«Мы имеем дело с системой лжи и подмены понятий по украинскому церковному вопросу, навязанной раскольниками греческому миру»

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

В начале нашей беседы с владыкой Феодосием (Снигирёвым), архиепископом Боярским, одним из спикеров УПЦ, листаем подшивку церковной периодики за 1992 г., где рассказывается о событиях 27-летней давности. По приезду в Киев 10 июня 1992 года светлой памяти Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана;† 2014), который был избран Предстоятелем УПЦ на историческом Харьковском соборе (в мае 1992-м г.), в Митрополию поступили поздравительные телеграммы-послания глав всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской и Элладской, в которых подчеркивалось признание Украинской Православной Церкви – единственной канонической и самостоятельной в своем управлении на территории новообразованного государства Украина. Тексты этих документов были опубликованы в официальных печатных органах УПЦ – «Церковной Православной газете» и журнале «Православний вісник». После этого представители упомянутых Константинопольской и Элладской Церквей множество раз участвовали в церковных торжествах УПЦ в Киеве, на Владимирской горке и Киево-Печерской лавре в день Крещения Руси и неоднократно заявляли об осуждении раскола, учиненного бывшим митрополитом Филаретом, о чем свидетельствуют опубликованные послания этих Церквей, репортажи и коммюнике.

Архиепископ Феодосий (Снигирёв) Архиепископ Феодосий (Снигирёв)

– Владыка, можно ли объяснить такое противоречие в официальной позиции Константинопольской и Элладской Церквей? Как известно, ЭПЦ на последнем Синоде заявила о признании «украинской автокефалии» и праве Константинопольского Патриарха единолично даровать её. К тому же в тексте решений Синода ЭПЦ так называемое «ПЦУ» вообще не упоминается, а речь лишь о признании некой «автокефалии». Что за казуистика?

– В данном случае мы видим классический пример подмены понятий, чтобы ввести верующих греческого мира в заблуждение. Вообще, подмена смыслов, их искажение для обмана людей испокон веков используется врагом рода человеческого. В акафистах Пресвятой Богородице мы иногда встречаем слова, обращенные к Божией Матери: «Радуйся, тлителя смыслов упраздняющая». Тлитель смыслов, то есть растлевающий понятия, подменяющий смыслы – дьявол, извечный лжец. В данном случае система лжи и подмены понятий по украинскому церковному вопросу, разработанная украинскими раскольниками, навязана Фанаром Собору епископов Эллады. И многие, судя по всему, в неё поверили и её приняли.

Обман и искажение смыслов заключается в том, что отнюдь не автокефалия является ключевым вопросом в украинском «пакете»

Обман и искажение смыслов заключается в том, что отнюдь не автокефалия является ключевым вопросом в украинском «пакете». Острота проблемы сейчас не в том, кем, каким образом и при каких условиях эта автокефалия может быть предоставлена. Это вторичные вопросы, которые можно обсуждать и которые обсуждались в рамках межправославных контактов. Ключевая же проблема, которая породила разделение и грозит Православию непоправимым расколом, – это антиканоническая «легализация» филаретовской схизмы, признание мирян епископами и сослужение с ними, признание квазицерковной политизированной структуры, параллельной УПЦ, – Церковью Украины. Второй важнейший вопрос на грани ереси – ватиканизация Фанара, его вторжение на чужую каноническую территорию, спровоцировавшее гонения на верующих УПЦ. Вот реальные проблемы, вот вопросы, которые могут вновь расколоть Церковь, как тысячу лет назад.

А они на Соборе рассуждают о каком-то праве на дарование автокефалии, при этом принципиальные вопросы остаются в тени. И на этом основании принимают катастрофическое коммюнике. Страшно подумать о последствиях такого легкомыслия большинства участников Собора Элладской Церкви. Повестка с перевернутым смыслом, очевидно, была им навязана извне. И они вполне могли бы её распознать и отвергнуть. Но не сделали этого.

