Упавшего, опустившегося человека можно и нужно жалеть и миловать. Вместе с тем крайне опасно внушать павшему и опустившемуся человеку, что мы всем миром обязаны его миловать, а он имеет полное право требовать любви к себе и уважения. Так мы, чего доброго, на выходе получим какой-то собирательный персонаж из произведений Достоевского. Это будет нищий с апломбом или калека с претензией. Это будет грешник, не желающий каяться, но вооружившийся христианской риторикой. Если хотите – Мармеладов, который гордо скажет: «Да, господа, я падший. И вы не лучше, просто вы одеты чище. Да-с. Однако извольте меня любить таким, каков я есть, да поискренней любите и посострадательней. И права никакого нет у вас не любить меня, ибо я существо, глубоко страдающее». И прочее, и прочее. Нет. Жить и думать надо иначе. Упал – вставай. Болит – терпи. И не называй грех нормой, а болезнь – необходимостью. Милость – она есть именно милость, то есть незаслуженная любовь, а не официально заслуженная пенсия. Это я говорю в тему о падших, кающихся, уставших и этих… как их? Выгоревших.
В том, что человек устает, нет никакого сомнения. В том, что человек может упасть, да так, что и не поднимется, тоже сомнений нет. Но в том, что мы должны мягко сдвинуть сознание в сторону падения как неизбежности, я совсем не уверен. Придумали слово «выгорание» и согнали в эту категорию всех подряд. Кто-то трижды женился, кто-то зело осквернился, кто-то просто устал служить и решил переквалифицироваться, как Остап, в управдомы, а мы всю эту разношерстную армию дезертиров пометили добрым словом «выгоревшие» и дружно их жалеем. Что-то здесь не так. Во времена оные некоторые фронтовики протягивали руку к прохожим со словами: «Я в танке горел. Дай рубль на водку!» Не приведи Бог увидать расстриг, гордящихся своим «выгоранием на производстве». Мол: «Я Богу служил и перенапрягся. Теперь за скобки выпал, но вы уважать меня обязаны, ибо я жертва». А жертвы ведь разные. Вот попутал монашку бес, и она замуж вышла. А теперь живет в вечном страхе и с мыслью, что она Богу на Суде скажет? Или свалил с ног хитрый сатана какого-нибудь доброго игумена и подбил его влюбиться и детей наплодить. Но теперь тот тихо и со стыдом живет, и только Бог знает, какие молитвы из его сердца временами рвутся. Это одно. Здесь есть место и страху, и жалости. Но если такая же монашка, такой же игумен скажут, подбоченясь: «Ну и что? Выгорели мы. Понятно? Нас жалеть надо», – а мы скажем: «Да-да. Мы вас жалеем. Бедненькие вы», – то это какая-то ложь и подмена смыслов, которую я понимать отказываюсь.
Упал – вставай. Болит – терпи. И не называй грех нормой, а болезнь – необходимостью.
Во-первых, не надо никуда спешить. Ни с постригами, ни с хиротониями. Пусть лучше женатый мечтает о монашестве, нежели монах – о женитьбе. А то хотел, положим, ребенок в монахи (уж больно поют красиво и одежды черные на ходу так мистически развеваются). Его взяли и постригли с поспешностью. Потом он иеродиаконом стал, потом – иеромонахом, потом игуменом. Всё быстро – за пару лет. Уже мечтать осталось только что об епископстве, а ему всего-то лет 25 от роду. И вдруг скучно стало молодому человеку, а потом сильно захотелось ему жениться. Вот тебе один из сценариев выгорания. Службы надоели, романтика улетучилась, естество о своих правах заявило. А ведь парнишку просто не стоило постригать и посвящать раньше возраста канонической зрелости и без искуса. Вот и всё. И таких сценариев много. Всюду на изнанке «выгорания» вы найдете поспешность, сырость, неосновательность стремлений, мечтательность. Со временем мечты рассеиваются, просыпаются страсти, нападает враг, и неосновательный человек, стоящий на песке, а не на камне, оказывается неготовым нести крест. Он думал, что в солдаты идут, чтоб на параде в красивой форме маршировать, а его на войну отправили. Вот он и сбежал с фронта под предлогом «выгорания». Осудим его? Нет, воздержимся по заповеди. Но скажем ли, что это норма? Ни в коем случае. Не норма это, а грех, требующий покаяния, а не извинения.
