Михаил Янченко Каждый год в Италии проводится международный конкурс кофе: дегустаторы из разных стран пробуют представленные со всего мира образцы кофе. В 2018 году в номинации «Кофе для автоматических и домашних кофемашин» золотую медаль получил кофе, произведенный… в России. Это смесь зерен с разных континентов, но обжарка, которая и придает зернам уникальный вкус, осуществлялась в Брянске. Как такое стало возможным, рассказывает владелец фабрики обжарки кофе Михаил Янченко.
Янченко Михаил Николаевич, 50 лет, первая специальность «техник-технолог приготовления пищи», вторая специальность «управление аграрным комплексом».
Область деятельности: пищевая промышленность.
– Михаил, расскажите, пожалуйста, кто проводит международный конкурс кофе и как вы стали его участником.
– Есть Международный институт дегустаторов кофе – IIAC. Он базируется в Италии. У людей из разных климатических регионов, как правило, совершенно разные вкусовые предпочтения. Например, то, что любят в Швеции, не любят в Австралии, и наоборот, потому что вкусы формируются из привычек. Институт подыскивает локальных дегустаторов и адаптирует продукт к определенному месту. Ежегодно проводятся соревнования: со всего мира приглашают участников по нескольким номинациям. Поскольку я учился в этом институте и одно время был дегустатором этой команды, меня пригласили поучаствовать в конкурсе: отправить им образец своего кофе с указанием номинации. Не просто отправить самый лучший кофе, а именно тот, который регулярно производится на фабрике и который готовят и пьют ежедневно. Мы выбрали сорт, который жарим уже больше четырех лет.
Сначала отправили пачку кофе по почте, но ее нам вернули: таможня не пропустила. К счастью, знакомая девушка летела в Милан – она передала образцы из рук в руки. И всё, забыли об этом. Мы с женой улетели на плантации выбирать кофе. Едем в поезде, и тут приходит смс: «Кофе Mikale – победитель в номинации “Кофе для автоматических и домашних кофемашин”». Золотая медаль! Я решил, что меня разыгрывают. Но мне начали писать из офиса, поздравлять, и тогда я понял, что мы победили. В этой номинации было больше 300 участников со всего мира, а оценивали образцы 42 судьи со всего мира. Это признание нас окрылило.
– Как возникла идея такого необычного для России бизнеса: жарить кофейные зерна?
– Всё началось около 20 лет назад, когда мне подарили кофемашину. Я вообще кофе не пил – не любил, он для меня всегда был горьким. А эспрессо, сваренный в этой кофемашине, мне очень понравился. Когда 250-граммовая пачка закончилась, я пошел в магазин у нас в Брянске – и не нашел хорошего кофе. Всё объездил – нет нигде. Тогда у нас с женой возникла идея: привозить в город кофе и кофемашины. Мы открыли в Брянске первый магазин под названием «Кофейный рай». Настоящий кофе в зернах закупали через компании в Москве. В нашем городе полмиллиона населения – почему они должны пить плохой кофе?
В нашем холдинге несколько направлений, в основном они касаются пищевой промышленности. Поэтому заняться приготовлением хорошего кофе было несложно. Моя жена рассказала мне, кто такой «бариста»: это человек, который варит кофе. Подумали, не сделать ли нам в Брянске чемпионат бариста? Пригласили судей, провели такой чемпионат впервые в России среди наших местных бариста. А через год в Москве, в Сокольниках прошел уже общероссийский чемпионат.
Сначала для нас это было увлечением: мы ездили на выставки, изучали, сравнивали. А около пяти лет назад я принял решение жарить кофе – уже под своей маркой «Mikale». Просто наступил момент, когда накопленные знания и опыт позволили выйти на этот уровень. Я специально ездил в Испанию, изучал тонкости этого процесса, посещал чемпионаты бариста во многих странах. У меня возникло осознанное понимание, каким должен быть кофе. Мы купили лучшее оборудование в мире «Probat», и начался совершенно новый этап нашей работы. Приготовление кофе – умение правильно раскрыть вкус, уже заложенный в зернах. Обжарка зерен позволяет самостоятельно создавать вкус продукта – то есть это полностью новый уровень.
Приготовление кофе – умение правильно раскрыть вкус, уже заложенный в зернах
Сейчас мы уже выросли в федеральную компанию, поставляем кофе по всему СНГ. Моя идея – поставлять кофе по всему миру. Сейчас мы ведем подготовку, развиваем бренд.
