Сегодня, 16 января, исполняется 40 дней по отшествии ко Господу старца Ефрема Филофейского и Аризонского. Публикуем одно из его писем чадам, в котором он описывает опыт пришествия на Суд Божий, и наставления старца из архива Свято-Никольского Черноостровского монастыря Малоярославца.
Мои возлюбленные и благословенные маленькие детки!
Старец Ефрем Аризонский Молюсь непрестанно, чтобы Святое Христово Рождество даровало вам возрождение ваших душ. Пусть оно премного обогатит вас душевной чистотой. Зажжет в ваших душах пламень усердной работы над послушанием, которое так прекрасно вмещает все небесные милости.
Быть хорошим тружеником послушания – это значит быть хорошим воином Христовым: быть стремительным, бесстрашным героем, который несет свой крест и приносит жертвы ради любви нашего Распятого Бога, Господа Иисуса.
Труженик послушания, добрый и прекрасный душой, не будет задержан страшными мытарями (бесами) при разлучении его души с телом и восхождении ее к Божьему престолу. Господь Иисус примет такого труженика с радостью, с венцом в руке, чтобы увенчать его как победителя и Своего подражателя в крестной страсти.
Когда примерный труженик послушания молится, Господь слышит его просьбы и исполняет их, потому что этот человек и сам всегда внемлет Иисусу, великому Послушнику.
Как много мы читаем в житиях пустынников об этих удивительных тружениках послушания! Они были доблестными солдатами нашего Верховного Главнокомандующего – Иисуса!
Когда я читаю об их подвигах, я смущен и пристыжен своими поражениями в борьбе с бесами и страстями. Я стал посмешищем пред ангелами и людьми (ср. 1Кор. 4, 9).
Но вы, мои золотые и благословенные дети, должны подражать во всем этим древним послушникам. Сражайтесь, отсекая свое проклятое своеволие, повторяйте: «прости» и «благослови».
Сражайтесь, отсекая свое проклятое своеволие, повторяйте: «прости» и «благослови»
Мой святой старец (и ваш дедушка – преподобный Иосиф Исихаст – прим. Ред.) постоянно советовал и приучал меня к совершенному отсечению своей воли. Он учил меня на деле переносить бесчестия и святые уничижения. Я был у него в послушании 20 лет, и только однажды услышал свое имя; а так всё, что я слышал, были лишь оскорбления и укоризны. Они-то и спасли меня.
Боже мой, как благодарен я ему за это божественно мудрое воспитание, которое он дал мне! Но я был тупоголовым детиной, не делающим прогресса, поэтому я ничего не приобрел.
Я желал умереть, когда мой старец был жив, потому что я знал, что буду спасен задаром. Видя, каким он был великим святым, я был уверен, что легко бы прошел по молитвам такого наставника страшные мытарства.
О! Что это были за годы! Как хорошо они подготовили меня к последующей многотрудной жизни! Как же они помогли мне перенести страшные искушения и труды в многообразных сражениях и битвах.
Так пусть его святые кости источают миро. Пусть миро истечет из его святых уст, что смиряли мое диавольское самомнение.
И как только Господь Славы счел меня достойным иметь его моим старцем и отцом, и генералом в сражениях моей монашеской жизни! Благодарю Тебя! Благодарю Тебя, мой Иисусе, за всё!
Простите, мои маленькие детки, позвольте рассказать вам кое-что еще.
Однажды, примерно через год после блаженного успения моего святого старца, во сне я увидел и почувствовал, что восхищаюсь на Небеса. Когда я был еще между Небом и землей, меня пронзило чувство, что я приведен и представлен пред Страшным Судом Божьим.
Вдруг с ужасом я понял, что прямо сейчас, через несколько мгновений, услышу приговор Христа, и если Господь не простит меня, буду ввержен навечно в кромешный ад. И в тот момент невообразимый смертельный ужас объял меня.