Всех людей жалко, потому что у каждого в груди не видная глазу дымящаяся рана. Но сентиментальные слюнки по теме выгорания пора вытирать. Евангелие говорит: положил руку на плуг – вспять не оборачивайся. Еще говорит: поминайте жену Лотову. Да и мудрость народная говорит: семь раз отмерь – один отрежь. Думай крепко прежде принятия решения, а когда решение принял – сомнения прочь. Время служения, а не сомнения настало. Основатель ВДВ генерал армии Маргелов (дядя Вася, как называет его десантура) так сказал: «Сбит с ног – сражайся на коленях. Идти не можешь – лежа наступай». Неужели Церковь не достойна ждать от своих служителей такой же стойкости, верности и храбрости? Скажите десантнику, что есть «выгорание» и можно по этой причине оружие бросить. Сами знаете, что он вам ответит. Так чего же мы должны духовное оружие бросать? Ладно бросать – оправдывать скопом всех тех, кто оружие бросил? И из-за чего бросил? Бабские прелести, зеленые доллары, ночные фантазии и физическая усталость. Кажется, список полный.
Про выгорание в слове Божием притча есть. Притча о десяти девах. У тех пяти, что остались без елея, елей в лампадах выгорел. У мудрых тоже выгорел (ибо что еще делать елею в лампаде, как не выгорать?). Но у мудрых был запас, и они, подлив масла, пополнили светильники. У глупых же запаса не было. Следовательно (вонмем!): выгорание елея происходит у всех без исключения. Все рискуют потерять огонь в светильнике веры – так елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что подливать нужно регулярно масло в светильник, и накапливать запас, и держать его при себе. Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня – во дни изобилия веры. Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас. Некто из отцов сказал: «Умножай молитвы, когда ты помнишь Господа, чтобы, когда ты забудешь Его, Он вспомнил тебя». Мы живем сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера мы не сделали ничего ради Христа, то сегодня чувствуем себя оскудевшими, а назавтра – выгоревшими. И кто не озаботился заранее о том, чтобы разбогатеть плодами Духа, тот будет наблюдать, как догорают последние капли его веры. Потом лампада закоптит, вспыхнет и угаснет. А человек отвернется от ворот Иерусалима и понуро пойдет в Иерихон. Так исполняется слово: имеющему дано будет, а у не имеющего забрано будет то, что он думает иметь.
Нет ни злорадства, ни осуждения по отношению к тем, кто пал. Есть только страх и жалость. Но есть усиливающееся неприятие от болтовни про выгорание. Есть чувство, что не от любви эта болтовня, а от лукавства. Приобретайте запас масла, возлюбленные, и пусть горит елей, но пусть не гаснут лампады у мудрых дев.
А еще такой образ рисуется - "борьба за подсвечник", или даже за место на подсвечнике. Это когда один свечку ставит, а его свечу выдергивают и туда свою. .. и, вроде, не выгорела свечка-то.., а ощущение примерно похожее на выгорание.
И еще, иду тут (после длительного перерыва в участии в богослужениях!) в это воскресенье вечером со службы, а на ногах недавно купленные сапоги, решила нарядиться-обновить. :) Иду - еле наступаю, так ногам больно. Вою просто, как мне плохо. Говорю - Господи, как же больно! Зачем?! ... И вдруг до меня доходит - к чему мне эта мука)).. и уже смеюсь над собой почти в голос, и тогда говорю - правда, Господи, вот я идти не могу, как больно мне, а ведь иду. Потому, что домой надо - никуда не денешься. А вот если бы на службу идти и так бы болело, так, небось бы, не пошла.
.. а раньше шла...
Спаси Вас Бог, отец Андрей, за вразумление!
Павел, а как же без воли? Нужно же что-то делать. Вот если у тебя искушение, если молитва не идёт или усталость, или баба, что делать? Вот в это время, что ещё кроме воли в наших руках? Божия Милость не в наших руках. Она у Бога. А воля у нас. Вот о.Александр призывает дергаться и сопротивляться сатане до последнего, правильно пишет, тут и воля тоже нужна.
Вот я тоже думаю, ещё пара лет и начнется у нас резня, игл всякий и прочее, или вот атеисты-феминисты... Что делать будем? На Украине уже началось.
А у нас уже сейчас пропадает желание молиться и подвизаться добрым подвигом.
