Слово «прости» вернуло в храм

История бывшей протестантки

    

Мы стояли прямо у выхода из кинотеатра, держа наготове стопки Библий в мягких обложках. Фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы» только что кончился, из зала потянулись люди. Народ выходил потрясённый, многие не скрывали слёз. Они без слов брали из наших рук книги. Неожиданно подрулила троица – парень, жующий жвачку, под ручки с ним две девицы в обтягивающих джинсах. У парня на шее красовался немаленький золотой крест.

– Вот скажите, вы же не наши, не православные, так? – с вызовом начал он. – Зачем народ тянете в секту, книжонки втюхиваете?

– А вы сами – православный, да? – нимало не смущаясь парировала я.

– Конечно, – гордо ответил юноша.

– А в церкви когда последний раз были? Причащались давно? Посты соблюдаете? Молитесь ежедневно?

Парень под градом моих вопросов сник, почувствовал себя неловко. Он краснел, озирался и прятал глаза, девицы тоже потерянно молчали. Я была осведомлена о том, как должен себя вести настоящий православных человек, ведь когда-то сама была прихожанкой храма.

– Какой же вы православный, – укоризненно заключила я. И добавила с горечью:

– Знаете, как бы мне хотелось, чтобы здесь вместо меня стоял батюшка и призывал народ в Бога верить! Но его здесь нет. А кто-то должен людям рассказать об Иисусе Христе, Который умер за нас!

Посрамлённая троица было ретировалась, но юноша вдруг вернулся.

– А можно и мне книжку? – стесняясь, попросил он.

– Конечно, – заторопилась я. – Возьмите, пожалуйста. И вам, и вашим спутницам по экземпляру. Это же та же Библия, только более понятная. Там на последней странице есть адрес нашей церкви, если хотите, приходите на встречу, будем ждать. Или хотя бы в храм начинайте ходить, только пожалуйста, верьте: Бог любит вас.

Возвращаясь домой после евангелизации, я заметила несколько наших Библий, брошенных в лужу. С болью в душе доставала намокшие «глаголы жизни» из грязной жижи и про себя просила Бога простить мирских людей, которые отвергают святую книгу, не ведая, что творят. Если б только они приняли Иисуса в сердце, как это когда-то сделала я!

Моя жизнь в то время казалась мне почти эталоном. Я любила Бога и, как мне казалось, имела личные отношения с Ним, молилась и получала ответы на молитвы, была спасена (если что случится – планировала попасть прямиком в рай). Я была хороша собой, образована и начитана, при этом нравственна и порядочна – не пила, не курила, не сквернословила, делала добрые дела и несла в дом Божий десятину.

Каждый выходной я славила Бога в протестантском собрании песнями и танцами, у меня были прекрасные друзья, работа, подрастала любимая дочь. Я пребывала в уверенности, что Господь приготовил для меня в жизни великий план, в котором есть свершения и победы, награды и подарки и нет места болезням, бедности и страданиям. Ведь Иисус уже победил все неприятности на Кресте. Мне осталось лишь войти в Его волю, верою принять отличное будущее и тогда оно не замедлит наступить.

На всякого, кто пробовал опрокинуть мою оптимистичную мировоззренческую платформу, обрушивалась лавина красноречия. Пламенные речи, подкреплённые примерами из жизни и личными обаянием, плюс цитаты из Библии сражали оппонента наповал. Как минимум, человек не пытался спорить дальше, как максимум – проникался симпатией к моим убеждениям. Случалось, что впоследствии приходил в нашу общину.

«Господи-спаси»

Смоленская икона прабабушки Смоленская икона прабабушки
…В моей атеистической партийной семье сельских учителей, где предметом культа были книги и фильмы, верующей была только прабабушка. Баба Уля родилась ещё при царе, была неграмотной, она постоянно чем-то занималась по дому или в огороде. Говорила мало, стряпала вкусные шаньги и печенье, с ней рядом мне почему-то всегда было спокойно. Я порой замечала, как она недвижно стояла в углу кухни, подняв глаза и что-то шепча. Там, почти под потолком, в шкафчике стояла тёмная от времени икона под стеклом. Я её углядела, специально взобравшись на стол и открыв шкаф.

– Ты че, баба, никакого Бога же нет, – доказывала «тёмной» старушке третьеклассница-отличница.

Я несла несуразицу с уроков природоведения: про гром, которого боялись первобытные люди и потому выдумали силы небесные, про космонавтов, которые Его на небе не встречали. В ответ баба только глядела на меня светлыми глазами и укоризненно качая головой, приговаривала «Господи-спаси».

А Бог потихоньку приоткрывался мне через книги, которыми я зачитывалась с 5-ти лет. Когда мне было десять, в СССР вдруг чудом издали одну из знаменитых «Хроник Нарнии» – сказку христианина Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Когда я прочитала имя «Эслан» (Великий Лев – прообраз Господа в волшебном мире), моё детское сердце ёкнуло, появилось удивительное предчувствие ожидания чего-то дивного и очень хорошего.

Прабабушки нашей не стало, когда ей было за 80, а мне – 13 лет. Хотя для всех нас её кончина был большим горем, это был хороший уход. Баба Уля почти до последнего дня двигалась, находилась в здравом уме, общалась с нами. Незадолго до кончины она собрала у кровати всех близких и дала напутствия. Потом я несколько раз видела бабушку, не знаю – во сне или наяву. Она была светлой и вновь без слов смотрела на меня добрыми глазами, чуть качая головой.

В 15 лет я прочла «Мастера и Маргариту», начав с истории об Иешуа. Всё связанное с именем Иисуса Христа, вызывало какой-то трепет, предвещало нездешнюю весну.

Уже будучи студенткой, нашла строки из Нагорной проповеди в журнале «Работница» (страна как раз вступала в период перестройки и темы, связанные с верой, уже не были табу). Аккуратно вырезала их, наклеила в блокнот и зачем-то ещё раз переписала. Ни на йоту не постигая, кто есть многочисленные «блаженные» и что значит «ибо их есть…», я бесконечно шептала звенящие строчки на разные лады, безуспешно пытаясь проникнуть в суть, даже приставала с вопросами к преподу по истории религии и атеизма, но разгадка, казалось, была неизвестна никому. Раздобыла даже Евангелие и была весьма разочарована: в нём вообще ничего не было понятно.

В 18 лет по совету друга приняла крещение. Таинство не произвело впечатления: его смысла и сути я не уловила, крестили народ в те годы пачками, уставший батюшка спешил, ничего никому особо не разъяснял и не напутствовал. Однако после крещения мысли о вере и о Господе стали всё чаще посещать меня.

Я поняла, что спасти ребёнка может только Тот, кто способен делать чудеса, то есть Господь Бог

После окончания ВУЗа я вышла замуж за молодого человека, с которым встречалась со школы. Первый раз горячо взмолилась после того, как наша дочь родилась с серьёзными проблемами со здоровьем – у неё был надломлен шейный позвонок, врачи давали неутешительные прогнозы. Я поняла, что спасти ребёнка может только Тот, кто способен делать чудеса, то есть Господь Бог. Просила Его, как могла, ночью и днём, вслух и про себя. Из-за этого в больнице, куда мы попали сразу после роддома, на меня смотрели, как на помешанную, но мне было всё равно, главное – чтобы дитя выздоровело. Чудо свершилось: когда мы выписывались из больницы, почти все диагнозы были сняты.