– Известно, что не все иерархи ЭПЦ, как и Константинопольского Патриархата, согласны с признанием «ПЦУ». О чем это говорит – о тенденциях раскола внутри этих Церквей?

– Это говорит о том, что не все иерархи этих Церквей успели заразиться бациллой восточного папизма, а значит, и ложь украинских раскольников не может так легко проникнуть в их разум. Вызывает духовное восхищение смелость целого ряда греческих митрополитов, священников, мирян, богословов, отстаивающих право на Истину, вопреки иерархическому давлению. Правда на их стороне. Уверен, что именно эти иерархи и миряне сейчас в очах Божиих – истинная Церковь Эллады, её слава и её честь.

Что же касается возможности раскола внутри Поместных Церквей, то будем надеяться, что до этого не дойдёт. Хотя если Господь, одному Ему ведомыми путями, не положит предел натиску Патриарха Варфоломея, и Фанар продолжит системно раскалывать Православие, то может быть что угодно.

– Владыка, что, на ваш взгляд, можно противопоставить этим явлениям?

– Давайте прежде определимся с понятиями. Вы сейчас спрашиваете о каноническом размежевании между группами Поместных Православных Церквей, а не о расколе по линии Православие – «фанарославие»? Ведь такая линия – Православие – «фанарославие» – проляжет не только между Церквями, но и внутри самих Поместных Церквей. То есть между подвижниками веры, ревнителями канонов Православия, с одной стороны, и экуменистами, религиозными либералами и греческими этнофилитистами, с другой стороны. И если, Божиим вмешательством и вразумлением, фанариоты – новые паписты не придут в разум Истины и к покаянию, то такое всемирное разделение на Православие и «фанарославие» вполне возможно, оно не за горами. Но в таком случае Православная Церковь лишь очистится от чуждого элемента, новых ересей.

Если же мы говорим о расколе между отдельными Поместными Православными Церквями в рамках их границ, как следствии нынешней межправославной ситуации, то теоретически, к сожалению, даже такое возможно. И, по человеческому рассуждению, всё к этому и идёт. Но я надеюсь, что Господь этого не допустит, иначе в пророчествах святых, в том числе нового времени, об этом много было бы сказано. Но этого нет. Напротив, сказано о другом, сказано много такого, что вселяет оптимизм. Верю, что Господь исправит ситуацию такими обстоятельствами, что со временем православные будут лишь вспоминать с улыбкой о карликовой, но гордой ереси восточного папизма, канувшей в лету.

Со временем православные будут лишь вспоминать с улыбкой о карликовой, но гордой ереси восточного папизма

Что мы можем противопоставить возможности мирового раскола Православия? Прежде всего, упование на Бога, молитву к Нему. Молитву искреннюю, с воздыханием. Пусть эта молитва будет краткой, но ежедневной и искренней. Если мы будем так молиться о единстве, то нам потом будет трудно злословить своих оппонентов без оглядки. И это сейчас очень важно. Можно критиковать их ложные доктрины, заблуждения и деструктивные действия, но нельзя переходить на личные оскорбления иерархов и уничижение понятий, которые святы для греческого мира, если это не ереси, конечно. К сожалению, не все апологеты как с нашей, так и с их стороны, придерживаются этих очевидных правил полемики. Доходит иногда до личных оскорблений и откровенного хамства. Это не может принести мира, этот ветер раздувает дьявол. Тем более что для представителей культуры Востока обидные слова и неосторожные высказывания значат намного больше, чем для нас, «северных» народов. За это потом будет очень стыдно, когда всё уляжется.

– Наряду с происходящим, в действиях Константинополя, а теперь уже и Афин, просматривается тенденция новых контактов Патриарха Варфоломея с Престолом Рима. Также он принимал у себя лидера украинских греко-католиков. Это как-то перекликается с темой раскола в Украине?

