Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний воскресный день, как и многие другие, посвящает Евангелие теме спасения человека.
Из Евангельского чтения мы узнаем сразу о двух лицах, которые были спасены: некая кровоточивая жена была спасена от болезни, двенадцатилетняя дочь начальника синагоги – от смерти.
Спасение – это всегда двустороннее действие. Это осознание человеком, плывущим по безбрежному морю, что сам он не доплывет до райской земли. И это – спасательный круг Божий, который может подтянуть человека к земле Обетованной, рука, протянутая Христом, которая дает человеку возможность вкусить от древа жизни. Как богословское понятие, спасение – это проявление любви Бога по отношению к людям через избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада.
Ключевые слова Евангелия о спасении следующие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).
Как видно, спасение требует от человека определенного направления воли. Спасается не всякий, но – кто верует и крестился. При этом и крещение – не просто обряд погружения в воду, но – «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). И вера – это не только причисление себя к определенной конфессии. Вера – это принятие религиозного мировоззрения как своего, это знание о Боге, упование на помощь свыше, это такой вектор жизни, который направляет свободу воли к самореализации в обществе себя как христианина или христианки.
Сам себя человек не может спасти, но «всё возможно Богу» (Мф. 19: 26). Поэтому апостол Павел в своей проповеди делает акцент на вере как средстве спасения: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8).
Воскресший Христос – это краеугольный камень нашей веры и нашего спасения, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).
Спасение начинается с проповеди о Христе, но при этом душа принимающего проповедь должна быть чиста (см.: Иак. 1: 21), чтобы семя, посеянное на почву сердца человека, проросло и дало плод.
Вера достигает совершенства через поступки в вере, без дел вера мертва (см.: Иак. 2: 20–22). Согласно апостольским Посланиям, не всякие поступки дают человеку удел вечной жизни. Спасительными делами, прежде всего, являются изучение Священного Писания, стремление познать истину (см.: 1 Тим. 2: 4; 4: 16; 2 Тим. 3: 15), молитва («всякий, кто призовет имя Господне, спасется» – Деян. 2: 21), покаяние (см.: 2 Кор. 7: 10), милость и страх Божий в сердце (см.: Иуд. 1: 22–23), надежда на Бога (см.: Рим. 8: 24; 1 Фес. 5: 8), свидетельство о своей вере своими устами (см.: Рим. 10: 9–10), стойкость в вере (см.: Евр. 10: 39), сострадание и утешение друг друга во Христе (см.: 2 Кор. 1: 6–7), распространение проповеди о Христе в мире (см.: Иак. 5: 20).
Как видно из этого перечня, не всякое дело приносит человеку спасение. Спасают те дела, которые совершены с верой или во имя Иисуса Христа.
Добрые дела, конечно, возможны и без веры во Христа; высокие образцы поступков милосердия и сострадания можно найти и у атеистов, у которых закон совести твердо написан на сердце. Но это не вводит их в Царство Божие. С другой стороны, «уверенность в существовании Бога» тех, кто прочитал всю Библию «от корки до корки», не дает им спасения, как и тем, кто чрезмерно гордится своей праведностью или живет аморально.
По апостолу Павлу, глубоко заблуждаются те, кто уповают на свою праведность (см.: Гал. 2: 16–20) или думают, что без Бога можно спастись. Невозможно вскарабкаться в райский сад незаметно от Бога, тайком перелезть через забор Эдемского сада, купить у ангелов билет суммой своих добрых дел. Только Христос может ввести в ограду Своего Небесного Царства, Он есть дверь (см.: Ин. 10: 9), и путь, и истина, и жизнь (см.: Ин. 14: 6). Нужно довериться Богу-Спасителю, вверить себя Ему, чтобы Он спас.
Вверить себя Богу, довериться – это нравственные, а не интеллектуальные категории. В книге «Православное учение о спасении» архимандрита (а впоследствии – патриарха) Сергия (Страгородского) делается особый акцент на нравственности. Высшее благо человека заключается в святости, которая достигается не рядом отдельных заслуг, а нравственным поведением, отказом от греховного способа жизни.
Следовательно, и спасать будет не степень начитанности в духовной литературе, а глубина покаяния, устремленности ко Христу. К блаженству приводят нищета духа, кротость, чистота сердца, жажда правды, миротворчество. К блаженству не ведут – показная праведность и лицемерие, даже если они вызваны уверенностью в глубоких знаниях о вещах Божественных.
Бог как будто специально «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1: 27). И апостолы были большей частью людьми неучеными, и первые лица, которым прямо Господь говорит о спасении, – людьми не книжными.
