«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»

Записки катехизатора

«Воскресное чтение в сельской школе». Художник: Николай Богданов-Бельский «Воскресное чтение в сельской школе». Художник: Николай Богданов-Бельский

В возрасте 2–3 лет у моего старшего сына была одна несколько странная привычка. Когда я ему что-то достаточно долго (и как я теперь понимаю – эмоционально) объяснял, он какое-то время внимательно слушал, а дождавшись паузы, с детской невинностью смотря мне в глаза, произносил: «Кому ты, папа, говоришь?» Понятно, что после этих слов желание продолжать речь значительно ослабевало. В катехизаторской работе, чтобы донести до слушателей истины христианской веры, нужно четко понимать, кому ты, собственно, говоришь. Святой равноапостольный Николай (Касаткин), прежде чем выйти на проповедь, в течение семи лет усиленно изучал язык и культуру народа, которому он собирался нести Благую весть. К сожалению, перед катехизаторами и миссионерами, подвизающимися сегодня в России, стоит едва ли не более трудная задача, чем перед святителем Николаем Японским.

Проблема в том, что современный россиянин представляет собой в основной массе человека с неустоявшимся мировоззрением. Вера и атеизм, большевизм и Православие, смертные грехи и высокие порывы, астрология с суевериями и православные обряды сплетаются в душах наших соотечественников в неповторимые и эклектичные узоры. Сложность задачи увеличивается еще и тем, что большинство людей свои случайные и необоснованные взгляды воспринимают как «нормальные». На вопрос: «Ходите ли в храм?» наиболее распространенный ответ: «Как все». Это означает, что человек приходит освятить куличи в Великую субботу, за святой водой на Крещение Господне и иногда заходит в храм по разным поводам, чтобы поставить несколько свечей.

Хотелось бы поделиться с читателями некоторыми воспоминаниями и мыслями на эту тему.

«Не хочу умирать нехристем»

Как-то раз в наш храм пришел креститься один дедушка, едва ли не ветеран Великой Отечественной. Веду беседу по привычной канве. Вначале говорю о распространенном отношении к Церкви как к духовному ведомству по благоустройству материальной жизни. Затем объясняю смысл христианского спасения. Далее касаюсь заблуждения о возможности спасения вне Церкви, после чего от Адама и Евы вывожу беседу через Боговоплощение, Крест и Воскресение Христовы к Страшному суду и необходимости исполнения заповедей и молитвы.

Вдруг он обрывает меня на полуслове: «Да я знаю! В газетах об этом писали…»

Минут десять, как мне показалось, дедушка слушает внимательно, но без особых реакций, так что отношение слушателя к предлагаемому учению определить не могу. Вдруг он обрывает меня на полуслове:

– Да я знаю, в газетах об этом писали…

– Что же там писали? – недоумеваю я.

– Да что попы на Крещенье серебряный крест в воду суют. Вот она и не портится.

В мою душу вкрадывается подозрение, что первая часть огласительной беседы не дошла до адресата.

– При чем тут серебряный крест? – смущенно бормочу я, пытаясь нащупать тропу для дальнейшего рассуждения. – Крест вообще бывает деревянный, а вода освящается в проруби…

– Давайте так, – предлагаю я, постепенно собираясь с мыслями, – вы дослушаете беседу до конца, а после мы дополнительно поговорим о том, что вас интересует.

Оставшуюся часть беседы дедушка терпеливо выслушивает почти до конца все с тем же непроницаемым видом. И все-таки вновь не выдерживает:

– Да я знаю! В газетах писали…

– И что же там писали? – после небольшой паузы выдавливаю я из себя, ощущая, как внутри нарастает сплетение чувств гнева, абсурдности сложившейся ситуации и собственного бессилия.

– Да что попы на Крещенье серебряный крест в воду суют. Она и не портится.

