Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Пройдя первую неделю Великого поста, в субботу мы празднуем память мученика, одного из сонма воинов Христовых, пострадавших за имя Господне и пронесших до конца веру в своем сердце, проливших кровь мученическую и утвердивших веру Христову. Сегодня особым образом Церковью чтится память мученика воина Феодора Тирона; эта суббота даже носит название «Тиронова». Воспоминание установлено в честь одного события, произошедшего во время правления римского императора Юлиана Отступника, который пришел к власти уже после благочестивых правителей, узаконивших в империи христианство и признавших его как полноправную религию, веру. Он отступил от Христа и стал вновь воздвигать гонение на христиан, но уже не такое открытое, а более лукавое. Зная, что христиане особым образом молятся и постятся, подвизаются в первую неделю поста, готовясь к принятию Тела и Крови Христовых, он заставил правителя одного города сделать следующую вещь: забрать всю пищу с городских рынков и заменить ее пищей, оскверненной кровью животных, принесенных в жертву идолам, чтобы христиане, не зная этого, невольно осквернились этой кровью, этой нечистой идольской жертвой. Но епископу этого города явился мученик Феодор Тирон и предупредил его, чтобы христиане, верные чада Божии, не покупали пищу на рынках. Император и правитель города, видя, что обман открылся, не смогли привести свой злой умысел в исполнение.
Тирон мученик так же предложил епископу, чтобы христиане ели коливо — вареную пшеницу, зерно — поэтому такая традиция и утвердилась в нашей Церкви как воспоминание этого события. Великомученик Феодор прославился тем, что имел необыкновенную христианскую ревность и особую ненависть к идолам и идольскому служению. Будучи воином, служа в императорском войске, он как христианин отказался поклоняться идолам. Воин вошел в идольский храм и разорил его: поверг жертвенник и все идольские «святыни». За это был посажен в темницу, мучим и в конце концов умерщвлен.
Пища и питие имеют большое значение в жизни человека. Не столько физические пища и питие, сколько духовные. Диавол, пытаясь осквернить христиан, заставить их служить себе, действует очень коварно и лукаво. Часто он действует через пищу, через информацию пытается нам подсунуть оскверненную кровь идолослужения, отравляет всё вокруг нас. Мы, часто не видя этого, не понимая, приобщаемся к идольским богам — к наживе, властолюбию, тщеславию, блуду. Всё это как будто пронизывает всю нашу жизнь, жизнь наших родных и близких. И мы сами страдаем от этого осквернения и от этой лжи, яда, постоянно вторгающегося в нашу жизнь и в нашу душу.
Поэтому Святая Церковь особым образом готовила нас и дала эти благодатные дни Великого поста для очищения нашей души в трезвении, молитве, воздержании, чтобы благодать Божия особым образом начала действовать в наших сердцах, и мы прозрели и увидели и истинную духовную пищу, и скверную, ведущую нас к погибели, диавольскую отраву греха. Смогли их различать.
Многие люди сейчас приходят в эти дни в церковь под действием Божественной благодати, это особенно заметно священникам на исповеди. Очень много приходит людей, которые не нашли другого времени и сил оказаться в храме. И видно, как Господь посещает сейчас их сердца особым образом. Они приходят и ищут исцеления.
Сегодня в Евангелии мы это видели дважды. Сначала вокруг Христа толпились люди, теснили Его, все хотели исцеления (см. Лк. 6, 19) и другой случай, когда Он сам исцеляет человека, имевшего сухую руку (см. Лк. 6, 6).
Мы часто ропщем в храме, что очень много народу и от этого нам тесно и тяжело. Большим утешением нам будет воспоминание о том, как вокруг Христа толпились люди, и в этом тоже особое благословение для нас.
Так вот люди приходят и ищут исцеления. Но они, интуитивно чувствуя, где оно, спасение, где решение даже их простых жизненных проблем, еще не понимают, еще не осознают своей жизнью значение истинной пищи и пития для бытия человека.
Божественная благодать — вот истинная пища и питие. Если мы лишаем себя ее, то всё остальное, что мы приобретем в этом мире, не будет иметь никакого смысла, только будет отводить нас всё дальше и дальше от спасения, от Христа, от общения с Богом, от Царствия Небесного.
Божественная благодать всё исцеляет, исправляет, всё питает и, оживотворяет —наполняет смыслом всё в нашей жизни. Сознание этого вновь и вновь приходит именно в великопостные дни даже к тем христианам, кто, казалось бы, многие годы пребывает в Церкви. Для этого нам и дан пост. Не для отслеживания того, что мы едим, пьем, а именно для того, чтобы возвыситься, вознестись, стать еще сильнее, ближе к Христу, приобщаясь Божественной благодати.
Вот такой замечательный день, праздник победы над идолами, мы вместе с великомучеником Тироном сегодня празднуем. И у каждого из нас своя маленькая победа. Но главное, помнить сегодня о том, что это только начало борьбы, начало пути, и чтобы потом, как часто бывает, после первой недели Великого поста, не последовало падение, поражение. Мы не должны слишком сильно упиваться этой победой и слепо почивать на лаврах, а как воины Христовы, должны беречь благодать в своем сердце, сохранять ее, нести в этот мир и зорко следить за тем, чтобы диавол не смог приблизиться и осквернить наши души.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность