Исповедники Енотаевские: хроника подвига

Часть II. Мученики и предатели

Часть I. Миссионер и чекист

Октябрь 1937

Первой жертвой стал ктитор Троицкого собора Петр Федорович Гуськов. 2 октября пленум сельсовета решил:

«За проявленную бездеятельность по реализации Займа и сбора займовых средств, что сам Гуськов, подписавшись на 50 р., воспротивился на подписку сына ловца, а также Гуськов, состоя членом Церковного Совета принял на себя обязанность ктитора, чем опозорил звание члена Сельского Совета, выразить Гyськовy политическое недоверие, из членов Пленума с/совета исключить и довести до сведения избирателей»[1].

Через 10 дней, 13 октября, исключен из рыбколхоза председатель церковного совета Тихон Лаврентьевич Мозговой[2], в дело подшит протокол собрания, похожий на коллективный донос. Камертон собранию бригадиров задал председатель колхоза, подведя итоги трех лет колхозного стажа Мозгового таким образом: «за нарушение трудовой дисциплины Мозговой неоднократно предупреждался руководством Колхоза, получал выговора и штрафы и все же остается неисправимым... являясь церковным старостой, тесно связан с попом, который за контрреволюционную работу арестован...». Продолжил один из бригадиров: «как тесно связанный с церковью и попом, ведущим антисоветскую и антиколхозную работу, вредили колхозу, таких людей в колхозе держать нельзя...». Дальше стали высказываться другие – о трудовой дисциплине, когда, например, староста «самовольно отлучался с работы в колхозе, ездил в Астрахань по вопросу о попе» – видимо, приход пытался выручить о. Иоанна. Последний выступающий развил тему до оргвыводов: «Он представитель церковников – ведет соответствующую агитацию за Церковь. Правление колхоза выражает к нему политическое недоверие... Мозгового следует исключить из колхоза и дело передать в следственные органы». Так и записали в решении: «сдать» церковного старосту, и через три дня препроводили протокол «для расследования его деятельности как представителя церковников, проявлявшего дезорганизацию в работе колхоза, на предмет привлечения к уголовной ответственности», в НКВД[3].

Енотаевский Троицкий собор до революции Енотаевский Троицкий собор до революции

Ноябрь 1937

Донос из рыбколхоза был как нельзя кстати: из-за упрямого попа Балакиреву пришлось просить о продлении срока следствия. 2 ноября появляется первое ходатайство «о продлении срока ведения следствия и содержания под стражей МОСКАЛЕНКО Ивана Андреевича на один месяц (по 2/XII-37 г.)»[4] перед ВЦИК через 8-й (Учетно-регистрационный) отдел ГУГБ. Все это оформлено с визами 4-го (секретно-политического) и 5-го (особого) и отделов, начальника УНКВД Сталобласти – в общем, пришлось обеспокоить начальство своими неудачами, и теперь приемлемый результат Балакиреву нужно было дать любой ценой.

18 ноября датировано постановление на арест Мозгового, – по 1-й категории, на расстрел, – и положенные ордер и протокол обыска[5] в его доме по улице Октябрьской дом № 12 – был изъят паспорт, 2 листа молитвы и расписка от 22 июня астраханского архиерея на 50 рублей. На первом допросе в тот же день следствие установило, что бывший колхозник Тихон Лаврентьевич Мозговой середняк – есть дом, 2 верблюда, пара быков, три коровы, 10 овец, ему 45 лет. Жена Агpипина, 41 год, сын Иван, 19 лет – работает монтером на почте, дочь Клавдия, 17 лет, учится в Астрахани, дочь Евгения, 16 лет, учится в школе, сын Петр, 14 лет. В 1930-м году арестовывался органами ОГПУ за участие в восстании с. Енотаевск. На вопросы о к/р деятельности – твердый отказ, но про общение с о. Иоанном в протокол заносится кое-что полезное для дела:

«священник Москаленко говорил мне, что надо больше заготовлять для церкви свечей, просвир и др. а то ведь этому всему скоро придет край. При этой Сов. власти Церковь совсем обрекается на гибель... К Москаленко приезжали священники других сел нашего района, фамилий я их не знаю, но знаю, что они нашего района... Эти приезжие священники часто бывали в церкви, и после окончания службы в церкви идут с Москаленко к нему в квартиру, это я сам лично всегда видел»[6].

После неудачи с Москаленко «разговорить» Мозгового надо было любой ценой – и это удалось

После неудачи с Москаленко «разговорить» Мозгового надо было любой ценой – и это удалось. Через 6 дней, 24 ноября, он подписал капитуляцию – «решил больше не запираться, а рассказать чистосердечно следствию...» все, что следствию нужно. А нужно было подписать следующее: в 1934-м году Москаленко, завербовав его в нелегальную организацию церковников, прямо предложил подрывать колхозы, вербуя колхозников и «доказывая им, что колхозы это гибель человечества, которые надо развалить, ибо при Сов. власти и колхозах Церковь обрекается на гибель». Храм под пером Балакирева превратился в явку, где «для конспирации и гарантии от провала мы обычно после богослужения в церкви незаметно оставались и решали свои к-p дела. Двадцатка ‟из особо надежных и к-p настроенных людей, каковые бы могли отстаивать права Церкви, и всех отколовшихся привлечь обратно к Церкви” произвела учет верующих, путем отбора подписей каковых насчитали более 300 человек. Из лучших лиц двадцатки, без согласия собрания верующих, нами были организован церковный совет, в который вошли члены нашей к-p организации Ковалев, Гуськов, Тиндо (умер в 1937-м году), Соколов (тоже умер еще в 1935-м году) и я – Мозговой...». Подписал он и участие в мартовском восстании, и угрозы отомстить при отборе у него хлеба: «Я тоже пойду и буду грабить вас, придет наше время»[7].

