Неужели и в наши дни можно исповедовать Христа в духе Севастийских мучеников? Чему нас назидает их пример? – На примере жизни тезоименитого им – ранее Илиану, а теперь Илию – схиархимандрита Илия (Ноздрина) – размышляет протоиерей Валериан Кречетов.
Слова назидают, а примеры убеждают
Есть замечательное изречение: «Слова назидают, а примеры убеждают». Примеры жизни православных подвижников – это и есть та сила, которая убеждает в истинности веры. Почему по Евангелию: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Знамения же веровавшым сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужныя руки возложат, и здрави будут» (Мк. 16, 15–18). То есть сначала проповедуется Слово Божие, и потом свидетельствуется Истина – или чудесами, или же, что не менее убедительно, примерами жизни. Чудеса – это свидетельства того, что все управляется свыше Творцом, а пример из жизни – это правда о том, что во все времена бытия человечества возможно жить по заповедям.
Чудеса – это свидетельства того, что все управляется свыше Творцом, а пример из жизни – это правда о том, что во все времена возможно жить по заповедям
Не всякая жизнь есть жизнь настоящая. А только та, что по заповедям Божиим и в Духе Божием. Когда у преподобного Серафима Саровского спросили:
– Почему сейчас мало подвижников благочестия?
– Потому что нет решимости, – ответил он.
А благодать – все та же: «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…». Преемство – это одно из главных условий жизни Церкви. Иерархически – это непрерывная чреда рукоположений, от апостолов до современных епископов и от них – священникам, а в плане духовном – это непрекращающаяся передача духовного опыта.
В качестве примера достаточно вспомнить Оптинское старчество, как, впрочем, и старцев наших дней. Все они наглядно являют истину: в любое время, при любых обстоятельствах жизнь духовную не только можно, но и нужно вести.
Христиане при советской власти
Отец Илий прошел тем особенным путем, что был дан его поколению. Его жизнь всего-навсего на 15 лет отличается от жизни государства, провозгласившего безбожие и преследование верных Христу. Как каждый ребенок того времени, он не мог не соприкоснуться с таким явлением, как гонения на Церковь, разрушения храмов, явные притеснения верующих – вплоть до арестов, ссылок, расстрелов. Это все в его детстве совершалось.
Вот вам и пример того, что надо держаться Церкви, даже гонимой. Не просто стоять в вере, а быть ее усердным служителем – даже в такие лютые, как холод Севастийского озера, времена – возможно с Богом. Сказано же: «у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна» (Мф. 19, 26).
Кто-то, конечно, отрекался – это было и есть во все время. Но те, кто верят по-настоящему, выстаивают до конца. Мирянин, может быть, и мог тогда еще отделаться тем, что разве что чего-то лишиться в плане общественного или материального положения. Священнослужителям же явно грозила смерть, тюрьма… Просто верующим тогда быть – уже подвиг, а тем более принимать монашество, сан. Христиане при советской власти – особого рода подвижники.
В глазах батюшки все люди – хорошие. Как, помню, говорил владыка Афанасий (Сахаров), священномученик, вспоминая свои годы заключения и гонения:
– В одном из лагерей был следователь. Миле-е-йший человек!
У новомучеников и исповедников, которые прошли всё это, никаких личных врагов не было. Единственное, они были неизменно тверды и суровы в отношении тех, кто был против Церкви. Но это всё по ревности. Так и батюшка Илий.
Удерживать от распада
Жизнь самого отца Илия так устроилась, что он, пройдя все испытания безбожной эпохи, смог закончить семинарию (хотя начинал учиться в Саратовской, но после ее закрытия в 1961-м году продолжил обучение в ныне Санкт-Петербургской семинарии, а после – там же и в духовной академии. – Прим. ред.). Потом был посвящен митрополитом Никодимом (Ротовым) в монашество с именем Илиан – в честь одного из 40 мучеников Севастийских – и воспринял от постригающего дух ревности в защиту Церкви и веры.
Надо было свидетельствовать о том, что Церковь наша жива, это Церковь Бога Живаго
Известно, как в то время в обществе относились к Церкви. Вот и надо было свидетельствовать о том, что Церковь наша жива, это Церковь Бога Живаго. Митрополит Никодим был одним из самых активных церковных деятелей того времени, когда нужна была духовная дипломатия, умение общаться с властями предержащими, оказывать им какое-то почтение, как то полагается начальству, и в то же время не уступать в Истине.