Несколько секунд продолжается, говоря театральным языком, немая сцена. После чего в недоумении и растерянности я встаю и развожу руками в сторону помощницы священника при Крещении. Надежда Семеновна качает головой. На мое счастье, в этот момент в крещальню входит священник. Я к нему: мол, батюшка, так и так, что делать, не знаю.

Отец Серафим, человек неконфликтный и тактичный, пытается увещевать любителя газетного слова:

– Вы знаете, вам еще рано креститься… Почитайте Закон Божий, Евангелие, подумайте…

И здесь наш дедушка с быстротой, которую трудно было в нем до сих пор предположить, бросается к собственным ботинкам, начинает их судорожно развязывать и сбрасывать, сопровождая свои действия словами:

– Я нехристем умирать не хочу, я нехристем умирать не хочу!

В этот драматический момент я почел за лучшее удалиться, оставив за батюшкой всю полноту ответственности за принятие решения.

«Все религии ведут к Богу»

Уверенность в том, что все религии (не говоря уже о конфессиях) ведут к Богу разными путями, получила столь широкое распространение в нашем народе, что человеку, подвизающемуся на поприще церковного просвещения, необходимо прикладывать огромные усилия, чтобы хотя бы пошатнуть в умах слушателей это убеждение. Ситуация осложняется тем, что в последние годы появляются православные богословы, поддерживающие идею возможности спасения вне Церкви. Самое печальное здесь то, что думающее так большинство, выслушав огласительную беседу, обыкновенно ничем не выражает свое несогласие с церковной точкой зрения. Хотя так бывает не всегда.

Во время одной из бесед перед крещением мое внимание обратил на себя мужчина, собирающийся стать крестным отцом. Он выделялся из общей среды высоким ростом, атлетическим телосложением и самоуверенным видом. Когда беседа подходила к концу, он вдруг резко прервал меня:

– Да что там говорить… Все религии ведут к Богу, только по-разному, вот и все!

Безапелляционный тон, которым была произнесена эта фраза, и сам факт внезапной остановки беседы ненадолго ввели меня в состояние растерянности. В таких ситуациях очень важно суметь сдержать естественную ответную эмоцию. В противном случае беседа грозит превратиться в перебранку. Стараясь сохранять спокойствие на фоне заметного оживления участников беседы, я попытался рассуждать вслух.

– Я понимаю, что мужчина сейчас высказал мнение, которое разделяют большинство наших соотечественников, в том числе и многие из присутствующих. Только большинство предпочитают об этом молчать. Он просто более искренен. Но проблема в том, что основная обязанность крестного – научить крестника основам веры. А высказанное здесь мнение противоречит учению Церкви. Естественно, возникает вопрос: как вы можете быть крестным, исповедуя еретическое мнение? – обратился я к нарушителю спокойствия.

Пока я говорил, пришел батюшка. Я к нему с разъяснениями: мол, так и так, крестный ведет такие речи. Отец Константин, человек прямой, выпускник политехнического института по специальности чего-то вроде «Бомбы и ракетные установки», отреагировал жестко и без промедления:

– Церковь не благословляет вам быть восприемником.

Мужчина быстро поднялся на уровень своих метр девяносто с хвостиком, метнулся сначала в одну сторону, затем в направление двери и энергично вышел, своими движениями напомнив льва, мечущегося по клетке.

Священник без проволочек приступил к Таинству Крещения, и надо было уходить. Мои чувства и разум стали живописать сцены возможной мести со стороны неудавшегося крестного. «Ну что ж, – подумал я, – видно, настал час моего исповедничества», – и, перекрестившись, вышел.

На мое счастье, оказалось, что источник опасности уже покинул церковную территорию. Единственное, что мне пришлось претерпеть, это тоже своего рода нападение от мамы «пострадавшего». А она буквально набросилась на меня с обвинениями:

– Как вам не стыдно! Если бы вы только знали, что моему сыну пришлось перенести в жизни, как он страдал!

