Слово в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Мысли и Ангелы

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 375 x 339 px. Размер файла 65889 b.

Во имя Отца, Сына и Святого Духа.

О мире бесплотных духовных существ нам рассказывают Священное Писание, Предание Церкви, богослужения. Но кто и какой он – наш Ангел Хранитель, об этом мы, обычные люди, в доступной для нас полноте сможем узнать лишь тогда, когда наша душа, расставшись с телом, сама перейдет в иной, духовный, мир, когда для нее откроется то зрение, которое сейчас закрыто непроницаемой завесой нашей плоти. Но все же, о мире Ангелов нам дано знать не так уж и мало.

Например, учение святых отцов о человеческой мысли. Как, откуда она возникает? Нам обычно представляется очевидным, что всякая наша мысль – это продукт собственного человеческого разума. А вот Церковь учит иначе: великие православные подвижники, которые аскетическим подвигом проникали в тайны и законы духовного мира, утверждают, что мысль у человека возникает трояко. Конечно, она может быть рождена в сознании самого человека. Но мысль может возникнуть и по-другому: она может быть извне привнесена нам в сознание. А вот принять или не принять приходящую мысль – это уже зависит полностью от нас. Святые отцы учат, что одни помыслы, пришедшие к нам из таинственного для нас духовного мира, могут исходить из Божественных сфер, от Бога, от святых, которые пекутся о нашем спасении, от нашего Ангела Хранителя, а другие могут быть внушены дьяволом, древним падшим духом-разрушителем, восставшим на Бога и яростно ненавидящим человеческий род.

Итак, те, кто не знакомы со святоотеческим учением о различении духов, обычно воспринимают любую мысль как свою собственную. И не задумываются над тем, что мысль всегда предшествует делу, подвигает нас на поступки. А помыслы и следующие за ними поступки могут быть как правильными, добрыми, созидательными, так и трагическими – разрушительными и саморазрушительными. Вот почему нам, православным христианам, жизненно необходимо знать учение святых отцов о различение духов.

Как же распознать мысль, пришедшую к нам из ангельского, Божественного, исполненного любви к человеку мира, от мысли, даже кажущейся очень доброй и увлекательной, но внушаемой врагом?

Если коротко подытожить учение святых отцов и их советы относительно различения помыслов, то можно сказать, что помыслы, которые приходят от Бога, вызывают в душе человека совершенно ясные, определенные чувства: мир, надежду на Промысл Божий, ненарочитое искреннее смирение, как чувство совершенно противоположное гордыни, покаяние и самоосуждение, то есть осознание всей той неправды, которую мы принесли в мир, и вместе с этим полное отсутствие смущения, уныния и отчаяния.

Помыслы же, приходящие от демонов, напротив, исполняют душу смущением, самопревозношением, уничижением других, самодовольством, и стремлению ко греху, а также свойственными демонам качествами – унынием, безнадежностью, отчаянием. Необходимо отметить, что в деле различения помыслов нельзя полагаться только на самого себя. Незаменимым в важных жизненных решениях будет совет с опытным духовником и, конечно же, самое внимательное изучение наследия святых отцов Православной Церкви.

«Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, – пишет преподобный Амвросий Оптинский, – но если они приводят в смущение, то явный признак, что они с противной стороны, и по Евангельскому слову называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают».

А вот что говорят о том же преподобные Варсонуфий Великий и Макарий Египетский:

«Знай, брат, что всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает со смущением и мятежом. Хотя (бесы) и показываются облеченными во одежду овчую, но будучи внутренне волками хищными, обнаруживаются посредством наводимого ими смущения: ибо сказано от плод их познаете их».