Кроме того, у каждого свой личный Донбасс.
Просто страшно. А эти раньше драки сбежали, с одной стороны бедолаги, а с другой - не дай Господи мне такого искушения.
Я не знала многих молитв и не уверена, что там была икона, но жизнь моя перевернулась удивительно и с такой скоростью, что это может только Господь! Так что поменьше надежды на себя-всё в руке Господней. А усталость бывает от разного, я в церкви каялась за свой характер, а мне батюшка ненавязчиво про больницу говорил-с доктором посоветуйся. Я не поняла-думала что страсти врачи не лечат, но видимо господь видел искренность и соседка (неверующая) сказала:- Я витамины колола группы "В"-спокойна стала как удав и энергии море! Я молюсь за неё теперь-это тоже важно - и кушать, и спать, и лечиться, если болен. А что сверх сил -то не от Бога, часто следствие гордости, самомнения. Крест даётся по силам.
А выгорание имеет своей причиной злоупотребление силой воли не только в священнослужении, но и во всех областях человеческой деятельности. Примеров пруд пруди, приводить не буду.
Подготовка специалистов ряда профессий предусматривает знакомство с психологическими приемами предупреждения эмоционального выгорания. Что же касается объяснения выгорания с духовной точки зрения, можно иногда встретить следующую мысль: когда после какого либо дела, или общения с человеком чувствуешь себя как выжатый лимон, это происходит от скрытой гордости.
Если можно, хотелось бы почитать по этой теме что то более понятное.
По моему убеждению, причины этого выгорания лежат в том, что здесь на Западе свое дело делают корпорации со своими внутренними бездушными законами, которые заставляют человека делать бессмысленную работу, у людей нету настоящих друзей (кроме семьи), не перед кем выговориться, выплеснуть накипевшее.
Работа она ведь всегда была трудной, но раньше такого не наблюдалось.
Ну а про церковь вообще молчу - редко кто туда ходит, а уж и в православную - единицы.
И идут все к психологам, да только толку от них тоже мало.
Я думаю, к этому явлению надо отнестись осторожно, никто от этого не застрахован, корпорации наступают и в России.
Месяцев через 6 я понял, почему у этого паренька было выгорание. Это был вчерашний студент, полный энтузиазма. Работал с полной отдачей. Но корпорации его работа было не нужна, и его просто игнорировали. Как так, спросите? А я не знаю, ну такая система тут. Корпорация - огромная машина, все люди - шестеренки. Если ты попал не в то место, да взял на себя повышенную нагрузку - ты прямой кандидат в в ряды выгоревших. А машина работает и не подавится, только сломанные шестеренки летят. Короче оскал капитализма. В общем я через полтора года не выдержал, и тоже ушел.
Потом я сменил работу, опять же в европейской стране. Пришел на работу первый раз, спрашиваю, где начальник? А говорят, от выгорания лечится, полгода уже на больничном. Ну, думаю, дела. Тенденция нехорошая.
Когда начальник вышел на работу, психологическое давление, оказываемое им на меня было настолько сильно, что у меня, никогда не знавшего, что такое давление, оно стало зашкаливать. Я уже думал, что скоро произойдет какой-нибудь инсульт. А отступать было некуда - позади - семья. Ну или, скажем, непросто.
Я столкнулся с выгоранием в Европе. Приехал сюда на работу, а мне говорят, а вот, тут до тебя француз на этом месте работал и у него выгорание произошло. А я в России о таком и не слыхал. Я спросил, а как это? Ну говорят, работал как одержимый, а потом вдруг в одно утро пришел с блуждающим взглядом на работу, а после чего загремел в психическую клинику, пролечился полгода, уволился и уехал.
"Милость Божия безмерна, но мы мерны и можем дойти до того, что перестанем каяться и сокрушаться от частых падений, а без этого не будет в нас сосуда для принятия милости."(Свт. Феофан Затворник)
"В том, что человек устает, нет никакого сомнения. В том, что человек может упасть, да так, что и не поднимется, тоже сомнений нет. Но в том, что мы должны мягко сдвинуть сознание в сторону падения как неизбежности, я совсем не уверен."
В этом абзаце услышала главную тему статьи, за которую большое СПАСИБО.
