Старик нищий. Художник: Василий Шебуев
Мы, православные, считаем себя последователями и преемниками первых христиан. Мы пребываем в той же Церкви и исповедуем то же вероучение, что апостолы и их ученики.
Но есть нечто, в чем мы радикально не похожи на церковных людей апостольской эпохи.
В первые века христианства вхождение в Церковь становилось серьезным жизненным переломом для человека. За исключением особых случаев в христианскую общину никого не принимали сразу. Катехумен должен был засвидетельствовать свою веру духовно-нравственной переменой, доказать свою верность Христу еще до Крещения.
Таинство Крещения давало своего рода благодатную печать тому изменению сердца, которое уже должно было совершиться с верующим!
Оговоримся: не стоит идеализировать первые христианские общины. Там были свои искушения, свои грехи и падения. Достаточно почитать 1-е послание апостола Павла к Коринфянам, чтобы понять это. Но все же: сначала верующий становился высоконравственной личностью, а потом уже входил в Церковь.
Это то, чего у нас нет сегодня.
У нас в ходу другая идея, сама по себе хорошая: сделать человека христианином с детства (крестить, причащать, учить вере и т.д.). Но идея работает плохо в связи с самыми разными факторами, как-то: слабая церковность родителей и крестных, отсутствие катехизации на приходах, незаинтересованность духовенства в этих вопросах… И получается то, что имеем: христиан у нас больше, чем хороших и добрых людей. Парадокс!
***
Эта – страшная тема. Она бьет нас в хвост и гриву, разрывает вдоль и поперек. Чеховским молоточком стучит в стенки сердца и кричит: «Эй, друзья, вы что-то неправильно делаете! Вы идете куда-то не туда!»
Вспоминается притча о Страшном суде. Спаситель наперед говорит, по каким критериям будет судить мир. И – неожиданно! – в речи Христа мы не слышим о молитве, посте, поклонах, частоте Причащения… Мы слышим:
«Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–36).
Оказывается, Господь на суде спросит у нас по сути об одном – о любви к Богу и ближним.
Да, христианин выковывается постами, молитвами, воздержанием, поклонами и прочими аскетическими упражнениями, участием в церковных Таинствах. Но это все – инструментарий, который работает на цель. А цель одна – любовь.
Инструментарий – это твое личное дело. Сколько ты молишься и как, насколько часто причащаешься, читаешь ли Евангелие, бьешь ли поклоны, ходишь ли в храм – решай сам. Но результат требуется один: любовь, и ее показатель – христианская нравственность. И если результата нет, значит, ты делаешь что-то не то. Возможно, пользуешься инструментами неправильно.
Перед тем, как обожиться, надо очеловечиться
Путь к любви – путь долгий и трудный, потому любовь есть «совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). На этом пути есть очень важные рубежи. Например, самое обычное добро и самые обычные качества хорошего человека. Перед тем, как обожиться, надо очеловечиться.
Христиан сегодня много, а по-настоящему добрых людей – мало. Как такое может быть?
***
Мысль идет дальше, цепляя по дороге разные места Библии.
В Послании к Римлянам апостол Павел писал, что многие иудеи – потомки Авраама, имеющие на своем теле знак обрезания, – не были иудеями по духу. Равным образом те необрезанные язычники, которые никогда не слышали об Аврааме, но жили по закону совести, оказывались ближе к Богу, чем представители богоизбранного народа.
Вот этот фрагмент:
«Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28–29).
А если вместо слова «иудей» мы поставим слово «православный» и вместо «обрезание» – «Крещение»? То есть перенесем ситуацию в наше время? Ведь духовные законы, выраженные в слове Божием, и спустя тысячелетия остаются неизменными.
«Не тот православный, кто таков по наружности, и не то Крещение, которое наружно, на плоти; но тот православный, кто внутренне таков, и то Крещение, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».
Интересно получается! Действительно, можно соблюдать все православные правила жизни, но не быть православным. Православный – это не только крещенный. Православие – не только определенное мировоззрение, но и качество жизни – «по духу», а не «по букве».
Если нет этого качества жизни, то выходит, что церковная жизнь оказалась для христианина бесполезной, что очень обидно. И при общении с разными церковными людьми чувство вот этого «обидно» возникает весьма часто.