Времени до 2 декабря маловато, и появляется второе ходатайство – до 2-го февраля 1938 года»[8]. Но результаты нужны, и 27 ноября в дело подшит протокол очной ставки с Мозговым, чьи показания аналогичны показаниям Троицкого. Ответ о. Иоанна записан так: «Нет, этого я также не признаю, и показание это считаю ложным». Приписка: «От подписи Москаленко отказался по мотивам ложности показания Мозгового»[9]. Разнообразие почерков позволяет усомниться в том, что о. Иоанн вообще видел этот документ. Больше в деле бумаг с его участием нет.

Декабрь 1937

Ежовщина Ежовщина В декабре арестованы оставшиеся члены церковного совета собора – по ст. 58 п. 9-10 и 11 УК, по первой, расстрельной категории. Константина Ивановича Ковалева – допросили 30 ноября, а документы на арест[10] и обыск[11] датированы декабрем, в спешке напутали. Петра Федоровича Гуськова арестовали[12] 1 декабря на Волге, в мокрой одежде, когда со своей рыболовной бригадой он ловил рыбу для рыбколхоза. Накануне, 30 ноября, в его отсутствие обыскали его дом, изъяв, кроме документов, грамот и переписки, также крест, серебряную чашу и церковные вещи – 6 шт[13]. Арестованный «колхозный ловец /церковный ктитор/ (подчеркнуто двумя чертами), из батраков, имел лодку и одного верблюда. Его жена Евгения Петровна домохозяйка, дочь Маpия 16 лет, учащаяся в Енотаевск. школе, сын Федоp, 1910 г., жил с отцом, работал ловцом в колхозе, жена сына Валентина Ивановна, 27 лет, внук Александp, 2 г.». Протоколы первого допроса Гуськова[14] и Ковалева[15] – стандартный диалог: обвинение и отказ.

За неделю сломить арестованных не получилось, и начинается поиск компромата на них.

7 декабря в дело подшиты справки сельсовета, из которых следует, что обязанности ктитора переходили последовательно внутри уменьшающегося в составе церковного совета: после посадки Ковалева – к родственнику Гуськова – И.А.Тиндо, а после его кончины Гуськову пришлось взять их на себя, и это расценили как «двуличную работу на селе. За такое действие из состава членом с/совета выведен как не внушающий политического доверия...»[16]. Про Ковалева написали: «никаким общеполезным трудом не занимался и принимал активное участие в делах церкви»[17]. Про Гуськова – имеет дом и корову.

17 декабря 30-летний шофер Енотаевской МТС[18], который в 1932–33-м годах работал председателем Енотаевского с/совета и Мозгового знал «как активного церковника, заядлого единоличника, саботажника проводимых мероприятий партии и Сов власти...», укрепил обвинение пространными цитатами из слов земляка. Он припомнил, как после исключения из колхоза радовался Тихон Лаврентьевич: «только что насильно вырвался из этой колхозной ямы. Теперь стал вольным человеком». Оказывается, Мозговой «лечил больных молитвенными заговорами» и «на протяжении ряда лет тесно связан с попом села Енотаевск Москаленко и рядом других церковников».

Через 10 дней показания дали два старика, у которых летом 1937 года Мозговой просил разрешения формально записать их для увеличения численности в церковный совет, чтобы храм не закрыли под предлогом отсутствия ответственных за его имущество. 63-летний колхозный плотник[19], член сельсовета с 20-летним стажем, сперва согласился, а потом отказался. Не забыл он процитировать антиколхозные высказывания Мозгового и сообщить, что так же точно был формально записан в члены церковного совета 62-летний колхозный кузнец, который на следующий день был допрошен[20] и рассказал примерно то же самое, и так же припомнил скептические высказывания о колхозе Мозгового и Ковалева.

Нет сомнения, что все эти аргументы были предъявлены обвиняемым. Чем были два месяца в подвале НКВД для них, можно только догадываться, но признательных показаний от них – нет.

Январь 1938

Два месяца второй отсрочки истекают, и вторые протоколы допросов Петра Федоровича Гуськова[21] 27 января и Константина Ивановича Ковалева[22] 28 января 1938 года – их победа: все обвинения отвергнуты, показаний на Москаленко не дали и виновными себя не признали.

См. Приложение 1

Февраль 1938

2 февраля 1938 года закончилось время второго продления срока следствия, начинается лихорадочное оформление материала на Тройку. Подшиваются справки сельсовета на Москаленко[23] и Мозгового[24]. Про Москаленко: «проживал в с. Енотаевск и являлся священнослужителем с 1928 года, и данную профессию имеет вообще с 1908 г». А про Мозгового: «До 1930 года имел зажиточное хоз-во. В 1930 году за активное участие в Маpтовском восстании арестовывался по линии О.Г.П.У. Состоя членом Енотаевского Pыб. Колхоза – одновременно являлся председателем церковного совета. Имеет близких родственников, раскулаченных и высланных за восстание».

Спешно подверстываются к делу показания против Гуськова и Ковалева. 3 февраля 36-летний член рыбколхоза[25] рассказал, что Гуськов «вел среди колхозников церковною пропаганду за то, что есть Бог, и что закрывать церковь нельзя, поэтому он лично отказался от подписи за закрытие Енотаевской церкви, в чем агитировал и других...», то есть блокировал использование колхоза для подготовки закрытия храма, «уходил с работы под видом церковных праздников, уводя за собой и других, говоря, что работать грех», про Госзаем говорил, что «подписываться необязательно, кто как хочет, т. к. мы сами живем плохо». О Конституции – «что это только пишут, а на самом деле другое», и «был тесно связан с попом Москаленко и членами церковного совета Ковалевым и Мозговым».

На следующий день в РайФО сдали изъятые у Гуськова церковные ценности[26] («один серебряный крест, одна серебряная дароносица с прибором (ложечка, чаша, ковчег), епитрахиль, 2 сумочки и 1 воздух)». А к делу приобщен донос на Ковалева от его родственника по жене – 43-летнего счетовода рыбколхоза[27]. Бдительный счетовод обращает внимание следствия на изменение тактики классового врага – вначале Ковалев с ним прекратил общение, когда тот активно работал в сельсовете во время коллективизации, а три последних года начал восстанавливать отношения, и приходилось вступать в диалог. Повторение в миниатюре драмы Патриарха Тихона – от анафемы до вынужденной лояльности. Отголоски горячих споров слышны в доносе: «Я Ковалеву возражал и убеждал его оставить церковь, а идти в колхоз или же в Государственное предприятие работать», а оппонент продолжал жить « на средства, извлекаемые от доходов церкви. И кроме нигде не работал», потому что «был настроен против колхоза и считал колхозников людьми заблyжденными, т. к. они стали забывать религию, давать согласие на закрытие церкви... и считал, что мы долго в колхозах жить не будем», и до того выпал из советского социума, что «запрещал своему ребенку посещать школу... т. к. в ней преподавали против религии». Ковалев, Мозговой и Гуськов старались «о незакрытии церкви они... среди пожилых женщин, поручая им внедрять это среди их знакомых и родных».

Доносчик даже подсказывает следствию: «прошу вызвать его сына Ковалева Михаила, проживающего по улице Коминтерна дом № 6 у Горшениной, он вам может сказать фамилию, а возможно, и где живет» еще один церковник, а еще «у них был человек, проживающий в с. Федоровке», указан друг Ковалева – Томилин Андрей Иванович – и сторож церкви Гришин Федот. Важный штрих к обвинению Ковалева – «его убеждения сводились к тому, что все живое на земле живет только под руководством Бога».

Важный штрих к обвинению Ковалева – «его убеждения сводились к тому, что все живое на земле живет только под руководством Бога»

Эх, где ж ты раньше был! Столько новых имен, но дело надо, к сожалению, завершать. Однако для порядка «сигнал» отработан: 7 февраля счетовод на допросе[28] повторяет и усиливает свой донос:

«В 1936-м году среди общественности разбирался вопрос о закрытии церкви. Колхозник рыбколхоза Мозговой Тихон Лаврентьевич, единомышленник Ковалева, среди колхозников вел агитацию о противодействиях к закрытию церкви, такую же агитацию вел их единомышленник Гуськов Петр Федорович, в результате этой работы многие колхозники не подписались о закрытии церкви».

За три дня сыщик-любитель успел добыть для следствия имя церковника из Федоровки – Яков Почипков, но Яков и другие не успели попасть в подвал НКВД, спасенные мужеством трех енотаевских мучеников веры.

Свидетельских показаний было явно маловато. Пришлось вновь использовать Мозгового, послушно повторявшего нужные слова на очных ставках 9 февраля 1938 года с Ковалевым[29] и Гуськовым[30], с однотипными обвинениями в адрес каждого из бывших друзей: «Да, свои показания от 24/XI-37 г. о перечисленной выше его к. р. деятельности я еще раз подтверждаю полностью». В тот же день, 9 февраля, Балакирев подписал обвинительное заключение, в котором для приличия написал, что к-р вредительская организация во Владимировке вскрыта в конце 1937 года[31], а не в сентябре, как в им же написанном постановлении[32] о выделении дела Москаленко в отдельное производство. Усилил мотивацию обвиняемых, «так как война с Японией и с Германией несомненна, а поэтому всеми способами надо подрывать колхозы, всех отколовшихся от церкви вовлекать вновь с целью отстоять церковь», а свое поражение облек в обтекаемую форму: «По делу полностью признался Мозговой, остальные уличаются свидетельскими показаниями»[33].

В приговоре Тройки о. Иоанн назван «одним из руководителей к-р церковновредительской организации. Устраивал к-р сборища, на которых давал указания вести к-р вредительскую и подрывную деятельность в колхозах»[34]. Расстрелять «по 1 категории» успели уже так много, что областная Тройка решила[35] дать всем по «десятке» ИТЛ.

Один из защитников Троицкого собора был расстрелян на его ступенях, поскольку активно препятствовал закрытию храма

Правда, один из защитников Троицкого собора все-таки был расстрелян прямо на его ступенях, поскольку активно препятствовал закрытию храма. Это был Петр Андреевич Шагин, ктитор второй существовавшей тогда в Енотаевке Казанской деревянной кладбищенской церкви, имевший 5 детей. Жену его, Евдокию Акимовну, после расстрела мужа парализовало, и многие годы за больной матерью ухаживала малолетняя дочь Таисия, в конце своих дней постриженная в монахини с именем Боголепа[36]. Шагины были духовными чадами местного подвижника протоиерея Николая Ситкина (1866–1952), служившего в с. Никольское с 1930 года до конца жизни[37]. Тайком от властей он крестил, отпевал, причащал[38]. В доме Шагиных в годы гонений был один из тайных храмов...

Оказалось, что есть в Енотаевке и совсем юные исповедники веры, плоды трудов о. Иоанна. Когда согнали школьников младших классов сбрасывать с купола собора заранее подпиленные кресты, к которым привязали канаты, и детям велели их тянуть, очевидцы вспоминали: «Мы были тогда детьми. За канаты взялись, а не тянем и друг другу шепчем: ‟Нельзя. Бог накажет”. Кресты пришлось сбрасывать взрослым»[39].