– Филокатолицизм многих иерархов, поддержавших сейчас Патриарха Варфоломея в его антиканонических действиях по Украине, ни для кого не является секретом, ни у нас, ни в Греции. Является ли это свидетельством организованного и спланированного движения «либерального Православия» в объятия к Папе? Не знаю. Многие считают, что это так. В любом случае нездоровая тенденция существует. Продумана ли она, или ситуативна – «по зову сердца», – сложно сказать, но она есть, и она очевидна. Причем если для зарубежных православных иерархов-филокатоликов их дрейф в унию видится осознанным и давно вожделенным, то наших раскольников из ПЦУ туда, если надо, поведут на коротком поводке, не спросив их мнения.

Для ясности, сравните между собой интеллектуальный и богословский уровень, а также степень авторитетности ключевых фигур из ПЦУи из УГКЦ, например. Это совершенно разные величины. Даже не берём здесь для сравнения представителей Ватикана, или Фанара, это вообще заоблачные дали. Добавьте к этому размытое каноническое сознание в ПЦУ, их несамостоятельность и безусловную покорность Фанару, трепет перед авторитетами зарубежных центров, послушание светским властям. Неужели можно предположить, что когда потребуется, они вдруг воспротивятся всему этому и встанут на «защиту Православия», пожертвуют всем ради Истины? Сомнительно. Скорее всего, пойдут в фарватере своих патронов. Многие предполагают, что на этой структуре и планируется «обкатать» схему новой унии. Другие думают, что она может стать разменной монетой в большой религиозной геополитике. Можно лишь предполагать. Но совершенно точно – это всё ложится в русло, которое сейчас прокладывается сильными мира сего для борьбы с Православием – последним форпостом правды на Земле.

– Верующих волнует вопрос: можно ли посещать храмы ЭПЦ за рубежом и посещать храмы «ПЦУ» у нас на Украине, участвовать в таинствах, крестить, венчать, отпевать?

– О храмах ПЦУ и благодатности их «таинств» мы с вами не так давно имели подробную беседу. Сейчас скажу лишь в двух словах. Посещать эти храмы нельзя. Ситуация в этой структуре никак не изменилась, там миряне в облачениях «совершают таинства».

Посещать эти храмы нельзя, там миряне в облачениях «совершают таинства»

Апостольского преемства там как не было, так и нет, а значит, нет и благодати таинств.

Что касается Элладской Церкви, то, согласно недавнему решению Священного Синода, прекращается «молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ» . А также не благословляется совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. Список этих архиереев и епархий будет составлен и обнародован. Очень мудрое и взвешенное решение Священного Синода.

При этом надо понимать, что прекращение евхаристического общения является дисциплинарной мерой и ни в коей мере не говорит об отсутствии благодати в таинствах, совершаемых означенными архиереями и в их епархиях. Говорю об этом особо, так как в последнее время в среде православных развернулась широкая дискуссия о том, действует ли благодать в таинствах, совершаемых иерархами, признающими ПЦУ, и как можно «заразиться» расколом: послужив ли с Патриархом Варфоломеем, либо помолившись на службе, где поминался С. Думенко (Епифаний), либо как ещё...

Но это ведь совсем не так работает. Согласно многовековой традиции и практике Православной Церкви, духу канонических правил и прецедентам церковной истории, – заслуживать канонического наказания и подвергнуться ему – это не одно и то же. До тех пор, пока клирик не подвергся лишению сана, а лишь заслуживает его, таинства, им совершаемые, считаются действительными. Даже если он греховно дерзает их совершать, будучи под запретом (но пока не лишен сана!). Для этого и существует каноническое извержение из сана, которое полагает окончательный предел священнодействиям такого человека. Поэтому и Патриарх Варфоломей, не говоря уже о сослужащих с ним иерархах и клириках, не лишился благодати совершаемых им таинств, даже сослужа с мирянином Сергеем Думенко (Епифанием). Хотя тяжко согрешает этим и, безусловно, подлежит Церковному суду. Но суда пока не было.