Но мне кажется надо немножко разобраться в терминологии. Выгорание это чисто психологический термин. Это когда под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды, под их воздействием, в психике человека начинают происходить негативные явления, которые могут привести к нервному срыву например.В спорте (в частности в боксе), когда боксер из-за своих переживаний, даже будучи лучше подготовленным чем соперник, проигрывает бой по чисто психологическим мотивам. Когда человек воспринимается как винтик, служащий для выполнения своих функций. Перестал нормально функционировать - выкидывают и заменяют.
Чаще всего применяется к трудовой деятельности. То есть, акулы бизнеса выжимают из работника все соки в прямом и переносном смысле. И наступает момент, когда требования, ими предъявляемые, становятся больше чем возможности данного конкретного человека. Тогда остается вариант - уходить. Уйти самому (это мягкий вариант), или уйти по просьбе работодателя (более жестко).
Проблема здесь в том, что современное общество давно уже не хочет жить по христианским законам, хотя несомненно именно они заложены в его основание. Какими терминами грех не прикрывай, но он всегда так грехом и останется.
впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе."
(1Кор.5:9-11)
Очень строго и трудно выполнимо.
Максим, а Вы поступили правильно, может и задумается человек о своей жизни, удивившись не нравоучениям,что в его жизни достаточно, а поступку.
А Протоиерей Андрей Ткачев , как всегда, в самую точку.
Можно добавить, что на сегодняшний день лучше пусть монах уходит из монастыря, чем не должным образом подвизается.
И еще, выгорание выгоранию рознь. Через состояние "омрачения" проходит в своей жизни каждый человек.
Как-то летом он появился в провокационной майке с надписью "заработай-пропей". Жильцы хихикали над пожилым дворником в таком молодежном "прикиде".
У меня появилась мысль принести ему чистое постельное белье, но за суетой, я постоянно забывал о своем намерении. А потом он исчез. Сторож сказал, что умер, равнодушно, как будто умерла собака.
Я так и не принес ему белье. Никто так и не узнал, почему он стал бездомным, что с ним случилось, и где его семья. А после его смерти в полуподвальной каморке, где он жил, вдруг случился пожар.
Наверное он тоже был "выгоревшим" или так и не сумевшим подняться. Но мне почему-то кажется, что после своих страданий в последние годы жизни, он нашел свой покой и простил нас всех, "благочестивых". А пожар в его коморке - напоминание всем жильцам нашего дома о чем-то и предупреждение.
А я, каждый раз проходя мимо двери опустевшей выгоревшей каморки, вспоминаю, что я так и не принес ему чистое белье.
И зачем, для чего, c какой целью Господь постоянно показывает нам этих людей, кричащих или всем видом демонстрирующих: "Я прокаженный, и знаю, что я не излечусь, и лечиться не буду"? И откуда я знаю, что на сердце этого человека, чтобы давать ему определения? И как я могу сравнить тяжесть его и моих грехов или глубину его и своего покаяния? И кто грязнее и прокаженнее из нас, он, который всем рассказывает про свои грехи или демонстрирует их или я, который каждый раз их (хоть и с трудом) скрывает или (опять же с трудом) воздерживается от них и внешне окрашен в более благопристойные тона? И каждый раз,молясь ко Господу - не кажусь ли я Ему не менее выгоревшим, прося прощения за каждый раз повторяемые грехи и умоляя "подать мне"? И почему бы мне не попросить Господа подать и тому Васе мысль благую, обращение, твердость и покаяние, если я знаю такого Васю и хочу, чтобы Господь выправил стезю его, тем более если Вася христианин и брат мой?
И еще. Это упорство в своих грехах - что-то очень детское. Это когда ребенок знает, что делает что-то неправильно, но продолжает упрямо это делать, но стоит пожалеть его, как на тебя обрушивается поток слез раскаяния.
Простите меня грешного. (П.С. А поныть так иногда хочется).А бес сильнее человека если Бога в нем мало или нет.
А нежелание сочувствовать другим людям - это, к слову, очень частый симптом начала собственного выгорания. И дай Бог сразу заметить это за собой, а не идти с этим дальше, не нести свою горечь и усталость тем, кто не сможет от нее защититься. И дай Бог, чтобы выгоревшего хирурга или диспетчера в аэропорту - вовремя замечали, и не "терпеть" отправляли, а отдыхать и восстанавливаться.
Ну а тем уважаемым собеседникам, кто считает, что с ходу способен отличить "дезертира", предлагаю несколько вопросов для самопроверки.
