«Служили Ему имением своим»

Жены-мироносицы перед Господом. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. Жены-мироносицы перед Господом. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.
Среди учеников Христовых богатых людей не было. Равно как не было людей, украшенных священством, носящих на поясе меч, восседающих на коне или отмеченных иными чертами социальной значимости. Иосиф с Никодимом были богаты, но они представляли особый чин учеников тайных. Это ведь только кажется, что богатому человеку живется вольнее, чем простецу. Богатый человек бывает часто связан и опутан нитями особой прочности, поэтому страх отлучения от синагоги и держал в тени Иосифа с Никодимом до самой смерти Спасителя на кресте. Поэтому и Пилата быстро и легко – одним лишь упоминанием о гипотетическом противлении кесарю – стреножили хитрые иудейские вожди. Не спасли прокуратора ни мечи легионеров, ни глубокое презрение к народу, среди которого он совершал государеву службу.

Среди учеников Христовых не было богатых людей, поскольку богатство редко бывает праведным, особенно в подлые времена чужеземной власти. Да и сама близость Христа к людям порой действовала так благодатно, что бывшие сребролюбцы, подобно Закхею, были способны не то что прекратить копить, но в одночасье расстаться со всем накопленным. Единственный ученик, носивший ящик для пожертвований, трагически связал свое имя навеки с такой катастрофой, что невольно задумаешься о роковой связи между апостольскими трудами и любовью к деньгам.

***

Но апостолы были просто людьми, и Господь добровольно подчинился немощам плоти. У Господа и учеников были нужды, требующие попечения. Благо, у них были служители, не заклейменные ни сребролюбием, ни предательством. Среди них была Мария Магдалина, «из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8: 2–3). Они ходили за Христом и апостолами, но не проповедовали, не воскрешали, не изгоняли демонов. О каких изгнаниях и исцелениях речь, если некоторые из них (Магдалина) сами были недавно бесноватыми. Они служили, как могли: по-житейски, по-женски, по образу Марфы, которая хотя и услыхала некогда: «Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом», – но труды которой и неизбежны, и необходимы.

Марфин труд не заслужил бы кроткого Иисусова упрека, если бы сама Марфа не уделила своим занятиям большей чести, чем надо. Она ведь с неким вызовом высказалась и о Марии, и о Господе, желая вовлечь сестру в собственные хлопоты. Вспомним ее слова: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Вот это представление о своих трудах как о единственно важных и желание вовлечь всех в собственные хлопоты и было пресечено Господом. Но то были сестры. Им трудно распределить заботы без обид и страстей. У других женщин, следовавших за Господом и учениками, разделение труда происходило легче и естественнее. Мужчины проповедовали, молились, совершали знамения, а женщины следовали за ними, совершая служение «имением своим».

***

Можно только догадываться о том весе, который при дворе Ирода имел домоправитель Хуза. Можно догадываться и том, с каким страхом, с какой ежедневной хитростью и каким напряжением ума ему приходилось совершать свою придворную службу. И вот жена Хузы становится последовательницей странника и проповедника. Она словно вырывается на свежий воздух из духоты царских помещений и находит счастье в том, чтобы привязаться к Учителю, слышать Его учение, спать под звездами и есть простую пищу. Свое привилегированное положение она превращает в способ служения: наконец-то и ее деньги находят достойное применение!

Евангельский рассказ скуп и не расцвечен деталями. Но Тот же Дух, что повлек Иоанну в число учениц, впоследствии в истории Церкви воодушевлял множество женщин на подобные труды. Богатые, но без высшей цели в жизни не находящие в богатстве радости, знатные женщины часто приходили к Богу и начинали служить Ему имением своим. Их список обширен. Там есть место для Елены, матери Константина; Клотильды – королевы франков; равноапостольной Ольги и многих других. Первым делом они, как правило, стремились привести к вере мужей и воспитать в вере детей. Если это удавалось, то ничего лучшего уже нельзя было изобрести. Если же не удавалось, они стремились разбогатеть добрыми делами, жертвуя, помогая, утешая. Одни заканчивали жизнь в обителях, другие оставались в миру, но жили строго и молитвенно. Третьи носили личину светскости и держали в руках власть, угождая Богу в тайне и иногда под яркими одеждами нося жесткую власяницу. И все они вчитывались и вдумывались в скупые строки, написанные евангелистом: «…служили Ему имением своим».

Была и еще одна влиятельная жена, которой не довелось послужить Христу от имений, которыми она тоже обладала. Это жена Пилата – Клавдия Прокула, более чуткая и сострадательная, чем ее облеченный властью муж. Она не изменила евангельских событий и не уговорила мужа не трогать Христа, но проявила сердце милующее, редкое, открытое к действиям благодати. Посреди криков «Распни Его!» и «Не Его, но Варавву!» ее слова, сказанные мужу, были как дыхание прохладного ветра: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Так благодать нашла обрезанное и кроткое сердце в доме язычника, тогда как в это время жители Иерусалима призывали на головы свои и детей своих кровь Неповинную.