Также и батюшка Илий – с кем только сегодня не общается. Наше время по-своему сложно. Суть его старческого служения в том, что он объединяет все слои общества, не дает им распадаться.
Дух благодарности – это главное
Схиархимандрит Илий и протоиерей Валериан. Фото Алексея Ловена Детство батюшки Илия выпало на тяжкое время. Так, и святитель Тихон Задонский, будучи из сельских, некогда вспоминал: «Бывало, как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили». А в батюшкино детство уже и «богатых мужиков» не было. Русскую деревню в колхозы сгоняли.
Нынешним детям и не представить сейчас, что это такое: не потопаешь, не полопаешь. А тогда и детворе много приходилось трудиться. А в каком притеснении взрослые были. Даже зарплату не платили колхозникам, – так трудитесь, за галочки-трудодни.
Дети тогда с самых малых лет учились ценить еду, зная, какого труда она стоит, как она достается, умели ценить и труд других людей, особенно родителей, их заботу, вообще всё – одежду, крышу над головой, инструменты для работы. Потому что тогда не было ничего. Но дух благодарности был – это главное.
Очень тогда радовались малейшим удобствам: вот керосиновую лампу приобрели, потом электричество появилось. Такая жизнь делает человека неленивым, он живет по естественным законам сельской жизни. У нас иногда боятся: безработица, безработица... А на селе безработицы не бывает, там человек постоянно чем-то занят. Условия сельской жизни нелегкие, это укрепляет человека в вере.
Жить, как Господь задумал
Отец Илий потом еще и питерскую духовную школу прошел, а она была в преемстве с преподобным Серафимом Вырицким, который говорил, что Россия будет жить от земли. Батюшка передает эту питерскую традицию, когда благословляет людей возвращаться в деревни, откуда людей в прошлом веке изгоняли. Намеренно или ненамеренно, но создав такую жизнь, что при первой же возможности каждый стремился убежать из села.
Сейчас все пандемией перепуганы, а ведь вся зараза, и физическая, и духовная, куда как легче именно в городах распространяется. А там, где люди живут каждый своим домом, на земле да самодостаточно, все эти напасти не так страшны.
Сельская жизнь – это как в монашестве отшельничество, пустынножительство, подвиг которого сам отец Илий проходил, кстати, на Афоне. Человек на земле, в идеале, причастен Церкви и живет по ее календарю, а с другой стороны, его жизнь в большей степени, чем у горожанина, определяется сменой зимы, весны, лета, осени. Так что живешь, как подобает, как Бог человеку жить задумал – на земле.
Повернуться всецело к Богу
Раньше люди укоренялись в истинной вере, потому что было живое свидетельство верующих родителей, близких, пример того, как они спокойно переносили все испытания, без озлобленности и в надежде на помощь Божию. «Как Бог даст», – говорили. И Господь всем управлял.
Но и то, что свершилось на глазах уже нынешних поколений, – величайшее чудо: страна от безбожия повернулась к Богу. Отец Илий, правда, говорит иногда про неполную меру покаяния народа: «Повернулись, да только наполовину». Это он имеет в виду, что остались еще рудименты советского режима.
Но он-то как раз сам развернулся к Богу полностью, трудится во всю силу, принимает народ, проповедует покаяние. Господь уже сделал большую часть нашего внутреннего труда. Меньшую оставил нам, но мы и ее не делаем. Сейчас уже можно веровать открыто. Мы даже не ценим, какая возможность сейчас есть – читать духовную литературу, всего вдоволь! Вот сейчас все по домам сидят – самое время читать.
Печоры – Афон – Оптина
Батюшка Илий прошел очень серьезную школу монашества, сначала в единственном на всю Россию не закрывавшемся Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. А там тогда были Валаамские подвижники, отец Иоанн (Крестьянкин). Общение с этими носителями дореволюционного опыта духовной жизни и монашеского жития его закалило. Потом – Афон, также около 10 лет подвига в русской Пантелеимоновой обители. После – Оптина. Это все монастыри с традиционными устоями. 500 лет Псково-Печерского подвижничества и столько же Оптинского, 1000 лет Русского Афона. Конечно, Оптина воссоздавалась заново, но дух оставался, старческое благословение пребывало на этой пострадавшей в лихолетье святыне.