– Но это же не повод разрешить ему становиться крестным отцом с еретическими идеями, – попытался прибегнуть я к доводам разума.

Понятно, что успеха мои аргументы не возымели.

«Потомок СН»

Этот случай произошел во время паломничества в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Когда мы с супругой вышли от мощей Преподобного в притвор Троицкого храма, на душе были мир и спокойная сосредоточенность. Внезапно дорогу нам преградил священник: среднего роста, в шелковой рясе, крест с украшением, лицо правильное, овальной формы, взгляд пронзительный. По искрящимся глазам можно было угадать в их владельце носителя какого-то тайного и высокого знания. Мы по обыкновению поспешили под благословение. Но на этом наше общение с незнакомым батюшкой не закончилось.

– А скажите-ка мне, пожалуйста, от какого слова происходит слово «муж»? – пристально глядя мне в глаза, спросил он.

Александр Семёнович Шишков. Художник: Джордж Доу Александр Семёнович Шишков. Художник: Джордж Доу Неприятное тянущее ощущение в груди заставило меня почувствовать себя студентом, не знающим билета.

– Какое образование? – вновь властно поинтересовался священник.

– Высшее, – ответил я в некотором смущении.

– А точнее?

– Богословский институт, – выдавил я из себя, еще более стушевавшись.

– Бо-го-словский институ-у-у-т! – смакуя слова, протянул он, обращаясь к спонтанно собравшимся вокруг слушателям.

Я понял, что сегодняшний «экзамен» мною полностью провален.

– «Мужество»! – с видом победителя произнес батюшка, окидывая торжествующим взором круг любопытных. – «Муж» происходит от слова «мужество»!

Предложенная этимология показалась мне более чем сомнительной. Но, не имея желания вступать в прения у мощей Преподобного, к тому же – со священником, я попытался потихоньку продвинуться к выходу. Обстоятельства, казалось, этому благоприятствовали. Мой «экзаменатор» уже перешел к группе паломниц в другой стороне круга, требуя с них отчета о полученном образовании.

Но мои надежды на окончание экзекуции не оправдались. «Экзаменатор» вернулся так же внезапно, как и отошел. В этот момент он представился мне похожим на мастера восточных единоборств, ведущего бой с несколькими противниками.

– А от какого слова происходит слово «человек»? – прозвучал следующий выпад.

«А от какого слова происходит слово “человек”?» – прозвучал следующий выпад

Я понял, что «отсидеться» мне сегодня не удастся. Нарастающее внутри чувство отчаяния и безысходности толкало меня в контратаку.

– Вероятно, от слова «человечность»? – не без тайного ехидства, но при этом холодея от собственной дерзости, произнес я.

Взгляд моего вопрошателя превратился в жалостливо-снисходительный.

– «Чело вверх»! – не менее торжественно произнес он. – Чело, обращенное вверх – к Богу, – услышал я распространенную маргинальную теорию происхождения слова, предложенную оригиналом от лингвистики и автором ряда вполне фантастических идей Платоном Лукашевичем.

Вследствие разоблачения моей полной некомпетентности в вопросах этимологии моя персона явно уже не интересовала отца протоиерея, и я получил возможность продолжить паломничество. Впрочем, на мне не вполне был поставлен крест, и на прощанье я получил от своего разоблачителя пару брошюрок с лингвистическими изысканиями генерала Шишкова. Титульный лист одной из брошюрок был украшен прорисью иконы Спаса Нерукотворного, под которой на месте, где обыкновенно размещается название издательства, было напечатано: «Потомок СН». Я предположил, что расшифровать это следует как «Потомок Спаса Нерукотворного». Нашел в интернете сайт «Потомок СН», но без адреса, контактов и каких-либо данных о владельце. Сейчас этот сайт отсутствует, но память описанного здесь события живет во мне как пример духовного просвещения, которому не хотелось бы подражать.