«Хотя, по Апостолу, сатана и преобразуется во Ангела Светлого, чтобы обольстить человека; но если бы и представлял светлые видения, то благого действия, как сказано, отнюдь подать не может, что и служит ясным его признаком. Он не может преподать ни любви к Богу и ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни обуздания помыслов, ни ненависти к миру, ни спокойствия духовного, ни вожделения небесных даров, ниже может укрощать страсти и похоти, что – явное действие благодати, ибо сказано: Плод духовный есть любы, радость, мир и прочее. Напротив того, он удобно может сообщить человеку гордость и высокоумие, как очень способный к этому».

Но Ангелы Хранители не только внушают нам благие помыслы к вечному спасению, они действительно охраняют нас в житейских обстоятельствах. Слово «Хранитель» – совсем не аллегория, это драгоценный опыт многих поколений христиан.

Недаром, например, в молитвах о путешествующих, Церковь призывает нас просить у Господа особого попечения о нас Ангела Хранителя: «Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща...». Да и правда, где как ни в путешествиях, исполненных порой непредвиденными опасностями, необходимо нам особое попечение Божие.

Лет, наверное, тринадцать назад мы с нашим прихожанином, которого многие из вас знают, Николаем Сергеевичем Леоновым, профессором-историком, генерал-лейтенантом, который много лет участвовал в передаче «Русский дом», были в Псково-Печерском монастыре. Там Николай Сергеевич впервые познакомился с отцом Иоанном (Крестьянкиным), который произвел на него не просто огромное впечатление, а как сам Николай Сергеевич рассказывал, своими молитвами очень ему помог. Николай Сергеевич в те годы только входил в жизнь Церкви, и поэтому у него было много вопросов, в том числе он просил меня объяснить учение Церкви об ангельском мире, об Ангелах Хранителях. Как я ни старался, но, к сожалению, так и не смог на должном уровне разъяснить этот вопрос и, несмотря на деликатность Николая Сергеевича, это почувствовал.

Ранним летним солнечным утром, напутствованные отцом Иоанном, мы выехали из Псково-Печерского монастыря в Москву. Дорога предстояла длинная, и перед отъездом я попросил механиков из монастырского гаража долить масло в мотор и осмотреть машину. Мы быстро мчались по пустой дороге, я сидел за рулем и не мог оторваться от рассказа Николая Сергеевича об одной из его дальних поездок, об этой истории, Николай Сергеевич давно мне обещал поведать.

Я в жизни не встречал более увлекательного и интересного рассказчика, чем Николай Сергеевич, его всегда слушаешь не отрываясь, затаив дыхание. Так было и в тот раз, но вдруг я неожиданно поймал себя на мысли, что вот сейчас, сию минуту, с нами происходит что-то особенное, опасное. Машина шла обычным ходом, ничего – ни приборы, ни ровное движение, ни запах – не говорили о тревоге. Но с каждым мгновением мне становилось все более и более не по себе. «Николая Сергеевич, кажется, что-то происходит с машиной», – сказал я, решившись перебить своего спутника. Николая Сергеевич очень опытный водитель, с многолетним стажем. Быстро оценив обстановку, он успокоил меня, сказав, что все в порядке. Но от этого моя необъяснимая тревога ничуть не прошла, а только с каждым мгновением все больше усилилась. «Наверное, нам надо остановиться», – наконец сказал я. Николай Сергеевич снова внимательно посмотрел на приборы, потом через ветровое стекло на капот автомобиля, прислушался к движению и, удивленно посмотрев на меня, снова сказал, что, с его точки зрения, у нас все в порядке. Но когда я уже в третий раз, совершенно ничего не понимая от тревоги и смятения, сказал, что нам необходимо остановиться, Николай Сергеевич согласился.

Как только мы затормозили, из-под капота машина клубами повалил черный дым. Мы выскочили, я открыли капот, и из мотора вырвалось масляное пламя. Николая Сергеевич схватил с заднего сидения свой пиджак и забил им огонь. Через минуту мы поняли, что механики в монастыре, после того как залили масло в мотор, забыли закрыть крышку, и она лежала рядом, в углублении. Из открытого отверстия двигателя масло всю дорогу лилось на раскаленный мотор. Из-за большой скорости дым и запах проносились под колесами машины, и мы в закрытой кабине ничего не чувствовали. Еще бы километр или два пути, и все могло бы закончиться трагически.