В этих монастырях были крепкие традиции, а они всегда предполагают строгий распорядок. Что делает в нашей жизни богослужение? Оно выстраивает жизнь человека в определенном режиме. Шесть дней, как заповедано, трудишься, а на седьмой – в Церковь. Здесь праздник, тут пост. Церковь помогает жить в определенном ритме. Этот ритм собирает человека, выводит из мирского круговорота.
Почему важно жить по Уставу Церкви?
Вот смотрите: человек крутится-крутится, потом раз – бросает всё и идет в церковь. Такой прием применяют и педагоги: когда что-то не получается, то оставь, а потом опять вернись к этому. Что ты делаешь благодаря праздникам? Оставляешь всё, а потом берешь сызнова – и смотришь на всё уже новыми глазами: а стоит ли это делать вообще, или, может быть, нужно делать совсем по-другому?
Молитвенный труд, понуждение себя к молитве, нужен человеку так же, как труд физический
Духовные люди живут богослужебной жизнью уже не то что исполняя Устав, а по своему духовному устроению. Это немощным нужен график посещения богослужений, хотя бы два раза в неделю – на вечерней службе в субботу и на утренней в воскресенье. А духовные внутренне уже не отлучаются из храма своей души, предстоят Богу.
Молитвенный труд, понуждение себя к молитве, нужен человеку так же, как труд физический. Как тело крепнет от упражнений, так же и душа от молитвы. Когда человек молится и трудится, святые отцы говорят: он подобен кипящему накаленному котлу, на который «не садятся мухи», то есть всякая нечисть.
А.С. Пушкин писал: «Праздность – милая подруга размышлений». Но каких? Она приводит к помышлениям о всякой всячине. А когда люди заняты, то им предаваться этой ерунде некогда.
Есть пандемия пострашнее…
Вот сейчас все боятся пандемии коронавируса, а батюшка Илий говорит – куда как страшнее пандемия отречения от Бога и кумиротворения дорвавшихся до власти безбожников, что была в нашей стране в прошлом столетии. Тогда куда больше людей ежедневно этот вирус человеконенавистнической идеологии убивал. Точно так же, как сейчас некоторые могут и не задумываться о том, сколько миллионов гибнет еще в утробах матерей младенцев, при некогда впервые в современном мире узаконенных именно советской властью абортах…
Откуда взялись некогда все эти «призраки коммунизма»? От праздности и воспаленного мечтания. Ведь они появились не из среды народа, а из среды праздной интеллигенции. Сами же коммунисты говорили: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Как он был призраком, так он призраком и остался. Истинной жизни в нем нет. Как нет никакой истинной жизни в его деятелях – сеяли разрушение, насилие, смерть.
Есть земля, конкретная жизнь каждого человека. Чего еще надо? Ничего у коммунистов не получилось с их озлобленностью. Оно и не может получиться, потому что на бездуховной основе ничего доброго не получается. Батюшка правильно об этом говорит, может быть, резко, но верно. Еще раньше отец Сергий (Орлов; в постриге иеромонах Серафим), увлекшись по молодости этими политическими идеями, охватившими в начале XX века всю Россию, говорил:
– У Маркса расписано все филигранно, но только в жизни все наоборот!
Фантазия эта лопнула, как мыльный пузырь. Единственное, что она принесла, – развращение умов и упадок народной жизни.
Чем опасны идолы?
У нас по всей стране остались памятники этим палачам народа: улицы, города, площади, станции метро названы в их память. Чем это опасно? Например, привычка выражаться черным словом небезобидна. Апостол говорит: «Идол ничтоже есть в мире» (1 Кор. 8, 4). Но это относится к людям святым. Преподобный Макарий Великий пришел в капище, мумию под голову положил и спал. Бесы кричат: «Это женщина!» А ему все равно, он бесам не внимает. Чего не скажешь про несвятых современников… Человек, пусть и негласно соглашаясь со злом, неправдой, так или иначе развращается, принимает и другого рода ложь, гибнет.
Ленин был подлый человек. Отец Сергий (Орлов), кстати, по молодости в гуще революционных событий находился и говорил про Ленина, что это никто. Постепенно сделали из негодяя кумира. Мы просто многого не знаем. Вождь же умер от сифилисного паралича, это известный диагноз, а такие болезни просто так не появляются. Вел безнравственную жизнь, не говоря уже о том, что пролил реки крови. Есть его портрет, сделанный по живому, с натуры, – это очень озлобленный тип, что-то явно бесовское в самой мимике.