Весна 1938

15 марта был расстрелян предшественник Ежова – Г.Ягода, не за горами был и конец «ежовщины». Но на судьбе о. Иоанна это никак не отразилось. 25 апреля 1938 Москаленко[40] и Ковалев[41] по наряду ГУЛАГа №441 отправлены в Ухтпечлаг

Вятлаг Вятлаг     

Весна 1939

Агриппина Константиновна Москаленко 06.07.1882 – 16.04.1967, супруга о.Иоанна Москаленко Агриппина Константиновна Москаленко 06.07.1882 – 16.04.1967, супруга о.Иоанна Москаленко Зачистка страны завершена, Ежов сделал свое дело и должен уйти – теперь карьерный взлет Балакирева обернулся против него. 7 марта 1939 года его для приличия сперва переводят из Енотаевки начальником Наримановского РО НКВД – и той же датой увольняют в запас, как «непригодного к службе в НКВД». А страна надеется на перемены, и до лагерей эти надежды тоже доходят. В апреле 1939 года о. Иоанн подает заявление на пересмотр дела, но получает отказ[42] – ежовщина официально признана ошибкой, но осуждение о. Иоанна НКВД ошибкой не считает и 5 мая сообщает[43] об этом его семье, которая к этому времени перебралась в Астрахань, на ул. Сазонова, дом № 82. Полвека о нем будут стараться не рассказывать.

Троицкий храм пробовали разобрать, но раствор оказался настолько крепким, что вместе с раствором крошились кирпичи. Верующие долго не давали выносить иконы из храма, но борьба была неравной – иконы порубили на дрова и развезли по организациям для топки печей. Рачительные власти привезли рабочих и огромные чаны – смывали золото с иконостаса на дно, воду сливали, а золото собирали.

Верующие долго не давали выносить иконы из храма, но борьба была неравной – иконы порубили на дрова

Колокол на колокольне был слишком велик – его сбросили, сперва расколов на части. Сторож и звонарь Федот Гришин при закрытии храма сумел снять со стены и спрятать под куртку икону архангела Михаила. Эта икона все эти годы хранилась в их семье и в 2004-м году вернулась в собор. Спасена и вернулась также икона свт. Николая[44].

Осень 1940

30 октября 1940 года о. Иоанн из Котласа прибывает в Вятлаг на ОЛП-1 п. Рудничный, потом на ОЛП-2 п. Сорда Верхнекамского района Кировской области – здесь финальная точка его лагерного и жизненного маршрута.

Отец Иоанн Москаленко. Вятлаг. Фото из личного дела заключенного Отец Иоанн Москаленко. Вятлаг. Фото из личного дела заключенного

Лето 1942

19 июня 1942 года о. Иоанн скончался[45] в лазарете ОЛП-2 «от сердечной недостаточности, истощения, старческой дряхлости» – так записывали смерть от страшного голода первой военной зимы, выкосившего половину лагеря, священников, одним из которых был о. Иоанн Москаленко. В архивной справке нет сведений о его внутреннем борении, молитвах, слезах и бесчисленных унижениях, о его духовных озарениях, колебаниях между отчаянием и упованием на Бога.

А Балакирева война востребовала и реабилитировала[46]: в декабре 1942 он попадает в Особый отдел 19 армии, а заканчивает майором, в должности зам. начальника контрразведки СМЕРШ 132 стрелкового корпуса.

От войны до Перестройки

Храм после первой неудачной попытки разрушить использовали под склады зерна и хозтоваров. В застойные годы енотаевские активисты-безбожники пошли на хитрость – не пожалев чернил, изобразили ими трещину на стене собора и отослали в Москву фото, но обмануть экспертов не смогли: храм им разрушить не дали. Потом хотели сделать в храме музей, но в итоге только на деньги государства перекрыли кровлю[47].

Енотаевск в советские годы, после закрытия храма Енотаевск в советские годы, после закрытия храма

1988–1990

В 1988-м г. началась борьба за возрождение собора[48]. Местной государственной и партийной властью в этом было отказано. Но в Центре преемники дела товарища Балакирева нашли более гибкую стратегию:

«...В настоящее время в Советском Союзе тенденции к снижению религиозности нет... И встают вопросы, что партии выгоднее – верующий в Бога, ни во что не верующий или верующий и в Бога, и в коммунизм. Я думаю, что из двух зол выбирают меньшее... религия входит в социализм, и даже не входит, а въезжает, как по рельсам. И так как власть полностью принадлежит нам, то, я думаю, в наших силах направить эти рельсы в ту или иную сторону, в зависимости от наших интересов...»[49].

Им принадлежала не только власть – за 70 лет безбожия изменилось сознание людей, сбылось пророчество м. Марии (Скобцовой).

См. Приложение 2

Настоящее и будущее Церкви

Итак, неожиданно для местных чиновников из Москвы пришло разрешение на открытие храма – с условием, если соберут «двадцатку», – и она собралась в том же сельсовете, а из Астрахани приехал уполномоченный по делам религии вместе со священником Василием Цынько. Это собрание бабушек от 1912 до 1933 года рождения во главе с молодым батюшкой не остановил отказ предсельсовета выдать ключи: они сбили замок и начали расчищать храм, отдавая свои скромные доходы на его реставрацию, растянувшуюся почти на три десятилетия.

