Это прописная истина. О ней сказано немало, причем людьми праведными, такими как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в слове «О малом доброделании». Но можно ведь, можно и должно говорить об одном и том же разным людям, в разное время. Не нужно думать, что все самое важное уже сказано, например, людьми святыми. Во-первых, не все сказано. Во-вторых, сказанное однажды требует многократного повторения. В-третьих, в мире не существует чистого плагиата. Даже дословно повторяя чужие мысли, я, пропустив их через себя, превращаю эти мысли в свои собственные. Итак, вернемся к грехам и добродетелям.
В мире нравственности затруднен счет. Иногда счет в мире нравственности просто невозможен. То есть качество в этом мире есть, а о количестве говорить не всегда получается. Вот пример.
Человек бросил на пол кусок хлеба. Бросил и не поднял. Не обдул, не поцеловал, не сказал «Господи, помилуй». Такой человек тяжко согрешил. Он проявил черствость, глупость, неблагодарность своей души, свою непричастность к повседневному труду как нельзя ярче. Можно ли здесь вести речь о размере хлебного куска? Есть ли разница, кусок этот велик или это только корочка? Конечно, нет. Грех совершен в принципе, и неважно, сколько граммов в хлебе, которым пренебрегли.
Граммы могут стать фактором нравственности в других условиях. В блокадном Ленинграде человек, отрезавший ниткой от своей пайки ничтожный кусочек для ближнего, достоин называться именем святого. Вот там граммы входят в область нравственности и подсчитываются. А в обычном быту что буханка, что горбушка – разницы нет. Нет разницы, и когда ребенок при родителях бросает на землю недоеденный бублик, а взрослым до этого дела нет. Чтобы назвать грех грехом, здесь граммы подсчитывать не надо.
По телевидению не раз показывали, как возмущенные своими правительствами фермеры в разных странах Запада устраивают демонстрации. Они съезжаются на площади городов на тракторах, запруживают техникой магистрали. Нередко демонстративно выливают на асфальт сотни бидонов молока в знак того, что производить его невыгодно. Всегда больно смотреть на это безумие, у которого есть «экономическое оправдание». Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика. И вот я думаю: бросивший наземь кусок бутерброда человек и бизнесмен, уничтожающий тонны продуктов ради рыночной целесообразности, сильно ли отличаются? Баржа с зерном относится к горбушке хлеба, как слон – к мухе. Но вот люди, совершающие эти поступки, могут быть друг другу равны.
«Украл рубль» и «украл миллион» – это выражения, между которыми можно ставить знак равенства. Миллион отличается от рубля. Но и там, и там стоит «украл». От этого слова, как от умножения на ноль, исчезает разница между величинами. Величины становятся равны.
Кстати, раз мы вошли в область математики, пребудем в ней еще ради одного примера.
Мораль причастна Богу и прикасается к вечности. Это все равно что выйти в область бесконечного, у которого совсем иные математические законы.
Возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100. Теперь возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100, которые делятся на 2. Какое из этих множеств будет больше? Естественно – первое. Оно больше ровно в два раза.
Теперь возьмем бесконечное множество натуральных чисел, с одной стороны, и бесконечное множество натуральных чисел, делящихся на два, – с другой. Какое из этих множеств будет больше? Никакое! Они равны! Бесконечность и там, и там. И это значит, что в бесконечности часть равна целому. Обычный счет закончился.
И как математика, говоря о бесконечности, попадает в область иных законов, так же и человек, говоря о морали, о грехах и добродетелях, попадает в иную область, туда, где маленькое стоит столько же, сколько и большое.
Вот теперь можно приблизиться к пониманию катастрофы, бывшей в раю, – к грехопадению.
Судя по-мирски, что такого страшного сделали эти первые люди? Такой ничтожный грех – и такое суровое наказание! Где же возвещаемая любовь, если Бог так суров? Но дело как раз в том, что малое равно большому там, где речь идет о грехах. В грехе прародителей, как дуб в желуде, уже были скрыты все грехи последующего человечества.
Понятен и евангельский максимализм, называющий прелюбодеем уже того, кто с вожделением смотрит на женщину. Грех, незримо совершаемый в духе, равен греху, вырвавшемуся наружу и ставшему видимым. Поэтому судимы мы будем не по делам, а по тайне сердца. «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2: 16), – так об этом говорит апостол Павел.