Обретя богатство, я с ужасом поняла, что внутри меня – чудовищная пустота и тоска

В бедные студенческие годы мне по наивности казалось, что у меня есть любимый человек и для полного счастья не хватает только достатка. Когда мои материальные проблемы будут решены, я и буду счастлива. Обретя это самое богатство, я с ужасом поняла, что внутри меня – чудовищная пустота и тоска. От этого не спасали роскошные квартиры и шубы, бриллианты и отдых в Париже.

Деньги пришли в семью, когда муж успешно занялся бизнесом, но, ошалев от наплыва денег, он погрузился в бездну порока. Его постоянные измены и агрессия подвигли меня искать утешения в храме. Только в церкви душевная боль стихала. Этого обезболивания хватало на несколько дней, потом я вновь бежала на службу. Происходящее же в храме оставалось для меня непостижимым, хотя сама Литургия нравилась. Служба успокаивала, иногда вызывала непонятные слёзы. Но вот что тут в храме происходит, зачем и почему… Я знала историю Христа Спасителя, понимала, что Бог велик, что Он есть любовь и нужно не грешить. Но спросить, как мне жить и что делать, не удавалось. Батюшки тогда были заняты, и их на тот момент было крайне мало. Другие прихожане, мрачные и погружённые в себя, не располагали к общению. Не было изобилия православной литературы, передач и фильмов, как сейчас. Шли 90-е годы, Церковь только вставала с колен после десятилетий гонений.

Я стала читать утренние и вечерние молитвы, не до конца понимая смысла слов, но находя в них особую радость и силу

Ограничившись покупкой молитвослова, я стала читать утренние и вечерние молитвы, также не до конца понимая смысла слов, но находя в них особую радость и силу – как и в Нагорной проповеди. Замечала, что молитвы имеют силу успокаивать злость пьяного супруга, который вдруг тоже стал немного интересоваться верой и даже иногда ходил со мной в храм.

На беду, вскоре муж встретил девушку-студентку и решил оставить нас с дочерью, стал требовать развода. Это было самое мрачное время моей жизни. При всех недостатках мужа, я любила его и прощала. И он, до встречи с этой барышней, также уверял, что любит только меня. Разрыв с ним я ощущала почти физически, страдания мои были невероятно тяжелы. Не могла есть и спать, похудела, бегала по психотерапевтам. Самое главное, я опять не понимала, что я обязана делать в нынешней ситуации как верующая женщина.

– Ты знаешь, я тут побеседовал с одним батюшкой, и он обещал быстро обвенчать нас с любимой, – как-то поведал довольный муж. – Наш-то с тобой брак, невенчанный, а только в ЗАГСе зарегистрированный, значит, ненастоящий, поняла?

После его этих слов, я почувствовала себя преданной дважды – человеком и Церковью, которую только начинала любить. Возмутившись всем существом, сделала горький вывод – Церковь, где служат столь лицемерные отцы, – ненастоящая.

Друг Иисус

В маленькой общине христиан-харизматов, основанной когда-то миссионером-иностранцем, мне понравилось с первого визита. Приятные образованные люди, умно рассуждающие о Господе, братская любовь и принятие. У меня быстро появились друзья, которые всегда могли выслушать и понять, появился и смысл жизни. Прочтя молитву покаяния (призвав Господа Иисуса Христа в своё сердце и поблагодарив Его за то, что он умер за меня), я стала частью общины. Жадно впитывала новые знания и слушала всё, что говорят, не сомневаясь. Ведь сказанное всегда подкреплялось местами Писания (формально это единственный авторитет протестантов).

Елена Есаулова Елена Есаулова
    

Оглушенная предательством супруга и тяжкими обстоятельствами развода, я не задумывалась, куда попала

Оглушенная предательством супруга и тяжкими обстоятельствами развода, я тогда не задумывалась, куда попала. Тем более, что народ собрался интеллигентный и добрый, плохому никто не учил, все относились друг к другу тепло, поддерживали и помогали, молились друг за друга и радовались, когда просимое исполнялось. Велись разговоры про Бога, и всё казалось «божьим», а значит – истинным. Каждое воскресение мы пели бесхитростные песни, славящие Христа, и слушали проповеди на разные темы. Мы собирались и в будни, читали и разбирали Библию и молились о том, чтобы люди становились христианами, просили Господа о властях, родителях, об исцелениях и чудесах.

На тот момент община стала для меня спасательным кругом. Господь в протестантской интерпретации казался мне близким и понятным. А если что-то неясно, знающие люди, более духовно развитые, чем я, имевшие полномочия – особые «небесные дары» (о которых, конечно же, говорилось в Писании), всегда подсказывали, как Он действует, почему случилась та или иная проблема и что делать, чтобы её решить.

За истинную веру людей всегда гонят. Если протестантизм гоним, значит, он и есть истинное практическое христианство, которого я так жаждала, сделала вывод я. Тем более что мои новые друзья не были «неадекватами» и «затворниками», которых высмеивают масс-медиа. Они учились или работали, ходили в кино и кафе, не переписывали свои квартиры на гуру и вели себя, как нормальные люди.

Протестанты придерживаются «теории ветвей» и считают всех, кто верит в Троицу и следует Библии, братьями. Самыми дремучими братьями, в понимании протестантов, являются, понятно, православные. Хотя формально пасторы и лидеры повторяют, что «мы с уважением относимся к РПЦ», пренебрежение «невежественными поклонниками деревяшек» и их «свечной и яичной верой» присутствует в среде протестантов. В самый первый визит в собрание мне аргументировали «по Писанию», что икона – это идол. Я слушала доказательства, подавляя внутренний протест, чуя, что не про икону там речь, но не могла объяснить, почему они не правы, так как была несведуща.

Со временем, слушая проповеди и читая книги иностранных учителей, я постоянно подавляла несогласие с отдельными тезисами учения харизматической церкви. Всё вроде бы по Библии, но нечётко и размыто, противоречиво или недостаточно аргументировано.

Например, согласно учению о духовной власти, решения лидера нельзя оспаривать, а его самого – критиковать. Принцип таков: если недоволен, молись молча. Того, кто осмеливался вслух усомниться в правоте пастора, объявляли сплетником, человеком с худым сердцем. Следовали нелицеприятные разговоры с провинившимся, в итоге человека вынуждали признать, что он неправ, душевно травмирован или одержим, нуждается в исправлении.

При этом сам наш пастор долгое время не имел духовного лидера и не был подотчётен никому.

Сомневаться в том, что это именно Бог открыл пастору то или иное, было также не принято.

Поражало, что на всех уровнях харизматических общин постоянно менялись учения. То, что считалось какое-то время истиной, через какое-то время опровергалось. То мы читаем книги о духовной войне и следуем советам, молимся определённым образом, то автор вдруг объявляется еретиком.

Однажды пастор, прочтя очередное произведение, в ответ на мою просьбу помолиться о жилье, которого у меня не было, предложил совершить пророческое действие – написать приглашения на новоселье в квартиру, которую я якобы получу от Бога. Мол, сначала приобретение квартиры нужно свершить в духовном мире, а потом оно произойдёт и в физическом. Я послушно выполнила распоряжение. Надо ли говорить, что никакой квартиры не появилось. Впрочем, никого это не смутило. Спустя некоторое время книга также была объявлена ложной.