Есть в Енотаевке улица Москаленко, но это память первого военкома – именами героев веры улиц пока не называют

Можно считать, что заявление о. Иоанна о пересмотре дела удовлетворено... спустя 50 лет – 16 января 1989 года страна начинает реабилитацию репрессированных тем же конвейерным методом, сменив направление конвейера на противоположное[50]. Со временем процесс остановился на полпути, но о. Иоанну повезло: 26 сентября1989 г. зам. прокурора Астраханской области утвердил заключение по делу[51], и появилась справка[52] № О-2738 о реабилитации Москаленко Ивана Андреевича. Затем целый год, почему-то в режиме секретности, КГБ искал по всей стране и нашел в Минске сына о. Иоанна, чтобы 16 октября 1990 г. вручить[53] Москаленко В.И. бумажку о том, что его отец – не преступник. 7 лет спустя внук П.Ф. Гуськова проявил интерес и получил разрешение познакомиться с делом деда. На этом негромкое покаяние государства завершилось. Есть в Енотаевке улица Москаленко, но это память первого военкома – именами героев веры улиц пока не называют.

12 июля 1990 г., на праздник Петра и Павла, состоялось освящение Енотаевского Свято-Троицкого собора и отслужена первая литургия. 30 лет восходят в дом Божий новые церковные поколения по ступеням, политым кровью сражавшихся за него мучеников, чьи имена помнят старые стены. Бог помнит и возвращает их из забвения – всем смертям назло.

Сентябрь 2019

Прошло 30 лет после реабилитации о. Иоанна Москаленко и 77 лет после его кончины. В последнее воскресенье сентября 2019 года над его безымянной могилой воздвигнут поклонный крест на заброшенном лесном кладбище ОЛП-2 Вятлага, возле поселка Сорда Верхнекамского района Кировской области, попечением его потомков и прихожан Покровского храма г. Кирс. После исчезновения о. Иоанна в Енотаевке рассказывали, что его посадили на паром и затопили посередине реки. Фольклор улавливает идею репрессий – «концы в воду».

Два других енотаевских мученика также исчезли в недрах ГУЛАГа. По воспоминаниям дочери П.Ф. Гуськова, после войны в Енотаевку приезжал сидевший вместе с ним в лагере в Саратовской области человек, известивший о его смерти. Петр Федорович не дотянул всего год до освобождения.

Поклонный крест на заброшенном лесном кладбище ОЛП-2 Вятлага Поклонный крест на заброшенном лесном кладбище ОЛП-2 Вятлага

Они не оставили нам своих поучений, но их умение дать всему в жизни беспристрастную евангельскую оценку чрезвычайно актуально.

«Если общество всё больше и больше склонно оправдывать злодеяния советского периода, то Церковь в данном случае обязана не просто говорить, но даже уже и кричать: люди, одумайтесь! Нельзя, грех оправдывать братоубийственное кровопролитие ни в какой форме, ни ради каких ‟великих” целей, ценностей и идеалов!.. Общественное покаяние начинается с того, чтобы, как неоднократно говорил Святейший Патриарх Алексий, назвать вещи своими именами: грех – грехом, убийство – убийством, мерзость – мерзостью»[54].

«Новомученикам предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, политическими и идеологическими, а в худшем – разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути. Благодаря им наш народ имеет этот урок и имеет пример. И память о них может дать нам способность отражать всякие соблазны идолопоклонства»[55], – сказал Святейший Патриарх Кирилл. Да, может – но нет ей ни места, ни времени в безостановочном потоке суеты жизни. Не вглядываясь во тьму эпохи репрессий – не увидим и «свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

Нелегко размышлять над горькими архивными бумагами, сквозь которые прорывается к нам боль и скорбь наших предшественников, – гораздо проще жить так, как будто не было на земле мучеников енотаевских, но – как без них сформировать в душе духовно-нравственный стержень, который будет сохранять нас в любых обстоятельствах жизни[56]? И нам не хватает этого стержня! «В течение свой жизни человек сеет семена. Семена эти прорастают в душах других людей, влияют на их судьбу[57], – говорит митр. Антоний. – Если мы всем сердцем, всем умом и памятью, всей нашей чуткостью, во всей правде задумаемся над жизнью усопшего... И если мы решимся так жить, чтобы наша жизнь была продолжением всего, что было в нем благородного, и истинного, и святого, тогда действительно этот человек прожил не напрасно, и мы поистине почувствуем, что сами живем не напрасно»[58].

Татьяна Попова

24 января 2020 г.

[1] Выписка из протокола № 27 от 2/X 1937 г. заседания Пленума Енотаевского С/совета./ Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 60.

[2] Выписка из протокола № 16 от 13.10.1937 Заседания Правления Енотаевского Рыбколхоза с участием бригадиров / Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 20.

[3] Письмо № 10 от 16.10.1937 Правления Енотаевского рыбколхоза VIII Черезвычайного Съезда Советов начальнику Енотаевского РОМ НКВД / Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 19.

[4] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 82.

[5] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 47.

[6] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, Лл. 49, 49об, 50, 50об.

[7] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, Лл. 51, 51об, 52, 52об, 53.

[8] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 84.

[9] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 74, 74об.

[10] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 65.

[11] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 67.

[12] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 55.

[13] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 56, 57, 57об.

[14] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 61, 61об, 62, 62об, 63, 63об, 64, 64об.

[15] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 70, 70об, 71.

[16] Справка Енотаевского сельсовета 07.12.1937. Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 59.

[17] Справка Енотаевского сельсовета 07.12.1937. Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 69.

[18] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 21, 21об, 22, 22об, 23.

[19] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 24, 24об, 25, 25об, 26, 26об.

[20] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 27, 27об, 28, 28об, 29.

[21] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 63, 63об, 64, 64об.

[22] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 71, 71об, 72, 72об, 73.

