Выгорание

    

Упавшего, опустившегося человека можно и нужно жалеть и миловать. Вместе с тем крайне опасно внушать павшему и опустившемуся человеку, что мы всем миром обязаны его миловать, а он имеет полное право требовать любви к себе и уважения. Так мы, чего доброго, на выходе получим какой-то собирательный персонаж из произведений Достоевского. Это будет нищий с апломбом или калека с претензией. Это будет грешник, не желающий каяться, но вооружившийся христианской риторикой. Если хотите – Мармеладов, который гордо скажет: «Да, господа, я падший. И вы не лучше, просто вы одеты чище. Да-с. Однако извольте меня любить таким, каков я есть, да поискренней любите и посострадательней. И права никакого нет у вас не любить меня, ибо я существо, глубоко страдающее». И прочее, и прочее. Нет. Жить и думать надо иначе. Упал – вставай. Болит – терпи. И не называй грех нормой, а болезнь – необходимостью. Милость – она есть именно милость, то есть незаслуженная любовь, а не официально заслуженная пенсия. Это я говорю в тему о падших, кающихся, уставших и этих… как их? Выгоревших.

В том, что человек устает, нет никакого сомнения. В том, что человек может упасть, да так, что и не поднимется, тоже сомнений нет. Но в том, что мы должны мягко сдвинуть сознание в сторону падения как неизбежности, я совсем не уверен. Придумали слово «выгорание» и согнали в эту категорию всех подряд. Кто-то трижды женился, кто-то зело осквернился, кто-то просто устал служить и решил переквалифицироваться, как Остап, в управдомы, а мы всю эту разношерстную армию дезертиров пометили добрым словом «выгоревшие» и дружно их жалеем. Что-то здесь не так. Во времена оные некоторые фронтовики протягивали руку к прохожим со словами: «Я в танке горел. Дай рубль на водку!» Не приведи Бог увидать расстриг, гордящихся своим «выгоранием на производстве». Мол: «Я Богу служил и перенапрягся. Теперь за скобки выпал, но вы уважать меня обязаны, ибо я жертва». А жертвы ведь разные. Вот попутал монашку бес, и она замуж вышла. А теперь живет в вечном страхе и с мыслью, что она Богу на Суде скажет? Или свалил с ног хитрый сатана какого-нибудь доброго игумена и подбил его влюбиться и детей наплодить. Но теперь тот тихо и со стыдом живет, и только Бог знает, какие молитвы из его сердца временами рвутся. Это одно. Здесь есть место и страху, и жалости. Но если такая же монашка, такой же игумен скажут, подбоченясь: «Ну и что? Выгорели мы. Понятно? Нас жалеть надо», – а мы скажем: «Да-да. Мы вас жалеем. Бедненькие вы», – то это какая-то ложь и подмена смыслов, которую я понимать отказываюсь.

Упал – вставай. Болит – терпи. И не называй грех нормой, а болезнь – необходимостью.

Во-первых, не надо никуда спешить. Ни с постригами, ни с хиротониями. Пусть лучше женатый мечтает о монашестве, нежели монах – о женитьбе. А то хотел, положим, ребенок в монахи (уж больно поют красиво и одежды черные на ходу так мистически развеваются). Его взяли и постригли с поспешностью. Потом он иеродиаконом стал, потом – иеромонахом, потом игуменом. Всё быстро – за пару лет. Уже мечтать осталось только что об епископстве, а ему всего-то лет 25 от роду. И вдруг скучно стало молодому человеку, а потом сильно захотелось ему жениться. Вот тебе один из сценариев выгорания. Службы надоели, романтика улетучилась, естество о своих правах заявило. А ведь парнишку просто не стоило постригать и посвящать раньше возраста канонической зрелости и без искуса. Вот и всё. И таких сценариев много. Всюду на изнанке «выгорания» вы найдете поспешность, сырость, неосновательность стремлений, мечтательность. Со временем мечты рассеиваются, просыпаются страсти, нападает враг, и неосновательный человек, стоящий на песке, а не на камне, оказывается неготовым нести крест. Он думал, что в солдаты идут, чтоб на параде в красивой форме маршировать, а его на войну отправили. Вот он и сбежал с фронта под предлогом «выгорания». Осудим его? Нет, воздержимся по заповеди. Но скажем ли, что это норма? Ни в коем случае. Не норма это, а грех, требующий покаяния, а не извинения.

Всех людей жалко, потому что у каждого в груди не видная глазу дымящаяся рана. Но сентиментальные слюнки по теме выгорания пора вытирать. Евангелие говорит: положил руку на плуг – вспять не оборачивайся. Еще говорит: поминайте жену Лотову. Да и мудрость народная говорит: семь раз отмерь – один отрежь. Думай крепко прежде принятия решения, а когда решение принял – сомнения прочь. Время служения, а не сомнения настало. Основатель ВДВ генерал армии Маргелов (дядя Вася, как называет его десантура) так сказал: «Сбит с ног – сражайся на коленях. Идти не можешь – лежа наступай». Неужели Церковь не достойна ждать от своих служителей такой же стойкости, верности и храбрости? Скажите десантнику, что есть «выгорание» и можно по этой причине оружие бросить. Сами знаете, что он вам ответит. Так чего же мы должны духовное оружие бросать? Ладно бросать – оправдывать скопом всех тех, кто оружие бросил? И из-за чего бросил? Бабские прелести, зеленые доллары, ночные фантазии и физическая усталость. Кажется, список полный.

