«И вдруг вся камера, как одно существо, произносит: ‟Есть Бог!”»

Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 4

Часть 1: «У меня была идеальная советская биография»
Часть 2: «Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок»
Часть 3: ««На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу»
Часть 5: «Я поворачиваюсь к зоне и кричу: “Ад! Где твоя победа?!”»

Александр Иоильевич Огородников (р. 27 марта 1950 года, Чистополь) – советский ​диссидент, российский политик, христианский демократ. В 1974-м организовал христианский семинар, на котором изучали богословие и христианскую философию. Участниками семинара были около 30 человек, позднее 4 участника семинара стали священниками, 2 – диаконами. С группой единомышленников в 1976-м начал выпускать самиздатский журнал «Община».

Александр Огородников Александр Огородников – В прошлой нашей беседе мы остановились на том, что вас арестовали и судили...

– Меня судили по статье «тунеядство». То есть это только год. Но все было рассчитано: они были уверены, что сломают меня за этот год. И отправили меня в очень серьезную тюрьму – в лагерь в Комсомольске-на-Амуре, представляете? Хотя по закону я должен был бы сидеть в Московской области (где-то в лагере, в колонии или в тюрьме – но в Московской области!). Это по закону! Но меня отправили через всю страну в Комсомольск-на-Амуре, в очень строгий лагерь, будучи уверены, что меня там просто сломают. Интеллигентный мальчишка, а там такие волки, шансов нет... Но они ошиблись – все получилось наоборот, зэки меня приняли...

Знаете, именно в лагере было много случаев просто чудесных, но об этом надо долго рассказывать...

– Пожалуйста, расскажите! Это очень интересно и очень важно.

– Ну вот, меня арестовали. Суд, все прочее... Затем мне присуждают этот год, а потом – долгий этап.

Осудили меня в Калинине. Это было устроено специально, чтобы на процессе не было иностранных журналистов (Калинин тогда был закрытым городом). И вот, иду я очень долгим этапом до Комсомольска-на-Амуре. Иду в цивильной одежде (меня же не переодели). Наконец этап доходит до Хабаровской тюрьмы...

Меня отправили в очень строгий лагерь, будучи уверены, что меня там просто сломают. Интеллигентный мальчишка, а там такие волки, шансов нет

Раньше я даже и не предполагал, что в тюрьме все имеет очень важный знаковый смысл, очень важный!.. Например, когда «столыпинский вагон» с заключенными приходит на станцию, его там отцепляют, высаживают всех зэков. Потом, перед тем, как развести заключенных по тюрьмам, их жестко рассаживают в круг. Вокруг них стоят автоматчики с овчарками на поводке, а все заключенные обязаны сидеть на корточках, держа руки «замком» над головой. Это обязательное условие для всех зэков, кем бы они ни были: ворами в законе, паханами, авторитетами и т.д. Но я, например, никогда на корточки не садился, я оставался стоять. И даже не предполагал, что потом, когда об этом позже сами зэки напишут стихи, я вдруг пойму значение этого своего поступка («все сидели, а он стоял»).

То есть я хочу сказать, что в зоне я вел себя абсолютно так же, как и на свободе. Я никогда не подстраивался под зэков, никогда не говорил им никаких «комплиментов», чтобы завоевать какую-то дешевую «популярность» и т.п. Я вел себя абсолютно так же, как всегда, в обычной жизни. Я был со всеми абсолютно искренним, спокойным, и, как потом оказалось, это была единственно правильная тактика.

– Но ведь заключенные все разные? И удавалось со всеми ровно общаться?

– Да. Кстати, я был единственным, кто мог общаться даже с «опущенными», потому что обычно общение с ними предполагало лишь их «использование». А согласно тюремным законам, если ты общаешься с «опущенными», значит, ты такой же, как и они. И тебя тут же определят в «обиженку»: то есть дадут тебе миску с пробитым краем, ложку с дыркой и пр. Зэки, помню, скрипели зубами, но признавали это мое право: «Ну, Александру можно. У него какой-то свой статус!»

– А как все это было в реальности, можете вспомнить?

– Представьте себе, идет этап... Нас выводят, раздается команда: «Сидеть! Сидеть! Сидеть!» И очереди автоматные поверх голов... Тем не менее я остаюсь стоять.

Дальше: нас, зеков, вталкивают в автозак, везут в Хабаровскую тюрьму. Это были буквально мои «первые шаги» в тюрьме, скажем так. Потом меня долго держат в «отстойнике», долго ведут по каким-то коридорам, наконец открывают дверь камеры и заталкивают меня туда. Дверь за мной закрывается...

Я вхожу: передо мной камера, где находится примерно человек 40 зэков. Все полуобнаженные, в камере жарко, народу много, очень тесно... Видно, что большинство из зэков – настоящие «качки».

Я вхожу и говорю: «Мир вам!» Их это приветствие сразу насторожило, потому что до этого было им абсолютно неизвестно. Кроме того, напомню: я был пока еще в цивильной одежде.

На шконке в камере сидел так называемый «главшпан» (как потом мне объяснили). И вот, он обращается ко мне с такими словами: «Светани-ка лепень!» По-русски это означает: «Покажи пиджак!» И говорит: «Знаешь, у нас скоро освобождаются ребята, им нечего надеть, так что снимай с себя одежду и переодевайся!» И бросает мне какие-то тряпки. (Конечно, он продолжал говорить на своем, тюремном языке, это я уже перевел для понимания).

Бросает он к моим ногам эти тряпки, и я ему отвечаю: «Я могу поделиться одеждой с кем-то, кто действительно в этом нуждается (если это вправду так), но сделаю я это сам!»

– Имели мужество так ответить?

– Конечно же, этим ответом я сразу бросил вызов всей камере. Такое не прощается.

И тогда мне говорят: «Все, спать будешь около параши (там, где спят ‟униженные” и ‟обиженные”)!» И все зеки, вижу, объединяются, чтобы вместе кинуться на меня.

Я быстро соображаю: сзади меня дверь, рядом – шконка, какое-то время я еще могу продержаться. С другой стороны, думаю так: ну, могу ли я с ними драться вообще? Ведь я же христианин! И тут я, впервые за все время пребывания в камере, вспоминаю о Боге. И как-то «из глубины» спрашиваю мысленно: «Господи, что же мне делать?!»