В Евангельской истории можно встретить всего несколько человек, которым Господь прямо сказал нечто об их личном спасении. Это – некая женщина, помазавшая Иисусу ноги миром (см.: Лк. 7: 50), прокаженный Самаритянин (см.: Лк. 17: 19), слепой из Иерихона (см.: Мк. 10: 52; Лк. 18: 42), начальник мытарей Закхей (см.: Лк. 19: 9). Таких примеров не более десяти. Большей частью это – люди с живой верой, им Христос сказал: «Вера твоя спасла тебя». Но у них нет правильных познаний о Боге, они верят «простонародно», даже с элементами некоего мистицизма.
Например, кровоточивая женщина из сегодняшнего Евангельского чтения, вероятней всего, верила во Святую Троицу не как в сложную богословскую категорию, она верила всего лишь в то, что одежда Иисуса может дать ей исцеление от болезни. Точно так же и у прокаженного, и у слепого вряд ли было правильное представление о загробных мытарствах и чинах ангельских. Они просто болели и просили у Иисуса здоровья. Но все они, как дети, верили в чудо Божие и доверяли тому, что Христос может чудеса совершить. Они подобны «малым сим», которые принимают Царство Божие как дитя (см.: Лк. 18: 17).
Такая наивная доверчивость Богу и сегодня спасает некнижных людей. Многие из нас знают, что в деревнях и в городе некоторые верят так, как сами это понимают. Кто-то читает акафисты от зубной боли, развешивает иконы по углам дома как обереги, кто-то носит на груди крест, и этим ограничивается его вера. Не будем таких людей осуждать. Может быть, они никогда не читали Евангелие, но их вера крепка и сильна надежда на Бога. Быть верующими для них, возможно, только поставить свечку в храме, но они «никого не убивали», и их сердце чисто, без пятен греховных пороков.
Пусть верят и праведники, и грешники, даже если их выражение веры спонтанно. Мы знаем, что грешный мытарь Закхей в порыве благодарности ко Христу готов был пол-имения отдать нищим (см.: Лк. 19: 8), а праведный начальник синагоги Иаир засомневался, что дочь его не умерла, но спит (см.: Лк. 8: 50–53). Иногда лучше твердость в простой вере, чем лабиринты многознаний.
Конечно, апостол Павел заповедовал «не быть умом детьми, по уму быть совершеннолетними» (1 Кор. 14: 20). Но давайте начнем возрастать в вере с малого, с того, что точно привело когда-то ко спасению. Давайте верить в простоте сердца Богу как простые люди, и только затем подкреплять нашу веру делами во Христе.
«Не бойся, только веруй» (Лк. 8: 50) – сказал Христос начальнику синагоги Иаиру. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16: 31) – сказал апостол Павел таким, как мы. Давайте в вере нашей доверимся Богу.
Аминь.
Литература:
1.
Сергий (Старогородский), архиепископ. Православное учение
о Спасении. 4-е изд. СПб., 1910.
2. Булгаков Сергий, протоиерей. Свет невечерний. М., 1917.
С. 334–349, 410–417.
3. Михаил (Мудьюгин), епископ. Спасение и оправдание (Опыт
краткого раскрытия православной субъективной сотериологии)
// Богословские труды. Сб. 7. М., 1971. С.
231–239.
4. Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л.,
1991. С. 11–21.
5. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Понимание Спасения
в православной традиции // Страницы: Журнал
Библейско-богословского института апостола Андрея. 1996. №
3. С. 17–37.
Только в дополнение, ибо автор прикрыл покрывалом свет "простонародием", но если прповедь юродство, то Слово Его - Истина, а притча - покрывало, кторое и снимается верным словом. «Вера спасла тебя» - это познание Бога, или, как говорится, Бог познал Свое, в том и вера утвержденная Истиной. Как и исцеленному слепому отвечает Христос на вопрос, а кто Он: «а ты знал Его и говоришь с Ним», т.е. ты знал Его и знаешь, а до познания верят простонародно или не отрицают, даже с элементами мистицизма – дух ищущий. По мере веры – Его дела, Его дела – опыт, опыт через дар, дар от жертвенника, тогда Божьи дела - выбор. В Божьих делах, знание – опыт, утверждаемый истиной, опыт- Мудрость, очищенная и утвержденная началом мудрости, начало мудрости- Страх Божий. Детская вера - да, простота хуже воровства, пока не знаем дверь Его. Нет верного слова, дела - обкрадывающие, и физически, и что самое печально и приискорбно - духовно, взамен одно сено, суть дела и помышления плотские - смерть, но суть дела и помыслы духовные - Жизнь, во Христе Иисусе Господе нашем. Благодать с Отцем Его и Единородным Сыном и Святым Духом со всеми нами. Аминь.
слава БОГУ что посылает нам просвещенных
мудрых батюшек как Апостолов святых.
Спаси Вас ГОСПОДЬ отец святой Ириней такая нужная проповедь
желаю чтобы как можно больше народа прочитала и с
вашей помощью вверила себя ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.