В Иерусалимском храме в Овчей купели был притвор, где лежало множество болящих — слепых, хромых, иссохших, чающих движения воды, «ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Далее мы слышим, по какой причине человек, в течение тридцати восьми лет находящийся в тяжелой болезни, не мог получить исцеления. «Не имею человека, — говорит он Христу, — который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Но Господь говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи», — и больной тотчас выздоровел. Он встал, взял свою постель и пошел.
И еще одна замечательная подробность, которой заканчивается Евангелие о расслабленном. Иисус, встретив этого человека в храме, говорит ему: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». В этих словах Христа — ответ на вопрос о том, что происходит с родом человеческим, со всеми нами, с нашей Россией. Сколько мы согрешаем, и сколько милости являет Господь после наших грехов! Всякий раз, исцеляя нас, Он говорит: «Да не будет тебе, что хуже». Но мы видим, что делается все хуже и хуже. Несмотря на весь так называемый «прогресс» человечества — человеку становится все хуже и хуже. Все горше болезни, все более страшные бедствия... И это еще не самое главное. Страшнее то, что происходит внутри человека. Ведь никогда, даже в самые тяжелые времена, не было такого общего бессердечия, какое мы можем наблюдать сегодня.
Недавно одна прихожанка рассказывала мне о молодом человеке, который упал на вокзале — у него случилось прободение язвы. Он лежал в течение долгого времени, но никто не хотел вызвать «Скорую помощь». Он просил, но никто не хотел этого сделать. Ярославский вокзал. Тысячи людей проходят мимо, но не нашлось ни одного человека, который бы помог этому «расслабленному»!
Или рассказ другой женщины о том, как в подъезде ее дома в течение нескольких дней лежал труп. День за днем люди проходили, и никто не хотел позаботиться об отправке его в морг. Как это страшно, когда людей много, но «не имею человека», как это было с евангельским расслабленным!
На Нюрнбергском процессе одного из нацистов спросили: «Как же вы могли сжигать в газовых камерах таких же, как вы, людей?» Он ответил: «А я не думал, что это были люди». Вот так. Неужели диавол хочет именно этого: чтобы мы уже не воспринимали друг друга, как людей? Неужели для того грех насаждается как норма, чтобы человек потерял внешний вид человека, и люди уже не могли узнавать друг друга, как должны узнавать?
Вспоминается типичное сообщение из радионовостей: «Нынешней зимой в сильные морозы в Москве в течение нескольких дней замерзли четыреста человек, в основном, бомжи». И слово «бомж» звучит так, как будто это не человек, а всего лишь какая-то особь определенного вида животного мира. Я вспомнил об этом потому, что эти люди — «бомжи» — все время напоминают о своем существовании. Они постоянно стоят у ворот нашего храма, рядом с мозаичной иконою святителя Николая. Они стоят, и просят милостыню. Неприятные грязные люди, всегда с кровоподтеками, всегда с запахом водки, с матом, готовым сорваться с языка, если что-нибудь не по ним.
Что нам делать с этими людьми? Иногда кажется, что надо вызвать милицию, настолько недостойно они себя ведут. Или, по крайней мере, попросить, чтобы они, хотя бы, отошли от иконы подальше. Ведь это место молитвы, и здесь проходят дети.
Но ведь раньше таких нищих не было, а сейчас мы видим, что в них во всех такая обреченность, как будто бы им все равно: жизнь или смерть. Поел, выпил, заснул — и все. И видно, что они все понимают и знают, что им уже не подняться.
Что нам делать? Люди проходят, дают немного денег, как бы стараясь не думать о том, что будет дальше. А дальше они, конечно, напьются на эти деньги до беспамятства и умрут в какой-нибудь морозный рождественский или теплый пасхальный день рядом с храмом. Рядом с источником жизни, о котором возвещает нам сегодня Господь.
Действительно, что нам делать? Что делать нашему обществу, нашему государству, нашему народу? Какою должна стать наша Церковь перед лицом того зла, которое окружает нас на каждом шагу? Не то, чтобы мы не принимали совсем никакого участия в этих людях, но существует такое понятие — «санитарный кордон». Раньше, когда где-нибудь свирепствовала холера, чтобы поставить заграждение распространению этой заразы, между областями ставили санитарный кордон.