А тем более обидно, когда неверующие люди, иноверцы или инославные живут чище и праведнее нас!
Бывает, на производстве неверующий делает свою работу качественнее и имеет лучшую репутацию, чем человек, ходящий в Церковь. Или, например, мусульманин оказывается более преданным и отзывчивым другом, чем братья-христиане. А насколько грустно бывает наблюдать, что в какой-нибудь баптистской семье дети идеально слушаются родителей, вся семья ежедневно молится и читает Библию, искренне старается исполнить заповеди Божии во всей точности – а наш человек вроде и крест носит, и по праздникам в храм ходит, а живет по-язычески и Библию не открывал ни разу.
И тогда на нас исполняются слова апостола (не буквально, а в принципе):
«Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2: 24).
Да, христианство не сводится к «хорошести». Мы спасаемся не своей праведностью, а верой в Господа Иисуса Христа. Но христианства не существует там, где вера не помогла человеку стать по крайней мере «хорошим»!
***
В Книге Деяний о первых христианах написано, что они находились «в любви у всего народа» (Деян. 2: 47) и что «из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» (Деян. 5: 13). А вот нас сегодня не очень-то любят. О «прославлении» православных в народе даже и смешно говорить. И уж точно нет страха присоединиться к нам (имеется в виду страх по причине высоты христианской жизни).
Сегодня нам остро необходимо новое церковное возрождение – нравственное
В этом отношении нам остро необходимо новое церковное возрождение – нравственное. Прошло время возрождения как реконструкции, то есть строительства храмов и монастырей. Почти прошло время возрождения в сфере катехизации и образования: появилось множество разных курсов и просто информации в интернете, по которой можно стать религиозно грамотным. Пора бы уже становиться христианами по образу жизни! Без этого все остальные сферы возрождения окажутся бессмысленными. Под образом жизни здесь понимается не исполнение церковных дисциплин только, а система наших взаимоотношений с ближними.
Чтобы на верующего, начавшего ходить в храм, обращали внимание не в связи с тем, что он стал «каким-то странным» и начал жить какой-то своей, никому не понятной индивидуальной «жизнью во Христе» (а иногда и на фоне разрушения отношений с другими людьми). А в связи с тем, что он со временем превратился в прекрасного сына, замечательного мужа, хорошего отца, отзывчивого друга, надежного сотрудника – благодаря Христу!
Простите за банальность: давайте станем для начала просто хорошими людьми! Нормальными, без всяких сложностей и заморочек. Доброжелательными и приветливыми, добрыми и надежными.
Пусть женщины найдут в Церкви хороших мужчин – трудолюбивых и без вредных привычек. Пусть мужчины найдут в Церкви нормальных женщин, чтоб мужа слушались и хозяйками были. Пусть любой человек встретит в Церкви чутких и верных друзей, обретет помощь не только духовную, но и душевную и материальную.
Иначе мы не можем называться христианами! Потому что внешний показатель внутреннего христианства – это нравственность, а не количество богослужений, которые ты посетил, или частота Исповеди и Причащения.
***
Господь жалел блудниц и разбойников, но очень резко высказывался в адрес религиозных лицемеров – фарисеев и книжников, которые являлись духовными лидерами по своей внешней религиозности, но по человеческим качествам во многом были ниже язычников. И если церковные христиане сегодня проигрывают неверующим в элементарных нравственных категориях, они подпадают под те же самые обличения Господа:
«Горе вам… лицемеры!» (Мф. 23: 13).
То, что верующие порой ничем не отличаются от неверующих, а иногда живут хуже их, – это, пожалуй, одна из главных трагедий современного христианства. Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно. Потому что христианство без чистоты жизни – это как мясо без мяса и молоко без молока.
От внутреннего – к внешнему. От рая внутри – к преображению мира извне. Хранить рай в себе и возделывать рай снаружи – цель жизни человеческой, заповеданная ему Богом (см.: Быт. 2: 15). И это преображение мира начинается с простой улыбки, простого добра, простого «хорошего человека».
«Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15: 46).
Это то, чего очень не хватает всем нам.