Когда мы, немного приведя машину в порядок, медленно возвращались обратно в монастырь, я спросил Николая Сергеевича, нужно ли ему что-нибудь дополнять по поводу Ангелов Хранителей и их участия в нашей судьбе? Николай Сергеевич ответил, что на сегодня вполне достаточно и этот догматический вопрос им вполне усвоен.

Поэтому, когда мы будем в молитвах обращаться к нашему Ангелу Хранителю: «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое», – будем совершать эти молитвы с особой благодарностью к Богу и поставленному Им невидимому покровителю нашей жизни и служителю нашего спасения Ангелу Хранителю за очень часто не ведомую нами его помощь, заботу и любовь.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

23 ноября 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Джавидан 8 декабря 2009, 00:39
Я категорически не соглашаюсь с Виталием.Стыдно говорить такие вещи.Современный мир на глазах катится в пропасть.Дьявол готовит людей принять антихриста, ведь и он разрешит людям сделать всякие мерзости.Церковь не должна прислушиваться современному миру,так как современной мир прельшен тщеславием, гордосттью,невоспитанностью.Детей нужно беречь от телевизора, радио, во многих каналах показывают развратные веши.Люди используют современную технику во зло, а не на добро.Очень печально смотреть на разрушающейся мир.Как может Церковь прислушиваться современному миру, который служит дьяволу?!
Насчет статьи скажу, что она всем нужна.Действительно человек порою с мыслями путается, сейчас мне многое ясно стало.Благодарю от всей души за статью. Храни всех вас Господь

