Кадр из фильма Отара Иоселиани «Листопад»
Посмотрел на днях замечательный фильм Отара Иоселиани «Листопад». О противостоянии человеческой порядочности бездушному механическому «порядку». По сюжету, на винодельческий завод 1960-х годов приходят работать два молодых технолога. Причем первый, «правильный», – начинающий карьерист, готов принять «систему» со всеми её пороками и недостатками, а второй – «неправильный» – настроен оставаться совестливым и честным человеком несмотря ни на что. И вот оба они сталкиваются с необходимостью «ради общего блага» смириться с откровенной халтурой, кода негодное вино ради выполнения плана собираются оправить на розлив по бутылкам. Главный герой, хранитель многовековой традиции и культуры виноделия, говорит тогда: «Мой дедушка такое вино отправлял на уксус» и отказывается подчиняться общему правилу.
После фильма я нашел современное интервью режиссера, где он, кроме прочего, рассказал об одном примечательном случае. Чехи решили в Грузии построить пивоваренный завод. Вложились, и средствами и опытом, всё сделали как надо, и вот, через год приезжает делегация с Чехии, проверить, как идут дела, и им дают попробовать нового «грузинского-чешского» пива. При этом местный начальник с должным пиететом спрашивает у чешского товарища: «Чего, на ваш взгляд, не хватает в этом пиве?»
Никакие глобальные интересы не могут быть важнее порядочности и совести
На что чех отвечает философски-раздумчиво: «Совести». Великолепный ответ! И ведь фильм «Листопад» – о том же. Что никакие глобальные интересы, проекты и планы не могут быть важнее человеческой порядочности и совести. А от себя добавим: и веры. Кстати, эта мысль прослеживается и в фильме Иоселиани, который заканчивается колокольным звоном и «длинным кадром» древнего Мцхетинского монастыря. Вроде бы простая мысль, а вот, оказывается, что именно в угоду великим проектам и планам и под их прикрытием зачастую попирается вера и совесть, без которых всё теряет смысл и в конце концов приходит в упадок. Неслучайно это фильм был запрещен в СССР, как предостережение и предвестник грядущих катастроф.
Совесть человека на любом месте и в любых обстоятельствах придется к месту и, в конце концов, не посрамит того, к то к ней прислушивается. Потому что голос совести в человеке – это Божественный голос.
Голос совести в человеке – это Божественный голос
Недавно мы разговорились с отцом на ту же тему, но уже в приложении к другой – музыкальной сфере. Отец рассказал, как ему посчастливилось в Симферополе, в 1960-х годах, попасть на выступление известного струнного квартета имени Римского-Корсакова. Музыканты выступали в зале с лучшей на то время в Крыму акустикой – в Симферопольском Доме офицеров. Это был небольшой и довольно скромный зал, но сделанный на совесть, и его устроители особо позаботились о том, чтобы в зале была хорошая акустика. Огорчило отца только то, что зал был полупустым. И тем не менее артисты не только «отработали программу», но, видя и понимая, что в зале присутствуют подлинные ценители их творчества и любители классической музыки, играли снова и снова, причем обращались с авансцены к зрителям и слушателям с невероятным по нынешним меркам вопросом: «Что бы вам ещё хотелось услышать?»
«Такого полного и творческого, высокого единения исполнителей и слушателей я больше в своей жизни не встречал!» – признался отец.
И я удостоился наблюдать похожую ситуацию, когда в конце 1990-х в Симферополь приехал выдающийся джазовый музыкант, саксофонист Алексей Козлов, который выступал тогда в дуэте с пианистом Вячеславом Горским.
И, как в случае с квартетом Римского-Корсакова, зал был полупуст, но те, кто пришли, – пришли вполне осознанно. И артисты, понимая и ценя это, действительно выкладывались «по полной». Концерт был великолепен, но особенное восхищение вызывали пассажи пианиста!
И вот, когда концерт окончился и отшумели овации, Алексей Козлов постучал пальцем по микрофону, прокашлялся и сказал:
– Пожалуй, я всё же должен открыть вам маленький секрет. Дело в том, что этот концерт не должен был состояться, потому что, когда мы со Славой пришли в театр, оказалось, что подходящего инструмента нет. То, что вы видите сейчас на сцене, – это вообще-то не рояль, а… как бы сказать помягче… Словом, это «Красный Октябрь», на котором учатся играть девочки в первом классе музыкальной школы. К тому же в нём не хватало струн, не говоря уже о том, что он был безнадежно расстроен… Спасибо, нашелся добрый человек, который нам помог и привёл это убожество в более-менее сносный вид. И вот если бы была такая специальная медаль «За отвагу» для музыкантов, то её надо было бы вручить Славе за то, что он на этих дровах отработал концерт.
