(Окончание. Начало см.: Видеть в людях хорошее)
«Люблю» – означает, что я исправляю себя, а не другого. Не так, чтобы: «Отче, я тебя слушаю!» – а потом идти исправлять других. Ты слушай и смотри на себя. Придет время измениться и другому, когда Бог решит.
Некто говорит:
– Я любил, но больше не полюблю, потому что сколько раз любил, столько же и получил раны.
И это печально.
– Я любил и был предан.
Если включите радио, то там только об этом и поют. Любовь сама по себе – это жизнь и счастье. Проблемы возникают, когда я начинаю ждать, что получу ответную любовь, боль сокрыта там. То есть если я люблю тебя, то очень этому рад, но если я люблю тебя и хочу, чтобы ты ответил мне на любовь, благодарил, – тогда могу начать страдать, если этого не произойдет. Но если я сделаю любовь своим подлинным переживанием, тогда меня не интересует, любишь ли ты меня или нет. Я люблю тебя, потому что хочу жить, ложиться спать счастливым и вставать отдохнувшим, и меня не интересует, дашь ли ты взамен мне любовь. Если дашь – большое спасибо, я человек и рад этому. А если не дашь, это мне не мешает – я всё равно тебя люблю!
Кто ощущает Божию любовь, того не интересует человеческое «спасибо»
В противном случае ты заболеешь, зачахнешь. Поэтому помните: кто ощущает Божию любовь, того не интересует человеческое «спасибо». Получишь его – ты счастлив. Не получишь – тебе и так хорошо, и ты не страдаешь. Потому и великие святые не ждали от людей благодарности.
Когда Сократа поносили, он говорил:
– Когда меня нет, говори обо мне что хочешь и наноси пощечины.
А мы расстраиваемся, когда нам что-нибудь скажут.
Следовательно, любовь – это путь. Не знаю, где вы находитесь – в начале пути, в середине или дошли до конца. В любом случае Христос в книге Откровение говорит:
– Я Альфа и Омега (ср. Откр. 1, 8).
Почему же Он говорит: Альфа и Омега? Начало и конец? Потому что Α и Ω – это Тот, Кто постоянно говорит тебе: Α–Γ–Α–Π–Ω. Это Христос, Который постоянно говорит тебе:
– Люблю тебя!
В последние дни я переписываюсь с тремя людьми, сидящими в тюрьме, но в разных концах света. С одним мы дружим уже много лет, с другими познакомился недавно. Совершенно поразительна жизнь этого человека, запутавшегося в разных историях и дошедшего до тюрьмы после того, как он занимал высокий пост. И я думаю: «Боже мой, помоги ему почувствовать, что Ты его любишь».
Перед тем как отправиться в тюрьму (это за границей), ему сказали:
– Когда придете, инструкции таковы, чтобы вы с собой ничего не приносили: ни одежды, ни белья, ни книг, ни дисков, ничего. Мы выдадим вам всё.
Всего за несколько дней до этого я был за границей, и мы ужинали вместе. Тогда он сказал мне, что это его последний ужин на свободе.
Из тюрьмы написал мне, что их сидит 60 человек. Кондиционеров нет, и очень жарко. Были только 3 компьютера, и им приходилось ждать в очереди, чтобы послать письмо по электронной почте. И он, у которого до последнего времени были свой офис, влияние, автомобиль, почет, деньги, должен стоять в очереди – обритый, потерявший 6 кг за 20 дней из-за еды, которую и кошки есть не хотят.
Написал мне еще: «Если можешь, пришли мне какую-нибудь книгу, только не в твердой обложке, потому что тут не разрешают. И пиши мне время от времени». И я сказал себе: Боже мой, помоги этому человеку понять, что Ты его любишь!
Общество наклеило на него ярлык, что он сидит в тюрьме. А в тюрьму попадаешь не за то, что ты самый хороший человек на свете. В чем-то ты согрешил. Но сердца твоего никто не знает: что ты сделал, как и почему сделал.
В чем-то ты согрешил. Но сердца твоего никто не знает: что ты сделал, как и почему
В письме, озаглавленном словами «Сам» и «Незаметный», он писал мне: «Здесь меня никто не знает, грек только я. Все иностранцы, я совсем один».
Я ответил ему: «Прошу тебя, если можешь, постарайся почувствовать, что Бог тебя любит. Он тебя не отталкивает и не плюет на тебя».
А он: «Удивляюсь, как ты еще говоришь со мной».
«Я священник, я должен преподать тебе Бога любви, а не сообщать: ‟Я бросаю тебя!”».
«И ты будешь общаться со мной три года, которые я буду здесь?»
Три года он будет сидеть в тюрьме. Мы назначили с ним встречу через 3 года, и я ему написал:
«Когда выйдешь, мы снова пойдем в ту замечательную таверну, поедим той замечательной еды».
Я попытался разогнать тучи. А что еще я мог сказать ему?! Я сам страдал, глядя на него. Понимаете?
Бог, однако, любит и эти Свои создания, сидящие в тюрьме: преступников, грешников. Любит и твоего мужа (жену), твоего ребенка, всех людей. Давайте почувствуем это.
Держитесь за любовь. Когда мы умрем, пусть люди вспоминают, что у нас была любовь, – пусть запомнят это. А не то, что у нас были деньги, дачи, дома, дворцы, богатство, автомобили. На что нам тогда будут нужны все эти вещи? Пусть люди говорят:
– У него была любовь. Он был хорошим человеком. Любил Бога, любил людей. Такие люди попадают в рай.