Как только я это в себе произнес, второй по значимости «шпан» в этой камере говорит: «Слушай, земляк! Ты вот сейчас, входя в камеру, сказал: ‟Мир вам...”» – «Да, я так и сказал, но если вы этого мира не примете, он вернется ко мне!» – «А ты что, верующий?» – «Да, я исповедую веру в Господа нашего Иисуса Христа!» И тут он вдруг говорит: «Видишь эту зону? Мы все тут – ‟отрицалы” (это значит, лидеры уголовного сопротивления, всякие там воры в законе). Нас собрали со всего края с тем, чтобы нас сломать. Нас изолировали от всего: здесь нет ни ‟грева” (то есть наркотиков), ни курева, ничего. Вот, мы уже две недели не курили, у нас даже уши опухли без курева! Нас ломают здесь, мы в полной изоляции. Но если ты действительно верующий, то ведь в тюрьме надо отвечать за свои слова (и это действительно было так: раз сказал, то должен отвечать, держать ответ за свои слова). Итак, если ты верующий, то попроси у своего Бога, чтобы Он дал нам покурить!»

И я вдруг подумал: как же я дерзну «на своих плечах» принести сюда Господа Бога – в этот ад?!

И вот, представьте себе камеру: какой-то «дымный» свет, воздух, полный пота, испражнений и прочего. Атмосфера очень тяжелая, пахнет мочой, спермой и т.д. И я вдруг подумал: как же я дерзну «на своих плечах» принести сюда Господа Бога – в этот настоящий ад?! Я недостоин этого!..

Но тем не менее все же я обращаюсь к ним с некоей просьбой: «Вот, вас собрали всех здесь... Вы – ‟отрицалы”, но и от вас отказалось общество, от многих из вас отказались даже близкие, вы никому уже не нужны! Вы обречены пожизненно сидеть тут, кормить вшей и так плохо умереть... И вот, в этой атмосфере, в которой вы живете, полной цинизма, ненависти, зла, отвращения, сейчас должна прозвучать молитва к Богу? Как вы это себе представляете, когда от вас просто исходят насилие и ненависть?!. Но Господь наш – Он любит человека!.. Он создал человека именно как соработника Себе. Есть лишь Одно Существо, Которое от вас никогда не отвернется – это Господь Бог! От вас отвернулись уже все – и близкие даже, но Господь от вас никогда не отвернется!»

И тогда я вдруг, даже как-то самоуверенно, говорю им: «Этот Господь Бог и явит вам сейчас это чудо! Он совершит это ради вас, чтобы вы поняли, что вы – не брошены, что вы не одни, что вы не оставлены! Даже вы – в этом вашем ужасном адском состоянии – не оставлены и близки ко Господу, вы нужны Ему! Он болеет за вас!»...

– И какая была реакция?

– Все притихли, слушают меня: впервые же слышат подобное! А я при этом думаю: как я смогу им доказать свои слова?.. Но, почему-то не боясь, прохожу в центр камеры и начинаю доставать свою икону. А надо сказать, что при мне оставалась икона, которая была напечатана на особой бумаге. И она прошла со мной все тюремные «шмоны», потому что никак не прощупывалась. Эта репродукция сделана Шеветоньским католическим монастырем, но икона православная.

И вот я ее вытащил наружу. Один шпаненок из заключенных начал жечь перед ней спички, как бы символизируя свечу, а я, смотря на икону, говорю: «Слушайте молитву! Те, кто может, повторяйте ее, а кто не может – просто слушайте!» И еще сказал: «Кстати, ко Господу Богу мы обращаемся стоя. Поэтому встаньте, братья!..»

Кто-то из зэков заерзал, не соглашаясь, но тогда я обратился к «главшпану»: «Если мы действительно хотим, чтобы Господь нас услышал, мы должны явить свое почтение к Нему». И тот знаком велел всем встать...

Все абсолютно уверены, что я «провалюсь», и уж тогда надо мной вдоволь поиздеваются

Конечно, все абсолютно уверены, что я «провалюсь», и уж тогда надо мной вдоволь поиздеваются, потому что за свое слово надо держать ответ. Это жестко, но это один из воровских законов.

И вот, зэки встают, некоторые ухмыляются (забава, наконец, появилась, сейчас они на мне отыграются). И я начинаю читать молитву...

И вдруг на каком-то этапе чтения (сначала я прочел общую молитву, а потом начал некую импровизацию) я слышу, что мой голос раздается как бы откуда-то сверху. Сначала я подумал, что это камера резонирует. Но, знаете, кожей спины я физически вдруг начинаю ощущать, как меняется атмосфера в камере! Меняется!.. И когда я закончил молитву и обернулся к сокамерникам, они вдруг все стали какие-то не такие, не прежние. Такое было чувство, словно что-то коснулось их сердца, понимаете?! Они стояли в полной тишине – и не просто в тишине, в благоговейной тишине!..

И, не желая нарушить эти тишину, я даю им знак: «Садитесь!» И в этот же момент, когда они стали садиться, вдруг открывается окошечко в камере, и к нам влетают два блока «Беломорканала»!.. Самые уважаемые у зэков.

И тогда вся камера, как одно существо, одним дыханием произносит: «Есть Бог!» Вся камера, как один человек...

Так я начал свой срок заключения, и так он весь и шел...

– А срок был большим?

– Меня бросали из тюрьмы в тюрьму. Администрация всякими способами пыталась от меня отвязаться, потому что я был очень неудобным зэком (права качал и прочее). И вот, как-то посадили меня в автозак с одним старым зэком. Я встал на молитву, а он и говорит: «А ты что, верующий?» – «Ну да, верующий...» – «А ты знаешь, что значит ‟верующий”?» – «Что?» И он вдруг начинает рассказывать мне всю вышеприведенную историю, завершая ее такими словами: «Ты понял? Верующий помолился, и Господь братве дал покурить!..»

– То есть вы стали знаменитым...

– Кстати, тогда еще, в той камере, я произнес такие слова после молитвы: «И хотя курение – это грех в глазах Божиих, но ради любви к вам Господь явит вам это чудо!» Я почему-то говорил тогда абсолютно уверенно, хотя откуда эта уверенность тогда у меня взялась, я не знаю. Кстати, впоследствии там, где я так себя вел, я всегда получал то, о чем просил...

– Это был первый год заключения?

– Это были первые мои дни в тюрьме!

– Но вы потом освободились?

– Я освободился спустя 9 лет!

– «Один год» затянулся на 9 лет заключения?

– Понимаете, в чем дело? Они тогда прямо мне сказали: «Мы можем вас физически поставить на колени, но не это – наша цель! Мы вас хотим поставить на колени морально, чтобы вы ‟разоружились” и приняли нашу идеологию». И еще так мне говорили: «Вы поймите, вы являете очень плохой пример! Мы вас будем ломать, и мы вас сломаем. За нами – вся мощь государства...»

«Мы вас будем ломать, и мы вас сломаем. За нами – вся мощь государства...»

– Но ведь выше вы сказали, что за тунеядство дают только год. Значит, вам уже в заключении добавили еще?