[23] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 41.

[24] Там же

[25] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 30, 30об, 31, 31об.

[26] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 58.

[27] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 32, 32об, 33, 33об, 34, 34об.

[28] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 35, 35об, 36, 36об, 37, 37об.

[29] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 76, 76об.

[30] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 75, 75об.

[31] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 85.

[32] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 001.

[33] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 85.

[34] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 86.

[35] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, лл. 86, 88, 90, 91.

[36] История создания Храма Рождества Пресвятой Богородицы URL=http://nikolskoe-prihod.ru/index.php/hram/history/58-istoriya-khrama, Дата публикации 27 Апрель 2014

[37] Белкина Л. Никольское. Портал газеты «Благовест», 10.10.2003 URL=http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_9197

[38] Игумен Иосиф (Марьян) Протоиерей Николай Ситкин./ Астрахань Православная. Храмы. Монастыри. URL=http://www.uspenskiysobor.narod.ru/html/11_2_23.html, дата прочтения 12.10.2019.

[39] История Свято-Троицкого кафедрального собора URL=https://poisk-ru.ru/s2188t5.html, дата публикации 12.06.2018.

[40] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 87.

[41] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 89.

[42] «Москаленко Иван Андреевич 1880 г. Рожд., урож. С. Владимировка, того-же р-на, Сталинградской области, русский, б/п, б/служитель религиозного культа-миссионер, в 1932-м г. Арестовывался за к-р деятельность. Москаленко среди населения с. Енотаевка распространял пораженческую пропаганду, являлся участником к-р сборищ, устраиваемых у него на квартире, вел вербовочную деятельность. Им завербован в к-р группировку Мозговой. Преступления Москаленко доказано показаниями обв. Троицкого, обв. Мозгового и очной ставкой с ним... В ходатайстве Москаленко Ивану Андреевичу в досрочном освобождении его из к/лагерей отказать». / Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 92.

[43] Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 93.

[44] История Свято-Троицкого кафедрального собора URL=https://poisk-ru.ru/s2188t5.html, дата публикации 12.06.2018.

[45] «Москаленко Иван Андреевич, 1880 г.р., уроженец с.Владимировка, Енотаевского р-на, Сталинградской области, гражданство – СССР, национальность – русский, социальное происхождение из крестьян, беспартийный, служитель религиозного культа, образование – низшее, место жительства перед арестом с. Енотаевск, Астраханской области, арестован 02.09.1937 г., осужден Тройкой НКВД Сталинградской области 14.02.1938 г. по ст. КРД сроком на 10 летзаключения в ИТЛ (начало срока 02.11.1937 г., конец срока 02.11.1947 г.). Прибыл в Вятлаг НКВД СССР 30.10.1940 г. Котласским этапом. Находился в ОЛП №1,2. Умер 19.06.1942 г в лазарете 2 лагерного пункта от сердечной недостаточности, истощения, старческой дряхлости. Захоронен 21.06.1942 г. на кладбище 2 лагерного пункта. Основание: архивное личное дело Москаленко И.А. № 34436» (Справка №4 от 11.07.2019 УФСИН Кировской области).

[46] Балакирев, Владимир Семенович Кадровый состав органов госбезопасности СССР https://nkvd.memo.ru/index.php/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87, дата публикации 21.10.2017.

[47] URL=https://poisk-ru.ru/s2188t5.html, дата прочтения 11.10.2019.

[48] URL=https://poisk-ru.ru/s2188t5.html, дата прочтения 11.10.2019.

[49] Религия и Перестройка [из сокращенной записи доклада председателя Совета по делам религий К.С. Харчева на встрече с преподавателями ВПШ] (конец марта 1988)(РПЦ в советское время. Кн. 2// М.:Пропилеи. – 1995. – с. 216–218).

[50] «Отменить внесудебные решения, вынесенные в период 1930–40-х и начала 1950-х годов действовавшими в то время ‟тройками” НКВД УНКВД, коллегиями ОГПУ и ‟особыми совещаниями” НКВД – МГБ – МВД СССР, не отмененные к моменту издания настоящего Указа Президиума Верховного Совета СССР. Считать всех граждан, которые были репрессированы решениями указанных органов, реабилитированными» / О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий имевших место в период 1930–40-х и начала 1950-х годов. Указ ПВС СССР, 16 января 1989 г., N 10036-XI.URL=http://docs.cntd.ru/document/9007814, дата прочтения 14.12.2019.

[51] Архив УФСБ Астраханской области, Д.с-5902 Л.104.

[52] Архив УФСБ Астраханской области, Д.с-5902 Л.105.

[53] Архив УФСБ Астраханской области, Д.с-5902 Л.114 Об.

[54] Иг. Петр (Мещеринов) Вспоминая 1937-й. Опубликовано в «Церковном вестнике» № 15–16 (364–365), август 2007 URL=https://igpetr.org/vspominaya-1937-j/, Дата публикации 10.08.2007

[55] Св. Патриарх Кирилл. Слово на Литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, 10 февраля 2013 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских. URL=http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html

[56] Еп. Леонид (Толмачев) «Подвиг мученичества на примере насельников Оптиной пустыни первой половины XX века». Доклад на международной монашеской конференции «Монашество и современный мир» URL=https://svlavra.church.ua/2019/11/30/zavershenie-raboty-mezhdunarodnoj-konferencii-monashestvo-i-sovremennyj-mir-obnovlyaetsya/, дата публикации 30.11.2019.

