчанинов ничего не мог сказать о творениях Франсуа Мориака, поскольку умер еще до его рождения. Дело в данном случае,конечно, не в точности Вашей формулировки, хотя в точности тоже. Хомяков,конечно, замечательный мыслитель, но Владимир Соловьев все-таки выше. Читайте его "Три разговора". Думаю, по прочтении некоторые из лагеря самоуспокоенных ортодоксов усвоят себе гораздо более широкий взгляд на христианство. У католичества и православия настолько много общего (в том числе и врагов), что гораздо важнее нынче именно это общее беречь и осознавать.
Александр 3 ноября 2019, 10:52
С тем, что детям нельзя навязывать веру, я согласен. Если ребенок видит веру в своих родителях, в их повседневной жизни, в их отношении друг к другу , к другим людям, наконец, к самому ребенку,он обязательно обретет веру. Основу Христианства составляют три емких понятия: Вера, Надежда Любовь. Но, чтобы понять смысл этих понятий, необходимо, конечно в должном возрасте, читать святоотеческую литературу. И, наконец, самое главное,нельзя "подправлять" христианское учение под конкретные жизненные условия. Пример тому - католицизм.
Сергей15 октября 2019, 17:39
Все-таки хотелось бы определенности. То наши популярные батюшки говорят, что все кто не Православный, не спасутся. То рекомендуют читать "тех" авторов. Если они все погибнут, тогда зачем их читать? А если они тоже Христиане, зачем про них такое говорить? Что простому человеку делать?
Наталья26 сентября 2019, 12:49
Согласна, что нужно читать наших православных авторов в первую очередь. И кстати спасибо большое за совет почитать Хомякова А.С.! Но статья как мне показалось не про это. Известный французский писатель в своей книге по христиански осмысливает жизнь, дает посыл своим детям в условиях реальности той страны, где они живут, даже если им что-то покажется сложным и непонятным в христианстве, познавать Христа через молитву и Евхаристию на сколько позволяют силы. А вообще мир не делится на своих и чужих, он многогранный, не все, что на западе плохо, не все что у нас хорошо.
Алла25 сентября 2019, 19:20
Спасибо, впервые о нем слышу, обязательно почитаю!
Татьяна25 сентября 2019, 12:11
Согласна с теми, что нужные книги надо читать и у нас, православных, их доброе множество. Св. Серафим (Соболев), Мч. Иларион Троицкий (запомнился его Кёльнский собор: чего же нет в величественном Кельнском соборе? Там нет Иисуса Христа), Препод. Иустин (Попович)- его книга «Философские пропасти»). Наш замечательный И. А. Ильин, в ВУЗах надо ввести предмет «Ильиновеление», по его трудам. Только наши православные мужи дают правильное миропонимание.
Олег24 сентября 2019, 13:03
Александр, Наталия Ростова, спасибо вам за твердое выражение позиции. Смущают такие статьи, а особенно благодарности с выражением желания почитать нобелевского лауреата. Родненькие, единоверцы, почитайте Алексея Степановича Хомякова "Церковь одна" и не будет у вас места для сомнения: можно ли католиков и протестантов называть христианами? Закроется у вас этот вопрос навсегда. А уже потом, когда простота и цельность Алексея Степановича удивит вас, почитайте святителей Иоанна Златоустого, Игнатия Брянчанинова, новомученника архиепископа Илариона Троицкого и «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» станет целью и содержанием вашей личной жизни.
Мария ван дер Клут-Рзаева (Нидерланды)23 сентября 2019, 11:37
Замечательно, отец Андрей! Спаси Господи за ваши труды!
Александр23 сентября 2019, 11:29
Как Вы полагаете, можно ли отнести слова святителя Марка Эфесского об униатах к экуменистам? "Но как нам относиться, скажет кто, к тем умеренным греко-латинянам, которые, держась середины, нечто из латинских обрядов и догматов открыто одобряют, иное же, хотя и одобряют, но сами не приняли бы, а иное – вовсе не одобряют? – Надо бежать от них, как бегут от змеи, как от тех самых (т. е. латинян), или, быть может, и гораздо худших, чем они, – как от христопродавцев и христокупцев." https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/svjatoj-mark-ehfesskij-i-florentijskaja-unija/9_1#sel=61:2,61:121
Александр23 сентября 2019, 11:26
Слава Богу за все! Почему православный монастырь рекламирует писателя еретика? Особенно учитывая то, что пишет о творениях Франсуа Мориака святитель Игнатий Брянчанинов: "не читай книг о христианстве; написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святой: Он – Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который – ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные – святые Отцы." https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/7
Наталья23 сентября 2019, 11:15
Замечально! Спасибо за такие материалы. Никогда не слышала о таком авторе - теперь будем читать.
Катерина 23 сентября 2019, 10:13
То, что агаряне в силу своего характера идут буквально по головам с 6го века и есть секрет их успеха. То, что и сейчас часть из них, пусть тайно, но исповедует Христа, секрет успеха мирного духа Православия.
Катерина 23 сентября 2019, 10:11
Спорно. Об умственном уровне даже шовинистично. Батюшка к сожалению не рассматривает писательское творение критически с точки зрения социального происхождения (из богатеньких и образованных) и конфессиональной принадлежности (католик) самого писателя. Здесь же на сайте публикуются статьи-в некотором роде отчеты миссионеров Элладского и Костантинопольского Патриархатов в Африке. Прекрасно понимают африканцы Православие в руках этих пастырей. То, что католицизм, к которому принадлежал и француз, скорее отталкивает, чем привлекает, кроется в духовной составляющей католицизма, а не в интеллектуальных особенностях тех или иных людей. Примеры свт. Николая (Японского), прп. Германа Аляскинского.
Наталия Ростова23 сентября 2019, 09:59
Символ Веры - молитва, которую мы слышим на каждой Литургии, и которая и есть догматическое Богословие. Если человек хочет изучать Богословие и читать творения святых отцов, сложных для простых мозгов, то пусть изучает и читает. Если нет такой способности, то и нечего себя мучить, только хуже будет. Бабушка с двумя классами образования, может оказаться гораздо мудрее того, у которого, к примеру два высших образования. По поводу детей...Слава Богу, за то что Он меня вовремя отрезвил в период моего неофитства! Я ж своих детей, чуть до Кондратия не довела, молитвами и долгой подготовкой к Причастию. В общем, оставьте детей в покое, молитесь о них. Верьте, они обязательно придут к Богу.
ольга23 сентября 2019, 08:45
Классная статья, надо почитать Франсуа.
Олег Мариуполь23 сентября 2019, 08:02
Да не иссякнет Ваш колодезь премудрости!
Сергий23 сентября 2019, 06:15
Спаси Господи, отец Андрей, кажется данный подход в вопросе воспитания похож ещё и на действия самого Бога, которые являются в лёгком движении ветерка(Льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×