Про выгорание в слове Божием притча есть. Притча о десяти девах. У тех пяти, что остались без елея, елей в лампадах выгорел. У мудрых тоже выгорел (ибо что еще делать елею в лампаде, как не выгорать?). Но у мудрых был запас, и они, подлив масла, пополнили светильники. У глупых же запаса не было. Следовательно (вонмем!): выгорание елея происходит у всех без исключения. Все рискуют потерять огонь в светильнике веры – так елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что подливать нужно регулярно масло в светильник, и накапливать запас, и держать его при себе. Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня – во дни изобилия веры. Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас. Некто из отцов сказал: «Умножай молитвы, когда ты помнишь Господа, чтобы, когда ты забудешь Его, Он вспомнил тебя». Мы живем сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера мы не сделали ничего ради Христа, то сегодня чувствуем себя оскудевшими, а назавтра – выгоревшими. И кто не озаботился заранее о том, чтобы разбогатеть плодами Духа, тот будет наблюдать, как догорают последние капли его веры. Потом лампада закоптит, вспыхнет и угаснет. А человек отвернется от ворот Иерусалима и понуро пойдет в Иерихон. Так исполняется слово: имеющему дано будет, а у не имеющего забрано будет то, что он думает иметь.

Нет ни злорадства, ни осуждения по отношению к тем, кто пал. Есть только страх и жалость. Но есть усиливающееся неприятие от болтовни про выгорание. Есть чувство, что не от любви эта болтовня, а от лукавства. Приобретайте запас масла, возлюбленные, и пусть горит елей, но пусть не гаснут лампады у мудрых дев.

Протоиерей Андрей Ткачев

3 декабря 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия 2 сентября 2017, 02:50
Полностью согласна с автором. Те, кто не согласен, просто не правильно поняли, перечитайте ещё раз, внимательно.
Елена Карандашева 8 декабря 2015, 11:32
Прочитала статью с большим вниманием и интересом. И мне видится, что она относится не только к церковным людям. Я обычный человек, но мне понятна та тема, которую описывает автор. И мне надо сегодня подниматься самой и отпустить "выгоревшего" в мир-пусть живет как считает нужным. В одном из кинофильмов прозвучала фраза :"Если ты пожалеешь того, кто тебя однажды предал, то будь готов-он может предать тебя снова." Возможно в моих мыслях каламбур, но то ,что жалость развращает человека-это точно. И относится это к любому из нас.И это вовсе не означает, что надо протягивать руку помощи человеку, попавшему в беду. Просто надо не решать за него его проблемы, а перенаправить его мысли и действия в нужном направлении. но это сложно. Чтобы реально помочь другому человеку, надо быть сильнее, мудрее его..
Татьяна11 февраля 2015, 19:32
да.
А еще такой образ рисуется - "борьба за подсвечник", или даже за место на подсвечнике. Это когда один свечку ставит, а его свечу выдергивают и туда свою. .. и, вроде, не выгорела свечка-то.., а ощущение примерно похожее на выгорание.

И еще, иду тут (после длительного перерыва в участии в богослужениях!) в это воскресенье вечером со службы, а на ногах недавно купленные сапоги, решила нарядиться-обновить. :) Иду - еле наступаю, так ногам больно. Вою просто, как мне плохо. Говорю - Господи, как же больно! Зачем?! ... И вдруг до меня доходит - к чему мне эта мука)).. и уже смеюсь над собой почти в голос, и тогда говорю - правда, Господи, вот я идти не могу, как больно мне, а ведь иду. Потому, что домой надо - никуда не денешься. А вот если бы на службу идти и так бы болело, так, небось бы, не пошла.
.. а раньше шла...

Спаси Вас Бог, отец Андрей, за вразумление!
Михаил13 января 2015, 00:58
Павлу:
Павел, а как же без воли? Нужно же что-то делать. Вот если у тебя искушение, если молитва не идёт или усталость, или баба, что делать? Вот в это время, что ещё кроме воли в наших руках? Божия Милость не в наших руках. Она у Бога. А воля у нас. Вот о.Александр призывает дергаться и сопротивляться сатане до последнего, правильно пишет, тут и воля тоже нужна.
Вот я тоже думаю, ещё пара лет и начнется у нас резня, игл всякий и прочее, или вот атеисты-феминисты... Что делать будем? На Украине уже началось.
А у нас уже сейчас пропадает желание молиться и подвизаться добрым подвигом.
Кроме того, у каждого свой личный Донбасс.
Просто страшно. А эти раньше драки сбежали, с одной стороны бедолаги, а с другой - не дай Господи мне такого искушения.
Роман Береговой11 января 2015, 15:53
архиепископ Горловский Митрофан: "Я как архиерей не могу заставить священника сделать тот или иной выбор. Если он бросил приход, взял семью и уехал куда-то – это его дело, но принять такой поступок я не смогу. В моих глазах этот поступок неправильный, нет таких вещей, которые могли бы этот поступок оправдывать."