***

Бедность сама по себе – не добродетель. И богатство само по себе – не грех. Бедняки не только привычны к осуждению богатых. Бедняки, как видим в Слове, способны и на легкое осуждение Единого Безгрешного, а в это же время с трудом найдется хотя бы один человек, имеющий доброе сердце, и найтись он может в роскошных покоях, чья роскошь в это время не берется во внимание. Это первый урок.

Второй не менее важен. Будучи уже кем-то однажды высказан, он звучит примерно так: «Не можешь быть ловцом человеков – лови рыбу для ловцов человеков». То есть не все апостолы, и не все пророки, нужно кому-то и от имений Господу послужить.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина 4 мая 2012, 17:41
Спаси, Господи! Многая Вам лета в добром здравии. Когда читаю Ваши статьи хочется быть лучше, следовать примеру и жен-мироносиц и святым и праведным, пока это только "благии намерения ". Помоги нам, Господи!
Владимир 1 мая 2012, 22:08
"Марфин труд не заслужил бы кроткого Иисусова упрека, если бы сама Марфа не уделила своим занятиям большей чести, чем надо". В одном словосочетании - ответ на все вопросы.
АННА 1 мая 2012, 16:27
ХРИСТОС ВОСКРЕС! СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! НО ВОТ ВОПРОС, КОТОРЫЙ СМУЩАЕТ НАС: ПРОЧЛА СЛОВО ПАСТЫРЕЙ ПО ССЫЛКЕ - http://www.pravoslavie.ru/jurnal/53227.htm, БЫЛА ПОРАЖЕНА НЕКОТОРЫМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО РАБОТЫ В ХРАМЕ НА ПОСЛУШАНИИ И ПОСЛУШАНИЮ НЕВЕРУЮЩЕМУ МУЖУ ИЛИ БЛИЗКИМ.... ЧЕСТНО ГОВОРЯ, БЫЛА В ШОКЕ. ЭТА СТАТЬЯ МНЕ ПОМОГЛА НЕСКОЛЬКО УСПОКОИТЬСЯ. ЖЕЛАЮЩИЕ МОГУТ ОЗНАКОМИТЬСЯ(СПЕЦИАЛЬНО ПРИВОЖУ ССЫЛКУ, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ГОЛОСЛОВНОЙ). ЕЩЕ РАЗ ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО О. АНДРЕЙ!!!! ВАШИ СТАТЬИ НАМ В НАЗИДАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ! ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!!!!!
Вячеслав30 апреля 2012, 08:30
Бог простит!!!
Владимир30 апреля 2012, 01:22
Простота статьи стоит на фундаменте мудрости. Откровенно понравилась. На этом фундаменте и семья держится, не взирая на лица и рабочий коллектив. Такой фундамент построения человеческих отношений никто не сможет нарушить, но каждый найдет свою нишу, или будет ее вечно искать, создавая проблемы только себе, но если бы, еще и мог бы их решать, но и таковы находят свою нишу. Одним словом не стоит менять мир, пусть мир вокруг тебя меняется, только не пускай внутрь, и, сам не приближайся, во всем мера. Бог управит.
"Так благодать нашла обрезанное и кроткое сердце в доме язычника, тогда как в это время жители Иерусалима призывали на головы свои и детей своих кровь Неповинную".
В этом и прямое, и косвенное понимание, остановить безумие на "площадях", больше всех кричащих о свободе, бревна в собственном глазу, не замечая. "Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода". Свобода только в Духе Святом, а где покой, там и Дух Святой. Благие цели не на пути в ад, они в аду уже горят, а король то голый и выдает желаемое за действительное, правду, которой нет, из страха, безумия, или зависти. Истина человека делает свободным, а до свободы навыком наученных, как в вышеизложенной статье.