Две опасности есть сегодня у Церкви. Первая опасность заключается в том, что некоторые люди под видом любви к ближнему предлагают ужесточить «санитарные кордоны». Но если говорить об этом в духовном и нравственном плане, то это напоминает нам о субботе, той самой субботе, в нарушении которой обвинили сегодня Господа. Другая же опасность заключается в том, что люди хотят устранить всякие границы, сделать так, чтобы греховная зараза уже не имела никаких преград. И все это делается под лицемерным предлогом любви.
Конечно, соблюдение субботы, то есть, закона необходимо. Необходимо и существование границы между добром и злом, хотя бы на уровне обычного, человеческого восприятия, которое доступно каждому. Но как это мало на самом деле, когда тот самый «санитарный кордон» присутствует в наших отношениях с людьми, которым мы хотим оказать помощь. Мы думаем: «Этот человек виноватый, он — нищий, он — больной. А я — это совсем другое дело. Я — богатый, здоровый, правый во всем». Может быть, не совсем так, но очень близко к этому мы думаем. Входя в нашу жизнь, «бомжи» все беспощаднее напоминают нам о том, что нам никуда не деться от Евангельской правды, с нашей философией «малых добрых дел» никуда не уйти от Страшного Суда. Нам не отгородиться никаким законом: ни постом, ни богослужением, никакою субботою. «Если праведность ваша, — говорит Христос, — не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).
Оттого, может быть, что близко Второе Пришествие Христово, Господь отметает сегодня с такой, как никогда, ясностью и определенностью, всякую видимость христианства и хочет, чтобы каждый из нас был поставлен перед страшным выбором: быть до конца без Христа, или быть до конца со Христом.
Этот выбор сделала преподобномученица Великая княгиня Елисавета, которая, входя в самую гущу зла и распада — на Хитров рынок, имела от Господа дар и силу не просто оказывать какие-то дела милосердия, а открыть другим людям Христа.
Этот выбор сделали и апостолы, которые ценой своей жизни напоминают всем нам сегодня, что мы живем именно в Апостольской Церкви. В сегодняшнем мире, где все более отвергается власть Божия и все более утверждается власть маммоны, так что ценность человека определяется тем, насколько он имеет материального богатства — Господь и нас посылает с проповедью, чтобы мы, подобно апостолам, шли, не имея с собою ни меди, ни кошелька, а только Крест и Евангелие.
Только Крест в одной руке, Евангелие в другой и огонь пасхальной любви в своем сердце. Чтобы каждый из нас сумел стать тем евангельским человеком, которого ждал каждый раз исцеленный Господом расслабленный.
Ему некому было оказать помощь, но Тот, Кто сотворил небо и землю, пришел к нему и стал Человеком, чтобы помочь ему. Он сподобил и нас войти в купель крещения, для того чтобы каждый из нас стал, по образу Его, живым человеком. Как апостол Петр, который во имя Иисуса Христа Назорея сначала сказал хромому от чрева матери человеку, собирающему у ворот храма милостыню: «Серебра и золота нет у меня», а потом, вглядевшись в душу его, со властью Самого Христа, повелел: «Встань и ходи» (Деян. 3, 6).
Тот, кто может дать золото или серебро, еще не может сказать: «Встань и ходи». Самая страшная расслабленность заключается в том, что люди привыкают к поражению, к смерти, в то время как в мире действует сила Воскресения. Бог против смерти. Бог победил смерть, и Его победа присутствует в мире. И мы должны свидетельствовать о ней.
Разве в этом расслабленном мире, опьяненном пустотами, где все слова уже обесценены, будет услышано Евангелие, если мы не явим силу его? И разве в этом мире, где лжепророки обретают такую власть, что, кажется, готовы соблазнить и праведников, не нуждаемся мы в том, чтобы Церковь явила множество знамений и чудес, как это было в первые времена христианства? Разве меньше, чем тогда, нуждается в этом сегодняшний мир?