Подобным же хаотичным образом происходило и движение нашей общины. То мы рассказываем о Боге в каком-то районе города (и все там якобы примут Христа), то организовываем дочернюю церковь в посёлке, то вдруг собираемся открывать реабилитационный центр для наркоманов… То, почему эти планы «от Бога» порой кончались провалом, также не обсуждалось.

Наблюдая метания, с которыми уже не могли примирить ни хорошие товарищи, ни давние отношения, я стала задумываться о сути нашей веры. Не хватало простоты и здравомыслия, милосердия и смирения. Мне известны многие прекрасные люди, которые были бедны, страдали и терпели болезни, многие мучились всю жизнь. По версии харизматов, такой человек либо имел тайный грех, либо был маловерен, так как нет воли Божьей на страдание: материальное, душевное и физическое.

Без Причастия и Таинств, на одном лишь учении и сомнительных мистических практиках, цветут буйным цветом страсти и пороки, гордость и себялюбие

Не стоит думать, что в общине я была идеальной христианкой, а мои духовные лидеры – монстрами. Все мы вели себя, мягко говоря, несовершенно, но не все это признавали. И немудрено. Без Причастия и Таинств, только на одном лишь учении и сомнительных мистических практиках, цветут буйным цветом страсти и пороки, гордость и себялюбие и внутреннее преображение едва ли возможно.

Прозрение наступало постепенно, но неотвратимо. На седьмой год пребывания в общине я уже постоянно испытывала чувство вины и стала замечать, что многие мои поступки являются результатом не личного выбора, а стремления угодить людям. Причём угодить было невозможно, как ни старайся.

Смиренная Маша

За эти годы из всех православных христиан только одна сестра пошла на контакт со мной, протестанткой. Как только мои православные коллеги по работе узнавали, что я хожу в секту (а для протестантов это ругательное и обидное название), люди шарахались от меня, как от прокажённой. Но только не Маша Сараджишвили из Тбилиси, с которой мы познакомились в интернете.

Мария Сараджишвили Мария Сараджишвили
    

На тот момент я уже была корреспондентом в светской газете, писала прозу для протестантских сайтов. На один из таких ресурсов выложила свои рассказы и Маша. В их бурном обсуждении участвовали многие. Нам Машины опусы были непонятны, они лежали вне нашей логики. Мы-то ведь точно знали, как Бог действует и что Он имел в виду. В общем, мы обрушились на Машу с самой жёсткой критикой. И в ответ получили совершенно искреннее: «Простите меня». Меня это ошеломило и сокрушило. Честно говоря, я знала, что не могу так – взять и подставить щёку, хотя и часто цитировала это место Писания. Меня так заинтересовала эта православная девушка, что я списалась с ней и мы начали дружить через смс и по переписке. Она задавала вопросы, рассказывала о своём опыте веры, делилась житейскими переживаниями и слала свои рассказы, которые я потом очень полюбила. Однажды Маша радостно сообщила, что попросила своих друзей молиться за заблудших, включая меня. На «заблудшую» я обиделась, но скрепилась, не хотелось терять друга.

Я задумалась: на каком основании я должна считать своё протестантское собрание, неведомо кем основанное, настоящей церковью?

Какое-то время спустя, готовя выпуск журнала, в котором трудилась выпускающим редактором, я наткнулась на житие святой Ефросиньи Суздальской. Когда прочла о её подвижничестве, у меня что-то дрогнуло в душе, нахлынули слёзы. Я задумалась: на каком основании я должна считать своё протестантское собрание, неведомо кем основанное, настоящей церковью? Было стыдно от того, что я почти ничего не знаю о русских христианах, мученически погибших за веру.

Через некоторое время на пустом месте у меня возник конфликт с женой пастора, которую я считала подругой и наставницей. Никакие старания не делали ситуацию лучше, всё мистически разваливалось, общение с друзьями сошло на нет, было ощущение, что родная семья отправила меня в приют.

Во что же я верю? В пастора, в людей или в Бога? Останусь ли христианкой, если попаду на необитаемый остров или в тюрьму?

Поверх эмоций и рыданий в одиночестве, думалось: а во что же я верю? В пастора, в людей или в Бога? Останусь ли христианкой, если попаду на необитаемый остров или в тюрьму? Я искренне попросила Господа открыться мне по-настоящему. Через некоторое время я больше не смогла посещать своё собрание.

Вернуться домой

Венчание Венчание
В это же время я познакомилась по интернету с христианином из другого города, человеком со сложной судьбой. Мы переписывались, затем встретились и очень быстро решили создать семью. После свадьбы решили жить в моём городе, так как у нас легче найти жильё и работу. Мы обошли все собрания города в поиске общины, даже у католиков были. Моего мужа, взыскательного и подкованного в протестантском богословии, ни одно собрание не удовлетворяло.

О Православии мы задумались в последнюю очередь, начав смотреть программы телеканала «Союз». С огромным удивлением и интересом слушали проповеди священников, ответы на вопросы прихожан, смотрели передачи о монастырях и жизни общин. Красота и мудрость, глубина и смирение Православия изумляли. О Православии в наших общинах говорили совсем иным образом, представляли его превратно. Не сразу, но мы поняли смысл почитания икон и святынь, значение Таинств, разобрались с поклонением Богородице и святым.

Христианство, бывшее доселе для нас плоской карандашной картинкой, вдруг стало объёмным и цветным видеоизображением

Христианство, бывшее доселе для нас плоской карандашной картинкой, наброском, вдруг стало объёмным и цветным видеоизображением. В какой-то момент стало очевидно, что противиться истине мы больше не можем, если хотим быть честными – должны идти в храм.

Придя в церковь, в смятении стояли у самого входа, стеснялись пройти дальше, просто утирали слёзы. Батюшка, с которым мы уже побеседовали ранее и рассказали о себе, разрешил поцеловать крест. Он рассказал, каким образом (через исповедь) мы можем вновь приложиться к православной Церкви. Мы с мужем стали бывать на службах. На одной из них я исповедалась. Я вновь стала частью православной Церкви, начала регулярно причащаться.

Наш сын родился на Пасху, мы окрестили его в честь святого Сергия Радонежского. В скором времени воцерковился и мой муж.

Со временем стала православной и наша свекровь, тоже бывшая протестантка. Мы, с Божьей помощью, меняемся, учимся прощать и терпеть, доверять Богу и идти за Ним.

Главное, что изменилось сейчас – мой взгляд на себя и окружающих. Если в протестантизме я считала себя более продвинутой, чем прочие люди, даже не признаваясь в этом, теперь я понимаю, что я грешная женщина. И другие могут быть гораздо лучше меня. В этом взгляде на себя нет пессимизма и уныния. Через Таинства и посты, с помощью Божьей, с помощью Небесной Церкви, которая молится о нас, можно потихоньку меняться и идти вперёд.