– Вот как это было... До конца срока мне остается два месяца, вдруг меня выдергивают из этой зоны в Комсомольске-на-Амуре, сажают в самолет и через всю страну отправляют в Питер. Гонят целый самолет ради этого через всю страну: представляете, 12 с лишним тысяч километров?!

В Питере меня передают в «большой дом», и там начинается главное испытание, очень интересное.

Дело в том, что Володя Пориш (один из основателей наших семинаров в Питере) тоже был арестован. И меня привезли в Питер специально, чтобы сломать наши отношения, понимаете? Я решил отказываться от всяких показаний...

– Решили просто молчать?

– Надо сказать, что я всегда отказывался даже «ходить» на допросы – меня на допросы охранники обычно просто носят: берут за руки и за ноги и несут, потому что я вообще отказываюсь выходить из камеры, никак не общаюсь с ними. Просто не общаюсь. Даже на простой вопрос: «Какая погода?» я отвечаю молчанием. А они всячески пытаются меня на что-то вывести...

– И неужели так и не смогли вас «разговорить»?

– Однажды они все-таки меня спровоцировали на показания, и вот как это случилось.

Показывают мне письменные показания Пориша (причем я вижу, что это действительно его рука и т.д.), и я вижу из его объяснений: оказывается, все, что совершил я, это сделал не я, а только он, Пориш! Я же, оказывается, в наших семинарах был просто «зиц-председателем», понимаете? А все делал Володя – и именно он должен понести за это заслуженное наказание! Меня же следует просто выгнать и освободить, потому что я тут ни при чем! Ну, согласился человек поучаствовать в семинарах, но ведь он отсидел за это уже целый год!..

– Вы высказали свое возмущение?

– Да, тут я уже вынужденно прерываю свое молчание и начинаю отстаивать «свои права»...

Уже позже один следователь мне скажет: «Знаете, у меня сложилось такое ощущение, что я нахожусь в театре абсурда! Люди обычно топят друг друга, пытаются сами выйти сухими из воды. Пориш все сделал для того, чтобы вы просто молчали: ведь он сам показывает на себя, свидетельствуя, что он один все это создал. А вы, Огородников, сейчас боретесь с ним за срок! Зачем вам это нужно?! Мы же все видим... Поскольку у нас есть его показания, и он их дает за своей подписью, то мы должны их признавать! Тем более что вы так долго молчали...». Даже на вопрос, почему подпись под статьей была моя, Володя ответил, что просто поставил мою фамилию, потому что она более известная. Он, дескать, был уверен, что с такой подписью статья найдет публикацию в больших журналах, только и всего. Сам же Огородников, мол, об этом даже и не знал...

И так мы начали с ним заочно бороться – кто больше получит тюрьмы... Я победил, конечно!..

И так мы начали с ним заочно бороться – кто больше получит тюрьмы...

– Но ведь и его тоже взяли?

– Разумеется. Его тоже судили очень жестко. Но я ошибся немножко вот в чем: я недооценил, что тюрьма – это страшное испытание, что она ломает людей. Многих людей. И, к сожалению, Володю она тоже надломила.

Когда я уже впоследствии выйду на свободу и встречусь с ним, я это увижу. И это помешает нам общаться, как общались прежде. Я просто очень на него надеялся...

Володя Пориш – очень достойный человек, но в тюрьме его многое надломило, понимаете?

То есть заключение и все остальное он выдержал отлично. Кстати, ему тоже потом дали дополнительный срок... Но вышел он из тюрьмы уже надломленным. А я обрел свободу только спустя 9 лет. Это очень долгая история: если обо всем рассказывать, то это займет много времени...

– Но расскажите хотя бы о том, как вы вышли на свободу?

– Я мог бы рассказать об этом уйму всего. Но сейчас хотел бы упомянуть об одной методе. Представьте себе, что вас арестовали (не дай Бог, конечно!), дали срок. Как всякий нормальный человек, вы хотите выстоять, выжить. Как бегун на длинные дистанции, вы мобилизуете все свои душевные и физические силы, чтобы выстоять и выжить, пройти этот срок. И вы точно знаете срок, после которого вас освободят. Вы мысленно даже представляете себе этот день: как вы его проведете, как вы выйдете на свободу, как увидите солнце над головой, как вы впервые наедитесь досыта хлеба!.. Вот, вы думаете: какие вообще могут быть пирожные! Как они могут сравниться с хлебом, который вкуснее всего!..

Вы все это себе нарисовали, и вот наконец ваш тюремный срок заключения действительно заканчивается... Вас вызывают по фамилии и велят собираться с вещами. Вы собираете вещи, идете в камеру, прощаетесь с сокамерниками, оставляете им свои книги, какие-то вещи...

Потом открываются со скрежетом двери: одна, вторая, третья, четвертая, пятая и т.д. И вот, открывается уже последняя дверь – скоро вы выйдете на свободу!

И вдруг к вам обращаются: «Пустая формальность, одну минуту!» Открывается какая-то дверь, вам вежливо очень говорят: «Зайдите сюда, пожалуйста!» Вы входите, там несколько человек, прокурор и прочие, и вам читают – приказ о новом аресте!.. Многие здесь не выдерживали и даже сходили с ума! Я эту процедуру проходил трижды...

Ну, это действительно очень тяжело: сидеть и мечтать: «Вот, скоро, скоро...». И, как бегун, ты внезапно останавливаешься, потому что уже нету сил бежать дальше!

– Но они это делали специально?

– Конечно. Конечно! Ведь их цель – тебя сломать, они об этом прямо говорят. Вы не нужны им как нормальный думающий человек, вы должны стать уродом...

– А что, ты можешь «купить» себе свободу в тюрьме?

– Конечно! Знаете, уголовник, например: что бы он ни сделал, он будет сидеть – и все! У нас же была абсолютно иная ситуация.

Я вам расскажу об одном случае. С точки зрения администрации, я имел очень отрицательное влияние на зеков, и меня «дернули» с моей зоны. Это была зона для особо опасных государственных преступников. Особая зона, особый режим – очень тяжелый, и пр. И меня этапировали в Калинин (теперь это Тверь). Посадили там в карцер, потому что я был на плохом счету. И в карцере мне дают вдруг письмо (что по закону запрещено) от жены, в котором она пишет: они с сыном приехали в Крым (Диме тогда было около пяти лет), «но без тебя, конечно, это не отдых...». И снимок был приложен к письму: они с Димой стоят по колено в море, печальные и грустные...