Елизавета 6 декабря 2009, 16:07
А если через нос влезли и сидят что делать?Если когда молишься постоянно щелчки или шариком катаются?Они обратно-то не выпрыгивают а что болтают так это их дело как то не очень подробно а если плита на голову упала все целое зачем голове лед прикладывать?
Валерия30 ноября 2009, 12:21
А следовать современным тенденциям... Однажды советскую православную студентку подняли на смех ее однокурсники - комсомольцы. Спрашивают ее: "Да как же ты веришь Библии. Там написано, что кит поглотил Иону, да ведь это же неправда". Она не стала вдаваться в подробности о том, что есть кашалоты, что имеются преценденты, когда они глотали моряков, а они оставались живи, что многие моряки... Ну, в общем, она ответила лаконично и ярко: "Даже если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита - я бы не засомневалась ни на секунду. В этой Книге - одна Истина!"
Валерия30 ноября 2009, 12:21
Виталий:
И еще - не подумайте, что я против качественного образования, я за то, чтобы все студенты были прекрасно подготовлены, знали по нескольку языков. Речь идет о другом. Не надо столь уж скурпулезно вдаваться рядовым членам Церкви, да и иерерахам в научные и технические тонкости и обсуждать их. Если вы думаете, что в Церкви мало высококлассных физиков, математиков, программистов, врачей, педагогов, с академическими степенями - Вы заблуждаетесь, они будут стоять на страже, на своем посту, а Бог поможет нам разобраться - что в науке от Бога, а что - наоборот. Но лучше будет, если каждый человек будет САМОСТОЯТЕЛЬНО изучать ту или иную проблему, больше читать и больше спрашивать себя - хорошо ли то или иное в науке и техники или плохо? Как правило, все вопросы сводятся к социально-этической концепции Церкви, эволюции и к присвоению ИНН, чипам и т.д. Никто же не будет спрашивать священника правильно ли рассчитана постоянная Планка или можно ли решать задачи на теорему Пифагора (ведь Пифагор - язычник). А вот, что касается души - это другое дело. Лично я рассуждаю так - если есть большая опасность для души, то стоит избегать этой опасности, как бы меня не убеждали, что ее там может и не быть, как бы далеко не зашла наука.
Валерия30 ноября 2009, 06:40
Виталий:
Это Вы про кого - "дремучая необразованность"? Если про меня, то ответьте мне: откуда вы знаете, какое у меня образование, а если про студентов-двоечников, то риторический вопрос - кто виноват, что они так неграмотно пишут- они сами, или мы, которые с удовольствием следуем современности, изучаем и детей заставляем изучать иностранные языки, а вот на свой великий и могучий плюем. Я думаю, что от одной хорошей учительницы, которая воспитала не академиков, а простых грамотных граждан, пользы и дел спасения больше, чем от кучи образованных академиков, создающих непонятно что, но "прогрессивное" и от некоторых миссионеров, которые демонстрируют приверженность техническим новинкам и новомодным увлечениям. А если про статью в целом - то никак не могу понять, каким образом богословские навыки или научные знания помогают бороться с падшими духами - в их существовании, надеюсь, вы не сомневаетесь. Бороться с ними эффективнее всего получается у простых , иногда необразованных монахов и священнослужителей. И еще - только милость Божия, покров Богородицы, молитвы Ангелов берегут мир от уничтожения - достаточно самому слабому бесу (ах, да - темной энергоинформационной сущности) взяться за дело в полную силу - мир содрогнется.
Будем же молиться Господу, Божией Матери, Святым небесным Силам бесплотным - да сохраним чистое детское сердце, способное верить Богу не требуя доказательств
Виталий26 ноября 2009, 17:00
Вот, Валерия, интересная статья. До какого идиотизма доводит дремучая даже не необразованность, а скорее отсутствие ума.
А, Вы, говорите интеллигенция не нужна. Нужна с Богословским образованием.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6975&Itemid=5
Валерия26 ноября 2009, 06:15
Виталий:
Сколько можно спрашивать, сколько можно клонировать, изменять геномы, лезть в непознанные священные вещи, пробовать на зуб непознанное и священное. Насчет нахождения Одесную - разве этот догмат отменен, разве признание земли плоской - было догматом Православия (еще раз повторюсь - Церковь признает развитие науки, поэтому никогда не объявляет догматами те или иные научные знания, в отличие от католиков). И потом, современность современности рознь. Кто эта современность - некая аморфная сущность или конкретные ангажированные ученые, заявляющие, что они атеисты, а сами посещающие секты или неправославные культовые заведения? Наука до сих пор не может дать ответ на элементарные вопросы, до сих пор не научились как-следует зубы лечить, но из праздного любопытства наши ученые все "развивают" то что развивать не нужно, и "сомневаются" в том, что для очевидно. Не потому верую, что знаю, а потому знаю, что верую. И еще: современность - это молодежь элитных вузов, пищущая слова "через-чюр", "рыца в прошлом" и т.д. Это ее мы должны слушать? Это их образ жизни не противоречит Евангельским заповедям? Так мы и до дойдем до замены церковно-славянского языка, обновленчества и экуменизма
Валерия26 ноября 2009, 06:15
Наталия:
Интеллегенция все спрашивает и спрашивает, а Церковь и церковные догматы и знать не хочет. Ну, вот некоторые ученые, весьма именитые открыто заявляют, что они атеисты, потому что современная наука, по их мнению, это доказала, ну что ж теперь пытаться их переубедить - это академиков-то, с устоявшимися взглядами, может быть хорошо, что они искренне сомневаются, но пусти их сейчас в лоно Церкви - и там начнут воду мутить, это уже проходили: интеллегенция и дворянство в 18-19 веках настолько способствовали нравственной деградации и моральному обнищании империи, что мы получили страшное наказание - революцию, а ведь многие революционеры и певцы революции происходили из духовных и религиозных семей. А добрых и искренне ищущих Бога людей, Христос все равно тихонечко приведет в Церковь, пусть и в глубокой старости, на самом закате.

