Очередная поездка в Почаевскую лавру в 20-х числах января с.г. увенчалась новостью: мы, паломники из Киева, узнали о том, что игуменья Кременецкого монастыря, находящегося в 25 километрах на северо-восток от Почаева, матушка Марионилла (Панасюк), отмечает день Ангела, 87-летие со дня рождения и 70-летие монастырской жизни. Захотелось увидеть матушку, побывать на службе, запечатлеть на фото этот торжественный для обители день.
В Кременецком монастыре
Наша предыдущая встреча со старейшей игуменьей Украинской Православной Церкви состоялась 9 лет назад, и радостно было увидеть настоятельницу древней волынской обители в добром здравии. Поздравить именинницу прибыли наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь), управляющий Тернопольской епархией митрополит Сергий (Генсицкий), наместник Почаевской лавры митрополит Владимир (Мороз), ректор Почаевской духовной семинарии архиепископ Иов (Смакоуз), многочисленное духовенство и прихожане обители.
К концу службы пасмурное небо расступилось, и солнечный свет залил чудотворную икону Божией Матери «Скорбящая Кременецкая»
После торжественной литургии звучали многочисленные поздравления в адрес именинницы, монашеский и детский хор возглашал матушке игуменье «Многая лета», в Богоявленский храм нескончаемым потоком шли люди с букетами цветов. Матушка Марионилла благодарила каждого поздравителя, смиренно кланяясь, улыбаясь, благословляя, одаривала детишек шоколадом. И к концу службы пасмурное небо вдруг расступилось, и солнечный свет залил удивительные росписи храма, чудотворную икону Божией Матери «Скорбящая Кременецкая». И подумалось тогда: сколько молитв, слёз и воздыханий, сколько трудов, скорбей и благодарностей Богу было положено этой подвижницей на алтарь Господень за многие годы и десятилетия монашеского подвига!..
Вот слово берет наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. Он рассказывает, как мужественно переносили сестры обители закрытие монастыря в 1959-м году, и о том, как он познакомился с матушкой Мариониллой, и она поведала ему о том страшном дне, когда насельницы со слезами на глазах покидали обитель, как прятали под одежду Плащаницу, увозили родные иконы и богослужебную утварь.
О своей жизни и монашеском служении попросили рассказать матушку Мариониллу на следующий день по завершении торжеств.
Рассказ матушки Мариониллы. Детство у стен обители
Пока стоят на земле обители Господни и возносится молитва Богу, врата ада не одолеют Церковь Христову
– Родилась я в соседнем Шумском районе, в живописном селе Обыч, в 1933-м году, – повела матушка неспешный рассказ. – Тогда Волынский край после крушения Российской Империи входил в состав Польской республики. А в 1939-м году наши земли вошли в состав СССР. Родители мои Пётр и Неонилла были простыми крестьянами, большими тружениками, глубоко верующими людьми, и так, в православной вере, воспитывали детей. Недалеко от нашего дома действовал Никольский монастырь. И я до сих пор помню монашечек того времени, любвеобильных, смиренных молитвенниц, великих тружениц на Господней ниве. Жители волынских сёл всегда с великим уважением относились к монашествующим, зная, что пока стоят на земле обители Господни и возносится молитва Богу, врата ада не одолеют Церковь Христову.
У нас была жерновая мельница: лошади крутили каменные жернова, и мука душистой струйкой сбегала в специальные деревянные корыта, а потом рассыпалась по мешкам. Так мы и жили, обрабатывая землю, много, очень много трудились в поте лица. Знаете, когда человек живет так долго на земле, как благословил мне Господь, воспоминания детства с возрастом почему-то становятся особенно яркими, будто возвращаешься в далекое прошлое. Видишь наши заливные луга, будто слышишь пение птиц, звон колоколов, доносящихся с колокольни обители. Этот звон был особенно приятен, будто кто-то звал меня туда, в обитель…
Мой отец Петр был очень верующим человеком, всегда молился. Помню, когда колосился хлеб на полях, крестьянам приходилось дежурить у урожая, чтобы отгонять стаи воробьев, налетавших на поля. И папа брал меня на поле со словами: «Пойдем, Марийка, обойдём поле с молитвой», и с пением 90-го псалма мы обходили колосящуюся пшеницу и жито. И что удивительно: на наше поле ни один воробушек после этого не сел. Так что соседи удивлялись и спрашивали – что за молитвы читает наш отец. Тогда я поняла, что молитва – это самое главное делание на земле. Без молитвы жизнь теряет смысл.