Патриарх Варфоломей не лишился благодати совершаемых им таинств, даже сослужа с мирянином Сергеем Думенко

Поэтому разрыв евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом в целом и с рядом иерархов Элладской Церкви являются для нас дисциплинарной мерой, как бы карантином, защищающим нас, чтобы тоже не подпасть под суд канонов и опасность извержения. Этот разрыв не говорит об отсутствии благодати в таинствах греческих иерархов. Пока они согрешают, но не осуждены Собором, не лишены сана, их таинства, в том числе и хиротонии, ими совершенные, в истории будут признаны законными. А значит, таковыми они являются сейчас и для нас с вами. В отличие от «таинств» ПЦУ, например, в которой прервана нить апостольского преемства. Такова каноническая система координат, действовавшая в Православной Церкви на протяжении её истории. В этой системе координат всегда разрешались сложные вопросы исцеления расколов и покаянного возвращения в Церковь отпавших от неё: в сане или без сана. Иименно в этой системе координат будут со временем расчищаться «авгиевы конюшни», которые сейчас наворотил Фанар, смешивая праведное с грешным, законное с беззаконным.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу
Протопресвитер Феодор Зисис
Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу
Патриарх Варфоломей в изоляции. Опасность этнофилетизма
Протопресвитер Феодор Зисис
Позиция Элладской Церкви остается неопределенной, архиепископ Иероним не высказывается по поводу предоставления автокефалии украинским раскольникам – но эту автокефалию оправдывает митрополит Навпактский.
«Ситуация стала более запутанной»: об украинском кризисе и суде Божием «Ситуация стала более запутанной»: об украинском кризисе и суде Божием
Протоиерей Джон Уайтфорд
«Ситуация стала более запутанной»: об украинском кризисе и суде Божием «Ситуация стала более запутанной»
Американский протоиерей Джон Уайтфорд об украинском кризисе и суде Божием
Что касается Украины, тут всем ясно, что это каноническая территория Русской Церкви, а Константинополь счел нужным проигнорировать этот факт.
Украинский томос – капкан для мирового Православия Украинский томос – капкан для мирового Православия
Протоиерей Вадим Леонов
Украинский томос – капкан для мирового Православия Украинский томос – капкан для мирового Православия
Протоиерей Вадим Леонов
Церкви, признав квази-автокефалию СЦУ на основании томоса, тем самым признают и положения этого томоса, цель которых – насадить ересь папизма в Православии. И этим признанием поспособствуют распространению ереси.
Комментарии
Павел К.19 ноября 2019, 17:31
В одной из статей рассказывалось о явлении вмц. Евфимии всехвальной прп. Паисию Афонскому . Помните ,как спор между еретиками и православными был разрешен , когда СПРОСИЛИ у святой , как правильно веровать . Если бы греческие братья обратились бы к мудрости сходящей свыше через своих великих святых - все бы недоумения разрешились !
Вадим К.30 октября 2019, 11:56
"не дело мирян выяснять кто с кем сослужил из числа священнослужителей". Конечно, это дело в первую очередь священноначалия, но если оно по какой-то причине им не выполняется, то может стать делом и мирянина, ревнующего о своем спасении. В правилах четко написано: вступающий в общение с раскольником, сам становится раскольником и должен подвергнуться прещениям, священнослужитель так, мирянин иначе. Так что смотрите, Ваше дело или не Ваше разобраться, с кем Вы молитесь и с кем и у кого причащаетесь и можете ли Вы целиком перекладывать ответственность за свое спасение на иерархию.
Катерина 30 октября 2019, 00:31