Андрей Горбачев

20 сентября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергий15 января 2020, 10:46
Всё верно. Стоит раз уступить заблуждающемуся, как он сделает следующий шаг в своём заблуждении. Не о том ли говорит Спаситель про отсечение руки? Это же про мысли, вымыслы и домыслы... Порой фантазии хуже лжи.
Андрей Горбачев29 сентября 2019, 15:20
Татьяна,25 сентября 2019,13:06: "Читаю Св. Иоанна Кронштадтского и чувствую в каждом слове Дух Божий и любовь к нам грешным. Читаю эту статью - холод и надменность, а любви нет". Татьяна, я совершенно согласен с Вашим обвинением в недостатке у меня любви. Даже и такое сравнение с прав. Иоанном Кронштадтским считаю для себя слишком большой честью. Единственно, хочется дополнить, что любовь о. Иоанна проявлялась по-разному. Бывало и так:"Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли — этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю".С уважением...
Андрей Горбачев28 сентября 2019, 11:31
Андрей: "Какой Вселенский или Поместный собор сказал, что католики и протестанты не спасутся?" Уважаемый Андрей, для начала можете ознакомиться с анафематизмами в Неделю Торжества Православия. По-крайней мере, к протестантам они вполне приложимы. Невозможность спасения тех, кто отделен от Церкви, это общее место практически для всех святых отцов. Эту мысль можно найти и в актах Вселенских соборов. Патр. Тарасий на вопрос: «Вновь появившаяся ныне ересь менее прежде бывших или больше их (пагубна)?» - ответил так: «Зло так зло и есть, особенно в делах церковных; что касается догматов, то погрешить ли в малом или в великом, это все равно; потому что в том и другом случае нарушается закон Божий».
Алексей Поляков28 сентября 2019, 00:16
Уважаемый Андрей Александрович, прочитал последние статьи сразу, по выходу. Не стал коментировать, хотел выразить одобрение. Прочитал сейчас коменты, кажется всё хуже, чем думал. Кресту Твоему поклоняемся Владыко. , .
Александр25 сентября 2019, 22:03
Наверное надо было уже составить список ответов на типовые вопросы, чтобы миссионеры и катехизаторы знали как отвечать, чтобы человека заблуждающегося не обидеть или в ступор не впасть. Например, о всех дорогах можно и спросить а как вы считаете верна ли поговорка о том, что все дороги ведут в Рим или можно поверив ей, пойти по любой дороге, потерять годы, пройти тысячи километров и оказаться например в Магадане
Татьяна25 сентября 2019, 13:06
Читаю Св. Иоанна Кронштадтского и чувствую в каждом слове Дух Божий и любовь к нам грешным. Читаю эту статью - холод и надменность, а любви нет Человека проще выгнать, чем попытаться достучаться до него, согреть добрым словом. Не думаю, что после подобного изгнания он воцерковится или изменит свои взгляды. А хотелось бы... Всем добра!
Андрей24 сентября 2019, 21:17
Братья и сестры, Христос сказал: “Не судите, да не судимы будете”. А наш народ говорит: “Тот, кто роет яму другому, сам в нее падает”. Так что давайте не будем отправлять других в ад, чтобы нам самим не оказаться там. Александру. Уважаемый Александр, напрасно Вы надеетесь, что Господь предпочтет Вас перед католиком или протестантом, если Ваша праведность не превосходит реально их праведность. Бог смотрит не на лицо, а на сердце. А кто пойдет в ад – не Вам решать. Это ведает только Бог. Нас с Вами Он не приглашал в судьи, не правда ли? Так что больше смирения! Мира Вам и любви.
Александр24 сентября 2019, 20:35
Наталия Ростова - Александру24 сентября 2019, 17:01 "Поэтому, считать, что эти люди все обречены на погибель" Я отнюдь не считаю, что все эти люди обречены на погибель. Это дело Божие - кого и как судить. Но по всем признакам, которые открыты нам (наверно не просто так открыты), католики и протестанты стоят на сомнительной дорожке, по которой лучше не ходить. Насчёт разбойника - что он там думал и знал перед смертью, дело нам неизвестное. Читал как то версию, что он был крещён самой кровью Христа, которая брызнула на него. Так что пример неудачный.