Елена Есаулова

22 декабря 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Американец, бросивший всё ради Православия Американец, бросивший всё ради Православия
Евгения Киронаки
Американец, бросивший всё ради Православия Американец, бросивший всё ради Православия
Десять лет назад он пересек океан, ехал дни и ночи, непрестанно молясь, чтобы в конце концов оказаться здесь, на горе, в монастыре Оаша. С тех пор он ни разу монастырь не покидал.
«Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь» «Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь»
Прот. Питер Гиллквист
«Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь» «Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь»
Памяти протоиерея Питера Гиллквиста († 1 июля 2012 г.)
Священник Алексий Веретельников
Когда-то он потратил десятилетия на то, чтобы найти Церковь Нового Завета — это величайшее сокровище своей жизни, — и, найдя, остаться ей верным до гроба. Давайте вспомним этого удивительного человека и его путь в Православие.
Библия под хруст попкорна Библия под хруст попкорна
Людмила Селенская
Библия под хруст попкорна Библия под хруст попкорна.
История девушки Людмилы, которая пошла к нео-протестантам, а пришла в Церковь, рассказанная ею самой

Людмила Селенская
Я призналась молодой «наставнице», американке: я ходила в православную церковь, мне было плохо. Она холодно пожала плечами. Уж на что они все там сахарные, внимательные, приветливые, а скажи «Православие» – и леденеют. Некоторые, поглупее, смеются. Поумнее настораживаются.
Комментарии
Есаулова Елена20 мая 2015, 20:05
Наталья и Светлана, спасибо за добрые слова! Приятно, что спустя время рассказ о переходе находит читателя!
Наталья27 апреля 2015, 11:34
Спасибо Вам большое за статью! Мой путь к Православию тоже пролегал через харизматические "церкви". Многое в Вашем рассказе созвучно моим переживаниям. Особенно тронули вот эти слова: "Христианство, бывшее доселе для нас плоской карандашной картинкой, наброском, вдруг стало объёмным и цветным видеоизображением". Как здорово, как точно сказано!
Помню, как стоя в храме на вечерней службе в Страстной Четверг, очень живо ощутила - я дома! Наконец-то я вернулась домой после долгих скитаний. Спасибо Вам за рассказ, такие истории очень нужны, ведь в неопротестантских общинах много искренних, ищущих Бога людей, которые понимают, что многое в учении и жизни их общин не правильно, но не видят выхода и по многим причинам даже не рассматривают Православие как вариант. Божьих Вам и Вашей семье благословений, здоровья и радости!
Светлана Ранджелович 6 апреля 2015, 14:38
Елена, я так благодарна вам за искренний рассказ, за объяснение про то, чего не хватало... Очень рада, что нашла эту статью.
Елена Есаулова18 марта 2015, 15:05
Макс, если вы будете внимательны, то увидите, что главный мой мотив перехода в православие кроется именно в полноте истины, в учении Православия.
max17 марта 2015, 19:39
Интересная статья. Читаю несколько подряд и чувствую что есть некоторые пререгибы в свидетельствах, хотя не без основательные. Я больше 20 лет являюсь христианином протестантом по учению. Практически все вещи, описанные в статье, имели место быть. И странные пасторы, открывавшие церкви по вере, и метания в различных учениях, учение о духовной власти, точнее, как оно подавалось в 90-х, вообще больной вопрос. Да, протестантский подъём 90-х принёс колоссальную трансформацию. Ведь что было? С одной стороны баптистско- пятидесятнических общины, пережившие "совок", что не могло на них не отразиться, с другой - множество молодых общин, появившихся в результате активной проповеди Евангелия, в том числе множество иностранных миссий открылось. Но как бы там ни было, своё детство было и у протестантского движения. Хочу сказать, что неправильно брать проблемы одних, и противопоставлять обще христианским ценностям в исполнении других. В Православии можно найти достаточно людей, которые не отображают дух Христов. И что? Моя жизнь во Христе не является эталоном, и Слава Богу, чтоб не было другого эталона, Кроме жизни Христа, ведь только Он все во всем. Есть и смирение, и любовь, и покаяние у протестантов и в учении, и в жизни. Это плод личной веры каждого христианина.
Ксения10 февраля 2015, 14:04
Храни вас Бог!
Елена Есаулова13 января 2015, 18:16
Дорогой брат Константин, спасибо на добром слове. Считаю, всё таки, что умные труды на духовные темы должны писать умные люди, специально к этому призванные. Я не гожусь на это. К тому же у меня же много других целей-свою душу спасать, детей растить, работать - чтобы помогать мужу ипотеку выплачивать. И иногда рассказы писать).
Семинарист Константин 11 января 2015, 12:19
Дорогая сестра во Христе Елена!
Я искренне рад за Вас и Вашу семью! Желаю Вам доброго здравия, мира душевного, духовной радости и искренней, непоколебимой веры и любви ко Господу и Спасителю нашему!
Я бы посоветовал Вам заняться все-таки написанием огромных трудов, думаю это бы принесло не мало пользы Церкви Христовой в проповеди Евангелия Правды.
Храни Вас Господь!
Николай30 декабря 2014, 14:37
Протестанты. Реформаторы. Православие сохранило нам детство, его радость, его чувства и всегдашнюю новизну, увлекательную родную нашу тайну - как хорошо. Разве можно реформировать детство. Все его убранство, всю красоту, всю живость мы хотим иметь прежними, какими (истинными) они и были. Церковь сделала это. Разве каждому из нас одному под силу это? Слава Богу!
Елена Бабенко29 декабря 2014, 17:05
Спаси, Господи! Замечательная,нужная статья.. Меня вот в студенчестве угораздило попасть в секту похлеще- Живая вера.. там и экзальтация с маханием руками во время "проповедей"-выкриков "пастора" и наложение рук во время так сказать молитв-бормотания абракадабры- якобы дара языков- который им всем дается.. в общем жуть.. вспоминать страшно.. слава Богу!-вовремя унесла ноги..
Александр29 декабря 2014, 15:26
PS

Именно согласное учение святых подвижников разных эпох, стран, социального уровня и церковного статуса определяет, что есть учение Церкви, а что – частное мнение. «Столп и утверждение истины» – не сама по себе Библия, а Церковь (1 Тим. 3:15). При этом - Церковь, основанная Христом и Его апостолами, которую не способны одолеть даже врата адовы (Мф.16:18), а не организации, основанные немцами, американцами или корейцами.
Александр29 декабря 2014, 15:24
Елена, низкий поклон за столь Вашу трогательную стать. Спаси Господи!

Согласен с Вами. Слово Божие – одно, а его пониманий – море. Поэтому при наличии тысяч и тысяч интерпретаций Библии вопрос о выборе церкви упирается в критерий истинности. У католиков критерий истинности – папа. У протестантов – мнение пастора, точнее – отсутствие критерия. В православии же критерием истинности является согласное учение святых отцов. Мы верим так, как верили изначально православные христиане, члены древней неразделенной Церкви, – все, всегда и везде.

Процитирую проф. Осипова: “Истинное понимание Библии мы можем найти только в учении людей, которые действительно достигли святости - близости к Богу, духовного совершенства, осуществили закон Божий в своей жизни. Поэтому мы видим, что не один человек, а люди разных эпох, разного социального уровня и положения, разного церковного статуса, но которые положили в основу своей жизни заповеди Евангелия, вдруг, независимо друг от друга, приходили к одному и тому же пониманию Священного Писания - Библии.

Критерием истинности для понимания Библии для православия... являются не человеческие мнения, а согласное учение святых отцов в понимании конкретных положений библейского учения.”

http://tv-soyuz.ru/qna/kak-pravilno-opredelit-gde-istina
Елена Есаулова28 декабря 2014, 04:02
А как бы вы, Валентина, Словом Божиим руководствовались? Изучив его самостоятельно и сделав выбор на основании своих собственных суждений? Тут много рисков. Мои знакомые протестанты из разных общин, люди не глупые, все изучают Писание и делают разные выводы об одних и тех же моментах. Об этом очень четко пишет дъякон Андрей Кураев в книге "Протестантам о православии". Есть конфликт интерпретаций-каждый читающий любой текст, интерпретирует его по своему. Учителя-интерпретаторы есть в каждой общине (книги иностранных проповедников, пасторы и лидеры, получившие откровения), хотя это отрицается.
Я думаю, что в истинную единую апостольскую Церковь, которую основал Господь, меня Он и привёл, после моей горячей молитвы и по молитвам верующих о заблудших. Он же промыслил все обстоятельства: конфликт, разрыв отношений, которые случились после молитв. Про убранство храма и тишину я нигде не писала. Мученики за веру-да, и их подвиг и их небесные молитвы тоже были серьёзным аргументом. Неуважение к Святым и следование советам современников-иностранцев, которые и не видели и толики гонений, с которыми столкнулась Русская Православная Церковь - это узость и слепота души.
Основным откровением было именно православное учение.
Валентина27 декабря 2014, 15:38
Я понимаю автора статьи. Я бы сама ни за что не задержалась в харизматской церкви. Но я так и не поняла, ЧТО же именно заставило Вас Леночка пойти в православие? Конфликт с женой пастыря, православные мученики за веру, убранство храма, тишина, песнопения ЧТО именно заставило Вас прийти в православный храм? Может по-вашему я ошибаюсь, но я бы, при выборе церкви в первую очередь, руководствовалась Словом Божьим.
Сергей Михеев26 декабря 2014, 10:06
Совершенная правда, даже нечего добавить, сам прошёл весь этот путь.Слава Богу за всё.
Елена Есаулова26 декабря 2014, 02:19
Без подробностей- у бывшего мужа судьба пока не очень хорошо сложилась. Общается с дочерью и по мере сил её поддерживает материально, за что спасибо ему. Иногда молюсь о нём.
Виталий Мойсей25 декабря 2014, 23:27
нужно молиться за всех хрестьян. 100000 тыс .убивают по всему миру
Василий Рецов25 декабря 2014, 22:57
А вот интересно, как сложилась судьба у бывшего мужа, обвенчавшегося со студенткой?
Виталий Мойсей25 декабря 2014, 22:41
замечательная история и я чуть не стал пятидесятником 20 лет назад. в крещении был я католиком .но бабушка меня маленького водила в православную церковь к причастию до 8лет, причащался.потом забыл о Боге.в 24года принял православие.я был на острове залита у старца Николая Гурьянова и к нему приезжали на моих глазах люди из разных стран и континентов, христиане других конфессий и разрешали все свои вопросы.я был у Батюшки Николая четыре раза и каждый раз встречался там с одними и теми же людьми,предворительно ни с кем из них не договариваясь. совпадение или Божий промысел?
Василий25 декабря 2014, 18:04
Спаси Вас, Господи!
Большой путь проделан.
Задумайтесь над тем, насколько сильно о Вас молилась прабабушка и может еще кто-то из родных, которые уверен сейчас с Господом пребывают.
И насколько сильно Любит Вас Господь.
диакон Георгий Максимов25 декабря 2014, 07:58
Михаилу Власову и некоторым другим комментаторам:
Расширительное понимание термина протестантизм, включающее в себя не только лютеран, уже давно является общеупотребимым и у нас и на Западе. Попытка отменить такое устоявшееся словоупотребление сродни борьбе с ветряными мельницами - занятие столь же бесперспективное, сколь и бессмысленное. Для обычного человека, не-лютеранина, такое разделение ничего не объясняет и ни в чем не помогает. А альтернативного общего названия всего того конгломерата движений, выросших позднее из тех, кто откололся от Рима в XVI веке, не предложено. Так что смиритесь, что в русском языке именно так понимается протестантизм.
Владислав24 декабря 2014, 22:06
Вики, конечно, во многом не аргумент, но, по моему, этот вопрос там освещён более-менее правильно. Харизматы - движение, возникшее из протестантизма. И далее: «Основным отличием харизматического течения является вера в Дары Духа Святого, через которые Бог может являть себя в любом верующем...», т.е. "говорение языками" и т.д. Эта практика - корренное отличие от протестантов, поэтому понятно, что протестанты всячески открещиваются от харизматов, т.к. считают последних язычниками, что в общем-то учитывая нашу православную аргументацию (http://www.blagovestnik.org/books/00117.htm), справедливо. Серафим Роуз ещё в 1970-х годах в своём прекрасном труде «Православие и религия будущего» делает чёткое разграничение.
Кстати, как бы Лютер не протестовал, и как бы его не предавали анафеме, до самой смерти он считал себя католиком, что является важным фактом, - т.е. он не вёл раскольнической деятельности, как его последователи, а добивался реформации самого католичества.

Спасибо Вам за прекрасный рассказ!

P.S. Ещё хорошие ссылки по теме:
http://www.pravoslavie.ru/smi/49875.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/72693.htm
Михаил Власов24 декабря 2014, 20:57
Елена, ваш муж совершенно прав: Кальвин и Цвингли были ПОСЛЕ Лютера :) Откуда произошло само слово Протестантизм?... Дело в том, что на собрании в Шпейерском рейхстаге князья подали петицию в защиту Лютера, отсюда и появилось название: Протестантизм. Более подробно вы можете прочитать об этом в Википедии, ссылку на статью "Протестантизм" я сейчас дам. Так вот: князья там не подавали петицию ни за какого Кальвина, ни за какого Цвингли, и уж тем более ни за каких харизматов ))) Так что, если бы они были честны, то даже и кальвинисты к примеру не должны были бы именовать себя протестантами... Я, Елена, отчего такой "вредный"? :) Просто надоело отбиваться от глупых обвинений: вы протестанты не крестите детей (на самом деле крестим), вы не признаете таинство св. Причастия (признаем), вы считаете иконы идолами (не считаем), вы считаете себя безгрешными- ну это вообще не про нас, считаем мы себя грешными, у вас нет исповеди (есть), у вас примитивное богослужение (советую сходить на лютеранскую Мессу), вы не признаете священные облачения и наперсные кресты (признаем, а наперсные кресты носят у нас даже диаконы), ну и так далее... ))) Вот ссылка на статью в Википедии: http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Протестантизм
Евгений Жабатинский24 декабря 2014, 20:38
отличная статья! мой путь из неопротестантизма похож на её. теже проблемы, что испытала она были и уменя, хотя мы были скорее баптисты (очень близки к ним). а теперь эта община уже у Ледяева в "новом покалении". она пишет: "Красота и мудрость, глубина и смирение Православия изумляли. О Православии в наших общинах говорили совсем иным образом, представляли его превратно." конечно протестантизм со своим ПРИМИТИВОМ не даёт серьёзных ответов и меня это тоже поразило. на некоторые духовные проблемы даже обученные их лидеры некомпетентны! а как иначе своя традиция невелика и постоянные поиски и шарахания из стороны в сторону только обедняют их. мне понравилось это из её статьи: "Поражало, что на всех уровнях харизматических общин постоянно менялись учения. То, что считалось какое-то время истиной, через какое-то время опровергалось. То мы читаем книги о духовной войне и следуем советам, молимся определённым образом, то автор вдруг объявляется еретиком. Наблюдая метания, с которыми уже не могли примирить ни хорошие товарищи, ни давние отношения, я стала задумываться о сути нашей веры." Как это похоже на то где я был
Елена Есаулова24 декабря 2014, 16:51
Михаил, я думала вчера над вашими словами, советовалась с мужем. Он напомнил, что были ещё и Кальвин и Цвингли (после Лютера) и что все они друг друга анафеме предавали. Пожалуй, в тексте надо было бы сноску сделать. И пояснить, кого религоведы считают протестантами, а кого - соотечественники и т.п. Но думаю, это не очень существенно, возможно комментарии объяснят интересующимся. Но обычные люди все равно будут принимать за протестантов именно баптистов, пятидесятников и неосов (харизматов).
Лентяй24 декабря 2014, 14:55
По поводу знания Евангелия сектантами - до воцерковления читал только Евангелие каждый день, запойно в следствии чего знал наизусть любимые главы и места(понимал многое превратно, как оказалось), после воцерковления вычитывая утреннее и вечернее правила, молитвы перед Причастием, акафисты и св.отцов - времени на чтение Евангелия почти не оставалось, да и пыл поугас, заставил себя прочесть Ветхий Завет и почти за год осилил. Вся штука как оказалось в том что Православие подразумевает не чтение Евангелия совмещаемое с просмотром телевизора и прочими увеселениями, а чтение Евангелия совмещенного с молитвами, чтением св отцов и т.д если все это делать то времени на суету не остается, а мы как оказалось не всегда настолько сильны в вере чтобы отказаться от суеты, вот и выходит что православные не читают Евангелие так часто и много как даже сектанты или невоцерковленные.
Людмила24 декабря 2014, 12:32
Слава Господу за Его великую милость, за то, что Он не оставляет нас, заблудших, но ведет ко спасению. Таких чудесных историй много, только не все умеют рассказать об этом. Я вот читала и думала, что этот рассказ обо мне, за исключением некоторых нюансов. И православная прабабушка, и родители атеисты, и полное непонимание православной службы в храме, и разочарование в Библии (кто-то кого-то родил!), потом "благодетели" баптисты, потом пятидесятники, потом блуждания по конфессиям, потом разочарование, долгая глубокая депрессия, полнейшее отчаяние, желание покончить с жизнью. Пошла в католический храм, но душа не принимала, противилась. Меня всегда тянуло в православие, но я сопротивлялась, потому что сама ничего не понимала,а научена была протестантами, что православие - это язычество. Моя православная душа тянулась в храм, но мой ум все происходящее в храме воспринимал критически, противился. Я приходила, каялась и снова уходила, умоляла Бога показать мне мое место, открыть глаза, простить и спасти меня. С детства меня повсюду сопровождала молитва:"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости и помилуй меня грешную." Благодарю Господа, по великой Своей милости Он простил меня, принял меня в лоно родной православной церкви, где я обрела покой и радость несказанную. Помоги, Господи, всем заблудшим душам вырваться из страшных вражеских сетей и капканов, спаси души наши. Раба Божья Людмила.
Ирина24 декабря 2014, 10:16
Какая замечательная статья! Ее надо всем протестантам прочитать. Живой опыт искреннего духовного поиска и в итоге возвращение домой, в Церковь Христову. Леночка, как я рада за Вас и Вашу семью! Слава Тебе, Господи!
Алексей24 декабря 2014, 09:09
Спасибо Вам за статью. Искренне за вас радуюсь!
Спаси Вас Господи!
Михаил Власов24 декабря 2014, 02:25
Ответ Елене Есауловой (автору статьи): Елена, а тут особо углубляться или быть особым богословом чтобы разобраться- вовсе и не нужно :) Надо просто посмотреть на дату появления Протестантизма, а потом посмотреть на время появления харизматии, чтобы понять, что харизматы даже чисто хронологически, ну по времени появления- никакие не протестанты. Более того, если вы посмотрите догматику Лютеранства (Протестантизма) - а это Книга Согласия, 16 век, то более того что харизматы не протестанты, они по Книге Согласия будут соответствовать определению ереси анабаптизма, ибо харизматы не крестят детей (ересь), и отрицают реальное присутствие Тела и Крови Христовых в таинстве св. Причастия (опять ересь). Так что не протестанты они, а прямо противостоят протестантскому учению. По своему учению они повторюсь соответствуют анабаптизму, и хотя бы по этой простой причине никакими протестантами не являются. Елена, извините если я вас утомил своими комментариями :)
Наталья24 декабря 2014, 01:32
Елена, спасибо за рассказ!