– А вы угощали вашим кофе иностранцев? Какая была реакция?
– Я как-то летал в Лондон, у меня была деловая встреча в кофейне. А у меня как раз с собой свой кофе. «Хотите, – говорю, – попробовать?» Они отвечают: «Из России? Очень интересно!» Я встал за стойку, приготовил. Они попробовали, говорят: «Мы хотели бы его покупать». Еще один случай был в Италии. Я арендовал машину, рядом была кофейня; смотрю: на дверях значок SCA – Международная ассоциация кофе. А я член этой ассоциации с 2009 года. Мы зашли, я познакомился с бариста Маурицио. Он приготовил свой кофе, я – свой. Маурицио попробовал, и у него в глазах удивление: как может быть такой кофе из России? Мы до сих пор с ним дружим.
– Обычно где кофе – там и чай. Чаем вы занимаетесь?
– У меня есть партнер, который так же хорошо разбирается в чае, как я – в кофе. В России чай более популярен, но нужно знать, что из всего чая, производимого в мире, только 5% – это качественный продукт. Мы стали производить его сами, из хороших ингредиентов, сами купажируем. Он тоже продается у нас на сайте.
– Как планируете развиваться дальше?
– Сегодня у нас сложная планерка. Мы сталкиваемся с тем, что бизнес неактивно развивается, идет стагнация. В России есть общая проблема: все стремятся к максимальному удешевлению, а это автоматически означает низкое качество. Например, в сетевые супермаркеты с качественным продуктом не попадешь: нужна копеечная цена, чтобы дистрибьюторы сделали свои наценки. Но я не сдаюсь: у меня есть даже свой проект «Mishky Cafe», где я лично жарю редкий кофе и учу своих обжарщиков тому, чему сам научился. Стараюсь не останавливаться в своем росте. Не так давно я сдал экзамены на дегустатора шоколада, и сейчас меня пригласили в Эквадор на плантацию какао – учиться. Владелец этой плантации был у меня на стенде в Москве, очень впечатлился.
Следующим шагом я хотел бы открыть в России фабрику по обжарке какао-бобов, чтобы влиять на вкус шоколада в России. У нас таких фабрик почти нет, хотя в нашей стране потребляется огромное количество шоколада. Но это в основном дешевый продукт сомнительного качества. После того, как я съездил на плантации в Перу, я понял, что эта ниша в России пуста. Очень мало хорошего шоколада. Свое развитие я вижу в продвижении на российском рынке качественной тройки: шоколад–чай–кофе.
– У вас и хобби интересное – пчеловодство. Чем, помимо меда, оно вам полезно?
– Пчела – не просто насекомое, которое приносит мед. Рой – это семья, где каждый выполняет свою функцию. Это позволяет сообществу жить долго и справляться с разными трудностями. Если человеческий трудовой коллектив строится по тем же принципам – все его участники будут социально стабильны, а сам он будет жить долго.
Приведу пример. Сегодня день рождения девочки, которая ведет у нас документацию производства. Недавно она попала в аварию, лежит в больнице с переломами. Я пришел к ней в палату с цветами сразу после аварии, она в шоке: руководитель компании к ней приехал. Рядовые сотрудники в России привыкли думать, что дирекция живет в каких-то заоблачных высотах, но это неправильно! Мне гораздо ближе такой подход, когда все – от шефа до курьера – члены одной команды, потому что делают общее дело.
Мне близок такой подход, когда все – от шефа до курьера – члены одной команды, потому что делают общее дело
Мне не нужен проблемный сотрудник, но если у человека проблема, это не значит, что его нужно увольнять. Это значит, что ему нужно помочь. Бизнес – это не только деньги. Я вижу многих людей; мои ровесники, которые жили не по совести, сейчас уже все седые.
– Какими христианскими принципами вы руководствуетесь чаще всего?
– В бизнесе часто случается так, что кто-то кому-то должен. Одни играют жестко, другие умеют прощать. Я заметил, что когда прощаешь, ты не несешь убытки. Каким-то образом с другой стороны прибудет. А если тебя кто-то подвел, значит, проблема в тебе. Ты сам что-то сделал неправильно. Поэтому умение прощать я считаю одним из необходимых качеств христианина и бизнесмена.