И вот, меня вызывает следователь на допрос (хотя обычно из карцера на допросы не вызывают). И говорит: «Ну, что, получили письмо от жены? Не хотите к ней?» – «А вы знаете нас?» – «Ну, конечно, знаю!» И говорит вдруг мне доверительно: «Знаете, мы можем сделать так, что – не сегодня, но уже завтра – вы уже будете там, в Крыму, рядом с ней! Самолетом вас отправим... Вы знаете, что от вас нужно? Нам известно, что вы держите слово. Нужно ваше обещание, что вы не будете заниматься вашей прежней деятельностью. Веруйте в Бога, ходите в церковь, но оставьте в покое защиту прав, прекратите поиск обиженных и т.д.».

И я четко уверен в том, что следователь говорит мне правду – в том смысле, что для них такая победа важнее всего, потому что они победят тогда в идеологической борьбе. И будут говорить после: «Огородников тоже сломан...».

Только если, например, от отца Дмитрия Дудко потребовали написать гнусное письмо, в котором он оговорил очень достойных людей, назвав их «агентами ЦРУ», то тут было другое...

– А что это за оговор, я мало об этом знаю...

– Ну, представьте себе: отец Иоанн Мейендорф, известный богослов, отец Александр Шмеман, книги которого мы читали, – ну, как можно их в этом обвинить?! Но это было условием его освобождения, понимаете?..

– Александр, а в чем были гарантии того, что они сдержали бы свое слово? Они ведь могли пойти и дальше: потребовать от вас следующих шагов к отступлению?

– Разумеется, здесь был элемент провокации. Но вот в чем дело: для Госбезопасности важно было «держать марку». Пусть они вас даже обманут... Но каждый из тех, кто отказался от своей правозащитной деятельности, – это уже их победа! Раздаются победные реляции, они получают премии, повышения по службе и пр. А главное – это победа в идеологической борьбе: вот, был правозащитник, пусть он и не осудил никого, никого не предал, но он отошел от своей деятельности. То есть молчаливо признал «нашу правду»...

Разумеется, письменный отказ – это еще лучше. Именно это и совершил отец Дмитрий Дудко.

– Но что вами тогда руководило? Ведь ради жены, ради семьи, казалось бы, можно было пойти на такие уступки?

– Руководило только одно. Я хотел бы избежать высоких слов, но...

– Дело принципа?

– Нет. Я просто понимал, что это – как бы мое служение Господу Богу.

Когда меня освободили, я четыре месяца прятался в храмах по углам и не мог сдерживать слез

Когда меня освободили, я четыре месяца прятался в храмах по углам и не мог сдерживать слез, которые переходили в рыдания... Представьте себе: храм весь молится, а я не могу сдержать рыданий. Такое было внутри переживание любви Божией, что не передать словами! Слезы текут и текут... Текут – это еще ладно, но когда ты вздрагиваешь всем телом и не можешь себя сдержать от рыданий – это другое. Такое было переживание, просто колоссальное!..

– И как же вы освободились?

– Я главного вам не рассказал: дело в том, что в тюрьме со мной было много всего, очень много... И повсюду были знаки Божественной любви. Просто конкретные знаки! Я только думал: как же мне, смердящему псу, Господь все это дает?! Я не стою этого!..

