13 февраля на 104-м году жизни умер болгарский подвижник благочестия Добри Добрев, собиравший милостыню на улицах болгарской столицы и ставший самым крупным жертвователем кафедрального собора св. Александра Невского за всю его историю. Сегодня, накануне погребения старца, мы просим читателей помолиться об упокоении души дедушки Добри и предлагаем статью, написанную незадолго до его 100-летнего юбилея.
Болгарскому старцу Добри Добреву 14 июля 2014 года исполнится, Бог даст, 100 лет. Он известен всей Болгарии. Уже при жизни его называют святым. Он аскет, отшельник, бессребреник – и в то же время ктитор многих болгарских храмов и монастырей. Сбор пожертвований на восстановление храмов Божиих – вот его главное занятие в последние несколько десятков лет. Дарит он им огромные суммы, себе же не оставляет ни гроша.
Его можно увидеть на улицах болгарской столицы в любую погоду, ему не страшны ни мороз, ни ненастье, он не боится, что может остаться голодным, не огорчается, когда попадаются люди, безучастные к его богоугодному делу. Лицо его всегда излучает благость и кротость. Он готов поцеловать детскую ручку, опустившую монету в его кружку, готов беседовать о Боге с каждым прохожим, благодарит за подаяние.
Однако старец Добри – не попрошайка. Он не хочет, чтобы незнакомые люди спасали его в его телесных потребностях, он сам хочет спасти их души. Можно ли назвать попрошайкой человека, который не помнит о собственных нуждах и собирает деньги для высокой миссии, далекой от материальных благ?
Дарить храму – значит дарить грядущим поколениям, вкладывать в светлое, благочестивое будущее, в умножение человеколюбия. Так считает старец Добри и не ищет никакой благодарности и признания.
Он уважает людей и не держит в душе никакого зла. Он видит, что мир вокруг эгоистичен, но не отчаивается, а подает пример своими дарениями. Поэтому многие перед ним преклоняются.
Судьба бессребреника
В жизни старца Добри многое остается тайной. Добрый старец не желает быть известным и не хочет разглашать подробностей своего жития-бытия. Ему достаточно того, что его знают как добряка, собирающего деньги и жертвующего их болгарским храмам и монастырям. Он не считает, что его личная жизнь важнее, чем дела общественные.
Этот человек с широко открытым сердцем родился в 1914 году в селе Байлово, известном как малая родина другого великого болгарина – Елина Пелина[1]. Оно затерялось где-то в западных отрогах Ихтиманской Средней горы[2].
У деда Добри четверо детей, и двух из них он уже пережил. Сейчас одна из дочерей заботится о нем, хоть и живет в Софии. Он не скрывает огорчения, которое доставляют ему ложные слухи, будто бы он оставил детей без наследства и раздарил деньги, вырученные им от продажи семейной собственности. Потому и подробностями о семье он не делится.
О его прошлом известно, что на войне он стал туговат на ухо из-за упавшего рядом снаряда. Что его подтолкнуло к тому, чтобы стать Божиим странником, он не говорит. Сам Елин Пелин пишет: «Красиво мое село родное, красиво, да очень уж бедно». А дед Добри делает это место богатым духовно.
Сколько себя помнят жители села, дедушка Добри всё обходит храмы и монастыри по всей Болгарии, собирает пожертвования и помогает им. Односельчане, почти каждый Божий день видящие этого доброго самарянина, абсолютно уверены в том, что он отдает каждую стотинку, падающую в его кружку. Он ни разу ничего себе не оставил, убеждены они.
Скромный дом для большой души
Нынешний дом деда Добри расположен в нескольких шагах от дома-памятника его знаменитого односельчанина Елина Пелина. Ведь наш святой из Байлово уже давно стал настоящим аскетом и оставил удобства своего родного дома наследникам и родственникам. Сейчас он живет в маленькой бедной каморке во дворе сельской церкви в имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Хотя у него и есть кровать, но он предпочитает спать на полу: не хочет пользоваться никакими благами современной цивилизации. На столике в его скромной комнате – только ломоть хлеба да половинка помидора, но этого ему достаточно, чтобы прожить текущий день.
Зимним холодным и неприветливым утром его можно увидеть с засученными рукавами, в стареньком черном фартуке таскающим доски или ведра с водой через церковный двор. Возле храма свалены груды пиломатериалов и инструменты. Ремонт кровли закончен, но предстоят еще работы по восстановлению ветхого здания. Деньги на его обновление, естественно, пожертвованы добрым дедом. Несмотря на свои немалые года, он активно помогает в тяжелых трудах местному работнику.
Сельская церковь была воздвигнута мастером Ганчо Трифоновым в 1884 году и значится памятником культуры. Однако недавно байловский батюшка скончался, и теперь совершать богослужения время от времени приходит священник из соседних сел. Поэтому дед Добри сам утром отпирает церковь, а вечером запирает ее.
Пришелец из прошлого – или… будущего
В своей аутентичной одежде – лаптях и домотканом кафтане, с длинными белыми волосами и седой бородой старец многими воспринимается как пришелец из прошлого. Он скорее напоминает самого почитаемого подвижника Болгарской Церкви – преподобного Иоанна Рильского, чем современника нынешней безнравственности и коррупции. Он как будто шагнул сюда из стародавних времен, когда царили добрые нравы, а милосердие и вера имели под собой здоровые основания.
В то же время дед Добри – пришелец… из будущего в буквальном смысле этого слова, не устающий курсировать между родным селом и другими уголками, продолжая свое богоугодное дело поддержки Церкви и духовности.