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Марине 2014-06-15 13:21:
>А до этого, я помню, любила выпить и меня бесы толкали в храм идти
Не бесы Вас толкали в храм идти, а душа ваша истосковавшаяся по общению с Богом, желавшая очиститься.
> Поэтому, я понимаю почему пьющие люди рвутся в церковь.
Пьющие, но не пьяные. Если бы пьющий человек пришёл в церковь трезвым и со смирением, ваш батюшка принял бы его как родного брата!
Пьяный человек, ходит не один, а в компании с врагом рода человеческого. Этот бес и толкает человека на “подвиги”. Поэтому, батюшка и выгнал из церкви бесов. Слава Богу, хватило ему здоровья!
Вдруг, зашли два пьяных человека, батюшка им предложил сесть на лавочку, вконце храма, чтобы не мешали никому, они на ногах не держались, один был послушный, а другой не хотел сидеть на лавочке, а сел на корточках впереди стоящих и желал так слушать молебен. Батюшка его пытался усадить, а тот сопротивлялся, в итоге батюшка их вытолкнул сам из храма, очень смущая меня...мне было жалко и тех мужчин, мучимых бесами и батюшку, тяжело больного сахарным диабедом, одинокого и изнеможденного постоянно строгим питанием...всех было жалко. Может тот мужчина сидел бы молчал, он говорил батюшке:"Я хочу здесь посидеть и послушать молитву".
Одно я могу сказать, когда я была бесноватой из гадания себе и другим, я не могла даже приблизиться к храму, душа рвалась к Богу, страдала, а я только ходила вокруг да около, а войти меня что то не пускало. Слава Богу Пресвятая Богородица помогла, я Ей взмолилась и Она завела меня через одну женщину. А до этого, я помню, любила выпить и меня бесы толкали в храм идти, иди, пожалуйста, да только тогда в чужом городе я и не знала, где храм.
Поэтому, я понимаю почему пьющие люди рвутся в церковь.
Сейчас, действительно, очень много нищих... как в евангельские времена, когда повсюду Господь исцелял бесноватых, одержимых разными болезнями... Что делать? В церкви тоже люди служат... и каждый поступает согласно своим сердечным движениям.
Помогай нам всем Христос.
"Читая и размышляя над некоторыми высказываниями,постоянно думаю:" почему люди так переверают ,лукавят и просто лгут!"
А)Не было при Советской власти термина Бомж,только по той самой причине,что бездомных,ночующих на улицах,в подъездах,подвалах людей,а значит и бомжей прото не существовало".
Галина, бездомные были, есть и будут всегда, по разным причинам, только дело-то в том, КАК ВЛАСТЬ НА ЭТО РЕАГИРУЕТ!
В СССР была статья за тунеядство и бродяжничество, тех, кто хотел - трудоустраивали и селили в общежитиях (какой кошмар!), а кто предпочитал БОМЖЕВАТЬ - выселяли из Москвы на 101км - и там насильно! трудоустраивали или сажали за решетку. Вот такое насилие над ЛИЧНОСТЬЮ.
И детей беспризорных в детдома отправляли, лечили, учили, кормили, одевали и на лето отдыхать вывозили.
А теперь - власть совершенно свободна от своего долга перед народом, и ей не нужно образованное и здоровое население. Умеешь воровать- будешь на плаву; нет - туда вам и дорога, не путайтесь под ногами. Это и ЕСТЬ ИДЕАЛОГИЯ!
Совершенно искренне благодарю Вас за то, что Вы обратили внимание на мои слова. «Без кукиша в кармане» - действительно очень признателен…
Попробую ответить – как сумею…
Естественно, мне известна мысль: «Да не получу, что заслужил».
1. Скажите /себе/ пожалуйста – суд над благоразумным разбойником был справедливым или нет?
2. Если не затруднит, обратите внимание на последнюю строчку моего комментария – «Милостивый Христос…».
Мне кажется, что Вы отождествляете понятие «справедливости» с делами, поступками, мыслями, чувствами человека /что верно/ – а Господь смотрит глубже – на состояние его души…
Ошибаюсь..?
