Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 7

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому рассматриванию и испытанию.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) постоянно напоминает: "выбор жизненного пути каждый человек должен делать непременно сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину" [7: 84].

Два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский. И оба эти пути крестные. Тот, кто выбирает свой путь, не должен "двоиться и раскачиваться между миром и монастырем". В своих письмах отец Иоанн постоянно указывает, что мы разучились обдумывать свои поступки и их последствия. Человеку, выбирающему между миром и монастырем, он советовал ознакомиться с творениями св. Иоанна Златоуста о семье и браке и с подвигами монашеской жизни из писаний Отцов.

Одну свою духовную дочь он просит повременить с попытками исполнения желания уйти в монастырь, объясняя, что в ней нет решительного и ответственного выбора, и советует получить пока специальность, которая пригодится и в миру, и в обители.

Каждый человек ответственен перед Богом и людьми за тот выбор, который он делает. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем пишет, что рассуждение и ответственность необходимо иметь и в делах житейских, и в духовной жизни. Своей духовной дочери он говорит, нельзя забывать о том, что мы получили в жизни от Бога, в том числе и об образовании, и заниматься, имея другие возможности, безответственным простым делом (мытьем полов), из-за чего рождается материальная и духовная неопределенность. Он напоминает об обязанностях матери перед дочерью, которые состоят в том, чтобы дать ребенку реальное представление о предстоящем подвиге жизни и снабдить специальностью, мастерством, которым можно будет жить [7: 72]. В письмах он постоянно напоминает, что, имея многие обязанности перед семьей и окружающими, мы часто безответственно ищем иного, мечтательного пути и подвига.

Отец Иоанн пишет, что только после того, как состоится выбор самого человека, должно последовать благословение родительское и духовника.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ …

Семейные отношения должны быть подчиняемы духовным потребностям.

Святитель Феофан Затворник

В письмах духовников ХХ века мы встречаем множество проблем, с которыми сталкивается современная семья. Прежде всего, отсутствие понятия о семье и ее назначении. Семья - малая Церковь, живущая по Евангельским заповедям, и, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), "спасение всей семьи - жизнь в Боге всей семьи" [7: 197].

Христианский брак скрепляется таинством венчания, к которому надо идти ответственно и сознательно, потому что оно ко многому обязывает. Даются обеты любви, верности и послушания, необходимые для выполнения в течение всей жизни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), указывая на ответственность этого таинства, пишет, что вино, смешанное с водой, во время венчания пьют из общей чаши до конца. "Вино - это радости совместной жизни, вода - общие горести, беды, боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим подтвердить данный Богу обет" [7: 203].

В семейной жизни схиархимандрит Виталий (Сидоренко) советует своей духовной дочери нести крест с благодарением: "Надо любить, терпеть, молчать, благодарить" [17: 185].

Протоиерей Алексей Мечев напоминает, что в семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и такое отношение членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют: "каждому из них без других жить невозможно" [23: 114].

Пастыри постоянно напоминают, счастье человеческое состоит в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей, решать свои жизненно важные семейные проблемы можно только с этой позиции.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ СЕМЬИ

Те (жены), которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь.

Святитель Иоанн Златоуст

Отец Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем людям, желающим создать семью, говорит, что не следует спешить с супружеством, когда еще масса дурных привычек мешает познать самого себя, как христианина. И в период духовной брани и становления лучше не связывать себя узами брака, на который обязательно берется благословение, во-первых - родителей, во-вторых, духовника. Надо попробовать "испытать себя в чистой дружбе - она должна лечь в фундамент чистой семьи" [7: 198].

Он предупреждает и о том, что в основу зарождающейся семьи нельзя закладывать грех преждевременного сближения: "Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо" [8: 199]. Счастливая семья выращивается терпеливо и многими трудами обеих сторон. Чтобы проверить чувства будущих супругов, их ответственность перед Богом за создание семьи, отец Иоанн предлагает двухлетний "испытательный срок". Только воспитав в себе христианское терпение, смирение и любовь, можно соединить свою жизнь с жизнью другого человека.

Московский старец протоиерей Алексей Мечев писал: "Брачующиеся должны главным образом преследовать не красоту внешнюю, как мало ценную, но красоту душевную, которая дороже всего". Нужно научиться покрывать взаимные недостатки любовью и тогда через такое "отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположны друг к другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух" [23: 121].

Очень внимательно относится отец Иоанн (Крестьянкин) к благословению на брак с неверующими людьми и иноверцами. Как человек, проживший долгую жизнь и много повидавший в ней, как священник и как духовник, он прекрасно знает, что выходить замуж за неверующего - крест весьма тяжелый, а для многих и непосильный. Такой брак не будет христианским, так как не будет созидаться домашняя церковь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в ответе на письменную просьбу о благословении на такой брак пишет: "Вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы ни были, отсутствие христианского стержня в мировоззрении не позволит мне поднять руку на благословение, да оно Вам и не нужно" [7: 217].