«Боже мой! Сжалься надо мной, Твоим никчемным созданием». О, если бы я только мог вернуться к жизни и борьбе! И после этой жизни я увидел, что опускаюсь на землю, и потом вдруг проснулся.
Я был так чрезвычайно исполнен ясного сознания и трезвенности, полон трепета… Моя благодарность Богу была безгранична, беспредельна за то, что мне дарована возможность вернуться к жизни и борьбе за спасение моей несчастной души.
К несчастью, однако, я все еще не начал каяться и исправлять свои злые дела.
Одно из писем-благословений старца Ефрема в Свято-Никольский Черноостровский монастырь
Я молюсь непрестанно, чтобы наш Христос сподобил меня не угодить в ад моих собственных упреков совести. Ибо, прежде чем мы предстанем пред Великим Судией живых и мертвых, мы будем судимы нашей собственной совестью.
Она будет бичевать нас неумолимо. Будет вещать нам о наших злых делах. Она представит их нам точно такими, какими мы их сотворили. Хорошо, если мы исповедовали их. Но если диавол соблазнил нас и мы не омылись в божественной бане чистосердечной Исповеди, горе нам!
Боже мой, пока мы еще в этой жизни, я умоляю Тебя: дай нам положить спасительное начало покаянию
Мы выпьем тогда горечь раскаяния до последней капли. Потому что торг окончен и закрыт. От сего времени каждый будет зависеть от своих дел. Какая ужасающая, страшная правда!
Боже мой! Боже мой, пока мы еще в этой жизни, я умоляю Тебя: помоги нам прийти в чувство, – исправиться, раскаяться, изменить направление, чтобы наша совесть успокоилась и не обличала нас жестоко и безжалостно. Дай нам покаяться и положить спасительное начало покаянию.
Дети, дети мои, просите Бога послать Свой Божественный страх в наши души, в нашу жизнь. Это великий дар для нашего исправления и вхождения во златые врата Горнего Иерусалима.
Аминь. Да будет так.
Ваш неразумный отец
Наставления старца Ефрема
Мир есть страсти: а) похоть богатства; б) наслаждение тела и секс; в) похоть чести и зависть; г) сребролюбие; д) украшение и тщеславие; е) человеческая слава и злопамятность. Когда освободишься от этого, тогда изыдешь от мира страстей и станешь действительно свободным, вдыхая воздух Святаго Духа, будешь уже духовным!
Когда мы рабы страстей, душа наша мертва!
Грех – это язва на совести и рана в душе, причиняющие боль. Язва на теле Христовом, Церкви, которой мы члены, гвоздь в Тело Христово, Его повторное распинание – вот что такое грех.
Грехом мы теряем самое дорогое сокровище – нашу собственную бессмертную душу.
Если мы больны раком, и станет известно, что где-то на Северном Полюсе есть врач, который может нас исцелить, то мы бросим все, преодолеем все препятствия – только бы добраться до целителя и избавиться от телесного недуга. Нас не испугают ни трудности, ни финансовые затраты: оставляем все и идем… А когда рак греха угрожает смертью нашей душе – тем более нужно бросить все и бежать, невзирая на все препятствия. Придем в храм, к таинству Исповеди, встанем на колени, обнажим свою язву, получим лекарство и исцелимся – и так избежим страшной смерти души!
Покаяние творит удивительное чудо: оно заставляет Бога забывать наши грехи.
Всегда помышляй о том, что ты самый великий грешник в мире, и что если благодать Божия оставит тебя, то ты падешь во все мирские грехи! Всегда осуждай себя.
В государственных учреждениях во всех официальных книгах записей данные принято вычеркивать красным карандашом. Вот таким же карандашом каждый, кто хочет называться православным христианином, пусть сегодня же перечеркнет все памятные ему прегрешения брата. А брат – это всякий человек: знакомый и незнакомый, православный и не православный.
Нет предела добродетели покаяния: ведь человек может согрешить мыслью и в последний момент. Это очень опасно. Нужно иметь большой опыт, чтобы праведно пережить то, что ожидает нас в последний час.
