В духовной жизни нет остановки.
Есть или восхождение, или падение вниз.
Схиархимандрит Серафим (Соболев)
Не все жители огромного массива знают о том, что возникновением своим и скит, и собор обязаны многолетним трудам удивительного человека, увы, уже ушедшего в мир иной, но невидимо присутствующего среди нас своими молитвами и своими делами – схиархимандриту Серафиму. Постнику, молитвеннику, любвеобильному пастырю, талантливому церковному композитору, иконописцу, строителю православных храмов. Отец Серафим 58 лет свидетельствовал об истине Христовой всем окружавшим его.
Человек-эпоха
Потомок рода дворян Соболевых Леонид Аркадьевич Соболев родился в революционном 1917 году в Киеве, жил на старинной улице Трехсвятительской, помнил, как сбрасывали колокол с колокольни Софии Киевской, как осколки летели до Крещатика и люди со слезами собирали их – осколки убиваемой веры. Не раз рассказывал старец о том, как по булыжным мостовым в ночной тишине шныряли черные воронки, увозя врагов революции на Лукьяновку, как закрыли, а потом взорвали Михайловский собор, как монахи частью перешли молиться в его с детства любимую Трехсвятительскую церковь, построенную, по преданию, равноапостольным князем Владимиром и перестроенную святителем Петром Могилой, как закрыли, а потом взорвали и эту церковь, где он с детства прислуживал в алтаре, как старенький настоятель отец Николай служил последнюю литургию и со слезами обходил обреченный на смерть храм, целуя намоленные стены и древний иконостас.
Он помнил также, как в 1941-м его мать Евдокия Соболева, учительница музыки киевской средней школы № 6, в один из первых дней войны получила сразу две похоронки – на младшего сына Володю и мужа Аркадия, как, почернев лицом, осеняла Леонида крестом перед его уходом на фронт, который приближался к Киеву, и как, отыскав его вскоре с тяжелыми ранениями в позвоночник и голову в киевском военном госпитале № 408, услыхала приговор врачей: «И этот сын жить не будет».
«А я тогда лежал при смерти и повторял про себя: “Господи! Если Тебе угодно, дай мне пожить еще на земле. И я буду служить Тебе”, – рассказывал позднее старец. И, к удивлению врачей, раны стали заживать, но калекой я остался. В военкомате дали мне документ, что я не годен ни к какой службе, и вскоре, через год, принял я сан диакона».
Одна удивительная деталь. Бой за оборону Киева, в котором получил тяжелое ранение молодой лейтенант Леонид Соболев, проходил в районе Жулян 1 августа 1941 года – в день памяти Серафима Саровского. Именно этим именем в честь великого угодника Божьего нарекут его через 59 лет, за год до кончины, при постриге в великую схиму. А при постриге в монашество Леонида Соболева назвали Пименом, в память угодника Киево-Печерского Пимена Многоболезненного. Таков был его крест – нести бремя болезней всю жизнь.
Волею Божьей, а не по своему хотению, вступил он на духовный путь. Его мать Евдокия Соболева, живя строго и благочестиво, перед смертью в 1974 году тоже приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Скончалась она в первый день Пасхи и соборно была отпета во Флоровском монастыре. Сохранилась записная книжечка отца Серафима, в которой есть такая запись: «Вечером в Великую субботу, в 20 часов, я уехал в село, где служил. Ночью маме было плохо. В первый день святой Пасхи, 14 апреля 1974 года, в 8 утра, я маму причастил (она не разговаривала) и прочитал канон Божией Матери на исход души. В 8.30 мама скончалась. На второй день Пасхи после обедни маму перенесли и поставили посреди храма Флоровского монастыря. Из храма провожал маму отец Трифилий, по дороге читал Евангелие, служили литии. На Зверинецком кладбище нас встретило множество людей, которые пришли заранее. Я и отец Херувим в белых облачениях шли с певчими, пели пасхальные песнопения и читали воскресные Евангелия. Во время чтения Евангелия гроб держали на руках. Возле могилы служили чин погребения с заупокойными ектениями. После отпуска гроб опустили в могилу. По завещанию мамы в гробу было положено множество собранных ее руками васильков, которыми украшали напрестольный крест на праздники».
Церковный строитель
История строительства храмов (старого, построенного в 1960-е годы, и нового, построенного в 1997 году) заслуживает отдельного рассказа. В ней много чудесного и удивительного. Первый взнос необходимых для строительства старого храма денег сделал сам батюшка, продав свою квартиру. А когда Троещина стала густонаселенным «спальным» районом и в старом Троицком храме стало тесно, отец Серафим стал хлопотать о строительстве большого нового собора.
С собором у старца были связаны большие радости и большие скорби. Радости – потому что в невероятно короткий срок поднялся ввысь гигантский собор в честь святой Троицы, как бы засвидетельствовав конец безбожному времени и начало духовного возрождения святого града Киева и всего государства. Скорби – потому что из-за внутрицерковных неурядиц пришлось оставить настоятельство в новом соборе и вернуться служить в старый Троицкий храм. Впрочем, старец не раз повторял, что и в этом была воля Божия. Потому что решено было при храме создать небольшой монастырь – скит, где подвизались бы монахи и наиболее ревностные прихожане. Отец Серафим часто говорил, что и сто новых храмов не заменят одного монастыря.
Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Владимир издал указ и благословил отца Серафима быть скитоначальником. И братия подобралась, среди которой особенно выделялся молодой иеромонах Филарет, смиренный, молитвенный, рассудительный. Старец радовался: есть на кого оставить скит.
Подвижнический образ жизни, бессребреничество (отец Серафим деньги даже не брал в руки, шутил: «Они кусаются»), многолетний подвиг строгого поста (не употреблял рыбу, яйца и молочные продукты) и безмерная любовь к людям – таков был старец. Он видел сердца людей. Если на исповедь приходил человек с ожесточенным сердцем, не желавший искренне каяться, ждавший лишь формального «отпущения грехов», старец мог его запросто прогнать. А если старец видел, что пришедший переживает содеянное, то и мог обнять такого, пригласить к себе, угостить, чем может.
Он, очевидно, предвидел, что после его смерти скит может быть временно закрыт. И очень скорбел об этом. Поэтому и распорядился похоронить себя возле своего любимого старого храма, и сам указал место.
«Вот так, в тревогах, кончается моя жизнь, – сетовал старец перед смертью. – Я только одного хочу: чтоб после моей смерти не закрыли наш монастырек. А то не будет мне покоя там…»
Умер схиархимандрит Серафим, как и его небесный покровитель преподобный Серафим Саровский, в молитве. Он долго не покидал в тот день, 22 августа 2000 года, храм после литургии. Ему стало плохо с сердцем, и прихожане вызвали «скорую». Но старец сказал: «Не хочу в больницу, хочу умереть в храме». Врачи настояли на госпитализации. Но уже за воротами скита старец отдал Богу душу. Сказывают, что во время погребения отца Серафима несколько икон в храме обновилось. Особенно сияла икона Воскресения Христова, как бы свидетельствуя о том, что батюшка нашел у Господа особенное благоволение, о том, что еще один праведник воссиял в Царстве Небесном. Так и сказал, обращаясь к нему, у могилы епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим, который и при жизни старца очень почитал его: «Моли Бога о нас, отче Серафиме!»