В Никольском, Кременецком и Корецком монастырях
– Я с детских лет много думала о монашестве. С родителями мы не раз бывали в Почаевской лавре и других монастырях. Возможно, близость Почаева накладывала свой отпечаток на общую религиозность жителей Волыни. Недаром из сёл нашего края вышло столько священников, монахов, и архиереев в том числе! Например, из села Залежцы, что недалеко от Почаева, в конце прошлого века и в начале этого вышло более 200 священнослужителей! А из села Загайцы, где сейчас возрождён мужской монастырь в честь Святителя Иоанна Милостивого, – 120 служителей алтаря. Раньше считалось за честь, когда кто-то из семьи, сын или дочь, принимали монашество и были молитвенниками за весь род. Сподобил и меня Господь в 17 лет поступить послушницей в Никольскую Обычскую обитель. Родители со слезами на глазах благословили. Помню, мама спрашивала: «Что же ты, доня, будешь там делать?» «Да что скажут, то и буду делать», – отвечала я. С тех пор минуло уже 70 лет…
Раньше считалось за честь, когда кто-то из семьи, сын или дочь, принимали монашество и были молитвенниками за весь род
Пробыла я в Обычской Никольской обители чуть более трёх лет, пока в 1953-м, после смерти Сталина, монастырь не закрыли, и я с другими сестрами, по благословению Священноначалия нашей Церкви, не перешла в Кременецкий Богоявленский монастырь, который стал для нас также родным домом. Здесь прошло еще 6 лет моих монастырских послушаний. Раньше сестры постриг принимали лишь после долгого, часто многолетнего искуса. Так было и у меня. Я приняла монашеский постриг уже в Корецком монастыре, куда переехали сестры Кременецкого в 1959-м году, после его закрытия властями.
Скажу несколько слов о нашей Кременецкой обители, основанной еще при Митрополите Петре (Могиле) в 1636-м году. В годы Второй мировой войны здесь размещалась резиденция митрополита Волынского Алексия (Громадского), убитого в 1943-м году бандитами-националистами, надо полагать, за осуждение националистического церковного раскола и верность Матери-Церкви – Русской Православной. Сейчас мощи священномученика хранятся в нашей обители и дожидаются времени прославления в лике святых мучеников.
Я помню последнюю службу перед закрытием Кременецкой обители. Тогда сёстры собрались у главного образа – чудотворной иконы «Скорбящая», пели акафист, плакали… Но было чувство такое, что мы всё равно сюда вернемся… Не покидала нас, кременецких сестёр, эта надежда в течение трёх десятилетий.
Корецкий Свято-Троицкий монастырь
По дороге к обители поручик Адамкевич упал на землю со словами: «Не трогайте монастырь. Меня поразил Ангел Господень»
Все эти годы я несла различные послушания в Корецком Свято-Троицком монастыре. Это не менее старинный монастырь, который был основан в XVI веке, с не менее интересной историей. Во времена Гражданской войны в России монастырь находился на территории Польши и принял под свой покров множество сирот. Поляки хотели отдать обитель католикам, и даже был суд в Париже по этому поводу, католики суд проиграли. Тогда они решили взять монастырь силами военных. Из Ровно выехал взвод польских военных во главе с поручиком по фамилии Адамкевич. А игуменья обители матушка Феофания сказала сёстрам: «Нас некому защитить, кроме Божией Матери. Будем строго поститься и читать 40 акафистов у нашего чудотворного образа ‟Споручница грешных”». И что вы думаете? По дороге к обители поручик Адамкевич остановил коня и упал на землю со словами: «Не трогайте монастырь. Меня поразил Ангел Господень». И умер. Так Божия Матерь сберегла обитель.