Ирина29 апреля 2012, 13:26
На мой взгляд, ни бедность, ни богатство - ничего не значат сами по себе, все зависит от произволения человека. Сколько есть бедных, нуждающихся, не обремененных ничем людей, - и при этом завистливых,осуждающих, недобрых.И противоположные примеры,например, из не такого уже далекого прошлого - взять хотя бы преподобномученицу Великую княгиню Елизавету, сестру Императрицы Александры Федоровны. Великая княгиня Елизавета считалась одной из самых красивых женщин Европы, ей с радостью готовы были отдать руку и сердце многие очень богатые и именитые люди. Но она предпочла стать женой Великого князя Сергея Александровича, а после его трагической гибели все свои средства потратила на создание Марфо-Мариинской обители, где находили приют все нуждающиеся. После революции она могла спокойно уехать в Германию, куда ее настойчиво приглашал император Вильгельм (который был также влюблен в нее), но она осталась в воюющей России, которую давно считала своей Родиной, и приняла мученическую смерть на дне шахты в Алапаевске, где уже на краю гибели пыталась оказать последнюю помощь другим узникам. И это лишь один из примеров. Можно почитать еще воспоминания графини Наталии Юрусовой.Какая сила духа у женщин, воспитанных в роскоши!
Ирина29 апреля 2012, 07:47
Многая лета, отец Андрей! Прочитав Вашу статью, я нашла ответы сразу на несколько моих вопросов. Слава Тебе,Господи! Слава Тебе!
Вера29 апреля 2012, 04:18
Бедность-богатство, богатство-бедность - это было всегда и везде. Но вот что удивительно: Иисус Христос, Спаситель - родился в бедной обстановке, в хлеву. И земная жизнь Его проходила не в роскошных палатах. А похоронен был в богатом гробу... Наверное, сострадание, любовь рождается скорее там, где знают, что такое нужда и бедность, но забывается это чувство, когда появляется достаток и богатство? появляется такое чувство гордости: "я добился, я достиг..., пусть они (бедные) тоже сами добиваются..."..
А женщины ведь и сейчас сначала думают о домашнем "суетном", а потом, иногда впопыхах, бегут в Церковь... Отлично сознавая, что перво-наперво душу спасать надо , но все равно сначала обиходят домашние нужды.
Ох, отец Андрей, как все трудно утрясти-уравновесить в обычной, сейчас текущей жизни...
Всегда ваши проповеди читаю с большим интересом. Помогай вам Господь.
Наталья Богоявленская29 апреля 2012, 00:50
ВЯЧЕСЛАВУ: "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие" (Иаков. 1, 26).
Уважаемый Вячеслав, прежде чем осудить, надо подумать хорошенько; приведённая цитата напрямую относится к вам.
Если же говорить о теме "богатые -- бедные" в послании апостола Иакова, то там можно выделить по крайней мере две мысли.
1. Не встречай по одёжке -- богатый не выше бедного. Отец Андрей Ткачёв эту мысль и не опровергает.
2. Если ты богат -- помоги бедному. А это и означает послужить Христу имением своим: "Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я искал приюта, и вы пригласили Меня в свой дом" (Мф. 25, 35).
Так что же вы хотели сказать своим комментарием, уважаемый Вячеслав? Кого оскорбить? Кого научить? Или себя умным показать? В следующий раз будьте осмотрительнее.
Простите меня, Христос воскресе!
Людмила28 апреля 2012, 19:56
Знаете,о.Андрей, странное дело:я люблю читать Ваши статьи и во многом согласна с ними,но в то же время меня не оставляет мысль,что проповедь жить по-Евангельски в наше время,что глас вопиющего в пустыне.Вы совершенно правильно заметили,что богатые более несвободны,чем бедные.Особенно сейчас,это постоянная,порой почти "беспросветная"круговерть с деньгами,зависимость от "света"(дресс-код,машины,виллы,даже секретарши и т.д.)И многим не жалко "отстегнуть" на церковь пару сотен,но одно дело "отстегнуть",а другое-послужить.Одним словом некогда им "ерундой" заниматься,надо делать деньги,а разве без денег в наше-то время проживешь?Бедные и рады может послужить,да опять та же беда"нужны деньги,которых как не работай,все равно мало.И этим некогда,приходится с утра до вечера "вкалывать",чтоб заработать на хлеб.Все работаем,а страна беднеет.Не от того ли,что послужить Христу некому?Как изменить ситуацию?Как заметил автор,нужно стать Закхеем-мытарем или женами мироносицами.Нужно изменить себя и свою жизнь,но для этого необходима такая вера и мужество,чтобы человек готов был пожертвовать всем ради Господа,идти за Ним до конца,не смотря ни на что,как первые христиане,нужен подвиг.Увы!!!
Леван28 апреля 2012, 19:35
Спаси Господи за назидательную статью!
Просто нет слов. Спасибо Вам, отец Андрей, за Ваши душеполезные и назидательные статьи!

Христос Воскресе!
Вячеслав28 апреля 2012, 17:54
Протоиерей Андрей Ткачев видно не читал послание Святаго Апостола Якова
Татьяна28 апреля 2012, 13:38
Да благословит вас Господь, отец Андрей! Ваши слова для меня - как капли крупного дождя на иссохшую душу.
Нина28 апреля 2012, 12:46
Спасибо, батюшка, за статью. Как мало мы пишем и говорим о беззаветной любви женщин, всецело посвятившим свою жизнь любимому человеку. А ведь Господь для них был человеком-учителем, несущим правду и надежду и любовь. Поверившие ему, они готовы идти за ним всюду, оберегая, словно мать, от жизненных неудобств. Святая материнская любовь не имеет границ - это доказали и жены-мироносицы. И сейчас они молятся о нас перед своим учителем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×