Иже исповесть Мя пред человеки,
исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех
(Матф. 10, 32), говорил Господь Иисус Христос
ученикам Своим, требуя от них не одной веры и
последования Себе, но и исповедания и проповедования
сей веры пред человеками. Как верно и точно исполнили
все они сию заповедь, свидетельствуют их
проповеднические труды и подвиги и их страдальческая
кончина. Их красные ноги обтекли всю вселенную, их
духоносная проповедь огласила все языки, их
апостольские труды сопровождались повсюду гонениями,
страданиями, мученическою смертью за исповедание
имени Господа Иисуса.
Ап. Андрей Первозванный
Одного из сих богоносных исповедников, который своими апостольскими стопами освятил и нашу землю, посеял живоносное семя Слова Божия и в наших, диких тогда, странах, ублажает ныне св. Церковь. Обтекши многие страны с проповедью Евангелия, св. Андрей окончил свое течение в городе Патрах подвигом исповедническим и мученическим. Сколько ни склонял его градский епарх Эгеат и ласками и угрозами престать от проповедования об имени Иисусове, первозванный Апостол не преставал оглашать самого епарха таинствами веры Христовой. Сколько ни истязал его Эгеат многоразличными муками, св. Андрей не преставал исповедовать велегласно пресвятое имя Господа Иисуса, и молил только о том, чтобы Господь благодатью Своею просветил самого мучителя и сподобил его жизни вечной. Наконец, распятый на кресте, он три дня не умолкал в исповедании имени Господа Иисуса Христа пред собиравшимися окрест его толпами народа, неумолкаемо поучал всех не только вере, но и исповеданию веры и терпению за веру, глаголя: «яко несть ни едина мука достойна к имущему быти воздаянию». Значит, брат мой, заповедь об исповедании Иисуса Христа пред человеками, принятая св. апостолами, обязательна и для всех, уверовавших во Христа по проповеди апостольской. Истинный христианин не может не быть исповедником. Глагол веры не в сердце только, но и в устах его: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10), говорит Апостол в чтенном ныне послании. Итак, не довольно только веровать, надобно и исповедовать веру свою и словом, и делом, и устами, и жизнью. Истинно верующий необходимо глаголет устами, потому что верует сердцем: веровах, темже возглаголах; и то только глаголет, чему верует: всяко слово гнило не исходит из уст его, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим; необходимо живет и действует по вере, потому что убежден всем сердцем, что вера без дела мертва есть по себе, и не может даровать ему жизни вечной.
В этом совершенном согласии уст и сердца, жизни внутренней и внешней и состоит, брат, истинная вера; от сего происходит и оправдание и спасение наше: аще исповеси усты твоими и веруеши в сердцы твоем, спасешися.
Что вера без исповедания? Светильник под спудом, ничего не освещающий; мало сего, это светильник безелейный, скоро погасающий. Ибо кто не хочет являть своей веры в словах и действиях своих, у того вера мертва, не оживлена истинною любовью к Тому, в кого верует. Вера, любящая Господа, не может не говорить о Возлюбленном, не прославлять Его любви и благости, не славословить Его милосердия и человеколюбия, не благодарить Его щедрот и милости. Сердце, исполненное сильным чувством любви и благоговения к Господу, не может не изливать сего чувства посредством слова: от избытка бо сердца уста глаголют. Отсюда и происходит живая потребность общественной молитвы и славословия, богослужения в храмах, проповедования, благочестивых бесед, благоговейных и богомысленных упражнений: все это – сияние веры, горение ее, исповедание. Посему-то, братия мои, кто стыдится выказывать пред другими плоды веры сердечной, кто уклоняется даже от храма Божия и собрания верующих, когда требует того мода, кто скрывает свои сердечные убеждения веры пред глумлением бесстыдных нечестивцев и, таким образом, невольно подлаживается под тон неверия; тот должен страшиться, да не падет на него оное слово Господне: аще кто постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Марк. 8, 38).