Денис Горбушин29 октября 2019, 13:10 -- раз нет раскрашенной карты и списков, значит, некого в него и вносить пока. На сайте патриархия ру в заявлении на эту тему стоит, что черные списки будут передаваться руководителям паломнических групп. А для нас с Вами, серьезных православных верующих, хорошо перед подобной личной поездкой подойти под благословение приходского священника и спросить его совета про святыни и Причастие заранее, а не пускать это на самотек и не надеяться на русский авось.Сама так делала и перед недавней поездкой к свт. Спиридону на Корфу летом. Могу ошибиться, но принудить владыку Нектария Керкирийского сослужить с раскольниками по-моему не сможет и весь турецкий флот.
Денис Горбушин29 октября 2019, 13:10
Катерина, спаси Бог за ответ, но это не дело мирян выяснять кто с кем сослужил из числа священнослужителей по крайней мере, если речь не об их приходах, а о посещаемой им по работе или с целью отдохнуть стране. Нужна чёткая и понятная инструкция, ярко раскрашенная карта на официальном сайте РПЦ, чтобы людям не пришлось плеваться после "причастия" у раскольников. А раскольники в свою очередь не хвалились тем, что у них наши единоверцы "причащаются".
Вадим К.27 октября 2019, 15:55
"не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1), потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!", (Рим. 8, 15).
Вадим К.27 октября 2019, 15:44
Катерина, более или менее понятны идеи владыки; о. Саввы понятны, хотя методы их излагать нахожу не очень уважительными к оппонентам. Но так или иначе, я с обоими по существу несогласен, да и не только я, но и другие комментаторы (читайте сами), а главное, есть в Церкви и другие взгляды, которые никто еще не запрещал высказывать. Мы не католики, которые должны заглядывать в рот своему безупречному папе и соглашаться со всем, что оттуда изрекается и не члены ВКП(б), всегда голосующие единогласно за все, что им сверху спустят. Давайте не забывать об этом, ведь это очень важно. "Я уже не называю вас рабами, но... друзьями". "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос и"
Катерина 26 октября 2019, 23:48
Вадим К., Вам что-то не понятно в интервью владыки и разъяснении этого интервью монаха С.? Или Вы хотите просто покрасоваться Вашей начитаностью? Последнее желание не лишено инеллектуального риска зайти слишком далеко в море и утонуть в нем, навроде Оригена.
Вадим К. конец26 октября 2019, 12:18
но и заслуживает одобрения. И рассуждать о благодатности таинств такого иерарха будет не к чему: они рождают и вскармливают ему подобных, как эфиоп рождается от эфиопа и все, что он потребляет будет поддерживать его черность, пока не изменится он где-то внутри, на генетическом уровне. Церковь это не юридическое учреждение, вся суть которого в формальных законах, в данном случае в рукоположениях. И апостольская преемственность не в одном непрерывном возложении рук, но еще и в правильной вере и в следовании их традиции, и если нарушено что-то одно, то все остальное повисает в атмосфере сомнительности.
Вадим К.26 октября 2019, 12:01
иудейскому синедриону, когда тот пытался запретить им говорить о Христе и о Его воскресении. Неужто они забыли Его слова, сказанные Им о послушании священникам незадолго до распятия: все, что они говорят вам, делайте? Нет, конечно, потому что помнили и конец этого учения: однако по делам их не поступайте, потому что они человеческие, а не Божьи. Итак, моя мысль была проста: если иерарх пытается насаждать свое учение явно вопреки учению Церкви или поступать явно вопреки ее систематическому преданию, выводя себя и свою паству из ее традиционного поля, свободен от всяких прещений тот, кто от такого иерарха уйдет даже до соборного рассмотрения, если оно еще вообще будет. И не только свободен,
Вадим К. продолжение26 октября 2019, 11:44
Что касается моего якобы приплетения известного 15-го правила. Напомним, что оно говорит о правилах послушания священноначалию. В частности о том, что недопустимо прерывать общение со своим епископом или, выше, патриархом по всякому поводу. Но если тот или другой явно начинает проповедовать осужденное уже Церковью учение, то это общение не просто можно, но уже и должно прерывать еще и до всякого собора, который бы разобрался в этом деле. И всякий, кто знаком с историей Церкви, знает, что именно так начиналась борьба со всеми значительными ересями, которые в ней возникали: арианством, несторианством, монофелитством, иконоборством, унией. Так и апостолы отказали в послушании первосвященнику и