С Александром Огородниковым
беседовал Николай Бульчук

29 октября 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу» «На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу»
Александр Огородников
«На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу» «На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу»
Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 3
С первых же строк мы всем показали, что мы – не абстрактные люди. Мы – христиане, а наш путь определен трагическим опытом Новомучеников.
«Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок» «Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок»
Александр Огородников
«Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок» «Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок»
Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 2
Я понимал, что надо идти дальше, что «Jesus people» – это все-таки не глубоко. И если первая встреча с Богом – это открытие Христа, то потом ведь должно быть Богопознание.
«У меня была идеальная советская биография» «У меня была идеальная советская биография»
Александр Огородников
«У меня была идеальная советская биография» «У меня была идеальная советская биография»
Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым
«На пике своей карьеры я начал ощущать, что мы как бы «не чувствуем глубины под ногами». А наша «глубина» – очень мелкая!..»
Комментарии
Владимир Московченко 3 июля 2020, 20:26
Это должно быть экранизировано! Мир вам!
Владимир18 декабря 2019, 09:15
У Володи фамилия правильно пишется не Пориш, и ПорЕш. ВИ слова о том, что тюрьма его сломала - это ложь. Мы дружим больше 30 лет, Володя очень светлый человек, много сделавший для христианского просвещения в Ленинграде-Петербурге. Один из создателей Санкт-Петербургского Института богословия и философии и многого еще. Сейчас живет в Алма-Ата, продолжает переводить с французского христианскую литературу.
Олег15 декабря 2019, 22:10
Кстати, в истории с пачками "Беломора", по-видимому, нет ничего сверхъестественного. В воспоминаниях Ирины Ратушинской ("Серый -- цвет надежды") и Леонида Бородина ("Без выбора") неоднократно описываются случаи сочувствия тюремной и лагерной охраны политзэкам. А эти люди отбывали свои сроки 1980-е годы, т.е. примерно в то же самое время.
Вячеслав10 декабря 2019, 13:06
Ольга26 ноября 2019, 20:42 Вообще то мы в Христа верим, а не в сказки. А христиане мы такие какие есть, не любим когда ложью затуманивают глаза.
Ольга26 ноября 2019, 20:42
Благодать от прочтения. Люди, которые пишут "не верю", какие же вы христиане, если крещеному собрату изначально не верите. Хотелось бы также узнать историю любви А.Огородникова и его жены.
Ирина К.25 ноября 2019, 13:39
Будет ли экранизация судьбы Огородникова? И где прочитать обо всех чудес во время молитвы в тюрьме? "Богоподобная свобода редчайший дар человеку! Сердечно благодарю Александра за бесценный опыт, которым он поделился. Никогда не забуду: "Мир вам" при входе в камеру, и «Я могу поделиться одеждой..., но сделаю я это сам!» Это - Личность! То начало в человеке, которое уничтожает враг в первую очередь."
Евгений25 ноября 2019, 06:51
Слава Богу нашему ! Очень дивная статья и благодарю Господа за все дела , которые ОН совершает . Со мной тоже было очень много дивных вещей , которые творил Господь , во время , когда я отбывал наказанье . Но не за веру , а принял Господа в зоне строгого режима .Да будет имя Господа прославлено во все века . Слава Богу нашему !
Андрей23 ноября 2019, 20:42
Очень интересно, человек с редким духом, всему написаному верю на все сто, я простой зек и, сам встречал присутствие Бога в зоне... а вот этот эпизод с куревом и,"есть Бог!" это уж точно описано и, почти такое я встречал в КПЗ в Бахчисарае
Виктор13 ноября 2019, 17:06
Восторгаюсь силой духа Огородникова, силой Души настоящего русского человека. Спаси и сохрани!
Георгий Федоренко 8 ноября 2019, 14:14
Хотелось отправить на страницу нашего храма, но у Вас нет такой возможности отправлять на какой либо "паблик", нужно с начала на свою страницу. Почему? Спасибо.
Георгий 8 ноября 2019, 13:54
Я родился в 1951 году. В семье врачей. Ни когда не были атеистами. В середине 70-годов стали "потихоньку" ходить в храмы. Как и многие по дальше от дома, теперь и приходы состоят из людей приезжающих "из далека". Ходили не в Красногорске где мы жвём, а на электричку и до Рижской. Там на площади красивый храм, иконы Божией матери Знамение в Переяславской слободе. И вот идёшь через площадь а поперёк Проспекта Мира лозунги: "Советский человек самый прогрессивный на свете", "Мы все как один в едином строю" и т.д., идёшь и думается а вообще храм то стоит еще. Зайдешь туда и ещё некоторое время не находишь себе места, тихое пение, запах воска и ладана. И люди, которые уже здороваются с тобою.
Галина 8 ноября 2019, 09:12
Дорогие братья и сестры, знаете что радует во всех этих комментариях? А то, что нет людей равнодушных. Какую бы точку зрения не высказывали читатели - они душой болеют, а это (на мой взгляд) свидетельство, что больной скорее жив, чем мертв. И значит мы еще повоюем! В хорошем смысле этого слова. Думается, что такие беседы полезны для церкви. А то порой читаешь, смотришь "Союз" или "Спас" и невольно приходит мысль: для кого и для чего это делается? Ну не все в Церкви монахи, священники и члены их семей. А как же миряне? Их мысли, чаяния хоть что-то значат? Ведь на исповеди всего не проговоришь, да и надо ли.
Татьяна В. 7 ноября 2019, 17:30
Марфа 6 ноября 2019, 19:38 верните нам котлы мясные плена египетского?Потому как с палачами было теплее и привычнее? (с) Потрясающий комментарий, действительно. О каких "мясных котлах плена египетского" Вы говорите? Ничего не бывает просто так, и этот плен - тем более. За все надо платить, заете ли. Каково было состояние веры и предательсва в РИ перед революцией, думаю повторять не стоит. И этот плен может снова повториться, если уроков люди не усвоят. Из этого плена нас выкупили кровью наши новомученики, а вот кто придет им на смену? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС. Уроки просто так не преподаются, пора бы это понимать.
Татьяна В. 7 ноября 2019, 17:19
Игорь Зря в комментах поливают Александра.(с) Никто его не поливает. Доступнее всего об этом сказал о. Тихон в книге "Несвятые святые", передавая слова брата Александра, монаха о. Рафаила. Он говорил что СССР и сам развалится, зачем тратить на это силы? Все кто приветствуют диссиденство, полагаются на силы человеческие, а не на Бога. Т. к. вовсе не диссидинты разрушили эту махину - а НЕВЕРИЕ в те идеалы, которыми она питалась (а ведь все базировалось на реальной вере в коммунизм!). Как и сказано было "построил свой дом на песке. ... и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое."(с)
