Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Первоверховный из апостолов Петр говорит, что если укоряют вас за имя Христово, то вы блаженны (1 Пет. 4, 14); и Господь изрек устами Исаии: злословия их не страшитесь (Ис. 51, 7); да и Сам взывает в Евангелии: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11, 12). И апостол Павел в Послании к Евреям весьма восхвалил имеющих горячую веру в Спасителя Христа. А если это действительно так, то нимало не упадай духом и не приходи в боязнь, если люди низкие, безбожные и ненавистные поносят тебя за добрую о тебе славу, за доброту нравов твоих и за видимое для всех благочестие. Ибо и блудники смеются над целомудренными, и нечестивые издеваются над благочестивыми, и порочные ругаются над добрыми, и слепые называют себя дальновидными, и самые негодные люди с рукоплесканием провозглашают грехи и самые постыдные страсти бесчестия, уверяя, что горькое сладко. А мы над ними более посмеемся, их осудим, будем плакать и проливать слезы о погибели всех подобных им.
Наставление новоначальным монахам
Юному должно приобучать себя к тихости телесных движений, к благообразию в одежде, к мерности и чинности в голосе, к безмятежному вкушению пищи и пития и при скудости, к молчанию пред старейшими, к внимательному слушанию премудрейших, к любви равных, к готовности с любовию давать совет младшим, к удалению от людей дурных, плотских и вмешивающихся не в свое дело. Он должен мало говорить и больше думать, не употреблять смелых выражений, не вести излишних разговоров, не быть склонным к смеху, украшаться стыдливостью, не разговаривать с женщинами, взор потуплять долу, а душу возносить горе, избегать прекословия, не домогаться учительского достоинства, не ценить высоко почести, оказываемые людьми, особливо же не знающими, что подлинно досточестно, но стараться заслужить одобрение людей благоразумных, этой лучшей из всех похвалы. А преуспев, должен он приобучить себя к тому, чтобы искать похвалы только от Бога. И если сделается способным учить и приносить пользу другим, то пусть делает это ради награды, отложенной у Бога, как дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами.
|