Надежда 2 января 2015, 15:53
У меня надрыв случился после института-правильная девочка дкмала всё смогу, просто буду выкладываться изо всех сил. И однажды ночью в чужом городе, в чужой квартире упала на колени:-Господи! Сделай что-нибудь с моей жизнью-Ты же видишь у меня ничего не получается!
Я не знала многих молитв и не уверена, что там была икона, но жизнь моя перевернулась удивительно и с такой скоростью, что это может только Господь! Так что поменьше надежды на себя-всё в руке Господней. А усталость бывает от разного, я в церкви каялась за свой характер, а мне батюшка ненавязчиво про больницу говорил-с доктором посоветуйся. Я не поняла-думала что страсти врачи не лечат, но видимо господь видел искренность и соседка (неверующая) сказала:- Я витамины колола группы "В"-спокойна стала как удав и энергии море! Я молюсь за неё теперь-это тоже важно - и кушать, и спать, и лечиться, если болен. А что сверх сил -то не от Бога, часто следствие гордости, самомнения. Крест даётся по силам.
Наташа Савина(Понамарёва)20 декабря 2014, 11:55
Здраво!
Павел18 декабря 2014, 14:42
Вынужден дать сам себе опровержение и на том закончить свое участие в дискуссии. Мой духовник может служить, вопреки упомянутой мной его болезни, "выгоревшим" пастырем он не является. Упоминание мной его имени явилось нарушением этических принципов, за что приношу извинения.
Dionisiy16 декабря 2014, 14:28
Очень важная статья. Прочитал и все комментарии, понимаю тема волнует многих. У самого масса мыслей, но не знаю как получше сказать. Люди выгорают на работе, дома в семье, а потом и в церкви. На мой взгляд тут вот какая штука, я думаю это все в завышенных ожиданиях от собственных усилий. Например работаешь-пашешь, учишься, а не продвигаешься ни в зарплате ни в должности. В семье-все в семью, миришься, терпишь, смиряешься,воспитываешь, а жена изменила и сын балбес, в церкви-молишься постишься, в храме бываешь, в меру сил исполняешь написанное, а ответа и помощи нет (не замечаешь по слепоте душевной) и ничего не меняется (зримым и ощутимым образом). Наступает день и ты разом все это видишь-что все построенное твоими руками неказисто и рассыпается и совсем не то, что строил и тут уж никакими цитатами из Писания не помочь, а самое главное не понять то ли это наказание, то ли ты недостаточно чего делаешь/не то/не так и надо поднапрячься, а может просто положиться и не роптать. И даже не остается сил, чтобы попросить сил преодолеть/принять это прозрение...прозрение нищеты духовной.
Дмитрий15 декабря 2014, 10:12
Альфрид Лэнгле, с Вами не согласен))) Но безусловно без Господа ни чего не делается в этом мире, с Ним и "выгорание" не страшно
Марина14 декабря 2014, 19:08
Сравнение с елеем веры прекрасно, но оно не имеет к диагнозу психологического выгорания никакого отношения. Вера не выгорает. Именно, благодаря вере и "запасу масла" то самое клиническое выгорание исцеляется. А не потаканием страстям и т.п. Итог психологического выгорания - овощеподобное состояние человека, когда он не то, что во все тяжкие пуститься не в состоянии, но и к обычному уходу за собой не гож. И за благими намерениями - не дать расслабиться ближнему не пропустить бы грань, за которой ваш ближний перестанет вас узнавать. Не перепутайте "выгорание" с выгоранием. Что бы вовремя прийти на помощь.
Александр 13 декабря 2014, 16:49
Статья искренняя, но по сути, неверная в своих определениях. Никто сейчас никого не жалеет. Не стоит воспринимать так всерьёз театрализованные воздыхания церковных кумушек по поводу очередного бедного расстриги. Кумушки повздыхают и через минуту забудут, зашипят на очередного "блудника", по недостоинству попавшего в их поле зрения (не туда пошёл и не там встал). Жалеть батюшек, особливо расстриженных, у нас ведь по приходам, есть хороший тон и общепринятый непререкаемый спектакль. Другое дело, отче, много ли Вы лично знаете случаев, когда за священника, несправедливо гонимого, вступались горой прихожане? Здесь и ключик к отгадке сей "жалости". Грош ей цена. Но, повторюсь, статья искренняя, просто предлагаю смотреть чуть глубже на проблему. Спаси Бог).
Надежда10 декабря 2014, 09:09
Николай, полностью с вами согласна. Хотелось бы добавить, что как православные христиане мы НЕ ИМЕЕМ ПРАВА никого судить.
Николай 9 декабря 2014, 20:28
Пока в нашей жизни все идет нормально, мы с легкостью судим других людей и не замечаем их проблем и несчастий. А мне вот очень жалко "выгоревших" людей. Хочу, чтоб они отдохнули от своих бед, болезней, проблем и поскорее от них избавились. Еще хочу, чтоб у людей было побольше елея любви, милосердия и сострадания.
Павел 7 декабря 2014, 19:08
Так уж и быть, раз мне отвечают, оставлю еще один комментарий. Сказано, что поклоняться Богу должно "в Духе и истине". Молитва может быть движима светлым разумом, а может - силой воли. Когда имеет место последнее (а именно призыв к этому я вижу в статье о.Андрея), богообщение всё равно имеет место, но выгорание происходит рано или поздно само собой, как и во всяком деле, движимом только силой воли. "Горе мне, ибо я человек из плоти и крови, и я видел Господа Бога Саваофа"... Плотское это - сила воли. Мне больно смотреть, как мой духовник в 66 лет "посадил" свое здоровье настолько, что не может самостоятельно служить, у него весь стол таблетками завален. Рано! Скажете - герой, сколько сил отдал на служение Богу? Так-то оно так, согласен, что герой. Только у него нет смены. Ни одного человека в его окружении с его редчайшими пастырскими качествами, ни одного строгого, но справедливого человека, от обличений которого вся душа жжётся огнем. Да и их-то всё меньше и меньше... Второй наш священник при всех его великолепных душевных и духовных качествах человек мягкий... Так что помолитесь о моем духовнике прот.Василии, и также о прот.Сергии.
А выгорание имеет своей причиной злоупотребление силой воли не только в священнослужении, но и во всех областях человеческой деятельности. Примеров пруд пруди, приводить не буду.
Елена 7 декабря 2014, 10:15
Спасибо, батюшка, за статью! Так своевременно для меня, просто мозги на место встают, а ведь случайно увидела ссылку на статью в интернете. Спасибо за точные формулировки и аналогии!
Елена М 7 декабря 2014, 00:42
Я смотрю каждый по-своему понимает прочитанное. Я вот как-то больше склонна к мысли о том, что речь здесь о выгорании не столько от греха, сколько по другим причинам, как у тех дев, что не запаслись маслом в достаточном количестве. Ведь они-то вроде бы всё делали как следует и Господа ожидали и заповедям следовали, но оказались недостаточно разумными, не учли того, что ожидать-то может придется дольше, чем они рассчитывали и не позаботились о запасе масла. Так вот и мы в жизни часто бывает совершаем неразумные поступки, т.е. прежде, чем принимать решение, нужно взвесить все "за" и "против", рассчитать свои силы и подумать о том, где их сможешь черпать в дальнейшем, если эти силы, в какой-то момент, иссякнут.Крепкая вера - это и есть источник сил. Сомнения, как правило, выбивают почву из под ног.
Елена 7 декабря 2014, 00:33
По моему автор очень четко дал определение греховным страстям: Бабские прелести, зеленые доллары, ночные фантазии и физическая усталость. Для меня это статья не осуждающая, а призывающая и она прям для меня. Сейчас нахожусь именно в состоянии выгорания. Раньше как было? Все посты, среда-пятница, каждое воскресенье в Храме, с коляской и в любую погоду. Жила по принципу "Без Бога не до порога". А сейчас что? Правило, посты - кое как, в Храм ленюсь, книг духовных не читаю. Даже муж, воцерковлявшийся с моей помощью , меня спросил, что же со мной стало? А я выгорела... Жизнь устаканена, дети, быт, заботы, суета, обслуживание интересов всех членов семьи. И Бесконечная усталость. И считаю себя этим оправданной. А где Бог, на каком Он месте? Вроде такая же, о Боге люблю поговорить, на путь наставить, но злая стала. Свято место, как говорится, пусто не бывает... Спасибо.
Наталия 6 декабря 2014, 01:13
В статье написано о каком-то греховном состоянии или о нескольких греховных состояниях, которые стали результатом деятельности страстей. Но почему-то не приведены названия ни этих грехов, ни страстей. Вместо этого использован психологический термин "выгорание". Синдром выгорания развивается если человек не может справиться с психологической нагрузкой, связанной с профессиональной деятельностью.
Подготовка специалистов ряда профессий предусматривает знакомство с психологическими приемами предупреждения эмоционального выгорания. Что же касается объяснения выгорания с духовной точки зрения, можно иногда встретить следующую мысль: когда после какого либо дела, или общения с человеком чувствуешь себя как выжатый лимон, это происходит от скрытой гордости.
Если можно, хотелось бы почитать по этой теме что то более понятное.

