В известном отрывке из Книги пророка Иезекииля, который читается в Великую субботу, пророк стоит на поле, полном сухих костей, и по велению Бога обращается к костям, как к людям: «Кости сухие! Слушайте слово Господне!» (Иез. 37: 4). Этим обращением было положено начало следующему затем чуду – восстанию из праха тех, от кого остались только высохшие останки (см. Иез. 37: 1–14). Это обращение к сухим костям наводит меня на мысль о проповеди – такой проповеди в духе, которая в древности именовалась «пророчеством».
Проповедь слышна. Проповедь, казалось бы, струится и ширится. И вместе с тем проповеди очень мало. И что еще важно – многие православные христиане носят в себе усталое сомнение в полезности проповеди. На этом месте я скажу: «Вонмем!» Здесь нужно быть внимательным. Многие, повторяю, христиане – священники в том числе – не верят в силу благовествования, скептичны, подавлены и, словно унижая силу Божества, уверены, что ничего уже не исправить.
Здесь – ответ на вопрос: почему Иезекииль, Исаия, Филарет (Дроздов), Достоевский и проч. – всегда явления разовые, уникальные? Нам всякое время есть в них великая нужда, а являются они даже не в каждое столетие. Да потому что надо быть готовым проповедовать Слово даже сухим костям. Нужно иметь Аврамову веру в то, что «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11: 19). А большинство людей на вопрос: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?» – отвечают не пророческим ответом: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37: 3), а маловерным собственным: «Никогда не оживут. Это уже невозможно». Но вот те, кто готов проповедовать даже мертвой материи, увидят затем перед собой живых людей, еще вчера не подававших признаков духовной жизни.
***
«Все без толку. Все пропало. Ничего уже не изменить». Какого беса это голос? Беса уныния. И хотя то есть правда, что от уныния страдают все, а духовные – тяжелее прочих, но страдать от страсти – одно, а проповедовать свою страсть – другое. Совсем другое.
Стены Иерихона падают только от звука духовных орудий! Не от стенобитных приспособлений падает город, и не от тяжестей осады сдается его гарнизон. От парадоксального и для многих кажущегося абсурдным недельного хождения по кругу со звуком серебряных труб сокрушается сильный враг. Апостол Павел связывает звук трубы с голосом архангела (см.: 1 Фес. 4: 16), а то и другое – с пришествием Христа на Суд. Мы читаем постоянно эти слова на погребениях и заупокойных службах. И связь трубного звука, архангельского гласа и явления силы Христовой должна быть для нас внятной.
До Страшного суда проповедь священническая есть звучащая серебряная труба. Ей же сопутствует архангельский голос, поскольку бесплотным духам привычно учить нас молитве. «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» мы переняли благодаря Исаие у серафимов. Трисвятую песнь поем вместе с ангелами. А «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» повторяем вслед за Гавриилом.
Итак, звук трубы духовной и архангельский голос пусть раздадутся вновь и вновь, и придет на этот звук Сам Христос, чтобы прежде окончательного Суда совершить очередной предваряющий суд и разрушить крепко сложенные стены привычного греховного образа жизни.
***
И не надо стремиться к мгновенному превращению из безногого калеки в Илью Муромца. Есть место в наших трудах и усталости, и сомнению, и боли в костях оттого, что плод минимален. Но эти состояния не имеют права превращаться в господствующие. Их нужно терпеть, как терпим все мы вообще в жизни очень многое безрадостное и отвратное. Но потерпев, нужно опять браться за дело, поминая тщетную ловлю Петра. «Наставник! – сказал однажды Симон. – Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5: 5). И вот когда бесплодность длительных трудов уже была очевидна, а доверие к повелению Спасителя превозмогало чувство усталости и маловерия, Бог явил силу Свою. Сети наполнились рыбой, причем – в считанные секунды!
Это не просто образ милосердия Божия к рыбакам ради наполнения их желудков. Это – пророчество об успешной будущей проповеди: «Отныне будешь человеков ловить!»
Бесплодные до тех пор, пока Бог не благословит, труды наши приносят большой урожай тогда, когда мы устали, но не отчаялись, когда плода ждем не от своих талантов и трудов, а от явления Духа и силы в проповедании Христовых словес.
***
Можно и нужно не верить в себя.
Не верить в людей можно, но не нужно.
Но не верить в силу Божию, о которой Он Сам сказал Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9), грешно и преступно. Нужно дать этой силе место.
Только пять хлебов ячменных и две рыбки было у апостолов, когда тысячи народа ожидали пищи. Но если Христос рядом, то только начни преломлять и раздавать, как малый хлеб умножится и будет с избытком достаточен для насыщения многих.
Никто из пастырей не говори: «Я не могу. У меня нет талантов и сил». У тебя их нет, потому что ты пренебрег первородством, как Исав; потому что зарыл талант в землю, как лукавый раб. Испытай свою совесть и познай, что это так и не иначе. Бог наш таков, что без зависти дает дары всякому приступающему с кротким сердцем. Это красивыми рождаются. А тружениками Божиими и проповедниками правды евангельской становятся.
И железо без действия ржавеет. И нож тупеет в ножнах. Но нам сказано: «Возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6: 16–17).
Жаль, что некоторые наши священники сами не поступают так чему пытаются нас учить с амвона.
Помоги нам Господи их не осуждать, а им понять что одно тёплое слово важнее всей проповеди.
Мне бы хотелось, что бы нас встречали не только священники в храме, но и обыкновенные служители этого храма-бабушки за свечным ящиком, женщины,стоявшие у подсвечников и у икон.Эти люди самые первые, с кем встречаешься при входе в храм. И не всегда ты можешь получить грамотный, в доброжелательной форме ответ. Не всегда мы ,миряне, можем правильно, как требует православие, изложить свой вопрос. Не знаем как правильно написать записку, не знаем чем отличается неусыпаемый псалтырь от сорокоуста и т.д. можно продолжать и продолжать...( к сожалению эти знания нам дать не могли- времена были другие).И мы, прихожане, можем почерпнуть и испить этот источник любви только благодаря общению друг с другом, терпимости и уважения друг к другу.Дай Бог всем здоровья и любви к ближним!
Полностью разделяю тревоги и чаяния, означенные в комментариях Зимбачевского Виктора. Мою (твою) ошибку либо небрежение заметят единицы, небрежность же священнослужителя будет отмечена сотнями, и раздута на всю страну...
Еще раз – простите..
Душевного и телесного здравия и Божией благодати, отец Андрей.
Более того, она - необходима, ее недостает для разрешения вопросов и расстановки приоритетов после Литургии. Потому, любая, самая простая и бесхитростная, но искренняя проповедь - живительна для омертвевшей Души.
Дорогие Отцы и Братия, проповедуйте искренне и пламенно, и кости наши сухие - оживут!
Спаси Господи о.Андрея.
Отче Андрее, невозможно без слез читать Ваши статьи - до такой глубины сердца они проникают. Говорите и проповедуйте, не умолкая, пишите, не останавливаясь. Ваши статьи - как воздух после грозы, и как вода - из целебного источника. Дай Вам, Бог, силы и здравия.