Когда примешь дар, попроси от Бога а) смирение; б) ангела хранителя; и в) чтобы у тебя отнял дарование, дабы не впасть тебе в гордость! Физические наши грехи делаются хранителями добродетелей, которые дает нам Бог.
Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, – всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье.
Не уставай и сам подрубать корни своих страстей.
Что такое поклон? Это поклонение Богу. Мы поклоняемся Богу, а наш враг диавол этого не делает, не преклоняет ни главы, ни колен. Он Богу не поклоняется. Те, кто поклоняются Богу, – враги диаволу, а, значит, люди Божии. Поэтому поклоны имеют большое значение.
В доме твоем принимай только подобных тебе по образу жизни, убеждениям, нраву и добродетели.
Господь не проявляется в чём-то чувственном, Он проявляется в Своей любви, радости, тишине, мире, «всяк ум превосходящем» (ср. Фил. 4, 7).
Будем всеми силами души в небесном свете Евангелия сражаться за Царствие Небесное
Будем всеми силами души в небесном свете Евангелия сражаться за Царствие Небесное.
Добродетелен тот, кто вместе с радостью принимает злая, которые сопровождают добродетель!
Мы не знаем на своём опыте, что такое смерть; тот, кто знает, может подтвердить, насколько всё это серьёзно.
Не проморгай, – время не в наших руках.
Бойся нерадения, как самого опасного врага.
Как мы понимаем, что страдаем от эгоизма? А так, что когда брат скажет нам обидное слово, или когда духовный отец сделает тебе замечание и ты почувствуешь смущение, возмущение, негодование, горечь, скорбь, тяжесть, смятение, раздражение, – то вот и познай из всего этого масштабы живущего в тебе эгоизма.
Любите, терпите, не замечайте немощей ближних, не гневайтесь, не горячитесь, прощайте друг друга, дабы уподобиться Христу и удостоиться быть рядом с Ним в Его Царстве.
Святой Бог попускает любящим Его искушения, дабы научить их борьбе.
Святой Бог попускает любящим Его искушения, дабы научить их борьбе
Бог любит того, кто, будучи борим, противоборствует.
Гордость и эгоизм – это тяжелые хронические заболевания. Два великих недуга, которыми сковано сердце каждого человека; от них все ежедневно страдают.
Хотя эгоизм производит искушения, а искушения приводят эгоизм в негодность.
Искушения и скорби нас спасут. Избегающий скорбей пусть не ожидает и радостей.
Искушение – это шторм, и море выбросит весь мусор, который скопился на дне во время штиля!
Господь доводит нас до отчаяния, дабы мы были вынуждены призывать Его скорбно и горестно, чтобы во время вопля к Нему освящались наши уста и сердце.
Никто не взошел на небо без искушений.
Вместо того чтобы терять время зря, проговаривай молитву. И, когда приходят к тебе лень и нерадение, бойся угрозы Господа для лукавого и ленивого раба (ср. Мф. 25, 26).
Невнимательному в мелочах обязательно будет попущено впасть в великое. Внемли себе.
Без истинного смирения соблазны остаются и возрастают, так что исчезает всякая надежда на исправление.
Чтобы преобразить сердце из плотского, страстного и эгоистичного в бесстрастное, необходима молитва.
Ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо скотоподобным, либо звероподобным
Не изнемогай на молитве, сколько бы раз ты ни возвращал свой убежавший ум. Бог увидит твое расположение и труд и пошлет Свою благодать, которая соберет ум.
Затемняется ум, когда не имеет духовной работы и молитвы, так как лишается Божией помощи и демонизируется.
Не позволяйте своему уму принимать представление лиц и греховных образов, соблазняющих вас к плотским грехам или ведущих к гневу и ярости.
Ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо скотоподобным, либо звероподобным.
Взирай лишь на себя и на свои грехи – и обретешь то, что превзойдет все твои чаяния.