1. Какие признаки во внешности и поведении незнакомого вам человека позволят предположить, что он находится в состоянии выгорания? Что будет с его речью, походкой, чертами лица?
2. Какие изменения в поведении знакомого вам человека указывают на состояние выгорания? Как отличить выгорание от депрессии, посттравматического стрессового расстройства и других подобных проблем? Какие вопросы вы ему зададите, чтобы подтвердить или опровергнуть свое предположение?
3. Какие внешние симптомы позволят отличить выгорание от физиологических проблем, и как выгорание с ними связано?
Пожалеть и оправдать всегда себя хочется. Спасибо, отец Андрей, за такие ободряющие слова.Прочитав статью, получила вразумление и утешение. Храни Вас Господь.
Даже нам православным ,посещающим храм что то невдомек ,что любить надо всех и помогать естественно,и не жалеть об этом.Просто миловать нужно с умом и словами не убаюкивать ,а проповедовать Евангелие-покайтесь ,приблизилось Царство Небесное.
Простите ,Максим ,но вы ведь правильно все седелали,почему такие выводы странные....Ведь оставить замерзать человека сранвительно убийству .
Бодрить,жалеть,не судить,
а не убаюкивать, "понимать" и сдавать…
Спаси вас Господи
Так что следует помнить, что бес сильнее человека, хотя Бог сильнее беса. Как учит один из святых отцов, не вступай в спор с тем, кому шесть тысяч лет, лучше сразу молись, как только он появился. Тем-то и плохи, батюшка, Ваши слова, которые я решил обсудить.
Но мне такая попутчица была неприятна. Мне жалко стало, что она замерзла. Ну так сама же выходит и мерзнет с целью наживы самым мерзким способом. А я дурак пожалел..., замерзла.
Статью почитал и понимаю, что таких попутчиц я больше не посажу.
Эта уже вторая, которую подвозил. Первая еще и дурно пахла - немытая была. Спросил как же докатилась. Сказала, что у нее маленький ребенок и не знает, что делать. Я ей лекцию о церкви почитал, о том что там никого не гонят, что все у нее может наладиться, Бог всех прощает и обязательно найдется выход. Про Марию Египетскую немного рассказал. Она только сказала, можно мне чуть вздремнуть...
Ну и через год уже опять вижу на дороге так же и бегает.
Так, что спасибо за статью, выводы для себя сделал.
" Никто не похитит вас из руки моей".
На все воля ЕГО святая, не забывайте, когда рассуждаете о поступках братьев во Христе.
Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Спаси Господи, батюшка! Вы всё точно сказали. Аминь.
На Западе такое изобилие литературы, вебинаров, тренингов, курсов,психосеансов от "великой депрессии", причем специалисты, помогающие перестать опускаться и беспокоиться, обрести смысл жизни и стать успешными людьми очень востребованы и далеко не бедные.
А у нас душеспасительная статья, доступная в миру и понятная простому грешному - большая редкость.
Мы крутимся на своих православных тусовках как в узких кругах в пределах своего прихода, чатимся с единомышленниками, стараясь на улицах не замечать как пропадают люди. Мы же молодцы, мы никого судим и тешим себя тем, что каждый даст ответ за себя. "КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ"... Где-то я уже это слышал. Притча о десяти девах повествует нам о конце времен, но пока девы закупаются к свадьбе, нельзя им помочь, если ты сам на этом рынке крутишся?
Вот хорошо бы такую полезную статью пополнить беседой Спасителя с самарянкой, ведь та спасительная сила, обретаемая нами через Причастие Св.Таин, должна и в нас стать источником, т.е. примером спасения. Тогда глядишь, с Божьей помощью и меньше светильников будет гаснуть.
Спаси Господи!
А то что сейчас каждый третий - знаток "психологии" и на каждом шагу болтовня о всяком разном выгорании это точно...
И поспешное рукоположение, видимо бывает, и священники, духовное состояние которых чуть выше неофита... Печально все это.
Мудрости нам всем и духовной твердости.
Господи, прости.
А церковь обязана любить всех!обязательно утешать, помогать настовлять жалких неоприятных падающих вечно заблужденных граждан, остальные и без повышенного внимания справляются! Да, она(-он) вы горел(-а) от невнимательного духовного руководства от обилия противоречивой информации- духовника, СМИ, и простите, зачем втягивать в серьезную брань немощь...очень-очень жаль!