Наталия Ростова24 сентября 2019, 17:06
" Не любопытствуй о предметах непостижимых и не исследуй глубину судеб Господних. " ( И.Лествичник ) Думаю, на этом и закончить свои разглагольствования...
Наталия Ростова - Александру24 сентября 2019, 17:01
Отбрасываю женские эмоции... Разбойник, распятый рядом с Господом, никаким боком не был православным, не участвовал в Таинствах и даже не знал Бога. А был убийцей, вором, насильником. Однако, он ПЕРВЫЙ вошёл в Рай. Он даже не успел совершить ни одного доброго дела! Было ПОКАЯНИЕ И ВЕРА в истинного Бога...Безусловно, домостроительство нашего спасения есть Великая Тайна. Бог хочет спасти всех людей и как Он это делает - мы не знаем, это Тайна. Главное условие - не отрекаться от Бога, не быть богоборцем. У католиков и протестантов есть Вера во Христа и они тоже каются в своих грехах. Поэтому, считать, что эти люди все обречены на погибель - верх самомнения. Православный, не значит спасённый....
Александр24 сентября 2019, 08:30
Андрей23 сентября 2019, 19:49 В Писании прямо сказано о конфессиях и принадлежности к истинной вере: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема." Иные конфессии, как вы понимаете, благовествуют иное. А анафема - это не пирожок с повидлом. [невероятной гордыней считать, .. т.е. большую часть Своего стада, отверг] Прямо написано: "много званых, но мало избранных","Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их» Так что никакой гордыни и собственных желаний, а простое знание Писания.
Александр24 сентября 2019, 08:21
Наталия Ростова23 сентября 2019, 17:40 "Дерзкое заявление. Просто хотя бы логику включите." Мой предыдущий ответ вам похоже не пропустили, поэтому особо повторяться не буду.Я привёл логическую цепочку:"Нет священства, нет таинств. Нет таинств - нет спасения." Подтвердил Евангелием.Если отбросить женские эмоции, что вас в ней не устраивает?Где проблема в логике? Причём здесь Великая Отечественная?Это сугубо мирское дело, которое никого не спасает и не обвиняет,там на обоих сторонах были и смиренные и добрые и грешные люди. Добрые дела и смирение сами по себе не спасают, спасают добрые дела и смирение во имя Божие, а если протестанты и католики не знают истинного Бога,то к чему их добрые дела?
Андрей23 сентября 2019, 19:49
(Продолжение). Христиане др. исповеданий. Здесь цитировали Писание. Но с точки зрения Писания главный критерий спасенности – вера в Христа: “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 5:24, ср. Ин. 11:25, Ефес. 2:8 и мн. др.). Спасется верующий во Христа – вот что говорит Писание. О конфессиональных различиях или принадлежности к Православной церкви там не сказано ничего. Напомню, что сегодня мы, православные – лишь малая часть христианской семьи на Земле (ок. 200 млн. – это меньше 10 проц.). Было бы невероятной гордыней считать, что Господь умер на кресте только для нас, а всех остальных Своих верующих последователей, т.е. большую часть Своего стада, отверг!
Андрей23 сентября 2019, 19:36
Спасибо всем, которые откликнулись на мой пост. Да, с точки зрения слов Писания, трудно говорить о шансе на спасение для неверующих в Христа. Но, думаю, не ошибемся, если скажем, что это ведает только Бог. Желающий спасения всем людям (1 Тим. 2:4), Он может привести их в Свое Царствие путями, неведомыми для нас. Поэтому тут лучше воздерживаться от громких суждений и осуждений. Интересно и то, что Христос в притче о праведном самаритятине приводит в пример правоверным (“православным”) иудеям представителя другой, еретической религии – самаритянина. Сегодня эта притча могла бы звучать как “притча о праведном мусульманине” или “о праведном пятидесятнике”, кто знает? (Продолжение следует).