Игорь 7 ноября 2019, 09:45
Хорошее интервью. Зря в комментах поливают Александра. Это же безсмысленно. Кто развалил страну, правозащитники? Развалило ее руководство КПСС, зачем приписывать правозащитнику, то чего он сделать не мог. Когда все затрещало никто СССР не захотел защищать, никто за его спасение кровь не стал проливать. И те, кто пишет в комментах тоже. Коммунисты себя дискредитировали, обещанного коммунизма не было, дураков им верить уже не было. Да коммунисты и сами в коммунизм не верили.
Марфа 6 ноября 2019, 19:38
Потрясающие комментарии. Матушка Фрося в одноименном фильме владыки Тихона Шевкунова, впрочем, как и многие другие, ясно и четко говорит о советском времени: "мы жили в плену". Советский режим, коммунизм и большевизм - это не Россия, это те, кто пленил Россию. В этом плену русский народ продолжал творить и не был уничтожен. Сейчас, выбравшись из плена, Россия все еще не пришла к Богу, до сих пор "блевотиной кормимся", без Бога и без царя в голове, часто в грязи реальной и моральной. Но почему проблемы русского народа, освобожденного от плена, означают, что плен был - благо? Как евреи в пустыне - верните нам котлы мясные плена египетского? Потому как с палачами было теплее и привычнее?
Владимир 5 ноября 2019, 07:57
Хороший пример молитвы по соглашению, где двое или трое согласятся молиться и просить о чём, получат просимое...
Гордий 4 ноября 2019, 17:38
Какие же испытания выпали на долю Александра... Жду продолжения. И конечно, Александр непременно должен написать книгу и свидетельствовать обо всем произошедшем.
НН 4 ноября 2019, 14:04
Вячеслав, Вы абсолютно правы. СССР разваливали не один год, ускорение произошло с приходом Горбачева и Ельцына- переродившихся коммунистов, предателей дела, которому они сознательно и добровольно служили бОльшую часть своей жизни; но это было бы их личным делом, если бы они не были"головой рыбы"; и малой доли активного агрессивного большинства, недовольного всем и вся. Но были и другие "попутчики", которых использовали иногда и "втёмную". Сейчас работа не прекратилась, только она направлена уже на развал России. Финансирует эту деятельность не только усл. госдеп, но и наши богатые и сильные мира сего. Золотой телец правит миром. "ЭТО(деньги) надо одному, а не всем!"Помните? Очень доходчиво!
Вячеслав 4 ноября 2019, 09:58
Алиса 3 ноября 2019, 19:01 Если мы и дальше хотим в России жить, а не в Московии и Оренбургском княжестве к примеру то нужно и с антисоветизмом заканчивать. Я не пойму позицию некоторых (тех кого упоминать нельзя) в этом вопросе, Петр и Павел не проклинали безбожный Римский режим, а сейчас прям смакуют, ах какие большевики безбожные и злые были.
Николай 3 ноября 2019, 21:59
С миром принимаю. Прочитав данную беседу,особо ощутил,что мне не выдержать бы и малой части перечисленного из испытаний того времени.Разве только, помыть полы алтаря)...в свете всего,искренне удивляюсь ,когда мои молитвы бывают услышаны. Но еще раз о себе...- ой слаб и труслив.Иисусе Христе Сыне и Слове Божий,помилуй меня грешного.
Татьяна В. 3 ноября 2019, 20:02
Все они служили Богу в тех условиях и в том месте, где были призваны. Вам это непонятно, Татьяна В, (c) Лютер тоже, кстати был призван на служение. Мне вполне понятно что такое экуменизм, спасибо за пространное послание, но оно ничего для меня не изменит, как и для всех православных.
Алиса 3 ноября 2019, 19:01
Пора уже четко определиться с диссидентами - смысл и результат их деятельности. Мы обычно очаровываемся их какими-то личными качествами вроде железной воли и т.п. Но надо рассмотреть явление целиком и дать оценку. Лично я считаю, что ключевое слово диссидента - тщеславие
Иоанна_ 3 ноября 2019, 17:06
/Непонятно какое отношение к этому имеет диссидент-христианский-демократ А. Огородников. Его брат монах православный о. Рафаил, да, самое прямое.// Среди новомучеников были те, кто резко обличал гонителей, а были те, кто не произнёс ни слова. Были и монахи, и миряне, были те, кто открыто шёл на голгофу, и те, кто подвизался незаметно. Все они служили Богу в тех условиях и в том месте, где были призваны. Вам это непонятно, Татьяна В, но если вам или мне что-то непонятно, это не значит, что это не имеет смысла, просто смысл в данном случае вне нашего понимания.
Алла 3 ноября 2019, 09:38
Чтобы в 70-е годы пострадать за веру, нужно было постараться. Власти позволяли тихо-мирно верить, если не высовываться. Это не 30-е, где могли за веру заклеймить неблагонадежным и отправить под каким-нибудь предлогом в лагерь. Да, воцерковленному был закрыт путь на вершины карьеры, но жить скромной жизнью было вполне возможно. Но это если было такое желание. Некоторым-то хотелось подиссидентствовать.
НН 2 ноября 2019, 21:51
Олег: /Сейчас слова "правозащитник" и "диссидент" совсем другими красками заиграли/.- Увы, поздно пить боржоми. Хотя были люди и среди "творческой интеллигенции", которые и тогда предупреждали, чем всё может закончится. Но куда там! Ещё в ВУЗе меня не понимали, что я читаю "Москву" и "Наш современник". Кстати, фамилии Шафаревич, Корин, Паламарчук, Огурцов, Бородин и др. православные знали, ВООПИиК во всю действовал, но антисоветчиков там не привечали. Результаты деятельности ярых правозащитников и диссидентов подвёл раскаявшийся"наивный" диссидент А.А.Зиновьев: "Метили в коммунизм, а попали в Россию", честно признался. Да и А.И.Солженицын в конце жизни был не в восторге, орден не принял.
Галина 2 ноября 2019, 17:58
"Ты сердишься, Юпитер, значит ты не прав". Упаси Бог сомневаться в чужих способностях.
Иоанна_ 2 ноября 2019, 15:31
/Надо ВОЗРОЖДАТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ способность думать, анализировать...// Но вы-то умеете думать, анализировать, почему же считаете, что другим это не под силу? Не надо считать других глупее себя, Галина! А что касается ваших "горьких лекарств" - "Врачу, исцелися сам!" (Лк.4;23)
Сергей 2 ноября 2019, 01:41
КРОМЕ БОГА МЫ НЕ НУЖНЫ НИКОМУ! СЛАВА И БЛАГОДАРЕНИЕ БОГУ ЗА ВСЁ!!!
НН 1 ноября 2019, 22:51