Сергей 5 декабря 2014, 23:21
Я думаю, что спасся я только благодаря вере. С помощью святых отцов рецепт был найден. Начальник тоже несколько поменялся, отступил в конце концов ср своими кознями, но, он явно психически нездоров.
По моему убеждению, причины этого выгорания лежат в том, что здесь на Западе свое дело делают корпорации со своими внутренними бездушными законами, которые заставляют человека делать бессмысленную работу, у людей нету настоящих друзей (кроме семьи), не перед кем выговориться, выплеснуть накипевшее.
Работа она ведь всегда была трудной, но раньше такого не наблюдалось.
Ну а про церковь вообще молчу - редко кто туда ходит, а уж и в православную - единицы.
И идут все к психологам, да только толку от них тоже мало.
Я думаю, к этому явлению надо отнестись осторожно, никто от этого не застрахован, корпорации наступают и в России.
Сергей 5 декабря 2014, 23:21
Все в новинку было, посмеялся только про себя. Думаю, вот слабак. Да зря. В России я тоже пахал, и коллеги мои пахали, бывало по 7 дней, а работа интеллектуальная, инженером. Следовательно напряжение на мозг повышенное. Но только никто ни о каком выгорании не слышал среди нас.
Месяцев через 6 я понял, почему у этого паренька было выгорание. Это был вчерашний студент, полный энтузиазма. Работал с полной отдачей. Но корпорации его работа было не нужна, и его просто игнорировали. Как так, спросите? А я не знаю, ну такая система тут. Корпорация - огромная машина, все люди - шестеренки. Если ты попал не в то место, да взял на себя повышенную нагрузку - ты прямой кандидат в в ряды выгоревших. А машина работает и не подавится, только сломанные шестеренки летят. Короче оскал капитализма. В общем я через полтора года не выдержал, и тоже ушел.
Потом я сменил работу, опять же в европейской стране. Пришел на работу первый раз, спрашиваю, где начальник? А говорят, от выгорания лечится, полгода уже на больничном. Ну, думаю, дела. Тенденция нехорошая.
Когда начальник вышел на работу, психологическое давление, оказываемое им на меня было настолько сильно, что у меня, никогда не знавшего, что такое давление, оно стало зашкаливать. Я уже думал, что скоро произойдет какой-нибудь инсульт. А отступать было некуда - позади - семья. Ну или, скажем, непросто.
Сергей 5 декабря 2014, 23:20
Насколько я знаю, выгорание, это когда человек пашет как одержимый, а потом вдруг понимает, что он полностью потерял интерес ко всему, не может больше ни на чем сконцентрироваться и т.п.
Я столкнулся с выгоранием в Европе. Приехал сюда на работу, а мне говорят, а вот, тут до тебя француз на этом месте работал и у него выгорание произошло. А я в России о таком и не слыхал. Я спросил, а как это? Ну говорят, работал как одержимый, а потом вдруг в одно утро пришел с блуждающим взглядом на работу, а после чего загремел в психическую клинику, пролечился полгода, уволился и уехал.
Елена С 5 декабря 2014, 18:27
Согласна с Александрой. Видимо, она профессиональный психолог. В психологии выгорание- следствие хронической усталости, острого и хронического стресса. Я не очень поняла в статье термин "выгорание". Мне кажется, приведенные примеры не имеют ничего общего с синдромом выгорания.
Nadin 5 декабря 2014, 14:58


"Милость Божия безмерна, но мы мерны и можем дойти до того, что перестанем каяться и сокрушаться от частых падений, а без этого не будет в нас сосуда для принятия милости."(Свт. Феофан Затворник)

"В том, что человек устает, нет никакого сомнения. В том, что человек может упасть, да так, что и не поднимется, тоже сомнений нет. Но в том, что мы должны мягко сдвинуть сознание в сторону падения как неизбежности, я совсем не уверен."