Наталия Ростова23 сентября 2019, 17:54
А Великая Отечественная Война, она же Вторая Мировая. Люди разных религий, встали плечом к плечу, чтобы сражаться с общим врагом. Жизни свои отдавали за других. И что всех их, кто не православный и кто не преступал к Таинствам, тоже в ад? Или другая ситуация...Вы родились в православной стране. Вам повезло. А что делать тем, кто всю жизнь прожил по совести, но у них другая религия, которую они впитали с молоком матери? Их тоже туда же? Только прошу, не обвиняйте меня в экуменизме. Я совсем о другом пытаюсь объяснить. По мне так лучше быть хорошим протестантом, чем дрянным православным...Хотя бы честно и без лицемерия....
Наталия Ростова23 сентября 2019, 17:40
Александру. 23 сент. 13:52. Дерзкое заявление. Просто хотя бы логику включите. Упомянутый в комментариях доктор Москати был католиком, а за свою жизнь спас много людей. Протестанты - это те, я считаю, у которых нам, православным, стоит поучиться любви, кротости и смирению. И что же получается? Они все недостойны Царствия Небесного??? Бог - есть Любовь, а из Него делают карателя. Типа, если не православный, то вот тебе дорожка в мрак и компания с приспешниками сатаны....Бр-р-р... Послушайте хотя бы Осипова Алексея Ильича. Может хоть он изменит Вашу точку зрения в этом вопросе...
Александр23 сентября 2019, 13:52
Андрей22 сентября 2019, 22:24 "Какой Вселенский или Поместный собор сказал, что католики и протестанты не спасутся? Протицитируйте, пожалуйста!" Протестанты, как минимум лишены нормального священства - через цепочку рукоположений, начиная от апостолов. Следовательно, они лишены Евхаристии и прочих Таинств. А нет Таинств - нет и спасения, так как цитирую: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" Выходит, что не спасутся.
Катерина 23 сентября 2019, 09:11
Андрей22 сентября 2019, 22:24 - мы вообще-то не запрещаем искать "другим" свой какой-то особый путь к их Богу. Или богам. Богиням даже. Хозяин барин. Пусть ищут. Как им угодно и где угодно. Но у нас, православных, как и у любого футбольного клуба или там общества защиты памятников культуры, есть свой устав, кратенько изложенный в Символе Веры (см. недавнюю статью на эту тему). Поэтому желающие вступить в наш "футбольный клуб" обязуются этому уставу подчиняться. Подчинение начинается с разделения правил, изложенных в уставе. Бессмысленно принимать в футбольный клуб спортсмена, с самого начала отвергающего правила и условия клуба. Поэтому кандидат в крестные и был отвергнут.
Александр В23 сентября 2019, 08:58
Андрей, кому Вы верите больше: Богу или собственному мнению? "Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет". (Ин. 10:7-9). Если Бог один и Истина одна, то должна быть одна истинная религия, данная Богом. Следовательно, все остальные ложные. Все религии не могут быть истинными, т.к. Бог не может давать противоречивую и даже лживую информацию о Себе разным людям. Сам раньше думал как вы сейчас. Но начав разбираться, пришёл к выводу, что серьёзно заблуждался по причине незнания конечных целей
Наталья23 сентября 2019, 01:09
Андрею: Никто им не запрещает искать свой путь к Спасителю, но христианская совесть не позволяет и молчать, когда они заблуждаются. Ведь они сами себя лишили поддержки Церкви Христовой в этом поиске. А что религии отнюдь не все ведут к Богу видно уже из того, что самого Бога в них понимают по-разному. И только в православной церкви это понимание открыто во всей полноте и неискажённости. Смотрите сами, ведь автор не говорит, что они не спасутся: "Все религии ведут к Богу, только по-разному, вот и все! - А высказанное здесь мнение противоречит учению Церкви." Т.е., просто сказал, что не все религии ведут к Богу, и что таково учение Церкви - это есть и в Символе Веры. Мирного вам духа.