В этом же письме отец Иоанн замечает, что никого не связывает своим словом и каждый человек свободен в решении дальнейшей жизни. Не судит он и о состоянии домашней церкви будущей супруги, и о том, кто и какой крест в ней несет. Но есть крест во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, потому что нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. "Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество", - пишет отец Иоанн [7: 217].

Предостерегает отец Иоанн (Крестьянкин) и от браков, в которых один из супругов уже имел несколько семей и не сохранил никакой ответственности перед ними.

"Сколько жен у твоего друга? - спрашивает отец Иоанн духовную дочь. - И почему ты думаешь, что будешь лучше их... одну любил, другую осчастливил ребеночком, третью убаюкал перспективой любви" [8: 205].

В другом письме отец Иоанн сердечно укоряет обращающуюся к нему женщину: "А планы, планы-то каковы? Тайное венчание с чужим мужем. Да верующий ли Вы человек-то? Если так можете думать и такое говорить" [8: 41].

Очень осторожно батюшка относится к бракам, в которых супруги сильно различаются по возрасту: "А ведь Ваша влюблённость - искушение для Вас. Такие неравные браки и раньше, при более здоровой нравственности, никому счастья не приносили, а уж ныне это и совсем идти на верную гибель и невыносимые страдания. Да и каноны церковные надо бы знать - ведь возможная разница в возрасте ± 5 лет, больше недопустимо. Так что оставьте свою влюблённость как ненужное Вам искушение" [8: 32].

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст

Среди причин возникающих семейных проблем есть такие, как супружеская неверность, неправильное понимание духовного подвига одним из супругов, отсутствие материального обеспечения семьи, браки с иноверцами, пьянство...

СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ

Как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою - дело беззаконное.

Святитель Иоанн Златоуст

Во многих письмах мы видим старание духовников сохранить семью от распада при возникающих, порой очень сложных, проблемах. За семью надо бороться терпением и уступчивостью, а разводы разбивают жизнь не только супругов, но и детей. Поэтому надо сделать все, чтобы сохранить семью.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) успокаивает христианку, переживающую супружескую измену: "Не отчаивайся, не унывай, успокойся. Грех и беда с кем не была, говорит русская пословица. Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись; Господь по Своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность" [6: 61]. Напоминает ей о праведном Лоте, которого дочери опоили, чтобы зачать от него детей. Духовник просит страдающую женщину не укорять мужа и не напоминать ему об этом искушении, потому что так она исполнит Евангельскую заповедь. "Если так поступишь, - пишет схиигумен Иоанн (Алексеев), - тогда молитва у тебя чище пойдет. Покрой грехи ближнего и Господь покроет твои грехи" [6: 62].

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отвечая на письмо о супружеской неверности жены, пишет, что "так жить нельзя. Любовь втроем - грех великий" [8: 191]. Он советует приложить все усилия, чтобы сохранить семью, молиться о супруге и часто причащаться. Батюшка советует поговорить с ней и объяснить, что надежды на создание новой семьи в таком возрасте у нее нет, и прежде, чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели, надо хорошо подумать. "Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре - это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать". Письмо он просит показать супруге, обещает свои молитвы, оценивает происшедшее как "страшное помрачение, а муки, которые нашли, есть уже преддверие ада".

В другом своем письме супругам, с легкостью относящимся к нарушению супружеской верности, отец Иоанн (Крестьянкин) указывает, что они не думают о своем будущем, что жизнь коротка и впереди - вечность, пора очнуться от греховного сна и задуматься о себе. "Если жена не помышляет о восстановлении семьи, то не препятствуйте ей в разводе и расторгните и церковный брак у Архиерея... когда станете свободным, будете думать о создании новой семьи, но пока вы не разведены, не губите свою-то жизнь смертными грехами. По канонам святых отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью" [8: 202].

В одном из своих писем отцу Иоанну (Крестьянкину) приходится вразумлять священнослужителя. Батюшка пишет, что начался духовный экзамен для супругов, и пришло время провести качественный анализ их веры и служения Господу. Случился конфликт в семье, следует помолиться и приложить все силы для сохранения семьи, "и ни о какой помощнице - утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно" [8: 191]. Решить вопрос об уходе в монастырь возможно только тогда, когда супруга создаст свою другую семью. Заканчивая письмо, архимандрит Иоанн пишет: "Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок".


Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;

7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;

17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр..

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×