Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Гибельная страсть

И вопроси Его (Иисуса Христа) некий князь,
глаголя: Учителю  благий!  что сотворив
                                         жи­вот вечный наследствую? Лк. 18, 18

Этот весьма важный жизненный вопрос, предложенный Иисусу Христу одним из начальников иудейских, разре­шен впоследствии времени, на пространстве веков, святыми угодниками Божиими самым положительным, решительным и достойным общего подражания способом: усердным испол­нением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти, крайним прилежанием о ду­ше, существе бессмертном, и безвозвратным стремлением к жизни вечной. Примеров тому - неисчетное число и в древние, и средние, и новые времена.

 Но послушаем, какой ответ дал Иисус Христос князю, или начальнику  иудейскому на вопрос его: Что сотворив живот вечный наследствую? Господь отве­чал ему: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать свою». Он же сказал: «Все это сохранил я от юности моей». Ус­лышав сие, Иисус сказал ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокрови­ще на небесах, и приходи, и следуй за Мной». Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Слышавшие это сказали: «Кто же может спастись?» Но Он сказал: «Невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18, 20-27).

На этих словах оканчивается нынешнее   Евангелие.  Из сказан­ного видно, что всякий, кто хочет наследовать жизнь вечную, должен соблюсти заповеди, которых существо есть любовь к Богу и ближнему. Иудейский начальник, по-видимому, со­блюдал их и недалек был от Царствия Божия, но на поверку оказалось, что ему недоставало одного, и весьма важного, по­двига, а именно оставить пристрастие к богатству, которое бы­ло идолом его сердца, удаляло от Бога и делало его жестоко­сердым к нищим и из-за которого он не мог искренне любить ни Бога, ни ближнего. Вот что значит страсть к богатству! Она глубоко коренится в сердце человека и неприметно подтачива­ет духовную жизнь его, как червь древесный - дерево. Чело­век, преданный страсти к любостяжанию, бывает, по-видимо­му, благочестив, молится всегда Богу, хотя поверхностно, со­блюдает наружное целомудрие, честность в сношениях и делах с соседями и согражданами, отвращается лжи и клеветы; не прочь он и от милостыни, хотя по своему взгляду на нее, по своему понятию и вкусу или из тщеславия; когда же потребу­ется от него жертва большая, требующая его самоотвержения и лишения некоторого, когда небесная правда потребует от не­го, чтобы он сокрушил кумир, которому он усердно служил, который лелеял всегда, может быть сам того не замечая, - тог­да оказывается, что он находится весь во власти этого кумира, т. е. любостяжания.

 Тогда он вдруг охладевает к Богу и ближ­ним; тогда не столь дорога ему и вечная жизнь, о которой он прежде помышлял и которой желал; тогда страсть к богатству оказывается у него как бы раком - известной болезнью в те­ле, который глубоко врезался своими корнями смертоносны­ми в сердце его и губит его. Все добродетели, которые он преж­де делал, заглушаются и как бы умирают, подобно семенам хлебным, заглушаемым дурной травой. Вот что называется, по известному народному присловию, «бочка меда, да ложка дег­тя», как заражает одна страсть все добрые дела и разрушает их! А когда такая опасность душе бессмертной от любостяжа­ния, то явно, что надо искоренять его усердной милостыней, презрением к роскоши, умеренностью во всем, постом и мо­литвой, убеждением себя в суете и тленности всего земного, в несравненном превосходстве благ вечных, непреходящих, пред благами тленными, грубыми, как дым исчезающими.

 По­этому, братья мои, мы должны исполнять не одну, не две или три только добродетели, а все по возможности, чтобы нам быть совершенными и не иметь недостатка ни в какой добродетели. Да будете совершенни и всецелы, ни в чемже лишены, - говорит святой апостол Иаков (Иак. 1, 4). Будите убо совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть, - говорит Господь в Евангелии (Мф. 5, 48).

Когда богатый юноша-начальник уда­лился от Господа с печалью и Господь сказал, что трудно вой­ти уповающим на богатство в Царство Небесное, то ученики Господни спросили с удивлением своего Учителя: «Кто же мо­жет спастись?» Он сказал: «невозможное человекам возможно Богу». Это значит, что Бог может благодатью Своей смягчить и уврачевать и сердце любостяжательного богатого, просветить очи сердечные, ослепленные корыстью, убедительно предста­вить его уму и сердцу тленность и ничтожность земного богат­ства и вечность, несравненную красоту и сладость благ Небес­ного Царствия, которые он может получить взамен земных благ, - и невозможное сделается для него возможным, он бу­дет щедро подавать милостыню нищим, коими прежде прене­брегал, будет преуспевать во всякой добродетели, восходить от силы в силу и таким образом удостоится жизни вечной.

Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы про­должением и пояснением, развитием Евангелия, оно излагает пред нами целый лик добродетелей христианских: милосер­дие, благость, смиренномудрие, кротость, мир, долготерпение, снисхождение и   всепрощение и главу и корень всех доброде­телей - любовь. Оно читается так:  Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, сми­ренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто имеет на кого жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, ко­торая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляй­те друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 12-16).

Итак, если желаем живота вечного, будем отрешаться от при­страстия к жизни временной и к благам временным, доколе не пришло время по необходимости оставить их, и облечемся в любовь к Богу и ближнему, которая есть совокупность совер­шенства; будем держаться мира со всеми, без которого никто не узрит Бога (Евр. 12, 14), и поучаться непрестанно в славо­словии в храме и дома. Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Новые материалы

Выбор читателей

×