В этом абзаце услышала главную тему статьи, за которую большое СПАСИБО.
Руслан 5 декабря 2014, 08:52
Батюшка пишет о том, что не надо потакать чужим грехам. Под какой бы добродетельной маской они ни скрывались. Зло всегда должно называться злом, не должно быть двойной морали. Это все понятно.
Но мне кажется надо немножко разобраться в терминологии. Выгорание это чисто психологический термин. Это когда под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды, под их воздействием, в психике человека начинают происходить негативные явления, которые могут привести к нервному срыву например.В спорте (в частности в боксе), когда боксер из-за своих переживаний, даже будучи лучше подготовленным чем соперник, проигрывает бой по чисто психологическим мотивам. Когда человек воспринимается как винтик, служащий для выполнения своих функций. Перестал нормально функционировать - выкидывают и заменяют.
Чаще всего применяется к трудовой деятельности. То есть, акулы бизнеса выжимают из работника все соки в прямом и переносном смысле. И наступает момент, когда требования, ими предъявляемые, становятся больше чем возможности данного конкретного человека. Тогда остается вариант - уходить. Уйти самому (это мягкий вариант), или уйти по просьбе работодателя (более жестко).
Проблема здесь в том, что современное общество давно уже не хочет жить по христианским законам, хотя несомненно именно они заложены в его основание. Какими терминами грех не прикрывай, но он всегда так грехом и останется.
Надежда 4 декабря 2014, 18:49
Спасибо большое за статью. Очень нужная и своевременная. Спаси Вас Господи!
Елена Киев 4 декабря 2014, 16:51
"Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками;
впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе."
(1Кор.5:9-11)
Очень строго и трудно выполнимо.

Максим, а Вы поступили правильно, может и задумается человек о своей жизни, удивившись не нравоучениям,что в его жизни достаточно, а поступку.


А Протоиерей Андрей Ткачев , как всегда, в самую точку.
Валерий Владимирович 4 декабря 2014, 14:30
Борису Алексеевичу Разумову : Батюшка точен в каждом слове : прелести-они у баб или девок,но не у дев (см.следующий абзац).
татьяна 4 декабря 2014, 13:45
Спасибо за статью! Очень сильная!!!
Ксения 4 декабря 2014, 12:25
"Выгорание" это, наверное, когда тебя сжигают страсти. Сжигают изнутри. Нужно каяться, молиться, причащаться и пожар, с помощью Божьей, утихнет.
Ирина 4 декабря 2014, 11:39
Люди! Читайте внимательно! Батюшка пишет о том, что выгорание - это последствие греха, а не норма духовной жизни. И врачуется, соответственно, покаянием прежде всего, а потом уже все остальное! А если человек будет думать, что это норма - временное состояние, поболит и пройдет - то этот грех утянет его дальше в пучину, так же как запущенная болезнь усложняет лечение! Не надо себя жалеть, холить и лелеять свои немощи! Не надо раскисать! Не можешь идти, ползи! Не можешь ползти, лежи, но в направлении Царствия Божия! Спасибо о. Андрею! И не думаю, что он хотел кого-то осудить! А меня простите!
Оксана 4 декабря 2014, 08:03
Большое спасибо ! Очень хорошая статья!
Владимир К 4 декабря 2014, 07:31
Спасибо, отец Андрей за статью. "Пусть лучше женатый мечтает о монашестве, нежели монах – о женитьбе."
Можно добавить, что на сегодняшний день лучше пусть монах уходит из монастыря, чем не должным образом подвизается.
И еще, выгорание выгоранию рознь. Через состояние "омрачения" проходит в своей жизни каждый человек.
СА 4 декабря 2014, 02:37
А у нас во дворе был дворник. Жил в полуподвальной каморке, т.к. жить ему было негде. Молчаливый, кроткий, приветливый. Всегда был готов помочь: машину припарковать, вещи перетащить. Денег никогда не просил. Пил. Было видно, что болел, хромал. Получал от сторожа (своего начальника), бывал бит им за непослушание. Никто из жильцов не знал, как его зовут. Он никогда не пытался заговорить с кем-либо из нас, видимо стесняясь своего положения.
Как-то летом он появился в провокационной майке с надписью "заработай-пропей". Жильцы хихикали над пожилым дворником в таком молодежном "прикиде".
У меня появилась мысль принести ему чистое постельное белье, но за суетой, я постоянно забывал о своем намерении. А потом он исчез. Сторож сказал, что умер, равнодушно, как будто умерла собака.
Я так и не принес ему белье. Никто так и не узнал, почему он стал бездомным, что с ним случилось, и где его семья. А после его смерти в полуподвальной каморке, где он жил, вдруг случился пожар.
Наверное он тоже был "выгоревшим" или так и не сумевшим подняться. Но мне почему-то кажется, что после своих страданий в последние годы жизни, он нашел свой покой и простил нас всех, "благочестивых". А пожар в его коморке - напоминание всем жильцам нашего дома о чем-то и предупреждение.
А я, каждый раз проходя мимо двери опустевшей выгоревшей каморки, вспоминаю, что я так и не принес ему чистое белье.
РБ 4 декабря 2014, 01:59
Может быть Господь ждет от нас милости к брату или сестре(молитвы к Нему за них и от всего сердца и наше обращение к Нему за братьев или сестер своих), а не наши холодные высокомудрые советы или лицемерное сочувствие, или не менее лицемерную "копеечку"?
И зачем, для чего, c какой целью Господь постоянно показывает нам этих людей, кричащих или всем видом демонстрирующих: "Я прокаженный, и знаю, что я не излечусь, и лечиться не буду"? И откуда я знаю, что на сердце этого человека, чтобы давать ему определения? И как я могу сравнить тяжесть его и моих грехов или глубину его и своего покаяния? И кто грязнее и прокаженнее из нас, он, который всем рассказывает про свои грехи или демонстрирует их или я, который каждый раз их (хоть и с трудом) скрывает или (опять же с трудом) воздерживается от них и внешне окрашен в более благопристойные тона? И каждый раз,молясь ко Господу - не кажусь ли я Ему не менее выгоревшим, прося прощения за каждый раз повторяемые грехи и умоляя "подать мне"? И почему бы мне не попросить Господа подать и тому Васе мысль благую, обращение, твердость и покаяние, если я знаю такого Васю и хочу, чтобы Господь выправил стезю его, тем более если Вася христианин и брат мой?
И еще. Это упорство в своих грехах - что-то очень детское. Это когда ребенок знает, что делает что-то неправильно, но продолжает упрямо это делать, но стоит пожалеть его, как на тебя обрушивается поток слез раскаяния.
Дмитрий 3 декабря 2014, 22:38
Спасибо за слова. Мне их очень нужно было именно сегодня прочитать.
Димитрий 3 декабря 2014, 21:19
Приходишь иногда домой и думаешь "Да гори оно". Сгорел до тла. Сил никаких. Потом опять в бой, и так каждый день. Потом идешь в храм.Находишь там успокоение и сил набираешься. А у ворот стоят такие несчастные, просят, и не один год я их вижу. Которых потом находишь за помойкой распивающих зелье. Не мое дело судить. Упавшего (сгоревшего) надо пожалеть,помочь подняться (восстать из пепла), только если он сам этого хочет. Хорошие слова в фильме "В бой идут одни старики": "В жизни бывают минуты когда человеку никто, никто (кроме Господа) не может помочь. Рождается сам, и умирает сам". Упал, поднимайся, иди. Проси Господа о помощи и не ной.Поднимайся.
Простите меня грешного. (П.С. А поныть так иногда хочется).А бес сильнее человека если Бога в нем мало или нет.
Александра 3 декабря 2014, 20:06
Батюшка, спасибо Вам, что Вы так "неспокойны". От страха осудить перестали называть вещи своими именами и смотришь растерянно: если все спокойны, может так и должно быть?
Александра 3 декабря 2014, 19:26
Между "не потакать" и "осуждать" - разница громадная. Если ни разу не принимать участия в реабилитации выгоревшего, со стороны действительно легко решить, что пациент просто "дезертир" и кичится своими проблемами. Думаю, что тот, кто имел дело с профессиональным выгоранием медиков, диспетчеров, МЧС-ников, никогда не написал бы ничего подобного...
А нежелание сочувствовать другим людям - это, к слову, очень частый симптом начала собственного выгорания. И дай Бог сразу заметить это за собой, а не идти с этим дальше, не нести свою горечь и усталость тем, кто не сможет от нее защититься. И дай Бог, чтобы выгоревшего хирурга или диспетчера в аэропорту - вовремя замечали, и не "терпеть" отправляли, а отдыхать и восстанавливаться.