Вадим К.26 октября 2019, 11:32
О. Савва, владыка не то, чтобы учит тому, чему Церковь не учит, но он затронул вопросы, о которых в ней уже многое время ломаются копья и нет единого мнения. Я имею ввиду о благодати у отщепенцев от Церкви. Владыка высказал одну точку зрения, что она есть и попытался углубиться в эту тему. Но всегда, когда кто-то начинает в нее углубляться как с одной, так и с другой формальной стороны, возникает масса законных недоуменных вопросов. Вы их увидели и вдруг кинулись обличать. Безупречен только Бог, а всякий человек в чем-то прав, а в чем-то имеет упущения, и почему стало преступлением эти упущения подмечать, да еще тогда, когда они имеют серьезное отношение к действительности?
монах Савва25 октября 2019, 19:39
Вадим, оставим якобы мои обиды, и ожидания иной реакции от меня. Ищущий рамки дозволенного пределами нашей Веры, иного не вывел бы из статьи, как долг благодарить Бога за грамотного Владыку, досконально разобранную ситуацию, простой и доступный к пониманию язык. Шепчется на площадях народ не желающий покоряться Истине - засорять эфир и тратить чужое время пересказами глупостей. Первый твой пост – сравнение с казуистикой, якобы ап Павел сказал об автоматической анафеме, типа без извержения из сана. Спасительность или НЕ хождение в пцу назвал вопросом, хотя в статье он снят ясно. Присовокупил зачем-то 15-е правило 2-кратного Собора. Не осилил сказанное или Владыка учит иначе чем Церковь?
монах Савва25 октября 2019, 15:06
Самостоятельность в выводах дозволена, в виду свободы произволения, но опасна, в виду невежества относительно и элементарных понятий. Пастыри правоправящие путеводительствуют. Не каждая овечка без руководства не заблудится. Действительно, мы в праве сравнивать сказанное разными, только некоторым, в силу своей меры, не разобраться в тонкостях, таковым Господь даст силу принять от своих Пастырей на веру. По Ему ведомым причинам попускает разного рода трагедии, но Он же воздвигает живых носителей чистой веры, как Ноя, как Марка Святителя, Григория Паламу, Илариона Троицкого, Амфилохия Почаевского, Серафима Соболева и многих других. Мудро бы распорядиться свободой выбора участи души в Вечности.
Вадим К. о. Савве25 октября 2019, 14:51
Отче, если я даже чем-то Вас обидел (а этого у меня не было в мыслях делать и если вот так ненамеренно сделал, прошу простить), мог бы ожидать от Вас все-таки другой реакции. Больше об этом не буду. Что касается того, что я что-то там придумал про простого человека, это не так. Сам слышал подобные разговоры и рассуждения от жителей Украины, да и то, что там до трети неканонических приходов и полнота всяческих сект, разве не говорит о плохой разборчивости большой части простого народа? Второе. О том, что раскольником становится тот, кто служит с раскольниками, говорили совсем недавно и наши иерархи, о том же читаем и в канонических правилах. Так что же я сказал неправильного и надуманного?
Татьяна В.25 октября 2019, 11:10
а только каноническое извержение из сана полагает окончательный предел для носителя. Не учите иному. (с)монах Савва Стоит сравнить вышесказанное с тем, что говорит про раскольников наше Отеческое Предание, тот же Феофан Затворник. Да вот и пример 20 века у нас перед глазами - Св. Лука (Крымский) писал, что в городах вообще все было захвачего обновленцами (живоцерковниками). <b>Просто люди к ним не ходили</b>. Только по тому и сохранилили Церковь Православную в России. Так что пусть каждый сам для себя делает выводы, с экуменистами и новообновленцами ему по пути или нет.