[57] Митрополит Антоний Сурожский. Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа. URL=https://www.pravmir.ru/molitvy-i-prosheniya-ostavshiesya-bez-otveta/, дата публикации 10.08.2004

[58] Митрополит Антоний Сурожский. Смерть. URL=http://www.mitras.ru/illness/ill_smert.htm, дата прочтения 08.10.2019.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

30 ноября 1937 года состоялся допрос члена церковного совета К.И.Ковалева:

«Вопрос: Вы арестованы за к.р. и вредительскую деятельность. Расскажите об этом следствию!

Ответ: Я этим не занимался.

Вопрос: Вы говорите неправду. Следствие располагает данными о том, что вы, являясь членом к.р. и вредительской организации, активно принимали участие в её к.р. вредительских актах. Говорите правду.

Ответ: Говорю правду. Этого не знаю»

Источник: Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 70, 70об, 71.

23 января 1938 года состоялся дополнительный допрос К.И.Ковалева:

«Вопрос: Рассказывайте о проводимой вами к.р. деятельности!

Ответ: К.р. деятельностью я не занимался.

Вопрос: Вы говорите неправду. Следствию известно, что вы состояли членом к.р. организации церковников. Расскажите об этом!

Ответ: В к.р. организации я не состоял.

Вопрос: Вы лжете. Следствие располагает точными данными, что вы как член к.р. организации церковников участвовали в нелегальных сборищах, принимая активное участие, в сговорах для ведения к.р. деятельности. Рассказывайте честно об этом!

Ответ: Этим я не занимался.

Вопрос: Вы снова лжете. Имея тесную связь с попом Москаленко, вы получали от него к.р. задания. Отвечайте правдиво следствию об этом!

Ответ: Никаких заданий от Москаленко я не получал.

Вопрос: Вы скрываете от следствия о том что, попав под влияние Москаленко, вы были им завербованы в к.р. организацию для ведения к.р. деятельности и выполняли к.р. поручения. Было это?

Ответ: Этого не было.

Вопрос: На нелегальных сборищах, проводимых в церкви, после службы вы обсуждали к.р. вопросы. Намерены об этом рассказывать следствию?

Ответ: На сборищах я оставался неоднократно после службы в церкви, но к.р. вопросов там не решалось.

Вопрос: Вы снова лжете. Под руководством Москаленко вашей к.р. организацией в вашем присутствии решен был вопрос организации двадцатки с ведением через неё к.р. агитации среди населения. Признаете это?

Ответ: Этого не обсуждалось.

Вопрос: Лжете. Вами было решено через двадцатку путем к.р. агитации вербовать население в церковную общину, что и было осуществлено. Об этом намерены рассказать?

Ответ: Этого не было.

Вопрос: Вы скрываете от следствия, что по заданию Москаленко вы активно проводили к.р. агитацию среди населения. Рассказывайте честно об этом!

Ответ: Это я отрицаю.

Вопрос: Вы также скрываете от следствия, что по заданию к.р. организации вы проводили к.р. агитацию против коллективизации. Это признаете?

Ответ: Нет, не признаю.

Вопрос: Вам предъявлено обвинение по ст. 58 п. 9, 10 и 11 УК РСФСР, признаете себя виновным в этом?

Ответ: Нет, виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю».

Источник: Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 72, 72об, 73.

(Примечание: 1 декабря 1937 года состоялся допрос ктитора церкви П.Ф.Гуськова:

«Вопрос: Вы арестованы за к.р. и вредительскую деятельность. Расскажите об этом следствию!

Ответ: Этого я не делал.

Вопрос: Вы говорите неправду. Следствие располагает данными, о том, что вы состояли членом к.р. организации и активно принимали участие в его к.р. вредительской деятельности. Говорите об этом честно!

Ответ: Не знаю о чем говорить т.к. не знаю об этом».

Источник: Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 62

27 января 1938 года состоялся дополнительный допрос П. Ф. Гуськова:

«Вопрос: Следствие располагает точными данными о том, что вы, будучи к.р. настроенным, состояли членом к.р. организации церковников. Расскажите об этом следствию!

Ответ: В к.р. организации я не состоял.

Вопрос: Вы говорите неправду. Вы, как активный церковник, имея тесную связь с попом Москаленко, были им завербованы в к.р. организацию. Рассказывайте правдиво!

Ответ: Я говорю правду. Завербован я не был….

Вопрос: Вы опять лжете… Вам со стороны Москаленко было дано задание о к.р. деятельности среди населения. Требую отвечать честно!

Ответ: Нет, заданий от Москаленко я не получал.

Вопрос: На неоднократных нелегальных сборищах вы обсуждали вопрос организации двадцатки из к.р. элемента церковников для ведения через неё к.р. деятельности. Признаете это?

Ответ: Нет, этого я не признаю.

Вопрос: Вы скрываете от следствия, что ваша к.р. организация ставила задачей по заданию Москаленко, через двадцатку вести к.р. агитацию среди населения за укрепление церкви и о скорой гибели Сов. Власти. Было это?

Ответ: Этого я не знаю.

Вопрос: Вы скрываете от следствия также, что в этом вы принимали активное участие. Намерены ли рассказать следствию правду?

Ответ: Этим я не занимался.

Вопрос: Материалами следствия установлено, что вы занимались не только этим, но вели среди населения к.р. агитацию за возврат к церкви отклонившихся от церкви граждан. Говорите об этом!

Ответ: Этого я не делал.

Вопрос: Вы скрываете от следствия, что после проделанной к.р. деятельности было собрано более 300 подписей церковников в церковную общину. Об этом намерены рассказать?

Ответ: Нет, этого не было.

Вопрос: Помимо этого, по заданию к.р. организации церковников вы проводили к.р. агитацию против колхоза. Отвечайте честно!

Ответ: Против коллективизации я не выступал.