Ну а тем уважаемым собеседникам, кто считает, что с ходу способен отличить "дезертира", предлагаю несколько вопросов для самопроверки.
1. Какие признаки во внешности и поведении незнакомого вам человека позволят предположить, что он находится в состоянии выгорания? Что будет с его речью, походкой, чертами лица?
2. Какие изменения в поведении знакомого вам человека указывают на состояние выгорания? Как отличить выгорание от депрессии, посттравматического стрессового расстройства и других подобных проблем? Какие вопросы вы ему зададите, чтобы подтвердить или опровергнуть свое предположение?
3. Какие внешние симптомы позволят отличить выгорание от физиологических проблем, и как выгорание с ними связано?
Алексей Бушуев 3 декабря 2014, 18:25
На практике сталкиваюсь со словами апостола: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое."(Рим.13:4) - сам являюсь начальником. С выгоранием сталкиваюсь очень часто. Удивлен, ясностью и точностью изложения. От души благодарю, отче. При прочтении резанул стиль статьи. А потом вспомнил - ведь лучшее средство от выгорания - обнять и легонько пнуть под зад в нужном направлении (к торговцам елеем). Хотел бы отметить нюанс, вернее поделиться подарком, который мне сделала одна мудрая мастерица в области психологии. Важно видеть разницу в понятиях "помощь" и "служение" и тем более "участие". За помощь мы себе считаем и просто дать денег, и пожалеть. А мне приоткрылось что для выгоревших нужно именно участие. И часто это безблагодарное действие. Часто оно похоже на открывание старых банок с компотом и вареньем - не получается, рука прокручивается и скользит, а потом как то не заметно - оп - открылось. Без салютов и искр - тихо. Ну а если не могу принять участие в человеке - молюсь за человека. Еще раз спасибо за статью, уважаемый отец Андрей.
Мария 3 декабря 2014, 18:11
Спаси Господи, отец Андрей.
Татьяна Малова 3 декабря 2014, 15:49
Спасибо,отче,как всегда в вашей статье нашла для себя урок.
Татьяна 3 декабря 2014, 15:49
Люби грешника, ненавидь грех. Компот отдельно, мухи отдельно.
Наталья 3 декабря 2014, 14:12
Наталья
Пожалеть и оправдать всегда себя хочется. Спасибо, отец Андрей, за такие ободряющие слова.Прочитав статью, получила вразумление и утешение. Храни Вас Господь.
Людмила 3 декабря 2014, 14:05
Очень хорошая статья и очень важная.
Даже нам православным ,посещающим храм что то невдомек ,что любить надо всех и помогать естественно,и не жалеть об этом.Просто миловать нужно с умом и словами не убаюкивать ,а проповедовать Евангелие-покайтесь ,приблизилось Царство Небесное.
Простите ,Максим ,но вы ведь правильно все седелали,почему такие выводы странные....Ведь оставить замерзать человека сранвительно убийству .
Георгий 3 декабря 2014, 13:50
Глубокая статья, спасибо
Сергей 3 декабря 2014, 13:48
Прекрасная статья, сам имею опыт трудничества в монастыре несколько лет. Знаю не понаслышке о поломанных судьбах, иногда со страшным трагическим концом. Выскажу своё сугубое мнение - отношение. Продолжаю поминать всех "выгоревших - отпавших" по именам, данным при постриге, и в чине на момент оставления монашества. Думаю, что до последнего вздоха, открыты двери покаяния.Кстати, мне известны случаи возвращения с покаянием.
Павел 3 декабря 2014, 13:36
Вообще-то статья хорошая. Несмотря на мой предыдущий комментарий. Особенно к месту слова о том, что монаха, соблазнившегося в 25 лет женскими прелестями, не стоило и постригать. Давно вижу эту беду в России - людей раньше времени превозносят или требуют от них невозможного, а потом в лучшем случае плачут о нераскрывшемся таланте. Или продолжают превозносить человека, хотя ему давно всё тяжко.
Вероника 3 декабря 2014, 13:10
Спасибо, отец Андрей!
Бодрить,жалеть,не судить,
а не убаюкивать, "понимать" и сдавать…
Марина, киев 3 декабря 2014, 13:07
Павел, отец Андрей говорит о принятии человеком решимости бороться. Страх физический возникает тогда только, когда материальный (физический) мир на первом плане, а духовный на втором. Эту опасность нужно увидеть, разглядеть и вооружиться на нее. Вот речь о чем. Боишься? Пересмотри корень в душе своей, и обнаружишь лукавство, прикрытое себялюбием обычно. Вы простите, я о себе, говорю, о опыте своем. Отец Андрей взывает о трезвлении. Такая редкость в наши дни! Время наступило такое, что может времени и не осталось... внимайте кто не потерял способность слышать и видеть. Задумайтесь, а не теряю/потерял я эту способность в день войны. Потому, родные, что война идет полным ходом и усиливается. Если уж согнула жизнь не продохнуть, и все (честно без саможаления) исчерпал, отойди и скажи Богу со смирением и мольбой: вот, Господи, сделал насколько мог, доделай за меня как Сам знаешь, все приму.