Понятно, почему плакали о себе как о последних грешниках ушедшие подальше от мирских жилищ подвижники. Видя в себе семена греха, они прозревали в этих семенах жуткие плоды, просящиеся наружу, и это зрелище рождало нескончаемые слезы.
Итак, малое равно большому, и это смиряет нас при разговоре о грехах.
Но эти же мысли утешают нас при разговоре о добродетелях. Утешают, поскольку понятными становятся слова Господа о стакане воды, подав который, человек не потеряет своей награды. Становится понятной похвала бедной вдовице, положившей в сокровищницу церковную две мелкие монетки. В отношении добродетелей закон тождества между малым и большим работает с той же безотказностью.
Выводы из сказанного всяк человек способен сделать для себя сам.
Это может быть решение не браться за великие дела, но с большой любовью делать дела маленькие.
Это может быть пересмотр своей жизни на предмет обнаружения привычных греховных «мелочей» и попытка с ними расстаться. В любом случае это должно быть увеличение серьезности в отношении к жизни и внимания к себе.
Не нужно творить ничего великого, чтобы спастись. Не нужно творить ничего циклопически страшного, чтобы отпасть от Бога. И для того, и для другого довольно дел бытовых, незаметных, маленьких. Маленьких для нашего повседневного испорченного зрения и обретающих истинные масштабы при улучшении зрения под действием благодати.
Извиняюсь за длинную цитату, но с ней будет легче понять смысл, который хочу донести до читателей:
http://www.holyfire.org/doc_RusDom4_2004.htm
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t295802.html
----------
Ланчанское чудо
Во время Литургии один священник усомнился, что обычные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, внешне оставаясь хлебом и вином, чтобы не искушать причастников.
С сомнениями священник произносил священные слова Евхаристического канона, и вдруг... это Пресуществление произошло. В чаше было уже не вино - там была чистая алая жидкость, удивительно похожая на кровь. А хлеб стал Плотью Христа.
С тех пор, уже двенадцать веков, в Ланчано хранятся Святые Дары - Кровь и Плоть Христа.
По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять, разной формы, затвердевших шариков. Причём поразительно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько весят все пять вместе, что противоречит элементарным законам физики, - факт, который учёные также объяснить до сих пор никак не могут.
----------
Теперь становится совершенно ясно, почему любая одна капля может весить как все пять вместе взятые!
И недаром о причастии говорят, что даже в одной крошке и в одной капле - весь Христос.
Спаси Господи Вас за Ваши труды!
Вот звучит песня греху в исполнении Таисии Повалий: "Одолжила, одолжила, твою голову вскружила, и вернуть тебя божилась...".... И так бодренько, оптимистично, жизнерадостно. И вот картинка: свадьба гуляет, и жених с невестой - свежевенчанные по новомодной традиции - отплясывают в прокуренном кабаке вместе с захмелевшими гостями под эту песенку. И что тут такого, скажет обыватель? Люди невинно веселятся... Ан-нет, ловушечка-то не просто готова, но уже и птичка в клеточке, и ноготок увяз, осталось только дверцу захлопнуть... Вот так, на ровном месте, каждый день, на каждом шагу...
Спаси Вас, Господи, батюшка, что подсказали. Говорите, говорите с нами: и в тысячный раз не лишне, будьте уверены!
Стиль Ваш просто обожаю. Очень по душе. Дай Бог Вам вдохновения.
Спаси вас, Господи
«Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика.»
Прибыль требует поклонения себе, и многие ей поклоняются словно золотому тельцу из библейской истории. Забывая о любви к ближнем. Наоборот, — ведь так заманчиво некоторым заработать денег на горе ближнего. Не заплатить зарплату бедной (не обеспеченной) девочке-кассирше в супермаркете, задержать зарплату тяжело работающему шахтеру или работнику завода, торговать спиртными напитками или участвовать в их производстве (или наживаться на чём-либо другом вызывающем ЗАВИСИМОСТЬ – это ж постоянные покупатели, выгодно! табак, другая наркота ), — всё это _прибыльные_ дела.
Но злые. Думайте, выбирайте, братья-христиане.
Помогай вам Бог, отец Андрей.
Спасибо за Ваши интереснейшие статьи, отец Андрей! Дай Вам Бог крепкого здоровья!