Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария путешествуют по Италии. Сенкевич обдумывает роман о пребывании в Риме апостола Петра и об основании им христианской общины в столице империи. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Прежде супруги Сенкевич посетили собор святого Петра и базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они отправились в южный пригород Рима, в катакомбы святого Каллиста.
– Видишь эти зеленые холмы, Марыся? Под ними находятся древние катакомбы. Первые христиане углубили их и использовали для захоронения мучеников, казненных в Риме. Никто точно не знает размер и сложность получившегося лабиринта.
– Чем же провинились христиане перед Римом? Не могу поверить, что их истребляли просто так. Дыма без огня не бывает.
– О, да, дорогая, все началось именно с дыма, окутавшего столицу мира, – отвечает Сенкевич, – и с огня, охватившего город в ночь на 19 июля 64 года…
Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона) |
– По-моему, Генрик, прежде я уже читала об этом у Светония. Нерон мнил себя великим поэтом, собирался описать в стихах гибель Трои и в поисках вдохновения повелел поджечь Рим. Сам император наблюдал за огнем с безопасного расстояния, одетый в театральный костюм и с лирой в руках.
– Кто знает, Марыся? Во всяком случае, многие обвиняли в пожаре именно его. Посмотри, что пишет Тацит: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых. Он предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Их облачали в шкуры диких зверей, чтобы отдать на растерзание львам, распинали на крестах, привязывали к столбам и поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады…»
– Я видела это! Знаешь, Генрик, четыре года назад я была в Кракове и видела в Национальном музее большую картину художника Семирадского. На картине изображен сад перед Золотым дворцом Нерона в преддверии чудовищной театрализованной оргии. Слева, около дворца и на его ступенях, расположились многочисленные зрители во главе с императором. В красочной толпе – сенаторы и полководцы, философы и музыканты, игроки в кости, танцовщицы и гетеры. В правой части картины изображены последние приготовления к казни. Христиане привязаны к шестам и обмотаны коконами из просмоленной соломы. Рабы запаляют огненные факелы, и один из них уже поднимается по лестнице, готовый поджечь первого несчастного – старика с белой бородой. На раме картины было написано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
– Семирадский изобразил факелы, устроенные Нероном из живых людей. Сгорая в страшных мучениях, они осветили самую безобразную оргию Рима и в то же время распространили по миру свет учения Христа. Поэтому картину художник назвал «Факелы Нерона, или Светочи христианства».
Посетив катакомбы святого Каллиста, супруги Сенкевич возвращаются в Рим по Старой Аппиевой дороге. Писатель сидит с правой стороны экипажа. Неожиданно его задумчивый взор падает на небольшую белую церковь, отмеченную геральдическим щитом с изображением трех пчел – гербом аристократического семейства Барберини.
– Странно. Я ездил по Аппиевой дороге не раз, но прежде не замечал этой церкви. Марыся, ты не знаешь ее названия?
– И это у меня спрашивает пан великий писатель? Возможно, этот храм – единственный в мире с посвящением-вопросом: «Domine, quo vadis?» или «Камо грядеши?», что означает: «Куда идешь, Господи?» Кажется, Ориген первым записал эту историю из Священного Предания. Апостол Петр, спасаясь от преследования Нерона, уходил из Рима и на рассвете в этом самом месте увидел Спасителя, идущего к Вечному городу…
Радуясь возможности поучить чему-то знаменитого писателя, Мария продолжила свой рассказ, указывая на аккуратно выложенную дорожку в центре храма, символически изображающую Аппиеву дорогу. Но Сенкевич уже не слышал жены. Он задумчиво осматривал изображения, украшающие стены церкви слева и справа от него: на одном – бегущий из Рима святой Петр, напротив – являющийся ему Спаситель. Мощная волна вдохновения уносила писателя в Рим 67 года от Рождества Христова…
***
– Мир тебе, учитель! Я принес грозную весть с Палатина. Император узнал, что вы с Павлом из Тарса пережили гонения и находитесь в столице. Он приказал найти вас и бросить в Мамертинскую тюрьму. Сейчас отряды преторианцев обыскивают все дома в Заречье.
– Отче, пусть завтра на рассвете Назарий выведет тебя из города к Альбанской горе. Там мы тебя встретим и заберем в Анций, где нас ждет корабль, чтобы повезти в Неаполис и на Сицилию.
– Скройся, пастырь наш, ведь в Риме тебе не уцелеть. Сохрани живое слово истины, дабы не исчезла она вместе с нами и с тобою. Послушайся нас, просим тебя как отца!
Апостол качал головой, однако он не говорил, что не покинет Рима, и сам колебался, потому что уже давно в его душе поселилось сомнение, даже тревога. Паства рассеяна, дело погибло, Церковь, которая до пожара возросла могучим древом, обращена в прах властью Зверя. Не осталось ничего, кроме слез, воспоминаний, мук и смерти. Уже не раз рыбарь Господень воздевал в одиночестве руки к небу и вопрошал:
– Господи! Что мне делать? Как мне здесь остаться? И как мне, немощному старику, бороться с несметной ратью злого духа, которому Ты разрешил владеть и побеждать? Нет уже тех овец, которых Ты приказал мне пасти, нет Твоей Церкви, пустыня и скорбь в столице Твоей, так что ж Ты ныне прикажешь мне? Оставаться ли здесь или увести остатки стада, дабы где-нибудь за морями мы славили имя Твое тайно?
Комаров Н. Апостол Петр |
Часто ему мечталось, что вот покинет он Рим, верующие пойдут за ним, и он уведет их далеко-далеко, в тенистые рощи Галилеи, к тихим заливам Генисаретского озера. И все сильнее жаждало сердце рыбака тишины и отдыха, все больше тосковало по озеру и по Галилее, все чаще заливали слезы старческие глаза. А между тем небольшая горстка оставшихся христиан, стоя на коленях, умоляла апостола покинуть Рим. И Петр решился. Простирая руки над коленопреклоненными людьми, он произнес:
– Да будет прославлено имя Господне и да свершится воля Его!
На другой день в предрассветных сумерках два странника шли по Аппиевой дороге к равнине Кампании. Одним из них был Назарий, другим – апостол Петр, который покидал Рим и гонимых единоверцев. Дорога была пустынна. Над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.
– Назарий! Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам?
– Нет, отче, я ничего не вижу.
– Смотри, Назарий, к нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.
Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола.
– Учитель, что с тобою?
Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:
– Христос! Христос!
И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:
– Камо грядеши, Господи?
Назарий не услышал ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:
– Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие.
Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо:
– Камо грядеши, господин мой?
– В Рим.
***
Мария Володкович оставила мужа два года спустя. Роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» был переведен более чем на 50 языков мира и удостоен Нобелевской премии в 1905 году. А барельеф с профилем польского писателя стараниями благодарных читателей установлен в стене церкви «Quo vadis?» на старой Аппиевой дороге.
Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви
Святые апостолы Петр и Павел, молите Господа о нас грешных.
Слава силе Твоей, Господи!