Когда Добри Добрев был моложе, он частенько преодолевал пешком расстояние от Байлово до Софии, а это более 25 км. Но теперь он уже не может рассчитывать на свои старенькие ноги и пользуется автобусом. Поскольку его знают очень хорошо, то водители даже не берут с него денег за проезд. Часто в том, чтобы обеспечить себя дневным пропитанием, он полагается на щедрость прохожих. Летом, случается, можно увидеть деда Добри вкушающим подаренный ему сладкий спелый арбуз.
Священные миссии
В последние годы дедушка Добри чаще всего ходит в собор святого благоверного Александра Невского и церковь Седмочисленных святых[3] в Софии. Там он собирает деньги, необходимые для реставрации Байловской церкви святых Кирилла и Мефодия, – 10 тысяч левов. Он уже сделал пожертвования на обновление церквей в городе Калофере и селе Поибрене. В целом 25 тысяч левов передал старец на реставрацию Елешницкого монастыря и сельского храма в Горно Камарци.
Однако самым масштабным пожертвованием, способствовавшим популяризации дела святого старца из Байлово, бесспорно, стал его вклад в храм-памятник святого Александра Невского. Весьма значительную сумму в 35 тысяч левов для самого большого Божиего храма Болгарии добрый дед собирал годами.
И вот в мае 2009 года старец нашел секретаря церковного совета этого храма Стефана Калайджиева и открыл ему свое намерение сделать крупное пожертвование на храм. Как оказалось, деньги копейка за копейкой вносились близкой родственницей деда Добри на банковский счет в городе Нови Искыр. И потому они вдвоем с секретарем отправились в этот городок и стали обходить один за другим все банковские офисы в поисках того, в котором хранится это пожертвование. И после всего лишь одной подписи самый крупный в Болгарии храм получил самое крупное за всю свою историю пожертвование.
Как говорит Стефан Калайджиев, пожертвования прихожан в среднем за год составляют 2–2,5 тысячи левов. Собираются они в основном в дни праздников. На деньги, пожертвованные дедом Добри, был обновлен и заново вызолочен святой престол собора святого Александра Невского, куплены новые облачения и завесы, устранена протечка. В знак благодарности служащие в храме во главе с отцом Тихоном посетили скромное жилище аскета в Байлово и предложили ему помощь в покупке самой необходимой мебели. Однако святой из Байлово от всего отказался.
«Это человек, собирающий добродетели, он собирает плоды в жизнь вечную», – подытоживает секретарь церковного совета собора святого Александра Невского.
Названные выше пожертвования – лишь часть из тех, которые стали известны. Остальные же являются неотъемлемым достоянием и венцом славы того, кем они собирались.
За его дары деда Добри можно сравнить с другим известным, но нереальным старцем – Дедом Морозом. Только дедушка Добри не приносит детишкам кукол и машин, а дарит им свой пример, передает им свою надежду на преображение нас в более уважающих себя и духовно возвышенных людей.
А кто больше не верит в Деда Мороза, те могут поверить в деда Добри. А это значит – поверить в добро.
Davayte podrazhat Dedushke i pomogat Hramam i bednum!
Дай Бог этому человеку здравия и спасени
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
им свой пример, передает им свою надежду на
преображение нас в более уважающих себя и
духовно возвышенных людей".
Честно, мне сложно понять, что такое настоящее самоуважение. Ведь сейчас об этом мало говорят.
Уважать себя, значит не предаваться греху? Ведь привязанность к греху унижает человека, делает несвободным...
Он точно у Бога прославлен. Добрый дед Добри моли Бога о нас!
Дивен Бог во святых Своих!
Недавно дед Добри был изображен на стенописи.
http://i.imgur.com/b6zFH9E.jpg
сразу мне вспомнился мой дедушка Николай
такое же милое ласковое
лицо.....
всегда улыбка всегда доброе слово
всегда готовность защитить или помочь---читала до слез!!!!
а потом в конце читая ваши комменты становится понятно что
дядо Добри--- Божий угодник ясновидец святой
наш современник.
Возможно в каждой стране мира есть такие люди
уважаемые репортеры находите их пишите о них
просвещайте всех так и спасутся многие и многие
как батюшка наш, радость наша, отче Серафиме
примерно так говорил...... Спасись
сам и около тебя спасутся многие.
Господи помилуй.
Вот интересно в статье проскользнула аналогия с ДЕДОМ МОРОЗОМ. Мало кто знает, что его западный аналог САНТА КЛАУС есть никто иной как наш, Православный святой Николай Чудотворец. Каждый год в ночь на Рождество бедняки находили у своих дверей золотые яблоки, детские игрушки и сладости. Кто приносит подарки, оставалось загадкой. Лишь спустя многие годы горожане случайно узнали, что это епископ Миры святой Николай Чудотворец (Сейчас это город Демра в Турции). В Демре находится необычный памятник - церковь святого Николая-Чудотворца. Церковь св. Николая, в которой, по преданию, он читал свои проповеди, - не только христианская, но и мусульманская святыня. Турки называют св. Николая "Ноэль Баба" (Рождественский отец).
Слава Богу!
Так легко на душе стало!
Пожалуйста, по чаще пишите о таких людях.
И материал хорошо написан.
Слава Богу за все!
Хорошо помню его слова, отправленные вдогонку: «Да хранит тебя святой Иоанн Креститель!». Моя небесная покровительница – праведная Иоанна мироносица, но в Болгарии все Иваны, Иванки, Йоаны празднуют именины на Иванов день – Собор Иоанна Предтечи. Так что Дядо Добри с именем не ошибся – именем в Святом Крещении, мое паспортное звучит по-иному.
И это тоже известно жителям Софии – что Дядо Добри точно называет имена незнакомых ему людей.
Спаси, Господи, и доброго здравия этому великому человеку.
Нина
Слава Богу, что есть такие люди!
Пишите чаще о таких исключительных людях.