все правда, как вы пишете! спасибо вам большое за искренность!!! у меня есть друзья-протестанты и муж когда-то ходил на эти собрания, я бывала с ним несколько раз "в церкви". я тогда считала себя православной, но в таинствах не участвовала. Было именно так как вы пишете - в храме было хорошо, тянуло туда, но было ничего не понятно, а у протестантов все понятно, но меня все время что-то смущало.
Потом, спустя несколько лет благодаря своей подруге я стала приходить в православный храм уже осознанно, начала исповедоваться и вот теперь уже понимаю, что к чему. С мужем раньше спорили на эту тему, он этим был больше меня увлечен, но теперь и он спокойнее воспринимает православие, уже давно не ходит в протестантскую церковь, детей крестили в православной церкви, надеюсь мы когда-нибудь сможем ходить с ним вместе и на причастие. Ваша статья вселяет надежду!
Ольга Смирнова23 декабря 2014, 21:52
Очень тронула статья...Мне лично знакомы люди,которые именно таким образом пришли к вере Православной.Храни Вас Господь!
Елена Есаулова23 декабря 2014, 19:18
Друзья, вновь благодарю за отзывы. По поводу того, являются ли харизматы протестантами или нет-смотря в чьей логике. В общепринятом понимании многих россиян и с точки зрения самих харизматов- являются. Если брать понятия религоведов - не факт. В их логике и баптисты и пятидесяники не протестанты и уж тем паче неосы. НО у нас в стране именно с ними ассоциируют протестантов. Опять же, на мнения каких религоведов опирать? Отечественных? Светских или верующих? Известно, что многие наши православные отцы и пасторы учатся на религоведов в обычных вузах.
Тут скорее не ошибка, с конфликт определений. Если углубляться в эти дебри, куда совсем не хочется уходить, получится отдельный труд, который должны писать очень умные люди, отнюдь не я.
православная23 декабря 2014, 16:26
Два года назад,отдыхая на море,встретили многодетную семью протестантов. Спросила у отца семейства,по какой причине он,русский человек,является приверженцем искусственно созданной веры,не свойственной нашему народу. Он объяснил это тем,что в годы учебы в училище он подсел на наркотики и протестанты вытащили его. Оветила ему:"Слава Богу,помогли. А теперь ты должен помочь собственным детям и не вести их тропой заблуждения". Как хочется,что бы этот молодой отец семейства из г.Остров прочёл эту статью. Очень полезная статья,когда человек на примере своей жизни,на своих ошибках предостерегает от ошибок других. Спаси нас, Господи !
Лариса23 декабря 2014, 14:42
Спаси Господи за повествование Вашей истории и Слава Богу за то, что не оставляет своих заблудившихся детей, дает им почувствовать в конце концов ту пустоту,незавершенность, которую несет протестантская вера. Хотя,стоит признать,что в протестантских общинах очень действенно помогают людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Но на все воля Божья и тех,кто сердцем уже готов понять,принять истинную православную веру,Господь приводит на правильный путь и,я думаю,Ваш рассказ поможет многим в этом.
Галина23 декабря 2014, 13:48
Спасибо за статью,Елена. Я из тех,кто ищет,заблудшая душа.У меня появилась подруга-протестантка,с ней я посещала ,где собирались интеллигентные образованные люди во имя Господа.Первое впечатление было как то не по себе,думала,почему эти люди называют церковью обыкновенный актовый зал? Было и есть много вопросов....Надеюсь и прошу, Господа, направить меня по правильному пути.В храме я бываю очень редко,но почему то мне одиноко и там....Помолитесь за меня,друзья! Всех с наступающим Новым годом! Здоровья,любви и мира!
Екатерина23 декабря 2014, 13:07
Прекрасная статья!
Только одно непонятно - какое отношение харизматы имеют к протестантам? Как бы они сами не пытались причислить себя к протестантству, что бы они не говорили своим собственным адептам, неопятидесятники были и остаются опасной сектой, со всеми присущими таковой признаками.
Немного странно и обидно встречать подобные грубые ошибки на главной странице крупного православного портала.
А так, статья и правда замечательная.
Sergy Kalashnikov Klssergy23 декабря 2014, 11:43
Спаси Господи, Вас, Елена и Вашу семью! Нужная статья для многих. Заставляет задуматься. К сожалению, для большинства людей любовь и вера открываются через скорби и лишения. Такие уж мы падшие! Дай Бог всем спастись и в разум истинный прийти без особых скорбей! Если возможно!
Ирина23 декабря 2014, 10:43
Елена, огромное спасибо за рассказ. У чем-то узнаю себя в нем.
Рита23 декабря 2014, 10:42
Рассказ очень впечатлил.
Недавно,возвращаясь со Всенощной на такси, случайно и вынужденно пришлось вступить в краткую беседу с молодым таксистом, инициировавшим разговор и оказавшимся именно протестантом-харизматом.
Мальчик не лицемерный, задумывающийся, видно, что ищущий и,как ему сейчас кажется, нашедший. Он молод, полон сил и очень воодушевлен своей общиной и наставниками. Вообще-то, не страшно, даже умилительно наблюдать. Но объяснять ему, что простого православного сразу настораживает пренебрежение к свято-отеческому преданию, легкомысленно-прагматическое ожидание "чудес", не говоря даже об отношении к таиствам, я не решилась. Он весь в единомышленниках, младших и старших друзьях, оценен ими, бросил серьезные зависимости, короче, счастлив. Сказал, что бабушка крестила его православным, он ходил в молодости в храм, но ничего не понимал и ничего не чувствовал, теперь же у него все другое. Приглашал на собрания, видно, что "проповедовать" старается и хочет.
Я не знаю, как реагировать на эту случайную встречу, парень точно хороший, интересный, с мужским стернем и,главное, свой какой-то.
Яна Кирина23 декабря 2014, 08:54
Спасибо автору за статью.
Мария23 декабря 2014, 02:39
Господь всё расставляет по своим местам - тихо, незаметно и верно! Спасибо Вам, Елена, за прочувствованный, выстраданный рассказ. Храни Вас Господь! )))
Михаил Власов23 декабря 2014, 01:50
Друзья мои, скажите, вот если я к примеру секту Береславского "Богородичный центр" Православием назову, вам будет приятно?... Думаю, что нет. Так почему же православные всех кого не лень называют протестантами? Напоминаю: вообще-то протестанты- это лютеране. Упоминаемые же в статье харизматы относятся религиоведами к неопротестантским сектам. Протестанты (лютеране) - не учат теологии процветания, протестанты учат теологии креста. Протестанты не считают себя без грехов, Мартин Лютер учит в Катехизисе ежедневному покаянию, так что никаких самолюбований от собственной якобы безгрешности, нет- протестанты так не учат. Далее: протестанты НЕ НАЗЫВАЮТ иконы идолами, запомните это пожалуйста, протестанты не примитивны, вспомните хотя бы великого композитора, лютеранина И. С. Баха. Так что пожалуйста: будьте корректнее с использованием слов протестант и Протестантизм.
Олег23 декабря 2014, 01:13
Удивительная история,думаешь - как суетны мысли человека,мне тоже довелось блуждать в поисках Господа.В душе о Православии никогда плохо не думал,приходилось слышать разные отзывы,внутренне я не был согласен,что и высказывал в спокойствии.Сейчас посещаю Православный приход,ищу милости Господа и прощения.Помолитесь о моем исцелении,и о моей семье.Спаси вас Бог!
Ольга Шердюкова23 декабря 2014, 00:04
Спаси и помоги Вам Господь!Очень рада что история с хорошим концом,когда человек искренно ищет Бога и не боится признавать свои ошибки,Господь непременно ему помогает:)
Евгений22 декабря 2014, 23:44
Молчаливая проповедь православных храмов,призыв колокола:"приидите вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы".....Свете Тихий....
Владислав Махно22 декабря 2014, 23:27
Спаси Вас, Господи, Елена! Будем все в оградке Нашей Церкви и ничего нам не страшно.
Большое спасибо за Ваш рассказ.
Светлана22 декабря 2014, 22:49
Леночка, спасибо Вам за статью.
Савушка22 декабря 2014, 22:27
Лена,спаси Господи за искренний рассказ!Может быть он вернет домой- в православную церковь других заблудившихся на пути к вере.
Люба22 декабря 2014, 20:37
Спасибо.Храни Вас Господь.
миша22 декабря 2014, 20:26
да уж. любить надо всех ...люди к нам потянутся


Елена Есаулова22 декабря 2014, 19:04
Дорогие друзья, спасибо за отзывы и теплые слова и стихи.
Если будет желание и возможность - молитесь пожалуйста за нашу семью - Александра, Елену, Софию и младенца Сергия.
В моей истории изложено только самое важное- я постаралась не утомлять читателей изобилием фактов, текст и так вышел слишком объемный, многое осталось за кадром.Пару предложений убрали редакторы и это нормально - как профессиональный журналист я их понимаю. Я еще писала, что протестантский мир крайне разнороден и пёстр, масса вариаций учений и доктрин, порой противоречивых. Баптисты избегают мистики - харизматы или неопятидесятники, напротив, её культивируют, при собраниях есть школы, где учат пророчествовать и тп.
Чем больше времени проходит, тем меньше хочется вспоминать об этом периоде.
Елена, к счастью, таких не единицы. Только я лично знаю пару десятков таких людей (среди них 6 человек уже - православные священники). Планирую рассказать и их истории здесь, на православии ру.На "одноклассниках" есть целая группа православных, вышедщих из протестантизма.
Владимир Степанов, на самом деле, со временем я поняла, что Евангелие-слишком ценно чтобы впихивать его на улицах, подобно дешевый товар коммивояжеров. И то, что не в нашей русской ментальности подобный формат проповеди.