монах Савва24 октября 2019, 23:56
Вадим, это значит внял словам Владыки и ведешь беседу достойно и по существу? Придумал простого человека, вменил ему собственные мысли, сделал свои выводы его выводами, перевернул все верх тормашками, вульгарно употребляя понятие благодать. При том, облекая в «строго говоря» и «это просто», выдавать за логические далекие от такового суждения учреждая черные списки. ЧТО значит «можно к нему в церкву спокойно ходить и дальше, в т.ч. и в ПЦУ»? Сам решил или вымышленный простой? Разве об этом слово Владыки? Симеон и Драбинко вне диптиха УПЦ, значит и РПЦ. Они подчиненные К-поля, с кем у нас разрыв общения, с ними нам запрещено и молиться. Про пцу и несмышленные поняли сразу и целиком.
монах Савва24 октября 2019, 23:00
Раиса, различаем значение слов. «Общение» не беседа с Богом, а составление целого с Ним, по благодати, полученной в Крещении. Согрешив мы создаем непреодолимое препятствие на этом пути. «Прими и соедини» возвращает кающегося в лоно, даже если священнодействующий недостойный поведением - Таинство совершается. Так Церковь учит. Благодать же священства, даровано при Рукоположении, для священнодействий, и не недостоинство, а только каноническое извержение из сана полагает окончательный предел для носителя. Не учите иному. И различаем нравственное богословие от догматического. Первое – учение о нравственности и нормах морали, там акцент не на точных пределах нашей Веры, этим занято второе.
Вадим К.24 октября 2019, 11:47
Что касается сослужений. Строго говоря, сослуживший с тем, кто сослужил тоже должен включаться в черный список. Это просто: сослуживший с раскольником сам становится раскольником и звеном в цепи раскола, а стало быть сослужение и с ним уже влечет те же последствия.
Вадим к, продолжение24 октября 2019, 11:36
ведь там кроме пана Епифания есть пан Симеон и пан Дробинка, как полагается, с саном, а стало быть и с благодатью. А зачем запрещать священнослужителя, если он может служить и его службы конечно действительны и благодатны? Что же запрещение запрещает и не эта ли названная благодать оказывается тенью на плетень? Соглашусь, что действия К-поля еще не перешли той черты, за которой он окажется уже вне системы Православия. Но он быстро к ней идет и когда перейдет, тогда сан патриарха не будет уже достаточным оправданием для тех, кто захочет оставаться в его подчинении или даже общении. В конце концов римского папу тоже не лишали сана, но православными мы их не считаем. Надеюсь, мысль понятна.
Вадим К.24 октября 2019, 11:18
О. Савва, не иное я что-то увидел, а всем сердцем согласился с увещанием владыки вести дискуссию достойно и по существу. Вот и у других хотелось бы видеть то, чтобы они увидели это увещание и вняли бы ему. Теперь поясню, что в "книге" я еще увидел и засомневался. Тот самый автоматизм: есть апостольское преемство, есть неснятый сан - автоматически есть благодать и неважно все прочее. Я думаю, для спасения важно еще многое другое. А практически для простого человека это будет значит вот что: иерархи что-то там не поделили между собой, одного запретили, другого назначили, первый не согласился, но благодать у него есть, значит можно к нему в церкву спокойно ходить и дальше, в т.ч. и в ПЦУ,
раиса24 октября 2019, 10:49
Монах Савва, нельзя перефразировать великого святого, который жизнь свою положили на защиту церкви от еретиков и раскольников,потому что, делая это, вкладываешь свой смысл в текст.Читайте книгу Свт. Киприана " О единстве церкви".Мы по-человечески рассуждаем и действуем в силу различных обстоятельств, а у Бога не так. Когда мы согрешаем, общение наше с Богом пресекается, и тем самым мы отпадаем от церкви, но через покаяние опять возвращаемся в лоно ее, поэтому в Таинстве покаяния Церковь молится Богу:"Прими и соедини его (кающегося) святей Твоей Церкви". Любой грех ставит человека вне церкви, а тем более раскол. Эти люди уже давно вне церкви, хотя формально еще в ней находятся.