АНИКИН25 ноября 2009, 20:31
Как прав, отче, в словах сих!
Ангела- Хранителя всем нам

Виталий25 ноября 2009, 18:35
Уважаемые читатели сайта, которые как мне кажется неверно меня поняли, современность и Евангелие не могут никак противоречить друг другу. Раньше люди верили, что Бог наш Иисус Христос сидит буквально одесную Отца. А еще верили, что земля плоская. Но современный мир вносит свои поправки и это никак не расходится со Священным Писанием, но ставит новые задачи для объяснения новых фактов. Кстати сам наш Патриарх Кирилл говорил о том, как важно богословское образование в современном мире. Если бабушкам ничего не стоит доказывать, то людям умеющим критически мыслить это необходимо. Или вы хотите просто заставить верить человека, без всяких попыток убедить его. Ну а если не верит, то и фиг с ним.
А вы ,Светлана, потише и миссионер из вас некудышный. И еще для справки: Я верующий.
Наталья25 ноября 2009, 16:42
Уважаемый Виталий!!! А я разделяю Вашу обеспокоенность. Мне тоже хотелось бы в лоне нашей Церкви видеть нашу интеллигенцию, которая не смущаясь бы задава все новые и новые вопросы для поиска истины.
Светлана25 ноября 2009, 14:56
Виталий:
Вы разве не читали в Евангелии (если мните себя образованным человеком), что Христос сказал :"Мое царство не от мира сего" и если наша Православная Церковь будет идти в ногу со временем и прислушиваться к совр.миру, то это уже будет не Церковь! Не смейте осуждать святых отцов и нашу Церковь! Я "познакомилась" с падшими духами и их предводителем, от чего жестоко пострадала (по грехам своим), но и узнала бесконечную любовь и милосердие Божие и сподобилась увидеть чудеса. Но не это главное, не чудеса надо искать, а постараться увидеть свою греховность, принести икреннее покаяние Богу и меняться в лучшую сторону. И тогда еще на этом свете Господь одарит вас своей милостью. И еще: а как насчет глубоко верующих академиков -Павлова, Углова, классиков русской литературы - Достоевского, Гоголя - вы их не считаете образованными, думающими и т.д. людьми? Дай вам Бог еще при этой жизни уверовать во Христа и полюбить Его!
Я очень благодарна своему Ангелу-Хранителю, который меня выручал в различных жизненных обстоятельствах, непрестанно молится за меня грешную и благодаря его молитвам я тогда осталась жива! Также только благодаря своему Ангелу-Хранителю мой любимый муж не совершил тяжкий грех.
Святые Ангелы, Архангелы и все Силы Небесные, молите Бога о нас!
Виталий24 ноября 2009, 21:43
"Святые отцы говорят о том, что плохие помыслы в человеке возникают по трем причинам: от естества, от воли (от желаний), от злой силы. Или коротко: дурные помыслы рождает мир (следование его законам), плоть и дьявол.

Если расшифровать это изречение, то получится, что все сводится к неправильным желаниям (помыслы блуда, чревоугодия, нетерпения), к самолюбию, самонадеянности (помыслы тщеславия, гордыни, осуждения, смущения, уныния). Что касается помыслов от злой силы, то они чаще всего также питаются страстями самого человека. И часто, когда человек говорит: «Это от лукавого», он просто занимается самооправданием.

Помню, у нас был такой прихожанин, только-только начал ходить в храм, и все говорил, что его бес искушает, помыслы ему всевает. А то, что причина помыслов – ты сам, в этом как-то неприятно было сознаться. Часто на лукавого списываются наши собственные страсти."
Иннокентий24 ноября 2009, 18:43
К вопросу о знакомстве Святых Отцов с науками психиатрией, психологией и т.п. Скорее всего, им от этого мало пользы. Вот психологии и психиатрии от чтения Святых Отцов будет огромная польза, как мне кажется.