Как сказал один известный режиссер, общая беда – и в отсутствии информации, и в дезинформации. Так и у нас еще с советских времен: или отсутствие правды, или просто вранье.
Не тратьте силы напрасно,
или В жизни всё наоборот
До сих пор, бывает, странные академики пытаются публично против веры выступать. Это же просто смешно. Альберт Эйнштейн, когда ему сказали, что Бога нет, ответил: «Что такое холод? Отсутствие тепла. Что такое тьма? Отсутствие света…». Точно так же: зло – лишь отказ человека от Бога. Есть жизнь, а есть нечто противоположное. Вся суть всегда в корне, а корень даже у того же слова «безбожник» – Бог. Без Бога безбожник – ничто.
Всякий, кто попадает к батюшке Илию, чувствует животворящую силу жизни по заповедям
Всякий, кто попадает к батюшке Илию, чувствует животворящую силу жизни по заповедям. Даже коммунисты каются, осознавая, какой мировоззренческой мертвечиной питались до того. Современные коммунисты свой так называемый коммунизм чуть ли не от первых христиан выводят. Было же, говорят, всё общее во времена апостолов…
Помню, такой отец Мисаил, в схиме Серафим (Томин), келейник митрополита Нестора (Анисимова), мне как-то в Переделкино, где я тогда еще служил, сказал про коммунизм:
– Понимаете, это тупиковый вариант.
– Почему?
– Потому что это невозможно на земле. Это увод от горькой правды о человеке и в то же время от возможности истинной жизни. Это напрасная трата сил.
Ему даже возражали в свое время:
– Вы говорите о рае, Царствии Небесном, а мы здесь, на земле, рай создадим.
А он ответил:
– Это бесполезное занятие. Были первые христиане, у них было всё общее. Не вышло же ничего, потому не советую экспериментировать.
Построение рая здесь, на земле, невозможно, и точка
Между коммунизмом и Православием ничего общего нет. Если что-то и есть, то именно потому что и взято из христианства, и то с ошибками («моральный кодекс коммуниста»). Построение рая здесь, на земле, невозможно, и точка. Господь не сказал, что здесь будет рай, наоборот: «в мире скорбны будете» (Ин. 16, 33). Потому что мы живем в мире, «как агнцы среди волков» (Мф. 10, 16). «Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое» (Ин. 15, 19). «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30), – сказал Христос. Третьего не дано.
Именно поэтому батюшка Илий проявляет ревность в отношении того, что нужно всё это отбросить. Видимо, об этом состоянии фантазии писал А. С. Пушкин, когда характеризовал современного ему человека в лице Евгения Онегина: «с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом...». Вроде действия, действия! А результат-то печальный.
Отец Илий, может быть, главное и делает то, что молится, и сколько всего устрояется! У батюшки детская вера, он – как ребенок. Видит неправду и возмущается: как же так?! Видимо, до этого нужно еще дорасти, это святая простота. Многие не могут понять батюшку, потому что не доросли до этого состояния. Он видит то, что в свое время увидел отец Сергий (Орлов): «Все филигранно расписано, только в жизни все наоборот». А старцам открывается жизнь каждого из нас и всего народа так, как она есть.
Как осязание духовной жизни делается возможным?
Господь так устроил путь отца Илия, что вывел его на старческое служение. Иеромонахов и архимандритов хватает, а вот старцы – это особенное. Старчество – это подвиг служения людям. Возраст уже у батюшки преклонный, в этом году 88 лет исполнилось, а он все людей принимает, беседует с ними, дает наставления, молится.
Живое общение со старцем дает людям, даже далеким от Церкви, чувство духовного, осязание духовной жизни. Смирение, кротость, сострадание трогают душу. Что и как ему говорят – человек уже может даже не воспринимать, потому что, возможно, душа еще не вмещает этого, но ее уже наполняет и начинает очищать восприятие духовного состояния. У всех старцев их состояние умиротворенности гасит эмоции приходящих, рассеивает вражии помыслы. Это дух всепрощения, всех сразу хочется простить.
Сказано у апостола: «Благотворения же и общения не забывайте, ибо такими жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13, 16). Вот эту высшую жертву общения старцы и приносят. Люди приезжают к ним, и происходит общение лицом к лицу. Оно низводит мир в душу обратившегося, и человек возвращается от старца счастливым и умиротворенным.