Когда мы переехали в Корец в 1959-м году, туда также вскоре поступили сёстры из Дерманского монастыря, и обитель насчитывала уже более 200 сестёр. Трудно было, келлии были переполнены, но мы много трудились и много молились, не унывали. Многие матушки кременецкие не дожили до возвращения, ушли в вечные обители. Но часть сестёр, и я в том числе, дождались этого дня, через 30 лет…
Возрождение Кременецкой обители
– Да, миновало 30 лет, – продолжила рассказ матушка Марионилла. – Вы знаете, наш чудотворный образ Божией Матери «Скорбящая» все эти годы хранился в Почаевской лавре. И вот, накануне праздника Успения, 26 августа 1990 года, когда уже государством было принято решение о возврате Кременецкого Богоявленского монастыря Церкви, от стен Почаевской лавры двинулся многочисленный крестный ход, который возглавил наш нынешний Предстоятель Блаженнейший Митрополит Онуфрий, тогда еще архимандрит и наместник Почаевской лавры, которую он возглавлял с 1988 года.
Чудотворный образ Божией Матери «Кременецкая Скорбящая»
Братья и сёстры, с нами чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Это Её воля – вернуться в родную обитель
Наш дорогой владыка Онуфрий уже тогда проявил необычайную смелость, решительность в предании себя, братии и паствы воле Божией.
Оказывается, ему звонили из Тернополя и Кременца чиновники с предложением остановить крестный ход, поскольку у ворот обители в Кременце собралась толпа агрессивных националистов во главе с политическим покровителем – народным депутатом Василием Червонием, пообещавшим не оставить на Волыни «ни одного храма Московской Патриархии», – впоследствии, где-то лет 10 назад, он погиб от удара молнии…
Конечно, мы все волновались.
Но отец Онуфрий тогда ответил: «Братья и сёстры, с нами чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Это Её воля – вернуться в родную обитель. Она нас не оставит и не допустит столкновений». И произошло чудо. Когда мы прошли 25 километров и пришли в Кременец с песнопениями, собравшиеся у входа в монастырь недоброжелатели вдруг расступились, и мы беспрепятственно вошли на территорию родной обители.
Кременецкий Богоявленский монастырь сегодня
А еще через несколько месяцев отец Онуфрий был возведен в сан архиерея и направлен на Черновицко-Буковинскую кафедру.
С тех пор наш дорогой владыка много раз бывал у нас, и никогда не обходит обитель своим вниманием. Вот и на мой день Ангела он прислал поздравление…
Прощание
– Когда мы вернулись сюда, застали мерзость запустения. В Богоявленском храме был оборудован спортзал, на полу еще красовались разграничительные полосы, требовалась полная реконструкция храма. На территории еще действовала городская больница, в монашеских корпусах были больничные палаты. Мы, немногочисленные сёстры, ютились в пономарке, сырой, с почерневшими стенами. Под полом храма стояла вода, колокольня была также разрушена, а в нынешнем Никольском храме размещался больничный морг.
Полгода мы вот так страдали, молились Матери Божией, ожидали, когда же больница переедет окончательно. И вот, в один прекрасный день из отремонтированного бывшего сестринского корпуса из-за опасности какого-то вируса вдруг вывезли всех рожениц – там размещалось родильное отделение. Отремонтированные бывшие монашеские келлии стояли пустые, чистые, пахнущие свежей краской. Что делать? Решили заселяться!
Так Матушка наша Богородица Сама предоставила нам отремонтированные келлии для жительства… Слава Богу.
Матушка наша Богородица Сама предоставила нам отремонтированные келлии для жительства
Всего не расскажешь, обитель вы видите сами. Она – как цветущий духовный оазис в бушующем житейском море…
Да, в августе сего года, даст Бог, будем отмечать 30-летие возрождения обители, – завершала свое повествование матушка Марионилла. – Если даст Бог мне дожить…
Мы прощались с прекрасным Кременецким монастырем и его гостеприимной игуменьей матушкой Мариониллой, брали благословение, желали ей многая лета.
И сейчас, завершая, эти строки, хочется повторить: «Многая, многая лета, дорогая матушка!»