У широкой общественности сложилось неправильное впечатление, что украинская проблема касается кого-то другого – украинцев, русских и т.д. – или что вообще речь идет о каких-то общих и неопределенных геополитических интересах, в которые Греции лучше не впутываться. Ответственность за это лежит на многих журналистах, которые не имеют отношения к церковному служению и, будучи не в состоянии понять суть проблемы, непосредственно касающейся всех нас, формируют общественное мнение.
К сожалению, этому заблуждению также помогают антиэкуменистические круги, которые, несмотря на их искренние и похвальные усилия по демонстрации нарушений Священных правил и сосредоточение на действиях Константинопольского патриарха, представляют весь вопрос как теоретический и касающийся богословской битвы с экуменизмом, которая, разумеется, бесконечна.
Совершенно верно были представлены исчерпывающие исторические доказательства, которые, несомненно, являются явным свидетельством истинности вещей и которые не защищают и не оправдывают патриарха Варфоломея. Только иерархия Элладской Православной Церкви осталась равнодушной по известным Афинскому архиепископу причинам и из-за теологической необразованности некоторых архиереев, которые искренне верят, что православная экклезиология предусматривает существование папы в лице Константинопольского патриарха. Нас уже ничто не удивляет, поскольку митрополиты сами сознательно отменяют единственное право, которое они имеют в соборной системе: голосовать равноправно по каждому решению.
Как это касается нас?
Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно определить антиканоническое действие, но необходимо заглянуть в будущее, то есть посмотреть на последствия этих действий.
Последствие первое. Отныне патриарх отменяет решения других Церквей, даже если он сам под ними подписался!
Теперь патриарх отменяет решения других Церквей, даже если он сам под ними подписался
В случае с украинцами Константинополь не только аннулировал в одностороннем порядке соглашение, заключенное с Московским Патриархатом, а еще и полностью отозвал подписи, которые он поставил после осуждения и анафематствования раскольников. Таким образом, признавая несуществующие привилегии патриарха, Элладская иерархия признает, что в любое время возможно полное упразднение Элладской Церкви и отмена любого ее решения. Разве не является началом этого то, что сейчас происходит в Критской Церкви, где идет явное переустройство ее Уставной хартии? А в Колимбари патриарх дал слово, что не будет просить новые земли. Если он отзывает свою подпись под документами, разве трудно ему отказаться от своих устных обязательств?
Последствие второе. Отныне патриарх в любое время вмешивается в юрисдикцию любой территории, которую он посчитает принадлежащей ему! Если через 300 лет он заявил, что снова взял («по хотению») Украину под свою юрисдикцию, что бы произошло, если бы он заявил, что вся Ойкумена принадлежала когда-то Фанару? Помните, как он сказал, что ему принадлежит Катар? Нужно ли рассказывать всю историю об «уступке» (!) Африки Александрийскому Патриархату?
Последствие третье. Отныне патриарх будет оправдывать или осуждать любого, кого пожелает, по обвинению в любом каноническом или моральном проступке одной лишь подписью! Если он восстановил псевдопатриарха киевского Филарета, который был не только осужден и за раскол, и за нравственные преступления, но и – самое скандальное – сохраняет сан даже после своего выхода из украинской псевдоцеркви (!), тогда это означает, что нет никаких мерок: ни моральных, ни канонических, ни логических – и единственным критерием является степень угодности патриарху Варфоломею! Кстати, он восстановил Макария Малетича, который никогда не просил о своем восстановлении!
Последствие четвертое. Патриарх будет определять, кто имеет священство, а кто – нет, независимо от канонического рукоположения!
Теперь патриарх будет определять, кто имеет священство, а кто – нет, независимо от канонического рукоположения!
Несмотря на доказательства того, что обе раскольнические группировки, которые составили новую структуру, – Филарета Денисенко и Макария Малетича – имеют в своем составе епископов не просто изверженных, а вообще нерукоположенных, патриарх их всех считает имеющими Святой Дух! Можно в одночасье восстановить все православные старостильные церкви Греции, если они, конечно, заявят ему о своем полном послушании!
Последствие пятое. Патриарх будет принимать решения сам от имени всей Церкви, не спрашивая никого! Так как Элладская Церковь предоставила ему привилегию давать и отменять автокефалии, тогда он решит, какая Церковь достойна существовать, а какая нет. Самое трагичное в том, что она признала это несуществующее превосходство, несмотря на то, что тот пренебрег ею еще до решения, а также и после него, когда отправил делегацию не для совещания, а для уведомления. Такое самоуничтожение Элладской Церкви произошло только при нынешнем архиепископе и нынешних митрополитах. И в следующем случае, в отношении раскольников Скопье, после того как закончится нынешнее приключение, он примет решение, не спрашивая Элладскую Церковь или другие грекоязычные Церкви и даже близлежащие митрополии. О Сербском Патриархате даже не говорю…
Последствие шестое. Патриарх сам будет решать, созывать Всеправославный Собор или нет! С самого начала, как возникла украинская проблема, все Церкви склонились к мнению, что для предотвращения конфликтов нужен Всеправославный Собор. Даже столь многообещающая встреча на Кипре трех Древних Патриархатов отменилась, потому что, как заявил Кипрский предстоятель, «Вселенский патриарх не пожелал».
Он аннулирует желания предстоятелей, аннулирует волю патриархов, аннулирует и недавно поданную просьбу четырех митрополитов Элладской Церкви, аннулирует все!
Фанар аннулирует желания предстоятелей, аннулирует волю патриархов, аннулирует всё!
Таким образом, Православие связано волей одного лишь человека потому, что у наших иерархов нет элементарной логики, чтобы посмотреть немного дальше, чем их личные интересы. Если вдруг завтра появится еще одна проблема – все будут ждать решения Константинополя, пусть даже это серьезная проблема, какой сегодня является украинский кризис.
Последствие седьмое. Все церкви должны будут координироваться с ним по любому решению! Это было немыслимо доныне, но стало реальностью, когда, например, Александрийский патриарх, который неоднократно публично высказывался в поддержку канонического Киевского митрополита Онуфрия, развернулся на 180 градусов! Если человек отступает, даже при таких личных издержках, поскольку Александрия теперь лишилась авторитета, это означает, что есть «средства», которые будут использоваться в каждом случае. Было ли пророческим сделанное несколько месяцев назад заявление патриарха Варфоломея о том, что «сначала будет признание Элладской Церкви», или все было урегулировано с Афинским архиепископом, который управляет всей иерархией?
Греция – пленница восточного папы
После всего явленного становится ясно, что Православие зашло в тупик: тот, кто будет контролировать одного – патриарха Фанара, сможет через него руководить всей Церковью!
Тот, кто будет контролировать одного – патриарха Фанара, сможет через него руководить всей Церковью!
Пленник турок и США будет определять курс Церкви, поскольку греческие пастыри сами без условий и сопротивления (!) передали ему кормило. Курс на псевдосоюз с папистами уже является фактом, поскольку на Украине киевский псевдомитрополит Епифаний 14 октября 2019 года сослужил с папским священнослужителем.
Мы заменили Вселенский Собор патриархом Константинопольским, и это привело к катастрофическим последствиям.
Поэтому украинская проблема касается всех, потому что через нее, причем во имя национализма, была дана «вся власть на небесах и на земле» порабощенному патриарху, который будет принимать решения за всех и от имени Церкви в отношении апостольского преемства, юрисдикции, применения или неприменения принципа соборности, оправдания ужасных беззаконий и т.д. и даже в любое время пересматривать решения, которые он только недавно принял!
Но наш Господь Иисус Христос исполнит Свое пророчество: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13: 35)!