(Продолжение. Начало см.: Ты научился любить?)
Помните, что Бог укрепляет Свое творение, а не переполняет твою душу тоской. Когда кто-нибудь делает тебе замечания, обижает, убивает душевно – это голос не от Бога. Бог нас укрепляет, поэтому все и спешили пойти к старцам, этим великим старцам, которые сегодня уже стали святыми. Больше всего отличились эти два человека – старец Паисий и старец Порфирий. Почему все шли к ним? Потому что они сами насытились любовью Бога и давали ее людям.
Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь сказал: «Я пошел к старцу Порфирию, а он меня наказал, не разрешил причаститься, обидел, унизил». Как-то я сказал об этом в одной радиопередаче, чтобы посмотреть, может, кто-нибудь услышит и позвонит, что старец его обидел, но не нашлось ни одного такого человека. Он всем подавал надежду.
И меня не отругал, когда я пришел. Но как он это сделал… Сказал, что я бунтарь. Мне было 20 лет. Но сказал это так по-доброму, что я знаете, что подумал? – «Скажи это еще раз!» А почему? Потому что если Божий человек ударит тебя с любовью, то ты ищешь его удара, потому что понимаешь, что это тебя исцеляет, это тебе во благо. Поэтому я и хотел, чтобы он опять сказал мне это. Потому что он говорит со мной по-доброму, не унижает и не хочет обидеть, а хочет помочь подняться с того места, где я нахожусь.
Перед домом святого Порфирия ждали всякие люди. И кто выходил, тот думал: «Этот человек меня любит, он Божий человек»
Перед домом святого Порфирия ждали всякие люди: хулиганы, бездельники, богатые, аристократы, анархисты в серьгах, в татуировках, в рваных штанах. И все ждали его. Не странно ли это? Разные категории людей. И кто выходил, тот думал: «Этот человек меня любит, он Божий человек». В этом тайна великих святых. Люди протоптали к его дому дорожку, а раньше там были только колючки и кусты.
Один 25-летний наркоман из афинского квартала Экзархия пошел к старцу Паисию, а вернувшись, стал писать ему письма. На конверте он писал: «Отцу Паисию», а внутри: «Любимый отче Паисие, мой сладкий папочка!» Как это замечательно! Он его так называл. Потому что у него не было отца, вернее, был, но он не находил с ним общего языка и не чувствовал его любви, а у старца Паисия почувствовал любовь. Потому что у старца Паисия была любовь, которую он мог дать.
А у нас нет любви, вот мы и идем, чтобы получить ее у детей, выжимаем энергию из людей, потому что у самих нет внутренней энергии, вот мы их и измучиваем. Поэтому, когда кто-нибудь рядом с нами хочет расправить крылышки и улететь, мы говорим ему:
– Не уходи, я испытываю ревность, я хочу, чтобы ты был моим! Ты нужен мне.
Это не любовь, это зависимость, нужда. Любовь – это одно, а нужда – другое. Любовь – это свобода, любовь означает, что я предоставляю тебе пространство свободы. Хочешь уйти? Иди, я люблю тебя, я желаю тебе добра!
Мать говорит:
– Я люблю тебя, но не уезжай далеко, дитя мое! Я люблю тебя, но не выходи замуж за того, за кого хочешь, а то уедешь далеко. Оставайся здесь, выйди за другого, чтобы мы все были вместе!
То есть она вкладывает другие мысли в ум дочери: «Мои планы! Пусть будет так, как я хочу, чтобы мне было хорошо». В то время как чистая любовь, которой человек насыщается от Бога, что говорит?
– Я отойду в уголочек, а ты иди вперед. Бог мне поможет. Мое счастье не уничтожит твоего. Устраивай свою жизнь, как хочешь.
Это очень трудно. Поэтому у таких духовников не было ни адептов, ни группировок, и они никого не заставляли у них исповедоваться, а говорили:
– Иди к тому духовнику, к которому хочешь. Это меня не огорчает, потому что я хочу, чтобы ты был счастлив. Я не хочу перетягивать тебя на свою сторону и создавать свою группировку.