Иоанна_:/Православные люди радуются прежде всего возрождению Русской Церкви, а не "расцвету наук и искуссств"/- А кто Вам сказал, что Русскую Церковь нужно противопоставлять науке и искусству? Кто Вам сказал, что ИЛИ Русская Церковь ИЛИ развал Родины? Кто Вам сказал, что НЕ могло быть И то, И другое?! А потом удивляемся и возмущаемся, что к Православной Церкви стали хуже относиться... Да, 5% населения выиграли - получили храмы в шаговой доступности, что очень хорошо. А остальные - оптимизацию медицины, образования, пенсионной системы и тд. Вам комфортно радоваться на чужих тродностях, полученных народом в результате и правозащитной(читай:диссидентской) деятельности Ваших героев? Ну-ну...
Галина 1 ноября 2019, 22:22
Уважаемая Иоанна, лекарство только иногда бывает сладким, а в основном оно горькое. Возрождение...а разве Церковь умирала? Надо ВОЗРОЖДАТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ способность думать, анализировать, сопостовлять. И не надо кормить его заведомо ложью. А яды, помнится, применяются в лечебных целях. Так что уязвляй дабы не согрешил.
Татьяна В. 1 ноября 2019, 19:42
Иоанна_ 1 ноября 2019, 17:59 Так и в ваших ядовитых комментариях тоже Православием "и не пахло", Галина! Православные люди радуются прежде всего возрождению Русской Церкви (с) Непонятно какое отношение к этому имеет диссидент-христианский-демократ А. Огородников. Его брат монах православный о. Рафаил, да, самое прямое. Удивительно какие две разные судьбы у братьев.
Иоанна_ 1 ноября 2019, 17:59
/Православной верой там и не пахло.// Так и в ваших ядовитых комментариях тоже Православием "и не пахло", Галина! Православные люди радуются прежде всего возрождению Русской Церкви, а не "расцвету наук и искуссств"...
Олег 1 ноября 2019, 14:40
Сейчас слова "правозащитник" и "диссидент" совсем другими красками заиграли. Так "направозащищали", что потери в населении в 90-е превысили потери в ВОВ.
Евгений 1 ноября 2019, 12:12
"Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю"... А.С. Пушкин Статья написана по мотивам мемуаров диссидента В.К.Буковского на православный лад. В жизни любого человека есть периоды, которые хочется стереть "волшебным ластиком". Хочется мучительно и больно.Сами собой выстраиваются сценарии правильных поступков в тех ситуациях, где мы проявили себя "не на высоте". Эти сценарии могут быть неким антидепрессантом и превратиться в "правду". Из этой области, возможно, данная статья. Но больше похоже на "синдром советского правозащитника". У них у всех - повальное мессианство, подпитываемое бессовестной ложью.
Галина 1 ноября 2019, 09:06
Можно все три статьи перебрать по косточкам и от них камня на камне не останется. Но смущает вот что: он такой праведный , только что не скажет сам о себе «Я святой». Однако стойкость, мужество и последовательность наших диссидентов (любого возьмите) направлены только на личное благополучие! Подчеркиваю – личное! Разговоры о возрождении – это только разговоры никакими делами не подтвержденные. Почему? А попробуйте сами ответить на этот вопрос. Только постарайтесь честно.
станислав муратов 1 ноября 2019, 00:23
Очень интересные воспоминания .В начале девяностых годов я активно воцерковлялся и сотрудничал с лидером питерского христианско демократического союза Виталием Савицким ,который трагически погиб в аварии в 1995 году.От него я слышал об Александре Огородникове.Уже тогда они начали враждовать за лидерство -хотя Виталий Савицкий сумел избежать тюремного заключения.Тогда народ стремился к Богоискательству.Сейчас пошла обратная тенденция --молодежь категорически не приемлет православие в подавляющем большинстве.На уме у них только деньги и развлечения.Православие категорически не приемлют и много сораколетниих .Все выдвигают к церкви какие то претензии .
Александр31 октября 2019, 21:45
Прочитав беседу с Александром Огородниковым, почувствовал себя на Суде Божьем. В голове стали возникать вопросы: "А ты стремишься к Христу?", "Кто для тебя Христос?", "Что в твоей жизни самое важное?", "Как бы ты поступил в трудной жизненной ситуации?". Жизнь Александра Огородникова обличает теплохладность, которая есть во мне. Благодарю за беседу.
Виталий31 октября 2019, 18:06
Здравствуйте Александр!!! Очень поучительный откровенный жизненный рассказ!!! Храни Вас Бог!!! Если Вам не сложно то отправьте ваши рассказы мне на электронику с уважением Виталий!!!
Александр.Б31 октября 2019, 17:54
Верую Господи! помоги моему неверию! Очень ярко. Всё так и есть.
Олег31 октября 2019, 16:39
Спасибо огромное! Жду продолжения!
Галина31 октября 2019, 12:43
Татиана 30 октября 2019, 22:55 Хотелось бы увидеть примеры возрождения. В каком месте Россия возродилась? Благодаря "...мужеству,стойкости,последовательности таких людей" что к лучшему в стране изменилось, кроме разумеется их личного благосостояния? Сойдите с асфальта на зеленую травку. Страна держится на мужестве русского человека и его потрясающих терпении и любви, но только это другие люди, а не Огородников.
Александр31 октября 2019, 11:19
Спаси вас Бог!!!
Иоанна_ 31 октября 2019, 09:01
Почему бы не выступить в парламенте хоть Гватемалы, если говорить ПРАВДУ, Елена, Киев? Понятно, почему: потому что НАШИ люди на такси в булочную не ездят! И по парламентам не шатаются!
Татиана30 октября 2019, 22:55
А разве,Галина не начала возрождаться и не возрождается Россия?И разве не благодаря мужеству,стойкости,последовательности таких людей?
Амантай30 октября 2019, 22:37
Слава Богу!
Ира30 октября 2019, 22:09
Сильное впечатление от публикации. Чудеса очень органично впелетены в ткань жизни, так сказать. Нет ощущения сказочности или нелепости .
Инна30 октября 2019, 18:00
Александр Иоильевич, спасибо вам большое за откровенный рассказ. Храни вас Господь!
Людмила30 октября 2019, 17:42
С интересом прочла это и перечитала все предыдущие интервью с Александром. Сложный, тернистый путь, несгибаемая Вера и явный Промысел Божий. Это наш современник. Спасибо сайту за публикацию воспоминаний.
Марина30 октября 2019, 14:43
Богоподобная свобода редчайший дар человеку!
За этим даром всегда стоит непоколебимое мужество, открытость и любовь! Сердечно благодарю Александра Иоильевича за бесценный опыт, которым он поделился. Никогда не забуду: "Мир вам" при входе в камеру, и «Я могу поделиться одеждой..., но сделаю я это сам!» Это - Личность! То начало в человеке, которое уничтожает враг в первую очередь.
валентина30 октября 2019, 14:39
Дай Бог здоровья, редкий человек Александр! В правдивость рассказа Александра полностью может поверить тот, кто имел личный опыт ( хотя бы однажды ) проявления любви и участия Бога. Хотелось бы, чтобы Александр рассказал хоть самую малость о своём брате. Спасибо за беседу Николаю Бульчуку.
Татьяна В.30 октября 2019, 12:16
анна29 Поразил в рассказе (с)