Катерина 23 октября 2019, 23:17
Денис Горбушин - потому что с раскольниками никто еще (за редким исключением) не сослужил. Греки все-таки верующие священники, а не как эти неизвестно кто из Украины.
Денис Горбушин23 октября 2019, 12:44
"Список этих архиереев и епархий будет составлен и обнародован". Почему сразу нет желательно на карте Греции для наглядности? Греция популярное направление для туризма из стран Русского Мира, включая религиозный туризм. Этот вопрос имеет большое практическое значение.
Игорь, Киев22 октября 2019, 19:39
При рассмотрении действий ЭПЦ следует в первую очередь иметь ввиду вопрос финансирования этой структуры светским государством. Оно ( государство) банкрот. Не будут признавать-не получат денег. Каноны им простите "до печки". Скоро последует принцип домино. Омирщление и всех вся.
монах Савва22 октября 2019, 19:10
Вадиму - читал книгу, а увидел..иное. Обилие подмен, как и сказано в статье. Комментарий наводит тень на плетень. "Да будет анафема" означает вердикт, которым должно закончиться разбирательство, уполномоченными на то, с соблюдением всех известных требований и условий, который становится и дисциплинарным назначением всем покорным Церкви, к исполнению. Не любой, даже ревнитель Веры, услышав у экумениста с амвона букет заблуждений, предает его анафеме, ссылаясь на ап. Павла. Нет вопроса о спасительности "пцу", ибо не часть Церкви. Владыка сказал безупречно, а иное суждение - невежество и самость, и "оправдание" в 15 правиле 2 Собора, или еще в чем.
Дмитрий Собриевский22 октября 2019, 18:36
Спасибо за простоту и ясность изложения и за напоминание о недопустимости грубости!
монах Савва22 октября 2019, 15:45
Благодать Божия, это не Бог по Сущности, а Бог в Действии. И, не бывает Действие Божие в отрыве от Самого Бога. Благодать не тварная Энергия. Посему, не зависимо от того, к чему лежит или не лежит душа, нельзя говорить о самих границах Действий Бога. Другое дело, как и сказал Владыка, одно это преступление, другое же наказание. Преступление может оказаться еще долгое время не наказанным, в виду многих объективных и субъективных причин. Слова свт Киприана так же следует понимать как то, что не заслуживает обладать некто или достоин быть лишенным одежды - Благодати, а не как автоматическое лишение таковой уже по самому факту совершения преступления.
Вадим К.22 октября 2019, 12:17
Есть благодать, нет благодати, в каких случаях есть, а в каких нет - что-то это напоминает. Казуистика как раз и занимается разбором таких случаев (по-лат. казусов). Как только патр. Варфоломей или кто-то еще другой начнет учить не тому, чему учит Свящ. Писание и свв. отцы, то, говоря словами ап. Павла анафема да будет как лже-епископу даже в том случае, если из сана его никто не извергнет. Об этом говорится в известном 15-м правиле 2-кратного Собора в К-поле. Спасительно или не спасительно хождение в ПЦУ или участие в богослужениях данной Церкви - вот думается животрепещущий вопрос для рядового человека, а не сложные юридические казусы, в которых ему трудно разобраться.
раиса22 октября 2019, 11:09
Как -то не лежит душа к тому, что признающие раскол, сохраняют благодать. А ведь, признав раскольников как церковь, сами уже потеряли благодать.По- другому быть не может. Разве может быть, чтобы сохраняющий в себе Благодать Божию, мог признавать слуг сатаны, которые раздирают Церковь Христову. Святитель Киприан Карфагенский -"Не может обладать одеждою Христовой -благодатью, кто раздирает Церковь Христову."
Катерина 22 октября 2019, 08:39
Особенно вовремя напоминание о культуре ведения дискуссий (она у нас в принципе отсутствует), злословии и хамстве по отношению к идеологическому на данеый момент противнику. Спасибо, владыко, за Ваше вразумление. Божьей всем нам Помощи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×