Уильям Джеймс, американский психолог, живший на рубеже XIX-XX веков, сказал, когда прочитал труды святого Исаака Сирина: «Это же величайший психолог мира!»

Андрей24 ноября 2009, 16:22
Виталию.

"О познании Бога: сколько бы ни учились, все равно невозможно познать Господа, если не будешь жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие ученые и философы дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе Господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хоть и веруют. Одно дело веровать, что Бог есть, другое - познать Бога." (прп. Силуан)

Обратитесь к статьям "Святоотеческое наследие и современная наука". Название не точное, но по этим ключевым словам Вы найдете много интересного на сайте www.pravoslavie.ru

И прежде таких высказываний вроде "Святоотеческая литература хорошо, но светская литература в этой области тоже", вначале почитайте Святых Отцов.
раб Божий Игорь.24 ноября 2009, 16:00
Ангелы-добрые,они не приносят плохих новостей.
Игорь24 ноября 2009, 15:51
>2009-11-24 11:16Виталий:
>Никогда в жизни не заставите поверить в Бога, если будете оставаться на том же уровне. Если наша Церковь не будет прислушиваться к современному мир...

Вопрос к Виталию - а что есть современный мир? Постоянно прогибающийся и изменяющийся, текущий как время?
Истина, о которой благовествует церковь Христова никуда не течет, она не со-врЕменна, она ВНЕ времени, она НАД временем.
Валерия24 ноября 2009, 13:10
Виталий:
А Церковь и не должна прислушиваться к миру - она должна прислущиваться к Богу - Она ведь Невеста Христа, а не интеллегентной части населения. И это мало-мальски (а лучше ХОРОШО) образованным надо - чтобы Церковь их приняла, а не Православной Церкви - услышать одобрение инттеллегенции. Психиатрия тоже часто теряется в догадках, и кроме как беснованием не может объяснить поведение многих психически больных людей. А Амвросий Оптинский давал профессиональные советы профессорам и философам, причем в тех областях знаний, которые никогда не изучал. Вот Вам и торжество науки. А насчет логики... Бог - Сам Логика, но Он - выше логики. Однажды Достоевский сказал: если бы мне математически и логически точно объяснили, что Истина вне Христа, я бы предпочел остаться со Христом, нежели с Истиной. Слава Богу, в этом нет необходимости.
Церковь ни в коем случае не должна подстраиваться под мир. Именно поэтому, в отличии от католической, Православная Церковь никогда не объявляла догматами те или иные научные знания (как, например, вращение солнца вокруг земли). Наши ученые до сих пор не могут лечить элементарные царапины (чтобы помазал мазью - и тут же рана бесследно затянулась), зато мнят себя ангелами стихий запуская коллаэдры и вторгаясь в геном человека
Виталий24 ноября 2009, 11:16
Никогда в жизни не заставите поверить в Бога, если будете оставаться на том же уровне. Если наша Церковь не будет прислушиваться к современному миру, то не приобретет свою паству среди маломальски образованнных людей и уж тем более среди интеллигенции, которая в очередной раз уведет за собой народ. Скажите зачем постоянно объяснять испорченную человеческую природу внушениями бесов? Разве недостаточно просто знать свое несовершенство, чтобы обратиться за помощью к Богу?
Преподобный Амвросий Оптинский был знаком с наукой психиатрия? Сомневаюсь.Образованный и думающий человек всегда готов принять чудо, то что мало объяснимо, но никогда те вещи, которые можно логически объяснить.
Сколько не задавал этот вопрос священникам не один не смог вразумительно ответить, а некоторые так просто отказались на это отвечать.
Святоотеческая литература хорошо, но светская литература в этой области тоже. Она так же основывается на опыте и не смущается задавать все новые и новые вопросы для поиска истины, в отличие от нашей Церкви.
Наталья24 ноября 2009, 09:35
СПАСИ ГОСПОДИ ВАС!И ДАЙ ВАМ БОГ ЗДОРОВЬЯ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×