После этих слов зал не сговариваясь, как по команде, встал и устроил такую овацию, что Вячеслав, растерянно улыбаясь, сделался совершенно багровым от неловкости за свою отвагу. Когда буря поутихла, Алексей Козлов продолжил речь:
– И это при том, что в фойе театра стоит «August Förster», весьма приличный, который, впрочем, администрация театра категорически отказалась выкатывать на сцену. В связи с этим я хотел бы сказать, что если ваш красивый и замечательный театр приглашает музыкантов, то неплохо бы ему завести на сцене концертный рояль. Вот и всё. А мы благодарим симферопольскую и крымскую публику за горячий приём и надеемся, что встречи наши будут более частыми.
Совестливое отношение к делу важно в любой области
Совестливое отношение к делу важно в любой области. Но, наверное, как нигде это важно в тех сферах, от которых напрямую зависит жизнь и здоровье людей.
Во время недавнего послания Федеральному собранию Владимир Путин говорил о важности повышения качества здравоохранения. А несколькими днями раньше в Крыму Президент провел совещание, где обратил внимание на то, что сфера здравоохранения в Крыму запущена и находится в таком упадке, как нигде в России. И это действительно так. Порой просто невозможно понять, чем руководствуются чиновники, принимая те или иные законы и устанавливая правила. К примеру, моему отцу, чтобы получить рецепт на необходимое лекарство, нужно было за две недели записаться к специалисту. Иначе никак. И отец добросовестно записался. Только с каждым днем ему становилось всё хуже и хуже. В назначенный день он сел в троллейбус и поехал на прием к врачу, но, выйдя на остановке, попросту «выключился». И мне потом звонили незнакомые люди и говорили: «Вы только не волнуйтесь, но здесь на остановке подобрали мужчину без сознания, и вот – мы звоним с его телефона…». Слава Богу, отца тогда удалось откачать! Но, поверьте, это не единичный случай, таких историй много. А причина проста: «система», кем-то придуманная и, вероятно, какой-то логикой оправданная, никак не связана с жизнью реальных людей.
Если опять заглянуть в то прошлое, которое ещё хранило отголоски многовековой христианской культуры, то и в «безбожном» СССР можно найти немало примеров повседневной высокой нравственности. Отец до сих пор вспоминает участкового врача, которая, посещая в середине 1970-х нашу бабушку, проявляла сердечную заботу о ней, как о самом близком, родном человеке, и… плакала, сообщая родителям, что бабушка умирает. Согласитесь, сейчас трудно представить себе такую ситуацию. И отец, с благодарностью вспоминая эту женщину, говорит, что сейчас таких врачей уже нет. Понятно, что на самом деле и сейчас есть такие врачи… но так хочется, чтобы их было больше! И не только врачей, но и священников, депутатов, учителей, инженеров, строителей, дворников… Всех тех, кто старается по совести, хорошо делать своё дело, не ради корысти и наживы, а ради самого добра, а если мы говорим о христианском отношении – то ради Христа. То есть для того, чтобы славить Бога, живя, мысля, говоря и действуя в согласии с Его Духом.
По крайней мере будем понимать, что именно так надо жить. Чтобы было с чем нам сверять свои слова и поступки. И, мучаясь иногда совестью, если сделаем что-то не так, будем стараться, с Божией помощью, приносить покаяние и исправляться. В обратном случае, всё более погружаясь во тьму корысти и равнодушия, мы будем совершать подлости со спокойной душой, в полной уверенности, что мы всего лишь являемся частью «системы», которая была не нами создана и не нами должна быть отменена.
Любая система будет меняться изнутри, если люди будут стараться жить в иной – духовной и нравственной – системе координат
Но вот что ещё важно для нас понять: любая, самая бесчеловечная и могущественная система неизбежно будет меняться изнутри, если люди будут стараться жить в иной – духовной и нравственной – системе координат. Как и незабвенный Александр Сергеевич в «Капитанской дочке» провозглашал устами Петра Андреевича Гринева: «Молодой человек <…> лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных изменений». В этом и состоит главная миссия Церкви – словом и делом являть образ духовной жизни. И как закваска квасит всё тесто, так и понимание первостепенной важности духовных и нравственных ценностей постепенно, но верно может и должно преображать жизнь нашего общества, уставшего от корысти и хамства, от безжалостной идеологии корысти и потребления.
И пусть примеры жизни совестливых и честных людей будут для нас примерами для подражания. А ходульных псевдогероев, «спасающих» мир, оставим для комиксов и блокбастеров…