Ясно, что «по делам своим не оправдается никакая плоть»… - но ведь есть и безграничное милосердие Божие… Как его исключить из вердикта на Справедливом Страшном Суде? Безнадёга какая-то выходит…
Не знаю, понятно ли и правильно ли объяснил-изложил свою точку зрения – извините, если ошибся… Ещё раз благодарю…
29.5.13 Сантехник.
Вот Вы пишите:
"... Страшный Суд действительно уже не за горами...
Но есть одно утешение - каким бы Страшным он ни был, он, все-таки, точно будет Справедивым /в отличие от судов человеческих/."
Вообще-то, если каждого из нас судить по справедливости - то... Ничего не говорят слова: "Аще праведник едва спасается - где обрящуся аз?"
Думаю, намного большим утешением будет не справедливость, а милость на Страшном Суде...
Спаси Господи за статью, батюшка.
Одному Богу ведомо как эти несчастные дошли до такой "жизни". Иногда можно наблюдать как человек постепенно даже внешне становится похож на зверя. Господи, помилуй!
На все Воля Божия.
Меня иногда противоречие раздирает - подавать, не подавать.
Вспоминаются правда рассказы из истории, что раньше нищие, сидя на крыльце храма, кантики пели, молитовки читали и т.д.
У Господа помощи прошу.
Надо нам себя соблюдать - молиться, верить, надеется, любить, действительно делать добрые дела.
Около нашего храма никто бомжей не гонит. Прихожане кто сколько может им подают, я тоже. Когда не могу, так и говорю, что мол, простите, нету.
Однажды днем зашла в храм, людей было мало и я прошла вглубь к иконостасу. Вскоре ко мне (видимо он без всякого уважения к Божьему храму) почти подбежал "бомж" и стал просить милостыню. Тут же следом за ним подбежала работница храма и стала требовать, чтобы он вышел. Я растерялась и мне стало не по себе от того, что по моей вине нарушается благоговейная тишина. Я попросила его выйти, сказала, что выйду и подам. Он сидел и ждал меня, я ему дала совсем немного. Посмотрев в глаза, я поняла, что иногда кроме денег этим людям нужно другое. Благодарю, Господи!
А)Не было при Советской власти термина Бомж,только по той самой причине,что бездомных,ночующих на улицах,в подъездах,подвалах людей,а значит и бомжей прото не существовало.
Б)Сколько можно выдумывать всяких небылиц о той власти!Мы тогда Людьми себя чувствовали!!Получили беплатное образование,жилье,выростили и выучили своих детей,брошенных теперь,при сегодняшней пресловутой демократии на произвол судьбы.
В)Кто лечит сегодня нас,наших родителей,наших детей???? А было время,мою маленькую дочь,вытащили можно сказать с того света,врачи в далекой глубинке Приморского края.А вертолет бесплатный ждал нас ,что бы отправить во Владивосток,но Слава Богу все обошлось, вылечили там, в районной больнице.И уже на Украине ее направили в Киев.Мы русские люди ехали в Киев и не боялись,что что- то будет не так.Встретили с таким радушием, как могли встретить только Советские Люди.Обследовали и назначили лечение и помогли.Люблю Советскую Власть и счастлива,что довелось жить в то время!
"Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь."
Полностью: http://www.pravmir.ru/legko-li-zhit-po-vere/
Вы описали случай с двумя бомжами. Почему вы за всем просто наблюдали ? и не помогли им?
Церковь начинается с Нас и нашего отношения к происходящему.
Спаси Господи отец святой!
красивая проповедь но горькая все равно простые люди не смогут
победить это зло бездомность безработность безденежность
иногда и дать то бывало им беднягам нечего было сама то кое как жила
пройду бывало мимо такого и сердце защемит и слезы от обиды за такую
беспомощность или посоветую иди мол в белый дом попроси помощи ведь
там правительство там закон для всего города а он ответил так не пускают меня туда
ну в церковь иди а он ответил- там покормили вчера а спать негде жилья у них нет.
Простите меня за мои слова может я не права.
р Б Людмила
Спаси Господи!
Это что-то запредельное. И рассказчица мимо проходила?!
