Священному клиру и христоименитому народу нашей Священной митрополии Китирской и Антикитирской.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
(Покаянная песнь из Постной Триоди)
Дорогие мои братья и сослужители!
Братья мои христиане, чада мои возлюбленные о Господе!
Митрополит Китирский и Антикитирский Серафим Постная Триодь, как известно, длится 70 дней. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и завершается в Великую Субботу. Постная Триодь включает в себя и первые три недели подготовки к Великому Посту, до воскресения Сырной седмицы. Также в нее входит священное время Святой Великой Четыредесятницы, которая начинается в Чистый понедельник и продолжается до пятницы перед Лазаревой субботой. Постная Триодь охватывает и «Святую и Великую седмицу» (Страстная), которую можно назвать «святая святых» Постной Триоди: от Великого Понедельника до Великой Субботы.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «на спасения стези настави мя, Богородице…», — с сокрушением сердца поем мы в начале Постной Триоди. Покаяние и спасение — это две высочайшие и священные духовные цели, к которым должны быть направлены устремления православных верующих. Достижение их возможно, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, через жизнь во Святом Духе и в подвигах — как душевных, так и телесных, которые являются средством, чтобы вернуться к нашему общему предназначению: к соблюдению Божественных заповедей и исполнению воли Божией.
Покаяние и спасение — две высочайшие духовные цели, к которым должны быть направлены устремления верующих
Покаяние!
«Никто из тех, кто живет во грехе, да не впадает в отчаяние, — советует святой Иоанн Златоуст. — Но и никому из добродетельных не следует предаваться беспечности. Да не будет добродетельный уверен в себе. Ибо таковой останется позади раскаявшейся блудницы. Но и грешный да не отчаивается, потому что возможно, что и он опередит первого (искренним покаянием)… Когда мы отвращаемся от греха и исполняемся горячей любви к Богу, Он забывает о прежнем. Бог не таков, как люди. Он не наказывает за наши прежние поступки (в которых мы искренне раскаялись). И если мы покаялись, Он не спрашивает, почему мы упустили столько времени. Он любит нас и не отвергает, когда мы возвращаемся к Нему, достаточно лишь вернуться должным образом (через искреннее покаяние)»[1].
«Когда дома ветшают, мы всегда подновляем их, — говорит в другом месте святой Иоанн Златоуст. — То же следует делать и с самим собой. Ты согрешил сегодня? То есть обветшала душа твоя (ты стал ветхим человеком)? Не отчаивайся, не совершай снова падения, но обнови свой духовный дом. Каким образом? Покаянием, слезами, Исповедью и добрыми делами. И никогда не прекращай делать этого»[2].
Покаяние и спасение!
«Спасение, — подчеркивает святой Златоуст, — достигается не нашими трудами, не подвигами, но любовию. Но не только любовию Божией, и не только нашей добродетелью. Ибо если бы спасение достигалось только Его любовию, то мы все должны были бы спастись. А если бы оно достигалось только нашей добродетелью, то тогда было бы излишним пришествие Господа и все деяния Божественного домостроительства. Однако же (наше спасение) совершается не только по Божественной любви, и не только по нашей добродетели, но посредством совместного действия и того, и другого»[3].
Братья мои,
«На спасения стези настави мя, Богородице», — поем мы во время священного и душеспасительного времени Постной Триоди. Покаяние и спасение! Покаяние — вот истинный путь боголюбивой христианской жизни во Христе и в Духе Святом. Покаяние — это блаженный путь ко Господу и Богу нашему и наиболее богоугодный образ жизни. Истинное покаяние на протяжении всей жизни ведет по безопасному пути и неуклонно приводит ко спасению во Иисусе Христе, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).
Жизнь в покаянии и ее направление ко спасению во Христе ограждает нас духовно и защищает нас от рабства и плена диавола, оберегает от духов лукавых, от греха и от всякого зла.
Жизнь в покаянии и ее направление ко спасению во Христе ограждает нас духовно и защищает нас от плена диавола
Постная Триодь, посредством постепенного удаления от скоромной пищи и вхождения в духовный пост, с молитвой и многочасовыми богослужениями, с постоянным напоминанием о покаянии и необходимости духовного трезвения, помогает верующим в духовной брани и споспешествует в духовном делании. Напротив, «мирская триодь» (со строчной буквы), то есть трата этих особенных дней на скитание по дорогам и закоулкам греха, да еще и среди карнавальных переодеваний и празднеств, дезориентирует человека и отчуждает его от духа благоговейной молитвы, духовной борьбы и благого обращения ко Господу в это святое время.
К вопросам, которые заслуживают усиленной молитвы «на сем поприще добродетелей», добавим также следующие: полное прекращение пожаров (масштабных и продолжительных) на континенте Австралии, прекращение сильных сейсмических колебаний в соседней восточной стране и устранение нависшей военной угрозы, снятие угрозы землетрясения в стране, граничащей с нами с севера, — Албании, и быстрое восстановление разрушений в обеих странах.
И главное: примирение и восстановление боговдохновенного единства и общения всех Поместных Православных Церквей, составляющих Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Все Поместные Автокефальные Церкви, за исключением трех, не приемлют великое каноническое нарушение, заключающееся в признании в качестве канонической «Автокефальной Церкви» некоего образования, состоящего из раскольников, отлученных, извергнутых из сана и нерукоположенных лиц, при полном игнорировании и пренебрежении к Блаженнейшему Онуфрию, каноническому Предстоятелю Украинской Православной Церкви, с целым сонмом подчиняющихся ему канонических епископов и миллионами верующих, претерпевающих гонения. И в то время как каноническая Украинская Церковь терпит гонения, преследования и насилие, проходят празднества в честь первой годовщины предоставления «автокефалии»!
Так же, как и одиннадцать Автокефальных Церквей, мы смиренно полагаем, что эта зияющая рана, губительная для святого Тела Единой и Единственной Православной Кафолической и Апостольской Церкви, не уврачуется, если эта серьезнейшая каноническая проблема не будет решена на всеправославном уровне, путем созыва Всеправославного Собора. Прошествие все большего времени, оказываемое давление, а также помпезные богослужения и совместные молитвы с представителями других конфессий и других религий только усугубляют раны, вместо того чтобы исцелять их. Боимся, что предполагаемый визит главы Ватикана по следам апостола Павла — в те места, где путешествовал великий «апостол язычников», — не принесет благих плодов. Последнее может случиться только при одном условии: если прежде, с глубоким смирением и подобающей скромностью, будет полностью признано богословие и экклезиология великого «апостола язычников» Павла, и совершится отречение от еретического учения, сопровождающееся искренним и спасительным покаянием, по любви к Богу.
С сердечными пожеланиями благословенного, мирного и плодоносного времени Постной Триоди, благого покаяния и спасения души, пребываю с отеческими молитвами и любовью Христовой.