Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

О причинах скорбей, находящих на нас

Перевод данного слова иеромонаха Арсения (Боки) мы посвящаем 25-летию со дня кончины этого великого румынского духовника и исповедника веры Христовой. Само слово было произнесено 25 февраля 1942 года.

***

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Очень часто вижу, как вы, проделав огромный путь, изнемогшие от усталости, с бедняцкой краюшкой хлеба в котомке, приходите в монастырь и остаетесь тут на несколько дней, чтобы услышать слово.

Если бы кто-нибудь посмотрел на вас через страницы Священного Писания, то сказал бы то же, что и пророк Аггей иудеям, которые перестали ходить в церковь и не хотели восстанавливать Иерусалимский храм[1]. Эти слова подходят и вам. По этой же причине происходит с вами то, о чем я говорил, что вы утруждаете себя, приходя с дальних сторон с бедняцкой едой в котомке.

Где бы ты мог научиться делать дело Божие, чтобы снизошло на тебя и на дом твой благословение Божие, если не был в церкви?

Это происходит с вами из-за того, что долгое время вы не ходили в церковь, в вашу сельскую церковь, где то же самое слово могли возвестить вам еще в молодости. Слово возвещалось, но вы ленились и сидели дома, когда возвещалось слово. Ведь где бы ты мог научиться делать дело Божие, чтобы снизошло на тебя и на дом твой благословение Божие, если не был в церкви?

Но вы не только не были в церкви и не заботились о доме Божием, вы не заботились и о храме Божием, который у нас внутри, ибо сказано, что наше тело – храм Духа Святого[2]. А вы предоставили ему разрушаться.

Вот слова Аггея, которые так хорошо подходят и нам. Ведь как словам Священного Писания не подходить всем?! Слова Божии всем подходят. И вот обличение Божие через одного из пророков, сделанное иудеям из-за того, что они не ходили в церковь. Вот как он просвещает и увещает их восстановить свой храм:

«Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому! Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (ср.: Агг. 1: 9–11).

Господь говорит им эти слова через пророка Аггея потому, что они не ходили в церковь и не восстанавливали свой Иерусалимский храм. А вам сегодня, когда вы приходите из дальних сторон с великим трудом и с бедняцким хлебом в котомке, эти слова подходят потому, что всё вернулось на круги своя. Ведь пока была церковь в селе, вы занимались другими делами. Кто может сказать, что ему не стало известно слово Божие еще в молодости? А теперь вам приходится добираться сюда и проделывать такой труд.

И если бы монастырь находился в таком месте, куда вам пришлось бы добираться с еще большим трудом и большими усилиями, то знайте, что и туда вы тоже пошли бы – так велика боль, когда Бог иссушает жизнь людей. Таково положение дел на одной стороне. Посмотрим, каково положение дел на той стороне, на которой их еще можно исправить. И начнем мы со слов одного пророка-царя.

Вот что говорит Бог устами пророка Давида: «день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс. 31: 4–6).

Это случилось и с Давидом, как случается со всяким согрешающим. Он ощущает сухость жизни, скудость свою и всех дел своих. Ощущает меч Божий, висящий над ним из-за его грехов. Что же делать?

Только скорбями Бог выводит людей из оцепенения, из сухости жизни

Это скорби, тяготеющие над всеми и приводящие вас в монастырь. Из-за скорбей ваших вы утруждаете себя. Ведь только скорбями Бог выводит людей из оцепенения, из сухости жизни. И скорби будут жечь тебя всё сильнее, пока ты не станешь искать исцеления. Вот ведь какое дело у Бога с нами. Не с нами, ведь мы чада Его, а со злобами нашими. Над нашими злобами, грехами, беззакониями и висит меч Божий.

Эти скорби жгут вас, и по их причине приходит затем сухость вашей жизни. Если скорби – это причина, по которой вы приходите сюда, тогда причина, по которой Бог посылает их вам, – это ваши беззакония.

Как же избавиться от меча Божия, висящего над нами, или от неисповеданных грехов, ведь это их и преследует меч Божий? Пророк и царь Давид говорит: «Исповедаю Господу преступления мои, и Ты тотчас же снял – удалил – вину греха моего» (ср.: Пс. 31: 5). Что же нам надо сделать? Исповедать все грехи наши безо всякой утайки, и тотчас Бог удалит осуждение, и тотчас меч перестанет касаться жизни твоей.

Итак, Бог потому касается жизни твоей скорбями, что ты не исповедался. Если ты говоришь, что всё у тебя в доме и жизни идет плохо, тогда это значит, что у тебя есть грехи, от которых Бог хочет тебя отторгнуть. Поэтому желай и ты того же, чего хочет Бог, – отторгнуться от зла: ведь Бог не хочет вовеки держать меч Свой над тобою.