..."Входя в нашу жизнь, «бомжи» все беспощаднее напоминают нам о том, что нам никуда не деться от Евангельской правды, с нашей философией «малых добрых дел» никуда не уйти от Страшного Суда. Нам не отгородиться никаким законом: ни постом, ни богослужением, никакою субботою."...
Есть только одно НО: без желания человека покончить с бомжеванием - никакие наши добрые дела ему не помогут.
На моих глазах произошло такое: у одного московского монастыря обосновался бомж (из бывших художников). С ним разговаривали,подкармливал, одевали, жалели. Начальник столярного цеха монастыря решил помочь: дал денег на баню, принёс чистую одежду, постельное бельё, поселил в сторожке при цехе, кормил вместе с рабочими; от человека требовалось 1раз в день подметать цех и ночевать в сторожке. Хватило этого несчастного бомжа на 3 дня: сказал "спасибо" и что такая жизнь его не устраивает: ему нужна свобода и воля. Так и сгинул... Но это был его выбор, увы. И далеко не один он такой. Но нас это не освобождает от добрых дел!
"всегда с запахом водки,"
как это не прискорбно, но она согревает их тело, притупляет боль и голод.
"с матом, готовым сорваться с языка,"
в их условиях это понятно.
Стать лицом БОМЖ можно мгновенно, лишившись своей недвижимости и имущества, от этого в нынешних условиях не застрахован никто.
Если где и есть общины, они напоминают закрытые клубы по интересам, где чужакам не рады, даже если они чисто одеты и реально могут помочь в общих делах. Священники , больше никто не может решить эту проблемму страшной разобщенности. "Поразит Бог пастыря - и рассеятся овцы. Без любви и полной самоотдачи успеха не будет - будет новый закрытый клуб с амбициями и обидами. Помоги вам Бог на этом пути. Практически не реальная задача. Но Богу возможно все.
То , что имеем в обществе ненормально. Где должна начинаться норма, как не в храме.
О. Александр, что Вы, как священник, об этом думаете? Ведь действительно ни в одном храме не видела на службах бомжей. Их не пускают? Или сами не ходят? Но вот эти же пришли. Или выгоняют? Но если это дом Божий, то разве Бог только для нас, вымытых и благополучных? Может, наивные у меня вопросы, но это мне реально мешает теперь там молиться.
Словечко "бомж" -- это изобретение советской власти.
Так как чиновники совсем не хотели и сейчас не хотят употреблять слово "БЕЗДОМНЫЙ", то придумано было сокращение Б.О.М.Ж. -- Без Определённого Места Жительства.
1. Нужно установить "санитарный кордон" - внешний и внутренний - не устанавливая его. Ну, хоть попытаться...
2. Вы совершенно правы - поскольку третья производная роста беззакония, т. е. уменьшения любви, кажется, начинает переходить в четвертую, то Страшный Суд действительно уже не за горами...
Но есть одно утешение - каким бы Страшным он ни был, он, все-таки, точно будет Справедивым /в отличие от судов человеческих/.
3. Что же касается "силы и безсилия слова", то слова разные бывают - молитва, или, к примеру, Ваши слова...
Да и от слушателя кое-что зависит...
Милостивый Христос воистину воскрес - значит надежда на прощение и спасение не утрачена..!
Кажется, 27 мая. С благодарностью, Сантехник.
А что же до Господа тогда? "А по делам то ихнем их и узнаете!"
Проблема не только в бомжах. Проблема в недоверии к незнакомому человеку. Вот в чём. Если вы увидите на улице бомжа и пообщавшись с ним вдруг узнаете в нём вашего изчезнувшего родственника, одноклассника, бывшего друга, сослуживца, то вам сердечно захочется ему помочь. Вы узнаете от него где он бывает, кому то позвоните... что то попытаетесь сделать, предпринять.
Другое дело - просто бомж, незнакомый человек. Ваша реакция будет другой.
Чему учит Господь? Он принимал каждого взывающего к нему и все они были ему странниками. Показателен пример с расслабленным и слепым. "Сыне Давидов помилуй мя!" кричал слепой... Ему говорили - затухни, отстань! Но он вопил снова и снова, и Господь ему внял.
А мы можем внять незнакомому человеку?