С другой стороны, что и исповедание уст без веры сердца? Свет обманчивый, хладный, украшение мертвого, гроб повапленный, как называет Сам Господь. Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, говорит Господь: сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя усты своими. Горе вам книжницы и фарисеи лицемери, яко подобитеся гробом повапленым: внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония (Матф. 15, 8-9; 23, 27). Итак, не должно думать, братия мои, чтобы исповедание веры ограничивалось одними словами. Где есть вера сердечная и исповедание по вере, там сами собою являются и дела веры и любви, – само исповедание непостыдное, небоязненное есть уже великое, святое и богоугодное дело веры: иже бо исповесть Мя пред человеки, говорит Господь, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. И целые сонмы святых мучеников, прославленных в царствии Божием, свидетельствуют истину слов Христовых. Какой подвиг выше их исповеднического подвига? какая добродетель славнее их непобедимого терпения в исповедании Христа? Но и все другие добрые дела не происходят ли, как благие плоды, от доброго древа, от веры истинной и исповедания по вере? И не отсюда ли получают они истинную цену и достоинство дел святых и богоугодных? Почему истинный христианин есть верный слуга Царю и отечеству, покорный начальству, преданный всем сердцем возложенному на него долгу, верный во всем до последней капли крови? Потому, что сердце его исполнено веры в Господа Иисуса Христа, потому, что убежден, что не человекам, но Господу Христу работает. Несть бо власть аще не от Бога: темже противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13, 1-2). Почему он верный, благодушный, снисходительный супруг, попечительный, чадолюбивый отец, любящий, покорный и благородный сын, преданный, любвеобильный, заботливый сродник? Потому, что он верует от всего сердца, что всякое отечество на небеси и на земли именуется от единого Отца, Иже на небесех, – потому, что исповедует с Апостолом: аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть. е. снискала нам оправдание от грехов во Христе Иисусе. Так надобно и исповедовать небоязненно нашу веру везде и всегда, чтоб исповедание веры послужило нам во спасение вечное, по обетованию Господню. Так необходимо жить и действовать по вере, чтобы ни уста наши не разногласили с сердцем, ни дела и поступки не противоречили словам, чтобы Господь Иисус Христос, Которого святое и поклоняемое имя на себе носим, не сказал нам, когда явимся к Нему по смерти: не вем вас: отступите от Мене вси делателие неправды. Аминь. Отчего верующий есть мирный гражданин, безобидный, услужливый и обязательный сосед, верный, нежный и попечительный друг, благотворительный ко всем, отец сирым, око слепым, нога хромым, кроткий и незлобный к самим недоброжелателям и врагам своим? Оттого, что он верует всем сердцем слову Господа своего: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Матф. 7, 12); оттого, что исповедует себя сыном Отца небесного, который благо есть на безблагодатныя и злыя, сияет солнце Свое на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя; потому и тщится быть милосердым, якоже Отец небесный милосерд есть. Отчего истинный ученик Христов спешит в храм Господень при всякой возможности, любит, подобно древнему Пророку, паче приметатися в дому Божием, нежели жити в селениих грешничих, едино просит у Господа, еже жити ему в дому Господни вся дни живота своего, зрети красоту Господню и посещати храм святый Его? Оттого, что верует всем сердцем, что храм Господень есть воистину дом Божий, в коем пребывает вечно Сам Господь и Спаситель его не только Божеством Своим, но и Своею пречистою плотью; есть святое очистилище, в коем приносится искупительная жертва за грехи людей; есть сокровищница благодати Божией и нашего освящения; есть место соединения и общения всех верующих во Христа Иисуса. Оттого, что убежден всем сердцем, что, удаляясь от храма Божия, он отпадает от союза верующих, отторгается от тела Христовой Церкви, становится омертвевшим ее членом, сухою ветвью на животворной лозе. Словом, истинный раб Христов, исповедуя Господа сердцем и устами, не может не исповедовать Его и делами своими; ибо помнит и исполняет слово Господне: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вишего, Иже на небесех (Матф. 5, 16). Покажи ми веру твою от дел твоих (Иак. 2, 18): вот, чего требует от нас Господь наш! Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в иарствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Матф. 7, 21). Так должно, братья мои, и веровать сердцем, чтобы вера наша вменилась нам в правду, т.
Источник: Полное собрание проповедей Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского. Том второй: Слова и Беседы на дни Богородичные и Святых. — М.: Типография Ф. К. Иогансон, 1889. — С. 401-406