евгений 3 декабря 2014, 13:04
ЦИТАТА ПАВЛА:"Так что следует помнить, что бес сильнее человека, хотя Бог сильнее беса. Как учит один из святых отцов, не вступай в спор с тем, кому шесть тысяч лет, лучше сразу молись, как только он появился. Тем-то и плохи, батюшка, Ваши слова, которые я решил обсудить." Павел,так ведь батюшка и призывает молиться,и молиться даже не тогда,когда враг только появился,а заранее,чтобы быть всегда во всеоружие. А вообще,на мой взгляд,статья немного не о том,о чем ваша реакция на нее.Простите,Христа ради.
Иван 3 декабря 2014, 12:51
Супер статья,в тему
Спаси вас Господи
Марина, киев 3 декабря 2014, 12:49
Отец Андрей! Спаси вас Бог!
Елена 3 декабря 2014, 11:59
Браво, отец Андрей! Как вовремя Ваша статья. Спаси, Господи.
Павел 3 декабря 2014, 11:56
Не радует, батюшка, Ваша ссылка на генерала Маргелова и его войска. В армии всегда бывают случаи, когда кто-то роняет гранату себе и другим под ноги - не от Вашего ли "Упал-вставай, болит - терпи"? Меня воспитывали именно так. Хотя и не по-армейски. Но моя бабушка гордилась тем, что ее старший сын, мой дядя, получил на уроке в 8 лет удар ножом в бедро и молчал, пока учитель не заметил лужу крови. В результате такого воспитания я стал регулярно бесноваться. Все попытки стерпеть собственное беснование вырождались в более сильные срывы. Так происходит до сих пор, средств к исправлению ни у психиатрии, ни у психологии пока не нашлось. Я нахожу их только внутри себя, в общении с Богом. На школьных военных сборах мне удавалось преодолеть страх перед обычной солдатской полосой препятствий только через полчаса безуспешных попыток, я стоял и мешал другим. Спасибо сержанту, нас учившему, дал мне время. Но в действующей армии мне никто времени не дал бы, дело неизбежно кончилось бы истерикой, дракой и, может быть, даже стрельбой.

Так что следует помнить, что бес сильнее человека, хотя Бог сильнее беса. Как учит один из святых отцов, не вступай в спор с тем, кому шесть тысяч лет, лучше сразу молись, как только он появился. Тем-то и плохи, батюшка, Ваши слова, которые я решил обсудить.
Елена 3 декабря 2014, 11:54
Спаси Господи.Умная статья.
Евгений 3 декабря 2014, 11:40
Еще Ирине: "мы не обязаны любить" - Вы смертельно заблуждаетесь упраздняя главную заповедь Христа.
Максим 3 декабря 2014, 11:27
Как раз в тему для меня. Вчера остановился перед голосовавшей женщиной. Оказалась грязная неопрятная, подрабатывающая на дороге. Я сказал 100 рублей и довезу, говорит денег нет. И начала удаляться из машины, слегка добавив "Просто я замерзла". Взял сказал, ладно садись. Довез. Она всю дорогу молчала и чего-то опасалась. Потом сказала спасибо.
Но мне такая попутчица была неприятна. Мне жалко стало, что она замерзла. Ну так сама же выходит и мерзнет с целью наживы самым мерзким способом. А я дурак пожалел..., замерзла.
Статью почитал и понимаю, что таких попутчиц я больше не посажу.
Эта уже вторая, которую подвозил. Первая еще и дурно пахла - немытая была. Спросил как же докатилась. Сказала, что у нее маленький ребенок и не знает, что делать. Я ей лекцию о церкви почитал, о том что там никого не гонят, что все у нее может наладиться, Бог всех прощает и обязательно найдется выход. Про Марию Египетскую немного рассказал. Она только сказала, можно мне чуть вздремнуть...
Ну и через год уже опять вижу на дороге так же и бегает.
Так, что спасибо за статью, выводы для себя сделал.
Юлия 3 декабря 2014, 11:10
Очень точная статья! И радости об одном кающемся грешнике больше, чем об оправдывающемся. Спаси, Господи за труды во имя Твое!
Татьяна 3 декабря 2014, 11:06
Ирине. Смысл статьи как раз о том, что мы-то должны "выгоревших" жалеть, но им -то надо сокрушаться и каяться, а не кичиться. Перечитайте.
Tatyana Trofimova 3 декабря 2014, 11:03
ГОСПОДЬ знает что кому по силам, и искушения дает по силам. Если не отступимся от него первыми - он нас не оставит!
" Никто не похитит вас из руки моей".
На все воля ЕГО святая, не забывайте, когда рассуждаете о поступках братьев во Христе.
Евгений 3 декабря 2014, 10:57
Хочу ответить Ирине словами ап.Павла из сегодняшнего чтения апостола, здесь и "осуждение" падших, вас смущающее и указание женам пути к благочестию:
Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

13Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Елена Бурхавцова 3 декабря 2014, 10:45
Спаси Господи, отрезвляющая статья.
Светлана Петрушина 3 декабря 2014, 10:37
Браво! Есть старая поговорка: "Пожалеешь - погубишь". Внимать себе и не оборачиваться назад, не попускать себе расслабления (оно губительно, знаю на собственном примере), а особенно саможаления и самооправдания (которые открывают двери бОльшим грехам и страстям). И не жалеть ближнего в его расслаблении, а помогать восстать! Это истинная помощь.
Спаси Господи, батюшка! Вы всё точно сказали. Аминь.
Наталия 3 декабря 2014, 10:35
Спаси Господи!
Екатерина 3 декабря 2014, 10:34
Спаси Господи! Шикарная статья! Метко в самое сердце.
Владимир В 3 декабря 2014, 10:19
Самая актуальная тема нашего времени.Выгоревших душ сейчас очень много. Куда ни глянь, вокруг все с "благими намерениями" - на небо смотрят, а по земле шарят. Откуда же взяться маслу в лампадках рядовых душ?
На Западе такое изобилие литературы, вебинаров, тренингов, курсов,психосеансов от "великой депрессии", причем специалисты, помогающие перестать опускаться и беспокоиться, обрести смысл жизни и стать успешными людьми очень востребованы и далеко не бедные.
А у нас душеспасительная статья, доступная в миру и понятная простому грешному - большая редкость.
Мы крутимся на своих православных тусовках как в узких кругах в пределах своего прихода, чатимся с единомышленниками, стараясь на улицах не замечать как пропадают люди. Мы же молодцы, мы никого судим и тешим себя тем, что каждый даст ответ за себя. "КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ"... Где-то я уже это слышал. Притча о десяти девах повествует нам о конце времен, но пока девы закупаются к свадьбе, нельзя им помочь, если ты сам на этом рынке крутишся?
Вот хорошо бы такую полезную статью пополнить беседой Спасителя с самарянкой, ведь та спасительная сила, обретаемая нами через Причастие Св.Таин, должна и в нас стать источником, т.е. примером спасения. Тогда глядишь, с Божьей помощью и меньше светильников будет гаснуть.
Спаси Господи!
Ольга 3 декабря 2014, 09:54
Спасибо, мудрая статья.
Леонид 3 декабря 2014, 09:51
Спасибо
Марина 3 декабря 2014, 09:43
Когда психологи (хорошие психологи) говорят о выгорании, то это ни разу не о жалости и не о потакании. А как раз о запасном масле. Вот именно что ресурс есть у каждого.
А то что сейчас каждый третий - знаток "психологии" и на каждом шагу болтовня о всяком разном выгорании это точно...
И поспешное рукоположение, видимо бывает, и священники, духовное состояние которых чуть выше неофита... Печально все это.
Мудрости нам всем и духовной твердости.
Галина 3 декабря 2014, 08:50
Спасибо, Батюшка! Очень хорошая статья, помогающая разобраться прежде всего с самим собой,а не осуждать других. Мы, к сожалению,очень часто ищем в себе оправдания своим грехам и ищем поддержки своего оправдания от других, а правильнее будет указать брату на грех ,а не помогать ему оправдываться.Ваши слова и аргументы, как раз и помогают встать и идти в нужном направлении. Спасибо!Г
Иван 3 декабря 2014, 07:58
Спасибо, отец Андрей! Дай Бог, чтобы перо Ваше не сломалось! А если сломается, то у Вас есть запас!
Борис Алексеевич Разумов 3 декабря 2014, 07:19
Очень тронуло.Только фраза о бабских прелестях - она специфически аскетическая и, строго, говоря, не христианская, ибо в ней чувствуется не просто отвержение, но презрение к женщине.простите, если грубо сказал.
Василий 3 декабря 2014, 06:12
Порою чувствую,что сам "выгораю". Особенно когда после работы, надо прочесть вечерние или утренние молитвы. Когда Господь привел к себе, читал полное правило и утром и вечером. Сейчас порою просто "Отче наш". Но с вниманием и пониманием.
Господи, прости.
Мария 3 декабря 2014, 02:03
правду Ирина говорит.
А церковь обязана любить всех!обязательно утешать, помогать настовлять жалких неоприятных падающих вечно заблужденных граждан, остальные и без повышенного внимания справляются! Да, она(-он) вы горел(-а) от невнимательного духовного руководства от обилия противоречивой информации- духовника, СМИ, и простите, зачем втягивать в серьезную брань немощь...очень-очень жаль!
Лена 3 декабря 2014, 01:58
Статьи Андрея Ткачева и комментировать боязно)).Чего ж говорить,когда слово Божье в устах батюшки действительно меч обоюдоострый.Спасибо Вам,отец Андрей.Воистину всё.
Ирина 3 декабря 2014, 00:45
Мы не обязаны любить падшего человека, но мы не вправе никого судить. "Знай себя - и хватит с тебя", - говорили святые оптинские старцы. Один у нас Судия - Господь. А наша задача - не суд над другими, а видение своих грехов. Бывает, что внешне опустившийся человек, по мирским понятиям, падший и опустившийся, бывает на самом деле ближе к Богу, чем чистенький, ухоженный, всем (в том числе - собою) довольный и свысока смотрящий на этого падшего. Мы судим по-мирски, а у Господа -все по-другому. Почему и уважаемый всеми и благополучный фарисей был менее оправдан в глазах Божиих, чем презираемый мытарь. Господь смотрит на наше сердце - есть ли в нем покаянное чувство, видение своих грехов. Человек, размышляющий о своих грехах и стремящийся к собственному спасению, не смотрит уже ни направо, ни налево, чтобы даже невольно кого-нибудь не осудить. Человек напился - это грех, но если ты осудил его и мысленно даже поставил себя выше такого человека (а я-то не пью!) - то согрешил вдвойне. На Страшном суде мы будем отвечать только за собственные грехи. Вот почему святые отцы говорили, что видеть свои грехи - это выше, чем видеть ангелов. Только открываются грехи не сразу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×