А меня поразило другое.
Меня поразило то, какая разная жизнь у двух братьев, Александра диссидента и монаха православного Рафаила..
Александр30 октября 2019, 11:11
Спасибо за рассказ! Для меня большее значение имеют даже не детали, на которые обращают внимание некоторые "комментаторы", но то как передается дух стояния в Истине. А это и есть правда, которую не все могут принять и понять, к сожалению. Но это тоже показатель современной "духовности". Мне например одна современная "верующая" очень серьезно так говорит: - "Не могу понять подвиг Алексия человека Божия, ну зачем он ушел от родителей! Это же эгоизм какой-то!" И это не случайно, так как в другом видят свои грехи. От того и не принимают. Помоги Господи Александру! Спасибо еще раз за рассказ, очень назидательно!
НН30 октября 2019, 00:48
Юрий, Сергей, вы же знаете,что красиво не расскажешь,если не преукрасишь. И потом,как хорошо осознавать себя значимым.Ведь миллионы в те времена верили в Бога и ходили в храмы,и в партию отказывались вступать. Но делали это спокойно,без надрыва. Вот никто про них и не знает,более того,говорят,что и не было таких. И ведь не докажешь! А тут вон какая известность. Самолёты ради одного человека не гоняли, это вам не нынешние времена. Просто А.Огородникова отправили с "попуткой", а он этого мог и не знать. Очередь из автомата над головой-это сильно.Такой "стрелок" в момент по закону схлопотал бы, вмести с заключенными по этапу пошёл. Да, зря про о.Дмитрия и Володю, вроде как "заложили" невзначай.
анна29 октября 2019, 22:00
Поразил в рассказе эпизод в храме с рыданием по углам,как милость,благодать Бога,тоже один раз испытала подобное,только не в углу ,а у иконы Спасителя,как меня прорвало,не остановится было,душа сотрясалась,а потом при выходе из храма и поклоне накрыла Благодать,как будто Боженька наклонился и руку положил на темечко,так я и застыла неподвижно, в столпе света и тепла.Утешил он меня,родимый,три дня ходила,как блаженная.
Александр29 октября 2019, 20:14
При всём уважении к испытаниям, которые перенёс Огородников, статья отдаёт детскими баснями и неким самолюбованием. Местами очень неправдоподобно.
Елена Киев29 октября 2019, 19:24
Катерина29 октября 2019, 18:33 У меня тоже неприятное ощущение от прочитанного. И еще о нем : "В 1989—1992 годах выступал в парламентах Великобритании, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Мальты, США, Франции, Гватемалы, Италии, Каталонии и на ряде международных конгрессов с докладами о положении в СССР." Все неоднозначно.
Елена Киев29 октября 2019, 19:13
Христианский демократ? Это как?
Елена Киев29 октября 2019, 19:06
Юрий29 октября 2019, 16:35 Согласна с Юрием.
Сергей29 октября 2019, 19:05
Статья вызывает очень странное чувство. Ну ладно нескромность, ну пускай восторженность, но есть и такое, что не назвать иначе как «православное фентези». Так уж получилось, но я знаю мир зека не понаслышке, и полностью согласен с комментарием Юрия. Никаких автоматных очередей поверх голов быть не могло, ведь высаживают из «столыпина» прямо на вокзальный перрон, рядом гражданские ходят, очень редко загонят в какой-нибудь тупик. И уж поверьте, никто не дал бы автору при этом стоять. Сажают очень больно и быстро, вариантов нет. И большая часть эпизодов столь же неправдоподобна. И как все это непохоже на жития новомучеников и исповедников нашей Русской Церкви!
Иоанна_ 29 октября 2019, 18:46
/В лучшем случае приукрасят свои страдания за веру, а бывает, вообще навыдумывают, чтобы потом "монетизировать".// Вы как именно определяете, Юрий, где правда, а где "навыдумывали"? Аргумент ваш может быть таким, например: я тоже сидел в то время по политической статье, и у нас всё было по-другому. А если нет, если вам просто так кажется, тогда послушайте, что говорил преп. Паисий Святогорец: допустим, мне что-то "кажется", но как я могу быть уверен, что так оно и есть на самом деле? / Про самолёт: когда высылали Солженицына, тоже отдельный самолёт гоняли рейсом Москва-Франкфурт, пассажирами были только А.И. и люди в штатском. На борьбу со всякими "отщепенцами" денег народных не жалели...
Катерина29 октября 2019, 18:33
Неприятное ощущение осталось от прочитанного.. Много восхваления себя и осуждения других.. А "раскрытие чужих грехов и слабостей", как делает это автор, сообщая читателям об оговоре других людей, совершенном о.Дмитрием Дудко; о том, что тюрьма сломала Володю Пориша- это вообще грех, к-ый надо исповедовать... Зачем Александр Огородников рассказывает о них, осуждает и обвиняет их? Что бы на их фоне выглядеть истинным христианином? Недостойно это верующего человека.. "Господи, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́.." Согласна с Юрием, "от этого попахивает враньем" и самовозношением, и не может такой человек вызвать уважение ни в каком коллективе.. Не верю!
Наталия29 октября 2019, 18:13
Потрясена силой духа Александра Огородникова!Укрепи его Господь и вознагради за его преданность и подвижничество,смелость и неподкупность!Автору-спаси Бог за публикацию!
Георгий29 октября 2019, 16:53
Спаси Бог. И один в поле воин. Когда он, впрочем, не один, а с Богом.
Юрий29 октября 2019, 16:35
В рассказе много подозрительного. Слишком много. И от этого попахивает враньем. Да, КГБэшники делали много подлых вещей, чтобы морально сломать человека,но "Икона на особой бумаге, которая не прощупывалась", "гонят целый самолет через всю страну"," автоматные очереди поверх голов" - это то, что сразу бросается в глаза. Несуразица какая-то. Я уже много видел подобных "свидетельств". В лучшем случае приукрасят свои страдания за веру, а бывает, вообще навыдумывают, чтобы потом "монетизировать". Надеюсь, что это правда и Огородников не врет. Но, как говаривал тов. Станиславский, "не верю!"
Виктор Данилов29 октября 2019, 15:47
Храни Господи Александра и всех,кто просвещает нас ,рассказывая о настоящей Вере! А всем нам не хватает радения-рачения,не то,чтобы и пострадать за Бога! Всем желаю настоящей,покаянной,горячей молитвы! Спаси Господи!
наталия29 октября 2019, 15:05
Да, вот как бывает у Бога. Спаси Господь раба Божьего Александра.
Сергий29 октября 2019, 14:21
Спасибо за рассказ! Хранит вас Господь на многие лета.Помолитесь за нас грешных.
Рим Набиуллин29 октября 2019, 13:58
11 глава послания к евреям повествует о героях веры...Слава Богу во все времена эта плеяда героев не прерывалась,а расширялась!
Ксения29 октября 2019, 12:34
В конце статьи плакала вместе с Вами, словно поняла, что Вам пришлось пройти, очень тяжелое испытание выпало Вам на долю, но Вы прошли его с честью. Спаси Вас Господи.
Леонид Сердобинский29 октября 2019, 12:20
Уважаемые модераторы сайта и автор статьи! Я являюсь чадом протоиерея Бориса Развеева который был диссидентом за веру 2 раза сидел за нее Благодаря Александру Огородникову отец Борис стал православным Отец Иов Гумеров хорошо знал о Бориса по Уфе Мы собираем интервью в книгу про о Бориса и начаты сьемки фильма по благословению митр Никона Уфимского Очень прошу помочь мне встретиться с Александром Мой телеф 89160102975
Галина29 октября 2019, 12:13
И наконец: чем же обернулась ваша борьба с режимом? Процветанием русского народа? Возрождением государства российского? расцветом наук и искусств? Велики достижения борцов за права человека!
Галина29 октября 2019, 12:12
«…хочу сказать, что в Почаеве были тогда отважные люди, которые нам были очень близки по духу» - бесспорно люди, направленные на развал СССР, а значит и русской государственности, могли и находили приют в стенах церкви, т.е. использовали ее в своекорыстных целях. «Но в то время мы были как бы на острие атаки». – да, атака против советской власти обернулась атакой против русского народа. «…у нас жена английского посла по субботам мыла посуду! .. А приют мой, который пытались отнять (кстати, здание было оформлено по закону), посетил Клинтон, американский президент, когда был с визитом в Москве...» - оченьно интересно … и откуда у Вас такие связи? И откуда Вы брали деньги на приюты, столовые?
Галина29 октября 2019, 12:11
«…принцип «жить не по лжи», о котором писал Александр Солженицын» - моему мужу довелось встретиться с Александром Исаевичем. Впечатление до сих пор отвратительное. «…мы и были этим поколением – дворников, истопников и сторожей» - да, верно. Но практическое большинство воспринимало этих дворников, истопников и сторожей как бездельников и захребетников трудового народа. Довелось иметь некоторые встречи, бывать в каптёрках, слушать и спорить. Двух-трех раз хватило. Православной верой там и не пахло.
Павел29 октября 2019, 10:58
Спасибо за поучительную статью .
Garri Hakobyan29 октября 2019, 09:46
Спасибо за статью, о Божьем промысле, о силе веры и о подвязавшемся !
Татьяна29 октября 2019, 09:27
Замечательное повествование жизни, без прикрас, искреннее. Есть ли у Вас книги о тех годах, встречах? По эпизодам так и просится экранизация, на контрасте.
Морилова Ирина29 октября 2019, 05:19
Спасибо! Ждём продолжения.
Андрей29 октября 2019, 02:45
Спасибо. С нетерпением ждём продолжения... Это наша история. История веры, православия...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×