Это замечательно. Любовь Христова ищет твоего сердца. А вы чувствуете, что Бог любит вас? Если чувствуешь себя любимым, ты ощущаешь себя замечательно. Твоего мужа нет дома, а ты не волнуешься, потому что чувствуешь, что Бог тебя любит, и у тебя нет недостатка ни в чем. Если вы когда-нибудь ощущали это, то именно в этом и состоит полнота, то есть исполнение: «У меня ни в чем нет недостатка, меня не интересует, поздравишь ты меня или нет. Неважно, меня не интересует, скажешь ли ты, что я образованный, или не скажешь ничего. Это меня не интересует. Я получаю от Бога всё, что ищу: ценность, силу, свободу, радость. Бог меня насыщает, я полон». А когда ты внутренне неполон, ты весь изводишься, от всех вокруг хочешь чего-то не того и страдаешь, если тебе этого не дают. Это большая проблема.
Один человек не может дать тебе всего. Муж хочет пойти на стадион, увидеться с друзьями, пойти на фитнес, но у жены бездонная душа. И эту душу только Бог может насытить. Если Бог не присутствует в ваших отношениях, они станут изматывающими, потому что ты будешь хотеть от одного человека всего. Поэтому, когда найдешь Бога, это будет во благо и твоему ближнему, и обществу, и никто никого мучить не будет. Это грандиозно.
Если Бог не присутствует в ваших отношениях, они станут изматывающими
Из-за чего ты страдаешь? Из-за того, что не получаешь любви. И Бог говорит тебе:
– Эта любовь, которую ты ищешь, – это маленький луч. Поэтому иди к его Источнику.
В противном случае ты всегда будешь страдать. Источник тебя насытит, и в этом – величие человека. Независимо от того, поедешь ли ты на Святую Гору Афон или на Кипр, в США или Англию, ты можешь наполниться Божией любви, где бы ни находился. Можешь уйти на Святой Афон и не почувствовать всего этого. А можешь жить в обычном доме и почувствовать эти вещи, ощутить полноту Божественной любви.
Попытаемся достигнуть этого. Святые этим жили, но они боролись, подвизались, чтобы почувствовать себя любимыми чадами Божиими.
Эта любовь заставляет нас иногда испытывать боль, не будем об этом умалчивать. Бог любит тебя, но ты тоже иногда испытываешь боль. Его любовь целительна и полезна, но не безболезненна. Много раз, чтобы явить Свою любовь, Бог преобразует ее в хирургические вмешательства, от которых бывает больно. И многие в конце концов говорят: «Ну, что это за любовь? И любовь ли это вообще?»
Бог любит тебя, его любовь целительна и полезна, но не безболезненна
Да, это любовь. Но не ГМО-любовь, а любовь преображенная. Это Божие дыхание, на которое мы часто реагируем так: «Зачем Ты, Господи, причиняешь мне это?» Хочешь иметь ребенка, а Бог ставит тебе какое-нибудь препятствие. Хочешь здоровья, а приходит болезнь. Хочешь работы, приходит бедность. Хочешь здоровья, приходит смерть. И ты говоришь себе: «Да где же любовь? Хорошо, мы полюбим Этого Бога. Но где Он, если так истязает нас?» А Бог говорит тебе:
– Сейчас ты смотришь на всё так. Ты еще не постигаешь глубину того, что Я тебе даю.
Всё это бывает для того, чтобы мы научились расти, чтобы научились проявлять красоту, которую скрываем, силу, которой обладаем, благодатные дарования, которыми наделены, и в конце концов освободились от недугов своей души. Это, к сожалению, невозможно иначе, как через боль.
Бог послал тебе супруга, чтобы вы могли вместе встретить Его, а не чтобы вцепились друг в друга, потому что это обернулось бы погибелью. Вы женитесь, чтобы полюбить друг друга, а отсюда – возлюбить Бога. В противном случае, когда любят лишь человека, получается отчаянное дело. Человек – это тление, он относительность, усталость. Мне это говорят многие семейные люди:
– Мы говорили, говорили, и больше нечего друг другу сказать. Узнали друг друга, надоели, а годы идут.
Что же украсит ваши отношения? Добавление Божественной любви, которая обновляет тебя и делает чуть более свободным от другого, не таким вдавленным в него.
Повторяю, любовь Божия заставляет нас испытывать боль. Святой Силуан Афонский дошел до отчаяния по причине искушений и сказал Богу:
– Ты неумолим.
То есть – «Ты не жалеешь Своего создания». И когда он дошел до последнего предела и в отчаянии сказал это, он увидел, как лик Христа на иконе оживает. Христос предстал перед ним, и это потрясло его, но не потому, что он увидел чудо, а потому, что увидел Его глаза. И монахи потом спрашивали его:
– Что ты видел, отче?