Отец Арсений с паствой Отец Арсений с паствой
    

Скажу вам теперь о том, как вы по-разному ощущаете меч Божий над собой.

Вот кто-нибудь причиняет тебе какую-нибудь обиду. Ты во всех отношениях честен, а какая-нибудь соседка, муж, жена или кто-нибудь из детей вооружается против тебя и произносит в твой адрес оскорбительные слова: «блудник», «блудница» – тяжкие слова, которые пронзают твое сердце, как меч. И ты не понимаешь, что бы это могло быть, но и гневаешься в то же время и тоже разишь его в ответ мечом, и так дело доходит до вражды и до худых поступков. И ты приходишь сюда, чтобы узнать, почему ты страдаешь от подобных вещей. И узнаёшь здесь, что эти скорби, эта несправедливость все-таки не несправедливость, а розга, с помощью которой Бог напоминает тебе о грехах, что ты не исповедал.

И грех – это и есть то слово, сказанное соседкой или твоим собственным ребенком, слово, стрелой пронзившее твое сердце. Потому что ты забыл исповедать священнику один из грехов твоей молодости. И Бог напоминает его тебе. Может, ты забыла, что начала свой брак с левой ноги и только потом венчалась. Или же извергла ребенка – и это беззаконие пред Богом, это деяния блуда, даже если ты венчана по закону.

Или забыла, что осудила или подумала о ком-то это же самое слово и запамятовала сказать о нем на исповеди. Бог, однако, не забыл прегрешение твое или слова твои. Поэтому хочет омыть тебя, очистить от всех твоих зол.

Так действует Бог: попускает, чтобы твой муж, соседка, ребенок сказали тебе оскорбительные слова, чтобы так ты вспомнила о своем грехе и исправилась

Что же Он делает с тобой? Он только напоминает о зле, которое ты совершила. Поэтому всё зло, которое выплеснут вам в лицо или которым пронзят ваше сердце, вы не считайте скорбями, но остановитесь и задумайтесь: «А нет ли и у меня такого прегрешения, как это?» Потому что, говорю вам, так действует Бог: попускает, чтобы твой муж, соседка, ребенок сказали тебе оскорбительные слова, чтобы так ты вспомнила о своем грехе и исправилась.

И если ты забыла его или тебе стыдно было исповедать его священнику – а не надо было его стыдиться, надо было стыдиться совершать свой грех, – потому и попустил тебе Бог услышать о нем из уст другого. И хоть ты и клянешься, что невиновна в подобном, то теперь-то ты невиновна, но у тебя был этот грех в молодости, а ты его не исповедала.

Это и есть причина вражды – неисповеданные грехи. А если ты понимаешь истинный смысл вражды, что она послана от Бога, тогда признай свой грех и назови его под епитрахилью, чтобы не висела больше над тобой кара Божия: «Исповедаю грех мой, и Он тотчас удалит наказание за грех мой». Ибо сказано в другом месте: «Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31: 10).

Да, скорби – это милость Божия к нам, людям. Как боялся бы ты змеи, которая у тебя в кармане, и сделал бы всё, что можешь, лишь бы избавиться от нее: сбросил бы с себя и одежду вместе с ней, лишь бы избавиться от нее, ведь она может прогрызть в кармане дырку и укусить тебя, – так же поступайте и с грехами. Поэтому говорю вам, чтобы вы приносили исповедь чистую, какой еще не приносили за свою жизнь.

А если вспомните грехи, о которых напомнили вам супруг, соседка, собственный ребенок, тогда помолитесь и о тех немощных устах, которые привлекли к ним ваше внимание, ведь через них совершилось действие Божие. Верите ли вы в это? Тогда запомните это. О бесчестящем тебя молись как о благодетеле, обратись к нему с добром, и тогда и Бог обратит к тебе лице Свое светлое. Побеждайте зло добром, ведь на стороне добра Бог, а разве Бог не сильнее зла?

Прилепитесь сердцем к делу Божию, ибо Господь говорит: «Призови мя в день скорби твоея, и изму тя» (Пс. 49: 15). Не призывайте больше диавола, не призывайте того, кого да поразит Крест[3], ведь если вы всё призываете его, то он вам и поможет и он принесет вам пагубу и смерть.

Итак, прилепитесь к Божиему. И даже если Он посылает вам скорби, то посылает их с толком. И как только исповедуешь грех твой Господу, тут же отнимет наказание за грех твой. И даже если еще найдут на тебя скорби, то ты уже не будешь считать их скорбями, а милостью Божией над тобой, и так выйдешь победителем над ними. Поэтому молитесь о проклинающих вас. Ведь это написано![4] Ибо они делают доброе дело, но вы этого не видите.