Слова старцев – юродство для мира
Архимандрит Кирилл (Павлов) и тогда еще схиигумен Илий (Ноздрин) с братией в Оптиной пустыни
Служение старца – это подвиг, часто на грани с юродством. Их слова – всегда юродство для мира (ср. 1 Кор. 1, 18). В этом духе и отец Николай Гурьянов иногда выражался иносказательно. Гонения на него враг обрушивал постоянно. Не через безбожных властей, так через кого-то другого бесы действуют. Это всё неотъемлемо от служения старца. Подвиг старчества – особый крест.
Служение старца – это подвиг, часто на грани с юродством Подвиг старчества – особый крест
Вот и батюшка Илий – всегда очень спокойный, умиротворенный в отношении всяких мирских перипетий, но прямо загорается, когда вопрос касается твердости в вере, защиты Церкви и Истины. Возмущается:
– Что там этот труп лежит?! (про Ленина в Мавзолее, – Прим. ред.)
Как совмещается дух мира и любви с воинствующей твердостью? Вот такое у батюшки устроение. Так и новомученики в отдельных вопросах были жесткими и принципиальными.
Отец Илий как-то незаметно объехал-облетел почти всю нашу страну. Приезжаешь на Алтай, допустим, а он там уже был! Жил на одноименном месту ссылки святого Иоанна Богослова нашем алтайском острове Патмос. Да где он только не был! Это его великое миссионерское старческое служение. Скольких он обращает к Богу.
Господь нам дает надежду
Символично, что тезоименитство отец Илий отмечает на память 40 Севастийских мучеников.
40 венцов было уготовано Богом Своим исповедникам, мучимым холодом в ледяном Севастийском озере, очень мрачном, как рассказывает отец Илий, который бывал там уже в наши дни. И вот, когда один из 40, не выдержав мучения, бежал в баню, разогретую на берегу для тех, кто готов отречься от Христа, тот, кто топил ее, увидел, что один венец стал подниматься обратно на Небо… Тут же сбросил свою теплую одежду и прямо ринулся в озеро: «И я христианин!» Ему-то и достался этот 40-й венец.
Что в Евангелии читаем? Последние получили столько же, сколько первые (ср. Мф. 20, 1–16), – на примере последнего Севастийского мученика слова этой притчи и исполнились. И в нашей претерпевшей иго безбожной власти стране никто не может сейчас роптать: «Вот, если бы я раньше знал…». Нет! Вот ты познал Истину, ты можешь встать в ряд с теми, кто Истине уже сопричтен. У нас привыкли оправдываться: «Вот, если бы я с детства был воспитан…». Нет! В любой час, если ты решился служить Богу, Господь принимает тебя.
У Бога нет времени. Это для нас время: до – после. Для Бога всегда: есть. Поэтому раньше, позже – это все равно вместе. Господь нам дает надежду в любой момент жизни положить начало. И получить венец.
Праздник 40 Севастийских мучеников всегда бывает Великим постом. А на Страстной седмице мы услышим еще песнопение: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи». Еще одно подтверждение: никто не опоздал! По-человечески можно куда-то опоздать. У Бога всегда всё вовремя.
Если не Бог нас спасет, то кто же?
Оттого-то батюшка Илий с таким упорством и проповедует и тем, кто и сам себя уже считает непригодным для веры. Иногда предупреждает, что, приди сейчас к власти безбожники, еще сильнее могут начаться испытания… Кто-то не устоит. Другой встанет в строй. Про срок, когда Господь каждого из нас призывает, сказано: Бог никогда не спешит и никогда не опаздывает.
Праздник 40 Севастийских мучеников – в назидание и утешение нам. Обители райские готовы. Кто их займет, зависит от нас. Нужно только потрудиться над своей душой. Скорби просто встряхивают нас. Нужна решимость! Так просто: решил – и больше не оборачивайся вспять. На самом деле это необходимое условие: решить и не думать. Потому что когда человек начинает обдумывать, вокруг него, как рой комариный, кружатся бесы, каждый пытаясь что-то впихнуть, и смотрят: на что он «клюнет», обратит внимание. Есть направление к Истине – и всё! Что еще колебаться, о чем тут думать?
Тем более если вопрос касается Бога, то всё в руках Божиих. Если не Он спасет, то кто же?.. Нет никого сильнее Бога.