Андрей22 сентября 2019, 22:24
Ну да, большинство считает, что все религии ведут к Богу – и что в этом плохого? Кто мы такие, чтобы запрещать другим людям найти свой путь к Создателю? Я знал евреев и мусульман, которые были много чище, добрее, богобоязненнее христиан; кто кого опережает в Царствии Небесном (ср. Мф. 21:31)? Тем более смешно утверждать, что христиане других течений не спасутся, как будто Христос не распялся за них! На чем основана Ваша безусловная уверенность в этом, уважаемый автор? Какой Вселенский или Поместный собор сказал, что католики и протестанты не спасутся? Протицитируйте, пожалуйста! Или, может быть, это скорее Ваше личное мнение?
Екатерина22 сентября 2019, 12:08
После прочтения вспомнились слова монахини, обращенные к доктору Москати: "Москати, Ваш труд навлечёт на Вас критику, зависть и не даст признания! Другие будут обходить Вас не имея и половины Ваших заслуг, но обещайте мне одну вещь! Что Вы не сдадитесь!!!"
Ольга22 сентября 2019, 10:07
Спасибо
Анна21 сентября 2019, 07:45
Просто люди не знают основ церковных традиций и есть в этом что то детски-беспомощное. Иногда послушаешь слишком вольное трактование какой либо традиции церкви, и диву даёшься. Например, покрошить освещенные куличи на могилку чтоб их склеивали птички и в благодарность отнесли молитву Боженьке о упокоении умерших. И это говорят взрослые, образованные люди! Приходят в церковь и растерянно озираются. У нас в церкви в воскресенье во время службы молебна собирается галдящая толпа родственников и родителей с младенцами, ожидающих крещения. Стоят у дверей, радуются встрече и обсуждают последние новости. А ведь какая хорошая возможность помолиться о матери со чадом, о семье. Просто люди не знают.
Георгий20 сентября 2019, 19:36
С Рождеством Пресвятой Богородицы! Помощи Матери Божией в Вашем важнейшем и нелегком деле на Божией ниве!
Mariia20 сентября 2019, 19:24
Да, тема с непросвещенностью людей невеселая, но жанр сатиры, высмеивающий пороки людей, мне кажется не очень добрым.. На мой взгляд, обьектом подобной сатиры тем более не должен становиться священнослужитель, как бы странно он себя не вел. Тем более в православном издании. Да простит меня автор и отнесется с пониманием!
р.Б. Сергий20 сентября 2019, 16:31
Автор,на мой взгляд, поднял очень актуальную,к сожалению, тему.Хотя, сам я не катехизатор, но сталкиваться с такими явлениями "православного язычества" приходилось.Начиная с многолюдьем на приходе,когда большинство в день святой Пасхи,приходит только освятить куличи, причем, наиболее "рациональные" из них спрашивают в котором часу (с точностью до минуты !) состоится освящение, а на предложение присутствовать на Литургии в эту ночь,отвечают отказом, либо в праздник входа Господня в Иерусалим,приходят на чин освящения верб, чтобы сразу после этого убежать по своим делам. Пишу это не в осуждение,так как сам много лет был таким,а в части того,"что жатвы много,а делателей мало"(Мф.9:36-38)
Анна G. 20 сентября 2019, 06:06
Бедные люди, катехизаторы. Горячо им сочувствую. Кажется, это одна из самых трудных миссий. Учить, переубеждать наших темных, необразованных, но очень в себе уваренных граждан. Действительно, так все и есть - смесь язычества, крашеных яиц с куличами и убеждения, что все религии ведут к одному Богу. Господи, помилуй нас грешных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×