Как я сказал вам выше, все, кто хочет, чтобы сень Божия покрыла жизнь вашу, кто хочет стяжать покровительство Божие над домом вашим и над трудами рук ваших, очищайте души свои молитвами, исповедью чистой и постом. И увидите, как снизойдут милость Божия и покровительство Божие на тебя и на всякое дело рук твоих. Аминь.

Иеромонах Арсений (Бока)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Nistea.com

17 декабря 2014 г.

[1] См.: Агг. 1.

[2] См.: 1 Кор. 6: 19; 3: 16–17.

[3] «Порази-его-крест», также «непоминаемый», – эвфемические названия диавола, которого считается нежелательным упоминать.

[4] См.: Мф. 5: 44.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил29 декабря 2019, 11:48
Благодарю Вас за труд. Очень актуальная и душеполезная статья. Братья и сестры прошу Ваших молитв о помиловании меня грешного и упорствующего, в ленности и рассеянности пребывающего. Осознаю что не имею права называть себя рабом Божиим. Михаил
izvor25 февраля 2015, 21:09
Добрая жена от Бога.а злая в наказание за грехи!!!!
Елена Волошина20 декабря 2014, 22:33
Спаси Господи за скорбь и за радость! Мир всем.
Алексий19 декабря 2014, 23:55
Спаси Господи!
Я прозрел, как будто со стороны на себя посмотрел. Все написанное в точку, в центр наших грехов. Пора скинуть оковы греха, пора исповедаться, пора жить с Богом, пока еще не поздно.
ТаняСем 19 декабря 2014, 15:34
Спаси Господи!Вот ответ на всю нашу жизнь и на мою в частности,все ясно и понятно,что несправедливости и напасти-нераскаянные грехи молодости,вот только как вспомнить все эти грехи и как узнать от самой себя исповедала я их или нет перед Господом!Куча вопросников-мыслей у меня в голове каждый раз при прочтении сайта,а в Храм не иду как положено,все времени нет.... вот и терплю,пока не накроет совсем,не дай Бог мне скатится в пропасть
наталия18 декабря 2014, 23:07
Да во истину так.Спаси Господи! В сомнениях ,можно перечитать не раз.
nata18 декабря 2014, 18:07
Воистину,золотые слова,эта статья помогла примириться с близким человеком
Анна Маркова18 декабря 2014, 17:46
Большое спасибо переводчику и редакторам сайта за публикацию этого текста. Очень полезно, очень поучительно.
Александр Солощенко18 декабря 2014, 10:09
Только скорбями Бог выводит людей из оцепенения, из сухости жизни!
сергий18 декабря 2014, 08:45
Скажите, а если жена мужа ,, пилит", как правильно к этому относиться? Это мужу наказание за грехи? Часто женщины , сами того не понимая ,, угробляют" своих мужей.Эта болезнь передается из поколения в поколение.
Татьяна18 декабря 2014, 07:47
Очень хорошая статья, дает ответы на многие вопросы
raya18 декабря 2014, 01:44
skorbi otvrachaut cheloveka ot Boga
Наталья Романцова17 декабря 2014, 16:32
Все правильно, хорошо чтоб ума хватило правильно все понять и благодарить Бога за все.
ларешин дмитрий17 декабря 2014, 15:09
Как сложно отвыкнуть от ночи,
Как трудно довериться дням.
Но если в душе зло клокочет
Попробуй наведаться в храм.

ПроЯснится зряшность событий,
И мирным помыслится враг
Как будто подал сам спаситель
Слезой восковою нам знак.

И если не смолкнут вдруг войны,
Заглушит их божеский глас:
Что как по-христьянски достойно
Ценить проклинающих нас.
Ольга17 декабря 2014, 14:42
Спасибо! Ясно и понятно,помоги нам Господи встать на путь Твой спасения.
Ольга17 декабря 2014, 14:07
Спаси Господи за то, что даете возможность прочитать проповеди этого духоносного проповедника.
Максим Юрьевич17 декабря 2014, 12:35
Вот и ответ нам на непонимания наши. А мы все сопротивляемся, все по своему стараемся сделать а причины скорбей не улавливем. Оказывается все так просто, ясно и доступно. Спаси, Господи!
Дина17 декабря 2014, 12:28
Спасибо большое и низкий поклон - очень вовремя статья эта, как ответ на мою молитву
Людмила 17 декабря 2014, 11:23
Спаси Господи!
По делам нашим приемлем
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Зинаида Пейкова
Иеромонах Арсений (Бока)

Новые материалы

Выбор читателей

×