22 декабря 2014, 18:30
реву-не могу
не ценим мы, что имеем...
Спаси Христос!
Любовь Украина22 декабря 2014, 17:39
Спаси Господи Вас, Елена. Спасибо за рассказ, довели до слез. Храни Вас Бог и нас всех грешных.
Елена22 декабря 2014, 17:33
Хорошая история! Жаль , что таких единицы ((((
Екатерина Филатова22 декабря 2014, 17:30
Слава Богу!
Galina Zaretskaya-Kovaleva22 декабря 2014, 17:19
Спасибо,тронуло откровение автора до глубины души.Среди моих знакомых тоже вижу заблудившихся.Чаще их привлекают секты простотой и разрешением самовозвышаться над другими ,тем самым отвергая видение греха своего.Трудности признания своих грехов,невежество,нежелание приводит в секты,где нет покаяния,разрешено многое.Да,через свободу выбора человек попадает в сети дьявола не замечая этого.Хотим красиво жить,ценя формы больше внутреннего мира,не видя привязок порочных,лицемерия-всё закладывается в семье с детства,что во взрослой жизни создаёт большие трудности по Пути к Богу.Дай Бог,чтобы человек как можно раньше бы понял это и успел бы ,пройдя даже секты вернуться домой в Православие,где труднее ,но зато на пути с покаянием,без которого нет развития души.
Катя22 декабря 2014, 16:17
Да, ну, и статья! Спасибо! Просто до слез...
Вспомнила свое первое причастие, как и автор практически ничего не понимала тогда в православии. Батюшка сказал, что именно мне надо прочитать три канона. Я читаю и плачу, и плачу, и плачу и только одна мысль, ну, откуда батюшка знал, что это все про меня? Как он догадался?...

Насчет знания, точнее незнания, Евангелия в православной Церкви - в самую точку. У нас в районе тоже ходят то ли протестанты, то ли еще какие сектанты, но Евангелие они знают и Библию в целом знают и аргументация у них убедительная, подготовленная. Если Евангелие не чилал - сложно им возразить. А про опасность общения с ними в Церкви почему-то не принято предупреждать. Как там автор сказала, "батюшки заняты"? Что-то в этом есть.

Спаси, Господи!
Анатолий22 декабря 2014, 13:39
Слава Господу нашему Иисусу Христу во веки веков! Аминь.
Динара22 декабря 2014, 13:23
Слава Богу и спасибо Вам!
Сергей Дорохин22 декабря 2014, 13:20
как всё знакомо.пережил будто заново."богословы академические,не пришедшие от ветхости своей в состояние обновления,пробавляются "молоком"Слова Божия,переливая его в разные формы.поэтому и протестанты никогда не войдут в глубину познания Слова Божия,что толкуют его своим падшим разумом"(из книги "Старец Силуан")
ирина22 декабря 2014, 12:52
Спасибо Вам за урок.Раньше я не знала,кто такие протестанты...В этой статье все так четко и ненавязчиво рассказано про христианство,в разрез протестанству...Это большой опыт,опыт вашей души.Спасибо что вы поделились с нами своим нелегким опытом,но Бог милостив....
Светлана Смирнова22 декабря 2014, 12:28
Спасибо, получила ответы на многие свои вопросы.Я православная,регулярно посещаю церковь.В настоящий момент у меня в квартире делает ремонт мастер,он протестант.Мы с ним часто беседуем о Боге,о вере.Я увидела в нем искреннюю веру.Господь исцелил его ребенка от смертельной болезни.Я думала,что они же тоже христиане,т.е. стала их как-то оправдывать.Изумляло их знание Евангелия.В дискуссии стараюсь не вступать.Прочитав вашу статью,многое поняла. Спасибо.
Мирина22 декабря 2014, 12:16
Путь

Путь твой, уж очень труден
Понять должна одно и не забыть,
Чтоб всё легко тебе пройти
Внимательной должна ты, быть

И если, спотыкаясь ищи в себе порок,
А проще слабость и просто изживай,
Чтоб чистой передо мной быть,
Не так-то просто – это знай,

И если, чувствуешь лукавый рядом,
То снова слабость есть в тебе,
И будь внимательной в пути,
И чтобы легче было не забывай молитв моих,

Читай иди, и ты не бойся, пусть вера будет,
Перед тобой как факел, и путь твой освещает,
Твой путь – тяжелый, не из легких
и знай одно,

Что были, перед тобою люди,
Что этот путь они прошли, сумели
И не испугались, и если кто-то спотыкался,
он вновь вставал, и дальше шёл.

Ты просто не пугайся.
Ты знай одно, что всех люблю,
И просто чистыми ко мне,
должны в мой дом вернуться.

Я постараюсь, я пойму, и я к Тебе, Отец приду,
И слёзы снова на вернулись, как стыдно мне,
Перед Тобой, как к чистой истине простой,
Я так уж много, собрала грехов уж на своём пути,
Ты просто, всех со мной прости!!!
Прости за то, что сделали мы грязь, везде,
На маленькой и крохотной Твоей земле,
Что мы не создавали, но насорили на пути,
И многое по жизни мы сломали.


И Ты, как любящий Отец – прости!
И хочется почистить всё, исправить!
Но время всё, ведь в пять не повернуть
И с истиной простой – любить всё, что я вижу,
начать свой путь и помогать, всем тем,
кто о Тебе не знает.

(3 ангела) 14 декабря 2014
Татьяна22 декабря 2014, 12:13
Хорошо Владимир написал. :)
Kсения22 декабря 2014, 12:10
Слава Тебе Господи, что нашлась "овечка" вернувшаяся в свое стадо. Помоги всем нам Господи и не остави нас до конца.
Manana Tuaeva22 декабря 2014, 12:07
lenochka, vi _ chudo! kak ia vas liubliu!
Владимир22 декабря 2014, 12:01
Храни Вас Господь. Терпения Вам. Молодцы.
Лидия22 декабря 2014, 11:44
Леночка!
Как же я понимаю Вас!
Я совсем недавно тоже прожила подобное прозрение - история моя аналогична Вашей!
Удачи Вам, счастья!
Спокойствие душевное возвращает нам наша Церковь.
Ирина22 декабря 2014, 11:42
Елена, я очень рада за Вас и Вашу семью!
МаринА22 декабря 2014, 11:27
Здорово! Первый раз, возможно за счёт искренности изложения, мне стало понятно, что и как происходит в протестантских организациях. Спасибо.
Людмила.Тбилиси.22 декабря 2014, 10:54
Как я рада за Вас ,Елена!
Всех благ Вам и спасения души!
Владимир Степанов22 декабря 2014, 10:51
Да, Церковь Христова тиха и ненавязчива. Я удивлялся раньше, почему нет призывов посещения Православной Церкви.
А всё потому, что Он всё в ней сделал для свободного и осознанного выбора. Никакого насильственного воцерквления, ни малейшего намёка для человеческого разума! Господь настолько смирен, что просто тихо ожидает от нас разжжения сердечного огня настоящей любви к Нему и позывов наших душ.
Но после сердечного выбора, Богом созданный мир из плоского, превращается в ту самую объёмную красивую картину, о которой упомянула автор.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×