– Его глаза, чада. Они были полны любви. И я поражаюсь, как Тот, Кого я считал жестоким, проявил ко мне сейчас столько любви. Я думал, что Он жесток, потому что заставляет меня испытывать боль, но Он полон любви, потому что так Он помогал мне, исцелял меня.
Кто-то даже сказал Богу:
– Ты так сильно доверяешь мне, любишь меня – и создаешь мне столько проблем?!
То есть – «неужели Ты считаешь меня таким сильным, чтобы их нести? Я не могу их понести, а Ты доверяешь мне».
Если мы так на это посмотрим, то Его доверие приобретет нашу душу. Бог считает тебя сильным и способным бороться. Поэтому и посылает проблемы. А ты воспринимаешь это иначе и думаешь: «Бог меня не любит, Он мучает!» Это не мучение для Него. Он считает это честью для тебя, привилегией и твоим «повышением». Когда ты в спортзале поднимаешь 5 кг, а потом тебе дают 15 кг – это значит, что, по мнению тренера, у тебя есть сила поднять их. И так ты начнешь делать успехи, станешь сильнее, красивее, и у тебя будет отменное телесное здоровье.
Бог считает тебя сильным и способным бороться. Поэтому и посылает проблемы
Проблема, имеющаяся у нас, – это не удар Божий. Просто мы восприняли ее как следствие чего-то такого, что мы сделали по отношению к Богу: «Мой папа умер – я, наверное, сделал что-то», «С мужем случилось что-то – это Бог меня наказывает», «Ребенок плохо учится в школе – Бог нам мстит».
Это не Бог мстит. Если бы вы рассказали, что вы думаете о Боге или что о Нем читаете, то хоть волосы на себе рви. Мы представляем себе Бога как человека, причем как неприятного человека с нескончаемыми психологическими проблемами, и это называем «Богом»! «Он меня наказал, Он мне отомстил, Он меня возревновал, Он устроил мне препятствия!» Но это не Бог. Бог полон любви.
«Бог любит тебя, когда ты хороший ребенок. А когда натворишь делов, Он тебя не любит» – так считаем мы, и кто из нас в это не верит? Кто может поверить, что в то время, когда ты допускаешь какую-нибудь ошибку или совершаешь грех, Бог тоже находится рядом с тобой и любит тебя, ибо Сам говорит:
– Я пришел спасти не праведников, а грешников (ср. Мф. 9, 13), – и еще: – Не здоровые имеют нужду во враче, а больные (ср. Мф. 9, 12). Поэтому Я люблю вас, какими бы вы ни были.
Это великая тайна. Когда человек поймет ее, он успокоится, умиротворится, станет счастливым и сделает счастливыми ближних своих. Оставь людей в покое.
– Но он же совершает грехи!
А ты что делаешь?
– Я должен его исправить.
Да, но как? Исправь грех ближнего так, как делает это Бог. А какой у Бога прием? Любовь. Не месть, не наказание.
Некто, натворивший в своей жизни много бесчинств, сказал мне однажды:
– Я поражаюсь Богу: как Он позволял всему складываться идеально для того, чтобы я совершал грехи! Передо мной просто все двери распахивались. И я понял, что Он делает это, скорее, для того, чтобы меня тронуть, сказать: «Дитя Мое, Я не срываю твоих планов, чтобы ты не сказал, что у тебя всё идет не так»!
И он, растрогавшись, из благодарности и любочестия решил: «Не буду больше так продолжать. Это ведет в никуда!»
А когда я хотел сделать что-нибудь плохое и начинал с пустяков, я тоже не встречал препятствий, потому что Бог словно говорил мне:
– Я не хочу насильно привлекать тебя к Себе (то есть чтобы я не попал в ад, но в рай)! Вопрос в том, любишь ли ты Меня? Радуешься ли близ Меня?
Поступаете ли вы так со своими детьми? Вот, твой ребенок не пришел в церковь, как ты на него после этого посмотришь? Строго, оскорбительно? А ты снова люби своего ребенка. Ребенок не постится? Снова люби его! А хмуритесь ли вы при виде других людей? Когда делаешь это, ты словно показываешь, что между вами нет любви. Какое-то препятствие, какой-то паразит вторгся в вашу любовь.
(Продолжение следует)