Вопрос: Вы не только вели антиколхозную к.р. агитацию, но активно проявляли саботаж в работе колхоза. Это признаете?

Ответ: Нет, я это отрицаю.

Вопрос: Вам предъявлено обвинение по ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР, признаете себя виновным в этом?

Ответ: Нет, виновным себя в этом не признаю».

Источник: Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 63, 63об, 64, 64об.

Приложение 2

«Если в Церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные, то придут они именно с такой психологией. Что это значит? Это значит, что сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т. д. А в какую-то минуту, почувствовав себя наконец церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: ‟Вот по этому вопросу существует несколько мнений – какое из них истинно? Потому что несколько одновременно истинными быть не могут. А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению, как ложные”.

Они будут сначала запрашивать Церковь, легко перенося на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени Церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости. Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей и охранителями ортодоксии. Шаржируя, можно сказать, что за неправильно положенное крестное знамение они будут штрафовать, а за отказ от Исповеди ссылать в Соловки. Свободная же мысль будет караться смертной казнью. Тут нельзя иметь никаких иллюзий, – в случае признания Церкви в России и в случае роста ее внешнего успеха она не может рассчитывать ни на какие иные кадры, кроме кадров, воспитанных в некритическом, догматическом духе авторитета».

Мать Мария (Скобцова) Настоящее и будущее Церкви. Цит. по: Мать Мария (Скобцова). «Воспоминания, статьи, очерки». Т. II. YMCA-PRESS. Paris. 1992 ИСТОЧНИК: http://mere-marie.com/creation/nastoyashee-i-budushee-tserkvi/, дата прочтения 07.10.2019

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Исповедники Енотаевские: хроника подвига Исповедники Енотаевские: хроника подвига
Часть I. Миссионер и чекист
Исповедники Енотаевские: хроника подвига Исповедники Енотаевские: хроника подвига
Часть I. Миссионер и чекист
Татьяна Попова
Встречая в подвале НКВД свой 57-й день рождения, священник-миссионер Иоанн Москаленко, вероятно, думал о том же, о чем тысячелетием раньше думал Иоанн Предтеча в подвале крепости Ирода.
Мы нашли тебя, дед! Мы нашли тебя, дед!
В поисках деда Федота, узника Вятлага
Мы нашли тебя, дед! Мы нашли тебя, дед!
В поисках деда Федота, узника Вятлага
Лариса Ржевская
Безбожники думали, что память хранит закрытый наглухо архивный фонд, и достаточно запугать хранителей памяти, чтобы память умерла вместе с ними.
Священномученик Леонид Виноградов: место упокоения – Вятлаг Священномученик Леонид Виноградов: место упокоения – Вятлаг
Игнатий Петров
Священномученик Леонид Виноградов: место упокоения – Вятлаг Священномученик Леонид Виноградов: место упокоения – Вятлаг
Игнатий Петров
Отца Леонида неоднократно вызывали в местные органы НКВД, предлагая отказаться от Бога и священнического сана, но он неизменно отвечал: «Служу Богу моему, дондеже есмь!»
Комментарии
Наталья29 мая 2021, 05:44
Дорогая Татьяна! Большое спасибо за Вашу статью! Вы же потомок о. Иоанна? Напишите мне, пожалуйста, на адрес эл. почты canabushka@mail.ru. Мы с Вами дальние родственники. У Агриппины Константиновны был брат Андрей Константинович, мой прадед. А учитель Николай Константинович, ставший восприемником у старшего сына Агриппины и Ивана Андреевич - тоже впоследствии стал священником, служил в Оренбургской епархии, был репрессирован, умер от голода в блокадном Ленинграде. Я буду ждать Вашего письма с нетерпением! Спаси Вас Бог!
Татьяна18 июля 2020, 14:40
Еще хотела бы поблагодарить за фотографии! Это удивительно, что они сохранились и даже с подписями! Очень хотелось пообщаться с автором! С уважением, Т.С.
Татьяна18 июля 2020, 10:13
Здравствуйте! Замечательная работа! Низкий Вам поклон! Одно дополнение - о.Иоанн в 1918г. был награжден скуфьей. Одно замечание - жаль, что в источниках не указан сайт, с которого были взяты сведения из АЕВ http://astrakhan.pp.ru/pk_selectitem.php Там можно найти сведения о пути служения каждого духовного лица, служившего в Астраханской епархии в период 1875-1917г, списки выпускников семинарии, епархиального училища, фотографии. Это так важно для тех, кто начал заниматься поиском сведений о своих предках. С уважением, Татьяна Сергеевна
Полина16 июля 2020, 17:17
Здравствуйте! Не смогла найти контактные данные. Подскажите, как можно связаться с автором публикации?
александр27 января 2020, 12:40
Вечная память мученикам безбожной власти...к сожалению предвидение матери Марии(Скобцовой) во многом верно.Нам долго еще изживать в себе страшній посев того времени
Анна27 января 2020, 10:00
Дорогая автор, редакция! Сердечное спасибо, что собрали и опубликовали такой серьезный материал о таких замечательных людях. Мы живем в такое странное, лукавое время, когда для некоторых репрессии стали предметом для личного кичения, хвастовства, своеобразным поводом упрекать окружающих, делать их обязанными. При этом русский православный народ, истинные страдальцы, мученики, подвижники веры остаются за кадром, ведь их родные не кичатся, не кричат на каждом углу о том, что теперь им все должны. Помоги Вам, Господи, Татьяна, в Ваших трудах. Это бесценно.
Тамара 27 января 2020, 03:22
Царствие Небесное и вечная память всем исповедникам и мученикам за Церковь Христову.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×